Юрий Константинович Степанов: «У меня в храме душа
успокаивается» ( прот. Александр Новопашин)
- Юрий Константинович, вы и артист
театра, и актер кино, скажите, где вам труднее играть? И не сказывается ли на
вашей игре в кино отсутствие заполненного зрителями зала?
- Кино и театр – принципиально разные
вещи. Театр богаче, театр труднее, и в театре можно добиться значительно
большего, чем в кино. Что касается зрителя…Знаете, как дороги артисту те минуты…
нет! секунды, когда прозвучали со сцены последние слова, и наступает особая
тишина, наполненная плотной энергией зрительного зала, которая еще не успела
разорваться аплодисментами? Именно в этот момент как никогда ощущается живая
связь со зрителем, которая, безусловно, вдохновляет артиста, дает ему силы на
бесконечные репетиции и заставляет вновь и вновь выходить на театральные
подмостки.
В кино тоже есть свои особенности. И в
чем-то оно бывает сложнее, но в кино есть дубли. В ходе спектакля я не могу
сказать: «Стоп! Я сейчас это сделаю лучше!». В театре все по-другому, там жизнь
течет беспрестанно, там не бывает ни стоп-кадров, ни дублей.
- Сегодня многие говорят об упадке
театра. Со сцены несется отборная площадная брань, под предлогом «современных
взглядов» классика «кромсается» до неузнаваемости, стали обычными непристойные
сцены…
- Это от невежества. Невежество сегодня
достигло своего апогея и все чаще стало принимать агрессивные формы, которые как
раз и выражаются в подобного рода «режиссерских находках».
Невежество — это необразованность. Но в
данном случае людей, творящих в искусстве беззаконие, нельзя назвать
необразованными в том смысле, в каком мы понимаем это слово. Они учились,
постигали и постигают все тонкости своей профессии, многие имеют регалии,
учеников. Но если рассматривать образованность как добровольное принятие на себя
образа по-настоящему культурного человека и внутреннее соответствие этому
образу, то трудно будет назвать их образованными людьми, разве что только
внешне. Желание отказаться (пусть и на время) от принятого когда-то ими образа,
находиться вне этого образа приводит и к внутренним, глубинным изменениям в
человеке. Это есть добровольное невежество, которое в чем-то сродни
помешательству.
Под флагом невежества перекраивается
классика, ставятся ультрасовременные спектакли, которые ничего общего с истинным
творчеством не имеют, показываются телепередачи, от просмотра которых краснеют
взрослые. Люди, наделенные талантами, закопали их в землю, и делают то, что
хотят, занимаются прямо-таки каким-то беспределом. Они думают, что работают,
однако неимение таланта (закопанного в землю) порождает неумение, неспособность
работать! И в результате получается то, что мы и видим сегодня с вами на сцене,
на телеэкране, на улице – всюду! Сначала люди недоумевают по этому поводу или
даже возмущаются, затем привыкают к увиденному, а потом становятся либо
равнодушными, толстокожими, либо принимают навязываемую им игру, начинают
проявлять интерес к «современному творчеству», пытаются в нем разобраться и в
конец концов тоже теряют приобретенный образ, то есть становятся
невежественными.
Я редко хожу на спектакли, редко смотрю
отечественное кино, разве что только некоторые советские фильмы. Но однажды меня
пригласили посмотреть «Гамлета», сделанного «по-новому»! Представьте себе, все
играют в джинсовых костюмах. «Ну как?», - спрашивают меня. Да никак! Наверное,
можно материться на сцене, скакать по сцене голыми, или играть классику в джинсе,
но, как говорит мой мастер: « Это должно быть в высшей степени оправдано, а я
таких оправданий не вижу». Значит, все это делается либо из-за конъюнктуры,
либо из-за гордыни. Когда в творчестве человек на первом месте ставит
собственное «Я», вот тогда и происходит нечто, из ряда вон выходящее.
Что теперь позволяют себе наши мэтры?
Известный ставит фильм «Андерсен. Жизнь без любви», где не менее известный актер
в роли Бога (уже само по себе страшное кощунство) говорит Андерсену в фильме:
«Как жаль, что ты не познал плотской любви к женщине». Вот это да! Это сугубо
плотский вопрос, и о том, хорошо это или плохо, можно рассуждать на кухне, но
зачем выносить это на всеобщее обозрение, тем более в такой форме? Вот это – из
серии агрессивного невежества. Одно время я даже боялся, что сын скажет мне: «Ты
так превозносишь этого режиссера, а он – смотри! - богохульствует!»
Действительно богохульствует. От невежества.
Как-то мы приехали в Китай, чтобы
посмотреть, как работают тамошние артисты, и решили несанкционированно
проникнуть на репетицию. Но нас сразу заметили, репетицию остановили, нам было
страшно неудобно, извиняясь, мы попытались ретироваться, но услышали: «Вам
можно!» Почему? Потому что мы из страны Чехова, Станиславского, Достоевского!..
Я шел по улице, и мне было очень нерадостно. Думалось: елки-палки! какое
наследство нам оставлено!.. И что же?
- Не смотря на то, что вы много лет
служите в театре «Мастерская П.Фоменко» и много снимаетесь в кино, настоящая
популярность в масштабах всей страны пришла к Вам с фильмом «Штрафбат». Народ
полюбил и фильм, и вашего героя Антипу Глымова. А каково ваше отношение к этому
фильму?
- Я хочу сказать о своем отношении не
столько к фильму, сколько к истории. Мы должны знать свою историю, тем более
самые драматические ее страницы, потому что они наполнены массовым героизмом
народа, патриотическим духом, несокрушимой верой на победу, и именно на этом
воспитывается любовь к родине, любовь к народу, любовь к ближнему. Сегодня можно
услышать: «Ну зачем детям знать о том, как миллионы наших людей прокручивались в
мясорубке, как расстреливали невиновных, как бросали на немецкие пулеметы». Да,
было! Но было и самопожертвование, которое определяется как высшая форма любви.
Без этой любви не видать нам победы. Говорят, штрафникам все равно куда бежать:
там немцы подстрелят, здесь свои расстреляют. Нет, не все равно! Страх за свою
жизнь не толкает на пулеметы. Может быть нелюбимая власть, могут быть
ненавистными люди, но есть еще и родная земля, на которую пришел враг и нужно
забыть о личном, брать в руки оружие и защищать свое Отечество, если надо, то и
ценой собственной жизни.
- Как вы думаете, в актерской профессии
необходима жертвенность?
- Жертвенность – это свойство
человеческой души. Она должна проявляться в любой сфере деятельности человека, в
том числе профессии, и не обязательно только актерской. Моя родная сестра
работает врачом. Когда она училась в институте, то все время говорила, что
занятия никак нельзя пропускать, и учиться нужно только хорошо, потому что от
знаний и опыта врача зависит, сможет он вылечить больного или нет. Как-то нашего
великого хирурга-кардиолога Николая Михайловича Амосова спросили, кем для него
является его пациенты, и он ответил, что они для него все равно, что
родственники. Так должно быть в каждой профессии. По слову Господа: «Возлюби
ближнего твоего, как самого себя» (Мф., 22, 39).
А вот на телевидении меня не любят. Они
не любят меня, мою жену, моего сына, они никого не любят! Поэтому и показывают
порнографию, мол, вот вам! Приучают к мысли, что все кругом воры и дураки и с
этим нужно мириться, нужно принять это, как данность, успокоиться и смотреть их
развлекательные передачи.
Почему сейчас процветает сектантство? Да
потому что невежественные люди невежественны во всем, и зиждется их
невежественность на бездуховности. «Да пусть верят, во что хотят!» - говорят они
и сдают сектантам в аренду дворцы культуры, стадионы, библиотеки, кинотеатры,
учебные аудитории. А что? Деньги не пахнут. А за сектантами (как, кстати, и за
католиками тоже!) тянется шлейф из денег. Этот шлейф притупляет невежам зрение и
совесть. Им наплевать на меня, на моих детей, на моих близких, им нужны только
деньги!
- Одна из серьезнейших проблем
современного общества – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Школа этим не занимается, родители тоже, да и духовное состояние взрослых-то
людей чаще всего оставляет желать лучшего. Однако когда Православная Церковь
говорит о необходимости изучения истоков нашей культуры, познании духовных и
нравственных ценностей нашего народа, веры наших отцов, поднимается такой шум!..
- Нужно четко понимать, что «поколение
пепси» или там какого-нибудь пива «Клинского» - это ведь не просто реклама
продукта, который нужно любой ценой продать. Это целое движение, слаженное,
отработанное, организованное не столько ради прибыли, сколько в противовес
духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Бороться с этим
сложно! Но можно и нужно! Основы православной культуры – это как раз одна из
наиболее эффективных форм противостояния насаждаемой в нашей стране
бездуховности через формирование супер-общества потребителей. А предмет основы
православной культуры в какой-то степени является ключом к пониманию того, что
сегодня происходит. Эти знания раскроют перед человеком огромный пласт культуры,
и откроет перед ним то, что до сего времени искусно скрывается: веру наших
отцов, которой они жили, которую защищали и ради которой шли на смерть! Его –
этот ключ – еще даже не вставили в замочную скважину двери, а уже сколько шума!
Значит ключик – то золотой! Значит знания, которые тщательно скрывают за этой
дверью, имеют огромную силу, и теперь понятно, почему кому-то так не хочется,
что они стали народным достоянием.
- Пропаганда «свободных отношений»
между мужчиной и женщиной несет прямую угрозу традиционным семейным устоям. Из
ста браков более половины расторгаются в ближайшие год-два. Но когда мы,
священники, выражая крайнюю обеспокоенность по этому поводу, начинаем говорить о
целомудрии, то наталкиваемся на усмешку: «вы-то куда со своими догматами
лезете!». Юрий Константинович, вы человек семейный. Что, по вашему мнению, нужно
делать, чтобы сохранить семью?
- Где есть любовь, там есть и верность.
Где нет любви, нет и верности. Значит, нет и семьи. Поэтому на самом деле
разрушенных семей гораздо больше, чем это отражено в статистике. Знаете, что до
сих пор говорят? Чтобы семья была полной, нужно «задать левака». И задают
левака, что тот, что другая! Однако после этого семьи, как единого организма уже
не может быть.
Слово любовь затаскали, замызгали. В
понимании многих любовь теперь означает не единении двух любящих сердец, а
постель. Пойдем, займемся любовью, говорит молодой человек девушке, как будто до
этого у них не было никакой любви. И предательство стали называть иначе –
«задать левака»…
Но ведь это все является следствием той
самой политики «поколения пепси». Все должно быть доступно, так нам внушают, и
пепси, и «клинское», и «любовь», которая на самом деле и не любовь вовсе, а блуд
и грязь. И левака нужно и можно задавать. Еще недавно на каждом углу
рекламировали презервативы, как средство предупреждения половых инфекций. Да
разве дело в инфекциях! Презервативы необходимы для того, чтобы получать
удовольствие когда угодно, с кем угодно и сколько угодно, не беспокоясь о
возможном зачатии ребенка. Общество потребителей должна купаться в
удовольствиях, а рождение детей может помешать этому, поскольку ребенок требует
сосредоточенного внимания, непрестанной заботы и воздержания от предлагаемых
удовольствий.
- Согласен с вами, слово любовь потеряла
свое истинное значение. И даже когда о любви кто-то пытается говорить серьезно,
то получается высокопарно, неестественно, наиграно, потому что утрачены, забыты
те чувства, которые называются любовью. Вы заметили, что сегодня почти никто не
говорит о чести? Молодежь нередко просто не знает, что это такое, что имели в
виду русские люди, когда говорили, высоко подняв голову: «Честь имею!» Пропало
из лексикона слово стыд. Я не помню, когда в последний раз слышал от кого-нибудь
слова: «мне стыдно». Я думаю, что и слово любовь скоро перестанет употребляться,
превратиться в анахронизм, как превратились в анахронизм слова честь, стыд…
- Но ведь это все и является следствием
той самой политики «поколения пепси», отец Александр!..
- Я знаю, что вы прихожанин храма
священномученика Антипы в Колымажном переулке. Расскажите, как вы впервые
переступили порог этого храма.
- Из нашего театра многие туда ходят.
Меня привели в церковь, когда мне совсем уже было плохо. Уныние так придавило,
что весь свет стал не мил. Не мог ни читать, ни писать, ни разговаривать,
потерял покой и сон. Все кругом раздражало. И тогда меня взяли за руку и
сказали: «Пойдем». И я пошел. На исповеди рассказал все от начала, а когда
пришел домой и прилег отдохнуть, заснул так крепко, что проспал двадцать часов.
Батюшка сказал: «Душа успокоилась».
- Спаси Господи! И, наконец,
традиционный вопрос: что бы вы пожелали нашим читателям?
- Прежде всего, терпения. Сказано:
«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Учитесь терпению, вместе с
любовью и верой оно позволяет стяжать дар рассуждения, который приносит
неоценимую пользу и в делах духовных, и на житейском поприще.
Протоиерей Александр Новопашин
Юрий Степанов родился 07 Июня 1967
Лауреат премии Московского фестиваля
имени Высоцкого за роль Бенжамина в спектакле «Шум и ярость», 1993 год.
Лауреат премии Международного Фестиваля Контакт-93 в г. Торунь за роль Лыняева в
спектакле «Волки и овцы», 1993 год.
Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» — за
актерский ансамбль спектакля «Три сестры», 2004 год.
В кино Юрий Степанов дебютировал в эпизоде в фильме Г.Данелия Орел и решка,
затем сыграл одну из главных ролей в фильме «Время танцора» В. Абдрашитова,
снимался в таких фильмах и сериалах как: «Дом для богатых» В. Фокина, «Привет от
Чарли-трубача» В. Грамматикова, «Гражданин начальник» Н. Досталя, «Штрафбат» Н.
Досталя.
Фильмография актера:
2008 Игра
2007 Частный заказ
2007 Спасибо за любовь!
2007 Завещание Ленина
2007 Груз-200
2006 Ленинградец
2005 Первый после Бога
2005 Жмурки
2005 Дети Ванюхина
2005 Гражданин Начальник-2
2004 Штрафбат
2004 Американец
2003 Стилет
2002 Спартак и Калашников
2002 Война
2001 Московские окна
2001 Гражданин начальник
2000 Дом для богатых
2000 Дневник его жены
1999 Москва
1998 Привет от Чарли-трубача
1997 Время танцора
И др.
http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2948