Главная


Архив новостей


Обновление: 
26 мая 2009 г.

 

 
Новости
 

Подвиг создателей славянской азбуки изменил судьбы людей и целых государств — Святейший Патриарх Кирилл

Празднование Всероссийских дней славянской письменности и культуры — это напоминание о необходимости возрождения исторических, культурных и духовных традиций, считает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«В свое время День славянской письменности и культуры стал первым церковно-государственным праздником в России. Случайно ли это? Как каждый из нас бережно хранит в памяти важные события своего прошлого, так и страна в целом, все общество должно сохранять память о судьбоносных вехах своей истории», — говорится в послании Святейшего Патриарха участникам празднования Дней славянской письменности и культуры в Саратове.

Предстоятель Русской Церкви, слова которого приводит пресс-служба Саратовской епархии, отметил, что в настоящее время «наш мир сузился», ведь благодаря современным техническим средствам можно за несколько часов попасть в любую точку земного шара, а информацию на любое расстояние передать за доли секунды.

«Но именно поэтому со временем только возрастает ценность апостольского подвига, благодаря которому изменялись и судьбы отдельных людей и целых государств», — сказано в послании.

Святейший Патриарх напомнил, что на протяжении многих веков российской истории государство и Церковь считали своим долгом действовать совместно в сферах образования и просвещения, «причем именно Церковь положила начало делу народного образования на нашей земле».

Интерфакс-Религия


В Сергиевом Посаде состоялось открытое первенство России по рукопашному бою среди православных военно-патриотических клубов

В нем приняли участие почти 40 команд - около 300 подростков с Камчатки, из Мордовии, Архангельской области и Краснодарского края, Коми, Башкирии и Ненецкого автономного округа, разных городов Центральной России, из Белоруссии и Приднестровья. Ветераны силовых структур, участники боевых действий, герои России вручили ребятам, занявшим призовые места, медали, грамоты и ценные подарки, а также специальные призы памяти сотрудников силовых структур, погибших при выполнении своего воинского долга.

Интерфакс-Религия


Материнство может быть даром любви супругу, а не формой бегства от неудовлетворенности браком, считают православные психологи

"Уход в материнство может быть бегством от супружества", - рассказал в ходе лекции в Москве священник Андрей Лоргус, психолог и антрополог.

По мнению священника, современным женщинам, воспитанным в системе ценностей "социалистического матриархата", следует вспомнить о мотивации героини известной пушкинской сказки: "Я б для батюшки-царя родила богатыря". В свою очередь психолог-консультант Ольга Красникова назвала "фактором риска" такие ситуации, когда женщина страстно желает родить ребенка "все равно от кого". "Когда мать узнает в ребенке черты отца и радуется этому, когда любуется им и не может наглядеться, ребенок будет расти счастливым", - подчеркнула психолог. "Лучший подарок, который отец может сделать ребенку, это любовь к его матери, а лучшее, что может подарить ребенку мать, это ее собственное счастье", - отметила психолог.

Интерфакс-Религия


Голливудский актер Том Хэнкс ценит свою принадлежность к Православной Церкви и намерен в том же духе воспитать четверых своих детей

"Я отдаю себе отчет, насколько важно и прекрасно иметь возможность ходить в церковь и размышлять над теми важными вопросами, которые задает тебе Православие, и над ответами, которые оно предлагает", - признался Т. Хэнкс. По его мнению, когда человек приходит к решению жениться и завести детей, "важно уже на этом этапе определиться с духовным наследием своей будущей семьи". "И греческое Православие - вот мое наследие. Я женился в той же самой церкви, где крестили мою жену. Мои дети крестились в той же купели, что и моя жена", - рассказал актер. Это, по словам Т. Хэнкса, делает его семью "частью большой вселенской Церкви". "Мы нечасто ходим в церковь, но если уж идем, то после обедаем вместе и обсуждаем то, что чувствуем", - добавил он.

Интерфакс-Религия


В России действуют около 80 крупных и тысячи мелких сект

В России насчитывается около 80 крупных и тысячи небольших сект, рассказал журналистам на пресс-конференции, посвященной итогам конференции "Тоталитарные секты и право человека на безопасное существование", которая прошла в Петербурге, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин.

"В России действует около 80 достаточно крупных сект, счет мелких сект идет на тысячи. Есть очень много сект, о которых мы ничего не знаем", - сказал Дворкин.

Он добавил, что о подобных мелких сектах становится известно лишь тогда, когда в связи с их деятельностью происходят серьезные инциденты наподобие того, что случился с сектой "закопанцев", которые в прошлом году спрятались в искусственной пещере в ожидании конца света.

По словам Дворкина, в секты могут входить сотни тысяч россиян. "Моя оценка - в России это число колеблется от 600 до 800 тысяч человек", - отметил он.

Дворкин не стал прямо отвечать на вопрос, какая из действующих в России сект является самой опасной. "Самая опасная - та, куда попадают наши близкие люди", - заметил он. При этом большая часть его выступления на пресс-конференции касалась секты "Церковь сайентологии".

Дворкин также не стал отвечать на вопрос журналистов, какие из российских политических организаций или политиков связаны с этой сектой. При этом он рассказал, что в последнее время сайентологи как в России, так и за рубежом изменили свою политику в сфере воздействия на общество и власть и теперь воздействуют не через известных политиков, а "проникают во власть при помощи их секретарей и помощников".

Дворкин также отметил необходимость более систематической борьбы с деятельностью сект, отметив при этом, что в России такая борьба со стороны властных структур ведется достаточно последовательно и многие политики понимают значимость проблемы.

"Необходимо создать четкий законодательный механизм, чтобы решать проблемы до того, как они возникают", - сказал также Дворкин, пояснив, что в России, как правило, борьба с сектами начинается после того, как они уже себя проявляют.

Седмица.Ru


Академик Валерий Филимонов: Человек, превращенный в биоробота, не сможет наследовать Царствие Божие

Вживление электронных устройств не сделает человека бессмертным, но станет искажением промысла Божия о нем, считает специалист в области биокибернетики и систем управления.

"Создание киборга, или биоробота, есть покушение на промысел Божий о человеке. Господь создал человека по образу и подобию Своему и при этом дал ему свободу воли, что очень важно. Но вот это существо не сможет выполнять самую главную функцию, которую мы определяем как цель нашей христианской жизни - стяжание Святаго Духа Божия и спасение души для жизни нетленной, вечной", - заявил в эфире радиостанции "Русская служба новостей" академик Петровской академии наук и искусств Валерий Филимонов.

По его словам, некоторые ученые в Соединенных Штатах уже "занимаются конкретно проблемой электронного бессмертия и проектируют существа, которые будут состоять практически из чипов, но иметь генетическую память того или иного человека, питаться от радиоактивных батарей, которые будут работать десятки лет, а их мускулы будут состоять из малогабаритных ядерных двигателей".

"Вот такое е-существо будет собираться из капелек крови, которые будут содержаться в генетических базах данных, не тратя время на детство, взросление и обучение, испытывая в виртуальном мире все наслаждения за долю секунды, бывший человек - е-существо - не будет нуждаться в сне, отдыхе, пище, экологически чистой среде", - отметил В.Филимонов.

По мнению специалиста в области биокибернетики и систем управления, "е-существо сможет менять свой облик, видеть сквозь стены, общаться на огромных расстояниях, переписывать мгновенно в свой мозг любые знания, перемещаться на любые расстояния, самостоятельно копировать себя, хранить свои копии отдельно, арендовать другое тело".

"Это виртуальное бессмертие, и это существо, прежде всего, не сможет совершить того, что может совершить человек в обычном земном теле, - при желании наследовать Царствие Божие. Это будет не человек, а насмешка, он потеряет смысл жизни", - убежден ученый.

Радонеж


Критики не приняли фильм "Антихрист" Представленный в Каннах фильм датского режиссера Ларса фон Триера

"Антихрист" был подвергнут обструкции. Зрители, среди которых было много профессиональных критиков и журналистов, сопровождали показ фильма едкими комментариями, ироничным смехом, громкими возгласами недоверия и свистом.

Живая реакция зрителей - не редкость на показах фильмов конкурсной программы, но в случае с "Антихристом" публика выражала свое недовольство активнее, чем обычно.

После окончания сеанса многие критики назвали фильм "вызывающим" и заявили, что не понимают, каким образом эта картина могла оказаться в числе претендентов на главную награду кинофестиваля.

Сам Ларс фон Триер назвал "Антихриста" самой важной работой в его жизни, являющейся своеобразным "лекарством от депрессии, которой он был подвержен два года назад".

Сюжет картины строится вокруг главных героев, которые теряют единственного ребенка и стремятся к уединению в доме, находящемся в глухом лесу. Фильм изобилует сексуальными сценами и сценами насилия. Многие критики назвали его "вызывающим". Высказывается мнение, что в основе картины лежит гностическая концепция о сотворении мира сатаной.

Напомним, что Ларс фон Триер в 2000 году получил главный приз Каннского кинофестиваля за фильм "Танцующая в темноте".

Радонеж


Кинорежиссер Павел Лунгин: "Батюшка сказал Мамонову: "Ты по профессии актер? Так иди и играй!"

На следующий день после каннской премьеры "Царя" к режиссеру Павлу Лунгину было не пробиться – иностранные телегруппы выстроились в бесконечную очередь. Но все-таки он нашел время ответить на вопросы обозревателя "Известий" Ларисы Юсиповой.

– Первый успех в Канне пришел к вам в 1990 году – фильм "Такси-блюз" получил приз "За лучшую режиссуру". С тех пор фестиваль изменился?

– Мне кажется, да. Тогда он был гораздо компактнее – люди переходили от столика к столику, от разговора к разговору. Сейчас он стал более гламурным, более официальным, делает основной упор на звезд или на скандал...

Но все-таки грех жаловаться на Канн. Он единственный, кто держит марку международного фестиваля, открывает имена, новый кинематограф – китайский, корейский...

– Американские дистрибьюторы дают советы, как надо снимать фильмы, чтобы они попали на Запад. Одна из рекомендаций – в картине не должно быть много национального колорита. Вы с этим согласны?

– Делая кино, поневоле сталкиваешься с особенностями национальной психологии. Именно поэтому я и не смог работать во Франции – не понимаю их культурных кодов. С другой стороны, если ты делаешь продукт, то он должен быть понятным и в Африке, и в Японии, и в России. Это как сосиски – они везде одинаковые, пусть и с небольшими различиями. Так что в смысле коммерческом они правы. А в смысле уникальности художественного произведения – думаю, что нет.

– К вам не подступиться: одна за другой идут иностранные съемочные группы. Это свидетельство серьезного успеха?

– Да, похоже, картина заинтересовала, хотя я действительно слабо представляю, что они там поняли. Видимо, будут писать, что Грозный был сумасшедшим, и объяснять все его поступки безумием. Не желая понять, что он заложил основы российского понимания власти, основы нашего общества и его личность до сих пор присутствует в нашей жизни.

– А личность митрополита Филиппа в нашей жизни присутствует?

– К сожалению, нет. Можно, конечно, сказать, что он первый русский диссидент, но это не совсем так. Он не сомневался в Божественном происхождении царской власти, но для него было очевидно, что мораль для царя и для подданных должна быть единой – и это христианская мораль. Ведь в чем мысль Грозного? Он говорит: "Да, как человек я грешен, но как царь я праведен". Еще один шаг, и окажется: для того чтобы быть праведным царем, необходимо быть грешным человеком.

– Вы известны как человек западной ориентации, интеллектуал. Между тем у вас в фильме дважды буквально экранизируется феномен чуда. Русским воеводам в битве помогает икона. Филипп силой молитвы освобождает себя от оков. Для вас это в буквальном смысле чудо или некий метафизический образ?

– У меня нет конечного ответа на этот вопрос. Я скептически отношусь к чудесам и верю в них одновременно. Я не требую никакого объяснения – ни религиозного, ни метафизического. Я просто знаю, что чудеса есть. То, что 200 русских журналистов приехали в Канн во время кризиса, – не чудо? Это же не имеет никакого материального объяснения.

– У вас в одной из ролей снимается Иван Охлобыстин, который, как известно, уже отец Иоанн. Для вас было важно это обстоятельство или вы его приглашали только как актера Охлобыстина?

– Конечно, как актера. Хотя я волновался, когда священнику предложил роль еретика. Но он актер, он не может не играть. И я думаю, что церковные власти это поняли и предоставили ему такую возможность.

– А Мамонов тоже спрашивал разрешение на роль у своего духовника?

– Наверное. Я в это, естественно, не вмешиваюсь. Он был в гораздо большей степени неофитом во время "Острова" и там очень волновался: а можно ли? Но у него такой простой деревенский батюшка. И он ему сказал: "Ты по профессии актер? Так не болтай – иди и играй! Плотник – плотничает, актер – играет".

– Помню, несколько лет назад мы встретились накануне премьеры "Бедных родственников" на "Кинотавре", и я вам сказала: "Ну что, Павел Семенович, опять сняли фильм про евреев?"А вы ответили: "А о чем я еще могу снимать? Бодров снимает про казахов, я – про евреев". С тех пор вы снимаете фильмы в основном о вопросах православной веры. Что случилось?

– Я стал жить в России более длительными периодами. Я практически сюда переехал. И я просто физиологически, кожей чувствую вопросы и потребности нашего общества. И пытаюсь как-то на них реагировать. Я начинал "Царя", когда про Ивана Грозного все забыли, а сейчас – посыпалось...

Общество снова повернулось в эту сторону. Объяснение легко найти. Это ужас – и перед нечестностью некоторых демократов, и перед собственной свободой, и перед беспределом в душе...

– О чем вы хотите снимать следующий фильм?

– Я бы сейчас снял фильм про мигрантов. Мне кажется, сегодня это самая глубокая проблема России – и религиозная, и нравственная...

– Вы довольны приемом в Канне?

– Доволен. Очевидно, пошла какая-то волна, какая-то энергия. Во всяком случае, не было ни одного западного журналиста, который не спросил бы: "Почему "Царь" не в основном конкурсе?"

– Отмечают ли западные журналисты уровень игры Янковского и Мамонова?

– Да! Они абсолютные мировые звезды.

http://www.religare.ru/2_65203.html  


Как реагировать на хамство 10-летнего ребенка? ( Отвечает прот. Дмитрий Смирнов)

- Я хотела Вас спросить, как реагировать на хамство 10-летнего ребенка?

- Самое главное не отвечать таким же хамством. Нужно дождаться такого момента, когда он будет способен что-то воспринимать. Сказать: ты знаешь, в таком тоне разговаривать со взрослыми неприлично. А, во-вторых, это меня обижает, разрушает наши отношения. Если отношения будут разрушены - тогда тебя ждет вот это, это, это. Ты мне будешь чужой человек. Поэтому надо учиться сдерживаться как взрослые люди. А если ты не сможешь этому научиться, вся твоя жизнь будет затруднена. Потому что с человеком, который таким тоном разговаривает и выражается такими словами, очень трудно поддерживать отношения.

- Я тяжело болею и очень мучаюсь. Знаю, что претерпевший до конца спасется. Но уже нет сил. Я прочитала в «Молитвослове», что нужно читать 83 псалом о скорейшем переселении в иной мир. Позволительно ли это?

- Псалом вполне можно читать, ничего в этом плохого нет. Но я знал одну женщину, которой было под 90 лет, и она мне говорила: отец Дмитрий, мне очень трудно жить в таком возрасте. Она была совершенно одна. Но ничего так скоро не дает Господь как терпение, если у Него попросить. Поэтому Вы молитесь Богу, чтобы Вам даровал терпение. Оно - начало христианского подвига. От долгого терпения рождается смирение, если человек стяжает смирение - к нему приходит благодать. А благодать может способствовать даже исцелению человека! Поэтому за терпение Господь может помочь. Отчаиваться не надо. И конечно, нужно помнить, что для болящих существует таинство елеосвящения. Обычно Великим постом мы все соборуемся, если Вы сможете в храм прийти. А так в любой день года можно вызвать священника на дом и таинство елеосвящения, соборование воспринять. Вы обязательно получите облегчение. Господь забирает человека из нашего мира не просто так. Он Сам знает, кому в какой день отойти на суд. И каждому подается определенная мера испытаний, необходимых для очищения. Поэтому доверьтесь Богу, молитесь ему. Тот, который вам попустил болезнь, поможет Вам и перенести ее.

- В прошлом году после соборования наповал заболела. И вот болею целый год с перерывом в неделю. Что делать?

- Это случай редкий. Я первый раз с таким сталкиваюсь. Обычно после соборования наступает облегчение или выздоравливает человек. Ну что ж значит так Богу угодно, значит надо терпеть. Но, надеюсь, Вас кто-то лечит, потому что и врачи, и те изобретения медицины - это тоже от Бога. То есть, нужна, во-первых, помощь благодати Божьей, во-вторых, не надо чураться медикаментов и врачей. К сожалению, у многих людей наблюдается недоверие к медицине и поэтому они пытаются терпеть, говорят: само пройдет. И запускают болезнь до того, что человек погибает. Поэтому, нужно обязательно понять, что у вас происходит. Надо пройти серьезное обследование. Раз уж целый год болеете с температурой, надо этот вопрос решать, иначе это будет неправильно. В некотором смысле даже грешно. Будьте внимательны к своему телу, оно - соучастник нашего спасения.

- Как правильно отдавать десятину? Опустить в ящичек в храме, либо на эту сумму купить свечек, написать записочки о здравии, бедным помочь?

- Очень много всяких возможностей, и три из них Вы перечислили. Все правильно. У нас два крыла, возносящих к Богу - пост и молитва. Как правильно поститься, мы поговорили. Нужно еще чтобы и наше сердце было размягчено милостыней. Оказывать милость человеку ли, монастырю, храму, болящему, нищему, нуждающемуся родственнику, любую помощь - особенно изобретать не надо. Потому, что если оглянемся вокруг, всегда такая возможность найдется.

- У меня пьет брат, жена настаивает на кодировании, а я была против. А сейчас он не работает, звонит мне: когда ты приедешь? я согласен кодироваться. А батюшки против этого, не благословляют. И я переживаю.

- А какие батюшки? Я, например, не против и благословляю. Пьянство - смертный грех. Пьяница Царство Божье не наследует. Кодирование - разрешенная Минздравом методика. Ничего в ней противоречащего христианству нет. Я бы мог и подробно рассказать, в чем она состоит, но для больных алкоголизмом читать, что я скажу, не совсем полезно. Там есть такие вещи, которые им знать не надо. Боязнь кодирования есть просто суеверие. Некоторые батюшки у нас этими суевериями заражены. Я сам лично знал одного священника, который верил во всякую астрологическую ахинею, там Весы, Близнецы, Рыбы. Он, правда, в семинарии не учился, а до всего дошел самоучкой. Другого знал батюшку, который кончил семинарию, но он через порог не здоровался - это говорит примета плохая. Он старше меня был, я не стал с ним спорить, что мол, что же вы гражданин священник сеете собачью чушь? Боязнь кодирования из этой же серии. Люди не понимают, не знают, а огульно это отрицают. Значит, пусть лучше пьет, да? Но даже если он закодируется, какое-то время не будет пить, он же на это время дольше проживет! Поэтому, если человек согласен, то и очень хорошо.

Я знаю одного человека. Он закодировался, 10 лет не пьет. Так он на человека стал похож, а то вообще под забором лежал. Поэтому, если за это взяться, и супруга будет ему помогать, я думаю, что есть надежда на спасение. А если он у Вас погибнет от пьянства, то Вы будете отвечать перед Богом. Потому что он хотел вылечиться, а Вы ему препятствовали. Это очень небезопасно для Вашей души. Он же не к колдунам обращается!

- Как Вы относитесь к подвигам героев Великой Отечественной войны: Матросова, Талалихина, Гастелло?

- Очень положительно. И утром и вечером мы молимся о воинстве. Когда воин совершает подвиг, мы говорим, что нет выше той любви, когда кто душу свою полагает за други своя.

Я понимаю, чем вызван Ваш вопрос. Чисто фарисейским чувством. Есть такая инструкция, что самоубийцу нельзя отпевать, и т.д. Вы же понимаете, для чего существует такая норма в церковном каноническом праве - чтобы остановить самоубийцу. Но современному самоубийце начхать на все каноны! Поэтому он прыгает с моста, травится, вешается и т.д. Сейчас этим никого не остановишь. Поэтому главное - мотив. Мотивом Николая Гастелло и Александра Матросова была победа над врагом, защита своего Отечества, а не самоубийство. Церковь не судит формально, это Вам не ЖЭК и не собес - такая-то нужна справка, еще такая-то. У Гастелло подбили самолет, он падал. Он мог бы попытаться спасти свою жизнь, прыгнуть с парашютом, попасть к немцам в плен, там что-то им рассказать, и остаться в живых. Ну, если б не вернулся потом в СССР - может, в Америку уехал. Потому что тех, кто возвращался, гноили тут в лагерях. Но он этого не сделал, а направил горящий самолет на немецкую колонну, и тем нанес еще и ущерб врагу. Что мотивом было, самоубийство? Молодой парень хотел жить. Он это сделал, исполняя свой офицерский долг. И нужно совершенно не видеть смысла в его поступках, чтобы считать его самоубийцей! Церковь восхищается мужеством таких людей. Мужество - это настоящее христианское дело.

- В послании апостола Павла к евреям в 11 главе непонятное место. Там апостол говорит, что Моисей отказался называться сыном дочери фараоновой, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища. Что такое поношение Христово?

- Апостол хочет, чтобы все поняли: лучше страдать с народом Божьим, нежели иметь временное греховное наслаждение. И дальше о поношении Христовом. Почему? Потому, что в этом Моисей уподобился Христу. Как Христос, он принял поношение и смерть от своего народа, хотя мог бы избежать этого. Но он предпочел умереть за свой народ. Апостол Павел уподобляет подвиг Моисея подвигу Христа. И действительно, Моисей - и так экзегеты усматривают - он есть прообраз Христа. Потому что, если Вы почитаете Ветхий завет, увидите, что народ не понимал Моисея. Они не слушали, что он им говорит. Они ему не верили, всячески противились. То же самое было и со Христом. Его даже объявляли сыном Вельзевула, говорили, что Он бесноватый, нарушает закон Божий, хулитель Бога. Вот это и есть поношение Христово.

- Я недавно задала вопрос одному эмигранту в третьем поколении, у которого дед был белый генерал, почему же они, Белая гвардия, не боролись до конца? Почему «слиняли»? Они же давали клятву царю и Отечеству! И как их считать эмигрантами? Это штатские эмигранты. А военные - это эмигранты или дезертиры? И еще один вопрос. Русская Зарубежная Церковь прославила мучеников, которые пострадали на территории России. Имели ли право прославлять их?

- Тут дело же не в праве! Право - это дело условное. Ничего худого в том, что они прославили, нет. Здесь, при советском режиме это трудно было сделать. Я помню, как меня вызывали в исполком и спрашивали: о чем Вы беседуете с народом? Я говорю: это у нас исповедь. А в ответ: Вы знаете, вообще-то мы Вам не рекомендуем! Казалось бы, какое дело райисполкому о том, кто, когда о чем беседует? А если б это было еще чуть пораньше, могли бы и в тюрьму посадить. Их же была власть.

Теперь по поводу тех, кто слинял. Вот мой дедушка не слинял. Почему? Денег не было. И поэтому он попал на Лубянку, где его били целый год. Мама моя, ей было тогда 15 лет, пошла узнавать у адвокатов, юристов. Они говорят - не волнуйтесь, расстрел обеспечен. Но вот все-таки началась война, слава Богу, и он пришел домой. Инвалидом. Мать говорит, был весь опухший. Он рассказывал, что его били целый год, заставляли признаться, что состоял в какой-то белогвардейской организации. Из-за войны, так как там чистили, кого в расход, а кого на волю, его отпустили. Вот так ему и повезло. Он не мог слинять, как Вы изволили выразиться, и не мог бороться. Потому что остался инвалидом.

Понимаете, бывают ситуации, когда сопротивляться нет возможности. Нам сейчас с вами хорошо за столом сидеть, обсуждать: а чего же они там не сопротивлялись? Сопротивлялись, сколько кто мог. А уж кто родился за границей, в третьем поколении, какой же он эмигрант? Нет, он уже просто житель той страны. Эмигрант - это тот, кто эмигрировал. Но эти люди не эмигрировали. У них не было выбора. Либо погибать - конечно, бывало так, что люди погибали бессмысленно. Но все-таки человеку дан разум, чтобы этого не делать. И благодаря этой эмиграции, которая все-таки частично состоялась, было принесено много пользы. Очень многие там женились. Некоторые потом вернулись.

Вот был такой выдающийся священник, отец Всеволод Шпиллер, много лет служил настоятелем в Николо-Кузнецком храме. Он был белым офицером, эмигрировал, оказался в Турции, вот в этом в Галлипольском сидении. Потом приехал в Болгарию, стал послушником в монастыре, потом принял священный сан и вернулся в Россию. А здесь такой приход основал, создал замечательную духовную школу, четверть века тому назад был самым известным проповедником. Живы многие люди, которые его помнят. Изданы его проповеди, магнитофонные записи. Ну, он мог бы погибнуть. Взял бы шашку и пошел. Его тут же подстрелили бы или посадили. И что? А так, сколько человек пользы принес!

Армия, которая смогла отступить, отступила в боевом порядке. Создали лагерь на территории Турции, долго ждали, вели всякие переговоры и с Францией, и с Англией. Но их разоружили и не дали им возможности сохраниться как воинскому подразделению. В чем их вина?

Может быть, кто-то из Ваших предков пострадал от Белой армии? И поэтому у Вас такое сложилось впечатление. Но на самом деле это такие же русские люди, и потом, верность присяге –это хорошая вещь. Но вот кто-то же присягал Советскому Союзу, а Советского Союза-то теперь нет! Уже присяга, извините, не действует. После того, как император отрекся от престола, он перестал быть таковым. Присяга дается императору, поэтому они действовали по совести, а не по закону. Тут присяга уже ни при чем. В первом случае государства не стало. Во втором случае не стало императора, не стало Российской империи. То есть, если кто и воевал против красных, то по своим личным убеждениям. А некоторые по своему личному убеждению пошли на службу в Красную армию, там было много военных специалистов, и даже с дворянскими фамилиями.

Люди делали выбор, каждый по- своему думал. Но я не знаю, кто за собственную шкуру, может быть, старался, а кто-то и действительно считал, что будущее России - в большевистской революции. Такие тоже были. То, что было в России, тот строй был неприемлем для них. И они совершенно искренне хотели, чтобы все это перевернулось. Просто не знали, что из этого выйдет. Большинство из них потом большевики все равно расстреляли. Но до 30-х годов многие послужили в Красной армии. Так что насчет «слиняли», не дай Бог, чтобы Вам лично и кому-то из Ваших детей и внуков пришлось бы в такой ситуации куда-то линять. Есть такое русское выражение "врагу не пожелаешь". Поэтому и Вам, и Вашим деткам и внукам ни в коем случае не желаю.

- Если у меня сложная ситуация в жизни, допустим, операция предстоит. Я не знаю решаться или нет. Могу ли я бросить жребий?

- Жребий можно бросать. Но когда равновеликий выбор. Ну, вот жена говорит, поехали на Кипр, а я хочу в Турцию. Давай жребий кинем. Или как назвать дочку: Маней или Катей?

А бывают сложные обстоятельства, например, когда выбирали патриарха Тихона. Бомбят Кремль, процедура выборов может на три тура растянуться. Есть три абсолютно близких кандидата. Достойнейшие из людей. Причем за Антония Храповицкого даже больше голосов было. Но решили жребием. Вы об этой операции все узнайте, поговорите с одним врачом, с другим. Потом операции сейчас под наркозом делают, бояться не надо. Нужно обязательно доверять врачам. Хотя, конечно, врачи бывают разные. Бывают халтурщики. Бывают врачи алчные, то есть их главная задача - не вылечить больного, но получить с него деньги. Но Вы знаете, практически не бывает врачей, которые сознательно делают вред. Поэтому, если врачи говорят, что нужна операция, скорее всего так и нужно. Нужно иметь доверие к его специальности. Ситуация может придти в такую критическую точку, когда все равно ее нужно будет делать. Но всегда лучше пораньше. И переносить операцию, когда человек помоложе на год, на другой, легче. Поэтому будьте, мне кажется, спокойны.

- У меня такой вопрос. Он касается истязания плоти христианскими мучениками. Я этого понять не могу, когда люди носят вериги, сидят на столпе, занимаются самобичеванием. Говорят, что тело - это храм души. Его нам дал Господь, тогда зачем же его истязать? Чем истязать свое тело, может быть, лучше помочь ближнему? Я не очень понимаю такие подвиги, как у Симеона Столпника. Объясните, пожалуйста, в чем я не права.

- Да, Вы ни в чем не правы. Просто Вы исходите из самочувствия современного разнеженного человека, у которого дома мягкая мебель, который редко читает, а в основном смотрит телевизор. Который любит вкусно покушать, в церковь ходит не пешком, а ездит на метро или на автомобиле (а в автомобиле еще и подогреваемое сиденье!) Вы хотите примерить на себя одежду людей, которые жили полторы тысячи лет тому назад. Но и, конечно, у Вас ничего не получится. Вот Вы хотя бы сядьте верхом на лошадку и проедьте сто метров. И во что Вы превратитесь?

Это были совсем другие люди. У них было другое восприятие Евангелия. Ну, вот взять хотя бы Куликовскую битву. С утра до вечера люди рубились. Но Вы просто на себя кольчугу наденьте и до обеда в ней походите, в магазин там, туда сюда, полы в ней помойте. Я уж не говорю, чтобы поднять двуручный меч, и попробовать им взмахнуть. Те люди, о которых Вы помянули, и Симеон Столпник - это были титаны. Завтра память величайшего из гениев русских, который был просветителем Японии - Николай Касаткин. Вот только мысленно представьте. Из Санкт-Петербурга на лошадях, а потом на кораблике доехать до Японии!

Или Ярослав Мудрый, к примеру, сел на лошадку в Киеве, поехал, и потом основал город Ярославль. Ну-ка, попробуйте от Киева на лошадке верхом проехать! Я уж не говорю, чтобы в трубы трубить, с лихими людьми по дороге воевать. Это совершенно невозможно для того изнеженного современного человека, который, мало на что способен в физическом плане. Наши же предки колонизовали Россию, шестую часть суши, верхом на лошадях, в нечеловеческих условиях, больше половины территории - вечная мерзлота.

В те времена у людей, чтобы добыть себе пропитание, было два способа. Либо с утра до вечера проливать пот, либо все время воевать. Воевали, поскольку каждая война носила грабительский характер, добывали себе рабов, добывали металлы, ткани, земли и так далее. Или тяжелый, тяжелейший физический труд.

Поэтому чтобы смирять свое тело, сказано древними: томи томящего тебя. Они и ели, и жили меньше, редко кто из них доживал до преклонного возраста. Вот, про древних читаешь: ест сухой хлеб и пьет воду - целый год. Попробуй на хлебе, на воде посиди недельку! Уже не можем. Поэтому, конечно, для патриарха Никона, у которого одно облачение было пуд весом, носить на себе вериги - это было одно, а для современного юноши, который сгибается под тяжестью автомата, это другое. Эти подвиги - мы о них, как в былинных сказках читаем, что Илья Муромец махнул улицей, отмахнулся переулочком. Это - богатыри не мы, как великий поэт сказал. Поэтому Вы воспринимаете из 21-го века, как что-то такое странное, потому что зачем в магазин ходить? Четыре клавиши нажал на компьютере - смотришь, уже несут. В удобное для Вас время, понимаете. Это же не то, что взять лук, колчан, пойти в лес, убить какую-то птицу, потом ее всю ощипать, потом опалить, потом приготовить, потом быстро съесть. Только съел, смотришь, опять есть хочется. Понимаете? Совсем была другая жизнь.

- Сейчас идет 7500 какой-то год с сотворения мира. А находят на раскопках предметы, которым миллионы лет.

- Находят. Вот кому-то повезло! Дело в том, что эту дату устанавливали, исходя из тех цифр, которые существуют в Библии. Но Библия - это не учебник по геологии и палеонтологии. Поэтому тот, кто давал эту дату, ошибся. Он не знал ни про радиоуглеродный анализ, не про другие вещи. Вот и все.

- Я хотел бы спросить о значении и влиянии духовного отца в жизни, в спасении души. Без духовного отца сложно спасти душу, особенно в нынешнее время.

- Это зависит от того, кого выбрать. Духовный отец может помочь, а может и погубить. Нужно обязательно избирать человека, во-первых, начитанного, а во-вторых, сведущего. А в-третьих, того, кто действительно будет Вас любить. Относиться к Вам как к родному сыну. Не будет советовать Вам того, чтобы он не посоветовал своему родному сыну. Потом еще вот какая проблема. У нас крещеных людей в стране 100 миллионов человек. А священников православных у нас, русских, во всем мире чуть меньше 30 тысяч. Поэтому если 100 миллионов поделить на 30 тысяч, Вы сразу поймете, что не каждый человек может себе позволить иметь духовника. Это уж если очень повезет. Поэтому, если Вам в жизни Бог даст такое, то благодарите Бога. Когда я в институте учился, у нас был педагог Иван Иванович Ястребов. Он говорил: умный и у дурака сможет научиться. А дурак и у умного ничего не возьмет. Поэтому тут очень многое зависит от Вас. Это вопрос тонкий. Как с усыновлением детей - то ли получится, то ли назад в детдом сдадут. Думаю, если будете молиться Богу, Господь, желающий нам всем добра, обязательно Вам даст такое счастье.

- У меня есть книга игумена Евмения (Перистого) о воспитании детей. Она мне понравилась, и я решил подарить такую же друзьям. Пошел в магазин Сретенского монастыря - а мне сказали, что все книги этого автора изъяты. Причину мне не смогли назвать, потому что не знали. Вы можете прокомментировать?

- С отцом Евмением я знаком. И те методы привлечения людей в церковь я лично изучал, и мне они не подошли. В нашем Синодальном отделе была мысль употребить эти методики в тюрьмах. Но они мне не понравились. Думаю, что в этой книге тоже что-то от этого духа содержится. Поэтому Сретенский монастырь решил изъять.

- У меня вопрос о службе в армии. Сына поставили на предварительный учет в 16 лет. И такая ситуация, что он может пойти служить в армию, а может не пойти по состоянию здоровья. Парень сам, в общем-то, не против. Он говорит, что пошел бы на флот, послужил. А мы, родители, естественно, боимся. Как к этой службе в армии относиться правильно? И существуют ли православные части?

- Православных частей нет. И по закону они не положены. Есть только части, где определенное количество ребят православные. Как это сложилось? Брали туда семинаристов, и возникла традиция. Если парень православный и имеет рекомендацию от священника, это другое дело, потому, что перед армией многие вдруг становятся православными. Это мы выявляем в два касания. Не проходит. Мы можем, наш военный церковный отдел, оказать такую помощь, если будет рекомендация духовника, который засвидетельствует, что юноша действительно православный, а не просто "косит" под православного.

Как относиться к службе в армии? Сложнейшая вещь. Вот, Вы говорите, дети в армии. Знаете, детей в армию не берут. В армию берут здоровых 18-летних мужиков. И только семья виновата, что он в 18 лет еще ребенок. Вот в чем дело. И такая инфантильность - это плоды современного воспитания. И еще однодетности. Мальчик один в семье. Он все получает, что хочет, ориентируют его не на служение, а совсем на другие вещи. У него глаза и уши есть, он смотрит и слушает телевизор. А по телевизору, и по радио армию усердно и долго ругали. О каждом эпизоде в армии трубят многие средства массовой информации. Хотя, если взять армию в целом и все-все безобразия, которые там происходят, и сравнить с теми безобразиями, которые происходят на улице, то в армии царит образцовый, кристально чистый порядок. Потому что если взять количество уголовных преступлений в армии, убийств, самоубийств, то на свободе всего этого происходит гораздо больше. Я уже не говорю об автомобильных авариях, пьяных за рулем, и прочее. В армии у нас, относительно, конечно, порядок. Другое дело, что современный юноша мало к армии приспособлен. Но с 16 до 18 лет можно ему помочь. Пусть идет в спортивную секцию, укрепляет мускулатуру, здоровьем занимается. Тогда он это благополучно переживет.




Яндекс.Метрика

На главную страницу