Только преодолевая
противоречия, мы можем сблизиться.
Епископ Манхэттенский Гавриил - о
церковной жизни в России
В последние годы
отношения между Русской
Православной Церковью
Московского Патриархата (РПЦ МП) и
Русской Православной Церковью
Зарубежом (РПЦЗ) интенсивно
развиваются. Многие аналитики
отмечают, что возможным итогом
сближения Церквей может стать
преодоление многолетнего раскола
в русском православии.
Знаком
прогрессирующего диалога можно
считать посещение России
влиятельными иерархами РПЦЗ. С 28
сентября по 6 октября в России
находился епископ Манхэттенский
Гавриил (Чемодаков). Он посетил
ряд российских монастырей, принял
участие в праздновании 625-й
годовщины Куликовской битвы и
встретился с Патриархом
Московским и всея Руси Алексием II.
Наш корреспондент встретился с
епископом Гавриилом, чтобы
побеседовать с ним о его
впечатлениях от поездки.
- Ваше Преосвященство, в начале
октября вы совершили
паломничество по святым местам
России, встречались с
руководством Московского
Патриархата, познакомились с
жизнью российских монастырей и
приходов. Изменилось ли ваше
представление о церковной жизни в
России?
- Оно не изменилось, но
обогатилось. Я узнал и увидел за
эти недолгие дни немало нового по
сравнению с тем, чему был
свидетелем 10 лет назад. Я был
тронут, увидев, как идет
возрождение наших русских
святынь, духовных опор в истории
Русской Церкви: Оптиной Пустыни,
Валаама, Соловков.
В Петербурге храм Спас-на-Крови
понемногу становится действующим
храмом, в котором совершаются
богослужения. Мое общение со
священнослужителями было
открытым, искренним и полезным.
- Считаете ли вы, что время
соединения РПЦЗ и РПЦ МП уже
действительно пришло?
- Речь идет не о соединении, если
понимать его как слияние или даже
взаимодействие на
административном уровне. Сегодня
мы думаем, пришло ли время для
молитвенного общения, обсуждаем
возможности общения
евхаристического, т.е. дозволения
нашим клирикам и пасомым
причащаться в храмах друг друга.
Мы стараемся преодолеть наши
церковные расхождения. Для этого
нам вместе необходимо обсудить
наши взгляды, касающиеся
злободневных церковных вопросов.
Поэтому давайте условимся
именовать то, что сейчас
происходит между Церквами,
постепенным сближением. Это, на
мой взгляд, самое подходящее
определение. Такое сближение
правомыслящий, православный
человек может только
приветствовать. Но плоды
сближения мы увидим лишь тогда,
когда сможем преодолеть то, что
нас сегодня разделяет, дабы мы
смогли с чистым сердцем сказать
во время совершения Божественной
литургии: "Христос посреди нас".
Итак, сближение через преодоление
разделений.
Сказать-то легко, но как же это
трудно... Именно о необходимости
преодоления я говорил и с
журналистами, но по какому-то
странному совпадению это слово
выпало изо всех печатных версий
моих интервью. Сближение осталось,
а преодоление исчезло. Люди часто
слышат только то, что хотят
услышать.
- Увы, зарубежную Русь и
православных в России всегда
будут разделять взгляды на
исторические судьбы русского
народа... Например, мы по-разному
смотрим на деятельность генерала
Власова в годы Отечественной
войны 1941-1945 годов или на роль
коммунистической власти в
кадровой политике Московского
Патриархата. Можно приводить
другие примеры. Не являются ли эти
взгляды основной причиной
разделения Русской Церкви, а
вовсе не декларируемые и
малопонятные церковному народу
"сергианство" и "экуменизм"?
- Если бы основной причиной
наших несогласий были бы только
историко-политические
расхождения, то на ваш предыдущий
вопрос можно было бы ответить
кратким "да". Ведь земные
история и политика не являются
оправданием для церковных
разделений. Церковное единство
неизмеримо важнее и выше всякой и
всяческой политики. Если бы какая-то
из сторон в церковном диалоге
сослалась на исторические и
политические взгляды в качестве
причины отказа от единства, ее
можно было бы обвинить чуть ли не
в ереси. Вы правы в том смысле, что
различная историко-культурная
подоплека мешает нам понять друг
друга. Но дело здесь гораздо
серьезнее.
Проблема не в том, например, что
вы назвали ролью КПСС в кадровой
политике РПЦ МП. Если мирская
власть пытается "надавить"
на Церковь, если она гонит ее,
старается ее пленить - это, как ни
странно, вам может показаться
почти "нормально". Но мы,
говоря о "сергианстве",
обсуждаем не политику власти, а
деяния церковные.
Не перешли ли митрополит Сергий
и его последователи в своих
стараниях найти какой-то общий
язык с мирской, абсолютно
враждебной Христу властью ту
невидимую, но хорошо известную
Церкви грань, за которой
предметом компромисса становится
уже само учение о Церкви
Христовой?
Экуменизм - это не отговорка, а
лжеучение о вере и Церкви. Мы
пытаемся понять: не обернулось ли
в некоторых случаях общение и
сотрудничество с инославными
Церквами и иноверными
религиозными организациями в
фактическое согласие с тем, что
Божественных Откровений может
быть несколько и каждое из них
содержит свою долю истины? И так
хорошо, и этак неплохо...
В одном из своих интервью,
которые совсем недавно появились
в российских СМИ, кстати, не во
всех из них мои слова были
переданы с достаточной
аккуратностью, я высказался в том
смысле, что РПЦ МП, отчасти
неожиданно для меня, далеко
продвинулась в своей оценке так
называемой "Декларации"
митрополита Сергия. Но я должен
заметить, что практически для
всех моих собеседников в
отечестве, а наши беседы были
откровенными, признание какой-либо
неправды в деяниях митрополита
Сергия (Страгородского) сегодня
недопустимо.
Это же касается и участия РПЦ МП
во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ).
Они не видят в таком участии
никакой опасности экуменического
свойства. И мы обязаны это принять
во внимание. А с разными взглядами
на роль генерала Власова в войне
православные люди вполне могут
молиться в одном храме и
причащаться из одной Чаши. В
Зарубежье так и происходит.
- А зачем РПЦЗ просить
автономию у МП. Почему не иметь
нормальных дружеских и
молитвенных отношений.
Посмотрите на греков. У них
Вселенский, Александрийский,
Иерусалимский Патриархаты,
Элладская и Кипрская
архиепископии. Пять независимых (автокефальных)
Православных Церквей. Это не
мешает им оставаться
православными, где бы они ни жили.
- Автономия Русской Зарубежной
Церкви, то есть ее теперешнее
существование на независимых
началах, основывается на
известном Указе 362, который был
издан Патриархом Тихоном еще
осенью 1920 года. Независимое (самостоятельное)
внутреннее, административно-структурное
существование РПЦЗ при всех
вариантах развития наших
переговоров по сближению,
собственно, не обсуждается. Оно в
обозримом будущем, например, до
Всероссийского Поместного Собора,
где в принципе могут быть приняты
какие-то изменения в этой области,
остается неизменным.
- Не кажется ли вам, что время
соединения РПЦЗ с РПЦ МП придет
тогда, когда архиереи РПЦЗ
принесут на суд Всероссийского
Поместного Собора свои дела, а не
тогда, когда выпросят у МП для
себя некую неприкосновенность.
Ведь сейчас Патриарх и Синод
запросто могут послать, например,
Калужского архиерея куда-нибудь в
Читу...
- По существу, нет и речи о том,
что хотя бы отдаленно напоминало
то, что вы назвали "выпросить
неприкосновенность". Вас кто-то
ввел в заблуждение... Впрочем, ваша
неосведомленность - это отчасти и
наша, церковная, вина. Может быть,
мы слишком скупо, слишком мало
рассказываем о сути ведущихся
нами бесед. Так что не следует
тревожиться: наши зарубежные
архиереи по назначению Соборов
РПЦЗ продолжат занимать наши
зарубежные кафедры. Об этом прямо
говорится и в предварительном
проекте Акта о каноническом
общении, который обсуждался в
комиссиях.
А вот практика переводов
архиереев с одной кафедры на
другую была постоянной и
повсеместной в Российской
империи. Это иногда вступало в
противоречие с церковными
канонами. Кстати, на суждение
Всероссийского Поместного Собора,
который, по воле Божией, соберется,
когда придет время, свои деяния
принесут все части некогда единой
Российской Церкви, а не только
РПЦЗ.
Из досье "НГР" Епископ
Манхэттенский Гавриил (в миру
Георгий Чемодаков) родился в
Сиднее (Австралия) в семье
эмигрантов "первой волны" в
1961 г. В 1984 г. окончил Свято-Троицкую
православную семинарию в
Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США).
До пострижения в монашество
преподавал в этой семинарии,
затем работал в канцелярии
Архиерейского Синода. С 1996 года -
епископ Манхэттенский,
постоянный член и секретарь
Архиерейского Синода РПЦЗ.
Управляет приходами Восточно-Американской
(США) и Восточно-Канадской епархий
Русской Церкви Зарубежом.
Петр Селиванов "НГ-РЕЛИГИИ"
ФСБ передало наместнику
Оптиной пустыни обнаруженные в
архивах письма старца Никона (Беляева)
Управление ФСБ России по
Калужской области передало
монастырю Оптина пустынь на
хранение 40 документов. Речь идет о
письмах последнего оптинского
старца Никона (Беляева), которые
наместнику обители архимандриту
Венедикту вручил замначальника
управления ФСБ по Калужской
области Башир Хашегульнов.
Документы были обнаружены в
архивах следственных дел
управления ФСБ РФ. По запросу отца
Венедикта уже более двух лет
проводилась соответствующая
поисковая работа. За это время
монастырю передано в общей
сложности 1850 документов и
фотографий, многие из которых
считались утерянными. Сейчас
обрабатывается и готовится к
передаче еще около 200 документов.
Найденные письма старца Никона
войдут в новое издание его жития,
которое будет выпущено весной 2006
года.
Седмица.Ru
Митрополит Корнилий стал
новым главой Русской
Православной Старообрядческой Церкви
Архиепископ Казанский и Вятский
Корнилий (Титов) избран новым
предстоятелем Русской
Православной Старообрядческой
Церкви.
По итогам третьего тура
голосования участников Собора
архиепископ Корнилий набрал
около 160 голосов (две трети плюс
один голос). Новый предстоятель -
один из самых молодых и недавно
рукоположенных иерархов РПСЦ. "Его
избрание стало для многих
сюрпризом", - сказал источник в
Старообрядческой Церкви,
напомнив, что уже в первом туре
ныне избранный митрополит
значительно опередил
местоблюстителя
старообрядческого престола
архиепископа Костромского и
Ярославского Иоанна (Витушкина):
из 245 голосов Корнилий набрал 130, в
то время как Иоанн - 68. Во втором
туре Корнилий получает 145 голосов,
Иоанн - 65.
По 28 голосов в первых двух турах
получил епископ Донской и
Кавказский Зосима, который перед
третьим туром снял свою
кандидатуру. Возведение на
престол (настолование) нового
старообрядческого митрополита
состоится в Москве 23 октября в
духовном центре староверов,
расположенном в Рогожском
поселке. В Московском Патриархате
приветствовали избрание нового
митрополита. "Зная владыку
Корнилия, мы имеем все основания
надеяться, что курс на
сотрудничество, открытость и
развитие доброжелательных
отношений с Московским
Патриархатом, избранный
митрополитом Андрианом, будет
продолжен и развит", - заявил
секретарь ОВЦС МП протоиерей
Николай Балашов.
Избрание нового предстоятеля
старообрядческой Церкви
демонстрирует желание сохранить
прежний курс на полноценный
диалог с государством и Русской
Православной Церковью
Московского Патриархата. Об этом
сообщил пресс-секретарь
Старообрядческой митрополии
Сергей Вургафт. "Избрание
епископа Корнилия
старообрядческим митрополитом
Московским и всея Руси связано с
тем, что ожидания нашей Русской
Православной Старообрядческой
Церкви с того момента, когда ее
возглавил митрополит Андриан, не
изменились: наша Церковь хочет
участвовать в жизни страны и в
жизни народа", - сказал Сергей
Вургафт. Также он пояснил, что
контакты с Русской Православной
Церковью Московского Патриархата
будут продолжаться. "Между тем,
я думаю, что контакты будут
обязательно продолжаться и
наполнятся содержанием хотя бы в
силу того, что жизнь многогранна и
не ограничивается вопросами
вчерашнего дня", - сказал
Вургафт. "Я думаю, что владыка
Корнилий может обеспечить
преемственность внешней и
внутренней церковной политики
владыки Андриана", - добавил он.
Религия и СМИ,
Правая.Ру
Игумен Сергий (Рыбко),
проповедующий среди рокеров и
хиппи, пишет рок-оперу
Настоятель храма преподобного
Сергия в Бибирево игумен Сергий (Рыбко),
награжденный Священноначалием
Русской Православной Церкви за
успешную миссионерскую работу
среди рокеров, хиппи и
представителей других субкультур,
дописывает рок-оперу. "Она уже
практически написана: и либретто
готово, и музыка, вот поставить
только некогда.
Это во многом
автобиографическое произведение:
как человек моего поколения
приходит к Богу", - рассказал
священник. Соавтор отца Сергия -
Стас Бартенев, лидер музыкальной
группы "Если", вместе с
которым иногда выступает игумен,
произнося проповедь перед
концертом. Отвечая на вопрос о том,
считает ли он рок-культуру
опасной для духовного здоровья
человека, отец Сергий назвал ее
духовной, потому что "рок для
русских - не просто музыка, а это
музыка ищущих людей, она
наполнена философским
содержанием".
При этом сам отец Сергий началом
своего обращения к Богу обязан, по
его словам, таким легендарным рок-группам,
как "Битлз", "Пинк Флойд",
"Лед Зеппелин". "Через рок-культуру
дорога к Богу, к спасению есть, и
довольно широкая. И многие наши
русские рок-музыканты - это
православные люди. Они все больше
обращаются в своих произведениях
к Богу", - заявил священник. В то
же время он добавил, что через
общение с различными
лжепророками и шарлатанами,
которые называют себя "православными
целителями", - "путь в прямо
противоположном направлении".
По его словам, сегодня в мире
насчитывается примерно 40 человек,
объявивших себя Христом, - "это
только психически нормальных, а
ненормальных - намного больше".
"Они так же далеки от истинной
веры, как всевозможные маги,
экстрасенсы и целители, часто
называющие себя православными.
Были, есть и будут люди, которые
делают деньги на слабостях
человеческих, суевериях. Есть
вера, есть суеверия. Кто-то из них
с дьяволом имеет связь, но
большинство - просто жулики", -
считает православный миссионер.
Седмица.Ru
Протесты против введения в
школах религиозных предметов
напоминают шаманское камлание,
считает священник Михаил Дудко
Во избежание конфликтов на
религиозной почве необходимо
преподавать в школах основы
религий, однако очень часто
российское общество сталкивается
с "заклинаниями политологов и
религиоведов о том, что у
террориста нет ни религии, ни
национальности", заявил
секретарь по связям с
общественностью ОВЦС МП
священник Михаил Дудко.
"Это похоже на шаманское
камлание, поток слов, который не
столько описывает реальные факты,
сколько используется, чтобы
отогнать беду. Между тем многие
наши сограждане видят, что
террористы ставят перед собой
религиозно окрашенные цели,
например, создание исламского
государства на Северном Кавказе",
- сказал отец Михаил.
Между тем, по мнению священника,
это не более, чем "спекуляция на
религиозной теме", но людям, по
его мнению, необходимо объяснять,
что это только спекуляции, "и
объяснять не только на уровне
политических заклинаний, а
показывать, что не все люди,
называющиеся мусульманами, на
деле следуют традициям ислама".
"Для этого необходимо
просвещение, серьезная работа в
образовательных учреждениях.
Созидание межрелигиозного мира -
процесс непростой и длительный,
зато разрушить его можно очень
быстро", - убежден
представитель Русской Церкви. По
словам священника, необходимо
знание не только чужой религии, но
в первую очередь своей.
"Поэтому мы с таким упорством
настаиваем на введении в школах
предмета "Основы православной
культуры". Если верно, что не
проявляющий терпимости к чужой
вере не может ожидать
соответствующего отношения к
своей, то верно и другое - не
знающий своей веры не будет
уважать чужую", - подчеркнул
отец Михаил Дудко.
Седмица.Ru
Центром празднования Дня
народного единства станет Нижний
Новгород
Патриарх Московский и всея Руси
Алексий примет участие в
праздновании Дня народного
единства, центром которого 4
ноября станет Нижний Новгород.
Именно из этого города в 1612 году
вышли отряды народного ополчения,
чтобы освободить от иностранных
интервентов Москву. Патриарх
Алексий освятит памятник Кузьме
Минину и Дмитрию Пожарскому. Это
реплика московского монумента,
установленного на Красной
площади по проекту скульптора
Мартоса в начале 19 века.
Патриарх Алексий совершит также
закладку храма в честь Казанской
иконы Божией Матери и освятит
после реставрации церковь Ильи
Пророка, построенную 500 лет назад.
День народного единства как
общегосударственный праздник в
этом году отмечается впервые.
Инициаторами его учреждения
выступили в прошлом году Русская
Православная Церковь и лидеры
крупнейших религий,
представленных в России.
Православие.Ru
|