Духовные образовательные учреждения России
смогут выдавать дипломы государственного образца
Госдума РФ приняла в первом чтении поправки в законы "О
свободе совести и о религиозных объединениях" и "Об
образовании", устанавливающие для духовных учебных заведений
возможность получить государственную аккредитацию.
Духовные образовательные учреждения предполагается
наделить правом реализовывать программы на основе
государственных образовательных стандартов. Государственную
аккредитацию при этом духовные академии, университеты,
семинарии и медресе будут получать по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям), что не
устанавливает государственный статус учреждения в целом.
Выпускники духовных учебных заведений, успешно
завершившие обучение по аккредитованным образовательным
программам, получат дипломы государственного образца, однако
без государственной символики. Эти документы будут
заверяться собственной печатью образовательных учреждений
без герба России. Данное нововведение позволит выпускникам
работать и в светских учреждениях.
По мнению председателя комитета Госдумы по делам
общественных объединений и религиозных организаций С.А.
Попова, законопроект расширяет правовые возможности для
интеграции учреждений профессионального религиозного
образования в систему светского.
Служба коммуникации ОВЦС МП
Александр Кузьмин: Ситуация с сектантами
в Пензенской области может привести к массовой истерии среди
остальных последователей этой секты
События в Пензенской области, где около села Никольское
Бековского района сектанты в количестве 29 человек
замуровали себя под землей вместе со своими детьми, могут
иметь самые трагичные последствия для остальных членов этой
секты. Тот ажиотаж в средствах массовой информации, который
создается вокруг сравнительно небольшой группы, может стать
причиной для начала схожих действий сектантов во многих
других регионах Центральной части России и, в частности,
Поволжья.
Дело в том, что последователи этой секты, с четко
выраженными признаками ожидания "конца света", уже давно
ждут так называемых "признаков последних времен", начало
которых должно стать причиной незамедлительной реакции со
стороны сектантов. Среди этих "признаков" они видят начало
гонений на свое движение и уход собратьев по вере от всего
мира. Это истеричное ожидание может закончится целой чередой
трагедий в любой момент, когда лидеры секты на местах
расценят уход от мира своих единоверцев под Пензой как один
из этих самых "признаков" и начнут поступать схожим или еще
более радикальным образом.
Сейчас достаточно подробно говорят о событиях в
Пензенской области, о том, чем может завершиться заточение
сектантов под землей, но мало кто говорит о том, что это за
секта и какие опасности она в себе таит.
Это сектантское движение не имеет названия. Для удобства
в сектоведении последователей этого движения называют
инн-щиками - из-за первого признака этой секты - отказа от
присвоения индивидуального налогового номера (ИНН). И в
номере, и в паспорте нового типа, даже в штрих-кодах на
продуктах инн-щики видят "число антихриста", присвоение
которого означает для них духовную смерть. С самого начала
рассмотрения учения этой группы в глаза бросается их
отличительная особенность - истеричное, игнорирующее всех и
вся ожидание конца света. Они искренно верят в то, что
антихрист в мир давно уже пришел, что конец света состоится
в ближайшие месяцы (у сектантов под Пензой он запланирован
на май 2008 года, например). Вербовщики этой секты пытаются
завлечь к себе прямо в православных храмах, ориентируясь на
тех людей, которые только что пришли в Православие и не
разобрались еще в учении Церкви.
Учение инн-щиков построено с таким расчетом, чтобы их
идеями интересовались люди, испытывающие интерес к
Православию. То есть, целевой аудиторией сектантских
вербовщиков изначально является церковная и околоцерковная
среда. Само учение этой секты достаточно разнообразно и
зависит от предпочтений местных лидеров, но в главных чертах
отдаленно напоминает Православие с усилением акцентов на
необходимости полного послушания, верности общине сектантов,
которая называется "истинной церковью". Постоянно проводится
мысль о том, что нынешнее поколение является последним, что
наши дети не умрут своей смертью, а погибнут в огне
"страшного суда", что все правительства, все религии, все
люди и все технические достижения человечества способствуют
только одному - скорейшему воцарению антихриста и гибели
всего человечества в огне апокалипсиса.
Их отличает также твердая убежденность в необходимости
признания святости и скорейшей канонизации таких
исторических персонажей, как Иосиф Сталин, Иван Грозный,
Игорь Тальков, Григорий Распутин.
Рядовые последователи инн-щиков беспрекословно слушаются
своих лидеров, которыми, как правило, являются люди с
неуравновешенной психикой и неудовлетворенным чувством
всеобщего признания. Они рядятся в священнические или
монашеские одежды, называют свои имена с приставкой "отец"
или "схимонах". То есть, с первого взгляда может показаться,
что эти люди относятся к священникам или монахам
Православной Церкви, но на самом деле инн-щики люто
ненавидят все, что связано с Православной Церковью. Ими
ведется планомерная работа по дискредитации священноначалия
Русской Православной Церкви, обрядовой и любой другой
церковной деятельностью.
Не хотелось бы обвинять во всех бедах Америку (что,
кстати, очень любят делать сами инн-щики), но при анализе
деятельности этой секты и рассмотрении ее финансовых потоков
получается, что большинство источников финансовой поддержки
и адреса информационных ресурсов находятся как раз в США. И
только на первый взгляд может показаться, что действия
инн-щиков носят стихийный характер. На самом деле это далеко
не так. Любая акция инн-щиков конечно же проводится по воле
местных лидеров, которым может взбрести в голову все что
угодно - от уговаривания прихожан православных храмов
отказаться от Причастия, до попыток устроить бунт в
каком-нибудь православном монастыре. Но основные,
генеральные действия жестко контролируются и подвергаются
предварительному и тщательно выверенному планированию.
Рассмотрение общей направленности действий сектантов
вызывает ощущение жесткой централизации.
Действия инн-щиков очень сильно ослабляют Церковь,
сектанты прилагают массу усилий, направленных на внесение
смуты в приходах и монастырских общинах, дискредитируют
Русскую Православную Церковь в глазах общественного мнения.
Но самое страшное другое: секта инн-щиков наносит
непоправимый вред психике своих последователей, так как
применяет те же практики контроля сознания, которые
применяются в остальных сектах. Инн-щики ничем не отличаются
по уровню своей опасности от таких тоталитарных сект, как
"Свидетели Иеговы", "Аум Синрике" или "Белове Братство".
Назвать же число последователей этой секты очень трудно,
так как их деятельность постоянно конспирируется,
местонахождение лидеров секты держится в секрете. Впрочем,
если смотреть на ситуацию последних лет, то можно говорить о
том, что в каждом городе, население которого превышает
пятьсот тысяч жителей, последователей этой секты можно
насчитать по всему городу от тридцати до пятидесяти человек,
а то и больше.
Среди "подвигов" этой секты можно назвать многое. У
депутатов Государственной Думы, наверное, до сих пор не
изгладились из памяти попытки удовлетворить желание неких
граждан Российской Федерации, упорно не желающих принимать
паспорта нового образца и другие способы учета личности "по
религиозным мотивам". О попытках внести смуту в приходских
или монастырских общинах может рассказать каждый благочинный
или настоятель любой из православных епархий. Самовольные
крестные ходы, организация паломничеств к самозваным
"старцам", сбор подписей в поддержку очередной инициативы
(прославления в лике святых почитаемых в секте людей, отмены
паспортов нового типа и проч.) или массовые отказы от
прививок для себя и своих детей, - все это - следствия
убеждений тоталитарной секты инн-щиков. Были и единичные
случаи попыток самоубийств в этой секте. Так что события в
Пензенской области - это вполне логичный и ожидаемый случай
преступлений лидеров этого сектантского движения.
События в Пензенской области, свидетелями которых мы все
стали, - только жалкий отголосок всей той опасности, которая
существует в последнее время в Поволжье в связи с
деятельностью сектантов. Сейчас в этой ситуации нам должно
быть важно только одно - это жизнь детей, которых забрали с
собой под землю их родители, обезумевшие от промывания
мозгов, а также возможность цепной реакции апокалиптической
истерии среди последователей этой секты. История
сектоведения знает таких случаев предостаточно, для того,
чтобы начать тревожиться по этому поводу всерьез.
В данный момент от действий тех людей, который
ответственны за исход этой ситуации, зависит очень многое:
от правоохранительных органов, психологов, журналистов и
всех тех, кто имеет отношение к этой трагедии. Необходимо
помнить о том, что случаи массового самоубийства среди
сектантов встречаются часто и спровоцировать массовую
истерию среди пребывающих сейчас людей под землей может
любое слово, любая произнесенная кем-либо вслух мысль,
просто плач ребенка или необдуманные действия психологов или
милиционеров. Нам же остается надеяться только на лучшее -
что критическое мышление все-таки вернется к людям и,
одумавшись, они выйдут на поверхность земли и согласятся
участвовать в тех реабилитационных программах, которые им
предложат (будем надеяться, что предложат, так как они
крайне необходимы).
Но даже если все хорошо закончится в селе Никольское,
проблема опасности сектантства для наших сограждан останется
не решенной. Тем более актуальной она останется в Поволжье,
где численность последователей тоталитарных сект неуклонно
растет и число сектантских организаций постоянно множится.
Если проанализировать всю историю пензенских событий, то
получается, что государственные структуры никак не могут
контролировать безопасность тех людей, которые стали
жертвами психологической манипуляции над своим сознанием в
сектах. Ведь тот пресловутый "отец Петр", который убедил
поверивших ему людей уйти от всего мира таким кардинальным
образом (для большей убедительности он называл себя
"схимонахом Максимом"), не только не имеет никакого
отношения к епархии и священнослужителям, но и среди местных
жителей его мало кто знал. Но что самое интересное - местные
жители знали о случившемся за долго до того, как об этом
узнали правоохранительные органы и журналисты и неоднократно
писали жалобы на действия соседствовавших с ними сектантов,
но ответа от властей так и не получили. О чем это говорит?
Это говорит о том, что в сознании наших чиновников проблема
сектантства настолько стала "личной" проблемой каждого, что
предпринимать что-либо никому и не пришло в голову!
Представителям государственной власти необходимо
наконец-то осознать, что чем дольше ими будет оттягиваться
признание факта опасности тоталитарных сект для наших
граждан, тем чаще мы будем слышать о последствиях этой,
часто игнорируемой и забываемой, опасности.
К сожалению, опять подтверждается одна из аксиом
сектоведения, - слишком часто деятельность сектантов
остается незамеченной до тех пор, когда помогать становится
уже поздно. И когда сейчас все удивляются тому, что же
заставило такое количество людей уходить из мира под землю,
давайте вспомним и о тех людях, которые ушли от этого мира в
свой сектантский мир, который может быть более опасен, чем
землянка.
Александр Кузьмин,
руководитель Саратовского отделения
Центра религиоведческих исследований,
редактор сайта www.antiCEKTA.ru
Минобрнауки РФ предлагает изучать основы
религиозной культуры "в рамках всех предметов школьной
программы"
Школьные учителя не должны бояться на уроках истории,
литературы, музыки и изобразительного искусства говорить о
религиозной культуре. Такое мнение высказал замминистра
Минобрнауки РФ Исаак Калина.
"Образование должно взять на себя роль создания условий
для изучения религиозной культуры как внутри всех предметов
школьной программы, так и вне ее", - считает замминистра. "Я
не очень себе представляю, как можно понять многие
произведения русской литературы и живописи, если ничего не
понимать, скажем, в православии, поэтому не нужно стыдиться,
не нужно бояться показывать связь с религиозной культурой",
- подчеркнул Калина.
"Учитель по литературе, учебник литературы и вся
программа по литературе никак не учитывают по сути дела
происхождение литературных произведений, - сказал он. - Если
бы они учитывали, то понимали бы, что придется вернуться
назад вплоть до Ветхого Завета". "То же самое можно сказать
об историках, преподавателях музыки и изобразительного
искусства, - добавил Калина. - Беда в том, что очень даже не
атеистическое, а равнодушное отношение к истокам. Если бы
подростку не боялись рассказывать о том, как связано то же
православие с литературой, с музыкой и так далее, если бы
еще преподаватель физики или химии вспомнил, что половина
всех изобретений создана в монастырских лабораториях, то
может быть тогда по- другому дети относились к религии и не
нужен был бы отдельный предмет".
В этом учебном году в ряде российских школ на
факультативной основе начали изучать новый предмет "история
мировых религий", который может быть включен в обязательный
учебный план уже в будущем учебном году. Между тем это
возможно только при обеспечении массовой переподготовки
учителей, считает председатель совета сети федеральных
экспериментальных площадок Минобрнауки РФ, ректор Института
образовательной политики "Эврика", член комиссии
Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала
нации Александр Адамский.
Он также высказал мнение, что в данном случае
факультативная форма может быть более эффективной. "Материал
сам по себе чрезвычайно важен и интересен, но если его
изучение превратится в скучное принудительное сидение на
уроках, то результат будет противоположным", - полагает
Адамский. "Кстати, напрасно так церковные деятели стремятся
к обязательному преподаванию основ одной конфессии, - они
достигнут больше политических целей, чем образовательных", -
добавил он.
Чиновники образовательного ведомства, таким образом,
продолжают сопротивляться введению в российских школах
преподавания "Основ православной культуры".
Радонеж
В Ленинградской области отметили
90-летие со дня гибели первого российского новомученика
13 ноября отмечалось 90 лет со дня гибели первого
российского новомученика - протоиерея Иоанна Кочурова. На
торжественных богослужениях присутствовали руководство
города Пушкина и внучатая племянница отца Иоанна Татьяна
Кочурова.
Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров родился 13 июля
1871 года в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда
Рязанской губернии в благочестивой семье. Поступил в
Данковское духовное училище, а затем в Рязанскую духовную
семинарию, которую закончил в 1891 году. В этом же году он
поступил в Петербургскую духовную академию.
По окончании академии отец Иоанн в соответствии с его
давним желанием был направлен на миссионерское служение в
Алеутскую и Аляскинскую епархию. Здесь он был рукоположен в
сан священника епископом Алеутским и Аляскинским Николаем и
назначен настоятелем церкви святого Владимира в городе
Чикаго. Уже в первые 3 года своего приходского служения
отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86
униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах
Чикагско-Стриторского прихода возросло до 215 человек в
Чикаго и 88 человек в Стритоле. При обоих храмах работали
детские церковные школы. Трудами отца Иоанна был построен
новый храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы. Возведение
нового храма благословил святитель Тихон, будущий Российский
Патриарх. Деньги на его постройку были собраны отцом Иоанном
в 1900 году во время отпуска в Россию.
В 1907 году отец Иоанн вернулся на родину и был приписан
к клиру Преображенского собора города Нарвы. В этом же году
он стал исполнять обязанности законоучителя Нарвских
гимназий. С ноября 1916 года отец Иоанн назначается
приходским священником Екатерининского собора Царского Села
(ныне город Пушкино).
31 октября (13 ноября н. ст.) 1917 года отряды
большевиков вступили в Царское Село, оставленное казаками.
Священники были арестованы. В тот же день отец Иоанн за
бесстрашную проповедь подвергся избиению, а затем его,
полуживого, красногвардейцы долго волокли по шпалам, к
царскосельскому аэродрому, где на глазах сына-гимназиста
расстреляли. Тело убитого пастыря доставили в часовню
Дворцового госпиталя, оттуда перенесли в Екатерининский
Собор, где 4 ноября 1917 года над ним было совершено
отпевание. Погребли батюшку по просьбе прихожан в
усыпальнице под Собором, который был затем взорван в 1939
году. Через 3 дня, не выдержав потрясений, скончался и его
сын, 17-летний юноша. Екатерининский храм впоследствии был
взорван. В настоящее время идет воссоздание святыни.
Отец Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от
коммунистов после революции. Канонизирован Архиерейским
Собором Русской Православной Церкви в 1994 году.
Православие.Ru
Замминистра образования РФ призвал
школьных учителей активнее рассказывать о религиозной
культуре
Школьные учителя не должны бояться на уроках истории,
литературы, музыки и изобразительного искусства говорить о
религиозной культуре. Такое мнение высказал замминистра
Минобрнауки РФ Исаак Калина.
"Образование должно взять на себя роль создания условий
для изучения религиозной культуры как внутри всех предметов
школьной программы, так и вне ее, - считает замминистра. - Я
не очень себе представляю, как можно понять многие
произведения русской литературы и живописи, если ничего не
понимать, скажем, в Православии, поэтому не нужно стыдиться,
не нужно бояться показывать связь с религиозной культурой".
"Учитель по литературе, учебник литературы и вся
программа по литературе никак не учитывают по сути дела
происхождение литературных произведений, - сказал И. Калина.
- Если бы они учитывали, то понимали бы, что придется
вернуться назад вплоть до Ветхого Завета".
"То же самое можно сказать об историках, преподавателях
музыки и изобразительного искусства, - добавил заместитель
министра. - Беда в том, что очень даже не атеистическое, а
равнодушное отношение к истокам. Если бы подростку не
боялись рассказывать о том, как связано то же Православие с
литературой, с музыкой и так далее, если бы еще
преподаватель физики или химии вспомнил, что половина всех
изобретений создана в монастырских лабораториях, то может
быть, тогда по-другому дети относились бы к религии и не
нужен был бы отдельный предмет".
Православие.Ru
Объявлены лауреаты XII Международного
фестиваля православных кино-, теле- и радиопрограмм
"Радонеж"
Гран-при фестиваля получила телеверсия документального
фильма о Псково-Печерском монастыре. Автор фильма: наместник
Сретенского монастыря, архимандрит Тихон (Шевкунов).
Медалями Фестиваля отмечены следующие фильмы: - "Святой
Георгий" (режиссер и сценарист Ираклий Квирикадзе), -
"Советский монах. Алипий-воин" (реж. Юрий Зубков), -
"Томский благовест" (реж. Ирина Минина), - "Ноев ковчег" (реж.
Игорь Калядин), - "Две жизни Ясобуро Хачия" (автор и
режиссер Алексей Погребной), - "Космос и хаос Алексея
Лосева" (реж. Татьяна Малова). Особо - "за распространение
Слова Божьего" - жюри выделило фильм "Старица: любим-город"
(реж.: А.Малечкин и С.Линников).
Радонеж
В Московском Патриархате считают
непродуманным шагом отмену регионального компонента
образования
В Русской Православной Церкви назвали непродуманным
шагом, особенно в канун выборов, поддержку депутатами
Госдумы поправок, отменяющих региональный компонент
школьного образования, в рамках которого преподаются, в
частности, основы религии.
13 ноября нижняя палата во втором чтении приняла проект
закона, который вводит единый федеральный стандарт среднего
образования, отменяя его региональную составляющую, то есть
право региональных властей вводить в программу школ
дополнительные предметы.
"Думаю, что со стороны власти это непродуманный шаг,
учитывая предвыборную ситуацию в стране. Не исключено, что
многочисленные священнослужители, общаясь со своей паствой
накануне выборов, не скажут ничего доброго в адрес думского
большинства, проголосовавшего за такой законопроект", -
заявил и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества
ОВЦС МП священник Георгий Рябых.
По его мнению, безусловно то, что Россия нуждается в
сильной централизованной политике в области образования,
поскольку "это важный инструмент сплочения государства и
обеспечения его единства". "Однако такие изменения, -
считает представитель Церкви, - ставят крест на всем
положительном опыте преподавания "Основ православной
культуры", языковых и регионоведческих дисциплин, которые
велись в школах российских субъектов".
При этом священник подчеркнул, что речь идет не только о
православии, но и об исламе, основы которого, как отметил
отец Георгий, удачно преподаются в ряде республик Северного
Кавказа и регионах Поволжья.
"Даже если министерство образования планирует учесть и
сохранить имеющийся опыт каким-то другим способом - не через
региональный компонент, то пока оно никак четко не озвучило
свой план", - сказал священнослужитель.
По его мнению, "создается впечатление, что власть не
считается с волей своих граждан, которые поддерживают и
одобряют обучение своих детей основам собственной веры".
Православие.Ru
Челябинская епархия предупреждает об
опасности культа поклонения "отроку Вячеславу"
Миссионерский отдел Челябинского епархиального управления
РПЦ с глубоким прискорбием и тревогой констатирует растущее
в Челябинской области и России религиозное почитание
скончавшегося почти 15 лет назад чебаркульского школьника
Вячеслава Крашенинникова (1982-1993), объявленного
некоторыми средствами массовой информации уже и "пророком",
и "святым", и "блаженным", и даже "великомучеником".
Совершаются паломничества к его могиле, причем земля, взятая
с нее, используется в магических, отвергаемых Православной
Церковью, ритуалах; написаны акафист и соответствующая
икона. Таким образом, создаются предпосылки формирования в
Челябинской области нового культа, кощунственно
использующего православную обрядность и эксплуатирующего
естественное человеческое стремление к надмирному, горнему.
Известность к мальчику, именуемому не иначе, как "святой
отрок Вячеслав", пришла после издания его матерью В.А.
Крашенинниковой книги воспоминаний, озаглавленной "Чудеса и
предсказания отрока Славика", и ряда других книг, в
настоящее время к несчастью распространяемых и через сеть
церковных лавок. Эти книги достаточно широко рекламируются,
как "православные"; некоторые из них даже имеют
благословения, полученные обманным путем.
С совершенной убежденностью можно констатировать: писания
В.А. Крашенинниковой и людей ее круга, посвященные "отроку
Вячеславу", никакого отношения к Православию не имеют.
Покойный Вячеслав Крашенинников, в понимании Русской
Православной Церкви, не являлся ни пророком, ни мучеником,
ни святым.
Культ поклонения "отроку Вячеславу" является
самоизмышленным, содержит в себе элементы заурядного
суеверия, кощунственного посягательства на учение Церкви и
насаждается достаточно организованной группой антицерковно
настроенных людей.
Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов призвал
архипастырей донести до духовенства и всех верующих
информацию о недопустимости поездок для поклонения "отроку
Вячеславу", т.к. он не является ни канонизированным святым,
ни местночтимым.
Миссионерский отдел Челябинской епархии,
Патриархия.Ru
На Казанском подворье Раифского
Богородицкого монастыря будут служить молебен о миссионерах
Молебен был написан выпускниками КазДС. Сейчас тексты
молитвословий молебна проходят проверку на догматическую
точность в Казанской Духовной Семинарии. Планируется, что
молебен будет служиться еженедельно в храме святых
Жен-Мироносиц при Казанском подворье Раифского Богородицкого
монастыря. Стоит заметить, что в богослужебной практике
православной церкви практически отсутствуют молитвы о
миссионерах. Таким образом, этот молебен станет призывом к
православным христианам совместно молиться о тех, кто
умножает стадо Христово, во исполнение заповеди Господней:
"Итак, молите Господина жатвы дабы послал делателей на жатву
Свою" (Лк. 10:2).
Православие.Ru
В Москве появится кинотеатр "доброго
кино", а, возможно, и "добрый телеканал".
Идея распространения "доброго кино" поступила от
телеканала "Спас", но подробности ее осуществления пока не
раскрываются.
Православие.Ru
В Мариинске Кемеровской области найдены
могилы четырех священников, сосланных в кузбасские тюрьмы из
разных регионов страны во времена советской власти.
Могилы протоиерея Георгия Непомнящих, иерея Геннадия
Голубовича, протоиерея Митрофана, отца Феодора, а также
матушки Евфросинии (жены одного из священников) находятся на
городском кладбище Мариинска.
Служба коммуникации ОВЦС МП
В Полтаве открыт первый христианский
компьютерный центр
Его бесплатными услугами может воспользоваться любой
человек, независимо от возраста, пола или вероисповедания.
Единственное условие - предыдущая регистрация и соблюдения
правил работы учреждения. В частности, пользователям
запрещается искать в Интернете страницы, пропагандирующие
насилие или аморальный образ жизни. Также существует табу на
вход в виртуальный мир компьютерных игр. При Центре работают
бесплатные многоуровневые компьютерные курсы, где овладевают
секреты пользования ПК и Интернетом, как "чайники", так и
уже опытные пользователи. Также посетителям предлагают с
помощью разнообразных компьютерных программ повысить свой
уровень владения иностранным языком и углубить знание
Библии.
Пресс-служба УПЦ
На сайте "Патриархия.ру" опубликован
предварительный перечень конференций, секций и круглых
столов, которые будут работать в рамках XVI Международных
Рождественских образовательных чтений "Православные ценности
и современное образование" 30, 31 января и 1 февраля 2008
года.
СОКРУШЕНИЕ СОВЕСТИ. ИЗ ИСТОРИИ
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В 1917 ГОДУ
Надвратная икона свт. Николая Никольской башни
Московского Кремля после большевистского обстрела 2 ноября
1917 г. Революционный 1917 год вовлек в круговорот
обновлений и Русскую Православную Церковь. Решающим событием
в ее истории стал Поместный Собор Православной Российской
Церкви, ознаменовавший окончание «синодальной эпохи». От
открылся 15 (26) августа 1917 г
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/071107161850
Иракские христиане требуют ввести в
школах преподавание основ христианства
Президент Ирака Джаляль Талабани заверил Вавилонского
патриарха Эммануэля III Делли (Халдо-католическая Церковь) в
том, что он порекомендует министерству образования страны
предоставить возможность школьникам-христианам в конце
учебного года сдавать экзамен по основам своей религии. Об
этом сообщило Ватиканское радио со ссылкой на епископа Жака
Исаака, отвечающего за культурные вопросы деятельности
Вавилонского патриархата Ирака.
Иракская система образования, пояснил прелат,
предусматривает суммарный зачет оценок, полученных
учащимися, что ставит юных христиан в неравное положение по
сравнению со сверстниками-мусульманами, которым
засчитываются результаты экзаменов на знание Корана. В связи
с этим патриарх попросил иракского президента ликвидировать
неравенство и гарантировать преподавание Евангелия в школах,
где число учащихся-христиан достигает 25%. Такая практика
существовала в годы правления Саддама Хусейна.
Патриархия.Ru
О СТАТУСЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИИ» В
БОЛГАРСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
>>>
Послание Святейшего Патриарха Алексия
всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с
90-летием восстановления Патриаршества в Русской Церкви
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
направил послание клиру и пастве Русской Православной Церкви
в связи с празднованием 90-летия восстановления
Патриаршества в Русской Церкви.
Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем
верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 90-летием
восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри,
всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья
и сестры!
В нынешнем 2007 году Русская Православная Церковь
отмечает знаменательную дату — девяностолетие восстановления
Патриаршества. Возрождение Патриаршего служения в
революционном 1917 году объединило все духовно здоровые силы
народа вокруг престола Первосвятителей Московских и
оказалось спасительным для Церкви Христовой и Отечества.
На Поместном Соборе 1917-1918 годов, после двухсотлетнего
перерыва, обусловленного внецерковными причинами, было
принято историческое решение об исполнении канонического
правила святых апостолов, предписывающего: «Епископам
всякого народа подобает знать первого в них, и признавать
его как главу, и ничего превышающего их власть не творить
без его рассуждения».
Один из тех, кому Промыслом Божиим был уготован путь
служения Христу «даже до смерти», священномученик Митрофан,
архиепископ Астраханский и Царевский, так выразил в те
тревожные дни насущную потребность Церкви в единоначалии:
«Во все опасные моменты русской жизни, когда кормило
церковное начинало крениться, мысль о Патриархе воскресала с
особой силой... Время повелительно требует подвига,
дерзновения, и народ желает видеть во главе жизни Церкви
личность, которая собрала бы живые народные силы».
Это поистине уникальное событие произошло в переломный
момент российской истории: в преддверии страшных, подобных
апокалиптическим событий надвигающейся эпохи богоборчества
Господь, укрепляя народ перед грядущими испытаниями, дал
Своей Церкви возможность свободно избрать Предстоятеля.
В высшей степени пророческими были слова одного из
участников Поместного Собора 1917-1918 годов: «Последние
события свидетельствуют об удалении от Бога не только
интеллигенции, но и низших слоев... и нет влиятельной силы,
которая остановила бы это явление, нет страха, совести, нет
первого епископа во главе русского народа... Посему немедля
мы должны избрать духоносного стража нашей совести, нашего
духовного вождя — Святейшего Патриарха, за которым и пойдем
ко Христу».
Избранный Собором Первосвятитель Московский и
Всероссийский Патриарх Тихон воистину стал пастырем добрым,
положившим душу свою ради спасения Церкви Христовой. Его
исповеднический подвиг навсегда запечатлен в истории
христианства.
Святейший Патриарх Тихон ясно предвидел грядущие скорби и
тяготы и сказал об этом сразу после своего избрания: «Весть
об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком,
на котором было написано: "Плач, и стон, и горе", и такой
свиток должен был съесть пророк Иезекииль. Сколько и мне
придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне
Патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину!
Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах
Российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим,
кто доволен, даже и из крепких мене! Но да будет воля
Божия!».
Святитель Тихон был не только ревностным молитвенником и
подлинным архиереем Божиим, «право правящим слово истины» (2
Тим. 2:15), но и обличителем неправды, смело возвышавшим
свой голос перед властью в защиту веры и Церкви.
Преемники святителя и исповедника Христова, Патриарха
Тихона, продолжали идти завещанным им тернистым путем,
подъемля непомерное бремя ответственности за чистоту веры и
правильное каноническое устроение церковной жизни.
Свидетельство этого — твердость и мужество множества
православных христиан, принявших мученический венец, но не
отступивших от Истины.
«Кровью мучеников созидается Церковь», — говорили древние
христиане. Взирая на подвиг свидетельства о Христе многих
архипастырей, священников и мирян, принявших венец
мученичества в годы безбожных гонений, а также на
исповедничество преемников Первосвятителей Московских,
совершавших свое служение в XX веке, мы можем еще раз
убедиться в правоте этих слов.
Твердость, решимость и безграничное терпение, явленные
Предстоятелями нашей Церкви в тяжелые годы гонений, сделали
возможным последующее духовное возрождение нашего Отечества.
Мы возносим благодарственные молитвы ко Господу
Вседержителю, ибо Его божественной помощью живет и
действует, «восходя от силы в силу», Церковь Христова, ибо
«кто Бог велий, яко Бог наш. Ты еси Бог Творяй чудеса».
Предстательством Пречистой Богородицы, многократно
являвшей Свою милость нашему народу, совершается ныне
духовное возрождение на всем каноническом пространстве
Русской Православной Церкви.
И за всем этим стоит молитвенное дерзновение,
архипастырский труд и отеческая забота о народе Божием
преставившихся от земли во обители Небесные Первосвятителей
Московских, воздыхающих у престола Божия к Вседержителю и
испрашивающих нам у Него «великия и богатыя милости».
Поздравляя всех с девяностолетием восстановления
Патриаршества, сердечно желаю всем архипастырям,
пресвитерам, диаконам, монашествующим и мирянам нашей Церкви
быть на всех путях жизни своей заботливыми хранителями
церковного единства, «со всяким смиренномудрием и кротостью
и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь
сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:2-3).
+АЛЕКСИЙ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Москва Ноябрь
2007 года
http://patriarhia.ru/db/text/323345.html
«Истоки Православия на Аляске». Доклад
митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции
«200 лет российско-американских отношений»
8 ноября в Российской Академии Наук состоялось
открытие международной научной конференции «200 лет
российско-американских отношений». Организатором конференции
является Институт всеобщей истории РАН.
В рамках конференции под председательством академика
РАН Н. Болохвитинова прошла секция «Русская Америка», на
которой обсуждался широкий круг вопросов, связанных с
историей освоения Аляски и Калифорнии. Особое внимание в
работе секции было уделено истории распространения
Православия в Северной Америке.
Управляющий делами Московской Патриархии митрополит
Калужский и Боровский Климент выступил на секции со
вступительным докладом «Истоки Православия на Аляске».
Истоки Православия на Аляске
История Православия на Североамериканском континенте
начинается с того момента, когда его берегов достигли
русские люди. Хотя факт совершения первой Божественной
литургии у берегов Америки на корабле, которым командовал
Витус Беринг, остается спорным, нельзя полностью исключить
его возможность. В те времена все экспедиции снабжались
походной церковью, и известно, что походная церковь с
корабля, которым командовал Чириков, была оставлена в
Петропавловском порту. Также существует ряд упоминаний о
том, что в состав Второй камчатской экспедиции входили
священнослужители.
Так императрица Анна Иоанновна, поручая Сенату
организовать новую экспедицию на Камчатку, указывала, что
«для приведения тамошней народ в христианскую веру» взять с
собой «священников … снесшись Синодом» (1). Святейший Синод
направил к берегам Америки священнослужителя (в
«Историко-статистическом описании Камчатских церквей»
протоиерея П. Громова он упоминается как Серапион (2)),
выдав ему походные церкви, а также поручил Берингу «взять ис
таболской и Сибирской епархии от преосвященного Антония …
шести иеромонахов» (3), чтобы по воскресным дням и
православным праздникам для участников экспедиции
совершались богослужения.
В Иркутск экспедиция прибыла, уже имея в своем составе
четырех иеромонахов из Тобольска. Одним из них был
шестидесятилетний духовник команды иеромонах Иннокентий (Артемонов),
бывший игумен Красноярского монастыря. О нем писал Беринг
епископу Иркутскому Иннокентию 23 июля 1734 г., что по
старости и по причине слабого здоровья иеромонах Иннокентий
не может продолжать путешествие в составе экспедиции и
просил его заменить (4). Вместо него епископ Иннокентий
направил иеромонаха Феофила (5), а также он проявил личный
большой интерес к этому путешествию Беринга и снабдил
экспедицию иконами, церковной утварью и всем необходимым для
богослужений. Это косвенно подтверждает мнение ряда авторов
(6) о том, что 20 июля 1741 г. в день памяти святого пророка
Божия Илии возможно была совершена первая Божественная
литургия в районе залива Якутат.
Вскоре после открытия Америки Берингом русские
промышленники отправились на острова Алеутской гряды за
ценной пушниной. Они-то и стали первыми крестителями местных
жителей, с которыми они вели торговлю и рядом с которыми
проживали временами и по несколько лет. Будучи людьми
верующими и сумев расположить к себе туземцев, русские
мореплаватели и купцы были для них учителями благочестия,
собственным примером приучая их к молитве. Посетивший Аляску
в 1778 г. в составе экспедиции Джеймса Кука Джон Ледиард
свидетельствовал, что видел там русскую колонию численностью
около 500 человек и «был свидетелем того, как ночью русские,
алеуты и камчадалы вместе пели вечерние молитвы» (7).
Русские купцы Григорий Иванович Шелихов и Иван
Иларионович Голиков, которые видели в новооткрытых земля не
только источник прибыльной торговли, но и планировали
развивать этот край, стали инициаторами направления на
Аляску первой духовной миссии. Эта миссия состояла из 6
монахов и двух послушников (8), из которых наиболее известен
преподобный Герман Аляскинский. Задачей миссии было не
только духовное окормление проживавших там русских людей, но
и проповедь Православия среди местного населения. Усилия
миссии в этом направлении были успешными — тысячи туземцев
были крещены входившими в состав миссии священниками:
иеромонахом Макарием (Александровым) и иеромонахом Ювеналием
(Говорухиным). Причем уже с самого первого времени
деятельности миссии православную веру приняли представители
всех этнических групп, населявших Аляску: алеуты, северные и
южные эскимосы, а также индейцы (атапаски и тлинкиты). В
миссии было организовано обучение детей от смешанных браков
русских с туземками — креолов. Из их числа предполага лось
обучать священников для служения в Америке.
Миссионеры в своей деятельности проявили сплоченность,
организованность, а главное — моральную и духовную
настроенность, а их самоотверженный труд и любовь к местному
населению, располагало его к принятию христианства. Движимые
верой, с большим усердием они выполняли свои миссионерские
обязанности, и, несмотря на трудности путешествия по
арктическим морям, они шли, не имея страха, к незнакомому
населению. Кратко, но очень показательно выразил сложившиеся
отношения с местным населением архимандрит Иоасаф: «Они нас
любят, а мы их, и живем хорошо» (9).
Первый год пребывания миссии на Аляске имел хорошие
результаты (10). Сразу после приезда иеромонахи Макарий и
Ювеналий объехали весь о. Кадьяк на байдарках, и, невзирая
на опасности, крестили почти всех его жителей. На заседании
Синода 20 марта 1796 г. была зачитана ведомость,
представленная архимандритом Иоасафом 18 ноября 1895 г. В
ней сообщалось, что на о. Кадьяк и прилежащих к нему
островах, а также на континентальной части Аляски членами
миссии было крещено 6 740 алеутов и совершено 1 573 венчания
(11).
Успех первой духовной миссии был настолько велик, что по
ходатайству И.И. Голикова на Аляске было учреждено
викариатство, главой которого был определен архимандрит
Иоасаф. Однако после своей хиротонии во епископа Кадьякского
в 1799 году он погиб в море возвращаясь на Аляску,
возвращаясь к своей пастве. Вместе с ним погибла вся его
свита, архиерейский хор, два члена первой духовной миссии, а
также направлявшийся с ним на Аляску женатый священник Петр
Митягин. Оставшиеся на Аляске члены миссии — один священник
и двое монахов, не могли с такой же активностью продолжать
Евангельское благовестие среди местного населения, но они не
отказывали в духовном совете и утешении аляскинцев, которые
были крещены и хотели научиться православной вере.
Подвижническая жизнь преподобного Германа, его внимание к
терпящим нужду и бедствие привлекали к нему многих туземцев,
для которых он был примером благочестия. После эпидемии он
организовал приют для сирот, о которых заботился, обучал
чтению на церковнославянском языке и веден ию домашнего
хозяйства. Взрослых и детей, русских и туземцев он учил вере
в Бога, молитве, терпению и милосердию. Его молитвами и
примером его жизни Православие укрепилось среди местных
жителей, обрело в их среде сочувствие и душевное
расположение.
Настоящим расцветом Православия на Аляске стал период
деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), который
прослужил там в общей сложности 37 лет, сначала приходским
священником, а потом епископом. Он настолько хорошо изучил
алеутский язык, что мог вести проповедь без переводчика.
Более того, он написал грамматику алеутского языка, т.е.
создал письменность для своей паствы. Благодаря его
переводам на алеутский язык православного катехизиса,
Евангелия от Матфея, других текстов Священного Писания и
наиболее употребительных молитв, а также написанного им на
алеутским языке поучения «Указание пути в Царство Небесное»,
алеуты смогли осмысленно воспринять православную веру и
традицию. Впоследствии он написал «Замечания о колошском и
кадьякском языках и отчасти о прочих наречиях в
Российско-Американских владениях, с присовокуплением
Российского словаря» более чем на 1000 слов, а будучи уже
епископом, давал поручения священникам и их помощникам
переводить молитвы, богослужебные т ексты и Священное
Писание на язы ки других народностей Аляски. Таким образом
при нем осмысленно могли молиться и дома, и в храме
представители всех коренных народов этого края.
Открыв на Аляске сначала духовное училище, а потом и
семинарию, святитель Иннокентий осуществил чаяния первой
духовной миссии — подготовку священно- и церковнослужителей
из числа коренных жителей Аляски. Несмотря на то, что
немногие ее выпускники были готовы стать священниками, очень
многие из них стали чтецами и псаломщиками в многочисленных
часовнях, которые строились в отдаленных селениях, которые
священник посещал иногда раз в два года. Они организовывали
общее чтение молитв в праздничные и воскресные дни,
совершали крещение мирским чином, и передавали православные
традиции своим соплеменникам. А выпускник семинарии Григорий
Петухов стал первым иконописцем из местных жителей.
Заботясь о распространении Православия, святитель
Иннокентий создал три новых миссии в районах, где проживали
почти одни туземцы: количество постоянно живших там русских
было незначительным. Трудившиеся в них миссионеры, одним из
которых был священник-креол Иаков Нецветов, строили храмы в
центрах миссий, а затем посещали с миссионерскими поездками
отдаленные селения. В планах святителя Иннокентия было
открытие на территории этих миссий новых миссионерских
станов, но недостаток священников не позволил ему
осуществить эти намерения. Тем не менее, благодаря открытию
миссий Православие распространилось на большие территории
Аляски, среди тех туземных племен, которые были полностью
независимыми от русских и лишь поддерживали с ними торговлю,
ничем не выделяя их среди других своих торговых партнеров, а
для некоторых туземцев миссионер был первым, кого они видели
из русских. Таким образом, принятие ими крещения было
осознанным решением. Святитель Иннокентий считал, что при
крещении туземцам не надо давать никаких подарков, чтобы
последнее не стало для них основной целью. А поскольку для
них даже обычные новые рубашки представляли большую
ценность, то он разрешал только одевать на крещаемых
крестильный крест и давать на память иконку. При этом при
принятии крещения туземцы обещали оставить шаманство, все
связанные с ним обряды, многоженство и родовую месть. В
своем дневнике священник Иаков Нецветов описал, как в один
день он крестил два враждовавших племени индейцев, и через
это давняя вражда прекратилась. Миссионеры всегда оставляли
свободу выбора за теми, к кому обращались с проповедью и
даже не сразу крестили желавших принять крещение, но давали
испытательный срок.
Вся деятельность православных миссионеров на протяжении
освоения Аляски русскими была направлена на просвещение
местного народа, на обогащение культуры местных жителей
через духовный опыт и традицию Православия. При этом не было
насильственного вмешательства, да оно и не было возможным —
проповедовавшие были единицами среди сотен и тысяч туземцев.
Отношения с местными жителями строились на доверии и
взаимном уважении. Еще будучи приходским священником на о.
Уналашка, святитель Иннокентий многие годы вел
этнографические исследования, изучая все стороны жизни и
особенности менталитета алеутов. Такое отношение
свидетельствуют о любви и уважении к своей пастве. И в своей
проповеди он опирался на все положительное, что он находил в
слушателях. Обращая их мысли к Богу, он возвышал их
мировоззрение, обогащая его Евангельскими представлениями и
нравственными нормами. Это всегда давало положительный
результат, и существует множество фактов преданной любви к
нему аляскинской паствы. Он так же учил, чтобы аналогичный
подход к служению был и у его сподвижников
священников-миссионеров.
Так за короткий исторический срок — сто с небольшим лет —
Православие стало культурой, верой и национальным сознанием
народностей Аляски. Оно не исчезло после продажи Аляски США,
когда на ее территории развили активность многочисленные
инославные миссии, имевшие государственную поддержку. По
мнению современного историка и этнографа Р.Г. Ляпуновой,
«культурные инновации русского периода существуют сейчас в
самосознании аборигенов как элементы их собственной
национальной культуры» (12). Большинство коренного населения
Аляски остается православным и по настоящее время, считая
Православие верой своих предков.
¤ ¤ ¤
1. Указ Ея Императорского Величества самодержицы
Всероссийской. АВПРИ. Ф. 130. Оп. 130/1. Д. 1. Л. 1.
2. См. Громов П., протоиерей. Историко-статистическое
описание Камчатских церквей // Труды Киев. духовной
академии. — Киев, 1861. — Т. 1. — С. 45.
3. Письмо Беринга Преосвященному Иннокентию епископу
Иркутскому и Нерчинскому. 31 июля 1734 года. ГАИО. Ф. 50.
Оп. 1. Д. 6. Л. 370; См. также: Громов П., протоиерей.
Историко-статистическое описание Камчатских церквей. С. 45.
4. Письмо Беринга Преосвященному Иннокентию, епископу
Иркутскому и Нерчинскому. 23 июля 1734 г. ГАИО. Ф. 50. Оп.
1. Д. 6. Л. 813-813 об.
5. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 6. Л. 980.
6. Некоторые американские авторы высказывают мнение, что
во Второй Камчатской экспедиции Беринга, которая достигла
берегов Америки, принимали участие иеромонах Иларион
(Трусов) и иеромонах Игнатий Козыревский. Академик Н.Н.
Болховитинов говорит, что «ни Трусов, ни Козыревский во
Второй Камчатской экспедиции не участвовали» (История
Русской Америки (1732-1867). В 3-х т. / Отв. ред. Н.Н.
Болховитинов. — М.: Международные отношения, 1997. Т. 1. С.
251). Кроме того, во время пребывания Козыревского в Москве
его деятельность вызвала нарекания, и против него началось
судебное разбирательство, в результате которого в 1732 г.
его лишают священнического сана и передают светским властям.
В 1734 г., находясь под арестом, он скончался. (См. Экстракт
об отправленном в прошлом 1733 году в Сибирскую губернию в
Камчадалскую землицу для службы Божией.... Игумене
Варфоломее Филевском и при нем иеромонахе и иеродиаконе.
РГИА. Ф. 796. Оп. 27. Д. 84. Л. 47-48; Козыревский //
Энциклопедический сло варь Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А. Т. XV
А. СПб., 1895. С. 612).
7. Григорий, епископ Аляскинский. Церковь на Аляске после
двухсот лет // Ежегодник Православной Церкви в Америке. NY.,
1976. С. 26.
8. Кроме главы миссии архимандрита Иоасафа (Болотова) в
ее состав входили: иеромонах Макарий (Александров) из
Коневского монастыря; иеромонах Ювеналий (Говорухин),
иеромонах Афанасий (Михайлов) и монах Герман — все из
Валаамского монастыря; иеродиакон Нектарий (Панов) из
Александро-Невской Лавры, послушник Михаил Федорович
Говорухин из Коневского монастыря (брат иеромонаха Ювеналия)
и послушник Валаамского монастыря Косьма Алексеевич Евсеев.
В Иркутске были пострижены в монашество Михаил Говорухин с
именем Стефан, а Косьма Евсеев — с именем Иоасаф. А 30
апреля монах Стефан епископом Вениамином был рукоположен во
иеродиакона.
9. Иоасаф (Болотов), архимандрит. Письмо ректору
Ярославской духовной семинарии // Ярославские епархиальные
ведомости. 1894. № 28. С. 446.
10. Первоначальный успех миссии объясняется тем, что она
в основном действовала на о. Кадьяк и ближайших к нему
островам среди населения, которое имело продолжительные
деловые отношения с русскими промышленниками и было знакомо
с Православием. Но в других частях Аляски отношение было
более сдержанным, а порой и враждебным, о чем и
свидетельствует мученическая кончина иеромонаха Ювеналия.
11. Журнал заседания Св. Пр. Синода от 20 марта 1796 г.
РГИА. Ф. 796. Оп. 74. Д. 210. Л. 51.
12. Ляпунова Р. Г. О Русской Америке // Русская Америка:
По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков,
исследователей и других очевидцев / Отв. ред.: А.Д. Дридзо,
Р.В. Кинжалов. — М.: Мысль, 1994. — С. 24.
Патриархия.ru
Приветствие Первоиерарха Русской
Зарубежной Церкви митрополита Лавра участникам конференции
«1917-й: Церковь и судьбы России»
Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр
направил приветственное послание участникам конференции
«1917-й: Церковь и судьбы России».
Приветствие
Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, митрополита Лавра
Восточно-Американского и Нью-Йоркского, участникам
международной богословской конференции в Москве
Дорогие о Господе устроители и участники
церковно-общественной конференции «1917-й год: Церковь и
судьба России (к 90-летию Поместного Собора и избрания
Патриарха Тихона», позвольте поприветствовать вас от лица
нашей Русской Зарубежной Церкви. Как вы знаете, наш авва
митрополит Антоний (Храповицкий) в свое время очень много
сил положил на дело восстановления Патриаршества в Русской
Церкви и был одним из кандидатов на Патриаршество на
Поместном Соборе 1917-1918 годов. Господь благословил на
Патриаршее служение священноисповедника патриарха Тихона
(Белавина), а митрополиту Антонию было уготовано возглавить
Русскую Церковь в изгнании.
На протяжении всех последующих лет в русском зарубежье
сохранялся живой интерес ко всему происходящему в России и в
Церкви на родине.
Архиерейский Собор РПЦЗ в 1981 году канонизировал
Патриарха Тихона в сонме Новомучеников и Исповедников
Российских.
Отрадно, что ваша конференция ставит целью осмыслить
события, происшедшие в России в 1917 году. Действительно,
без осмысления этих событий невозможно повлиять на
современное положение русского народа. Нас радует, что
позиция Свято-Тихоновского университета очень близка по
многим пунктам к традиционной позиции Русской Зарубежной
Церкви.
Также важно, помнить о духе соборности и о традиции
созыва Поместных Соборов Русской Церкви, ибо на этих Соборах
во всей полноте выясняется позиция священноначалия и
церковного народа. И мы уповаем, что будущий подобный
Поместный Собор поставит точки над «i» в еще не решенных до
конца трудных церковных вопросах.
С удовлетворением благословляю участие нашего
представителя, декана Свято-Троицкой семинарии в
Джорданвилле, архимандрита Луки, в вашей конференции. Божие
благословение да пребудет со всеми вами.
Митрополит
Лавр, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей
Пресс-служба
ПСТГУ/Патриархия.ru
|