"Источник еси воистинну воды живыя,
Владычице"
Икона Божией
Матери "Живоносный Источник"
По материалам статьи из т. 19 «Православной энциклопедии».
Москва, 2008 г.
"Живоносный Источник" ["Живоприемный Источник"], образ
Божией Матери. Иконография связана с прославлением целебного
источника за городской стеной Константинополя поля у
Силиврийских ворот, на месте к-рого, по преданию, в V в. имп.
Лев I основал Живоносного Источника мон-рь. Текст анонима X
в. о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него
(лат. De sacris aedibus... P. 878-889) стал основой для
пересказа визант. церковным историком Никифором Каллистом
Ксанфопулом между 1306 и 1328 г. В добавлении к тексту
анонима мон. Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от
источника в годы лат. управления Константинополем
(1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной имп.
Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), и их возобновлении (15
чудес) по вступлении на престол имп. Андроника II Палеолога
(1282-1328). Пересказывая источник X в., Никифор Каллист
упоминает 2 чудотворных образа Божией Матери. Один из них
находился в главном нефе монастырского храма и, очевидно,
являясь частью композиции "Благовещение" (у колодца?), был
парным изображению арх. Гавриила. Другой помещался в крипте,
рядом с источником. По преданию, именно от этого образа
получила исцеление от бесплодия жена имп. Льва VI Мудрого
Зоя Карвонопсина: "Отмеренный моток шелка, равный по длине
образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в
Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (ее лона), по милости
(Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII
Багрянородного)" (цит. по: Тэлбот. 1996. С. 118). Из
описаний неясно в какой технике (мозаика? рельеф?) было
выполнено изображение. Согласно тексту Никифора Каллиста,
Богородица, облаченная в имп. одежды, "словно черпала
(святую) воду и святила ею кругом себя и паломников" (цит.
по.: Там же. С. 119). Этот же автор дает описание еще
одного, не упоминаемого ранее мозаичного изображения в
крипте, к иконографии к-рого, очевидно, восходят известные в
наст. время изводы иконы "Ж. И.": "На картине, которая была
в центре свода, где потолок храма, художник своими
собственными руками изобразил в совершенстве Живоносный
Источник, Который исторгает наружу из своего лона
Прекраснейшего и Предвечного Младенца под видом прозрачной и
жаждоутоляющей воды, живой и брызжущей... Когда задвижка,
что напротив образа, поднимается, дабы остановить поток
воды, и тень отражается в воде, то каждый может видеть, как
в зеркале, Саму Богородицу, плывущую по живительной воде,
озаренную сверхъестественным сиянием. И всякий мог дивиться,
что же более правдоподобно, был ли этот образ наверху
извлечен из воды, непостижимо вознесшийся к солнцу и
сохраненный на потолке, или образ сверху проникает в воду,
отражаясь как в зеркале" (цит. по: Там же. С. 120).
Вероятно, описанная Никифором Каллистом мозаика в центре
свода крипты (по мнению А. М. Тэлбот, в своде мраморного
кивория над источником), была создана в период
восстановления храма после XI в., вероятнее всего при имп.
Андронике II в связи с возобновлением чудес. С постепенным
усвоением эпитета "Живоносный Источник" Богородице
(Кондаков. С. 373; Talbot. 1994. P. 136-137), он становится
связанным с этой иконографией, в основе к-рой - изображение
Богоматери с Младенцем на лоне. Каким именно было
изображение Богородицы в крипте - неизвестно. Сохранившиеся
памятники представляют 2 широко распространенных в Византии
типа изображения: образ Богоматери-Оранты с воздетыми в
молении руками, Младенец в медальоне или без него (в рус.
традиции - "Знамение") и образы Кириотиссы, или Никопеи,-
Богородица держит перед Собой медальон с Младенцем Христом
или Самого Младенца. Самые ранние сохранившиеся изображения
"Ж. И." известные с XIV в., представляют Богоматерь в типе
Оранты с благословляющим Младенцем на лоне. В мон-ре
Вронтохион в Мистре, к-рому покровительствовал имп. Андроник
II, подписное изображение "Ж. И." встречается в росписи ц.
Богородицы Одигитрии (Афендико) (ок. 1322) - в нартексе, над
входом в храм изображена Богородица с Младенцем в фиале
(чаше), по сторонам - полуфигуры праведных Иоакима и Анны в
молении, в верхней зоне - небольшие фигурки 2 ангелов;
причем юж. парекклисион ц. св. Феодоров (роспись ок. 1400)
того же мон-ря имеет освящение в честь Божией Матери "Живоносный
Источник". В этот период мастером визант. выучки была
создана роспись ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом
поле в Вел. Новгороде (1363 или после 1380), где на зап.
стене, над входом в храм, изображена того же типа
композиция, но без ангелов по сторонам. Впосл. большее
распространение получил извод, где Богоматерь в фиале
изображе-на держащей обеими руками Младенца Христа (роспись
сер. XVI в. в приделе вмч. Георгия Победоносца в мон-ре св.
Павла на Афоне).
Для Руси изображение "Ж. И." в XIV в. в росписи
волотовской церкви осталось единичным примером. Один из
первых образцов этой композиции в XVII в. представлен в
росписи Иоанно-Богословского придела (диаконника)
Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600, работа
московской артели Федора Савина и Стефана Арефьева; пропись
XVIII-XIX вв.). Распространение этого сюжета, гл. обр. в
иконописи, приходится на сер. XVII в., после того как в 1654
г., при патриархе Никоне, в состав рус. Цветной Триоди была
включена Служба иконе Божией Матери "Живоносный Источник" и
Сказание о ней, созданные Никифором Каллистом, а неск.
годами позже в сб. "Небо Новое" (Львов, 1665) архим.
Иоанникий (Галятовский) привел рассказ о 16 чудесах в главе
"Чуда Пресвятой Богородицы от Источника еи" (Л. 20-22 об.).
Вскоре сюжет был освоен иконописцами Оружейной палаты,
создавшими развитую иконографическую схему (иконы кон. XVII
в.; кон. XVII - нач. XVIII в.; обе в ГТГ - Антонова, Мнева.
С. 445, 453), дополненную клеймами чудес на полях (икона
1675 г., ЦМиАР - София Премудрость Божия. 2000. Кат. 79).
Сохранившиеся иконы 2-й пол. XVII-XVIII в. позволяют
говорить об одновременном существовании 2 изводов:
Богородица с Младенцем на руках восседает в драгоценном
фиале в виде потира, вырастающем из водоема на фоне традиц.
для рус. иконы пейзажа в виде горок с лещадками (иконы: из
ЦМиАР; 1-й трети XVIII в., РГИАХМЗ); Богородица с Младенцем
(благословляет обеими ручками) представлена на престоле под
сводами белокаменного храма у самого источника вод (иконы:
кон. XVII - нач. XVIII в., ГТГ; кон. XVII - нач. XVIII в.,
НХМ - Православная икона. С. 167-168; нач. XVIII в., ЯИАМЗ -
Похвала Богоматери. Кат. 15), как вариант этого типа -
изображение Богородицы не на престоле, а на облаках,
сходящих в воды купели (икона посл. трети XVIII в., ГВСМЗ -
Иконы Владимира и Суздаля. Кат. 111). По сторонам Богородицы
- 2 ангела на облаках. Вокруг водоема, имеющего, как
правило, форму квадрифолия,- фигуры людей (цариц и царей,
архиереев, монашествующих, простого люда), черпающих и
пьющих воду из источника; их изображения не произвольны, а
связаны со Сказанием, иногда дополнены комментирующими
надписями в картушах. Чудеса в клеймах в основном следуют
варианту, предложенному в сб. "Небо Новое", чаще их 16 - по
числу описанных, однако чудеса могут идти в др.
последовательности, дробиться на неск. клейм, количество
к-рых может достигать 25 (икона из РГИАХМЗ). Как правило,
чудеса даны в следующем порядке (по иконе из ЦМиАР):
обретение имп. Львом I источника; исцеление слепого водой из
источника; построение имп. Львом I храма у источника;
исцеление имп. Юстиниана; исцеление царицы Елены от
бесплодия; обновление храма имп. Василием I Македонянином,
чудеса от источника; исцеление от бесплодия царицы Зои;
воскрешение жителя Фессалоники; Богоматерь спасает людей во
время разрушения храма; исцеление бесноватых и спасение от
темницы водой от источника; исцеление имп. Льва Мудрого, его
брата Стефана, царицы Феофании и Иерусалимского патриарха
Иоанна; исцеление патрикия Тарасия и его матери; исцеление
имп. Романа и императрицы; исцеление монахов; спасение от
царского гнева патрикия и простоспафария; исцеление варягов.
На мн. иконах встречаются интересные детали. Так, на
иконе из ЦМиАР в клейме "Богоматерь спасает людей во время
разрушения храма" Богородица в чаше (тип Оранты с Младенцем)
представлена в рост в медальоне (клеймо 9). На иконе из
ГВСМЗ в традиц. сюжетную канву включены образы святых
целителей и, возможно, небесных покровителей заказчика с
надписями возле каждого: свт. Николай Чудотворец, сщмч.
Антипа Пергамский, прп. Пелагея, сщмч. Харалампий,
преподобные Сергий Радонежский и Паисий Великий; в правой
части доски закреплена эмалевая иконка с поясным
изображением свт. Димитрия Ростовского, соразмерным прочим
фигурам святых. На иконе из РГИАХМЗ на полях дополнительно
изображены 13 медальонов, в к-рых представлены Господь
Саваоф (в центре верхнего поля) и 12 апостолов (на боковых
полях). На иконе из местного ряда иконостаса ц. арх.
Ми-хаила в дворцовом с. Бронничи (ныне г. Бронницы
Московской обл.), 1702-1704 гг. (ЦМиАР), работы Кирилла
Уланова и Тихона Филатьева, совмещены 2 типа извода:
Богоматерь с Младенцем в фиале представлена в центре водоема
под сводами главного нефа базиликального сооружения.
В росписи ц. прор. Илии в Ярославле на юж. стене придела в
честь Покрова Пресв. Богородицы (посл. четв. XVII в.)
Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена
стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, сходящих с
небес в купель, вокруг Нее по границе розового сияния Славы
- фигуры 7 парящих ангелов, 2 вверху венчают Богородицу
короной, другие касаются Ее одежд, средний ан-гел справа
придерживает обеими руками за локоток Младенца.
Композиционно такой тип изображения напоминает образ
Богоматери, известный по иконам "Всех скорбящих Радость"
московского извода (икона из Спасо-Преображенской ц. на
Ордынке; прославилась в 1688). В остальном (образы
страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами)
роспись соответствует иконографии известных к тому времени
памятников.
Сложную иконографическую программу имеет икона из ц. прор.
Илии в Черкизове в Москве. Чтимый образ "Ж. И." дополняют
иконы Божией Матери (Цареградская, "Умягчение злых сердец";
Иерусалимская, "Взыскание погибших") и святителей (свт.
Кирилл Иерусалимский - обличитель ариан, отрицавших
Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний
Иерусалимский - составитель водосвятных стихир на
Богоявление). В основании композиции - Беседная икона Божией
Матери, на к-рой изображено явление Богоматери и свт.
Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике - икона "О
Всепетая Мати", представляющая собой изобразительный гимн
Богородице.
Изображение "Ж. И." как в кратком, так и в полном изводах
широко тиражировалось в гравюре. Одна из ранних - большой
лист с мн. комментирующими надписями на меди в 1695 г.
мастером Иваном Стрлжбицким (клеймо "I. S."): "Из чаши
Богоматери стекают пять рек в чаши, которые держат два
архангела и трое святых" (Ровинский. Народные картинки. Кн.
3. С. 499. № 1241). Извод со страждущими по-казан на
4-листовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания А. В.
Олсуфьева (Там же. С. 500. № 1242), в центральном клейме
начертана молитва Пресв. Богородице. На полуторалистовой
гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания Олсуфьева (Там же. С.
501. № 1245) представлен "Образ Богородицы Живоносный
Источник, с чудесами", где в 16 клеймах представлены чудеса
с подписями. "Ж. И." включался в состав гравиро-ванных или
иконописных сводов чудотворных икон Божией Матери (напр.,
4-листовая гравюра "Изображение 132 икон Богородицы", нач.
XIX в.- Там же. С. 479-483. № 1217 (64)); 4-листовая гравюра
"Изображение 160 икон Богородицы" с иконой "Неопалимая
Купина" в центре (до 1847, предположительно гравер Е. Н.
Долгов) (Там же. С. 483-485. № 1218 (147)); икона "Распятие
и Страсти Господни" со 142 чудотворными образами Пресв.
Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского
придела Богоявленского собора в Москве - 4-я в 8-м ряду).
Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX
- нач. XX в. отмечали большое количество почитаемых в
XVIII-XIX вв. в России образов "Ж. И.", в числе немногих
приводили иконы из Саровской пуст. (принесена основателем
иеросхим. Иоанном в нач. XVIII в., к ней направлял
страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (2 иконы в
церквах Старо-Никитской и свт. Николая), из Новодевичьего
мон-ря в Москве (сохр.) и мн. др (см. в кн.: Поселянин.
Богоматерь. С. 231-232). Празднование в честь Пресв.
Богородицы ради Ее иконы "Живоносный Источ-ник" совершается
в пятницу Светлой седчицы.
Литература: Millet G. Monuments byzantins de Mistra. P.,
1910. Pl. 88-105; Антонова, Мне-ва. Каталог. Т. 2. С. 445,
453; Velmans T. L'iconographie de la "Fontaine de vie" dans
la tradition byzantine а la fin du Moyen Age // Synthronon:
Art et archйologie de la fin de l'Antiquitй et du Moyen Age
/ Ed. A. Grabar. P., 1968. P. 128-134; Вздорнов Г. И.
Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ
Новгорода. М., 1989. Кат. 168; Talbot A. M. Epigrams of
Manuel Philes on the Theotokos tes Peges and its Art // DOP.
1994. Vol. 48. P. 136-137; она же. Чудотворные образы в
К-польском храме "Живоносного Источника" // Чудотворная
икона в Византии и Др. Руси / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М.,
1996. С. 117-122; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С.
372-377; София Премудрость Божия: Кат. выст. М., 2000. Кат.
79. С. 230; Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII-XX вв.
из собр. ЯИАХМЗ. Кат. выст. / Авт.сост.: О. Б. Кузнецова, А.
В. Федорчук. М., 2003. Кат. 15. С. 38-41; Хохлова И. Л.
Иконы Рыбинского музея. М., 2005. Кат. 6. С. 32-35; Иконы
Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 111. С. 488-489;
Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М.,
2008. С. 167-168.
Э. В. Шевченко
http://www.sedmitza.ru/text/679877.html
|