Почему православным не нравится 8 марта
Международный женский день – наверное, единственный праздник,
который остался любим и дорог нашему народу несмотря на свое коммунистическое
происхождение. Это не просто лишний выходной, это день радости для многих и
многих людей. Отношение православных христиан к 8 марта неоднозначно. Кто-то от
всего сердца дарит дорогим ему женщинам цветы и стремится оказать им внимание.
Кто-то не только не признает женский день, но и активно выступает против. Каково
же православное отношение к этому празднику?
Лично мне праздник 8-е марта в современном виде не очень понятен. В советское
время это был "красный день календаря", день, когда чествовали первых
революционерок, а вслед за ними и всех советских женщин, внесших свой вклад в
дело Октябрьской революции. Заодно не могли не почествовать и советскую власть,
даровавшую женщинам "права и свободы". Во времена перестройки коммунистическая
основа, придающая этому празднику некоторую осмысленность, ушла, освободив место
для торжествующего в наши дни романтического культа женственности.
Для меня до сих пор нерешенными остаются некоторые вопросы. Что это за день
женщины как таковой? В чем заслуга большей части жителей России, имевшей счастье
родиться женщинами? Что мы празднуем? Однако отсутствие ответов и неприязнь к
коммунистической идеологии никогда не мешали мне понимать, что логика и знания
тут ничего не решают. Слабая половина человечества, принимая доводы и
исторические справки разумом, сердцем отвергает все это и ждет того, что
бесконечно дорого в любое время: заботы и внимания безотносительно своих личных
качеств и заслуг. То, что у меня есть некоторые недоумения, совсем не значит,
что я не признаю 8 марта или отвергаю его. Я вижу и знаю, насколько женский день
значим и любим. Более того, я вижу, что и православные женщины и девушки вопреки
анти-клара-цеткиновской пропаганде, стараются в этот день одеться понаряднее,
ждут в этот день поздравлений, надеются на оказанное внимание и очень радуются
букетикам первоцветов.
Для себя я понял, что в данном случае не важно мое отношение, важно
откликнуться на возможность сделать добро, послужить тем, кто рядом, доставить
радость знакомым женщинам. О неприятии праздника православной общественностью
Напомню, что в основе православной критики лежит неприятие самих истоков
праздника: коммунистических и, как это ни странно прозвучит, иудейских,
возникших в результате новейших изысканий некоторых богословов. Но это скорее
повод для отвержения, чем серьезный аргумент. Для всех очевидно, что ни одна
женщина 8 марта не вспоминает Розу Люксембург или праздник Пурим, для нее это
просто женский день, ее день.
Более серьезным мотивом для критического взгляда на 8 марта следует признать
вполне оправданное неприятие православным сознанием безответственного
романтизма, культа сексуальности и эмансипации, навязываемых современной
культурой. В этом смысле православные традиционны и отстаивают некоторые
ключевые для христианства ценности, среди которых одна из первых – семья.
Семейной жизни трудно начаться и состояться без ответственности, понимания
уникальности призвания мужчины и женщины, без желания иметь детей. Христианство
отвергает пренебрежение семейными ценностями в разных сферах современной
культуры, в том числе и в философии праздника 8 марта.
Наряду с такими рассуждениями присутствует и более радикальная точка зрения,
отвергающая этот праздник вовсе. Она по сути ультимативна: если нельзя сделать
церковным, надо отвергнуть. На деле это порой проявляется в категоричном отказе
православных христиан от поздравлений в этот день и от празднования его с
неверующими друзьями.
Думаю, такой подход продиктован неадекватной оценкой своего положения в
стране и обществе, недопониманием того, что православные царства и империи,
православная культура, православное традиционное воспитание, да и вообще
традиционное общество ушли в прошлое. Да, христиане, христианские семьи призваны
по силам воплощать в своей жизни некоторые из идеалов прошлого социального
устройства, но массовое воплощение этих моделей невозможно, это надо признать.
Сам подход к женщине, воспеваемый праздником 8 марта, мало совместим с
православным мировоззрением и тем более с традиционной ролью женщины в семье,
обществе и Церкви. Да в прошлом жизнь женщины была другой. Некоторые считают,
что эта жизнь больше соответствовала женской природе. Но теперь-то все это ушло
и ушло навсегда. Пора признать такое положение вещей и исходить из этого.
Несколько поколений женщин за добрую сотню лет воспитаны на либеральных основах,
где царствует романтизм, где роль женщины определяется совершенно иными,
социальными ценностями и моделями, эпохи постиндустриализма. Женщины включены в
производство, они составляют около половины всей рабочей силы страны.
Экономическая независимость и наличие противозачаточных средств дали женщинам
социальную независимость и возможность жить самостоятельно. Православие сегодня
живет в совершенно ином мире, чем даже 80 лет назад. Поэтому оголтелую критику и
огульное отвержение праздника 8 марта нельзя считать адекватными.
Совершенно карикатурно, надуманно выглядят попытки ввести свой альтернативный
православный женский праздник в День памяти святых жен мироносиц. Тех женщин,
что вопреки опасности, пришли совершить обряд погребения над умершим Христом и
тем самым стали первыми свидетельницами Воскресения Христова. Совершенно
очевидно, что этот церковный праздник, воспевающий веру и подвиг конкретных
женщин, призывает христиан подражать именно этим их качествам, а не
женственности как таковой. Праздновать подвиг веры и естество природы
одновременно невозможно. Радовать же одних только православных женщин цветами и
подарками, выделяя их особую православную женственность, по меньшей мере
странно. Какое же возможно отношение? Я думаю, что в советское время
православные христиане более трезво реагировали на окружающую действительность.
Они четко понимали свою роль и свои возможности. Было очевидно, что православие
на грани исчезновения, жить амбициями и мечтами, требовать, чтобы мир
перестроился, невозможно. Надо было жить своей жизнью, созидать Церковь и личную
христианскую жизнь. Я не помню, чтоб так откровенно в начале и середине 90-х
противились 8 марта, как это происходит порой сейчас в православной среде.
Возможно, было живо понимание, что это не просто государственный праздник,
который не будет отменен, но и один из немногих праздников, который нравится
людям.
Надо признать, что праздник 8 марта как нельзя лучше соответствует
сложившемуся в обществе положению вещей, от женского дня невозможно просто
отмахнуться. Женский день надо принять как данность нашей общественной и
государственной жизни, как нечто важное для десятков миллионов наших сограждан,
и строить свое отношение исходя из этого.
Создавать альтернативные православные праздники не имеет смысла. Идеи,
наполняющие светские торжества и веселья, невозможно вместить в дни церковного
календаря. Церковный календарь существует для тех, кто считает себя
христианином, светский – для всех желающих. Пока со стороны Церкви нет
официального заявления о том, что тот или иной праздник неприемлем для христиан
– участие в нем личное дело каждого.
Могут ли христиане наполнить празднование 8 марта своим смыслом?
Воспользоваться как поводом, чтобы поздравить женщин с их днем, прославляя при
этом не эмансипацию и сексуальность? Конечно, могут. Христианству есть что
сказать о женщинах и женщинам.
Да, это будет особый контекст, особое видение, но оно будет не менее
радостное и торжествующее, чем то, к которому все привыкли. Прежде всего это
может быть радость о том, что Бог сотворил женщин и тем восполнил мужское бытие.
Женщина - существо во многом иное и в то же время способное многим обогатить
жизнь мужчин. Эта уникальность природы говорит об уникальности призвания, об
особой роли женщин, и это тоже достойно воспевания и радости. Известный
английский писатель Гилберт Честертон писал, что любовь мужчины и женщины
прекрасна и их союз - это чудо и радость именно потому, что они разные, а если
бы все люди были одинаковы, то скучный вышел бы роман.
Женский день может стать праздником, когда христиане воспевают женщин как жен
и матерей – тех, без кого невозможно было бы семейное счастье, радость иметь и
растить детей. Ведь семья имеет не только богословское измерение, но и простое
человеческое, в котором женщина, ее труд, ее любовь достойны всяческих похвал.
Любая женщина, будь она христианка или нет, нуждается в мужском внимании и
заботе, надеется на понимание и поддержку.
Юрий Белановский заместитель руководителя Патриаршего центра
духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве "АРГУМЕНТЫ
И ФАКТЫ" 6 марта 2009 г.