Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на
открытии XV Рождественских образовательных чтений
Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и
Преосвященства, Многоуважаемые Представители Государственной
власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствуем участников XV Рождественских
образовательных чтений и поздравляем с минувшими Великими
праздниками, к которым приурочено проведение настоящего
форума — Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и
Крещением Господним.
В этом году проходят пятнадцатые Рождественские
образовательные чтения, которые стали традиционным
общественно-церковным форумом, собирающим для обсуждения
важнейших тем духовно-нравственного развития общества и
проблем современного образования широкий круг лиц из разных
уголков нашего Отечества, ближнего и дальнего зарубежья.
Рождественские чтения зародились в начале нового
исторического периода бытия Русской Церкви, периода
приобретения свободы, в том числе свободы проповеди веры.
Именно благодаря Чтениям началось широкое обсуждение с
представителями науки, педагогическими коллективами,
общественными организациями, силовыми структурами актуальных
проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего
поколения.
Минувшие годы продемонстрировали общественную значимость
данного форума, показателем чего является постоянное
увеличение числа людей, участвующих в его работе. Если на
Первых Чтениях, прошедших в 1992 году, присутствовало всего
несколько сотен человек, то в прошлом году число участников
превысило 12 тысяч, было прочитано более тысячи докладов.
Таким образом, Рождественские чтения можно назвать
крупнейшим ежегодным образовательным форумом, проводимым в
России.
Последнее десятилетие прошедшего века и первые годы
нынешнего ХХI столетия ознаменовались всесторонним
возрождением Русской Православной Церкви, ожили сокрытые до
времени внутренние силы верующего народа, по всей Руси вновь
открылись тысячи храмов и сотни монастырей.
В настоящее время гораздо больше людей, особенно молодых
и среднего возраста стало приходить в храмы. По данным
исследований, за последние два десятилетия верующий человек
в России помолодел почти на 20 лет. Если в середине 80-х
годов средний возраст верующих был равен 62-63 годам, то
сейчас 44-45. Вера стала действительно немаловажной
составляющей жизни десятков миллионов россиян.
Но церковное возрождение отнюдь не является лёгким делом.
Большинство нынешних россиян по-прежнему не имеет глубоких
познаний об истинах отеческой веры, далеко отстоит от
активного, всецелого участия в церковной жизни. Немногие из
нас помышляют, прежде всего, "не о пище тленной", но о том,
что приводит человека "в жизнь вечную" (Ин. 6:27).
Для сохранения стойкости в вере перед лицом любых
испытаний жизненно необходимо, чтобы Православие стало не
просто неким обрамлением мирской жизни, но центром, мерилом
и силой всех наших поступков, мыслей и слов.
Вот почему и священнослужителям, и мирянам надо расширять
просветительскую деятельность. Мы видим главную цель
Рождественских чтений в том, чтобы голос Церкви,
проповедующей Истину Христову, мог быть услышан и понят
всеми людьми, жаждущими духовного преображения —
многомиллионной аудиторией средств массовой информации,
учащимися школ и вузов, воинами и рабочими, интеллигенцией и
хлебопашцами. Словом всеми, кто жаждет слова Истины.
В связи с этим, вопросы духовно-нравственного образования
и воспитания подрастающего поколения как никогда оказываются
востребованными.
Образование во все времена было важной частью церковной и
общественной жизни, поскольку от его состояния напрямую
зависит будущее любой страны и её народа. Христианам
свойственно полагать своей неотъемлемой задачей
осуществление просветительской миссии, в соответствии со
словами Спасителя: "Идите, научите все народы" (Мф. 28:19).
В связи с этим, забота о содержании, формах и методах
образования, а равно и о его влиянии на общество не может
оставаться вне внимания Церкви. Даже в эпоху, когда
религиозная жизнь была жестко ограничена в своих проявлениях
атеистической идеологией, христиане ясно осознавали важность
духовного воспитания подрастающего поколения, стараясь,
насколько возможно, в семейном кругу привить своим чадам то,
чего стремилась их лишить пропитанная материалистическим
духом система образования.
Встаёт вопрос, а для чего нужно учить? Отвечая на него,
святитель Василий Великий свидетельствует: "Учить не затем,
чтобы только знали, но наипаче для того, чтобы и жили
сообразно с учением". Отсюда главная задача образования —
научить каждого человека следовать указаниям совести. Это
даёт возможность укрепить в обществе духовно-нравственные
нормы. Вот почему Церковь стремится к тому, чтобы и
образовательный, и воспитательный процессы основывались на
тех вечных идеалах и ценностях, которые давали бы импульс к
созидательной, творческой деятельности.
К сожалению, современное образование приобрело
практический, а в некоторых случаях можно даже сказать —
меркантильный характер. Более того, оно порой становится
товаром с соответствующей ценой и перспективой дальнейшего
умножения инвестиций, а воспитание, нравственное
формирование человеческой личности часто считается делом,
весьма отдаленно относящимся к школе. При этом молчаливо
предполагается, что воспитание принадлежит исключительно
сфере семейной.
Но может ли современная семья в полной мере справиться с
этой задачей? Думаем, что нет. Ибо современная семья
практически утратила своё главное христианское
предназначение — малой церкви, в которой муж и жена
неразрывно связаны друг с другом, подобно союзу Христа и
Церкви, взаимной любовью. Дети, исполняя одно из
предназначений брака, в своей простоте и чистоте
способствуют созданию малой церкви по завету Спасителя: "Где
двое или трое собраны во имя моё, там я посреди их" (Мф.
18:20). Таков идеальный образ православной семьи, количество
которых, мы надеемся, будет расти.
Еще одной важнейшей задачей для всего нашего общества
является решение проблемы детей, воспитывающихся в приютах и
детских домах. Их число превышает семьсот тысяч человек.
Нынешний 2007 год объявлен Годом ребенка. И мы обязаны
обратить свои взоры на эту категорию детей, большинство из
которых являются сиротами при живых родителях.
Многие православные священнослужители и просто верующие
люди откликнулись на наш призыв брать на воспитание сирот в
свои семьи. Однако мы столкнулись с очень сложными правилами
оформления опекунства и усыновления. Здесь без доброй воли и
помощи государственных властей не обойтись.
Одним из шагов, направленных на решение этого вопроса
могло бы стать учреждение должности Уполномоченного по
правам детей при Президенте Российской Федерации с широкими
полномочиями, подобно тому, как это существует в Европейском
содружестве. Пора совместными усилиями раз и навсегда решить
проблему сиротства и беспризорности в нашей стране. Хотелось
бы, чтобы все мы осознали — будущее наших детей, а значит и
всего государства, в наших руках.
Важнейшим фактором, оказывающим влияние на нравственное
состояние общества, является деятельность средств
информации. Невозможно ожидать морального преображения наших
сограждан, если с экранов телевизоров, по радио, с газетных
полос и Интернета на них постоянно обрушивается поток
негативной информации.
Одновременно, современное искусство демонстрирует и
положительные примеры. Ярким образцом попытки христианского
подхода к культуре стал фильм "Остров". Однако, к сожалению,
это единичное явление, между тем, мы имеем богатый
исторический материал, изобилующий примерами
высоконравственного отношения к людям и способный стать
основанием для создания хороших фильмов.
Именно поэтому наблюдаемое иногда желание вытеснить веру
и религиозное сознание на периферию общественной жизни,
сделать религию исключительно "частным делом" каждого
отдельного человека, оставив ей исключительно область
"убеждений" и тем самым изъять её из процессов общественной,
культурной и исторической жизни народа, несомненно, должно
быть признано деструктивным явлением.
Применительно к теме современной школы следует также
сказать, что боязнь увидеть священника в школе, вероятно,
является пережитком советского прошлого. Касательно
преподавания Основ духовно-нравственной культуры отмечу, мы
выступаем за то, чтобы дети, крещеные в Православной Церкви,
а их во многих регионах более 90%, могли знать основы своей
религии, и преподавать это могут воцерковленные школьные
учителя. Для подготовки таких кадров у нас есть учебные
заведения такие, как Свято-Тихоновский Гуманитарный
университет. Ведение этого предмета в школьную программу не
может быть нарушением принципа светскости, зафиксированного
в Конституции, более того, это явится самым действенным
средством против ослепляющих ум националистических и
экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в
религиозном невежестве общества и особенно его молодого
поколения.
Многополярность мировоззрений ставит сегодня задачу
приобщить учащихся к широкому кругу взглядов на
принципиальные вопросы. К таковым традиционно относятся
проблемы возникновения жизни, происхождение Вселенной,
появление человека. И никого вреда не будет школьнику, если
он будет знать библейское учение о происхождении мира.
Осознание человеком, что он является венцом творения Божия,
— только возвышает его, а если кто хочет считать, что он
произошел от обезьяны — пусть так считают, но не навязывают
этих взглядов другим.
Говоря о духовно нравственном воспитании, нельзя обойти
тему Армии. Для Церкви военнослужащие во все времена
являлись важной сферой пастырского попечения, ибо они, служа
отечеству, проявляют готовность отдать жизнь "за други
своя". Конституцией каждому гарантировано право "совместно
исповедовать религию", почему же те, кто служат своему
народу, не всегда имеют эту возможность. Духовное состояние
солдата не является чем-то второстепенным, но от него
напрямую зависит внутренняя атмосфера в коллективе и, в
конечном счете, — боеспособность всей армии и безопасность
государства. Поэтому Церковь и выступает за то, чтобы те
молодые православные люди, которые служат в армии, могли бы
иметь духовную пастырскую поддержку.
Уважительное отношение к свободе человеческой личности,
является неотъемлемой частью цивилизованного общества. В
связи с этим хотелось бы отметить, что демократические
основы устроения жизни народа и государства требуют уважения
общечеловеческих прав не только тех граждан, которые
составляют меньшинство, но и представителей большинства, к
каковым по данным социологических исследований относятся в
России православные.
Свидетельство Церкви осуществляется через её присутствие
во всех сферах жизни общества. Церковь имеет попечение обо
всём, что затрагивает душу человека, и именно поэтому она
активно противостоит вражде и разделениям, осуждает
преступность и безнравственность, поднимает свой голос в
поддержку обездоленных и страждущих, заботливо опекает
молодое поколение.
И я всем сердцем верю, что Церковь, которая с честью
преодолела трудности и трагедии ушедшего века, будет во все
времена стоять непоколебимой твердыней.
Опубликовано на сайте "Седмица.Ru" 29
января 2007 г.
Присягой на Евангелии в присутствии
Патриарха Болгарского Максима начал свой второй
президентский срок Георгий Пырванов
Вслед за ним клятву принес и вице-президент Ангел Марин.
После принесения присяги о защите Конституции и законов
страны, а также подписания декларации оба руководителя
поцеловали руку Патриарха и Евангелие, лежавшее на
парламентской трибуне.
Седмица.Ru
В Тобольске будет открыт доступ в крипту
кафедрального собора, где покоятся останки пятнадцати
архипастырей, возглавлявших в разное время Тобольскую
кафедру
Как сообщил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий,
"доступ для посетителей в нижний придел кафедрального храма,
возможно, будет открыт уже летом. Крипта состоит из
нескольких помещений, некоторые соединены ходами. Мы и сами
не знали, что под Софийско-Успенским собором могут быть
обнаружены захоронения архипастырей. Найденные помещения и
надгробия приводятся в надлежащий вид; работой занимаются
археологи, историки, реставраторы".
Православие.Ru
В Детройте пройдет конференция для
бывших лютеранских пасторов, желающих перейти в Православие
На первую совместную общенациональную конференцию бывшие
лютеранские пасторы соберутся в начале февраля в Детройте
(шт. Мичиган).
"Мы с женой много молились о нашем выборе, это было
непросто, но мы верим, что Господь нас ведет", - признается
один из пасторов, отец Джон Фентон.
В октябре отец Джон вместе с супругой и шестью детьми
оставил службу в лютеранском приходе в Детройте с хорошим
окладом и переехал в скромный домик на окраине. Вместе с 16
другими бывшими священниками-лютеранами он намерен учредить
новый православный приход.
По словам отца Джона, он долго наблюдал за тем, как
многие Христианские Церкви сегодня переживают кризис из-за
богословских противоречий, тогда как Православие, напротив,
"является оазисом христианской традиции с неизменяемым
веками богослужебным стилем и прославлением мистической силы
святых".
Православие.Ru
В преддверии торжеств, посвященных 780-летию крещения
карелов, в Петрозаводск привезены частицы святых мощей
2007 год в Карелии отмечается 780-летний юбилей крещения
карелов. В начале этого праздничного года в Петрозаводск
были доставлены святые мощи Киевских чудотворцев.
В ХIХ веке частицы святых мощей 73 Киевских и
Новгородских чудотворцев по распоряжению Святейшего Синода
были привезены в Петрозаводск. Принимал эти святыни 17
ноября 1829 года первый епископ Петрозаводский и Олонецкий
Игнатий, который вышел им навстречу во главе крестного хода
и на сребро-позлащенном блюде нес ковчеги с мощами до
собора.
С того времени ежегодно в первое воскресенье после 17
ноября в петрозаводском Соборе торжественно чествовали
святых чудотворцев Киевских и Новгородских. Их мощи
хранились в серебряной плащанице, выкованной в
Санкт-Петербурге на пожертвования горожан. На ее кипарисной
доске было изображен Христос, а вокруг Него симметрично
располагались ковчежцы с частицами мощей, закрывавшиеся
верхними досками с изображением ликов святых.
В советское время плащаница была осквернена, а частицы
святых мощей кощунники рассыпали по Соборной площади и
затоптали. Кованая серебряная плащаница была перелита в
слиток, до нашего времени дошел только снимок этой старинной
святыни.
Мощи, привезенные в Петрозаводск в 2007 году, помещены в
Александро-Невский кафедральный собор. Они положены в
мощевик, устроенный на пожертвования прихожан собора.
Святыня будет выноситься для поклонения во время праздничных
полиелейных служб.
Служба коммуникации ОВЦС МП
Тверская епархия учредила кассу
взаимопомощи, цель которой - сбор "средств для осуществления
материальной и гуманитарной помощи духовенству,
причту и их семьям в экстремальных ситуациях (пожар,
болезнь, несчастный случай)". Касса будет работать по
принципу обязательных ежемесячных сборов со священников и
диаконов. Гласность в работе кассы взаимопомощи и контроль
за её деятельностью обеспечивается двумя органами -
епархиальным советом и собранием духовенства епархии.
Седмица.Ru
7,5 годам лишения свободы приговорил
районный суд Курска 42-летнего гражданина Грузии,
совершившего кражу главной иконы из Знаменского
кафедрального собора города.
Незадолго до кражи мужчина устроился в монастырь
разнорабочим, а через две недели исчез вместе с иконой и
другими ценностями Знаменского собора. Приехав в Москву,
мужчина продал икону в одном из антикварных салонов за 1700
долларов. Задержали его через полтора месяца после
совершения кражи. Икона уже возвращена в Курский
кафедральный собор.
Седмица.Ru
18 февраля 2007 года с 21-00 до 22-30
часов на форуме добровольцев интернет-сайта "Милосердие.ру"
будет проходить вторая онлайн-встреча организаторов,
координаторов и участников движений и организаций,
деятельность которых направлена на дела милосердия:
служение сиротам, нуждающимся в больницах, пожилым
одиноким людям, людям с ограниченными возможностями. Встреча
будет организована в разделе "Что такое быть добровольцем?"
по адресу www.miloserdie.ru/milobb/viewforum.php?f=12
Планируется, что ее участники обсудят следующие темы:
"Организация служения добровольцев: кто и что мешает
оказывать помощь и как с этим справляться", "Налаживание
взаимоотношений с руководством больниц, детских домов и
подобных заведений", "Трудности и приемы эффективной
организации работы добровольцев".
В Санкт-Петербурге открылась школа
военного духовенства При Отделе по взаимодействию с
Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви
открыта "Начальная школа военного духовенства"
(10-ти месячные курсы по катехизации военнослужащих и
гражданских лиц мужского пола).
Окончившие школу получают свидетельство установленного
образца, и будут иметь право духовного окормления
военнослужащих Вооруженных Сил и сотрудников
правоохранительных учреждений на всей территории Российской
Федерации.
Седмица.Ru
В католической Польше, в отличие от России, Основы
Православия свободно преподаются в школах
В Польше каждый православный школьник имеет возможность
изучать основы своей веры, сообщил митрополит Варшавский и
всея Польши Савва. "Без обучения Закону Божию никогда не
полюбишь православие. Русь всегда была связана с
православием, это немыслимо, чтобы этого ("Основ
православной культуры" в российских школах - ред.) не было.
Всеми силами добивайтесь этого!", - призвал владыка Савва на
пресс-конференции в Москве.
Он сообщил, что в польских школах Закон Божий для
православных учеников преподается уже 17 лет в соответствии
с заключенным в 1991 году соглашением между Польской
Православной Церковью и государством - первым в истории
страны со времен Речи Посполитой соглашением между
государством и Православной Церковью.
Владыка Савва также назвал "стабильным" сегодняшнее
положение Польской Православной Церкви, отметив, что главной
проблемой, беспокоящей также и католиков, является массовый
отъезд из Польши молодежи в страны Западной Европы и США, а
также опустение сельских приходов из-за переезда населения в
города.
Также, по его словам, негативную роль для православной
Польши играют смешанные браки, в результате которых
православные верующие в большинстве своем принимают
католичество.
Отношения православной общины с Католической Церковью
Польши, по его словам, "зависят от юмора", то есть от
настроения духовенства с обеих сторон. "Бывают отношения
очень дружными, но бывают и натянутыми. Сейчас, слава Богу,
все спокойно", - отметил владыка Савва.
В настоящее время Польская Православная Церковь
насчитывает около 500 тыс. верующих, что составляет примерно
2% от населения страны, тогда как до второй мировой войны в
православной Польше проживало более 5 млн. человек. В стране
действует 400 православных храмов, 350 приходов, семь
монастырей, шесть епархий, православная духовная семинария и
академия.
Патриархия.Ru
Патриарх Алексий обсудит с делегацией РПЦЗ последние штрихи
восстановления церковного единства
Полномочная делегация Зарубежной Церкви прибудет в
российскую столицу 29 января в составе первого зампреда
Архиерейского Синода РПЦЗ архиепископа Сиднейского и
Австралийско-Новозеландского Илариона и главы комиссии по
переговорам с Московским Патриархатом архиепископа
Берлинского и Германского Марка.
Запланирована встреча представителей Зарубежной Церкви с
Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и главой ОВЦС
митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
"Среди прочего планируется обсудить вопрос о статусе
клириков, перешедших в свое время в РПЦЗ из Московского
Патриархата с нарушением канонических норм, а также
технические детали намеченной на 17 мая церемонии в храме
Христа Спасителя, связанной с подписанием "Акта о
каноническом общении", - рассказал представитель ОВЦС.
В конце декабря прошлого года Священный Синод Московского
Патриархата постановил, что в связи с дополнительными
предложениями, которые были сделаны нью-йоркским Синодом,
необходимо "достигнуть согласования по вопросам, которые
должны быть урегулированы до вступления в силу "Акта о
каноническом общении".
"Акт о каноническом общении" был разработан церковными
комиссиями и одобрен Синодом Московского Патриархата в июле,
а Синодом РПЦЗ - в сентябре 2006 года. Его подписание будет
означать окончательное преодоление разделения Русской
Церкви, которое произошло в 1920-е годы в результате
Октябрьской революции и гражданской войны.
Интерфакс-Религия
В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЛАНИРУЕТСЯ ВВЕСТИ ПРЕПОДАВАНИЕ
ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Курган, 19 января 2007г.
В Кургане губернатор области Олег Богомолов и епископ
Курганский и Шадринский Михаил подписали 19 января
бессрочное соглашение о сотрудничестве исполнительной власти
региона и Курганской епархии в сферах образования, культуры
молодежной политики, здравоохранения, социальной защиты
населения, информации и печати, духовно-нравственного
просвещения.
Как сообщает официальный сайт Московского Патриархата, в
церемонии подписания соглашения также приняли участие члены
правительства области, руководители управлений социальной
сферы и руководители отделов и благочинные церковных
округов.
Предыдущее соглашение было подписано в 1996 году и
несколько устарело, новый же документ разработан на основе
современного законодательства по вопросам свободы совести и
с учетом активизации социального служения Русской
Православной Церкви. Как сообщил Олег Богомолов, в Зауралье
областные органы управления, районные и городские
администрации наладили с епархиальным управлением тесное
взаимодействие в вопросах просвещения, охраны памятников
культуры федерального и местного значения, помощи
нуждающимся, борьбе с алкоголизмом и наркоманией.
Среди новых сфер сотрудничества, закрепленных в
соглашении, - работа по развитию региональной системы
духовно-нравственного оздоровления общества и укрепление
традиций российской государственности в Зауралье, введение
предмета «Основы православной культуры» в образовательных
учреждениях, поддержка епархией работы
культурно-образовательных центров в селе и многое другое.
Олег Богомолов также отметил значение совершаемого
Церковью духовно-нравственного воспитания славянского
населения области, благотворительности и милосердия. В свою
очередь он обещал помощь и поддержку региональных властей в
развитии Далматовского и Чимеевского монастырей и
строительстве в Кургане Богоявленского храма на берегу
Тобола.
Как стало известно, к празднику Крещения администрация
выделила в центре Кургана помещение для работы Православного
общества педагогов и психологов.
www.pravoslavie.ru
До 15 июля Фонд поддержки христианского кино "Покров"
проводит конкурс на лучший сюжет и сценарий православного
фильма
Принимаются сценарии для документального, анимационного и
игрового кино. Отдельно будут рассматриваться идеи новых
православных телепередач, которые будут производиться
совместно с телеканалами Украины и России. Работы на конкурс
"Лучший сценарий православного кино" принимаются в форме
оригинального законченного литературного или специфического
киносценария без ограничения объёма предложения. Работы
присылаются в электронном виде в форматах *.doc, *.rtf, *.pdf
или машинописном (наборном) виде. Синопсисы и идеи не
рассматриваются, либо рассматриваются вне конкурса.
Материалы, предоставленные на конкурс, не рецензируются и не
возвращаются. При сценариях анимационных фильмов должны
прилагаться изображения главных персонажей в виде картинок в
форматах *.jpg, *.jpeg, *.tif или *.bmp. Достаточно 3-х
персонажей и 1 демонстрационного фона. Сценарии снятых
фильмов не принимаются. Конкурсные работы присылайте на
адрес: фестиваль "Покров", ул. Тимирязевская, 1, Киев 01014.
Новый фильм Гибсона тоже обвинили в
отсутствии политкорректности
Индейские общины, старейшины и жрецы племени майя подали
жалобу в комиссию мексиканского штата Юкатан про правам
человека на фильм Мела Гибсона "Апокалипсис". Они считают
фильм Гибсона "дискриминационным и очерняющим историю и
культуру майя". По их мнению, зритель получает искаженное
представление о цивилизации майя как о жестокой и
построенной только на массовых человеческих
жертвоприношениях.
В жалобе указывается, что, по мнению некоторых историков
и археологов, у майя, в отличие от более ранней цивилизации
тольтеков, человеческие жертвоприношения практиковались
только по большим праздникам или по случаю природных
катаклизмов. "Подобная практика существовала и у других
народов, в том числе и европейских, - говорится в жалобе. -
Очень жаль, что в фильме не нашли отражения великие
достижения майя в астрономии, математике и искусстве".
Индейцев также возмутило то, что конкистадоры предстают в
фильме как спасители народа от хаоса, кровавых жертв и
жестоких правителей.
Предыдущий фильм Мела Гибсона, "Страсти Христовы", также
навлек на себя обвинения в неполиткорректности вообще и в
антисемитизме в частности.
Седмица.Ru
Сайентологи считают Тома Круза своим
"Христом"
Лидеры сайентологии называют голливудскую звезду Тома
Круза "Христом" этого учения и внушают актеру, что он был
"избран" для свидетельства своей веры по всему миру.
"Как и Христос, он (Т. Круз - ред.) подвергается критике
за свои взгляды. Но будущие поколения осознают его правоту",
- заявил глава "сайентологической церкви" и близкий друг
Тома Дэвид Мискэвидж.
По его мнению, в будущем Т. Крузу будут молиться, как
Христу, за его миссионерские труды по распространению
сайентологии.
Сегодня 44-летний Круз, присоединившийся к
сайентологической церкви в 1980-е годы, считается одним из
"первых лиц" этого учения.
Интерфакс-Религия
Шесть ноль.
Всех "Орлов" получил "Остров"
В субботу вечером на "Мосфильме" состоялась пятая
юбилейная церемония вручения премии "Золотой орел".
В номинации "Лучший фильм" соревновались "Дневной дозор",
"Живой", "Изображая жертву", "Мне не больно" и "Остров". При
этом авторы "Острова" оказались единственными, кто попал во
все четыре номинации, считающиеся самыми важными: фильм,
режиссура, сценарий, операторская работа. И во всех выиграл.
Лучшим режиссером был назван Павел Лунгин, лучшим
сценаристом -- надавний выпускник ВГИКа, ученик Юрия Арбова
Павел Соболев, лучшим оператором -- умерший три дня назад
Андрей Жегалов. Плюс к этому "Остров" получил еще "Орла" за
лучшую мужскую роль второго плана -- Виктор Сухоруков, и,
конечно же, обладателем приза за лучшую главную мужскую роль
стал Петр Мамонов.
Всего шесть статуэток, все первостепенные -- абсолютный
рекорд. Еще более удивительный тем, что Лунгин никогда не
был человеком из круга Михалкова, не так давно конфликтовал
с ММКФ, в общем "блатной" эту победу никак не назовешь.
"Дозор" ограничился наградами за монтаж и звук, "Живой"
Александра Велединского по сценарию Игоря Порублева, "Мне не
больно" Алексея Балабанова и "Изображая жертву" Кирилла
Серебренникова не получили вообще ничего. Еще один очевидный
лидер сезона -- фильм Бориса Хлебникова "Свободное плаванье"
-- был представлен в единственной номинации: "Режиссер
монтажа" (Иван Лебедев), и тоже, естественно, пролетел.
Лучшей актрисой названа Анна Михалкова ("Связь" Дуни
Смирновой), а за лучшую женскую роль второго плана
награждена Чулпан Хаматова ("Многоточие" Андрея Эшпая).
Впервые на "Орле" случилось нечто подобное. Поскольку
наградами здесь ведает не коллективный, а высший разум,
распределение призов всегда было исключительно толерантным:
без наград в той или иной номинации не оставляли никого из
фаворитов. То, что произошло с "Островом", -- абсолютная
революция, дань благословению Патриарха и общественным
настроениям.
В московской светско-культурной жизни, собственно, -- два
удивительных и во многом схожих между собой явления:
театральная премия "Чайка" и кинематографическая -- "Золотой
орел". ("Пернатость" в названии обеих тоже, видимо, не
случайна.) "Чайку" придумали и проводят три славные и
одаренные девушки: Лена Лапина, Катя Коновалова и Полина
Зуева. Ничьих пристрастий, кроме пристрастий самих девушек,
премия не выражает, о влиянии ее говорить смешно, но сама
церемония всегда столь хороша и изобретательна, что "Чайка"
стала любимой премией театральной Москвы. Нечто подобное
происходит и с "Орлом". То есть его-то как раз создали люди
очень влиятельные. Но, как отлично помнит сообщество,
сделали это в высшей степени некорректно по отношению к уже
существующей "Нике", породив войны, склоки, и грязь; в
добросовестности подсчета голосов у того же сообщества есть
очень серьезные сомнения; всякий раз, когда приходишь на
пресс-конференцию и слушаешь выступление президента Академии
Владимира Наумова, закрадываются подозрения, что инициатива
доживает последние дни, но все это почти перестаешь брать в
расчет, когда дело доходит до самой церемонии. С каждым
разом она становится все более быстрой, остроумной,
эмоциональной. В этом году традиционные авторы действа в
первом павильоне "Мосфильма" (сценарий Геннадия Йозефавичуса,
постановка Алексея Аграновича) достигли идеального формата.
На редкость удачным ведущим оказался Иван Ургант. Первым же
своим появлением на сцене он сбил пафосно-заунывный тон,
заданный выступлением президента академии. Правда, песня про
премиальное золото, с которой начал свой конферанс Ургант,
исполнялась тоже исключительно пафосно, но строчки в ней
были, например, такие: "помню, в детстве играл я зубами отца
золотыми", или -- "но массажными стали монтажные наши
столы", или вот в финале -- "этим золотом я бы покрыл все на
свете и надеюсь, что им же покроют однажды меня". Чистейший
образец дебилизма -- чтобы впредь не забывали о самоиронии.
Более никаких песен (танцев, фокусов, юморесок, etc.) в
программе не было, за исключением пяти выходов пародирующих
бардовский дуэт Ильи Олейникова и Юрия Стоянова, но они
появлялись исключительно по делу: на мотив окуджавовской
"Виноградной косточки" пропевали представления номинантов в
главной категории: "Лучший фильм года". И некоторые
характеристики, данные в их куплетах, оказались точны и
забавны. "Тьфу, тьфу, тьфу не артхаус и тьфу, тьфу, тьфу,
тьфу не меинстрим" -- ну чем не идеальное определение
формата "Живого"? А слова "нет шампуня в "Дозорах" и
средства для чистки засоров, значит, будут "Дозоры" и три, и
четыре, и пять", естественно, утонули в хохоте публики.
Что касается результатов, озвученных после представления
номинантов, то собравшихся в этот вечер на "Мосфильме" они
не только обрадовали, но и ошеломили.
Павла Семеновича Лунгина в любом случае хочется
поздравить: он очень профессиональный, интеллигентный,
одаренный, европейски образованный и много работающий
режиссер. А "Остров", на мой взгляд, действительно лучший
его фильм. Но хочется прислушаться и к тому, что сказал,
получая статуэтку, Петр Мамонов (воспроизвожу его слова по
памяти): "Мы сняли простой, хороший, человеческий фильм, и к
той истерии, которая сейчас началась вокруг него, он сам
никакого отношения не имеет". "Островная" же истерия, с
точки зрения Мамонова, -- очень неприятная вещь, и фильму,
скорее, вредит.
В телевизионных номинациях обошлось без истерик и без
неожиданностей. Лучшим мини-сериалом был признан "В круге
первом" (телеканал "Россия", режиссер Глеб Панфилов), а
сыгравшая в нем Инна Чурикова получила приз за лучшую
женскую роль второго плана на ТВ. Лучшим сериалом -- "Доктор
Живаго" (Централ Партнершип, режиссер Александр Прошкин по
сценарию Юрия Арабова). За экранизацию романа Бориса
Пастернака "Орлов" получили также композитор Эдуард
Артемьев, художник Виктор Юшин и Олег Янковский, приз
которому вручали Ингеборга Дапкунайте и Марат Башаров,
исполнив перед этим несколько эффектных поддержек в память о
шоу "Звезды на льду", проходившем осенью здесь же, на
"Мосфильме".
А шоу "Золотой орел" завершилось на очень эффектной ноте:
Никита Михалков вынес на сцену на руках Романа Поланского,
чтобы вручить ему приз за вклад в мировой кинематограф.
"Никита Сергеевич! Роман!" -- обратился к ним Ургант. Зал
разразился хохотом. "Тогда уж лучше Рома", -- парировал
Михалков. Автор "Ребенка Розмари" и "Пианиста", певец
вампиров Роман Полански стоял растерянный: никто ничего не
переводил. Но, надеюсь, он все-таки понял, что ему здесь
действительно рады.
Лариса Юсипова
29 января 2007 г.
"НОВАЯ ГАЗЕТА":
Наталья Солженицына: "Нам Бог дал эту землю и язык; наши
предки растили, накапливали, окультуривали. Мы спустили все
это. Уничтожили друг друга. Как за это не каяться?"
Собрание сочинений А.И. Солженицына в 30 томах выходит в
издательстве "Время". Три тома увидят свет впервые. В одном
— авторский дневник эпопеи "Красное Колесо". В другом —
книга о современной России "Иное время — иное бремя". В
третьем — неопубликованная часть "Литературной коллекции".
Вслед за первым томом ("Рассказы и Крохотки" 1950—1990-х)
были отпечатаны тома 7—8. Это "Август Четырнадцатого" — Узел
I "Красного Колеса". Литературная хронология нарушена волей
автора: "повествованье в отмеренных сроках" о русской
революции выйдет до "Архипелага ГУЛАГ".
О "Красном Колесе" рассказывает редактор-составитель
собрания сочинений Наталья Дмитриевна СОЛЖЕНИЦЫНА.
— Александр Исаевич Солженицын считает
главной своей книгой не "Архипелаг ГУЛАГ", но "Красное
Колесо". Почему?
— "Красное Колесо" — книга, параллельная всей его
жизни.18 ноября 1936 года возник замысел: "Я буду писать
роман о русской революции". Восемнадцатилетний студент начал
с глав о боях в Восточной Пруссии в 1914-м.
В 1944-м именно в Восточную Пруссию — по совпадению! —
пришел он сам со своей батареей. Потом был арест. В
Бутырской тюрьме, на пересылках, на шарашке, в лагерях
Солженицын расспрашивал старших о Семнадцатом годе. И вот
это был его вектор. Он его оседлал, пришпорил и летел на
нем. Материал "Архипелага"… его было так много! Он просто
заставил выполнить очевидный долг, который наложила на
автора его судьба. Но вела Солженицына всю жизнь именно
мысль: понять, как происходила катастрофа Семнадцатого?
Каков ее механизм? Повторяем ли он? Был это рок или нет?
Революция в России не могла не произойти — или могла не
произойти?
В 1970-х он записал: "Поразительно, что за 60 лет не
написано в художественной литературе о таком великом
событии, как Февральская революция, практически ничего… Так
много мемуаров (россыпь), исследований — а романа нет.
Такова сила заслоненности (позднейшими событиями). Все эти
груды от современников лежат и томятся, как будто ждали
меня".
Мощная скрупулезность хроники ломает миф о "великой
бескровной". "Мартобрь" 1917-го: 11 тысяч самосудов.
Кронштадт и Гельсингфорс: число убитых офицеров — половина
от числа офицеров, погибших при Цусиме. Петроград: расправы
с городовыми. Директор Путиловского завода утоплен: хорош
спину гнуть! Общинники громят хутора отрубников — "столыпинских
помещиков". ...До 1922 г. погибнут около 15 миллионов.
— По степени подробности "Красное Колесо"
— труд для группы историков.
— Да, автор изучил и задействовал колоссальный материал.
Мемуары, письма, дневники. Все, написанное историками в
эмиграции. Все главные газеты тех месяцев. Александру
Исаевичу посчастливилось застать живыми еще немало
участников и свидетелей. После нашей высылки он много
встречался с эмигрантами первой волны. Вот Александр
Павлович Севрюгин, православный монастырь в Бюсси. В прошлом
военный человек, он жил при обители. Замечательно
рассказывал о Первой мировой (он был, кажется, подхорунжим)
и о Гражданской. Была чудесная встреча с Зинаидой
Степановной Мокиевской-Зубок, сестрой милосердия
Добровольческой армии. Ее воспоминания позднее вышли во
"Всероссийской мемуарной библиотеке".
В разгаре работы А.И. записывает: "В "Архипелаге" я
написал: теперь если придется получить бодрое письмо, то
только от бывшего зэка. Ныне, в 1977-м, могу добавить: или
от бывшего белогвардейца. Пережившие тьму, унижение и нищету
эмиграции, в возрастах по 80 лет, — передают мне в письмах
свою твердость, верность России, ясный взгляд на вещи.
Cтолько перестрадать и так сохраниться духом! Очень помогают
взять эпоху".
Колоссальный материал требует и недюжинного умения с ним
обходиться. Ниточек из источников можно натаскать сколько
угодно. Важно сразу каждой найти правильное место. А то
потом пропадешь. Не найдешь ее никогда.
Картотека Александра Исаевича для "Колеса" — она вся у
нас сохранилась. Она занимала ящики и столы большой
библиотечной комнаты в Вермонте. Это сотни конвертов с
надписями: "Петроградский гарнизон", "Петроградские заводы",
"Флот", "Деревня", "Казачество", "Церковь", "Земство",
"Кадеты", "Ревдемократы". Или: "Гучков", "Маклаков", "ген.
Алексеев", "Троцкий".
И в каждый конверт он при чтении сразу вкладывал выписки
по теме. — В докомпьютерную эру... — Конечно. Но — при его
четком складе ума и математическом образовании. А это
помогает в любой профессии. В "Дневнике романа" есть запись:
"Для такой работы, как мои Узлы, нужно еще одно качество или
страсть — систематика. У писателя ее, как правило, не
бывает. А без нее я бы тут пропал давно".
Укорененность этой книги не только в документах. Но и в
них. И в ответах на главные вопросы многое менялось по мере
добывания и усвоения материала.
"Красное Колесо" — суровая книга. Именно благодаря
систематике автора. Солженицын точно расплетает по ниточкам
наш любимый плач: "Тяжелей всех судьба казнит Россию". Да за
что же?!
…Читаешь о плане второго этапа реформ Столыпина.
Увеличить число стипендиатов в университетах в двадцать раз,
число средних школ — до 5000, высших — до — 1500. Ввести
"ценз профессионализма" в госаппарате — и тем еще облегчить
вертикальную мобильность. (Хотя в 1910-х 20% гимназистов уже
были "из крестьян".)
Далее в проекте — дороги, заводы, развитие земств и
геологии. Какие планы переустройства страны к 1932 году!
…Читаешь далее: из чего сложилась гибель Столыпина? Из
того, что генерал N., долго не думая, дал агенту Богрову
пропуск в театр. А офицер N. не проверил его в дверях — хотя
был обязан. И Богров вошел в Оперу с оружием. А отчего же
единственный охранник Столыпина был далеко от него? А...
То же и Февраль 1917-го. Читатель видит, как "гибель
империи" сложилась из тысяч поступков. Из лености,
тщеславия, страха перед "общественностью" конкретных людей.
Кто из них знал, что делает свой шаг к общей бездне? И
что до 1953 г. в ней сгинут 50 миллионов?
…И фертом из табакерки выскакивал на авансцену истории
инженер-путеец Бубликов — чтобы разослать телеграмму о
событиях в Питере по всей России. После чего брожения
запасных полков перешли в разряд мировых событий.
Остановить было уже нельзя. Или можно? На этом
перекрестке? На той станции? Самая сильная нота книги: так и
мы не знаем, что творим здесь и сейчас. Как много
перекрестков, на которых один в поле воин. И его выбор решит
дело. Но еще одно выступает из скрупулезной хроники. Людей,
не захваченных общей лихорадкой, нашлось не так много. Они
были: деятельный царский министр Риттих, честный народник
Пошехонов, полковник Кутепов, рабочий лидер Козьма Гвоздев.
Но соблазненных славой либерального генерала или правом
пошабашить "в народе" оказалось больше.
— Книга строгого суда... Даже не над
революцией.
— Я бы так не сказала. Эта книга предлагает читающему
вынести свой суд. Вероятно, он будет у многих суровым. Но не
потому, что так хотел автор. У Солженицына-писателя есть
такой принцип: о каждом персонаже он пишет изнутри.
Позволяет каждому быть себе адвокатом.
Даже если этот человек автору неприятен, или чужд, или
странен, аргументы в пользу его выбора изложены его же
мыслями: будь то Керенский, Милюков, Плеханов или Николай II.
Так возникает органное звучание этой исторической прозы.
— Но тогда кем же был Ленин? По томам
"Октября" и "Марта" кажется: не демон, не демиург. Так,
поплавок на волне, пузырь земли. Не причина гибели миллионов
и "вывиха оси" России, а следствие слабости, лености, страха
сотен иных людей.
— Нет, конечно. В том и беда, что люди различают демона,
лишь если он является в мефистофельском плаще. Ленин был
человеком огромных возможностей. Отчасти и поплавок на
волне, и пузырь земли. Но он нес в себе колоссальный заряд.
И держался на этих волнах, где никто, даже сильнейшие,
ничего не могли сделать. Не упустил момент, когда гребень
волны поднялся и взметнул его, куда он и метил.
Вот это и отличает гения от не-гения. Такая была у него
начинка и такая невероятная целеустремленность, что он не
упустил этот миг. Шел к нему всю жизнь. Но ведь не мог
знать: случится — не случится? Большинство даже
высокоодаренных людей отпускают поводья в свой главный миг.
Парвус был ярче. И Троцкий ярче. Ну и что? Да, они
лидировали на каких-то отрезках. Но и только. И блистая, и
поражая, и увлекая за собой, они тем не менее не прошли всей
дистанции. Они просверкнули и проиграли. Ленин не проиграл.
Он все перевернул. И мы все еще живем в ленинской России.
Он, конечно, не черно-красный демон. Cкорее… серый. Но
мощнейший. И это гораздо страшнее, чем демон-артист.
— "Дневник романа", "Дневник Р-17" будет
опубликован впервые. Когда?
— Желание автора и мое желание — как можно быстрее
покатить "Колесо". Второй Узел, "Октябрь Шестнадцатого", уже
в издательстве. Думаю, тома выйдут в феврале—марте. К осени
2007-го — четыре тома "Марта". Потом "Апрель". И за ним
"Дневник Р-17". Полагаю, в 2008 году.
— А какова эта книга?
— Жизненные противостояния Солженицына, публично
известные, оставляют впечатление человека стального.
Бескомпромиссного. Лишенного сомнений.
Об этом не раз писали. Он кажется таким. На самом же деле
все совершенно по-иному! И дневник, сопровождавший двадцать
пять лет его работы над "Красным Колесом", это раскрывает.
Там много сомнений, даже терзаний. "Дневник Р-17" писал
человек страдающий. В каких-то записях автор отчаивается,
что, видно, недостанет сил завершить "Колесо". Потому что на
хронику нескольких месяцев — Шестнадцатого и Семнадцатого —
ушло столько лет труда.
Но дальше, в процессе работы, он убеждается (и мы вместе
с ним), что уже с мая 1917-го ничего нельзя было вернуть и
затормозить.
Прежде он хотел вести действие до Октября 1917-го, так же
детально показывая, как это было. А потом понял, что уже в
мае не стало сил, которые это космическое колесо могли
остановить. Что случилось — уже показано. И — уже случилось…
— Может быть, десятитомной хронике не
хватает краткой и жесткой коды?
— В конце каждого тома "Марта" была такая вот кода —
обзорная глава. Написанная "сегодняшним человеком":
Солженицыным, прошедшим Вторую мировую, ГУЛАГ, высылку.
Я-то как раз полагала, что эти главы в корпусе "Колеса"
противоречили замыслу: максимально точно реконструировать
события, но право суда вручить читателю. Александр Исаевич
колебался, наши споры — на страницах "Дневника". В конце
концов он соединил эти четыре главы в статью "Размышления
над Февральской Революцией".
— "Размышления" есть на сайте www.lib.ru.
Там очень сильна тема "Красного Колеса" как книги о вечной
розни между властью и "общественностью".
"Это было — как всеобщее (образованное) состояние под
гипнозом. …Накал ненависти между образованным классом и
властью делал невозможным никакие конструктивные совместные
меры, компромиссы, государственные выходы, а создавал лишь
истребительный потенциал уничтожения".
Результаты той розни налицо. Но можно ли
нам в 2007-м "признать правительство"?
— Вообще-то правительство неяркое… Но вот что:
правительство пора признать участником диалога. Пора с ним
спорить, пора его сечь, пора его хвалить, ежели заслужит!
Возможность сказать вслух сейчас есть. Да, ее нужно
добиваться. Но мы видим: на волеизъявление групп власти
реагируют.
Так было с монетизацией. Так 28 тысяч человек вступились
за Щербинского — водителя, при обгоне которого погиб
губернатор Евдокимов. Движение обманутых дольщиков, идея
референдума в Петербурге о башне "Газпрома" на Охте… Народ
точно учит новый язык разговора с властью.
— Или сопротивление СТД и Союза музеев
закону "Об автономных объединениях". И добились коррекции —
двухлетним крючкотворством согласительных комиссий.
— И заметьте: в этой акции не мог участвовать весь народ.
Но группа людей, которая считала это своим кровным делом,
нашла возможность влиять на Думу. Мы так привыкли, что были
цари, потом большевики, при которых лучше не вылезать…
Сознание людей должно измениться, а меняется страшно
медленно. Принцип взаимодействия с властями должен родиться
другой. Тот, которого не было в России в Феврале 1917-го: не
ломать все с размаху и не сдавать все без звука.
— Есть сцена в "Колесе": полковник Воротынцев у
Шингарева. Октябрь 1916-го. Известный кадет, будущий
смертник Шингарев с ужасом и восторгом говорит: читаю о
Франции конца XVIII века. О, какое сходство с нами!
Воротынцев отвечает: "Не сами ли мы эти параллели
нагоняем? А как бы усилия приложить — распараллелить? Как
бы… обминуть?".
Мы любим строить эти параллели. Особый соблазн: пишущие
растут над собою на размер предсказанной беды. Она сгущается
в разуме читателей: коль уж все пишут! И наступает.
В 1916-м читали о гильотине. Сейчас о сходстве с
Германией в канун фашизма. Что вы думаете об этом? "Как бы
усилия приложить — распараллелить"?
— Недавние дикие проявления бесконечно удручают. На моем
курсе мехмата МГУ учились вьетнамские мальчики; это были
ангелы просто… Тихие, старательные, милые. И вот таких же в
Петербурге на улице убивают. Я жить не могу от стыда, когда
такое происходит. Несомненно, с этим нужно бороться жестче.
Кажется, наконец начинают. Но я думаю, что население России
не несет в себе корней фашизма. По всему предыдущему опыту:
их нет!
Но тем не менее мы видим факты. Значит, надо искать
причину. Я думаю, "наша" в том, каким путем пошло избавление
от коммунизма в 1990-х. Социальная безнадега целых городков.
Или районов в больших городах: к таким городам долго
относился и Петербург. В 1996 году мы были там с Александром
Исаевичем. Это были слезы! Грязный, плачущий город. Плачущий
в прямом смысле: все фасады с темными потеками.
Тогда и появились скинхеды петербургские. Это же ясно:
подворотни большого города, где скапливаются подростки.
Сегодня обрушилась нужда — и нет работы — и впереди
безнадежность. В таком воздухе всегда найдутся гуру, которых
пьянит власть.
Разваливалось хозяйство в целых регионах. Негде было
работать. И уехать невозможно. И люди во множестве попали в
социальную ловушку.
— В 1998-м в книге "Россия в обвале"
Александр Исаевич приводил письма к нему об этом. Сейчас
пишут о том же?
— Пишут все время: его вообще признают защитником
провинции. Да он всегда им и был. Люди пишут о том, что им
теперь недоступно. Очень много — о культуре, которая сейчас
не доступна нигде, где нет нефти. Особенно учителям, врачам
в Средней полосе. Да, стало чуть лучше с зарплатами. Видно
по письмам. Но все равно нет денег, чтобы в каникулы
приехать в Москву, походить по театрам, по выставкам (как
прежде делали учителя). Теперь в каникулы они работают на
огороде. Много людей нравственно подорваны этими годами.
— В Англии 1930-х после Великой депрессии
жилось так трудно, что рабочие и часть элиты интересовались
опытом рейха. Но смогли "обминуть".
— Решение этих проблем — очень тяжелое. Но истоки — не в
русском национальном характере.
Агрессия может ожить в любом обществе, была бы среда.
Среду мы создали сами крайне неумелым переходом. Те, кто вел
страну в 1990-х, забыли, что есть люди, о которых надо
заботиться. Более умные из прежних лидеров теперь это
признают.
— Вы упомянули: постсоветские годы
Александр Исаевич называет "Желтым колесом". Что за этой
формулой?
— Мы не видели август 1991 года в Москве. Жаль: это
переживалось участниками как великие дни. Но тот подъем был
канализирован в ничто. То, что называли демократией в эпоху
Ельцина, конечно, было фарсом.
Ложь (иногда по глупости, но чаще сознательная) ломила
уши, когда в 1994-м мы вернулись. Хотелось спросить:
"Неужели вы сами этого не слышите?". Многие не слышали.
Возможно, по инерции 1991 года.
...Желтизна — и в мгновенной смене идеалов, в которых
воспитывали детей. Их отменили в одночасье. Стало хорошо
быть богатым. Но "Не укради!" стало вслух произнести
неприлично. "Не убий" тоже не звучало. Нравственные
императивы ушли из речи на годы.
И оказалось: не поддаться, жить своим разумом, остаться
верным тому, чем дышал, — в Желтом вихре безопаснее, чем в
Красном. Но тоже очень непросто.
Красное Колесо… оно хоть не пряталось. Желтое пришло
исподволь, под ложными лозунгами. И тоже убило огромное
число людей.
Накат этого нового Колеса мучил Александра Исаевича
изначально. Вот его записи:
"Три Великие Смуты сейчас сошлись на моих столах. Смута
Семнадцатого века, которую я слежу — по историкам, да как
раз-то с поиском уроков; Смута Семнадцатого года,
доработанная до дна; и Третья Смута, сегодняшнего дня… и к
которой "Колесо" так и опоздало, опоздало.
Эти 75 лет немилосердно накладывались на нашу страну —
все новыми, новыми давящими слоями, отбивая память о
прошлом, не давая вздохнуть, опомниться, понять дорогу. И —
опять мы на той же самой, Февральской: к хаосу, к раздиру,
на клочки.
И демократы наши — как и в 17-м году, получив власть, не
знают, как ее вести: и не мужественны, и не профессиональны.
В Семнадцатом веке наш народ в глубинах страны был
здоров, сыт и духом стоек. И устоял. В Семнадцатом году —
еще сыт и еще здоров телом. А сейчас — все голодны, больны,
в отчаянии и в полном непонимании: куда же их завели?".
Это 1991 год.
— Эпопея выходит в новой авторской
редакции...
— Изменения касаются главным образом "Марта" и "Апреля".
Суть — освобождение от избыточной информации. По
преимуществу, в "газетных" главах.
Александр Исаевич ими увлекался. Прислали из Гуверовского
архива микрофильмы газет 1917 года, и он провел существенную
часть жизни за "одороблом". (Мы называли аппарат для чтения
крестьянским словцом: он был большой до нелепости.)
В газетах было столько ярких деталей! Но такой объем
трудно воспринять. А у автора не было сил на ужатие: мы уже
спешили в Россию. Началась перестройка. И Солженицын с
"Апрелем" очень торопился.
Года два назад он провел серьезную редактуру. 5—7% объема
автор отсек. К явному облегчению чтения. Но изменений сути,
иного взгляда на траекторию Красного Колеса там нет.
— Мы ведь точно боимся этой темы. В 2006-м
был опыт в "Живом журнале" — публицист Ольшанский задал
вопрос: "С кем бы вы были в 1917-м?".
Дали 1100 ответов. В основном: "С
красными: я из малоземельных". "С красными: они построили в
дикой стране Магнитку". Часто отвечали: "Я был бы с теми,
кто побеждает". Похоже, страна не хочет осмысления и
покаяния.
К осуждению коллективизации и 1937-го нас
вели выжившие жертвы и их потомки. Жертвы Гражданской и
1920-х гг. потомков в России почти не оставили.
— Это очень спорно. Думаю, что тех, кто сегодня в России
осуждает коллективизацию и 1937-й, не больше, чем тех, кто
готовы признать правомерность и героизм Белой борьбы. Но
важнее иное: когда кровные потомки поднимают голос, это не
так ценно, как когда не кровные. Я думаю, покаяние народа за
неправедный кусок своей истории не только возможно, но и
необходимо. Нет, не в форме храмового действа. Покаяние — в
труде осознания прошлого. И в вынесении (на основании уже
сегодняшнего опыта) своего личного вердикта.
Нам Бог дал эту землю и язык; наши предки растили,
накапливали, окультуривали. Мы спустили все это. Уничтожили
друг друга. Как за это не каяться?
Но пока что "победа красных при Рунете" меня не удивляет.
Старая пропаганда работала мощно, долго. И прочно внедрена в
сознание взрослых соотечественников.
— В книге есть формула: "Младенческий,
дополитический народ легко соблазнить". Закон о всеобщем
начальном образовании в России принят в 1908-м. Выполнен в
1930-х. "Всеобщее среднее" СССР получил в 1970-х. Наша
первая общая картина России ХХ века — из брежневских
учебников.
— После нашего возвращения Александру Исаевичу не раз
присылали новые учебники истории на экспертизу. Тоже слезы.
Не агитационных, служащих факту, достойных уважения
учебников по истории России ХХ века пока не видно.
Так что, к сожалению, и подростки знают не больше и не
качественнее старших.
Но вот то, что столько людей ответили в Сети на "сугубо
исторический вопрос", может быть, означает: бродит тревога
самоопределения? Серое пятно хочет быть просвечено.
Помните, у Ахматовой в "Поэме" строки, написанные уже в
1940-х, с новым опытом: "Словно в зеркале страшной ночи / И
беснуется, и не хочет / Узнавать себя человек, / А по
набережной легендарной / Приближался не календарный — /
Настоящий Двадцатый Век".
Если хотите, "Красное Колесо" — зеркало, которое автор
подставляет нам.
Вот зеркало. Если вы отважитесь на труд самопознания и
будете в силах принять его итоги — не все потеряно.
…Важно даже не присудить, кто был прав. Важно понять:
какой стебель из всего произошедшего может вырасти для
сегодняшнего дня? Только это и важно!
Кто помнит, что в 1910-х экономика в России росла как на
дрожжах? И что при том у нас были самые низкие в Европе
налоги: 1%, а не 33%? Хотя страна была та же: огромная,
население не больно плотное, а кое-где — совсем редкое. И с
дорогами беда.
Но те же дороги: разве мы помним, что трассу Транссиба
проложили в 1901—1910-м — в рекордные сроки? Сейчас немцы
проектируют скоростную дорогу Кельн—Шанхай. Рассчитывают на
те же десять лет. А ведь век прошел.
Но мы только и твердим: все в России было очень плохо. И
надо глядеть на Запад. Конечно, на Запад надо смотреть. И на
Китай с его чудом. Смотреть надо всюду. Но поскольку строить
все равно придется на нашей земле — надо знать, как
хозяйствовали здесь, у нас. И как дальше разрушали.
— Но тогда почему тираж собрания сочинений
А.И. Солженицына — 3 тысячи? Книги, выходящие в
140-миллионной стране таким тиражом, существуют перед Богом,
но не перед людьми. Не оттого ли мы остались при истинах
советских учебников, что их печатали миллионами?
— Я к этому очень спокойно отношусь. Мы же теперь
существуем "в условиях рынка". Издательство "Время" назвало
этот тираж пробным. Проба явила себя так: 3000 исчезли со
складов "Времени" к концу первого дня продаж. Тут же
Екатеринбургу был заказан второй тираж, весь обеспеченный
заказами оптовиков и магазинов. Сейчас он уже в Москве. Так
что издатели будут печатать столько, сколько решит прочесть
страна.
Дьякова Елена
15 января 2007 г.
|