ВЕЛИКИЙ ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК
ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
СЛОВО НА ПРАЗДНИК ПРАВ. ИОАННА
КРОНШТАДТСКОГО
БЕСЕДА О ПРАЗДНИКЕ
Вознесение Господа нашего на небо совершилось в
сороковой день после Его воскресения - Пасхи. В
продолжении времени от воскресения Своего до
вознесения на небо Господь не находился уже
по-прежнему постоянно с учениками Своими, а только
время от времени являлся им. Во время этих явлений
Своих Он прежде уверял учеников в Своем воскресении
для чего неоднократно вкушал с ними пищу, - "ядый с
ними и пияй и тем известнейшее воскресение Свое
представляя" (Синаксарь), а потом преподавал им
наставления о предстоящем устройстве на земле Церкви
Своей, которая должна была образоваться из
уверовавших в Него (Деян. 1, 3). При одном из
таковых явлений на Гадлидейской горе находилось
более пятисот человек, апостолы и многие из
верующих. Увидев Господа, они поклонились Ему, а
некоторые еще и теперь усомнились, точно ли это -
Он. Господь, приблизившись, сказал: Мне дана всякая
власть на небеси и на земли. Итак идите, научите вей
народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать все, что Я заповедал вам, а Я
невидимо буду с вами во вся дни до скончания века (Мф.
28, 17-20).
В сороковой день Господь явился ученикам Своим,
когда все они с Пречистою Его Матерью и другими
женами находились, без сомнения, по Его же
предварительному наставлению, в Иерусалиме. Здесь в
последний раз Господь беседовал с возлюбленными
учениками Своими, - в последний раз снова
заповедовал им идти во весь мир для евангельской
проповеди и, повелев не отлучаться никуда из
Иерусалима, до тех пор пока не получат обещанного
Утешителя - Святаго Духа, вышел с ними из Иерусалима
к Вифании. При последних словах св. Апостолы, все
еще не свободные от мыслей о земном царствовании
Иисуса Христа, вопросили Его: Господи! Не в сие ли
время восстановишь Ты царство Израилево? Господь
ответил им на это: не ваше дело знать времена или
сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы
получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и
будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей
Иудеи и Самарии и даже до последних (стран) земли (Деян.
1, 6-8).
Взошедши на вершину горы Елеонской, Господь
воздвиг (поднял вверх) руки Свои и начал
благословлять учеников и, вот - в это самое время,
когда благословлял их, начал Он выше и выше
подниматься от земли и восходить к небу, пока
светлое облако не сокрыло совершенно божественного
Учителя от взоров возлюбленных учеников Его. Господь
вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца Своего.
Святые Апостолы в недоумении и страхе все еще искали
взорами своими сокрывшегося от них в небесной высоте
своего Учителя и Господа, как вдруг явились пред
ними два мужа в светлых одеждах и сказали им: мужи
Галилейские! что вы стоите и смотрите на небе? Сей
Иисус, вознесшейся от вас на небо, некогда придет
опять на землю таким же образом, как вы видели
восходящим Его на небо (Деян. 1, 8-14). Святые
апостолы, утешенные словами небесных вестников (это
были ангелы), возвратились во Иерусалим с великою
радостию, и пребывали непрестанно в молитве и
славословии Бога, ожидая обещанного Утешителя,
Святаго Духа.
Вознесение Господа на небо святая церковь
называет исполнением смотрения Его же о нас, т.е.
последним действием Его в совершении нашего
спасения, через которое земное соединено с небесным.
Это означает следующее. Своими страданиями и
крестною смертию Господь удовлетворил правде Божией
за грехи наши. Своим воскресением разрушил царство
смерти я диавола и воскресил нас с Собою, - Своим
вознесением на небо отверз всем нам вход в Рай, Сам
предстал предтечею о нас перед лицом Отца Небеснаго
и представил Ему в Своем лице человека искупленного
и возстановленного (Евр. 6, 20; 9, 24), сподобил
прославленное естество наше чести превыше херувимов
и серафимов - пребывать с ним одесную Своего Отца.
"Сего дня, - говорит блаженный Августин в слове на
вознесение Господне, - воссиял для нас святой и
торжественный день Вознесения Господа нашего Иисуса
Христа. Возрадуемся я возвеселимся. Христос снизошел
во гроб, отверзлась преисподняя; Христос взошел на
небо, прославились горняя. Воскресение Господа есть
наша надежда. Его вознесение есть наше прославление.
Земное тело взято на небеса, кости, недавно
заключенные в тесном гробе, вознесены сонмом
ангелов. Смертная природа пересажена в недра
бессмертия. Итак Господь и Спаситель наш Иисус
Христос прежде был на кресте, а ныне восседает
одесную Отца. Когда был на кресте, дал за нас цену
искупления; когда вознесся, привлек Себе то, что
приобрел". "Ныне - в день вознесения, - по словам
святого Иоанна Златоустого, - род человеческий
примирен совершенно с Богом, древняя брань и вражда
истреблены, и мы, которые недостойны жить и на
земле, вознесены на небо. Ныне наследуем царство
небесное мы, которые не стоим и земного, восходим на
небо, наследуем престол Царя и Владыки, и естество
человеческое, которому херувим возбранял вход в рай,
вознесено теперь превыше всякаго херувима. Иду
приготовить Вам место говорил Сам Господь ученикам
Своим, предсказывая им о Своем восшествии на небо, и
когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и
возьму вас к Себе, чтобы и вы были там, где - Я (Иоан.
14, 23).
По этим величайшим последствиям вознесения
Господа на небо в божественном домостроительстве
спасения людей день вознесения Господня от самых
времен святых Апостолов составляет для всех христиан
предмет благоговейного, торжественного празднования,
и вместе с тем представляет для всех нас
неисчерпаемый источник радости и утешения. Для нас
отверсто вознесением на небо и уготованы там
Господом райские обители.
Сам Он, Спаситель наш, восседая на престоле со Отцем
Своим, всегда ходатайствует за нас, чтобы до конца
спасти приходящих чрез Него к Богу. Нам остается
только помнить всегда, что истинное житие наше есть
на небесах со Христом (Филип. 3,20), что настоящая
земная жизнь только приготовление к той будущей
небесной жизни и, что поэтому вся наша забота должна
состоять в том, чтобы правильной жизнью и добрыми
богоугодными делами соделать себя во время земной
своей жизни достойными царствования вместе со
Спасителем своим.
Праздник Вознесения Господня с предпраднеством и
попраднеством продолжается 9 дней.
Вслушайтесь в молитвы Церкви, когда будете в
храме в великий праздник Вознесения Господня и
помолитесь от души и с умилением:
"Восшел на небеса, от онудуже сошел еси, не
остави нас сирых, Господи: да придет Твой Дух, нося
мир мирови".
"Вознесыйся во славе, Христе Боже, помилуй нас".
Тропарь, глас 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником обетованием Святаго
Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты
еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак, глас 6
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли
соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе
Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая
неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и
никтоже на вы.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже
на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное
вознесение.