Молитва под рок-н-ролл
ПОКОЛЕНИЕ NEXT
Ветхую
постройку около храма преподобного Сергия Радонежского рядом
со станцией метро «Бибирево» в народе прозвали православным
рок-клубом. Однако настоятель храма, известный миссионер
отец Сергий (Рыбко), более сдержан в эпитетах.
– Большинство ребят, репетирующих у нас, не воцерковлены. Но
нам важно заинтересовать их, попытаться повлиять на
мировоззрение, – объясняет он.
Не сквернословить, не богохульствовать, не употреблять
крепких спиртных напитков – вот условия, которые обязаны
соблюдать молодые рок-музыканты, репетирующие в Молодёжном
культурном центре во имя блаженной Ксении Петербургской при
бибиревском храме.
Панки, рокеры, металлисты – вся эта разношёрстая публика
вполне мирно уживается здесь под одной крышей. Всего в клубе
сегодня состоит около 100 групп, причастных к самым разным
направлениям некоммерческой музыки.
– К сожалению, немалая часть православного духовенства между
рок-музыкой и сатанизмом ставит знак равенства. И тем самым
отталкивает от себя молодёжь, – говорит отец Сергий, – а
между тем рок был и остаётся языком людей ищущих,
несогласных с ложью и несправедливостью в нашей жизни.
Неслучайно сегодня так много бывших рокеров стали
священниками.
По мнению моего собеседника, даже сатанисты – не безнадёжные
люди. Это тоже верующие, только со знаком минус. Пару лет
назад в клуб пришли двое колоритных парней – Каин и Сатана.
Прошло два месяца, и они надели на себя освящённые крестики.
– Проповедовать среди тех, кто с тобой согласен, кто тебя
любит, – это не путь христианина, – вступает в разговор
Пуля, лидер рок-группы «Северный крест» и по
совместительству директор молодёжного центра при бибиревском
храме, – ещё Христос сказал, что надо любить тех, кто тебя
ненавидит.
По словам Пули (именно так она просила называть себя),
творения молодых рокеров очень часто сводятся к одной мысли:
никто меня не понимает!..
– Ребята часто спрашивали меня, – продолжает собеседница, –
почему я в свои песни включаю молитвы, псалмы. Я даже
провела специальный литературный вечер, где рассказывала,
что такое молитва, по какому принципу она создаётся. И через
некоторое время стала замечать, что тексты многих «рок-пессимистов»
становятся более позитивными, светлыми. Вот это и есть цель
нашей деятельности – настраивать молодёжь на созидание.
И это уже даёт зримые результаты. Молодые члены центра
Ксении Петербургской создали движение «Доброе сердце». Они
занимаются сбором и распространением благотворительной
помощи для малоимущих и детей-сирот. Иногда рокеры помогают
со строительством собора в Бибиреве.
– Почему вообще вы решили «связаться» с рокерами?
– Для того чтобы привлечь современную молодёжь к
православию, – объясняет отец Сергий, – надо быть интересным
ей. Мой принцип: удивил – значит, победил. Я иногда выступаю
с проповедями на рок-концертах. Недавно был на фестивале
«Пустые холмы». Представьте: только что на сцене отрывались
рокеры, и вдруг поп в рясе. Все ждут, что начнёт в сатанизме
обличать. А вместо этого слышат: «Я воспитан на идеях
рок-н-ролла и поэтому всё ещё верю, что мир можно изменить к
лучшему. И даже знаю одного человека, кому это удалось,
Иисуса Христа. Попробуйте и вы, только начните с себя».
Вообще же я очень люблю рок-музыку. Она меня цепляет, как
никакая другая. Особенно творчество группы «Пинк Флойд». Я
считаю, что рок – откровение потустороннего мира.
– Вы не очень-то вписываетесь в стандартные представления о
том, каким должен быть православный священник.
– Настоящий христианин никогда никуда не вписывается. Он
свободен от любых штампов. Вспомните юродивых.
– В церковной среде вас не порицают за вашу деятельность?
– Церковь – довольно строгая иерархическая организация. Если
бы я делал что-нибудь «не то», вряд ли бы мне поручили
строительство нового собора в Бибиреве, притом что я уже
являюсь настоятелем храма Сошествия Святого Духа на
Лазаревском кладбище Москвы. Я, кстати, собираюсь написать
письмо патриарху с подробным рассказом о том, как я работаю
с неформальной молодёжью, чтобы в зависимости от ответа
святейшего окончательно узаконить этот вид миссионерства.
– Не означает ли появление таких клириков, как вы, некоторой
трансформации Русской православной церкви?
– Есть форма, есть содержание. Если содержание в православии
остаётся неизменным уже почти две тысячи лет, то формы могут
быть самые разные. Существует 17 поместных православных
церквей. В Африке, например, во время литургии пляшут, бьют
в барабаны. А на Амазонке, я слышал, замечены индейцы в
майках, на которых написано: «Православие или смерть». Такую
же майку, кстати, носит лидер группы «Алиса» Константин
Кинчев.
Ребята, закончившие репетицию, подсаживаются к столу, где мы
беседуем, попивая чай. Молодёжь забрасывает отца Сергия
разными вопросами. Он отвечает на все эти вопросы без
всякого пренебрежения и высокомерия. По словам самого
батюшки, участвуя в таких «блиц-интервью», он доказывает
своё право прийти попить чай в им же созданном рок-клубе.
Признаюсь, покидал я православный молодёжный центр со
смешанными чувствами. Слишком уж не вписывалось поведение
отца Сергия в те рамки, которыми мы привыкли ограничивать
православных священников в России.
Но, может быть, прав мой собеседник: если Церковь хочет
по-настоящему влиять на современное общество, ей нужно
находить общий язык и с такой молодёжью.
Алексей ПОЛУБОТА
|