Д.А.Королева. Образ православной Руси в лирике
Константина Кинчева.
Свет звезды пылит по дорогам,
На душе покой да тихая грусть.
Испокон веков граничит с Богом
Моя светлая Русь.
("Инок, Воин и Шут")
В современной музыкальной индустрии довольно редко можно встретить
произведения, где глубина и мелодичность тем соответствовала бы многообразию и
смысловому наполнению лирики. Проблема обычно заключается в том, что, если
убрать музыкальное сопровождение, тексты теряют всякий смысл и превращаются в
набор слов.
В настоящее время только барды и некоторые рок-музыканты могут похвастаться
самодостаточными текстами, которые даже без музыки остаются полноценными
стихотворными произведениями. К таким рок-поэтам, помимо Константина Кинчева,
можно отнести Юрия Шевчука, Дмитрия Ревякина, Александра Башлачева, Виктора Цоя
и некоторых других. Творчество каждого из этих авторов самобытно, лишено
подражания и раскрывает вечные темы по-разному; каждый исходит из своего
мировоззрения и поэтического видения мира.
Лирика Константина Кинчева значительно отличается от современной ему
рок-поэзии. При всем разнообразии его творчества, начиная с 1985 года, оно
характеризуется неким единством, создает определенную картину мира и человека в
нем. Человек (лирический герой) у Кинчева -сильная, противоречивая личность,
ищущая в этом мире Истины, Правды, Свободы; это личность духовная, верующая,
несущая в себе Бога. В то же время герой противостоит окружающей социальной
системе, власти, бездуховности, выступает за свободу выбора, призывает выше
поднять головы и бороться против зла и агрессии, против несправедливости и
морального угнетения. Песни, призывающие не смиряться с существующим укладом
жизни, наполнены болью и переживанием за судьбу родины, за судьбу своего
поколения.
Мировоззренческая эволюция Кинчева - это эволюция целого поколения. Он
действительно имел право в самом начале сказать: "Мое поколение", поскольку его
путь вместе с ним и помимо него проделали очень многие. Содержание этого пути
вкратце можно описать следующим образом: от вполне нормального, условно "советского"
человека через конфликт и отрицание всего советского - к крайнему анархизму и
индивидуализму и затем через крещение и воцерковление - к новому открытию
духовного и социально-политического, к активной гражданской позиции [1].
Посещение Иерусалима в 1992 году явилось поворотным моментом в жизни
Константина Кинчева: после этой поездки он принял Крещение. С 1995 года группа "Алиса"
принимает участие в благотворительных концертах: "Музыканты - храму Христа
Спасителя" (Москва, 1995); "Хвалите имя Господне", посвященном началу
празднования 2000-летия Рождества Христова (Москва, 1999); "Рок к небу" (Санкт-Петербург,
2003) и др. Вышедшие в это время альбомы "Солнцеворот" (февраль 2000 г.). "Сейчас
позднее, чем ты думаешь" (октябрь 2003 г.) сформулировали обновленную
мировоззренческую позицию группы "Алиса".
Эти альбомы, особенно второй, наполнены любовью к Богу, к России, и
одновременно болью за неё. Однако в современном мире, как это ни прискорбно,
говорить о духовности и вере зачастую невыгодно, ведь гораздо легче управлять
толпой со "стадной" психологией, чем мыслящими людьми. Об этом Кинчев говорит в
песне "Сумерки": "Купола в России кроют корытами, / Чтобы реже вспоминалось о
Нем". Лирика Кинчева отражала идеологическую направленность и активную духовную
позицию "Алисы", из-за чего ни одна песня с этих альбомов не прозвучала в радио-
и телеэфире, дабы основная масса потребительского общества не узнала о них. "Алисе"
был объявлен радиобойкот.
Если своим ранним творчеством "Алиса" призывала к борьбе, то в более поздний
период (с 1999 г.) в творчестве Кинчева наблюдается отход от социальной тематики
и линии протеста, ориентация на вечные темы, которые присутствовали и раньше, но
проявлялись в меньшей степени. В то же время усиливается лирическое начало
поэзии.
Центральной в лирике Кинчева становится тема любви к России, глубокой
привязанности и преданности, которая сочетается с болью и переживанием за родину.
Особенно ярко это проявляется в творчестве последних лет (начиная с 1999 года):
На моей земле, видно, так повелось:
Все не слава Богу, все не так, как у всех.
То ночами маемся, то засветло пьем.
Стороной взглянуть - и смех, и грех.
("Мама")
Лирический герой, таким образом, максимально приближен к автору. Для него
родина - не бюрократическое Советское государство и не Российская Федерация
нового времени. Родина-мать - это родная земля, Русь духовная, светлая, могучая,
со своим собственным, исстари заведенным мудрым укладом жизни, который
нарушается в наше время. Кинчев говорит: "Я родился и рос всегда с чувством
Родины, безмерной любви к ней. Получается довольно высокопарный слог, но это
действительно так. Я полностью принадлежу корням, ощущаю связь со своей землей и
никакой другой земли мне не надо. Какой должна быть Россия - не знаю... В песне
"Мама" у меня об этом строчки: "Мы ж младенцы все у нее на груди, сосунки, щенки
- нам ли мамку спасать..." [1 ].
В песне "Родина" родная земля вполне конкретна и одушевлена - к ней
обращается герой с рефреном: "Научи меня, Родина моя". Чему может научить Родина?
Во-первых, "крест не уронить, гнуться, но держать, а коли уронил, так суметь
поднять". Во-вторых, "правдой дорожить, лжи не потакать, дальних не судить,
ближним помогать", Но для чего учиться у Родины? На это отвечает ключевая
строка-рефрен: "Там где кончается мир, начинается свет". То есть Родина научает
в этом мире любви, которая ведет человека не только в земной жизни, но и когда
он выходит за пределы мира и возвращается к свету, которым был когда-то создан.
Тем самым земное отечество оказывается образом Отечества Небесного. Русь для
Кинчева - Богом избранная земля, поэтому на ее долю выпали тяжелейшие испытания:
Сколько раздоров да смут
Ведала родина-мать -
Как нас хотели согнуть,
Как нас пытались сломать...
("Инок, Воин и Шут")
Но поэт верит в огромный внутренний потенциал России, в ее силу, в то, что
она поднимется с колен и вернется на свой собственный, ни на какой другой не
похожий, верный путь:
Нас точит семя орды,
Нас гнет ярмо басурман,
Но в наших венах кипит
Небо славян.
И от Чудских берегов
До ледяной Колымы -
Все это наша земля.
Все это — мы!
("Небо славян")
В этих строчках герой выступает не только от своего имени, но от имени всего
народа: от личностного, рефлектирующего "я" - к общему, единому, соборному "мы".
В этом прослеживается традиция русской поэзии начала XX века и поэзии времени
Великой отечественной войны (А. Ахматова, Б. Пастернак). Герой ощущает свою
связь не только с поколением, но со всем народом, с самим ходом истории (обращается
к Древней Руси, повествует о древнерусских воинах).
Тема России раскрывается также в образах русской природы - северной, дремучей,
сильной и могучей, но вместе с тем необыкновенно чуткой, красивой, загадочной:
Как плескалось небо в лесном ручье,
Знают валуны да речной песок.
Как собрали солнце в одном луче
Зеркала озер пылью трех дорог...
("Северная быль")
Если говорить литературным языком. Кинчев использует прием олицетворения:
природа оживает, одухотворяется, наделяется человеческими качествами. Взгляду
лирического героя доступна тайная жизнь природы. Каждый ее элемент имеет свои
качества, свой характер: луна лукавая, валун седой, заря чуткая. Известно, что
обожествление и очеловечение природы относится, скорее, к языческому
мировоззрению. "Но человек тем и хорош, - объясняет Кинчев, - что он находится в
поиске, и если говорить о язычестве как о ступени к постижению Господа и верного
пути - это замечательный путь. Потому что он наиболее корневой для русского
человека - через язычество к христианству" [ 1 ]. Природа как бы ворожит,
колдует, оберегая родную землю:
По реке стелился Млечный путь,
Горизонтом становилась высь.
Август. Полночь. Ни души,
Лишь вода да камыши
Облакам на преданность клялись.
("На пороге неба")
Кинчев утверждает, что Русь зиждится на духовности и вере. Благодаря этой
глубинной, исконной связи с Богом Русь возродится. Но без веры и духовности она
погибнет. Таким образом, с темой родины тесно соприкасается христианская тема,
которой не было в раннем творчестве Кинчева (в "советское" время).
Чистого сердца по случаю не обрести,
Ясное Царство берется усилием жить...
Мне не продержаться и дня
Без тех, кто сердцем впитал
Святую волю Небес...
Тайну, что хранил вековой гранит,
Помнят ковыли да калинов мост -
Все, чем был отмечен пустынный скит —
Верная молитва да строгий пост.
Это отнюдь не значит, что автор призывает к монашескому и аскетическому
образу жизни. Напротив, он говорит о внутренней сдержанности, о строгости и
требовательности к себе, о внутреннем духовном росте, о верности Божьим заветам
и своим собственным убеждениям:
С Богам надежнее жить,
С Богом легко умирать...
("Инок, Воин и Шут")
Кто чуял, кто ведал?
Чем обернется гроза?
Горе да беду
Нам ли обходить стороной?
Вьёт тропы дар Неба,
В ночь открывает глаза.
Тем, кто держит путь
Вместе со мной.
("Жизнь струны")
Жизнь - это сознательно выбранный путь, по которому ведет Бог:
Сила огня - дело времени.
Воля Небес в море глаз.
Иго Любви - радость бремени.
Вечная жизнь вершится здесь и сейчас!
("Иго Любви")
"Иго Любви" поэт называет бременем, которое не все способны нести. Это благо,
но оно очень велико, и не все могут его "открыто принять", стать его
проводниками в современном мире. Вспомним Священное Писание: "Бог есть Любовь".
Таким образом, нести "иго Любви" значит нести в себе Бога, веру, божественное
начало, сохранять его чистым и передавать людям.
В одном из своих интервью К. Кинчев признается, что "до этого был этап поиска,
а сейчас этап становления на выбранном пути, с которого уже никто не собьет"
{2}. На сегодняшний день центральный образ России для Кинчева - Стать Севера:
В синь Онеги да Ладоги,
В мед брусники да клевера,
В радость ливня и радуги
Крестит мир стать Севера.
("Стать Севера")
Кинчев уверенно присоединяет свой голос к традиции, которая определяет.идею
Русской цивилизации через геополитическое и метафизическое понятие "Севера".
Идея не нова, но кажется весьма верной и с каждым годом все более набирает
популярность: в свое время ее основательному и современному разбору уделили
много внимания в своих книгах А. Паршев и В. Кожинов. Идея Севера как
сакрального центра Русской цивилизации отчетливо прослеживается в работах
современных неоевразийцев - А. Дугина и В. Карпеца [1].
В одном из интервью Кинчев объясняет: " Мое ощущение такое, что Россия -
север; она имеет свой собственный путь. Ни у кого ничего не просим, на поклон ни
к кому не идем, а живем так, как нам живется, и просим всех окружающих нам не
мешать... Жить так, как мы хотим, потому что мы - Север. Большой, великий Север.
Не Европа и не Азия" [3]. Стать - очень емкое понятие. По Далю, это "склад,
стройность стана, роста, соразмерность всего тела и членов" или "лад, толк,
приличие, пристой, что кстати, впору, идет к месту или к делу" [4, 310].
Таким образом, "Стать Севера" - это гармонический образ сочетания земли и
неба, дня и ночи; это родная земля, где истинный вкус жизни открывается только
тому, кго способен чувствовать эту гармонию, видеть и ценить эту красоту-стать,
кто способен прийти к Богу и жить по Его заветам.
В заключение хотелось бы привести слова священника Артемия, занимающегося
молодежной работой в Екатеринбурге: "Для нас важен духовный контекст творчества
К. Кинчева. Хотелось бы, чтобы "христианский" период "Алисы" распространился
глубже на слушателей музыки, на тех, кто приходит на концерты... Чтобы слово
Кинчева было и словом проповеди" [2].
Примечания:
1. Бражников И. Северная Русь Константина Кинчева // http://www.alisa.net/pressa.php?action=2007&disk=press246
2. Видеоинтервью после концерта группы "Алиса" 15 октября
2003 г. Санкт-Петербург, ДС "Юбилейный".
3. Видеоинтервью после концерта группы "Алиса" 14 апреля
2007 г. Москва, ДС "Лужники".
4. Даль В.И. Ставать //Толковый словарь живого
великорусского языка. В 4-х тт. Т. 4. М., 1955.
Опубликовано в сборнике материалов Третьих юбилейных Свято-Филаретовских чтений,
Москва - Ярославль, 2008