О тех, кто просит за нас у Бога.
|
О тех, кто просит за нас у Бога. Интервью
с секретарем комиссии по канонизации Новосибирской епархии РПЦ МП
протоиереем Виталием Бочкаревым
В прошлом номере мы рассказывали о жизни и духовных подвигах
мучеников Русской Православной Церкви. Тех, кто жил много
веков назад, и тех, кто принял мученическую смерть за веру в
XX столетии. Сонм святых сегодня очень велик, и
одновременно продолжается работа по канонизации новых
мучеников и подвижников веры. О том, как ведется эта работа,
и о
том, кто такие святые, мы беседуем с секретарем комиссии по
канонизации Новосибирской епархии Русской Православной
Церкви, протоиереем Виталием Бочкаревым. Он немало времени
отдал изучению истории Православной Церкви Сибири, работал в
архивах, в том числе и в архивах федеральной службы.
— Практически каждый из нас много раз встречался со словом
"святой", "святые", многие могут назвать немало имен святых:
от Георгия Победоносца до Серафима Саровского. Однако
большинство из нас все-таки не может дать ясное и
всеобъемлющее
определение, кто же все-таки такие "святые"? Как отвечает на
этот вопрос Русская Православная Церковь?
— Наверное, дать всеобъемлющее определение, что есть
святость и кто есть святой, нам, людям, живущим на земле,
людям
грешным, очень сложно. Святые — это христианские подвижники,
которые после своей кончины сподобились иметь особый дар
быть ходатаями перед Богом за людей. На земле мы молимся за
своих родных, близких, а многие, по заповеди Христовой,
молятся и о врагах своих. А святые после своей смерти так же
молятся и за нас. И Господь их слышит за их праведную жизнь
и веру. И вот как раз их молитвы исполняются.
— Люди, исполненные святости, появились практически сразу с
рождением Церкви. А когда появились первые, если можно так
сказать, "официальные" святые? То есть лица, причисленные к
сонму святых христианской церковью?
— С самого рождения Церкви. Уже в Деяниях Апостольских
рассказывается о первом святом первомученике архидиаконе
Стефане. Первыми святыми, которых причисляли к лику святых,
которые почитались первоначально не очень связанными
христианскими общинами в Эфесе, Коринфе, Афинах, в Риме, это
были, конечно, мученики. Это с 60-х годов I века на церковь
были воздвигнуты большие гонения. А вторые люди, которые,
безусловно, почитались как святые, — это святые апостолы.
— А когда начали почитать Пресвятую Богородицу?
— Она пользовалась огромным авторитетом в христианской среде
еще во время своей земной жизни. А почитание Богородицы
тоже началось в I веке. В катакомбах есть изображения
Пресвятой Богородицы. Чаще всего это так называемая Оранта,
молящаяся Богородица. О Богородице писали уже ранние отцы
Церкви.
— Когда рассказывают о святых, употребляют различные
определения: "Мученик", "священномученик", "преподобный",
иногда
"юродивый Христа ради". К сожалению, не всем понятно, в чем
разница.
— Эти наименования указывают на тот подвиг святости, который
был совершен тем или иным лицом. А с другой стороны, это
иногда указывает на его служение. Например, те святые, о
которых мы говорим "преподобные", происходят из монашеского
чина. Их главная задача — изменить свой образ человеческий и
как можно более приблизить его к образу божественному. А
есть святые, которые именуются "святители", — это епископы.
Кстати, в древней церкви, века до X, всякий епископ, если он
не был еретиком или безнравственным человеком, считался уже
святым. Люди считали, что не без промысла Божьего тот или
иной человек избирается на епископскую кафедру. И
действительно, это были люди и высокой духовной жизни, и
жизни
подлинно святой. Мученик — это понятно. Это человек, который
отдал свою жизнь за веру во Христа. Священномученик — это
мученик, имевший священнический сан, например, был
священником или епископом. Христа ради юродивые — это был
совершенно
особый подвиг, для современного человека, может быть,
совершенно непонятный. Юродивые были чем-то похожи на
ветхозаветных пророков. Ветхозаветные пророки обличали
существовавшие в обществе пороки и недостатки. В
ветхозаветном
обществе такие пороки, особенно если это были пороки власть
имущих, царей, мешали спасению всех. Они мешали тому, чтобы
богоизбранный народ хранил ту веру, которую Бог дал на
синайской горе пророку Моисею. И пророки были вынуждены
обличать
эти пороки. А юродивые — это были люди разного чина и
звания, которые облекали свое обличение в несколько
необычные
формы. Они как бы добровольно лишали себя разума. Юродивый
был, с одной стороны, совестью общества, а с другой — был
лишен всего. У него не было никакого имущества, жил он где
придется (при монастырях, под мостом). Но это был человек,
который мог обличить самого царя, великого князя, бояр,
человека, обладавшего огромным богатством. Но в то же время
он
мог обличить и простую крестьянку, в которой гордыни было
великое множество. То есть Господь через них открывал Свою
волю людям.
— Мне не раз доводилось встречать такое определение "местночтимый
святой". Что точно означает это слово?
— Местночтимый святой — это святой наиболее почитаемый в
определенной местности. Но это не значит, что этому святому
нельзя молиться в какой-то другой области. Появление
местночтимых святых совершенно естественно. Вот есть такой
сибирский святой Василий Мангазейский. В европейской части
России его имя мало кому известно. В Москве есть всего
один-два храма с его иконой. А вот в Сибири, особен но в
северной части нынешнего Красноярского края, в районе
Таймыра,
он особо почитается. Там прошла его жизнь. Мангазея — это
был один из первых русских городов Сибири. Там его знали,
там
были обретены его мощи. Естественно, что очень многие люди
шли к его мощам, просили его о чем-то. И очень многие из
коренных народов Сибири почитали Василия Мангазейского,
например, эвенки, долганы.
— Очень часто люди молятся тому или другому святому. Порой
это не всем понятно. Ведь Бог каждому верующему дал право
обращаться прямо к Нему, а святой в данном случае выступает
как бы "посредником". Или все-таки молитва, обращенная через
святого, имеет какую-то дополнительную силу?
— Бесспорно, каждый человек может о чем-то просить Бога.
Другое дело, что мы не всегда просим то, что нам нужно. Но
вспомните: когда мы попадаем в какую-то трудную ситуацию, мы
не только сами молимся о ее разрешении, но и просим
молиться за нас друзей, родных, близких. Иногда даже
каких-то дальних людей просим помолиться о нас. А поскольку
святые
и после кончины своей имеют такое дерзновение перед Богом
ходатайствовать за нас, поэтому мы к ним тоже обращаемся.
Одно
другого не исключает.
— Очень часто в том или другом святом верующие видят
защитников различных конкретных профессий. Военные молятся
"своим"
святым, пожарные — своим и так далее. На чем основаны такие
верования?
— Чаще всего на определенном сходстве жизни святого с жизнью
той людской корпорации, которая избирает его своим
покровителем. Например, Георгий Победоносец — говоря
современным языком — командовал спецназом. Причем не просто
спецназом, а спецназом Федеральной службы охраны. Он должен
был защищать непосредственно императора, имел по-нашему
генеральский чин. Поэтому понятно, почему люди воинской
профессии избрали его своим покровителем. А между прочим,
Георгия Победоносца очень почитали русские землепашцы и те,
кто занимался простым крестьянским трудом. На Георгия
Победоносца первый раз выгоняли скотину в поле. Значит,
крестьяне находили для себя что-то доброе и хорошее в
Георгии
Победоносце.
Бывало и по-другому. Например, почему день святой мученицы
Татьяны считается днем Российского студенчества? В
Московском императорском университете был храм (сейчас он
снова возрожден) в честь святой мученицы Татьяны. В
университете день престольного праздника был не учебным. А
поскольку день Татьяны часто выпадал на начало каникул, то
после праздничного богослужения часто начиналось веселое
времяпрепровождение молодежи, студентов. И постепенно эта
традиция распространилась по всей России. Практически в
каждом университете (в Томске, Казани, Харькове,
Санкт-Петербурге) были преподаватели — выпускники
Московского университета, они и приносили эту традицию.
Святитель Николай Чудотворец почитается многими: и
путешественниками, и моряками. Почти в каждом приморском
городе есть
собор в честь Святителя Николая. Почему так? Если посмотреть
житие святителя, можно найти эпизоды, когда он укрощает
бурю на море. В то же время Святителю Николаю молятся те,
кто находится в тюремном заключении. В том же житии есть
рассказ о том, как святитель спас от темничного заключения и
даже от смерти людей, неправедно осужденных. Но в целом
сказать, что вот этот святой у нас "заведует" вот этим, а
другой вот тем, нельзя. У каждого может быть свой опыт
обращения к тем или иным святым. Кто-то, например, знает
молитву определенному святому, тропарь. Вот мы с вами об
этом
не говорим, а причисление к лику святых предполагает, что
каждому святому составляется служба. Иногда она очень
короткая: тропарь и кондак. Два коротких молитвословия. А
впоследствии это может стать большой службой, которая длится
около полутора часа.
— Нередко приходится слышать о чудесах, которые происходят
вокруг нетленных мощей святых. Прежде всего, что же такое
"нетленные мощи"? И, если можно, расскажите о некоторых из
чудес вокруг мощей.
— Святые мощи — это останки тел, иногда одежды или вообще
предметов, связанных с телесной жизнью святого, которые
сохранились после его кончины. То, что святые мощи стали
почитаться в церкви довольно рано, свидетельствует
археология
катакомб. В катакомбы, в которых христиане совершали
погребение своих братьев по вере, очень часто попадали
мученики. И
на этих гробницах первоначально как раз и совершалась
Божественная литургия. Есть фраза Тертуллиана, что церковь
стоит
на крови мучеников. Впоследствии частицы мощей вшивались в
особые платы, которые назывались антиминсы. Антиминс
кладется
на престол под Евангелие и раскрывается во время Литургии.
На нем совершается освящение Святых Даров. То, что Литургия
совершается на мощах святых, очень важно.
Иногда бывает так, что все тело святого остается нетленным.
Бывает так, что остается только какая-то часть. Есть
святые, которые не оставили нам святых мощей. Определенное
разрушение человеческого тела после смерти касается всех
людей. Единственный, кто не увидел телесного тления,
разрушения, — это был Богочеловек, Господь Иисус Христос. А
что
касается святых, то у них какое-то определенное изменение в
теле всегда происходило. Чувствуя, что христиане почитают
святые мощи, что им это дорого, и желая поколебать их веру,
после революции 1917 года у нас в стране была проведена
кампания по изъятию святых мощей. У многих тогда сложилось
впечатление, что мощи — это обязательно целые тела. Хотя,
как
я уже сказал, это совсем не так. Иногда это могут быть
кости, иногда другие фрагменты тела. Так вот, раки с мощами
начали вскрывать. И говорить: вот видите, тут только череп,
такие-то и такие-то кости. Но желанной цели безбожная власть
так и не достигла. И хотя мощи выставлялись в клубах или
музеях для осмеяния без подобающих покрытий, верующие
приходили
туда для поклонения святым. Молились там и просили простить
тех людей, которые над мощами этих святых надругались.
Год назад я ездил в Иркутск. Там длительное время находились
мощи самого почитаемого в Сибири святого святителя
Иннокентия, первого епископа Иркутского. В 1921 году мощи
святителя из Иркутска были изъяты и отправлены в Москву.
Сначала они находились в одном музее, потом в другом, затем
их следы затерялись. И когда почти не оставалось надежд,
мощи все-таки были найдены в краеведческом музее в
Ярославле. Они значились как мощи какого-то неизвестного
лица, или,
как писалось в музейных документах, "мумифицированный труп".
В 1990 году мощи были торжественно перевезены обратно в
Иркутск.
Почему мощи называют нетленными? Потому что от тела святого
все-таки что-то остается. От большинства людей с течением
времени не остается ничего. Но главное не нетленность мощей,
а то, что через эти телесные останки Господь помогает людям
при молитве этим святым получить исцеление, получить
просимое. Почитание мощей есть и на Западе, и на Востоке. Я
был в
Иерусалиме, в Палестине, там много монастырей с мощами.
Из Библии мы знаем историю, когда одного убитого воина
бросили в могилу пророка Елисея. И когда его тело коснулось
костей пророка, он вдруг неожиданно воскрес. Это
ветхозаветное подтверждение того, что тела святых обладают
особой
Божественной благодатью.
— Вы по роду своей деятельности напрямую причастны к
канонизации православных святых. Что включает в себя процесс
канонизации? Наверное, этому предшествует огромная работа
очень многих верующих?
— Процессу канонизации предшествует прежде всего
внимательное изучение жизни того или другого лица. Собирание
самых
разных свидетельств. Свидетельств как со стороны христиан,
так и, может быть, людей внешних. Это изучение эпохи, в
которую жил этот человек. После этого обычно составляется
сборник документов, свидетельств. Кроме этого, собираются
данные о почитании этого лица. Может быть, люди молятся не
только об упокоении этого лица, но и просят его
ходатайствовать за них перед Богом. Речь может идти и об
умершем священнике или о простой бабушке, которую все любили
в
отдаленной деревне, и теперь ходят к ней на могилку,
молятся. С XVII, XVIII и уже совершенно точно с XIX века
всегда
составлялась запись случаев, когда люди, обращаясь к тому
или иному скончавшемуся лицу, получали просимое.
Например, известно, что такой-то купец, попав в сильный
шторм на Байкале, обратился с молитвой к святителю
Иннокентию.
Святитель тогда еще не был прославлен Церковью, но уже
почитался в народе. Купец получил спасение, и даже судно его
не
пострадало. Все это записывалось в отдельные книги, обычно
хранившиеся при храмах. В них люди записывали свои
свидетельства. Все перечисленное собиралось, и уже на
основании этого делался вывод о возможности или
невозможности
причисления к лику святых.
— Как происходит само провозглашение нового святого или
мученика? Кто принимает окончательное решение об этом?
— Я секретарь комиссии по канонизации в Новосибирской
епархии. Такая же комиссия есть для всей Русской
Православной
Церкви. И если то или иное лицо предполагается провозгласить
для общецерковного почитания, то материалы епархиальной
комиссии направляются в комиссию при Синоде. Там материалы
снова тщательно изучаются, и после этого Синод, Архиерейский
или поместный Собор принимает решение о канонизации. А далее
следует прославление святого. Обычно в месте, где жил этот
святой или находятся его мощи, служится всенощное бдение, и
там первый раз для поклонения народу выносится икона этого
новопрославляемого святого. Поется ему тропарь, кондак и
величание. Именно так у нас проходило прославление
священномучеников Иннокентия и Николая, пресвитеров
Новосибирских. Такое поименование было решено им дать, хотя
они
служили не в самом городе, а в Ордынском районе. И у нас во
время приезда Патриарха было такое торжественное
прославление.
— Просматривая перед встречай с вами двухтомную
"Энциклопедию православной святости", я обратил внимание на
то, что
иконы святых даже первых столетий несут в себе совершенно
конкретные портретные черты. И эти черты строго сохраняются
в
иконах последующих веков. Как удается воссоздать облик
святых или мучеников?
— Если говорить о древних святых, то иконописцы тех лет
следовали традиции. Существовали так называемые иконописные
подлинники. Иногда икону писали по описаниям, порой — по
прорисям. Это линейный рисунок, на основании которого
иконописец мог написать уже полный образ красками. В истории
Церкви были случаи прижизненного изображения. Например,
преподобного Серафима Саровского. Он жил, с одной стороны,
вроде бы и давно — 200 лет назад, но в те годы уже было
широко развито написание портретов. И сохранились
прижизненные портреты Серафима Саровского. Да, конечно, от
мастерства
иконописца тоже зависит очень многое, но хочу обратить
внимание: в иконе главное не техника, а молитвенный настрой.
А есть святые, которые жили относительно недавно, — Патриарх
Тихон, огромный сонм новомучеников российских. От них
остались не только писаные портреты, но даже и фотографии. А
Патриарх Тихон был даже снят на кинопленку. Если мы сравним
икону и фотографию, то определенные черты сходства там
наблюдаются, но все-таки икона от фотографии очень сильно
отличается. И понятно почему: ведь — это отражение святости
человека, а фотография — это отражение его телесного облика.
Нечто подобное происходит с жизнеописанием святых. Есть
жизнеописание, основанное на документах, воспоминаниях, а
есть
житие. Житие — это вовсе не аналог биографии. Не случайно
раньше существовал определенный канон написания жития.
— Непосредственно при вашем участии были канонизированы
расстрелянные большевиками новосибирские священники
Иннокентий
(Кикин) и Николай (Ермолов). Расскажите о том, какая работа
предшествовала их канонизации? Почему из сотен и сотен
погибших православных священников Новосибирской области были
выбраны именно эти люди?
— Сегодня мы имеем данные примерно о 600 — 700
священнослужителях, которые претерпели мученическую кончину
в период
гонений на Церковь. Они служили в период с 1917 года до
начала 50-х годов. Но почему мы выбрали именно этих двух? Не
всякий человек, пострадавший в то время, обязательно святой.
До того как передо мной оказалось дело по обвинению
священномучеников Иннокентия и Николая, я почти ничего не
знал о них. И из материалов дела я увидел их мужество,
стойкость, преданность Богу и Церкви. Не все выдержали те
испытания. По этому же делу один из священников вел себя
совершенно иначе. Он давал показания и на отцов Иннокентия и
Николая, и на своих собратьев, и на своих прихожан. Хотя
конец вроде бы у всех был совершенно одинаковый. Все были
расстреляны в один день. Но вряд ли можно говорить о
святости
этого лица.
— Отец Виталий, вы сказали, что в Новосибирской области было
расстреляно около 700 священнослужителей. А канонизированы
пока только двое. В связи с этим у меня вопрос: святых
столько, сколько канонизировано, или их гораздо больше?
— Бесспорно, их больше! И в день памяти Всех Святых, который
бывает в следующее воскресенье после Троицы, это как раз
одновременно и прославление тех, кого мы не знаем. Или кого
почему-то не прославили. Более того, нам, людям грешным,
подчас не удается увидеть святость. Нам не удается увидеть
святость подчас в людях очень близких к нам. Вот какой-то
очень простой человек — а он, может быть, очень свят по
жизни…
— Одновременно с материалами о священномучениках Иннокентии
и Николае в Синодальную комиссию из Новосибирска направили
материалы (архивные документы и жизнеописание) митрополита
Варфоломея. Однако решение о канонизации митрополита
Варфоломея (Городцова) пока не принято. Расскажите,
пожалуйста, об этом человеке.
— В этом году как раз исполнилось 50 лет со дня кончины
владыки Варфоломея. Прожил он жизнь очень долгую, почти 90
лет.
Прослужил в церкви более 60 лет. Был выпускником Рязанской
семинарии, Санкт-Петербургской духовной академии. Сам родом
с
Рязанщины, сын сельского священника. Как священник он начал
служить в Тифлисе. И служил там до самой революции. Там он
был одновременно и преподавателем, и
журналистом-публицистом. После революции он переехал в Баку
и там уже в 1923 году
был арестован. Попал сначала в Уфу, а потом в Соловецкий
лагерь особого назначения. После этого его ссылка
продолжилась
в Сибири, в Барабинском округе. Потом ссылка в Воронежской
области и возможность поселиться в Подмосковье. Когда-то он
учился вместе с будущим Патриархом Сергием, тогда
митрополитом Старогородским. Митрополит помог ему устроится
в
небольшой сельский приход. В 1942 году это село было
захвачено немцами, которые сожгли его дом и библиотеку. В
том же
году патриарший местоблюститель Сергий настоятельно
предложил ему епископскую кафедру. А владыке Варфоломею было
уже 75
лет. Сначала он был епископом Можайским, а затем был
направлен архиепископом в Новосибирск. Сюда он прибыл в 1943
году.
Это были военные годы, когда ему приходилось утешать очень
многих людей, потерявших своих родных и близких.
Одновременно
это было время, когда удалось открыть несколько храмов. Надо
было заботиться о священнослужителях, найти их. Кто-то
приходил из лагерей буквально ни с чем, в одной телогрейке.
После расспросов, владыка доставал из ящика крест, немного
денег и направлял священника на служение. Границы епархии
были в то время очень велики. Из Новосибирска такой
священник
мог отправиться, например, в Красноярский край. Владыка
очень хотел после войны открыть в Новосибирске семинарию, но
это
не удалось. Хотел вернуть Александро-Невский собор, но тоже
не позволили. Хотя к Вознесенскому собору был пристроен
Серафимовский придел, в котором он и был похоронен в 1956
году.
Почему владыка Варфоломей до сих пор не канонизирован? К
сожалению, мы до сих пор не располагаем документами о
причинах
его ареста и заключении в Соловецкий лагерь. Для получения
этих документов нужно отправляться в Баку, другое
государство, обратиться в Министерство безопасности
республики Азербайджан, а это все очень сложно. Да и не
известно,
сохранились ли эти документы.
— Можно ли ожидать, что в Новосибирской епархии будут
прославлены другие святые или мученики?
— Наверное, можно. Работа в этом направлении и сейчас
ведется, будет вестись и в будущем.
— Каждый, живущий в том или ином российском регионе, хотел
бы гордиться своим краем, его достижениями, его людьми. Как
вы считаете, насколько уместно включить рассказ о
священномучениках из Новосибирской области в учебники,
например, по
краеведению?
— Я думаю, что вполне уместно. Это были люди, жизнь которых
вполне достойна изучения.
— Святые должны быть примером для православных. А может ли
стать святым бывший грешник?
— Первым, кто вошел в рай, был благоразумный разбойник,
распятый вместе со Христом. Этот человек на кого-то нападал,
возможно, кого-то убил. Но, тем не менее, за очень короткое
время (сколько они там на Голгофе висели?) в его душе
происходит огромная перемена. Он уверовал во Христа и
раскаялся в своих злодеяниях. Христос ответил ему: "Ныне же
будешь
со Мною в раю".
Вообще говоря, перемены в человеке очень и очень возможны. И
такие случаи в истории Церкви были, и они дают надежду
всем нам. Все мы грешники, и всем нам нужно исправлять свою
жизнь и, несмотря на свою греховность, тем не менее
стремиться к святости.
Беседовал
Александр ОКОНИШНИКОВ
"ЧЕСТНОЕ СЛОВО":
5 июля 2006 г.
|