Проповедь патриарха Кирилла на
рок-концерте задает тон новой миссионерской политике,
считают в Русской церкви
Москва. 10 апреля. ИНТЕРФАКС - Глава Отдела
внешних церковных связей Московского патриархата епископ
Волоколамский Иларион обещает разнообразить миссионерскую
политику Церкви и формы церковного диалога с молодежью.
"Сейчас Церковь и общество - это, по сути, одно и то же.
Верующие нашей Церкви ходят и на дискотеки, и на
рок-концерты, и если имеется возможность придать некое
церковное измерение таким молодежным собраниям и даже
сборищам, если молодые люди готовы услышать несколько слов
от священнослужителя, почему бы ему туда не прийти и не
сказать несколько слов?" - сказал владыка Иларион в пятницу
на пресс-конференции в "Интерфаксе".
Он напомнил о том, как прошлым летом в Киеве нынешний
предстоятель Русской церкви выступил с проповедью на
рок-концерте в честь 1020-летия Крещения Руси, и тогда
"десятки тысяч людей встретили его с огромным энтузиазмом".
"Конечно, пример такого патриарха будет вдохновлять и
архиереев, и священнослужителей, и мирян. И это
миссионерское измерение нашей церковной деятельности
благодаря личности Святейшего патриарха Кирилла будет очень
значительно усилено", - пообещал епископ.
По его мнению, "у каждого ответственного церковного
работника и священнослужителя должно быть внутреннее
чувство, которое ему подскажет, куда можно идти, а куда
нельзя".
"Но вообще, когда мы говорим о миссии, мы не говорим не о
том, что к нам придут, а о том, что мы придем. Мы говорим о
том, что священники должны выходить за стены храмов,
сотрудники церковных учреждений - за их стены. То есть мы
должны идти навстречу людям, в том числе и на те так
называемые молодежные тусовки, на которых, может быть, не
принято было бы видеть человека в рясе", - считает
представитель Русской церкви.
В свою очередь глава Информационного отдела Московского
патриархата Владимир Легойда напомнил про часто цитируемую
многими миссионерами фразу апостола Павла "Для всех я стал
всем, чтобы спасти хотя бы некоторых".
"Очень важно, чтобы миссионеры не ставили точку в середине
этого предложения", - сказал В.Легойда.
Вячеслав Бутусов: «Открыто обратиться к Церкви меня
сподвигнул Костя Кинчев»
Наша
беседа с Вячеславом Бутусовым состоялась сразу после
окончания экскурсии по храмам Иркутска. За чашкой чая мы
успели поговорить о многом, а начался разговор с процесса
приготовления черемухового варенья.
- А
бабушки раньше протирали через сито, и получалось очень
вкусно, - сказал Вячеслав.
-
Представляю, насколько это трудоемкий процесс!
- Конечно,
так ведь трудоемкость – это же спасение. Это единственное,
что человека отвлекает от этого безделья.
- Скажите,
Вам понравилась поездка?
- Да,
спасибо, что вытащили. Вы знаете, мне это такая подмога.
Периодически выпадает такая возможность, я стараюсь ее не
выпускать. Я в Москве даже сподвигнулся причаститься. Хотя,
в общем, для меня это испытание. Я с трудом вхожу в новые
храмы. И самое большое испытание себя заставить, переломить.
- А в
Питере в какой храм Вы ходите?
- В
Пушкине, в Знаменский. Я привык. Это небольшая церковь. И я
уже там всех знаю.
-
Получается, что в течение всего Великого поста у вас
гастроли? Как-то Кинчев приезжал к нам и рассказывал, что в
пост никаких концертов не дает.
- Это
зависит от некоторых особенностей. Сначала у меня был
период, когда я к этому строже относился. Потом уже позволил
«очистить» первую неделю поста и последнюю. Сейчас мы как
раз до Страстной недели гастролируем, а потом домой вернусь.
И видите ли, для меня концертная деятельность, это
испытание. Я не получаю от этого никакого удовольствия, даже
не представляю себе этого. Я бы с большим удовольствием
сидел дома: и в пост, и не в пост.
-
В таком случае, не было ли желания сменить род деятельности?
- Было. Но
пока не получается.
- И до сих
пор есть?
- Да,
конечно. Только я не понимаю, как это можно сделать. Для
меня две вещи пока непостижимы в нашем общежитии. Первое,
как человек семейный может взять и переехать из одного места
в другое, второе – это поменять род деятельности. Если бы я
был человек несемейный, я бы, наверное, решился. Или, может
быть, это просто духу не хватает. Потом есть такие люди типа
меня, которые впадают в лукавое состояние, когда им вообще
ничего не надо. Ничего им неинтересно, чем ни займутся - все
не то. Все не так.
- На
творчестве отражается?
- На всем
отражается. Я впадаю в состояние анабиоза. Раньше я мог
вообще лежать сутками. Ни есть, ни пить, главное, не
двигаться. Главное, не двигаться и не открывать глаз. Такая
игра в Вия. Ты закрыл глаза - и вокруг ничего нет.
- И как
домашние реагировали на такое ваше состояние?
- Вот я бы
убил такого человека, который вел бы себя так. Или вынес бы
его из дома или сбросил бы с балкона. Но вот супруга моя
как-то все перенесла. Не знаю как.
- А когда
Вы к вере пришли?
- Я не
пришел, я к ней иду. Я просто чувствую, что во мне есть
такие вещи, которые с толку сбивают. Во-первых, я, например,
сравниваю себя со своей супругой, которой дано Богом такое
открытие и она его сохранила, ей все легко дается. Т.е. она
подошла, помолилась и ей этого достаточно, это придает ей
сил. А в меня, как в гранитный камень, не входит. Такой
дубовый, черствый характер. Плюс к этому прибавляется
высокомерность.
Семнадцать
лет прошло. Осознанных лет. В 30 лет я крестился. И сначала
мне казалось, что очень трудно соблюдать какие-то правила,
находить время для молитвы. Потом я стал настолько строг в
этом отношении, что решил - мне все мешает, надо уйти
куда-нибудь в пещеру, стать монахом. Теперь я немножко
отхожу от этого состояния.
Мне
потом кто-то из знакомых батюшек сказал: «Ну, это ты легко
решил отделаться». То есть это, оказывается, легко взять и
бросить работу, семью, родных, спрятаться. Практически это
тоже самое, что происходило со мной, когда я пил по-черному
и впадал в это состояние анабиоза и лежал сутками, ничего в
себя впустить не мог. Тогда была одна крайность, а потом
другая. И потом до сих пор много вопросов есть, на которые я
не нашел ответа. Так что когда мне эти ответы откроются, то
я, наверное, на какой-то другой уровень перейду. А вот так
открыто обратиться к Церкви, меня, кстати, Костя Кинчев
сподвигнул.
- И как
Костя повлиял?
- Да я
просто увидел, как он меняется и как я меняюсь. Я всю жизнь
был таким тихушником, затворником. И делал все так, чтобы
никто ничего не видел. А потом произошла наша, как я считаю
символическая встреча с Кинчевым. Я посмотрел на него и
понял, без веры жить нельзя.
- Я
недавно в сети посмотрела тот самый клип, где вы втроем с
Кинчевым и Шевчуком. Там такое легкое настроение!
- Этот
клип каким-то провидением был снят. Там не так все должно
было быть. Съемка эта произошла от отчаяния. В тот день у
меня был день рождения, 15 октября, и я стоял и строгал
какие-то овощи у стола, готовя праздничный обед. Тут Юра
позвонил и сказал: «Все. Срочно надо снимать клип, потому
что Костя проездом через Питер. Я его встречаю, высаживаю с
поезда и едем сразу в Пушкин клип снимать». Мы приезжаем в
Пушкин, там какая-то ерунда происходит, ломается аппаратура,
телевидение ждать больше не может, техника сворачивается и
уезжает. А Юра - экстраверт. Он не держит в себе яда
переживаний, он сразу в какое-то действие начинает
превращать. В отчаянии у каких-то пацанов, которые бегали
там, пытаясь у него автограф взять, он выхватил переносной
магнитофон. Говорит: «О! Дайте мне. А то нам не под чего
клип снимать». И режиссер, который тоже был наш товарищ и не
покинул место съемки, схватил камеру и давай за нами бегать.
В итоге получился вот такой клип. И как-то вполне
естественно.
- Хорошее
видео!
- Да. Хотя
песню эту я не люблю. А вообще редко такое бывает, когда мы
можем себе позволить, гуляя где-нибудь в парке, снять все
это на «Бетакам», которым снимают кино.
- Сейчас
вы также общаетесь втроем? Дружба не прекратилась?
- Нет, не
общаемся. Очень редко. С Костей мы как-то еще встречаемся.
Был момент, когда я к нему в гости приезжал в Москве. А так
в принципе каждый со своим заповедником живет сам по себе.
Потом, я думаю, это не секрет, но Костю с Юрой наедине
оставлять нельзя, потому что они все время о чем-то спорят.
В частности, когда касается вопросов веры. Там начинаются
всякие жесткие разговоры, что после этого они не общаются
друг с другом. Кстати, Костя строго подошел к этому вопросу.
Единственное, что он никак курить бросить не может, но, по
крайней мере, самые сложные вещи он преодолел, на мой
взгляд. А Юра… В общем, у него был период он воздерживался,
а потом опять начал пить. У каждого свои пироги.
- Я
где-то в интервью у Мамонова читала, что тяжело дается
преодоление старых многолетних привычек.
- Это не
привычка. Как привык, так и отвык. А это тебя в плен взяли и
не выпускают. От тебя тут ничего не зависит.
- Вы тоже
раньше курили?
- Я курил,
но это для меня не проблема была, потому что я курил за
компанию, как лопух. Как в институт поступил, так и стал
покуривать. Но это по дурости, потому что мне никогда это не
нравилось. Я знаю людей, которым нравится. Они курят со
школы и им это нравится. А мне это никогда не нравилось, я
курил исключительно из пижонства.
-
Расскажите о своем младшем сыне. Даниил, конечно же, вместе
с вами в храм ходит?
- Да. И он
в этом смысле без комплексов. Условности неведомы детям. Он
там говорит то, что видит. Громко так, во всеуслышание.
Иногда очень смешные вещи. Мы как-то стоим с ним.
Причастили. Батюшка проповедь говорит, а он не очень любит
ждать чего-то.
- Креста,
наверное, ждали?
- Да,
креста. И Даниил послушал проповедь, послушал, потом устал и
говорит: «Папа, ну что ты стоишь?» А мы стоим позади народа,
ближе к выходу. Он у меня на руках. Я говорю: «Даниил, мы же
ждем, когда люди начнут к кресту подходить. Видишь народ». А
он мне в ответ: «Папа, ну иди уже в народ». И для меня это
такая символическая фраза была. Я прямо потрясен был.
- У вас
так и получается. Выходите на сцену к народу.
- Ну да, я
себя как барон Мюнхгаузен за волосы вытаскиваю. Потому что
я, правильно кто-то сказал, нелюдимый человек, для меня это
тяжелое испытание. Столпотворение, многолюдство. Я вот в
небольшой-то компании не знаю как себя вести, а уж когда
много народу, вообще теряюсь. Просто выбираю определенную
форму поведения и все. Ограничиваю себя.
- И при
это вся ваша жизнь связана со сценой?
- Я
воспринимаю это как послушание.
- А в
творчестве, что изменилось в последнее время?
- Самое
главное, что все делается осознанно, потому что раньше
больше неосознанного было. Раньше, например, были какие-то
вещи, которые я писал, но не понимал, о чем это. Да и потом
я с трудом воспринимаю поэзию. Причем, воспринимаю ее не с
листа, а с чужих уст. Когда кто-то хорошо читает стихи, меня
это впечатляет.
- Если
говорить о поэзии и о поэтах, в частности, то, может быть,
вы расскажите, насколько хорошо в последнее время вы
общались с Ильей Кормильцевым?
-
Периодически встречались в Москве, иногда он приезжал в
Питер. Но у него уже круг деятельности сменился. Он больше
издательством занимался. Все музыкальные эксперименты к тому
времени закончились, хотя его супруга профессиональная
певица. Она поехала учиться в Лондон. И Илья поехал с ней.
Чем занимался Илья в Лондоне я плохо себе представляю.
Оттуда мы общались по электронной почте, а из больницы по
смс. И когда Илья умер, все это время рядом с ним был
человек, по вероисповеданию мусульманин. Больше рядом с ним
никого не оказалось, ни жены, ни родных, ни близких. Его
хоронили в Москве. Отпевания не было. А на кладбище пришли
какие-то люди, совершили с ним мусульманский обряд и
похоронили его.
- А Вы
были на похоронах?
- Нет. Я
потом делал заочное отпевание и отвез землю на могилу.
- В
завершении нашей беседы, что Вы можете пожелать всем, кто
будет читать это интервью?
- Я могу
только одно пожелание сказать. Самое трудное. Надо верить!
Потому что все трудности, от которых мы страдаем, это всё
мнимые трудности, всего лишь повод, чтобы оправдать свое
нытье. У человека по природе есть лукавая потребность
поныть, и ради этого повода мы и придумываем себе
псевдотрудности. А ведь это житейский мусор. И среди этой
суеты, самое трудное — это верить, любить и надеяться. Я
вот, например, до сих пор не могу найти ответ на вопрос -
как это не унывать? Мне никто не может ответить на него. А
при этом «не унывать» - это составляющая часть понимания
веры. Это целый комплекс, в котором себя нужно блюсти. Мне
кажется, что мы сейчас находимся на рубеже, когда конфеты
закончились, привлекать больше никого не нужно. Как вот с
нами было в русском роке, мы успели проскочить в щель
закрывающегося занавеса и после это пошли всякие «звери» и
«насекомые». Так и здесь, лучше не упускать: пришла мысль о
вере, хватайся за нее - держись. Сегодня все настолько
сурово происходит, что мы даже и не представляем себе всей
глубины.
Наталья Ко, специально для пресс-службы Иркутской
епархии.