Главная


 


Обновление: 
25 ноября 2008 г.

 

 
Новости

В Новосибирске стартовал очередной этап благотворительной акции "За духовное возрождение России"

По 30 ноября по Западно-Сибирской железной дороге будет курсировать поезд с вагоном-церковью и передвижным диагностическим центром "Здоровье". Жители двенадцати районов Новосибирской области смогут посетить богослужения, а также получить бесплатную медицинскую помощь.

Служба коммуникации ОВЦС МП


Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, чья дочь родила недавно пятерых дочерей-близняшек в Англии, прямо в день родов совершил таинство крещения девочек

"Мы ждали в специальной комнате для родственников и молились за Варю и ее деток. В час ночи нам сказали, что все благополучно, все живы и здоровы. Сами врачи потом говорили, что это настоящее чудо, что надежды на такой исход практически не было", - рассказал священник. Близняшек, каждая из которых весила меньше килограмма, поместили в специнкубаторы. В этой комнате о. Владимир и совершил таинство Крещения. Девочек нарекли: Елизавета, Александра, Надежда, Татьяна и Варвара.

Интерфакс-Религия


Союз православных граждан призвал отклонить в Совете Федерации поправки в закон "Об образовании", отменяющие региональный компонент, в рамках которого в школах преподаются "Основы православной культуры"

Союз православных граждан призвал партию "Справедливая Россия" отклонить в Совете Федерации поправки в закон "Об образовании", отменяющие региональный компонент, в рамках которого в школах преподаются "Основы православной культуры", сообщает «Интерфакс-Религия».

"В этом случае Союз православных граждан готов призвать православных поддержать "Справедливую Россию" на выборах. Тогда "Справедливая Россия" за счет голосов православных наберет те самые 2%, которые она не добирает для прохода в Думу", - говорится в заявлении Союза.

Авторы документа выразили убеждение, что "Основы православной культуры" "будут уничтожены в случае принятия закона Советом Федерации".

"Доказательством этому является заявление замминистра образования Исаака Калины о том, что специальный предмет по религиозной культуре не нужен", - сказано в заявлении.

"Нравится это кому или нет, православный политический фактор в России существует, игнорировать его означает портить свои результаты на выборах", - заключают в Союзе православных граждан.

http://www.radonezh.ru/new/?ID=6739


Русская Церковь отметила 90-летие восстановления Патриаршества

17 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви было принято историческое решение о восстановлении Патриаршества; Патриархом Всероссийским был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин). 18 ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация новоизбранного Предстоятеля Русской Церкви - он прошел нелегкий путь Первосвятительского служения, который совпал с началом трагического периода богоборчества и гонений на Церковь. В 1989 году святитель Тихон был прославлен в лике святых.

17 ноября 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в Храме Христа Спасителя Всенощное бдение в сослужении архипастырей РПЦ, представителей Поместных Православных Церквей и сонма духовенства.

18 ноября 2007 года в Храме Христа Спасителя было отслужена праздничная Божественная литургия, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, другие архипастыри Русской Православной Церкви, а также представители Поместных Православных Церквей - всего более трехсот священнослужителей.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий обратился в присутствовавшим в храме с Первосвятительским словом.

"Со смирением и любовью принимая этот дар Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа вкупе с великой ответственностью, первый после двухсотлетнего перерыва Патриарх Тихон, не колеблясь, вступил на крестный путь служения Предстоятеля Церкви, видя в этом новом для себя призвании продолжающееся действие Промысла Божия, Святым Духом и Поместным Собором определившего ему быть печальником и молитвенником за землю Русскую в судьбоносный период ее бытия, - сказал Его Святейшество. - Ныне, принося благодарение Подателю всех благ Богу, мы соборно совершили Божественную литургию на том святом месте, где некогда решалась судьба кормчего нашей Церкви". Святейший Патриарх Алексий также говорил об исповедническом подвиге и многополезных трудах святителя Тихона, определившего путь церковного корабля в новых исторических условиях.

От имени членов Священного Синода Русской Православной Церкви Его Святейшество приветствовал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Он поздравил Святейшего Патриарха Алексия с 90-летием восстановления Патриаршества и преподнес в дар Предстоятелю РПЦ крест и панагию.

В этот же день состоялось вручение высокой общественной награды - ордена "За возрождение России" - Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, председателю ОВЦС МП митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу и управляющему делами Московской Патриархии митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту.

19 ноября 2007 года в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялись торжественный акт и концерт, посвященные 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

Служба коммуникации ОВЦС МП


Предсказания российских сектоведов сбываются: в Казани сектанты замуровали себя, следуя примеру сектантов в Пензенской области

К большому сожалению, прогнозы Центра религиоведческих исследований сбываются - среди сектантов началась цепная реакция, когда ожидание конца света стало распространяться на представителей других апокалиптических (ожидающих конца света) тоталитарных сект. Ранее об этом официально заявляли средствам массовой информации Президент Центра религиоведческих исследований профессор Александр Дворкин и руководитель регионального отделения Центра религиоведческих исследований в Приволжском федеральном округе Александр Кузьмин.

На этот раз последствия сектантского влияния узнали жители Казани - именно там замуровали себя, судя по официальным сообщениям средств массовой информации, представители одной псевдомусульманской секты. На этот раз среди уже 35 (а не 29 человек, как в Пензенской области) находятся 12 детей. Забаррикадировав себя в частном доме, сектанты предсказывают скорый конец света в виде глобального землетрясения, последствия которого не коснутся только того дома в Казани, где находятся сектанты. Свои ожидания конца света они напрямую связывают с Пензенскими событиями.

Секту в Казани возглавляет некий Файзрахман Саттаров. Достаточно интересная складывается ситуация, так как Саттаров призывает одуматься пензенских сектантов и предлагает им выйти из под земли и перейти ожидать конец света в Казань, к ним в частный дом. Он направил открытое послание в Пензенскую область, где, в частности, говорится: "Вы не по тому пути пошли! Мы также ждем Судного дня и знаем, что, когда он придет, только наша территория, свободная от шайтана, останется целой и невредимой! А в земле вам сидеть не надо, потому что в Судный день вся земля расколется!!! Останется только наш дом!". "Если они хотят спастись, то им надо перебраться к нам - в нашу благодатную обитель! Мы расскажем, как правильно жить, и спасемся вместе!", - заявил прессе один из казанских сектантов.

Ситуация же в Пензенской области накаляется с каждым днем. Среди затворников под землей стали появляться разногласия и, по всей видимости, зреет большой раскол, который чреват только осложнениями, могущими привести к трагедии.

Саратовское отделение Центра религиоведческих исследований просит представителей государственной власти как федерального, так и местного уровня, руководителей и работников СМИ, работников сферы образования, медицины, культуры проявлять осторожность при освящении событий, связанных с тоталитарными сектами, заявившими о свои ожиданиях "конца света".

Особенность апокалиптических ожиданий в тоталитарных сектах заключается в своеобразном подражании, которым могут заразиться последователи других тоталитарных сект. Эта цепная реакция может начаться из-за того, что в каждой тоталитарной секте, в большей или меньшей степени, но обязательно присутствует скорое ожидание конца света. Этот элемент учения присутствует и среди последователей таких сект, как "Свидетели Иеговы", "Белое Братство", "Церковь Объединения" (секта мунитов), "Церкви Иисуса Христа Святых последних дней" (секта мормонов), "Церковь Последнего Завета" (секта Виссариона), неопятидесятнического движения, представленного такими сектами, как "Слово Жизни", "Новое поколение" и многие другие.

Привитие чувства страха перед скорой гибелью всего мира и всех тех, кто не имеет отношения к секте - это обязательное условие контроля сознания, который безнаказанно и совершенно не контролируемо осуществляется в тоталитарных сектах. И эту особенность необходимо учитывать, когда делаются официальные заявления в прессе, предпринимаются какие бы то ни было шаги в отношении ожидающих конец света сектантов.

www.antiCEKTA.ru


19.11.07 Церкви возвращена частица ризы Господней

В честь празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, президент России В.В. Путин передал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II частицу ризы Господней, хранившуюся на протяжении нескольких десятилетий в фондах Музеев Московского Кремля.

Эта святыня была принесена в Москву 23 июля 1625 года. В честь этого события был установлен праздник 10/23 июля и составлена особая служба. Ковчег с драгоценной святыней был поставлен в специально устроенном для него медном шатре у западной стены Успенского собора, а затем - в алтаре в пределе во имя апостолов Петра и Павла.

В 1918 году хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находился и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов.

Святейший Патриарх Алексий II сообщил, что частица ризы Господней будет храниться в Храме Христа Спасителя, где все верующие смогут поклониться святыне и вознести перед ней молитвы.

Служба коммуникации ОВЦС МП


19.11.07 Русская Церковь становится Церковью новомучеников

"Святых всех времен и народов в православном календаре - менее трех тысяч. Из них русских святых до ХХ века было 450. Прославленных новомучеников к ноябрю 2007 года - 1.636 человек. Следовательно, Русская Церковь становится Церковью новомучеников", - заявил профессор ПСТГУ Николай Емельянов на международной конференции "1917: Церковь и судьбы России", посвященной 90-летию восстановления Патриаршества.

В ПСТГУ под руководством Емельянова создана крупнейшая на сегодня база данных "За Христа пострадавших". Эта база насчитывает уже 30 тысяч имен. По словам профессора, база начала формироваться еще до открытия университета, с 1990 года. Множество сведений стало поступать к специалистам после обращения к пастве Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, призвавшего верующих сообщать данные о пострадавших за веру родственников. По его словам, "с каждым годом поток новых сведений растет, ежегодно поступает около 2 тысяч новых имен".

Профессор в ходе своего доклада уделил особое внимание статистике репрессий против архиереев. В 1917 году их было 180, а в 1927-37 годах - 350. В результате всех волн репрессий пострадали 425 иерархов. В их числе все четыре Предстоятеля Церкви с момента восстановления Патриаршества в 1917 году (патриархи Тихон, Сергий, Алексий I и Пимен), 52 митрополита. Из репрессированных архиереев более половины - 247 человек - были расстреляны. В лике святых прославлены пока несколько десятков. В базе данных пострадавших за веру - 5 тысяч монахов и монахинь.

Среди пострадавших немало и академиков РАН. В их числе академик Дмитрий Егоров - создатель математической школы, до сих пор считающейся одной из крупнейших в мире, всемирно известный египтолог, академик Тураев. Академик Дмитрий Лихачев, по данным ПСТГУ, также пострадал за веру. Всего же, по предварительным оценкам специалистов ПСТГУ, в ХХ веке за веру пострадали не менее 500 тысяч человек.

Православие.Ru


19.11.07 Актуальные вопросы современной практики совершения церковных Таинств обсуждались в Москве

16 ноября в рамках V Международной богословской конференции РПЦ "Православное учение о церковных Таинствах" состоялся круглый стол на тему "Церковно-практические аспекты православной сакраментологии".

Заседание прошло под председательством главы ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), который в начале выступил с докладом "Таинства в жизни Церкви". Владыка говорил о таинствах как об основе всей церковной жизни, о сочетании "неизменности" и "исторического динамизма" в таинствах и богословии, об истоках православных таинств. Вопрос о числе таинств митрополит Кирилл относит к области схоластики: так, Великое освящение воды, монашеский постриг, помазание на царство, находясь за пределами списка из семи принятых церковных таинств, не могут восприниматься только как ритуалы или обычаи. Докладчик разъяснил, что ритуал не связан с обретением благодати Св. Духа, тогда как основная цель таинств - "очищение человека от греха и приобщение его к благодати Божьей".

Полемично по отношению к утверждению митрополита Каллиста об "объективности" таинств прозвучала мысль главы ОВЦС о том, что "таинства не действуют автономно, как самодостаточные силы, но связывают верующих со Христом и Церковью". К схоластическому наследию прошлого митрополит Кирилл относит также прагматичное понимание таинств как "узкого канала для получения благодати", например, широко распространенное "какое таинство от чего помогает".

Сама Церковь является "главным таинством", отметил митрополит Кирилл, и "все, что совершается в Церкви, есть таинство". Поэтому "Церковь должна стремиться распространить свое благодатное действие на все человеческое сообщество", - завершил иерарх.

Глава ОВЦС настроил участников круглого стола на поиск путей преодоления разрыва богословия и церковной практики. На круглом столе выступили руководители семинаров, которые проходили в период подготовки V богословской конференции на базе духовных семинарий и академий Русской Церкви. Сборник материалов этих семинаров был издан к началу конференции. Перед участниками семинаров стояла задача собрать и сформулировать самые острые вопросы современной церковной практики, чтобы этот корпус проблем стал основой широкой общецерковной дискуссии, о необходимости которой неоднократно говорил митрополит Кирилл. Каждый из выступавших кратко зачитывал внушительный список этих вопросов, касающихся отдельных таинств.

Начали с таинства Крещения. Протоиерей Ростислав Снегирев выразил общую озабоченность клириков проблемой подготовки к Крещению. Он сформулировал целую серию вопросов, связанных с оглашением: необходимо ли оно? Для каких возрастных категорий? По каким стандартам проводить оглашение? Нужно ли вводить обязательное оглашение или достаточно "приходской самодеятельности"? Были поставлены также вопросы о крещальной литургии и о практике погружательного крещения.

Профессор-протоиерей Николай Лосский говорил о таинстве Евхаристии. Он сделал акцент на необходимости сознательного участия членов Церкви в Евхаристии, а также на богословской подготовке будущих клириков. Епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белоножко), курировавший семинар по таинству Священства, тоже видит корень проблем в подготовке священников. Несмотря на достаточное количество духовных школ, "наша Церковь остается единственной организацией, где можно стать пастырем тысяч людей безо всякого образования", отметил он и предложил принять "железное решение" об обязательном образовательном статусе для священства, о системе регулярного "повышения квалификации". Епископ предложил также рассмотреть вопрос о возможности для священников Русской Церкви работать в светской сфере, что особенно актуально для клириков малых, "бедных" приходов.

Обширное выступление протоиерея Максима Козлова касалось совершения таинства Покаяния - этот семинар выявил наибольшее число острых вопросов церковной практики, требующих канонических рекомендаций. Приведем лишь некоторые: может ли быть нормой соединение таинств Покаяния и Евхаристии? Оправдано ли следование синодальной практике подготовки к причащению (двухнедельное говение или трехдневный пост, вычитывание трех канонов) при частом причащении? Когда и кем была утверждена "авторитетность" утреннего и вечернего молитвенного правила? Что понимать под общей исповедью? Как избежать "вымучивания глубокого сокрушения" на исповеди, как разъяснять верующим разницу между покаянием как метанойей и покаянием как "откровением помыслов"? Как определить степень подробности исповеди, чтобы перечень из сотен грехов "не замутнял подлинности покаяния"? Не пора ли пересмотреть епитимийные уставы, которые на 95% не применяются сейчас в церковной практике? Является ли семилетний возраст, в котором большинство современных детей не отличаются духовной зрелостью, обязательной границей для начала исповеди? В заключение было высказано пожелание отменить обязательную исповедь для отроков перед каждым причастием, а также ограничить "степень интенсивности" вопросов священника на исповеди в отношении VII заповеди, т.к. это зачастую "просвещает" прихожан в области различных извращений, но отнюдь не пробуждает покаянное чувство.

Не менее злободневным стало выступление протоиерея Владимира Воробьева - куратора семинара о таинстве Брака. С тревогой священник констатировал, что это таинство "подвергается большой профанации в нашей церковной жизни". Это проявляется в том, что до сих пор не изжито "формальное отношение" к церковному браку, игнорируется необходимость воцерковления будущих супругов, в работе с молодежью теме семьи и брака отводится крайне незначительное место. Были поставлены вопросы о венчальной литургии, о регламентации "острой проблемы" смешанных браков (с представителями иных исповеданий), о "гражданском браке". Однако самой главной является тема развода: о. Владимир возмущен сохранением такого "противоестественного" явления как "церковный развод", широким распространением практики "несчетного числа" повторных венчаний. Он подчеркнул, что необходимо от имени Русской Церкви "громко проповедовать" о ценности и законности брака, о повышении престижа материнства и многодетных семей, о грехе аборта. "Священники тихонечко говорят об этом на исповеди, но где слово иерархии? Где церковные определения? Настало время громко заявить об этих проблемах!", - воззвал о. Владимир.

Проблематику практики совершения таинства Елеосвящения осветил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин).

На обсуждение всего множества представленных проблем было отведено два часа. Наибольший резонанс вызвали не столько перечисленные выше вопросы, сколько проблема приема инославных в православие. Сообщение на эту тему сделал секретарь ОВЦС по межправославным связям, протоиерей Николай Балашов. Он отметил, что в Русской Церкви сейчас отсутствует "единство практики" приема инославных: разнообразие епархиальных и даже приходских чинопоследований усугубляется тем, что в Русской Зарубежной Церкви инославных принимают только через Крещение. О. Николай заявил о необходимости осмысления этой практики с учетом изменений в мировом христианстве, а также "в перспективе восстановления церковного единства на Украине". По этой теме высказались митрополит Каллист, протоиерей Владислав Цыпин, священник Даниил Сысоев, протоиерей Максим Козлов, священник Владимир Шмалий и митрополит Кирилл. Последний, с одной стороны, отметил, что есть три чина приема инославных, и "их никто не отменял", с другой стороны, обратил внимание на "новую реальность". Так, необходимо дифференцированное отношение к разным протестантским конфессиям: "Наши русские баптисты - они почти православные, мало в чем расходятся с нами, но совсем другое - например, шведские лютеране и Епископальная Церковь США". В этом контексте митрополит Кирилл затронул также вопрос о допустимости молитв с инославными, ответив на беспокойство некоторой части православных в связи с визитом Патриарха Алексия II во Францию.

В дискуссии также приняли заинтересованное участие представители Германии, Болгарии, Австрии. Некоторые зарубежные участники конференции предлагали вынести ряд вопросов на "Всеправославный собор". Многие актуальные вопросы даже не были затронуты, однако для всех было очевидно, что каждый из разделов требует, по словам митрополита Кирилла, "отдельной конференции".

В итоге прозвучало предложение о. Максима Козлова создать рабочие группы из компетентных богословов, которые бы дали предложения по всему перечню проблем и подготовили материалы для Священного Синода. Митрополит Филарет сообщил, что уже в декабре 2007 года состоится пленум Синодальной богословской комиссии по итогам данной конференции, результаты которого будут представлены Св. Синоду РПЦ. "На этом этапе нам важно собрать вопросы", - отметил иерарх.

Православие.Ru


  Ссылки по теме:

 



Яндекс.Метрика

На главную страницу