В беспокойном регионе
монахи строят обитель мира. В
сердце охваченного насилием
Кавказа древний монашеский орден
строит новый монастырь
Куртатинское ущелье, Россия, 22
сентября 2005 года. Отец Антоний и
его малочисленная группа
православных монахов повернулись
спиной к войне и политическим
волнениям, сотрясающим
Кавказский регион на юге России.
Совершив поступок, столь же
древний, что и само христианство,
они удалились в это отдаленное
ущелье в горах Северной Осетии,
чтобы построить там островок мира.
Небольшой укрепленный монастырь,
возводимый ими на руинах
стоявшего на вершине горы храма 19-го
века, который был разрушен
большевиками 80 лет назад, будет
почти таким же изолированным от
мира и самодостаточным, как и его
средневековые предшественники.
Как и те, прежние, этот монастырь
строится с намерением найти покой
в регионе, который погружен в
жестокий конфликт. "Если вы
однажды пойдете отсюда в любом
направлении, то найдете войну и
раздор, - говорит отец Антоний,
священник с седой бородой, в
черном одеянии, который, подобно
большинству осетинцев, хранит
верность православию в уголке
мира, где господствуют
мусульманские этнические группы.
"Общество. . . нуждается в
исцелении с помощью духовности.
Нашей миссией здесь станет
распространение божьего
благословения и мира".
Строительство монастыря
началось в прошлом году, когда
народ скорбел по поводу гибели 331
человека - половину из которых
составляли дети - убитых в
ожесточенной схватке между
террористами и силами
безопасности в Беслане,
расположенном всего в 25 милях (1
сухопутная миля = 1,609 км) отсюда.
Пожертвования поступили от людей,
которые считают новый монастырь
"Успенское" не только
возрождением христианских
традиций на охваченном
волнениями Кавказе, но также и
символом национального выживания
осетинского народа.
Отец Антоний говорит, что тысячи
людей в последние месяцы посетили
это место, чтобы получить
благословение в недавно
построенной часовне монастыря. В
их числе было много гостей из
расположенной по соседству Южной
Осетии, мятежной республики,
которая ведет "тлеющую"
войну за независимость с
постсоветской Республикой Грузия.
"Осетины - единая нация, один
народ, который перенес ужасные
страдания, - говорит отец Антоний.
- Мы не сломлены. Сегодня мы
черпаем новые силы в нашей вере и
в наших традициях". Но
крестьяне этого протяженного
речного ущелья с крутыми склонами,
для которых главным источником
дохода является разведение
выносливых горных овец,
жаловались на то, что сам этот
монастырь стал самым большим
источником разногласий в этом
районе.
"Пастбищ здесь очень мало, и
они тщательно распределяются
между местными жителями, а тут
приходит монашеская братия и
отхватывает себе большой кусок
земли, - говорит Маймураз Плиев,
историк в столице региона городе
Владикавказ.
- Церковь в наши дни обладает
большой властью, и спорить с ней
невозможно. Но здешние жители (проживающие
в Куртатинском ущелье) расстроены
и рассержены". Отец Стефан,
который встречается с местным
населением, признает, что
проблемы существуют. "Старое
поколение выросло в
атеистическом государстве,
Советском Союзе, и поэтому им
трудно понять, что мы пытаемся
сделать, - говорит он. - Когда мы
здесь начинали строиться,
некоторые из них обвиняли нас в
том, что мы захватили их земли. Но
сейчас люди успокоились. Они
видят, что мы стараемся оживить
это место".
Несколько молодых людей из
близлежащего селения Лац нашли в
монастыре работу каменотесов,
плотников и разнорабочих. "Кое-кто
все еще ворчит, но какой от этого
толк? - говорит Асланбек Гариев,
пастух, нашедший временную работу
на строительстве монастыря. - Я
думаю, что все закончится хорошо".
Девять в основном молодых монахов,
которые пришли к отцу Антонию,
приняли обет аскетизма, безбрачия
и тяжелой работы.
Некоторые говорят, что стрессы и
ужасы постсоветского мира
подтолкнули их к осознанию
необходимости жить в уединении.
"Я просто мечтаю о тихой
рутинной работе и молитве, -
говорит брат Серафим, молодой
бывший работник спиртоводочного
завода, который заявляет, что
современная жизнь "потеряла
для него всякий смысл". - Когда
мы закончим постройку монастыря,
я хочу начать выращивать
лекарственные растения и травы в
окрестных горах. Я думаю, что это
будет достойная жизнь".
После завершения строительства
в монастыре смогут проживать 20
монахов; от всех ожидают, что они
найдут себе какое-нибудь ремесло.
"Первым долгом монаха является
молитва, а здесь, в Осетии, есть
много чего такого, за что нужно
молиться, - говорит отец Стефан. -
Но монастырь должен также быть
самодостаточным, как маленькая
страна со своим
сельскохозяйственным
производством, ткацким
производством и производством
электроэнергии. Таким способом мы
надеемся осветить правильный
путь всем нашим братьям".
"CHRISTIAN SCIENCE MONITOR":
«Святость есть идеал
для всякого верующего», -
митрополит Крутицкий и
Коломенский Ювеналий
Кого РПЦ признает святым?
Можно ли православному молиться в
неправославных храмах? Как
относится РПЦ к канонизации
Иоанна Павла II и Григория
Распутина? Накануне своего 70-летия
один из старейших архиереев РПЦ,
митрополит Крутицкий и
Коломенский Ювеналий ответил "Газете.Ru"
на эти и другие вопросы.
Вы более 15 лет возглавляете
синодальную комиссию Русской
православной церкви по
канонизации святых. Чем
руководствуется комиссия, когда
решает вопрос о прославлении того
или иного человека в лике святых?
Каков механизм канонизации?
– В своей работе комиссия
руководствуется критериями,
выработанными Святой церковью на
протяжении всего ее
исторического бытия. Если их
выразить кратко, то необходимыми
условиями канонизации являются
безукоризненное исповедание
православной веры, праведная
жизнь, народное почитание и
чудотворения как при жизни, так и
по смерти подвижника.
Инициаторы канонизации,
например приходские общины или
монастыри, обращаются к своему
правящему архиерею, в обязанность
которого входит проверить
поступающие сведения, собрать
исторические данные, опросить тех,
кто хранит память о почитаемом
подвижнике, составить житие.
Если правящий архиерей находит,
что препятствий к прославлению не
встречается, то он обращается к
святейшему патриарху, который
дает соответствующее
благословение комиссии провести
необходимые исследования.
– Где кончается мирское и
начинается божественное в
процессе канонизации?
– Время – лучший индикатор
этого процесса, потому что на
расстоянии всегда снижается
предвзятость оценки дел и
стремлений любого человека.
Современники часто не видят
вокруг себя святых и жалуются на
их отсутствие, а те, кто
почитаются таковыми, нередко
спустя годы развенчиваются.
Многие документы, в особенности
ведомственные архивы, могут быть
доступны исследователям только
спустя десятилетия, да и
почитание подвижника благочестия
как святого складывается в
течение длительного периода
времени.
– Может ли человек стать
святым при жизни? Есть ли, на ваш
взгляд, в наше время люди, которые
достойны, допустим, в будущем
удостоиться канонизации, в том
числе и нынешние государственные
деятели?
– Апостол Павел сказал в
послании к христианам Коринфа:
"…каждый смотри, как строит…
каждого дело обнаружится… и
огонь испытает дело каждого,
каково оно есть. У кого дело,
которое он строил, устоит, тот
получит награду. А у кого дело
сгорит, тот потерпит урон" (1 Кор.
3, 10 – 15). Стать святым призван
каждый христианин через
исполнение воли Божьей, поэтому в
течение земной жизни человек
должен стремиться к святости. А из
истории Церкви мы знаем, что какое
бы общественное положение ни
занимал человек, то есть
император ли он или простой раб,
он одинаково может быть
прославлен церковью за святость
жизни.
– Сколько святых насчитывает
Русская православная церковь?
– Свой месяцеслов, или
календарь, Русская православная
церковь получила при крещении
Руси от Церкви
Константинопольской. В него также
включены святые, прославленные
Русской православной церковью на
протяжении ее тысячелетней
истории, и те святые, которые
прославлены другими
православными поместными
церквями. Очень много святых было
прославлено на Архиерейском
юбилейном соборе в 2000 году, когда
состоялась канонизация собора
новомучеников и исповедников
российских ХХ века, миру явленных
и неявленных, но ведомых Богу.
Процесс изучения подвига
новомучеников и исповедников
продолжается. На сегодняшний день
поименно причислено к лику святых
более 1600 человек, пострадавших за
веру в годы гонений.
– Делятся ли святые на
какие-либо группы?
– По границе своего почитания
святые бывают местночтимые, если
почитаются в определенной
области, и общецерковные,
почитание которых распространено
во всей православной церкви.
Также по характеру подвига святые
разделяются на святителей,
мучеников, исповедников,
преподобных, Христа ради юродивых,
благоверных князей, праведных и
других.
– Как вы относитесь к призывам
некоторых православных граждан и
священнослужителей
канонизировать Ивана Грозного и
Григория Распутина? И каково ваше
отношение к тому, что отдельные
православные граждане уже чтят их
как святых?
– Кампания вокруг имен царя
Ивана Грозного и Григория
Распутина началась еще в 1990-е годы.
Ее сторонники настойчиво требуют
канонизации этих лиц в сонме
святых. Образы Ивана Грозного и
Григория Распутина преподносятся
как символы особой "народной"
религиозности, которая
противопоставляется "официальной
религиозности" Церкви.
Инициаторы этой канонизации не
могут не сознавать, что само
обсуждение такого прославления
вызвало смущение среди
православных верующих и ведет к
соблазну и дискредитации самой
идеи канонизации святых.
В течение минувшего времени
синодальная комиссия по
канонизации святых изучала
данный вопрос. На Архиерейском
соборе в октябре 2004 года мною от
имени комиссии был сделан
соответствующий доклад и дана
развернутая характеристика и
аргументация невозможности
постановки такого вопроса.
Почитатели Ивана Грозного и
Григория Распутина часто
ссылаются на позволяемое
церковью келейное почитание
усопших подвижников, еще не
канонизированных в лике святых.
Но в данном случае они лишены
такого оправдания.
Русская православная церковь
неоднократно как в лице своего
предстоятеля, святейшего
патриарха Алексия II, так и высшей
законодательной и судебной
инстанции, Архиерейского собора,
в 2004 году официально высказала
свою позицию о невозможности
канонизации Ивана Грозного и
Григория Распутина. Поэтому не
подчиняющиеся соборному решению
Церкви ставят себя в опасное
духовное положение.
– После канонизации адмирала
Федора Ушакова некоторые военные
хотят выступить с инициативой
канонизировать полководца
Александра Суворова. Как вы
можете прокомментировать эту
инициативу?
– Надо сразу заметить, что
выдающиеся военные заслуги сами
по себе не могут служить
основанием для прославления в
лике святых. При неизменном
признании исторических заслуг
Суворова как великого полководца
за истекшее с его кончины время в
Русской православной церкви не
наблюдалось почитания его как
подвижника православного
благочестия. Почитаемые
православной церковью святые
воины прославлены или как
мученики, или страстотерпцы, или
подвижники веры, а не на основании
их воинских заслуг. Личная же
религиозность Суворова не может
являться примером выдающегося
церковного благочестия, а
известное своеобразие его
поведения нельзя рассматривать
как юродство во Христе.
– Признает ли Русская
православная церковь святыми
канонизированных в церквях
других конфессий?
– Святые, прославленные другими
поместными православными
церквями, признаются святыми и
Русской православной церкви. Их
имена вносятся в наш календарь, в
их честь строят храмы, пишут их
иконы, их именами называют
крещаемых. Почитаются и святые
древней неразделенной церкви.
Если же канонизация кого бы то ни
было произведена сообществом,
отделившимся от Единой святой
соборной и апостольской церкви,
то она не признается.
– Может ли человек,
причисленный к лику святых, быть
деканонизирован по каким-либо
причинам или открывшимся
обстоятельствам? Например, если
окажется, что он вел неправедный
образ жизни?
– В жизни Русской православной
церкви был период в начале XVIII
века, когда несколько святых были
деканонизированы. Протестанты,
участвовавшие в управлении
страной, пытались путем отмены
почитания некоторых подвижников
благочестия бороться со
старообрядческим расколом. Самый
известный пример – это история
прославления преподобной Анны
Кашинской. В 1909 году состоялось ее
вторичное прославление. В задачу
Синодальной комиссии по
канонизации святых входит
тщательно изучать все аспекты
жизни и деятельности человека,
предлагаемого к прославлению. В
случаях неполной
информированности, когда
остаются сомнения, комиссия не
принимает решения, потому что не
имеет права на ошибку.
– Какова роль святых в
отношениях человека с Богом?
– С самого начала своего
существования Церковь Христова
святыми называла тех людей,
которые, очистившись от греха,
стяжали Духа Святого в
разнообразии даров Его и явили
силу Его в нашем мире. Очищенный
от греха причастен святости и
бессмертию, поэтому святые после
своей физической смерти не
бездействуют, а, как истинные
друзья Божии (Ин. 15, 15), участвуют в
Промысле Божием о мире,
ходатайствуя за живущих на земле.
– Стремятся ли
священнослужители достичь в
своей жизни такого совершенства,
чтобы в будущем быть
причисленными к лику святых?
– Святость есть идеал для
всякого верующего, к которому,
безусловно, следует стремиться,
смиренно осознавая при этом свою
греховность и недостоинство. Наша
задача – следовать призыву
Христову "будьте совершенны,
как совершен Отец ваш Небесный"
(Мф. 5, 48) и "будьте святы, ибо Я
Господь, Бог ваш, свят" (Лев. 11,
44). Мы знаем из истории Русской
православной церкви о подвиге
многих священнослужителей,
причисленных к лику святых. Среди
них святители, священномученики,
преподобные и праведные. Одним из
особо ярких примеров является
святой Иоанн Кронштадтский.
– Может ли православный
человек молиться в храмах других
конфессий, например в
католическом, и возносить молитвы
святым Римско-католической
церкви?
– Как я уже отмечал, в нашем
календаре много святых,
прославленных в период до
разделения церквей. И конечно, они
почитаются нашими верующими. Те
же, кто был прославлен в
последующие века, не были
причастны к Вселенскому
православию. Вспомним слова
апостола Павла: "Если же кто и
подвизается, не увенчавается,
если незаконно будет подвизаться"
(2 Тим. 2:5).
Что касается молитвы в
инославных храмах, замечу, что
вершиной богослужения для
православного является
евхаристия, или причастие Святых
Христовых тайн. А
евхаристического общения, или
взаимного причащения, например,
между католиками и православными
нет. В чем же будет духовный смысл
такой молитвы? С другой стороны, в
католических храмах могут
находиться великие
общехристианские святыни,
почитание которых для
православного вполне естественно.
Так, многочисленные православные
паломники прибывают в город Бари,
где в католической базилике
почивают честные мощи святителя
Николая Чудотворца.
– Каково отношение РПЦ к
будущей канонизации Иоанна Павла
II?
– Этот вопрос является
внутренним делом Римско-католической
церкви. Что касается принципов
канонизации, которые применяются
в нашей церкви, то они, как уже
говорилось, не предполагают
поспешности и вмешательства
мирской рекламной стихии.
– Ваше высокопреосвященство,
существует мнение, что в России
надо создать комитет по делам
религии. Как вы относитесь к этой
инициативе?
– В годы гонений на веру в
Советском Союзе имелось такое
учреждение, оставившее по себе
весьма мрачную память. Уже
поэтому такое предложение может
восприниматься как попытка
возрождения злого призрака. Кроме
того, надо напомнить, что мы живем
в светском государстве, где
религиозные организации и
верующие пользуются правами в
соответствии с законом. Разве
правовых гарантий недостаточно и
требуется создание нового
бюрократического органа? Думаю,
что в этом нет нужды.
– На ваш взгляд, какие должны
быть отношения государства с
религиозными организациями?
Может ли государство вмешиваться
в дела церковные, а церковь – в
дела светской власти?
– Отношения должны быть прежде
всего уважительными по форме, а по
содержанию носить характер
доброжелательного
сотрудничества. Так дело обстоит,
например, в Московской области,
где у Московской епархии деловые
и взаимоуважительные отношения с
губернатором Борисом
Всеволодовичем Громовым. Такая
модель взаимодействия вообще не
ставит на повестку дня вопрос о
вмешательстве в дела друг друга,
направляя усилия сторон в
созидательном направлении на
совместные труды ради духовного
возрождения нашего народа.
– В этом году вам исполняется
70 лет, да к тому же еще и 40 лет
служения в епископском сане. У вас
богатый жизненный опыт. Что бы вы
могли пожелать читателям "Газеты.Ru"?
– Я благодарю Бога за то, что Он
дал мне возможность совершать
церковное служение и в годы
тяжелых испытаний, и сегодня,
когда православие возрождается и
наш народ возвращается к
благодатным истокам
отечественного духовного
наследия. Ныне и перед церковью, и
перед всем обществом стоят
необъятные задачи по
восстановлению былого величия
России. Это требует от всех
очищения совести, единения в вере
и добрых делах. К этому призывает
Русская православная церковь,
которая стремится в XXI веке в
полном объеме восстановить все
виды традиционно присущих ей форм
социального служения. Церковь
обращается к людям со священным
призывом к спасению, и я хочу
пожелать вашим читателям
услышать этот голос.
Фред Уэйр, 22 сентября 2005 "Christian
Science Monitor", Перевод опубликован
на сайте ИноСМИ.Ru
22 СЕНТЯБРЯ Текст: Павел
Коробов ("Коммерсантъ"),
специально для "Газеты.Ru"
meparh.ru
|