IV Всеправославное совещание -
победа канонической правды
Не успели еще просохнуть чернила на
решениях IV Всеправославного предсоборного совещания,
проходившего в швейцарском Шамбези с 6 по 12 июня с.г., как
дружный хор либеральных журналистов и раскольников принялся
на все лады перетолковывать, искажать и замутнять смысл этих
решений. С нескрываемой радостью и беспримерным цинизмом
заказные писаки пытаются внушить неискушенному читателю
главную мысль - церковная дипломатия Московской Патриархии
потерпела сокрушительное поражение со стороны
Константинополя. Что же произошло на самом деле?
Заранее
было известно, что совещание в Шамбези будет посвящено одной
из самых болезненных внутриправославных тем - диаспоре.
Вопрос диаспоры является не проблемой противостояния
Московского и Константинопольского Патриархатов за контроль
над приходами православного рассеяния, как это иногда
превратно толкуется. Вопрос диаспоры - это проблема
противостояния двух экклезиологий (учений о Церкви): с одной
стороны - традиционной православной, согласно которой
приходы и епархии в любом регионе мира пребывают в
каноническом единстве с основавшей их Поместной Церковью, а
клир этих приходов и епархий находится в каноническом
подчинении священноначалию Церкви-Матери (позиция
Московского Патриархата); с другой стороны -
узурпаторско-папистской экклезиологии, суть которой состоит
в претензии Константинопольских патриархов на власть над
всеми приходами православной диаспоры, независимо от того,
какой Поместной Церковью основаны эти приходы, - такая
экклезиология основывается на утвердившемся среди
константинопольских канонистов лишь в XX веке ложном,
несвятоотеческом толковании 28 правила IV Вселенского собора
(понятно, что эту точку зрения отстаивают официальные
представители Константинопольского Патриархата).
Перед отъездом в Шамбези глава делегации Русской
Православной Церкви председатель ОВЦС МП архиепископ
Волоколамский Иларион недвусмысленно демонстрировал твердую
решимость отстаивать в ходе очередного Всеправославного
совещания православное учение о Церкви. То, что его слова не
разошлись с действиями, очевидно явствует из текста
Официального сообщения IV Всеправославного предсоборного
совещания. В этом тексте особенно заслуживают внимания:
а) отсутствие упоминания о какой-либо особой власти или
полномочиях Константинопольского патриарха в Церкви вообще и
в диаспоре в частности
б) собрания канонических епископов различных Поместных
Церквей в тех или иных регионах мира под председательством
епископов Константинопольской Церкви (как первой по диптиху)
или, при отсутствии таковых, следующих по диптиху Церквей,
наделены лишь совещательной функцией - "выявление и
укрепление единства Православной Церкви, общее пастырское
служение православным жителям региона и их совместное
свидетельство внешнему миру". В документе нет ни слова о
какой-либо власти указанных совещаний над епископами и
епархиями каждой отдельной Поместной Церкви
в) важнейшим пунктом Официального сообщения IV
Всеправославного совещания является следующий: "Решения в
епископском собрании будут приниматься на основе консенсуса
Церквей, епископы которых представлены в нем", - т. е. даже
не на основе консенсуса епископов - членов собрания, а на
основе консенсуса Церквей. А это значит, что без согласия
священноначалия Русской или любой другой Православной
Церкви, представленной в собрании, последнее не сможет
принять абсолютно никакого решения! И без того весьма
эфемерные и обтекаемые полномочия диаспорального
епископского собрания строго ограничены консенсусом.
Обязательный консенсус всех Церквей, епископы которых
представлены в собрании, то есть блокирующий голос пусть
даже самого незначительного по числу епархий региона - вот
что наносит сокрушительный удар по любым папистским
притязаниям и нарочито подчеркивает формальный характер
константинопольского председательства.
Ох уж это председательство! Как за спасительную соломинку
ухватились за него недоброжелатели Русской Православной
Церкви, пытаясь оболгать решения IV Всеправославного
совещания и лишить нашу делегацию заслуженной похвалы за
блестящее утверждение канонической правды и православной
экклезиологии не где-нибудь, а в европейском оплоте
восточного папизма - Шамбези. Нам пытаются навязать
абсурдную точку зрения, что, дескать, согласие на
председательство представителей Константинопольского
Патриархата на собраниях епископов диаспоры означает
признание власти Константинополя над диаспорой. Здесь
совершенно неприкрытая ложь и очевидный расчет на незнание
посетителями определенного рода сайтов как православной
экклезиологии вообще, так и официальной позиции Русской
Православной Церкви по современным каноническим проблемам.
Ведь, во-первых, как это уже подчеркивалось выше, никакими
властными полномочиями собрания диаспоральных епископов не
наделены. Наоборот, обязательный консенсус Церквей при
принятии решений подобными собраниями напрочь уничтожает
всякую мысль о каких-либо особых властных полномочиях одной
Церкви над другими.
Во-вторых, председательство представителям Константинополя
предоставлено не в силу каких-либо особых полномочий этого
Патриархата над диаспорой, а (и чрезвычайно важно, что это
особо оговорено) "согласно порядку Диптихов Церквей". В
продолжение этого - очень значимо и то, что в случае
отсутствия первых епископов Константинопольского Патриархата
председательство, согласно порядку Диптихов Церквей,
переходит к первым епископам следующих Церквей. Почему это
столь важно? Да потому, что если бы председательство было
предоставлено константинопольским представителям в силу их
особой власти над православной диаспорой, то никакой диптих
не дал бы права представителям, скажем, Русской или
Румынской Церквей председательствовать в собрании, в котором
облеченный властью глава совсем иной, а они - лишь
подчиненные. Если бы и смогли они председательствовать, то
не "в порядке Диптихов", а в силу полномочий, временно
переданных им епископом Константинопольского Патриархата, и
то при условии, что последний сам согласится передать
принадлежащие по праву только ему полномочия. И тени
подобной папистской концепции не находим мы в
рассматриваемом документе.
В-третьих, Русская Православная Церковь никогда и не думала
отрицать первенство чести, согласно диптиху Православных
Церквей принадлежащее на сегодняшний день
Константинопольскому Патриархату. По диптиху происходит и
поминовение за богослужением, и предстоятельство во время
богослужения, как правило, и председательство на
межправославных собраниях. Так было в эпоху Вселенских
Соборов, так есть и сегодня. В своих выступлениях
официальные представители Русской Православной Церкви
многократно и решительно выступали против еретического
"первенства власти" и, наоборот, всячески подчеркивали
уважение к первенству чести во Вселенской Церкви, выражением
которого и является председательство первых епископов
Константинопольского Патриархата на собраниях епископов
различных регионов православного рассеяния. Поэтому
недоброжелатели, пытающиеся втянуть наших канонистов в
бесплодную дискуссию по вопросу данного "председательства",
на самом деле пытаются выставить нас противниками того,
против чего мы никогда не выступали - первенства чести. И,
таким образом, заставить оправдываться, что-то доказывать,
фактически ведя войну с "ветряными мельницами".
В завершение необходимо отметить, что убедительный успех
делегации РПЦ на IV Всеправославном совещании является не
"победой" "интересов" Церкви Русской над "интересами" Церкви
Константинопольской, но утверждением канонической правды в
интересах всех без исключения Православных Поместных
Церквей. Ведь и истинным, сущностным, а не наносным
интересом древней Константинопольской Православной Церкви
должно стать следование неповрежденному православному
догматическому и каноническому учению, нерушимой церковной
Традиции.
Протоиерей Андрей НОВИКОВ,
член синодальной Богословской комиссии Русской Православной
Церкви, член рабочей группы по подготовке позиции
Московского Патриархата по вопросу о примате во Вселенской
Церкви - специально для портала "Интерфакс-Религия"
http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=335 |