Патриарх Кирилл: Ложно понятая идея
свободы порождает коллективное беснование
Неправильное понимание идеи свободы
порождает в современном мире массовое беснование, считает
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
"Разве сегодня не подчиняют люди свой разум опасным и
греховным идеям? Сегодня многие идеологии используют
богодарованную свободу человека для того, чтобы человека
превратить в зверя, чтобы со ссылкой на свободу
раскрепостить греховное, инстинктивное человеческое начало",
- заявил Патриарх в ходе проповеди в храме Христа Спасителя.
По словам Предстоятеля Русской Церкви, носители этой
идеологии выступают под лозунгами: "Живи как хочешь! Ты
свободен! Хочешь жить по закону инстинкта -- живи! "И идею
жизни на основе инстинкта подхватывают литература, массовая
информация. Стереотипы вкладываются в сознание людей с
помощью СМИ, и миллионы людей порабощают свой разум
дьявольскими мыслями, становясь бесноватыми", - сказал
Патриарх.
"Задача дьявола заключается в том, чтобы весь мир стал
бесноватым, чтобы каждый человек был в его власти, -
напомнил Патриарх Кирилл. - И эти действия осуществляются
дьявольски тонко и разумно. Мы не увидим сейчас, за
редчайшим исключением, тех бесноватых, которые кричат и на
пол бросаются. Потому что таких людей в нынешних условиях
сразу же заберут в психиатрическую клинику и изолируют. А
для того, чтобы дьявольское действие в мире существовало,
люди, подчиненные злой воле, не должны быть изолированы.
Они, напротив, должны влиять на других".
По мнению Патриарха, "задача Церкви заключается в том,
чтобы говорить людям об опасности беснования, о
нежизнеспособности человеческого общества, подчиненного
дьявольской силе".
Интерфакс-Религия
В Великобритании обнаружен медальон
святой великомученицы царицы Кетеван, находившийся на её
груди во время жестоких пыток
Британский музей готов уступить эту реликвию Грузии за
150 000 фунтов стерлингов, однако ни правительство в целом,
ни министерство культуры, охраны памятников и спорта в
частности, не готовы к выполнению этих условий. Между тем,
обнаруживший этот медальон руководитель отделения по поиску
святынь при Патриаршем международном агентстве развития и
реконструкции Грузии Паата Тектуманидзе заявил, что без
возвращения этой реликвии Грузия не сможет встать на путь
обновления.
Религия и СМИ
Останки Патриарха Никона, скорее всего,
находятся в склепе Воскресенского собора Новоиерусалимского
монастыря
сообщила директор областного музея "Новый Иерусалим"
Наталья Абакумова. Она напомнила, что вскрытие захоронения
Патриарха Никона проводилось в 1930-е годы. "К сожалению, в
музее нет акта вскрытия, поскольку архив сильно пострадал во
время войны. У нас есть лишь фотография, сделанная во время
вскрытия", - рассказала директор музея.
Религия и СМИ
Митрополит Минский Филарет: Задача
журналистики - не допустить утверждения в массовом сознании
лубочно-музейного представления о Православии
В Минске состоялось заседание
Координационного совета по разработке и реализации
совместных программ сотрудничества между органами
государственного управления и Белорусской Православной
Церковью.
На повестку дня были вынесены два вопроса: взаимодействие
Министерства информации Республики Беларусь и Белорусской
Православной Церкви по реализации Соглашения о
сотрудничестве и правовое регулирование размещения
информации в Интернете в целях защиты прав граждан.
"Церковь высоко оценивает роль СМИ в формировании
общественного сознания, - сказал Митрополит Минский и
Слуцкий Филарет, открывая заседание. - Ныне перед Церковью
стоит важная миссионерская задача - научиться вести
проповедь с широким использованием тех возможностей, которые
предоставляют средства массовой информации". "Ведь
журналистика может быть и миссионерским, христианским
служением", - заявил владыка. С христианской точки зрения,
СМИ могут и должны донести до людей правду о духовном мире,
о вере, о Творце. Особая роль в реализации этой задачи
принадлежит православной журналистике.
Сегодня необходимо более активное присутствие Церкви в
информационном пространстве. "Мы должны не только
участвовать в работе светских СМИ. У нас должны быть
собственные информационные каналы, способные свободно вести
церковную миссию", - продолжил митрополит.
По словам Патриаршего экзарха, сегодня все чаще звучат
голоса о необходимости выработки общецерковной концепции
информационного служения. В связи с этим необходимо шире
использовать новые технологии - цифровое телевидение и
радио, Интернет, активно развивать сотрудничество между
епархиальными и приходскими изданиями, православными радио-
и телепрограммами. Это должно делаться с целью роста их
профессионального мастерства, объединения информационного
потенциала православной журналистики.
"Православные и светские журналисты могут многому
научиться друг у друга, - подчеркнул архиерей. - Если
светские журналисты учат нас профессиональным стандартам, то
мы можем внести свой вклад в формирование правильных
подходов светской журналистики к религиозным вопросам.
Журналист, например, должен знать, как правильно обратиться
к представителю Церкви, чем отличается кадило от паникадила.
Ведь современная журналистика уже не только информирует и
развлекает, но также просвещает и воспитывает, а значит, она
должна быть способна свидетельствовать внешнему миру и о
евангельских ценностях".
Как отметил митрополит, "в некоторых СМИ образ Церкви
подчас создается людьми, далекими от Православия. Вследствие
этого в общественном сознании формируется упрощенный вариант
"православности", без борьбы со своими страстями, без
исповедания веры и без жизни по вере". "Поэтому задача
журналистики - не допустить утверждения в массовом сознании
лубочно-музейного представления о Православии", - сказал
владыка.
Может ли и должна ли быть журналистика конфессионально
нейтральной? По словам митрополита, журналистики не бывает
без журналистов, а каждый журналист - это, прежде всего,
человек со своими взглядами и убеждениями, в том числе и
религиозными.
"Есть мнение, что журналисту нельзя быть верующим, так
как он будет необъективен. Мне кажется, что это не совсем
так. Верующий журналист лучше может понять верующего
человека и те события, которые происходят в церковной
жизни", - сказал архиерей и выразил убеждение, что
"журналистика должна иметь этическое измерение. А Церковь,
насколько это возможно, должна быть открытой журналистскому
сообществу. Нельзя, чтобы по телевизору и в газетах
появлялись только несколько одних и тех же фигур. У нас
сегодня много епископов, священников и мирян, которым есть
что сказать обществу".
Церковь не закрыта миру. Должно быть взаимное движение.
Для церковнослужителей общение с журналистами должно стать
не просто данью моде, а частью христианского служения. В то
же время медиа-сообществу необходимо проникнуться осознанием
подлинной роли Церкви в духовном возрождении личности и
общества, заключил митрополит и еще раз напомнил о
социальной и духовной ответственности СМИ.
Богослов.Ru
ТАЙНА АВТОРА "РЕСПУБЛИКИ ШКИД"
Вспоминая Л. Пантелеева
К написанию этих заметок меня подтолкнуло перечитывание повести, законченной её автором ровно тридцать лет тому назад и оказавшейся, пожалуй, единственным объемным и полнокровным свидетельством глубоко верующего человека из «мира советской литературы». Впрочем, находился он в этом мире более чем номинально.
Его не стало летом 1987 года. Свою исповедальную книгу он завещал напечатать через три года после своей кончины. Так и случилось: в 1991-м главы из нее вышли в «Новом мире», появилось и книжное издание. В журнале публикация называлась «Я верую», в издательском варианте — просто «Верую…».
В новом веке повесть переиздавали в паре с другим сочинением этого автора, очень известным по кинофильму о полутюремной школе для трудновоспитуемых юнцов. На обложке одного из таких двойных переизданий — кинокадр: лихой подросток в тенниске, кепке и с папироской в зубах.
Хорошо, что автор обеих повестей писатель Л. Пантелеев (1908—1987) не видел этого оформления. С точностью в обращении ему везло не слишком: даже в некрологе его в очередной раз назвали «Леонидом Пантелеевым». А он, понимаете, без конца настаивал, что буква «Л» в его литературном имени не расшифровывается, несмотря на популярную автобиографическую повесть «Ленька Пантелеев»…
Книга о личной религиозной вере была написана человеком, которого несколько поколений советских подростков знали по повести «Республика Шкид». Это именно ее соединили в одном из переизданий с «Верую…», дав здесь, кстати, уже и третий вариант названия — присоединив к тихому, камерному слову кричащий восклицательный знак. Очевидно, не читая внимательно этой документальной повести-исповеди, издатели почему-то отождествили ее героя с Галилеем или Джордано Бруно.
В массовом общественном сознании Л. Пантелеев, вероятно, так и останется автором, точнее, соавтором одного-единственного произведения — «Республики Шкид». Увлекательное повествование о перековываемых новой властью подростках написали два бывших воспитанника советской «бурсы», петроградской школы имени Достоевского — Григорий Белых и Алексей Пантелеев. Лучшего примера деятельного гуманизма молодой революционной республики и придумать было нельзя: Максим Горький расхвалил эту талантливую книгу так, что она стала популярной и в Европе. Спустя годы нацисты жгли ее на кострах вместе с сочинениями Гёте и Ленина — книгу о перевоспитании революцией юного беспризорника и уголовника из дворянской семьи.
Правда, как справедливо замечает автор предисловия к «Верую…» критик Самуил Лурье, «требовалось только забыть покрепче о том, что, прежде чем усыновить и перевоспитать, революция осиротила его». А потом и уничтожила соавтора популярного сочинения: в годы сталинских чисток замученный на следствии Григорий Белых (по Шкиде — Янкель) умер в тюремной больнице НКВД.
Однако назвать Алексея Ивановича Пантелеева (Еремеева) автором одной лишь «Республики Шкид» было бы несправедливо. Вспомним рассказы «Честное слово» и «Пакет». Случай с мальчиком, которого во время игры в войну оставили на часах и позабыли о нем, а он не смог уйти, так как дал честное слово, и захватывающая история о красноармейце Пете Трофимове, который, попав в плен, съел пакет с донесением Буденному, — полюбились.
И в этих, и в других сочинениях читатели чувствовали что-то необычное — вероятно, какую-то особенную правду. Она была даже в преображенном изрядной долей вымысла «Леньке Пантелееве». Она была и в других рассказах, и в педагогическом романе-дневнике «Наша Маша», и в воспоминаниях о писателях, и уж тем более в блокадных записках. Правда и только правда — как стержень, как внутреннее дыхание.
После гибели соавтора по «Шкиде»
Л. Пантелеева долго не печатали, а выпускать «Шкиду» под одной своей фамилией он не соглашался, считал это для себя позорным. Но постепенно время менялось: о нем написал хвалебную статью Корней Чуковский, и Алексея Ивановича вновь допустили к публичной жизни в литературе.
И даже награждали орденами по случаю юбилеев. А он, получив награду, отказывался от казенной машины и шел в церковь.
Вот эта жизнь уже не была публичной, но власть о ней знала. И хотя, как справедливо пишет Лурье, Алексей Иванович «давно уже — и почти незаметно для публики — порвал с литературой вымысла», начальство всегда помнило, что он дворянин по происхождению, и знало, что он верующий христианин. А он, стоя в православном храме, незаметно оглядывался: «Кто здесь оттуда?».
Алексей Иванович понимал, что это — хождения по лезвию ножа, но не пойти не мог. Так и шел, с орденом от власти, которая разрушила по всей России десятки тысяч храмов и не построила ни одного. Он знал, зачем шел.
«…Потребность омыться, очиститься, а также, не скрою, и возблагодарить Бога за то, что, при всей двуличности моей жизни, я ничего не делаю заведомо злого, что охраняет меня Господь от недоброго, наставляет на доброе, — писал он в своей потаенной книге. — Не проповедуя слова Божия на площадях и стогнах, часто не называя вещи своими именами, я, по мере сил своих и по мере возможности, стараюсь, возжегши тайно светильник, внести теплый свет христианства во все то, что выходит из-под моего пера. Там, где можно. А там, где нельзя, — там и не получается ничего или получается плохо. Сила моей дидактики, “моральной проповеди”, о которой упоминал в своих статьях К. И. Чуковский, объясняется
лишь тем, что она основана на моей христианской вере.
Язык, на котором я пишу свои книжки, — эзопов язык христианина».
Он не слишком-то верил, когда писал эти строки, что они когда-то увидят свет, но, уходя из жизни на заре «перестройки», все-таки решил оставить распоряжение. Для меня то, что эта книга уцелела и вышла, не иначе как чудо.
…Но разве не чудо и его последняя прижизненная книжка — «Приоткрытая дверь» (Ленинград, 1980 год)?
Изувеченная цензурой, она была его болью и мучением: только близкие друзья знали, как он ею недоволен, — хотя и сегодня трудно поверить, что эти рассказы, очерки и фрагменты старых записных книжек сумели быть напечатанными в обычной советской типографии издательством «Советский писатель». «А вообще-то должен сознаться, что чем дальше, тем больше тянет меня на чистую правду. В чем тут дело — не знаю. Может быть, это закономерность возраста, а может быть, закономерность времени. Уже не первый год я работаю над книгой рассказов о своем самом раннем детстве…». Это из предисловия «Приоткрытая дверь в мастерскую (история моих сюжетов)».
Мы узнаём, что рассказ «Пакет» появился из биографии отца, царского офицера, раненного японским кавалерийским разъездом, но доставившего донесение по назначению. И получившего в лазарете боевой орден — крест Святого Владимира. На глазах у читателя Пантелеев размышляет о том, что же так мешало ему согласиться на просьбу редактора переделать предложение «И под самое Рождество мне из Москвы подарок: орден Красного Знамени», то есть заменить Рождество на Новый год.
Оказывается, мешала, пишет он здесь, память о неосознанном тогда прототипе: отец получил свою награду на Пасху.
Как это смогли напечатать?
Я перечитывал «Приоткрытую дверь» и замечал многое: и то, что рассказ «Честное слово» зародился из детского воспоминания о том, как маленький Леша гулял с няней в садике за Покровской церковью в петербургской Коломне. Читал перенесенные в книгу пронзительные религиозные надписи на православных кладбищенских крестах и вглядывался во фразу «Брат мой! За что тебя?» (случайно увиденное тайное купание инвалида с травмой лица). Слушал, как молилась, повернувшись лицом к морю, одесская старуха после того как Пантелеев подал ей найденные еще в Ленинграде три рубля…
«Лавру осмотрел бегло. Стоял за всенощной в огромном монастырском храме…».
И — полторы страницы вдохновенного описания собора.
Бегло?
А что мог вынести проницательный читатель из такой вот ленинградской блокадной записи 1941 года: «Кажется, впервые в истории русской православной церкви этой зимой в Ленинграде не служили Литургии — за неимением муки для просфор. Служили “обеденку”. Что это такое — не знаю». Догадаться тут можно только об одном — этот советский детский писатель между дежурствами по дому во время налетов и варкой столярного клея себе на обед — брел, шатаясь от голода, воскресеньем в церковь.
Признаться, больше всего меня пора-зил рассказ «Лопатка» из книги «Дом у Египетского моста» — этим сюжетом из детства и открывается книга. Судя по всему, это было еще до начала первой мировой войны. Семья собиралась в гости, и дети, шестилетний Леша и совсем маленький Вася, ждали родителей во дворе. Вася сломал Лешину лопатку и, напугавшись, протянул старшему брату две копейки, найденные им недавно на улице. И тут, не спросив разрешения у взрослых, братья отправились за новым инструментом на рынок. По дороге свернули на хорошо знакомый маршрут — к часовне.
«В глубине часовни за распахнутой дверью мигали в темноте зеленая и малиновая лампады.
— Помолимся зайдем, — сказал я Васе.
— Почему? — удивился Вася.
— Почему? А потому, что все-таки мы с тобой в путешествие отправляемся.
И только тут, сказав эти слова, я вдруг понял, на какое нешуточное дело мы пустились. Поднявшись по каменным ступеням и обнажив стриженые головы, мы чинно ступили в полумрак тесной часовни. В середине ее, перед распятием, на слегка наклоненной, как на папиной конторке, столешнице аналоя лежала икона ближайшего праздника, может быть, Воздвижения. Перед аналоем на серебряном многосвечнике горели, оплывая, две-три восковые свечки. У входа, за свечным ящиком, дремал старичок в сером подряснике».
Тем временем родители запаниковали.
Через полчаса рыдающая мать бросится именно в эту часовню и, упав на колени, начнет молиться. Старенький служитель расскажет ей о мальчиках. В конце концов дети найдутся.
Напоминаю, что это напечатано в книге, изданной в 1980 году тиражом 100 тысяч экземпляров.
Я рассказал о «Приоткрытой двери» не из-за умиления над датами, но для того, чтобы подчеркнуть: изредка встречающиеся реплики о том, что только в исповедальной книге «Верую...» нам открывается подлинный, неизвестный Пантелеев, — не совсем точны. Внимательный, не малодушный читатель не мог не почувствовать внутреннего света и в этой последней прижизненной книге писателя.
А малодушный, вроде одного «внутреннего» рецензента, писал в «отчете»: «Пожалуй, автор в своем стремлении писать “только правду” несколько увлекся. Он не взвесил, какое воздействие на читателя может оказать та или иная правда и какой отзвук может она вызвать у наших недругов и злопыхателей за рубежом…». Правда, он-то, я думаю, имел в виду совсем не мерцание лампадок, их, я думаю, он и не заметил.
Это я все к тому, что одного без другого не бывает.
Что же до исповедальной повести, то главы из нее можно найти в сети, а саму книгу заказать и купить по интернету. «Верую…» — не только и не столько рассказ о вере, о потере и обретении ее. Не только исторический очерк о жизни Русской Церкви в позднее советское время с ретроспективным взглядом на реальное положение дел со свободой совести в СССР. Это размышления и воспоминания о промысле Божьем, о неоднократном чудесном спасении жизни. Это драматическая история о человеке, тоскующем об открытом исповедании своей веры, о будущих благоприятных обстоятельствах.
То есть — о нашем сегодня, о нас с вами, могущих из будущего разделить его радость:
«Троицын день. Под утро видел счастливый сон. Было это не в церкви, даже не помню где, и я только говорил с кем-то о церкви, и все-таки проснулся полный того горячего счастья, какого давно не испытывал. Вчера вечером собирался в церковь, но помешали дела, засиделась посетительница, и ко всенощной я не попал. За что же так щедро наградил меня Господь — что благодать, которой я лишился под вечер, снизошла на меня под утро Троицына дня?!
Благодарю Тебя, Господи! Да святится имя твое!
Ведь для меня даже записывать что-нибудь на этих страницах — радость.
Вероятно, уже давно можно было поставить точку, а я все тяну…».
Фото из архива Л. Пантелеева
Автор: Павел КРЮЧКОВ, редактор отдела поэзии журнала “Новый мир”
http://www.foma.ru/articles/2145/
В Русской Церкви предлагают использовать
Интернет для проповеди положительных идеалов
В Русской Православной Церкви признают
важность и необходимость борьбы с преступностью в Интернете,
но призывают не видеть в возможном усилении контроля над
всемирной паутиной главное орудие в борьбе с общественными
пороками.
"Всецело уповать на какие-то меры запретительного
характера, касающиеся Интернета, нельзя, это никогда ни к
чему не приведет", - заявил глава службы коммуникации ОВЦС
МП священник Михаил Прокопенко.
Таким образом он прокомментировал инициативу Белорусской
Православной Церкви о регулировании содержимого Сети,
которое зачастую представляет угрозу для психики детей и
подростков.
По словам отца Михаила, Интернет, с одной стороны,
действительно являясь "благоприятной средой для
мошенничества, эксплуатации человеческих пороков,
распространения лжи и клеветы", в то же самое время
"позволяет изобличить неправду и клевету и объединить людей
для доброго дела". "Одним словом, как любое техническое
средство, Интернет может быть употреблен и на благо людей, и
для достижения недостойных человеческого звания целей", -
отметил о. Михаил.
По его мнению, "если человек носит в себе зерно порока,
которое делает его, к примеру, посетителем порноресурсов,
будет недостаточно просто убрать такие ресурсы из Сети, тем
более что на их месте немедленно появятся новые". Собеседник
агентства считает необходимой проводить в образовательных
учреждениях, средствах массовой информации, в Интернете
"проповедь положительного идеала, пропаганду ответственного
поведения, причем пропаганду умную, современную, которая
формировала бы в обществе нетерпимое отношение к пороку".
"Я такой пропаганды не вижу, хотя убежден, что она
соответствует общественному интересу", - подчеркнул отец
Михаил. "Возможно, это случайные совпадения, - добавил он, -
но пока чаще всего идеи о необходимости контролировать
Интернет появляются в разных странах либо в связи с
какими-то политическими событиями, либо в дни очередного
скандала, связанного с нарушением авторских прав".
Отец Михаил напомнил также, что многие люди в разных
странах мира сегодня опасаются "появления цензуры, в первую
очередь политической, в результате любых инициатив,
связанных с регулированием Интернета".
"В какой-то степени их можно понять. Интернет сегодня -
это "СМИ для бедных", место кристаллизации многих инициатив
гражданского общества. Кроме того, Интернет нередко бывает
последней надеждой маленького человека, столкнувшегося с
произволом и несправедливостью. Да и вообще у любого
родившегося в XX веке слова о тотальном контроле вызывают по
меньшей мере настороженность", - считает отец Михаил.
Радонеж
Известный российский рок-музыкант, лидер
группы "Ю-Питер" Вячеслав Бутусов посетил Кемеровское
епархиальное управление
где встретился с епископом Кемеровским и Новокузнецким
Аристархом. Владыка поблагодарил музыканта за то, что в
своем творчестве он пытается доносить до людей понятия о
добре и зле, нравственности и справедливости, предлагает
задуматься над смыслом жизни и прочими философскими
вопросами. В благодарность за духовно-нравственное
воспитание подрастающего поколения рок-музыкант получил из
рук кузбасского архипастыря юбилейную медаль "15 лет
Кемеровской и Новокузнецкой епархии", а также икону Божией
Матери "Покров над землей Кузнецкой".
Патриархия.Ru
Дом Романовых направил в Генпрокуратуру
РФ заявления о посмертной реабилитации членов императорской
династии
Императорский дом Романовых обратился в
Генпрокуратуру РФ с заявлением о реабилитации членов царской
фамилии - великих князей и князей императорской крови,
которые были казнены большевиками после революции.
"Великая княгиня Мария Владимировна считает, что все
указанные члены Российского императорского дома стали
жертвами произвола тоталитарного государства и подверглись
политическим репрессиям по социальным, классовым и
религиозным признакам", - заявил адвокат Дома Романовых
Герман Лукьянов.
По его словам, в Генпрокуратуру переданы два заявления
великой княгини о реабилитации родственников. В частности,
она добивается реабилитации великого князя Михаила
Александровича, который был расстрелян в Перми 13 июня 1918
года, а также великой княгини Елизаветы Федоровны, великого
князя Сергея Михайловича и князей крови Иоанна, Константина
и Игоря Константиновичей, которые 18 июля 1918 года были
сброшены в шахту в Алапаевске.
По словам Г.Лукьянова, к заявлениям, переданным в
Генпрокуратуру, приложены документы, свидетельствующие о
том, что великие князья и князья крови подвергались
политическим репрессиям. Среди документов - извещение из ФСБ
РФ о том, что великий князь Михаил Александрович был
расстрелян 13 июня 1918 года в Перми, а также свидетельство
о смерти великого князя Михаила Александровича, где причиной
смерти назван расстрел.
"Великая княгиня Мария Владимировна считает, что все
жертвы тоталитарного советского государства должны быть
реабилитированы, в том числе члены Российского
императорского дома. Это необходимо для современной России,
чтобы не на словах, а на деле отрешиться от кровавого
прошлого и показать всему мировому сообществу, что Россия
стала правовым государством, и что к прошлому возврата не
будет", - сказал Г.Лукьянов.
Великая княгиня надеется, что поданные заявления будут
рассмотрены в соответствии с законом РФ "О реабилитации
жертв политических репрессий", по ним будет проведена
соответствующая проверка и сделано заключение, будет
учитываться правовая позиция президиума Верховного суда РФ,
который реабилитировал 1 октября 2008 года Николая II и
членов его семьи.
Замглавы ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин согласен с
необходимостью реабилитации членов Царской фамилии,
казненных большевиками после революции. "После того, как суд
признал невинными жертвами беззакония Императора Николая II
и его семью, было бы логично признать жертвами преступления,
не несущими на себе никакой вины, и других представителей
Дома Романовых, которые еще не реабилитированы и которые
пострадали в период организованного большевиками лихолетья",
- сказал отец Всеволод.
По его мнению, необходимо "более подробно и серьезно
исследовать и саму преступную деятельность большевиков, в
частности, установить вину конкретных лиц и организаций,
ответственных за совершение преступлений".
Радонеж, Седмица.Ru
Екатеринбургские студенты-теологи
пройдут практику приходского консультирования
В Екатеринбурге на кафедре теологии
Российского государственного профессионально-педагогического
университета (РГППУ) вводится практика приходского
консультирования. Для студентов, обучающихся по
специальности "Теология", специализации "Православная
Теология", это новая форма практической деятельности.
"Первоначально студентам читаются лекции по теории и
практике общения с людьми по духовной безопасности. Затем
учащихся третьего и четвертого курсов кафедры будут
знакомить с деятельностью системы приходского
консультирования Храма-на-Крови", - рассказал заведующий
кафедрой теологии, профессор Дмитрий Макаров.
Занятия проводятся на базе РГППУ и Храма-на-Крови. Со
временем студенты-теологи смогут стать полноценными
сотрудниками прихода, отвечая на разнообразные вопросы
прихожан храма о духовной и литургической жизни, основах
богословия, истории Русской Православной Церкви и
Екатеринбургской епархии.
Проект координируется специально создаваемым для этого
при кафедре Научно-методическим центром богословского
образования. "Если опыт работы теологов в Храме-на-Крови
приживется и даст благие плоды, данная работа, по
благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского
Викентия, будет продолжена в других храмах Екатеринбурга, а
со временем, возможно, и в приходах других населенных
пунктов Среднего Урала", - рассказали в епархии.
Богослов.Ru
Первоначальный облик могилы писателя
Николая Гоголя, которая в настоящее время находится на
Новодевичьем кладбище Москвы, будет воссоздан в сентябре
этого года
Изначально Гоголь был захоронен в Свято-Даниловом
монастыре. Там на его могиле стоял камень-голгофа,
увенчанный бронзовым крестом. После того, как в 1931 году
прах писателя был перезахоронен на кладбище Новодевичьего
монастыря, на могиле установили памятник работы скульптора
Томского. Сам Гоголь завещал, чтобы его надгробие выглядело
в соответствии с православными канонами. В настоящее время
утверждено техническое задание на разработку проекта
воссоздания первоначального облика могилы писателя - голгофы
с крестом, ведется работа по установке памятного знака на
месте первого захоронения Гоголя в Свято-Даниловом
монастыре.
Седмица.Ru
"ФОМА": "Вы сгорите, как свечка, и
других сожжете!" Гоголь - Белинскому: неотправленный ответ"
Из школьного курса литературы все знают,
какой уничижительной критике подверг В. Г. Белинский Гоголя
за книгу "Выбранные места из переписки с друзьями". Но
неотправленный ответ Гоголя (о котором упоминает в своем
интервью И. П. Золотусский) почти не известен современному
читателю. И не удивительно: это письмо впервые было
опубликовано почти шестьдесят лет назад в полном собрании
сочинений Гоголя и почти никогда не упоминалось ни в
научной, ни в научно-популярной литературе. Мы решили
восполнить этот пробел, опубликовав наиболее значимые
выдержки из этого письма.
***
С чего начать мой ответ на ваше письмо? Начну его с ваших же
слов: "Опомнитесь, вы стоите на краю бездны!". Как далеко вы
сбились с прямого пути, в каком вывороченном виде стали
перед вами вещи! В каком грубом, невежественном смысле
приняли вы мою книгу! Как вы ее истолковали! О, да внесут
святые силы мир в вашу страждущую, измученную душу! Зачем
вам было переменять раз выбранную, мирную дорогу? Что могло
быть прекраснее, как показывать читателям красоты в
твореньях наших писателей, возвышать их душу и силы до
пониманья всего прекрасного, наслаждаться трепетом
пробужденного в них сочувствия и таким образом прекрасно
действовать на их души? Дорога эта привела бы вас к
примирению с жизнью, дорога эта заставила бы вас
благословлять всё в природе. Что до политических событий,
само собою умирилось бы общество, если бы примиренье было в
духе тех, которые имеют влияние на общество. А теперь уста
ваши дышат желчью и ненавистью. Зачем вам с вашей пылкою
душою вдаваться в этот омут политический, в эти мутные
события современности, среди которой и твердая
осмотрительная многосторонность теряется? Как же с вашим
односторонним, пылким, как порох, умом, уже вспыхивающим
прежде, чем еще успели узнать, что истина, как вам не
потеряться? Вы сгорите, как свечка, и других сожжете.
***
Своекорыстных же целей я и прежде не имел, когда меня еще
несколько занимали соблазны мира, а тем более теперь, когда
пора подумать о смерти. Никакого не было у меня
своекорыстного умысла. Ничего не хотел я ею выпрашивать. Это
и не в моей натуре. Есть прелесть в бедности. Вспомнили б вы
по крайней мере, что у меня нет даже угла, и я стараюсь
только о том, как бы еще облегчить мой небольшой походный
чемодан, чтоб легче было расставаться с миром. Вам следовало
поудержаться клеймить меня теми обидными подозрениями,
какими я бы не имел духа запятнать последнего мерзавца. Это
вам нужно бы вспомнить. Вы извиняете себя гневным
расположением духа. Но как же в гневном расположении духа вы
решаетесь говорить о таких важных предметах и не видите, что
вас ослепляет гневный ум и отнимает спокойствие?
***
Вы говорите, кстати, будто я спел похвальную песнь нашему
правительству. Я нигде не пел. Я сказал только, что
правительство состоит из нас же. Мы выслуживаемся и
составляем правительство. Если же правительство огромная
шайка воров, или, вы думаете, этого не знает никто из
русских? Рассмотрим пристально, отчего это? Не оттого ли эта
сложность и чудовищное накопление прав, не оттого ли, что мы
все кто в лес, кто по дрова? Один смотрит в Англию, другой в
Пруссию, третий во Францию...
***
Вы говорите, что спасенье России в европейской цивилизации.
Но какое это беспредельное и безграничное слово. Хоть бы вы
определили, что такое нужно разуметь под именем европейской
цивилизации, которое бессмысленно повторяют все. Тут и
фаланстерьен, и красный, и всякий, и все друг друга готовы
съесть, и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие
начала, что уже даже трепещет в Европе всякая мыслящая
голова и спрашивает невольно, где наша цивилизация? И стала
европейская цивилизация призрак, который точно никто покуда
не видел, и ежели пытались ее хватать руками, она
рассыпается. И прогресс, он тоже был, пока о нем не думали,
когда же стали ловить его, он и рассыпался.
***
Отчего вам показалось, что я спел тоже песнь нашему
гнусному, как вы выражаетесь, духовенству? Неужели слово
мое, что проповедник восточной Церкви должен жизнью и делами
проповедать? И отчего у вас такой дух ненависти? Я очень
много знал дурных попов и могу вам рассказать множество
смешных про них анекдотов, может быть больше, нежели вы. Но
встречал зато и таких, которых святости жизни и подвигам я
дивился, и видел, что они - созданье нашей восточной Церкви,
а не западной. Итак, я вовсе не думал воздавать песнь
духовенству, опозорившему нашу Церковь, но духовенству,
возвысившему нашу Церковь.
***
Вы отделяете Церковь от Христа и христианства, ту самую
Церковь, тех самых пастырей, которые мученической своей
смертью запечатлели истину всякого слова Христова, которые
тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и
наконец утомили самих палачей, так что победители упали к
ногам побежденных, и весь мир исповедал это слово. И этих
самых пастырей, этих мучеников-епископов, вынесших на плечах
святыню Церкви, вы хотите отделить от Христа, называя их
несправедливыми истолкователями Христа. Кто же, по-вашему,
ближе и лучше может истолковать теперь Христа? Неужели
нынешние коммунисты и социалисты, объясняющие, что Христос
повелел отнимать имущества и грабить тех, которые нажили
себе состояние?
***
Христос нигде никому не говорит, что нужно приобретать, а
еще напротив и настоятельно нам велит уступать: снимающему с
тебя одежду отдай последнюю рубашку, с просящим тебя пройти
с тобой одно поприще, пройди два.
Нельзя, получа легкое журнальное образование, судить о таких
предметах. Нужно для этого изучить историю Церкви. Нужно
сызнова прочитать с размышленьем всю историю человечества в
источниках, а не в нынешних легких брошюрках, написанных бог
весть кем. Эти поверхностные энциклопедические сведения
разбрасывают ум, а не сосредоточивают его.
***
Что мне сказать вам на резкое замечание, будто русский мужик
не склонен к религии и что, говоря о Боге, он чешет у себя
другой рукой пониже спины, замечание, которое вы с такою
самоуверенностью произносите, как будто век обращались с
русским мужиком? Что тут говорить, когда так красноречиво
говорят тысячи церквей и монастырей, покрывающих русскую
землю. Они строятся не дарами богатых, но бедными лептами
неимущих, тем самым народом, о котором вы говорите, что он с
неуваженьем отзывается о Боге, и который делится последней
копейкой с бедным и Богом, терпит горькую нужду, о которой
знает каждый из нас, чтобы иметь возможность принести
усердное подаяние Богу. Нет, Виссарион Григорьевич, нельзя
судить о русском народе тому, кто прожил век в Петербурге, в
занятьях легкими журнальными статейками и романами тех
французских романистов, которые так пристрастны, что не
хотят видеть, как из Евангелия исходит истина, и не замечают
того, как уродливо и пошло изображена у них жизнь.
***
Что для крестьян выгоднее: правление одного помещика, уже
довольно образованного, который воспитался и в университете
и который всё же, стало быть, уже многое должен чувствовать,
или быть под управлением многих чиновников, менее
образованных, корыстолюбивых и заботящихся о том только,
чтобы нажиться? Да и много есть таких предметов, о которых
следует каждому из нас подумать заблаговременно, прежде
нежели с пылкостью невоздержного рыцаря и юноши толковать об
освобождении, чтобы это освобожденье не было хуже рабства.
***
Еще меня изумила эта отважная самонадеянность, с которою вы
говорите: "Я знаю общество наше и дух его", - и ручаетесь в
этом. Как можно ручаться за этот ежеминутно меняющийся
хамелеон? Какими данными вы можете удостоверить, что знаете
общество? Где ваши средства к тому? Показали ли вы
где-нибудь в сочиненьях своих, что вы глубокий ведатель души
человека? Прошли ли вы опыт жизни? Живя почти без
прикосновенья с людьми и светом, ведя мирную жизнь
журнального сотрудника, во всегдашних занятиях фельетонными
статьями, как вам иметь понятие об этом громадном
страшилище, которое неожиданными явленьями ловит нас в ту
ловушку, в которую попадают все молодые писатели,
рассуждающие обо всем мире и человечестве, тогда как
довольно забот нам и вокруг себя. Нужно прежде всего их
исполнить, тогда общество само собою пойдет хорошо. А если
пренебрежем обязанности относительно лиц близких и погонимся
за обществом, то упустим и те и другие так же точно. Я
встречал в последнее время много прекрасных людей, которые
совершенно сбились. Одни думают, что преобразованьями и
реформами, обращеньем на такой и на другой лад можно
поправить мир; другие думают, что посредством какой-то
особенной, довольно посредственной литературы, которую вы
называете беллетристикой, можно подействовать на воспитание
общества. Но благосостояние общества не приведут в лучшее
состояние ни беспорядки, ни пылкие головы. Брожение внутри
не исправить никаким конституциям. Общество образуется само
собою, общество слагается из единиц. Надобно, чтобы каждая
единица исполнила должность свою. Нужно вспомнить человеку,
что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин
высокого небесного гражданства. Покуда он хоть
сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до
тех пор не придет в порядок и земное гражданство.
***
Вы говорите, что Россия долго и напрасно молилась. Нет,
Россия молилась не напрасно. Когда она молилась, то она
спасалась. Она помолилась в 1612, и спаслась от поляков; она
помолилась в 1812, и спаслась от французов. Или это вы
называете молитвою, что одна из сотни молится, а все прочие
кутят, сломя голову, с утра до вечера на всяких зрелищах,
закладывая последнее свое имущество, чтобы насладиться всеми
комфортами, которыми наделила нас эта бестолковая
европейская цивилизация?
***
Литератор существует для другого. Он должен служить
искусству, которое вносит в души мира высшую примиряющую
истину, а не вражду, любовь к человеку, а не ожесточение и
ненависть. Возьмитесь снова за свое поприще, с которого вы
удалились с легкомыслием юноши. Начните сызнова ученье.
Примитесь за тех поэтов и мудрецов, которые воспитывают
душу. Вы сами сознали, что журнальные занятия выветривают
душу и что вы замечаете наконец пустоту в себе. Это и не
может быть иначе. Вспомните, что вы учились кое-как, не
кончили даже университетского курса. Вознаградите это
чтеньем больших сочинений, а не современных брошюр, писанных
разгоряченным умом, совращающим с прямого взгляда.
Апрель 2009 г.
http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=9831
|