Главная


 


Обновление: 
25 ноября 2008 г.

 

 
Новости 

"Человеком года" назван отец Андрей Кураев,

Самое крупное в России информационно-поисковая система Rambler ежегодно определяет "людей года" в разных номинациях. По разделу "Религия" в 2005 году "человеком года" назван отец Андрей Кураев, диакон храма св. Иоанна Предтечи на Пресне, профессор Московской Духовной академии, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, автор множества книг и статей.

Андрей Вячеславович Кураев родился в 1963 году в Москве. В детском возрасте несколько лет жил в Праге, где работали его родители. Семья Кураевых была вполне атеистической. В старших классах школы Андрей выпускал газету "Атеист". Затем, поступив на философский факультет МГУ, учился на кафедре научного атеизма.

Во время учебы в университете Кураев получил доступ к хорошей библиотеке, конфискованной у церквей и монастырей. Сказался и общий диссидентский дух эпохи (Солженицына он достаточно рано прочитал). Сопоставляя атеистическую пропаганду, курсовые лекции с Евангелием и философской литературой, Андрей убедился, что официальная пропаганда "безбожно" лжет, критика бьет мимо цели.

В интервью для книги "Иное" диакон Кураев вспоминает: "Первыми религиозными авторами, которых я читал, были Франк и Шестов. Они показали мне, что можно быть христианином и при этом человеком ХХ века. Затем отец Сергий Булгаков вполне убедил меня: мир духовной жизни – это такой мир, о котором нельзя судить снаружи. На третьем курсе МГУ я всерьез заболел Достоевским. Сначала я понял, что есть дьявол, и только потом, что есть Христос. Если Христом был отвергнут дух сверхчеловечески умный и злой, значит Христос более, чем человек. Ощущение внутренней пустоты прошло, свет в окошке забрезжил..."

Осенью 1982 года Кураев крестился. По окончании университета он поступил в аспирантуру, но не закончил ее, а стал секретарем ректора Московской Духовной академии. Затем, осуществив давнее желание, поступил в семинарию. Но учиться там пришлось мало ("нормальной" жизни было только месяц – до крупного пожара в 1986 году, после чего пришлось работать на стройке). Затем ректор академии снова взял Кураева в свой штат. Следующий поворот в судьбе произошел в 1988 году. Знакомая пригласила Андрея Вячеславовича на диспут в Коломенский пединститут. В огромном зале собралось много профессуры, студентов. Случилось так, что профессиональные атеисты были легко побиты "каким-то семинаристом". По этому поводу обком КПСС вынес даже специальное постановление о плохом состоянии дел в пединституте. Нашлись силы, которые захотели отправить Кураева подальше от Москвы. Послали его в Румынию.

"Двухлетний опыт пребывания в Румынии был для меня очень важен. Я видел нерусское Православие (а для меня православие – вселенская религия). Кроме того, Румыния – очень религиозная страна, там сохранилось много церковных народных традиций. Самое важное, что там произошло: меня рукоположили" – говорит Андрей Кураев.

В 1990 году Патриархом стал Алексий II. Ему потребовался референт, который "умеет писать". Ректор порекомендовал отца Андрея. "Патриарх встретил меня с улыбкой: "Говорят, Вы хорошо умеете писать?" – "Нет, Ваше Святейшество, я пишу только из лености и ради экономии – чтобы не повторять десять раз одно и тоже". Посмеялись. Характерно, что первая фраза, которую я сказал при нашей встрече, была: "Нет, Ваше Святейшество..." Патриарх позволяет с собой не соглашаться. Два последующих года пребывания в этой должности были очень для меня важны. Я знакомился с политическими и общественными деятелями, видел, из каких страстей, побуждений исходят люди, делающие политику. Нет автоматической машины истории, фантастически много зависит от поступков конкретных людей. При этом сам я никогда не стремился заниматься политикой - ту деятельность воспринимал скорее как послушание", – рассказывает отец Андрей.

Все же Андрей Кураев считает, что его призвание – педагогика. В январе 1993 года он ушел во вновь созданный православный университет деканом богословского факультета. Кроме того, вернулся и в МГУ на родную кафедру, которая теперь называется кафедрой истории религии. Его курс по православию там – один из самых посещаемых (на одного "обязательного" студента подчас приходится пятнадцать вольнослушателей). Диакон Кураев очень активно выступает в периодической печати - как он выражается, "от безысходности". Утверждает: "Я невысокого мнения о своем публицистическом таланте, а тем более богословском. Пишу на какую-либо тему только тогда, когда вижу: никто больше этого не делает..."

В 1994 г. в Институте философии РАН Андрей Кураев защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской Духовной академии. В 1996 г. Патриархом Алексием по представлению ученого совета РПУ присвоено ученое звание профессора богословия. Решением Синода от 12 марта 2002 года включен в состав редколлегии сборника "Богословские труды". Решением Синода от 24 декабря 2004 года включен в состав Синодальной Богословской комиссии. 15 февраля 2003 года Патриархом Алексием награжден орденом преп. Сергия Радонежского 3-й степени.

"Главным успехом 2005 года я считаю то, что, кажется, удалось одному юноше объяснить, что проблемы, гнетущие его, скорее психиатрического характера, нежели духовного, а потому подозревать присутствие беса в себе и бежать на сеанс экзорцизма пока не стоит", – говорит отец Андрей. Диакон Андрей Кураев – член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений. В январе в издательстве Сретенского монастыря выходит новая книга отца Андрея "Церковь в мире людей".

"Православие.Ру"


Алексей Кочетов. «ЕСЛИ НЕ БУДЕТЕ КАК ДЕТИ».

Хочется думать, что после просмотра «Хроник Нарнии» у многих появится желание перечесть или впервые прочесть не только книгу Льюиса, но и Евангелие

Давным-давно, лет двадцать назад, а может и более, когда деревья были неизмеримо выше, а рахат-лукум – несравненно слаще, я впервые прочел ту книгу. Мне и брату её привезли из гостей родители – огромный том в синем переплёте, напечатанный на машинке. От книги необыкновенно пахло то ли клеем, то ли дерматином. Это были "Хроники Нарнии" Клайва Стейплза Льюиса.

Мы во мгновение ока "проглотили" книгу и она потрясла нас, оставив неизгладимый след в душах. Никогда, ни до, ни после лично я не читал лучшего сочинения для детей и о детях! Книга вызывала не только восхищение, но и мечтательную зависть к удивительным приключениям её героев в волшебной стране Нарнии. Мне, советскому школьнику, тоже хотелось пить чай рядом с фавнами, плыть на корабле "Покоритель зари" на край света и вести в бой непобедимые войска. Если бы тогда я интересовался поэзиею, то почувствовал, как созвучны моим мечтам стихи Райнера Марии Рильке:

О, быть бы мне таким же, как они!
Их кони мчат, безумны и строптивы,
И на ветру вздымаются, как гривы,
Простоволосых факелов огни…

Но в нашей жизни всё было проще. В "Хрониках" упоминался диковинный рахат-лукум, которого мы с братом никогда не пробовали. Уступая настойчивым просьбам, родители купили нам это дорогое лакомство. Я до сих пор помню обсыпанную сахарною пудрою болгарскую коробку, с крышки которой улыбалась девушка в национальном костюме. И хотя приторная сладость нам не понравилось, мы ели её с благоговением. Даже не ели, а вкушали…

Но больше всего меня удивил не рахат-лукум, не чудесные приключения, а концовка книги "Последняя битва", завершающей "Хроники Нарнии". Главнее герои, дети из семьи Пэвэнси, вместе с родителями погибают в железнодорожной катастрофе и навсегда переходят из нашего мира – "страны теней" в волшебную страну. Новая для меня мысль о том, что истинная жизнь может начаться после смерти в некоем ином мире, который лучше нашего, поражала своею необычностью.

Со временем забылся и сюжет "Хроник", и имя их автора. Осталось только удивительное и непреходящее ощущение великого чуда, мудрости и чистоты. Спустя много лет, уже в студенческие годы, став членом Церкви, я заново открыл для себя книгу Льюиса. С тех пор я сознательный почитатель его несравненного таланта.

Поэтому важным событием представляется мне выход фильма режиссера Эндрю Адамсона "Хроники Нарнии" (WaltDisneyPictures) – экранизации первой книги "Хроник" "Лев, колдунья и платяной шкаф". К сожалению, российская премьера этого фильма, состоявшаяся 22 декабря 2005 года, как-то затерялась среди предновогодней суеты, всеобщего обсуждения сериала "Мастер и Маргарита" и назойливой рекламы "Дневного дозора".

Зачарованно выходя после просмотра "Хроник Нарнии" из кинотеатра в морозный вечер, на снежную улицу, я чувствовал себя счастливым ребенком, верящим в сказки и чудеса. Невольно вспомнилось что-то из детства, что-то полузабытое, светлое и радостное.

Но фильм "Хроники Нарнии" – это не просто великолепный новогодний и рождественский подарок, волшебное средство для поднятия настроения или замечательная сказка для детей. Это еще и мудрая притча, образно рассказывающая о Христе и событиях евангельской истории.

Выдающийся английский писатель Клайв Стейплз Льюис (1898-1963) был не сказочником, но крупнейшим христианским мыслителем ХХ века. Кроме семи книг "Хроник Нарнии" он писал теологические трактаты, труды по истории английской литературы и разнообразные художественные произведения от стихов до романов, которые сейчас бы назвали научною фантастикой. Но особенно любил Льюис жанр аллегорической полупритчи-полусказки. Именно так написаны его знаменитые богословские сочинения, из которых мне особенно дорога повесть "Кружной путь" в великолепном переводе Наталии Трауберг.

Работая после Второй мировой войны над "Хрониками Нарнии", Льюис решал проблему противостояния злу, чрезвычайно актуальную для той эпохи. Эту же проблему пытался решить другой выдающийся английский писатель Джон Рональд Роуэлл Толкин, близкий друг Льюиса. Толкин был католиком, а Льюис членом более либеральной Англиканской Церкви. Однако книга, вышедшая из-под пера Льюиса, более ортодоксальная, более христианская, чем эпопея "Властелин конец".

Если Толкин отдал должное европейской (германской и кельтской) мифологии, то Льюис недвусмысленно показал, что в наше время христианство – единственная сила, способная противостоять всемирному злу. Поэтому "Хроники Нарнии" – неудобная книга в нынешний политкорректный век, призывающий нас забыть о своих национальных, религиозных и культурных корнях.

Сложно сказать, хотел ли Эндрю Адамсон исключить из своего фильма религиозные мотивы, столь очевидные у Льюиса, но в кино они прослеживаются весьма отчетливо. Книга "Лев, колдунья и платяной шкаф" имеет несомненное и неслучайное сходство с Евангелием. Поэтому лента "Хроники Нарнии" напомнила мне фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы", хотя многие сравнивают её с монументальными экранизациями "Властелина колец" и вездесущим "Гарри Поттером".

Начало книги и фильма не предвещает евангельского развития сюжета. Обыкновенные дети из семьи Пэвэнси – Питер (его играет Вильям Мозли), Сьюзен (Анна Попплеуэлл), Эдмунд (Скандер Кейнс) и Люси (Джорджи Хенли) – из-за бомбежек Лондона во время Второй мировой войны покидают город и отправляются погостить к почтенному профессору, живущему в самом центре Англии, в старом доме похожем на рыцарский замок. Играя в прятки, они находят большой платяной шкаф, дверца которого оказывается дверью в сказочную страну Нарнию, где живут волшебные существа: говорящие звери, фавны, гномы, кентавры и единороги.

Уже целую вечность в Нарнии царит зима, насланная Белой Колдуньей, захватившей эту страну (её играет английская актриса Тильда Суинтон). Христианские аналогии очевидны: Белая Колдунья – диавол, вековечная зима – то сумрачное состояние, в котором пребывало человечество от грехопадения Адама и Евы до пришествия Спасителя.

Олицетворением Христа в книге Льюиса является Великий Лев Аслан, творец Нарнии, сын Заморского Императора. В христианстве этот грозный хищник является одним из древнейших символов Слова Божиего, Бога-Сына, Спасителя.

С ветхозаветных времен лев ассоциируется с чем-то могущественным и царственным. В Писании о нем сказано: "Лев – силач между зверями, не посторонится ни перед кем" (Притч. 30:30). Молодой лев – библейский символ колена Иуды (Быт. 49:9), откуда происходит царь Давид – праотец Мессии. Так этот благородный зверь обозначает человеческую природу Спасителя.

Он также обозначает Божественную природу Христа. В древнейшей церковной традиции лев был символом евангелиста Иоанна (а не Марка, как принято считать ныне). Архиепископ Феофилакт Болгарский (XII в.), знаменитый толкователь Нового Завета, писал: "Евангелие от Иоанна имеет лице льва, ибо лев есть образ царской власти. Так и Иоанн начал с царственного и владычественного достоинства, с Божества Слова, сказав: В начале было Слово и Слово было у Бога".

У К. Льюиса древнее пророчество гласит, что Аслан и четыре человеческих ребенка, дети Адама и Евы, должны спасти Нарнию. И если Аслан – Христос, то дети Пэвэнси – апостолы. Недаром старшего брата зовут Питер, т. е. Петр – Камень. Именно так звали простого рыбаря, которого вместе с обратившимся фарисеем Савлом-Павлом Церковь нарицает верховными апостолами. Именно Петру, исповедовавшему Христа Сыном Бога Живого, Спаситель сказал: "Ты – Петр, и ни сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного" (Мф. 16:18-19).

Спасение Нарнии Асланом подобно евангельскому спасению человечества Христом. Есть здесь и Иуда – Эдмунд Пэвэнси, предавший Аслана, брата и сестер за сказочный рахат-лукум. Как тут не вспомнить Адама и Еву, преступивших повеление Бога и согрешивших вкушением плода от древа познания. Ради спасения жизни маленького Эдмунда и всей Нарнии Аслан приносит себя в жертву на Каменном Столе, подобно тому, как Христос приносит Себя в жертву на Кресте за каждого грешника, за весь род людской.

Девочки Сьюзен и Люси Пэвэнси, наблюдающие издалека за гибелью Аслана и оплакивающие его у Каменного Стола подобны евангельским женам, наблюдавшим за казнью Христа, а затем в слезах пришедшим к Его гробу с благовонным миром. Подобно мироносицам, бывшим свидетельницам воскрешения Спасителя, сестры становятся свидетельницами воскрешения Великого Льва с первым лучом солнца.

Как и Евангелие, "Лев, колдунья и платяной шкаф" заканчиваются победою жизни над смертью, истины над ложью, света над тьмою. И совершенно необычен конец книги "Последняя битва", которую можно назвать "Апокалипсисом Нарнии". Аслан говорит детям Пэвэнси, погибшим в катастрофе: "Разве вы не догадались?.. Ваши папа и мама и все вы, как называют это в стране теней, – мертвы. Учебный год позади, настали каникулы. Сон кончился, вот и утро".

И Льюис записывает: "И пока Он говорил, Он все меньше и меньше походил на льва. А то, что случилось дальше, было так прекрасно, что писать об этом я не могу… Вся их жизнь в нашем мире, все приключения в Нарнии были только обложкою и титульным листом. Теперь, наконец, началась Глава Первая Великой Истории, которую не читал ни один человек на земле; Истории, которая длится вечно; Истории, в которой каждая глава лучше предыдущей". Разве не об этой Истории писал апостол Павел? "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9). Христос открыл детям Свой истинный лик. Сон кончился…

Впрочем, последняя книга "Хроник Нарнии" еще ждет своей экранизации. Что же касается фильма Адамсона (кстати, его фамилию можно перевести как "сын Адама"), то хочется думать, что после просмотра "Хроник Нарнии" у многих появится желание перечесть или впервые прочесть не только книгу Льюиса, но и Евангелие. А со страниц этой вечной книги к нам обращается Сам Бог: "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18:3).

Так давайте же уподобимся детям, верящим в чудо, победу добра и Истории со счастливым концом!

http://portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=421


Парадокс Кураева. Кажется, что Андрей Кураев способен со знанием дела говорить о чем угодно.
И обо всем - по-своему

Сейчас, в святочные дни, о Рождестве звучит много слов. Но среди них не затеряется негромкий голос этого человека. Он говорит так:

- Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но нет тебе в том никакой пользы, если Он хотя бы раз не родился в твоей душе. Рождество - это ответ на вопрос Данте: "Я поднял глаза к небу, чтобы увидеть - видят ли меня?" Это главный вопрос в жизни человека: нужен ли я, или я просто космическая плесень?

У Андрея Кураева своя интонация и своя манера общения. Кажется, что он способен со знанием дела говорить о чем угодно. И обо всем - по-своему.

Он, пожалуй, чаще любого священнослужителя возникает на телеэкране. При этом появляется и в таких передачах, на обсуждении таких тем, что некоторым ревнителям Православия это кажется недостойным. Однако же умудряется остаться самим собой в любом окружении, не только не отступать от церковных постулатов, но и делать их привлекательными для самой неподготовленной аудитории.

Он не впервые признан "человеком года". На сей раз - в крупнейшей интернетовской системе "Рамблер" по разделу "Религия". Получал он и в нашей газете почетное звание "Герой "Труда". Его книги печатаются одна за другой массовыми тиражами и успешно конкурируют со светскими бестселлерами. А кроме диаконской службы в московском храме Иоанна Предтечи на Пресне, он еще и профессор Московской Духовной академии, старший научный сотрудник философского факультета МГУ, ведущий еженедельной радиопередачи...

И, наконец, практикующий миссионер. Едва ли не единственный в своем роде.

Впрочем, сам он собственную миссию считает парадоксом.

Что ж делать, если из парадоксов состоит вся его жизнь.

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АТЕИСТ СТАЛ СЕМИНАРИСТОМ

- Для нас с мужем это был шок, когда мы пришли однажды домой раньше времени и застали Андрея с иконами и Евангелием, - рассказывала мне Вера Трофимовна, мама Кураева. - Наша семья и не приближалась никогда к религии, а тут узнаем, что сын тайно крестился, мечтает о семинарии. Все рушилось! Это же было начало 80-х. Андрюша прекрасно учился в университете, ему уже предлагали остаться на кафедре атеизма, он стал бы самым молодым преподавателем МГУ. И у мужа карьера в самом расцвете: известный философ - в президиуме Академии наук, собирался на работу в Париж, в ЮНЕСКО.

Родители отчаянно пытались отговорить сына от губительного, на их взгляд, выбора, чтобы спасти его.

А он, в свою очередь, хотел убедить их, чтобы они спаслись, как он это понимал.

Когда Андрей подал наконец документы в семинарию, отца не то что в Париж не пустили - с работы выгнали.

- Обиделся тогда на вас Вячеслав Иванович? - спрашиваю Кураева.

- Мы все сильно переживали, но отношения из-за этого не испортились. У нас в семье карьеристов никогда не было. Отец - детдомовец, полжизни мы прожили в коммуналке, так что всегда радовались тому, что есть, а испытания встречали как должное.

...И все-таки было странно: как получилось, что мальчик из семьи неверующих интеллигентов, редактировавший в школе газету "Атеист", специалист по научному атеизму, вдруг стал семинаристом?

ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ЕВНУХОМ У ЧУЖОГО ГАРЕМА

Да и дорога к вере у Кураева была весьма оригинальной. Среди вдохновителей оказался, например, Владимир Высоцкий.

- Для меня важна была атмосфера, которую создавали его песни, постоянно звучавшие в нашем доме, - говорит отец Андрей. - И портрет Высоцкого в моей комнате всегда был на виду. Поиск своего пути, выход за "красные флажки" - это стало психологией моего выбора.

Но креститься он пошел еще неверующим. Занимаясь на кафедре атеизма, обнаружил, что русские философы постоянно говорят о том, что религия - это мир опыта. То есть изучать ее без личного опыта вроде бы и неловко. Как говорил отец Сергий Булгаков: "Неверующий человек, изучающий историю религии, подобен евнуху, который сторожит чужой гарем". Вот студент Кураев и решил поставить эксперимент на себе: окреститься в научных целях - войти в Церковь, чтобы увидеть ее изнутри.

А когда вошел, понял, что он здесь у себя дома. Крещение стало первым чудом в его жизни.

- В тот день, - вспоминает отец Андрей, - я совершенно ясно почувствовал, что означают слова "Царство Божие внутри вас".

ВАХТЕР С "КРАСНЫМ ДИПЛОМОМ"

В те годы и в семинарию поступить нельзя было без разрешения "компетентных органов". Тем более выпускнику с "красным дипломом", аспиранту Института философии. Максимум что удалось - устроиться в Духовную академию вахтером. А уже через год, когда слежка ослабла, поступил на учебу.

Помогла и анекдотичная путаница. В аспирантуре Института философии решили, что переход Кураева на работу в МДА (Московская духовная академия) означает логичное перемещение молодого философа в Московский дом атеизма.

КАК ЭТО ПРОСТО - НАЙТИ ПРИЗВАНИЕ

Но вот ведь в чем очередной парадокс Кураева. И в церковной сфере, несмотря на его очевидные таланты и благоволение самого Патриарха, похоже, не заладилась у отца Андрея карьера в общепринятом понимании. Он же до сих пор не священник. Диакон - это первая ступень в церковной иерархии. Как ступил на нее Андрей Кураев много лет назад, так и остановился.

И в личной жизни какая-то неустроенность. Не монах, но не женат, живет с родителями.

Только вот сам он ощущает свою жизнь гармоничной, вполне логичной и удавшейся.

- Влюбленности остались в той моей жизни, до крещения. Больше Бог мне их не посылал. Значит, и не нужно. Мне дороги слова Экзюпери о том, что призвание найдешь просто, потому что не ты его выбираешь. Я только один выбор в жизни сделал - крестился. Все остальное было неотвратимо. Мне ведь уже назначали время рукоположения в священники. Я с хиротонии просто убежал, сам не знал - почему. Потом, спустя годы, понял. Чем диаконское служение хорошо для меня, миссионера? Я - в Церкви. Вхожу в касту духовенства, участвую в службе. И со светскими людьми обращаться легче: видят же, что я в рясе... А с другой стороны, я - не священник. Это означает, что у меня больше прав на возможную ошибку. Больше свободы маневра в выборе аргументации, стиле поведения. Будь я священником, не мог бросать свой приход, чтобы умчаться куда-нибудь на неделю.

МОЛИТВА О ПРЕКРАСНОМ ДАЛЕКО

- Уже больше десяти лет образ жизни не меняется, - рассказывает он мне. - Нет понятия рабочего дня, есть понятие рабочей недели. В воскресенье я служу у себя в храме. После этого бегу на вокзал или в аэропорт. Дальше остается только молиться: "Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко!" Три-четыре дня работы в другом городе, три-четыре встречи в день - университеты, школы, тюрьмы, армейские казармы, вечером общегородская лекция, в промежутках встречи с местными журналистами. И обычно в четверг или пятницу возвращаюсь в Москву. Здесь уже свои лекции - в МГУ, Свято-Тихоновском институте, Московской духовной семинарии. Порядок железный. В МГУ, например, пятнадцатый год работаю, а время лекций и место проведения не меняются. Уже несколько поколений студентов знают, что пятая пара в пятницу - мой спецкурс. Окошко в субботу обычно московские журналисты заполняют, а вечером - радиопрограмма в прямом эфире. В воскресенье снова служба и - все сначала.

География поездок отца Андрея разнообразна. Казахстан, Петербург, Киев, Сахалин... Приглашения поступают от епархий, университетов, монастырей, администраций, иногда просто от частных лиц по почте.

Во время поездок случается всякое. А ждут его не только друзья. Однажды в Томске набросился с кулаками рериховский активист. Был случай, когда после лекции принесли в подарок банку с икрой, нашпигованную стеклянными осколками.

Но в массе своей аудитория принимает отца Андрея сердцем. Его обязательно снова и снова зовут туда, где он хотя бы раз побывал. Такого общения недостает сегодня в нашей стране очень многим.

НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ

Так же уверенно, как, например, богослова Сергия Булгакова, он цитирует и писателя Михаила Булгакова, а кроме того - Мандельштама, Пастернака, Коржавина, Тютчева, Шекспира, Галича, Высоцкого, Макаревича и много кого еще. Это тоже специфика его миссии.

Он работает на пограничной, нейтральной и даже на чужой территории. За пределами Церкви и на дорогах к ней. Он не может позволить себе не знать, чем интересуются, что читают, что смотрят и слушают его собеседники. Он должен быть в курсе всех политических и экономических новостей, всех новинок культуры и моды. Он обязан ссылаться на Гарри Поттера и "Матрицу", "Ночной дозор" и Пелевина. Иначе диалога не получится.

ЧЕЛОВЕК-ДЕПАРТАМЕНТ

Вот что удивительно. Самую важную по значению и самую фантастическую по объему часть своей деятельности Андрей Кураев уже много лет выполняет как частное лицо.

То, что, на мой взгляд, сегодня крайне необходимо и для Церкви, и для общества, делает в одиночку, без особой поддержки с той и другой стороны уникальный миссионер Кураев.

Он сам принимает бесчисленные заявки, организует свои поездки, встречи, выступления, перерабатывает гигантский объем материалов. Он сам себя продюсирует, обеспечивает свои связи с общественностью, сам себе администратор, организатор и помощник. Притом что деятельность его никаких коммерческих прибылей принести не может, а вот духовная прибыль очевидна. Выигрывают в результате и общество в целом, и Церковь. Но Кураев по-прежнему одинок в этой работе. Что тоже парадокс.

ПЕРЕВОДЧИК ЕСЕНИНА НА УКРАИНСКИЙ

- Только недавно я понял, кто я такой, - шутит отец Андрей. - Оказывается, я работаю переводчиком Есенина с русского языка на украинский. Ведь есть Украина и не русскоязычная. И есть люди, которые не могут понять русского литературного языка. Они, может быть, поймут переводы на русский язык каких-то голливудских фильмов, но Есенина - игру слов, перелив, мелодику - не смогут. Значит, надо делать для них перевод. А для многих русских сама эта задача кажется смешной или даже кощунственной по отношению к стихам Есенина. Вот если бы я сказал, что Есенина на китайский перевожу, это замечательно, на английский - тоже очень хорошо, но украинский - зачем? Так вот и у многих церковных людей есть иллюзия близости нашей веры к окружающей нас повседневной жизни. Кажется, что если для меня все понятно в Церкви, то и для других это само собой разумеется.

Так вот, я прошу церковных людей. Не забывайте же вы свои сомнения. Не забывайте, что вера - это прорыв, это поступок, решимость, а не некое следование очевидности. И поэтому, помня свои собственные сомнения и недоумения, не осуждайте современных людей за то, что в нашей вере им что-то непонятно.

КТО Я? ПОКОЙНИК В ОТПУСКЕ?

Сам Андрей Кураев находит общий язык с самыми далекими от Церкви людьми. Это же он был первым православным проповедником на рок-концертах. И сейчас многие фанаты вспоминают слова из той проповеди отца Андрея, с которой он обращался к многотысячному залу в питерском Ледовом дворце на рок-концерте:

"Но однажды сердце обжигает мысль: зачем я тут?
Что такое человек?
Что такое моя жизнь? Просто тире между двумя датами на могильном памятнике?
А человек? Просто покойник в отпуске?
Меня не было целую вечность и потом не будет вечность. В этом ли смысл моей жизни?"

Коновалов Валерий "Труд" "CNEWS.RU":




Яндекс.Метрика

На главную страницу