Святейший Патриарх: Кризис это не только
проклятие, но и благословение
Кризис отражается на Церкви, также как и на
государстве, происходит такое же сокращение программ, "ведь
Церковь это не элитарная, а органическая часть общества",
сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,
отвечая на вопрос о положении Русской Православной Церкви в
условиях экономического кризиса.
Церковь, как и государство, не чувствует пока всей боли
кризиса и готовится к тому времени, когда весьма существенно
сократится финансирование церковных программ. Однако Русская
Церковь привыкла к трудностям во много крат превышающим те,
которые сейчас являются трудностями для нашего общества,
если сравнить с тем, что Церковь пережила в течение XX века
с тем, что мы сегодня называем кризисом.
"Кризис это не только проклятие, но и благословение, -
продолжил Предстоятель. - Он дает возможность переоценить
ценности, он заставляет людей задуматься". По словам Его
Святейшества, кризис может помочь людям выработать
правильное отношение к труду: "Ведь когда в 90-х годах мы
говорили о безработице, мы говорили о какой-то виртуальной
безработице. Реальной безработицы у нас не было. Реальная
безработица сразу отрезвляет разгильдяев, пьяниц, она
заставляет людей мобилизоваться, собрать все свои силы,
работать хорошо, опасаясь потерять работу. У нас не было
этого никогда. Я сам часто выступал в качестве работодателя
и удивлялся, как люди не дорожат своей работой, как могут по
пустяку расплеваться и уйти, как трудно было делать
замечания, подкручивать гайку, рабочую дисциплину. И хотя
нам говорили, что у нас свободный рынок, у нас конкуренция,
я не видел никакой особенной конкуренции на рынке труда".
"Поэтому думаю, что сейчас, это жесткие слова, но их
нужно кому-то произносить, и Церковь имеет право это все
говорить, потому что это касается духовной жизни людей: мы
должны хорошо научиться работать, - заявил Предстоятель
Русской Церкви. - И не только в том смысле, как говорят наши
руководители, но в первую очередь для того, чтобы строить
свое собственное благополучие".
"Из этого кризиса мы должны выйти не ослабленными, а
сильными", - подчеркнул Святейший Патриарх.
Патриархия.Ru
Патриарх Кирилл: "Никакого спора между
религией и наукой нет и быть не может"
"Никакого спора между религией и наукой нет
и быть не может по определению, как не может быть спора
между наукой и музыкой, наукой и живописью - все это разные
сферы человеческого бытия", - сказал Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл отвечая на вопросы студентов
РГУ им. Канта о взаимоотношениях науки и религии.
Противостояние возникло на Западе, после того, как
Католическая Церковь инкорпорировала в свою догматику, то
есть в свое учение, определенные научные схемы
Средневековья. Так, одним из средневековых постулатов,
принятых Католической Церковью, стала геоцентрическая
картина мира. И когда Коперник сказал, что не вокруг Земли
обращаются планеты, а вокруг Солнца, получилось, что его
предположение стало не очередной гипотезой и научной
теорией, а вызовом вероучению. Вот почему Католическая
Церковь стала защищать не веру в Бога, не свою догматику, а
догматизированную научную гипотезу. Конфликт между наукой и
Церковью на Западе возник тогда, когда стало ясно, что в
этом споре права наука, а не Церковь, которая употребляла в
свою защиту не только аргументы интеллектуального убеждения,
но и иные методы, отметил Его Святейшество.
"Вторая очень опасная ошибка была допущена тогда, когда
наука была идеологизирована, - выразил убеждение Святейший
Владыка. - В нашей стране наука была мощной частью
идеологического аппарата государства, и потому она могла
интерпретироваться в условиях Советского государства
исключительно в контексте атеистического убеждения и никак
иначе. Наука стала фактором идеологического воздействия на
сознание".
В подобных условиях ни о какой вере в Бога не могло быть
и речи, ведь с помощью науки нужно было доказать, что вера -
это обскурантизм, вчерашний день, не соответствующий научной
картине мира, продолжил Святейший Патриарх Кирилл.
"Если мы разводим эти два понятия - если Церковь не
вмешивается в науку и не выносит своего суждения о том,
насколько данная гипотеза или теория соответствует
религиозной картине мира, а наука, используя свой
инструментарий, не подвергает религиозное знание критике, -
вот тогда каждый трудится в том поле, в котором призван
работать", - считает Предстоятель Русской Православной
Церкви.
"Наука и религия, Церковь и знание должны
взаимодействовать", - подчеркнул Его Святейшество, отметив,
что Церковь не может ни догматизировать, ни критиковать с
догматической точки зрения современные научные гипотезы.
Но у Церкви может быть право выносить нравственное
суждение не только об отдельных научных идеях, как,
например, о клонировании, но также и об отдельных
технологиях, заключил Святейший Патриарх Московский и всея
Руси Кирилл, добавив: "Осуществлять такого рода нравственную
экспертизу научных исследований Церковь, конечно, должна в
тесном взаимодействии с научным сообществом, что сейчас,
слава Богу, и начинает происходить".
Радонеж
Патриарх Кирилл обещает делать все
возможное для защиты православных Косово
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
подтвердил неизменность позиции Русской Православной Церкви
относительно Косово и готовность поддерживать православных
этого сербского края.
"Русская Церковь и далее будет использовать все
возможности, дабы возвышать свой голос в защиту правды
Божией, в защиту наших православных братьев и сестер,
пребывающих в Косовском крае Сербии и изгнанных из него, в
защиту всех жертв насилия и попрания справедливости", -
заявил Патриарх Кирилл в послании Патриарху Сербскому Павлу
по случаю десятилетия начала бомбардировок Белграда авиацией
стран НАТО
В своем послании Предстоятель напоминает, что за минувшие
годы Русская Церковь "неоднократно высказывалась в поддержку
Церкви-Сестры по вопросу о путях урегулирования сложившегося
кризиса". "Ваши скорби - это боль всей Православной Церкви",
- пишет Святейший Кирилл к Сербскому Патриарху.
Комментируя военное вмешательство государств НАТО в
процесс урегулирования косовского кризиса, Патриарх Кирилл
отметил, что в марте 1999 года "несколько стран, считающих,
что они вправе определять судьбы мира, объединились, чтобы
силой навязать свою волю одному из народов".
"Стремление силой оружия разрубить тугой узел этнических,
религиозных, психологических и духовных факторов обернулось
для боголюбивой паствы Вашего Святейшества и для всего
сербского народа тяжкими страданиями, последствия которых с
остротой ощущаются и поныне", - пишет Патриарх Предстоятелю
СПЦ.
Он также пожелал Патриарху Павлу "укрепления телесных
сил, духовной радости о Господе и Его неоскудевающей
помощи".
Интерфакс-Религия
В Русской Церкви предостерегают верующих
от ложного понимания христианской святости
Серьезной проблемой, существующей сегодня в
Православной Церкви, является искаженное понимание верующими
святости, заявил игумен Петр (Мещеринов) замруководителя
Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи при
Даниловом монастыре Москвы.
"Святость, собственно говоря, превратилась в героизм для
отдельных людей и в странное, кстати говоря, ложное,
положение большинства, которое кается в том, что оно к этому
героизму не способно", - подчеркнул священник.
По его словам, очень многие люди под влиянием церковной
дидактики составляют себе ложное представление о святости и
начинают к нему стремиться. "Разумеется, ничего не
получается, и люди в этом каются. Думаю, многим пастырям
известно, что люди приходят на исповедь и начинают говорить
о том, чего у них нет: нет Иисусовой молитвы, непрестанного
памятования о Боге и крыльев за спиной тоже нет. То, что Бог
в Своем слове этого героизма не требует, для нас не имеет
ровно никакого значения, потому что эти требования, так
сложилось исторически, выдвигаются нам от лица Церкви,
причем таким образом, что не принять их значит согрешить
против Церкви", - отметил священник.
По его мнению, ярким примером искаженного понимания
святости и способов ее достижения сегодня является отношение
к таинству причастия, которое "из повседневных,
необходимейших таинств Церкви превращается в своеобразный
спорт с усиленной подготовкой, за которой следует рывок, а
потом мы отходим от этого, накапливаем новые грехи,
расслабляемся и готовимся к следующему рывку".
Такая подмена понятий, по мнению православного
священнослужителя, произошла "потому, что человеку непросто
жить внутренней никому не видной евангельской жизнью".
Говорить о повсеместном духовном возрождении в России,
как считает отец Петр, не вполне корректно. "Есть вера
христианская, а есть обыкновенная человеческая религиозность
и, мне кажется, в девяностые годы была возрождена именно
она. Возрождения христианства как нравственного, духовно
ответственного существования личности в обществе не
произошло. Произошло возрождение естественной религиозности.
Некоторые надеются, что через нее можно придти к настоящей
христианской вере. Я этого не разделяю, потому что опыт
показывает, что этого не происходит", - сказал священник.
В обществе по-прежнему слабо, считает он, осознается
значение повседневного духовно-нравственного течения
христианской жизни - "вместо него нам опять предлагается
героический подвиг, подвиг аскетический или же подвиг
охранения устоев православия от модернизма".
Говоря об этом священник подчеркнул, что "наше время
нуждается в нас - живущих, чтобы мы были христианами, являли
в своей реальной повседневной жизни образ подлинной
христианской святости".
Интерфакс-Религия
Большинство верующих равнодушны к
подвигу Российских новомучеников ХХ века
Преподаватель Санкт-Петербургской духовной
академии, член синодальной Комиссии по канонизации святых
протоиерей Георгий Митрофанов озабочен равнодушием
большинства верующих к подвигу Российских новомучеников ХХ
века.
"Почитания новомучеников, даже наиболее выдающихся и
значимых, у нас нет по вполне понятной причине - они нам
остаются еще чуждыми по духу", - заявил отец Георгий на
семинаре в Доме русского зарубежья им. Александра
Солженицына.
Он с сожалением констатировал, что после прославления
новых святых даже в тех епархиях, с которыми они были
связаны, "не происходило ничего" - не издавались жития
подвижников, память их "праздновалась далеко не во всех
храмах". По его словам, из числа новопрославленных святых XX
века наибольшим почитанием окружены царственные
страстотерпцы, "хотя слухи о них сильно преувеличены
определенного рода прессой". Но даже царскую семью почитают
"в гораздо меньшей степени", чем блаженную Матрону "и до
сего времени не канонизованного Феодосия Кавказского",
отметил священник.
"Собор новомучеников внесен в наш церковный календарь, но
это очередной красный день календаря и все! Мы даже не
поняли, что произошло, не захотели понять! Ощущение того,
что прославление новомучеников - это повод для серьезного
критического осмысления нами нашего церковно-исторического
пути, многим даже не приходит в голову", - считает отец
Георгий.
По его мнению, "разъедающий нашу церковную жизнь дух
триумфализма мешает увидеть этот страшный вызов, брошенный
нам новомучениками, но в свое время принятый ими самими от
лица той паствы, которую так плохо воспитали, что она пошла
с дрекольем на храмы Божии и на них самих".
Он призвал задуматься "об ответственности не только
богоборцев-большевиков, но и Церкви за то, что у нас
случилось, ибо значительная часть богоборцев-большевиков
вышла из церковно-приходских школ и даже средних учебных
заведений, где изучали Закон Божий".
Интерфакс-Религия
Русская Церковь готова создать
федеральный церковный телеканал
Русская Православная Церковь готова к
созданию православного федерального телеканала, заявил
митрополит Калужский и Боровский Климент в интервью газете
"Известия".
"Мы прекрасно взаимодействуем с федеральными каналами,
создавая фильмы и передачи на церковную тематику. Можно с
уверенностью сказать, что сейчас у Церкви накоплен
определенный опыт для того, чтобы говорить о создании
полноценного федерального церковного канала", - сказал
митрополит, отвечая на вопрос, способна ли Русская
Православная Церковь создать такой телеканал в обозримом
будущем.
"У нас есть воцерковленные люди, которые имеют
профессиональный опыт работы в светских СМИ, в том числе
опыт работы на телевидении, понимают специфику
телевизионного формата", - добавил владыка. Примером того,
как будет устроен церковный канал, по мнению митрополита,
может стать канал "Культура".
Митрополит отметил, что в последнее время с участием
Церкви проводится много кинофестивалей (например, "Золотой
витязь", "Семья России", "Встреча"), на которых представляют
фильмы хорошего профессионального уровня. "Эти фильмы
добрые, их не показывают сегодня по телевидению, они не
выдерживают конкуренции с наводнившими экран фильмами
грязного содержания. Создание же православного телеканала
поможет авторам таких лент показать замечательные
кинопроизведения, несущие в жизнь человека любовь и доброту,
широкой аудитории телезрителей", - сказал архиерей.
Православие.Ru
Диакон Владимир Василик: "Нам надо
благодарить Бога, что мы живем в свободной стране".
Православный ученый прокомментировал запрет Евросоюза
различать людей по половому признаку
"Это продолжение того безумия, которым болеет Европа в
продолжение уже целого столетия", – такими словами
охарактеризовал в интервью "Русской линии" доцент
Санкт-Петербургской Духовной академии (СПбДА), кандидат
филологических наук *диакон Владимир Василик <http://rusk.ru/author.php?idau=3564>*,
принятую Европарламентом директиву использовать в
официальных документах обращения "господин" и "госпожа".
Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, это решение было вынесено на том
основании, что такие обращения "нарушают равенство полов".
Соответствующая директива, получившая название "Нейтральный
язык", принята в качестве обязательной для делопроизводства
на всей территории ЕС. Таким образом, использование
обращений "мистер", "мисс", "месье", "мадам", "фрау" и
аналогичных им в других европейских языках отныне является
административным нарушением. Вместо этого в письменных и
устных обращениях следует называть имя и фамилию лица,
указывается в директиве. Тем самым, по мнению евродепутатов,
официальные документы будут отличаться полной
"политкорректностью".
Одновременно директива запрещает использование других
слов, относящихся к названиям профессий и роду занятий,
включая такие, как "спортсмен" и "политик". Они
соответственно заменены на "атлет" и "политический лидер".
Запрещены также к использованию в официальных документах ЕС
упоминания таких профессий, как пожарный, бортпроводница,
полицейский, которые в английском языке имеют четкую родовую
принадлежность. Однако депутаты встретили и определенные
трудности. Так, им не удалось найти мужского аналога для
слова "повитуха". В результате оно будет употребляться в
женском роде. Кроме того, в официальных документах ЕС
сохранится разделение на "официанта" и "официантку".
Диакон Владимир Василик считает, что в такой мере нет
ничего нового – "это коммунистическо-тоталитарная идея не
просто уравнивания полов, а уничтожения разницы между
мужчиной и женщиной; у Оруэлла в романе "1984" даже
существует такой костюм – "унисекс", в котором мужчина
нисколько не отличается от женщины". Однако, заметил
православный ученый, "представление, что стирание разницы
между полами может способствовать равноправию мужчины и
женщины и, более того, их счастью, абсолютно ошибочно. На
деле это всего лишь ещё один этап в создании
стандартизированного общества, в котором все будут равны,
потому что все будут одинаковы".
"Ничего нового нет и в том, что они взялись за язык, –
отметил ученый. – Это по сути тот же оруэловский новояз,
язык абсолютной политкорректности, из которого были бы
убраны все нежелательные коннотации и нежелательные
воспоминания о "старом мире". Но это, в известном смысле,
протест против созданного Богом мира, против того, что
Господь сотворил человека по образу и подобию Своему –
/"Мужчину и женщину сотворил их"/. В данном случае
гиперэгалитаризм Европы идет рука об руку с богоборчеством.
Но это глубинные планы, а на поверхности мы видим, что
Европа после 1945 года смертельно напугана идеей всякого
неравенства, всякого конфликта, всякого противостояния. И
эти судорожные попытки найти свой путь между коммунизмом и
фашизмом привели к созданию безбожной либеральной
демократии, которая не может не производить абсолютно
стандартизованных, "никаких" людей. И неудивительно, что
теперь они взялись за язык, который является хранителем
традиции, хранителем смыслов. Язык – это средство управления
обществом, средство объединения или разъединения людей. Так
что цель реформаторами выбрана верно, и результаты реформы
языка будут катастрофическими".
"Сейчас мы уже видим и в Европе и на наших улицах
мужеподобных женщин и женоподобных мужчин. Женщины воюют и
водят самолеты, мужчины сидят с детьми. Бэбиситтер в Италии
всё более и более становится мужской профессией. С одной
стороны это реально отражает изменения в обществе и
экономике, когда женщины в силу ряда своих качеств
оказываются более приемлемыми, более вписываемыми в
современную социальную систему; с другой стороны – это
окончательный удар по остаткам европейского патриархата. Но
что же идет ему на смену? Ведь и матриархат в современном
тоталитарном мире не может утвердиться, потому что он также
подразумевает неравенство. Конкретный пример – судьба детей
разведенных родителей в бельгийских семьях. Раньше было так:
ребенка отдавали одному родителю, преимущественно матери.
Теперь же дети не присуждаются ни одному из родителей
-половину времени ребенок проводит у одного родителя,
половину у другого. За этим строго следят соответствующие
социальные службы. Судьба детей печальна, они лишаются своих
друзей и становятся "бомжами". Так что на смену
матриархальной семьи, вытеснившей в свое время семью
патриархальную, теперь Европа всё более тянется к тому,
чтобы не иметь семьи никакой", – считает диакон Владимир
Василик.
"Эта языковая реформа показывает только одно, что все эти
"еврофюреры" не хотят видеть никакой семьи. Для семьи нужен
лидер, в идеале это должен быть мужчина – кормилец,
защитник, добытчик и настоящий отец. Супруга должна быть
"диаконом" при "священнике" – муже. Понятно, что реальная
жизнь далека от идеала, учитывая огромное количество пьяных
и беспомощных отцов, вынуждающих женщин брать
ответственность на себя. И хотя этот вариант плох, но в
экстремальной ситуации – он является хоть каким-то выходом
из положения. А сейчас в Евросоюзе навязывается
представление о "семье" без лидера, без вождя, без старшего.
Это идеал бессемейности, идеал "духовного бомжевания".
Существуют известные силы, которые пользуясь концептами
политкорректности, равенства и всего прочего хотят всех
европейцев превратить в начале в "бомжей", в баранов без
родства, а потом в роботов, в манипулируемый материал.
Именно это я вижу за этим ходом", – сказал отец Владимир.
По мнению православного ученого, отстаивание традиционных
христианских взглядов на мир сегодня в Европе уже просто
опасно: "Все бы мы в Европе уже бы в тюрьме сидели, потому
что всякие попытки прямо и ясно говорить о христианской
нравственности, говорить о грехе – это, в лучшем случае,
моветон, в худшем – проявление агрессивности. Негодование по
поводу поведения тех или иных нацменьшинств уже
рассматривается как расизм и карается вплоть до тюремного
заключения. Здоровые традиционные взгляды осмысляются там не
иначе как "радикальный фундаментализм" с соответствующими
уголовными последствиями. Поэтому будем бдительны, ведь те
же самые концепты и образцы, несмотря на радикальную
культурную и ментальную разницу, пытаются навязать и нам со
всеми этими мерзостями: ювенальной юстицией <http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=181852>,
политкорректностью, правами сексменьшинств, и прочими
"прелестями". Нам надо благодарить Бога, что мы живем в
свободной стране. Несмотря на кажущийся авторитаризм
путинского режима, несмотря на множество безобразий, которые
у нас в стране делаются, нормальным православным людям в
России дышится в сто раз легче. То, о чем мы рассуждаем на
страницах "Русской линии", об этом на Западе боятся говорить
даже на кухнях", – заключил диакон Владимир Василик.
/18 марта 2009 г./ РУССКАЯ ЛИНИЯ
25 марта 2009 года вышла в свет новая
футболка "Русского Символа" - "Георгий Победоносец"
Описание изображения - см. здесь.
http://russiansymbol.ru/spisok/spisok_voinstvo_georgiy.htm
Православные разрабатывают
интернет-проект, посвященный преодолению насилия
Различные формы насилия затрагивают буквально все
возрастные и культурные слои общества: насилие над детьми
(психологическое, физическое, сексуальное), школьное
насилие, домашнее, сексуальное, уличное, насилие в армии и
тюрьме. Те или иные виды насилия затрагивают или могут
затронуть практически каждого, оставляя глубокий след в душе
на всю жизнь. От того, насколько успешно преодолены
последствия насилия, зависит будущее счастье человека, его
душевное благополучие, психическое здоровье. В то же время
ни одного сайта, посвященного преодолению последствий
насилия, в Рунете до недавних пор не было. Восполнить этот
пробел призван сайт "Ветка ивы"
www.vetkaivi.ru . Образ
Ивы выбран как символ гибкости в избавлении от тяжести зла,
совершившегося над человеком.
Сайт объединяет то лучшее, что предлагают современная
психология и Церковь в избавлении от последствий насилия.
Наиболее актуальные материалы на тему переживания
последствий насилия подготовлены командой проекта, которая
является крупнейшим объединением православных авторов в
области антикризисной психологии, поддерживающим такие
популярные проекты как
www.perejit.ru (сайт о переживании расставания и
развода), www.pobedish.ru
(антисуицидный сайт),
www.memoriam.ru (сайт для переживающих смерть
близкого человека). Действенные, интересные материалы
подготовлены постоянными авторами проекта, такими как
протоиерей Игорь Гагарин, кризисный психолог Михаил
Хасьминский, детский психолог Лариса Трутаева.
Проект приглашает к сотрудничеству всех, кому так или
иначе близка тема насилия, и прежде всего профессионалов -
психологов, священников, врачей.
Патриархия.Ru
Около 100 документов и предметов времен
последнего российского Императора Николая II передано
потомками старинного дворянского рода Хитрово в дар
Федеральному архивному агентству России (Росархиву)
Фрейлина Маргарита Хитрово была дружна с Великими
княжнами Ольгой и Татьяной - старшими дочерьми Императора, а
также состояла в переписке с Государыней Александрой
Федоровной во время ссылки Императорской семьи в Тобольск.
Документы включают в себя письма, в том числе так называемые
"секретки", фотографии, а также предметы искусства -
пасхальное яйцо Императорского фарфорового завода и
настольный крокет, в который играл Цесаревич Алексей.
Русская линия
Блаженнейший Митрополит Киевский и всея
Украины Владимир совершил заупокойную литию по Н.В. Гоголю в
Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры
Перед началом заупокойного богослужения, Блаженнейший
владыка рассказал присутствующим о выдающемся художнике
слова. "Николай Гоголь был человеком неординарным и очень
одаренной личностью. Он был верующим человеком, родился в
верующей семье и исповедовал Православную веру. Попросим у
Господа упокоения его души, а нам всем, "мертвым душам", как
говорил Гоголь - воскресения", - сказал Митрополит Владимир.
Этим богослужением начинается празднование Украинской
Православной Церковью 200-й годовщины со дня рождения
выдающегося украинца, ставшего великим русским писателем.
Патриархия.Ru
На официальном сайте архиепископа
Ионафана (Елецких) выложен обновлённый автором
историко-богословский катехизический труд: "Толковый
путеводитель по Божественной Литургии"
(на рус. и укр. яз.)
.http://redirect.subscribe.ru/religion.sedmica,15663/20090330003636/13256=13366=12975/m1817888/-/www.jonathan.org.ua
Новый учебник по ОПК был представлен в
Москве
Вечер на тему «Религиозная, идейная и социальная жизнь
молодежи до и после Советского государства» состоялся 19
марта в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье». На встречу
были приглашены известный московский пастырь протоиерей
Артемий Владимиров, профессор-богослов Виктор Тростников и
историк Белого движения Армен Гаспарян, сообщает
Благовест-инфо.
Профессор Российского православного университета
св.Иоанна Богослова Виктор Тростников уверен, что воспитание
молодежи должно начинать с изучения «православной
цивилизации». Теории и конкретному содержательному
наполнению этого понятия он посвятил долгие годы
исследований, создав фундаментальный труд «Православная
цивилизация». Свой подход он воплотил в авторском учебнике
«Основы православной культуры», который вышел в начале 2009
г. в издательстве «Ульяновский дом печати».
Новый учебник был представлен на встрече и заинтересовал
участников – некоторое количество экземпляров было
моментально раскуплено. В аннотации говорится, что «автор
показал отличительные особенности православной культуры как
культуры Православной цивилизации в сравнении с культурами
иных цивилизаций, рожденных на иных религиозных началах».
Восторженное предисловие к книге написал Никита Михалков. На
встрече упоминалось, что новый учебник ориентирован на
молодежь.
Настоятель храма Всех святых в Красном селе протоиерей
Артемий Владимиров в своем выступлении задался вопросом:
«Чем так пленяли образы Белой армии – «корнеты Оболенские и
поручики Голицыны» даже «без-тальковую» молодежь на
протяжении десятилетий?» Помимо врожденного благородства,
«возвышенности и утонченности» этих сынов Отечества, которым
«за Россию-мать сладко умирать», их образы привлекают некоей
«глубинной силой», в основе которой – сопричастность к
истории своей страны, православная вера и нравственная
чистота. Сегодня же молодежи «трудно любить Россию…, нелегко
обрести образ святой и великой родины», а потеря чистоты
душевной и телесной угрожает молодому поколению как никогда.
Однако молодой человек может быть поддержан и направлен
«содружеством молодых и пожилых вокруг евхаристической чаши»
и непосредственно священником, которого о.Артемий называет
«героем нашего времени».
Отвечая на вопрос «Благовест-инфо» о работе с молодежью
при храме Всех святых в Красном селе, отец Артемий, в первую
очередь, рассказал о церковно-приходской школе № 1
им.К.Победоносцева, которая выдает аттестат среднего
образования государственного образца. В школе - около 100
учеников, выпускники успешно поступают в вузы. По его
словам, в храме много десятков молодых семей, молодежь
«заполняет клиросы, трудится в иконописной мастерской, в
богадельне им.цесаревича Алексия». Отец Артемий не считает,
что при храме стоит создавать специальные молодежные
объединения: «Я не очень люблю такие формальные объединения.
Есть община, в которой—и стар, и млад, всем есть место.
Легко обрести всякие статусы, а качество подлинной жизни
взращивается годами. Поэтому таким «молодежным объединением»
у нас является весь приход». «Я думаю, что это один из
многих московских приходов, в котором жить не скучно, а
интересно», - заключил о.Артемий.
Вечер завершился выступлением учеников частной школы ЭШЛ,
в которой разработаны специальные программы «Белое движение»
и «В мире русской усадьбы». Лицеисты рассказали об изучении
истории Белого движения, судеб его деятелей, представителей
русской эмиграции.
Далее выступил Павел Трошин (Брянск) – брат трагически
погибшего в 1995 г. барда Максима Трошина, творившего под
девизом «Неправославный человек не может быть патриотом».
Павел исполнил песню брата. Со своими песнями на стихи
поэтов русской эмиграции – деятелей Белого движения выступил
также православный поэт и композитор Виктор Дзансолов.
Православие.Ru
Профессор Еврейского университета в
Иерусалиме считает секту ессеев литературным вымыслом
Ессеи — религиозное течение среди иудеев в
последние века эпохи Второго Храма — не более чем
литературный вымысел. С таким сенсационным заявлением
выступила недавно профессор Еврейского университета в
Иерусалиме, специалист в области еврейской мистики Рахель
Элиор.
Вопреки господствующей в науке точке зрения, согласно
которой именно ессеями, жившими в окрестностях Мертвого
моря, была создана знаменитая Кумранская библиотека, Элиор,
вслед за профессором Чикагского университета Норманом Голбом
(известен русскому читателю по монографии Норман Голб,
Омельян Прицак «Хазарско-еврейские документы Х века». М.,
2003), настаивает на том, что кумранские свитки не имеют
отношения к ессеям, а были написаны в Иерусалиме и лишь
позднее перенесены на хранение в район Мертвого моря. Однако
профессор Элиор идет дальше Голба, отрицая не только
авторство ессеев, но и само их существование как особой
группы, описанной Филоном Александрийским и Иосифом Флавием.
«В течение шестидесяти лет исследователи тщетно искали
упоминания ессеев в (кумранских) свитках. Но ессеи не
существовали, их придумал Иосиф Флавий», — утверждает
профессор Элиор, называющая традиционные взгляды на ессеев
«просто бессмыслицей».
В начале марта споры о происхождении кумранских свитков
неожиданно оказались в центре внимания СМИ, после того как в
Нью-Йорке был арестован сын профессора Голба Рафаэль. Он
подозревается в осуществлении клеветнической
интернет-кампании, целью которой была дискредитация научного
оппонента Голба, видного ученого профессора Лоуренса
Шиффмана (автора переведенной на русский язык монографии «От
текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго Храма и
период Мишны и Талмуда». М, 2000).
Сам профессор Голб весьма жестко отзывается о сторонниках
общепринятой «ессейской» теории происхождения рукописей
Мертвого моря, характеризуя их как сплоченную секту, не
менее фанатичную, чем Кумранская община, которой они
приписывают написание свитков. Профессор Элиор называет
подход Голба «радикальным», но отчасти соглашается с его
критикой в адрес ведущих кумрановедов.
В своем труде «Иудейская война» — основном источнике
сведений о ессеях — Иосиф Флавий описывает их как
религиозных аскетов и мистиков, живших в строгом воздержании
от мирских удовольствий. Многие ученые прослеживают связь
ессеев, находившихся в оппозиции к храмовому священству, с
первыми христианами. Так, профессор Джеймс Чарлзуорт,
руководитель проекта Свитков Мертвого моря в Принстонской
богословской семинарии, полагает, что ессеи оказали большое
влияние на Иоанна Предтечу, который провел в их общине не
менее года.
Однако Элиор считает, что рассказ Иосифа о ессеях —
литературный вымысел, который затем подхватили греческие и
римские историки. Они пишут о тысячах ессеев, живущих
общинами («первые кибуцы», иронизирует Элиор) и
воздерживающихся от половой жизни — вопреки заповеди Торы
«плодитесь и размножайтесь». «Однако нет никаких
свидетельств о ессеях на еврейском или арамейском языках.
Немыслимо, чтобы тысячи людей жили в воздержании вопреки
законам Торы, и при этом их бы не упоминал ни один еврейский
текст или источник того периода», — говорит она. О ессеях
писали лишь за пределами Израиля (Иосиф, Филон, Плиний), но
о них ничего не говорят израильские мудрецы, Новый Завет и
апокрифы.
Иосиф, живший в Риме после разрушения Второго Храма,
«хотел объяснить римлянам, что евреи вовсе не были поголовно
неудачниками и предателями, показать, что многие из них
отличались исключительным благочестием и героизмом. Можно
сказать, это было первое опровержение антисемитской
литературы», утверждает Элиор. «Источником вдохновения» для
Флавия служили, по-видимому, греческие рассказы о
спартанцах, образ жизни которых служил идеалом для римлян.
Как считает Элиор, в своем рассказе о ессеях Флавий
стремился изобразить евреев, которые бы напоминали
спартанцев своими высокими добродетелями.
Что же касается обнаруженных в Кумране манускриптов, то
они, по мнению Элиор, были написаны священниками
Иерусалимского храма, принадлежавшими к потомкам Садока —
первосвященника эпохи царя Соломона. «На совершенно понятном
иврите свитки говорят о священниках, сынах Садока. Так зачем
называть их ессеями?» — недоумевает она.
Зафиксированное в свитках апокалиптическое пророчество о
войне сынов света с сынами тьмы отражает, по мнению
профессора Элиор, противостояние потомков Садока, которые
были первосвященниками до 175 до Р.Х., с вытеснившими их
Хасмонеями, сыновьями Маттафии.
Ханан Эшель, профессор университета Бар-Илан, считает
отрицание существования ессеев безосновательным. Так, в
одном из свитков, говорит он, описана небольшая группа,
живущая замкнутой общиной, что никак не соответствует теории
о написании свитков жителями Иерусалима.
В свою очередь профессор Чарлзуорт не считает чем-то
странным отсутствие в свитках слова «ессеи». «Так их
называли посторонние, — сказал он в интервью журналу Time. —
Сами они говорили о себе как о "святых людях" или "сынах
света"». О ессеях, напоминает ученый, писали не менее восьми
древних авторов. И еще одним доказательством того, что
именно ессеи написали Свитки Мертвого моря, он считает
большое количество чернильниц, обнаруженных в Кумране.
Впрочем, Элиор считает, что древние авторы либо
заимствовали рассказы о ессеях друг у друга, либо опирались
на недостоверные сведения. «Мы знаем, что Плиний был великим
читателем, но он, вероятно, никогда не бывал в Израиле», —
говорит она.
По словам израильского ученого, ее оппоненты, как
правило, читали лишь Иосифа и другие классические источники.
«Они должны прочитать Свитки Мертвого моря — все 39 томов.
Доказательство там».
По материалам зарубежной прессы
Патриархия.ru
Руководитель Клуба православных
журналистов готов инициировать общероссийский референдум о
создании Совета по нравственности на ТВ
Советник председателя Совета Федерации
Александр Щипков призывает последовать примеру Украины и
ряда западных стран в вопросе о создании национального
Общественного совета по нравственности на телевидении,
сообщает Интерфакс-Религия.
"Не существует никаких моральных границ, и у наших
сограждан остается единственное - упование на первых лиц
государства, которые своими волевыми решениями могут
оградить телезрителей, в первую очередь молодежь, от потока
насилия, безнравственности и уголовщины", - говорится
заявлении А.Щипкова, который также возглавляет Клуб
православных журналистов.
По его словам, отсутствие в России подобного
общественного органа является "примером неуважения со
стороны телебоссов к своим зрителям".
"Не секрет, что и в адрес самих телеканалов, и в адрес
министерства культуры, и в Совет Федерации, и в Госдуму
приходят тысячи писем от возмущенных телезрителей с
требованиями оградить детей от тлетворного влияния "голубого
экрана", - сказано в заявлении.
Его автор напомнил, что в России неоднократно обсуждался
вопрос создания экспертной структуры, которая анализировала
бы содержание телепрограмм с точки зрения соответствия
нормам общественной морали. Один из таких законов,
предложенный Иосифом Кобзоном, "девять лет пролежал в
Госдуме и так и не был принят".
Кроме того, по словам А.Щипкова, второй год спикер Совета
Федерации Сергей Миронов добивается создания Общественного
совета по телевидению, "у которого были бы очень скромные
полномочия - высказывать в ответ на обращения граждан свое
мнение об уже вышедших в эфир программах".
"То, что предлагает председатель Совета Федерации, это
чрезвычайно мягкая форма контроля, и даже это вызывает
ожесточенное сопротивление со стороны телевизионного лобби",
- посетовал А.Щипков.
Попутно он напомнил, что на днях на Украине состоялось
подписание хартии о партнерстве в защиту информационных
прав, свобод и общественной морали. В этой стране уже
несколько лет существует специальная экспертная комиссия по
вопросам защиты общественной морали, которая призвана
"контролировать оборот продукции и зрелищных мероприятий
сексуального или эротического характера, а также является
ответственной за утверждение здорового образа жизни,
должного состояния нравственности общества".
"Подобная практика государственного или общественного
контроля давно существует в США, Канаде, Германии,
Великобритании, Японии, Франции и других странах,
считающихся в других вопросах для нас ориентирами", -
говорится в заявлении.
А.Щипков сообщил, что Клуб православных журналистов
намерен инициировать социологическое исследование,
призванное выявить мнение россиян об идее создания
Общественного совета по нравственности на телевидении.
"В случае, если и социологическое исследование не убедит
чиновников, останется лишь инициировать общероссийский
референдум по данному вопросу. Уверен, что миллионы людей
поставят свои подписи в поддержку его проведения", -
подытожил советник спикера Совета Федерации.
Архимандрит Тихон (Шевкунов). Великопостные мытарства На
первой седмице пообсуждали одну "волнительную" тему, а на
третьей неделе со всей решимостью взялись за окончательное
разоблачение церковного учения о мытарствах и за житие
Василия Нового, которое как раз в эти дни многие духовники
советуют читать своим прихожанам при подготовке к исповеди.
Особенно досталось блаженной Феодоре! Здесь и "святцы такой
не знают", и само житие названо "романом о мытарствах",
"апокрифом, испытавшим влияние языческого герметизма".
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/29780.htm
Праправнук Льва Толстого считает
"толстовство" сектантством
"Толстовство" - это "в некотором смысле
сектантство", заявил праправнук Льва Толстого, директор
музея-заповедника "Ясная Поляна" Владимир Толстой. "Это
попытка неких групп людей выстроить свою жизнь по принципам,
которые они вычитали у Толстого. Сам же Толстой весьма
скептически относился к "толстовцам", всегда подчеркивал,
что он не изобретает никакую религию, не навязывает людям
"толстовского" понимания бытия", - сказал потомок писателя в
интервью "Российской газете".
По его словам, Толстой "просто высказывался по главным
человеческим вопросам - вопросам жизни и смерти". "Да, у
него появились последователи, продолжатели, но сам он не
стремился стать для кого-то духовным наставником,
непререкаемым моральным авторитетом. Он считал, что любая
мысль живет и развивается, и нет ничего страшнее, чем
заковать ее в какую-то мертвую схему", - подчеркнул директор
музея.
Отвечая на вопрос, что послужило для него мотивом
обратиться восемь лет назад в Патриархию с предложением
осмыслить акт отлучения Толстого от Церкви, праправнук
писателя напомнил, что тогда исполнилось ровно сто лет с
момента опубликования соответствующего определения
Святейшего Синода.
Как отметил В.Толстой, он не просил отменить это решение
Синода. "Единственное, о чем я просил: не проходите мимо!
Есть некая дата, существенная для российской истории. Прошел
век, и век суровый для России. Поэтому мне показалось
полезным по прошествии этих ста лет вернуться к осмыслению и
самого акта отлучения, и его последствий для жизни русского
общества, русского человека, в том числе православного", -
заявил он.
В.Толстой рассказал, что изучал документы, читал газеты
того времени, знакомился с материалами общественных
дискуссий вокруг отлучения его прапрадеда. "И у меня
возникло ощущение, что этот акт дал сигнал к тотальному
расколу российского общества. Раскололись и царствующая
семья, и высшая аристократия, и поместное дворянство, и
интеллигенция, и разночинские слои, и простой люд. Трещина
прошла по телу всего русского, российского народа. Больше
того, такая же трещина прошла внутри если не каждого, то
очень многих людей, посеяв душевную смуту", - отметил
директор музея-заповедника.
Седмица.Ru
Общественная палата РФ решила научить
дошкольников толерантности
Российских дошкольников собираются научить
национальной и религиозной терпимости. За разработку
программы по привитию детям толерантности взялась
Общественная палата (ОП).
Как именно детей планируется обучать основам
политкорректности, члены палаты не уточнили. Однако, как
рассказала изданию член ОП Алла Гербер, в программу будут
включены "воспитательные моменты на уровне детского сада,
школы, а также пропаганды в виде шоу и фильмов на
федеральных каналах". Кроме того, в ОП считают, что обучение
толерантности должно стать обязательной частью
образовательного процесса как в дошкольных воспитательных
учреждениях, так и в школах.
Председатель комиссии Николай Сванидзе заявил, что для
того, чтобы сделать программу более эффективной, будет
учитываться опыт зарубежных стран с высоким уровнем
толерантности в обществе, в частности США. "Немного
занудная, навязываемая политкорректность оправдала себя. Нам
тоже надо разработать систему, приучающую к толерантности с
детского сада, чтобы дети, например, в черноземной полосе
привыкали к тому, что так называемые выходцы с Кавказа рядом
- это нормально. Я подчеркиваю актуальность таких мер во
время кризиса, когда ситуация становится взрывоопасной", -
сказал Сванидзе. Члены ОП выразили надежду, что власти
поддержат их идею и выделят средства на финансирование
начинания.
Представители традиционных религий России, однако,
считают нецелесообразным внедрять в школах и детсадах идеи
терпимости.
"То, что называется толерантностью и политкорректностью,
является не умением улыбаться чужому, а оформившейся на
Западе идеологией, которая породила особую судебную практику
и сломала не одну сотню судеб западных журналистов,
писателей и мыслителей", - заявил профессор МДА диакон
Андрей Кураев .
Речь идет, по его словам, о навязывании строгой системы
взглядов однополярного мира, о "зубастой, самоуверенной
тоталитарной цензуре". "Такая толерантность приводит к
запрещениям классических памятников культуры, к
выхолащиванию памяти, истории. Эти идеи разделяют те
политические силы в России, которые были у власти в 90-е
годы. А говорят о толерантности те же самые люди, те же "грантоеды",
которые и в 90-е годы ставили России в пример Запад и США",
- уверен диакон Андрей Кураев.
Отец Андрей считает, что пропаганда толерантности никак
не связана с умягчением нравов. Он полагает, что рост
ксенофобии и всплеск неонацизма в стране - это плод работы
группы политтехнологов, пишет газета. "Чтобы в стране решить
эту проблему, достаточно устроить встречу таких
политтехнологов и "грантоедов" по толерантности. Пусть они
друг друга нейтрализуют в рукопашной", - пошутил профессор.
В свою очередь председатель Конгресса еврейских
религиозных организаций и объединений в России раввин
Зиновий Коган подчеркнул, что "западный опыт навязчивого
внушения всеобщей терпимости нас не сделает терпимыми, он
сделает нас серой массой". "У нас уже был опыт всеобщей
обязательной промывки мозгов. Не стоит снова применять тот
же метод во имя терпимости. Посмотрите, с какой опаской
западные люди высказывают свои мысли, идеи, как они боятся
говорить о вере", - заявил раввин, призвав вместо этого
внедрять в школах изучение религий.
Радонеж
|