Отец Пётр - священник особого назначения Как можно сочетать служение Богу, спорт и армию? |
Чёрный пояс по карате. Семь командировок в Чечню. Несколько прыжков с парашютом. По четвергам, когда не на войне, служит в больнице, в пятницу – проводит богослужение в тюрьме. Вот далеко не полный список дел и обязанностей настоятеля Покровского храма отца Пётра, самого необычного священника не только в Ишиме, городе, в котором он живёт, но и во всём Уральском округе. По моему глубокому убеждению, такие священнослужители не могут оставить равнодушными даже неверующих людей. Уважение и восхищение, которое он вызывает, заставляет
прислушиваться к нему и верить каждому слову.
Вопрос: Отец Пётр, у Вас необычное сочетание двух очень разных, требующих полной отдачи профессий. Легко ли быть священником и тренером каратэ одновременно? Расскажите о том, чем Вы занимаетесь.
Отец Пётр: Не двух, а трёх. Господь освещает некие сферы деятельности, а не профессии. Это по-вашему, профессии, а по-нашему, служение. Сейчас, попытаюсь вам рассказать о своих делах, хотя, всё это очень сложно сформулировать. Ну, во-первых, я, конечно, священник. Батюшка – это везде, во всех своих
делах и "профессиях", как вы выразились. Не может быть так: тут – священник, а здесь уже - Пётр Алексеевич. Нет, я везде – отец Петр. Господь мне дал священный сан - всё, теперь он у меня будет до смерти.
Также я - профессиональный каратист. И когда сан принимал, мне вообще запретили два года заниматься этим боевым искусством. Ну, всё правильно там получилось... Сейчас у меня третий дан, буду получать четвёртый (в секции каратэ японской национальной ассоциации). Вообще, стиль шотокай, которым я занимаюсь, - это сердце каратэ. Первое каратэ, которое
стало известно миру посредством его основателя Гитин Фунакоши (от него уже развилось около пятнадцати направлений).
Вот, я и обучаю детей и сотрудников ВДВ. Но всё равно, самое главное, что я говорю своим спортсменам - молиться. То есть, даже преподавая боевое искусство, акцент ставлю на Православии. Поехали в Японию: "Господи, благослови победить узкоглазых братьев страны Восходящего солнца!"
Ещё раз повторю: я - священник. А христианство – освещающая мировая религия, которая покрывает, наполняет любовью своею и тем самым и боевое
искусство, и всё остальное освещает и дополняет. И здесь получается, военное искусство, но в лоне божественном. Священный Синод русский православный церкви и мой личный духовник, управляющие епархии, благословили мне этим заниматься.
Мы сначала Господу помолимся, затем начинаем тренироваться. Каратэ шотокан у меня бесконтактное – я священник, поэтому никого не бью. Я ломаю кулаком доску в семь сантиметров, но никого не бью. И даже если меня будут бить - такое уже было в моей жизни. Как-то шёл, начали бить. Ну, они не попали в меня, вернее, не
успели попасть. Но я им сдачи не давал. Каратэ ведь у нас православное. Господу молимся, во время тренировки читаем молитвы. То есть символ добро с кулаками – исторически наш символ: кто к нам с мечём придёт, тот от меча и погибнет. Поэтому, очень хорошо - восточные единоборства с православным, конечно, уклоном. Вот, и эта японская ассоциация помогает от бесовщины с одной стороны, с другой - с помощью богослужения детки познают восток.
Ну, и дальше – профессия- не профессия. Моя любовь - гвардия. Не только ВДВ. Воздушно-десантные войска - это,
конечно, идеал, элита. Я их люблю, к ним езжу. Вот, только вернулся. Был в местечке Шамиля Басаева, там, где шестая рота полегла, Адунское ущелье. Да, ВДВ очень люблю. Но всё-таки православие – моя первая любовь. Потом, каратэ-шотокан и ВДВ.
Я душой в ВДВ, но уже восемь лет по пятницам служу Господу в тюрьме. Я священник синодального отдела Московской патриархии по взаимоотношению с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями. Вот, накануне, были в тюрьме, на Пасху. Пришли туда, в "четвёрку" (это зона, строгого режима), а там собрались
все две тысячи заключённых. В левой руке у них находится головной убор, в правой – крест. И мы с ними час благословляли воскресшего Христа. Ну, говорят, от тюрьмы и от сумы не зарекайся, вот я и думаю, что лучше там по пятницам буду сидеть.
И ещё есть один аспект в моей деятельности - 4 областная больница. То есть я ещё являюсь больничным священникам. Каждый четверг, с 8 до 10 там служу - у нас там имеется часовенка, мы исповедуем людей, которые лежат в стационаре.
Вот, ещё один момент: федеральная пограничная застава, я - пограничный
священник. Приходим после больницы, у них там собирается вся часть и мы там Господу молимся. Они стоят, шапочки держат в левой руке, оружие снимают. И молимся с ними каждый четверг. Границу России на посту охраняет Господь.
Вопрос: Получается, что Вы учите молодежь быть и духовно, и физически сильной. Как удается одновременно обучать и тому, и другому?
Отец Пётр: Все слышали такое выражение: в здоровом теле- здоровый дух. Но это чисто католическое понятие. Христианство о чём говорит? Что в духе здоровом должно быть здоровое тело.
Почему? А потому что когда человек болеет, он лежит, ему плохо, он не может ничего делать. Однако есть люди, которые духом сильны, а тело – нет. Сергий Радонежский, например, матушка Варвара - ей 80 лет, она духом очень сильная, но физически неразвита. Это я к чему говорю? Как только начитает болеть тело, люди духом падают из-за этого. То есть сначала дух должен быть здоровым, а человек молодой, то и тело будет здоровое, по крайней мере так должно быть в норме. А люди очень немощные, особенно нынешняя наша молодёжь. Всевозможные грехи – прегрешения, и они
теряют силу духовную. Так тут бы им хотя бы немного физической силы. А и её нет! Вот этому и помогают восточные единоборства. Они не только направляют, формируют тело, но и гармонично развивают личность. И мы, когда молимся, развиваем с помощь каратэ и тело, и дух. И все наши спортсмены в клубе исповедуются и причащаются, участвуют в крестных ходах.
Вопрос: Сегодня много говорят о патриотизме, национальной идее. Как, по- вашему, как можно воспитывать в людях патриотизм и нужно ли вообще?
Отец Пётр: Патриот – человек, который любит
свою родину. Я, по благословению Священного Синода выезжаю в священные места. И в мусульманских странах я чувствую, что нет того отношения благостного, нет того духа, что у нас. Профессии православной я готов служить везде. Но вот приедешь в дальнее зарубежье и понимаешь, насколько ты любишь свою родину. Насколько наша родина золотая. Насколько люди наши русские родные.
Масса людей, которые эмигрировали – это не только интеллигенция, но вообще всевозможные слои общества и конфессий. Но посмотрите, ведь нет ни одного священника -эмигранта. А потому
что дух патриотизма кроется в молитве за свою родину. И раньше народ мог молиться за свою родину. Допустим, шла война. И ни один, ни два, а тысячи и даже миллионы людей заходили в храм для одной молитвы и говорили: "Господи, защити! Господи, сохрани!" Одна воля подняла тысячи и миллионы - и получалась единая могучая сила, которая не могла не увенчаться венцом победы. Это однозначно - корни патриотизма заключаются в обращении на круги своя, на свои традиции. Александр Невский, Дмитрий Донской, Георгий Победоносец - как они любили свою родину!
Если
человек православный, то он будет однозначно патриот. На 100%. И нужно просто воспитывать исторически, возрождать нашу духовность, а это огромный труд. И всё это заключается в православии. О чём говорит Фёдор Михайлович Достоевский? "Русский без православия становится дрянью!". То есть, перестаёт быть патриотом.
Вопрос: Как бы Вы оценили уровень подготовки нашей армии сегодня?
Отец Пётр: Я был в Чечне. Случилось историческое событие за историю этой кампании, а может быть за историю 42 епархиальной краснознаменной дивизии. Все наши
солдаты молились, весь генштаб. Представляете, когда армия стоит – круче, выше только Господь Бог! И они стояли на плацу и молились каждый день Господу православному нашему, Иисусу Христу. И также федеральная прокуратура собиралась и каждый день молилась.
В плане духовности я вам скажу: на войне нет вообще людей неверующих. В плане подготовки армии? Что, вы у священнослужителя спрашиваете, как бомбометание происходит? Как там РПГ 7? Или как ФСБ "Альфа" себя ведёт? Я знаю, что это хорошие ребята. Они молятся Господу. И они, действительно, патриоты.
И за гроши на посту службу свою несут.
Вопрос: В последнее время активно муссируется тема дедовщины в армии. Раньше не было таких проблем или просто о них умалчивали? И как вообще бороться с этим?
Отец Пётр: Корни дедовщины заключаются в семье, где формируется человек, где он воспитывается. И вот, если мы возродим институт семьи, если у нас будут здоровы папы с мамами, здоровое поколение будет произрастать. Также надо воспитывать детей. А без этого – никуда. И если ребёнку не дали ни здоровья, ни воспитания, что же ещё от него потом
требовать. То есть причины здесь в семье. В одночасье причину не решить.
Ну, и конечно, православие помогает становлению личности. Ведь, если детки в православной школе, в гимназии с православным уклоном учатся, то всё хорошо у них происходит. И обществу от этого ещё лучше.
Вторая причина – действие командира, от него ведь многое зависит. Ведь если он хорошо выполняет свои обязанности, не сбрасывает на сержанта, на младший состав, то просто-напросто проблема отпадает. Потому что здесь уставщина везде. Соблюдать устав воинский очень строго
надо, как у нас – каноны. Между прочим, армия вышла из монастыря, вы знаете об этом? Вдумайтесь: устав, служба… То есть, и школа, и армия вышли из церкви. А с дедовщиной бороться нужно. Конечно. И поможет в этом - священник.
В России в18-19 веке Пётр Первый ввёл институт военного духовенства. И проблемы такой не было, потому что армия была православной. Конечно, проблему не решить в одночасье. Давайте, я вам процитирую главного военного прокурора России Александра Савенкова, который сказал: "Там, где есть православный священник, там меньше
суицидов". Вот, такие слова его. По-моему, он всё понятно говорит.
Ну, и раньше, считаю, дедовщины не было. Потому что армия была другая. Совсем другая! Человек в армии трудился, он защищал родину. И чёткая иерархия была. Совсем другие были условия.
Вопрос: То есть, Вы хотите сказать, что само общество изменилось?
Отец Пётр: Грехи, пристрастия были во все времена одни и те же: и в царские времена, и в революционной России. Всё это было одно и тоже. Но в последнее время низменность этих грехов очень сильно изменилась. Очень
изменилась! Наркомания, растление поголовное, бескультурье, безнравственность, падение духовности – всё это тлетворное влияние Запада. Агрессия, наличие "сект". Все это идёт валом на Россию.
Вопрос: Ну, а введение в РА института военных священников что может изменить?
Отец Пётр: Может изменить всю армию кардинально. Просто отвечу словами наших солдатиков: "Батюшка, когда Вы к нам приходите, нам служить лучше!" Вот и всё. Это значит, что они меньше дерутся, меньше матерятся, лучше, достойнее себя ведут, начинают отличаться
послушаниями военными - тем самым, возрождается армия. И те же самые командиры при батюшке не матерятся, не курят, имеют страх Божий.
Вопрос: Отец Пётр, Вы уже несколько раз были в Чечне. Зачем Вам это?
Отец Пётр: Семь раз. Я это очень люблю, я вам говорил: особая тема. Про это можно говорить часами. Это моя любовь: это – горы, это – русские мужики!! С которыми мне очень приятно находиться рядышком. Там нет никакой фальши, нет ничего лишнего. Вот, например, ребята из "Альфы" - с ними общаешься, и всё понятно становится: что такое
честь, совесть, дружба. Как Вика Цыганова поёт:
Всем сегодня понятно: офицеры России На кону вся отчизна, на кону ваша честь. Русь опутана ложью и поругана вера А враги уже рядом, а враги уже здесь.
Так мы встаём на защиту веры с ними, молимся, и чувство, что настоящим делом занимаешься.
И там очень много всего прекрасного - и природа, и люди. Но, во-первых, понимаешь, что ты реально нужен. Если батюшка в деревнях не востребован, сидит там, занимается чем? Картошку выращивает и службу ведёт. То там батюшка очень
востребован. Ты приходишь в палатку, на ОСБ стоит большая молельная палатка, заходишь просто, не говоришь: "Я с богослужением, приходите, приходите (как сектанты)". А братья просто прилетают, и палатка разрывается. И служат по 5-6 часов.
Вопрос: Это, наверное, очень тяжело?
Отец Пётр: Это очень тяжело. Это опасно для жизни. В тот раз фугас взорвался, ехал просто на броне. Вот, ехали мы, ехали. Возле Шали как шарахнет внезапно – фугас, 300 граммов тротила!! О, мама родная! Одно дело, когда ты настроен воевать. А священнику нельзя брать
оружие, только молитвами. Батюшка ни при каких обстоятельствах не может ни бить, ни стрелять, ни убивать. После этого мне нужно было в антистрессовый центр. Там неделями лежат под капельницей. Слава богу, я с помощью каратэ, с помощью молитв православных, быстро оправился. Хотя последствия есть - вот сейчас, например. Когда было Пасхальное празднование, сижу на концерте. И вот этот звук громкий, когда там долбит всё, говорят очень громко. Тяжело. И в этот момент я понял – эхо войны.
Ну, и тяжело переносить все эти битвы, видеть страдание людей. А
тем, кто подорвался, крестик одевали.
Вопрос: А были чудесные случаи на войне. Чудо какое-нибудь?
Отец Пётр: Чудо то, что весь штаб, все генералы молились на плацу. Вот это - чудо, это – чудесный случай. Представляете, вся генеральная прокуратура военной Чечни, всем составом.
Помню, как-то, когда мы шли аккуратненько, нас стали расстреливать, чуть не убили, но мы все остались целы – это тоже чудо. И ещё, когда ехали на броне, фугас взорвался в 10 метрах от нас – и мы остались живы. Только сильно напугало.
А когда мы
приехали туда, нам дали лимоночку. И вот, мы потихонечку с этой лимоночкой колесили по Чечне. Потому что лучше себя взорвать, чем попасть в плен. И это будет не самоубийство. "Блажен тот, кто душу свою положит за други своя". Чудо, что остались живы. Потому что батюшка в Чечне, это как генерал, например: поймаешь его – и такой выкуп получишь! О! На всю жизнь хватит! Вот, тоже чудо. Много чудес.
Вопрос: Понятно, что очень многие беды в нашей стране из-за низкого уровня образования. А необходимость введения уроков православия в школах, о которой Вы
говорили, как может изменить эту ситуацию? И вообще, у вас есть какой-то другой рецепт воспитания подрастающего поколения?
Отец Пётр: У нас традиционно был предмет закона Божьего.
Какие отклонения привело безбожие? Коммунизм, терроризм, сатанизм. И отклонение от Бога считаю преступлением. Нужно просто по-тихонечку, ненавязчиво деткам объяснять, составлять культурную программу, просто давать какую-то информацию. А грамотный человек – обязательно духовный. Ну, и конечно, сами учителя должны быть личностями, хорошими людьми.
Вопрос: Недавно в Москве прошел Всемирный Русский Народный Собор, на котором митрополит Кирилл призвал бороться с западными псевдоценностями, такими, как эвтаназия, гомосексуализм, азартные игры, которые активно насаждаются сегодня в стране. На ваш взгляд, насколько, сегодня, действительно назрела необходимость со всем этим бороться? А главное, как? Как церковь может изменить ситуацию в нашем обществе?
Отец Пётр: Эвтаназия – это есть добровольный уход. В биоэтике православия есть отличный компетентный ответ: эвтаназия - это есть убийство.
Православие учит о чём? Человек должен перестрадать - поболеть и уйти в иной мир. Помогать ему в этом не нужно. Эвтаназия же не есть милосердие - это есть убийство. Так учит церковь.
Что касается наркомания – это понятно. Что касается растления? Отклонения, однополую любовь побудили наркотики. Вот, с чем надо бороться. А насущность этой проблемы очевидна. Не видите, что здесь происходит? Всё понятно. Церковь многое может изменить. Вы в церкви были?
- Да, была.
Отец Пётр: А на исповеди?
- Нет.
Отец Пётр: Очень печально.
Очень. Понимаете, после исповеди возникает радость. Просто поисповедуйтесь, причаститесь. Как нужно начинать крещение: аккуратненько все свои грехи нужно прописать, а потом Богу раскаяться. Священник любой простит. Вы ему аккуратненько всё прочитаете. И вы причаститесь. И тогда, Мариночка, Вы ответ на вопрос получите: как церковь может влиять.
Вопрос: Помимо дедовщины, есть еще одна тема, которая сегодня не сходит с экранов и газет - это ксенофобия. Что, дескать, в России сильны националистические настроения. Как Вы думаете, насколько это опасно
для страны и кому выгодно раздувание этой темы?
Отец Пётр: Западу!! Бес самый главный –США! Которые Косово устроили. Которые огромным шквалом, огромной мощью направляют на нашу родину негатив. Вот мы говорим: то плохо, другое плохо, боремся с ветряными мельницами. А нужно все силы направлять на то, чтобы нашу молодёжь сохранять, чтобы их не растлевали СМИ, чтобы наши традиции возрождались. И нужно строить ни здания, ни казино - храмов надо возводить больше. Вот, в нашем городе тоже военный храм, церковь возрождаются. Бог даст, появится военная
церковь, где воины будут возрождать свой дух, духом укрепляться, духом гореть и исполнять закон Христоса.
Вопрос: Я читала одно ваше интервью, и вы там сказали, что любите рок-музыку.
Отец Пётр: Я вас умоляю! Это где вы такое читали? Я люблю военные группы: "Голубые береты", "Любэ". Люблю творчество настоящих мужчин - Розенбаума, Круга. А иногда даже слушаю военные песни, которые поют чеченцы - Тимур Муцураев, Хаман Муцураев. Только вместо слова Аллах я вставляю слово "Христос" и пою с той установкой, что Бог – один.
А такие
исполнители, как группа "Ария" – там Бог с дьяволом борются, а поле битвы проходит через сердца людей. Такие песни плохо влияют на людей. Хотя, мне сейчас нравится Кинчев, его последние альбомы. Он покаялся, и вместе с дьяконом Андреем Раскраевым начал спасать наших людей (сначала растлевал, а теперь спасает). Да, мне нравится его последний концерт.
Вопрос: Отец Пётр, очень интересно, какая мечта может быть у священника?
Отец Пётр: Я был настоятелем Покровского храма, сейчас сделан настоятелем Троицкой церкви, которая находится на
балансе ВДВ. И сейчас мы хотим построить Свято-Троицкую церковь, в честь Святой Троицы, которая была порушена казармой. Так вот, моя мечта номер один - возродить церковь.
Чтобы в нашем городе все служители в погонах молились Господу. Это моя вторая мечта. У нас и так многие ходят в церковь, не молятся только милиционеры – пускай они молятся тоже! Пусть веруют все русские мужики в городе Ишиме, в православном Ишиме (чтобы не ущемлять религиозные чувства неправославных). У нас, слава Богу, под поклоном Божьей Матери 32 тысячи человек ходит. В городе –
67 тысяч. Представляете?
Ну, и третья моя мечта – до конца дней своих оставаться священником и реальным рабочим тренером. Получить четвёртый дан. Для того, чтобы спасать наши души.
Вопрос: А никакой личной мечты нет?
Отец Пётр: Я человек государственный, нахожусь на службе. Вот и заботит меня жизнь других людей. Главное, чтобы греха было меньше в жизни. А если кругом люди хорошие, чистые, что ещё нужно для счастья?! Марина Гусейнова
"НАКАНУНЕ.RU"
10 мая 2006г.
|