К.А. Чернега: «Некоторые нормы нового законопроекта
ухудшают положение религиозных организаций в имущественной сфере»
[ Интервью ]
В своем интервью порталу Патриархия.ru
юрисконсульт Московской Патриархии К. А. Чернега прокомментировала законопроект
«О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения,
находящегося в государственной или муниципальной собственности», который готовит
в настоящее время Министерство экономического развития и торговли РФ.
— Ксения Александровна, скажите, пожалуйста: есть ли
основания говорить о том, что законопроект готовит почву для реституции
церковного имущества в России?
— Данный законопроект реституции церковного имущества не
предусматривает. Реституция — это возврат собственнику незаконно изъятого
имущества с выплатой компенсации в случае невозможности возврата. При этом
изъятое имущество передается в собственность своего прежнего владельца.
В законопроекте, о котором мы с вами говорим, никаких подобных
механизмов не заложено. Согласно законопроекту имущество религиозного назначения
безвозмездно передается в собственность или безвозмездное пользование
религиозных организаций для использования в целях, определенных учредительными
документами религиозных организаций.
— В документе говорится, как правило, о передаче
имущества в собственность религиозных организаций. Другая форма передачи
предусматривается?
— Да, действительно, в законопроекте презюмируется передача
имущества религиозного назначения в собственность. Наряду с этим оговаривается
возможность передачи имущества религиозным организациям в безвозмездное
пользование. Собственно, передача его в безвозмездное пользование возможна
только в двух случаях: если имущество находится в исключительной собственности
государства (в частности, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, как,
например, Соловки, Новодевичий монастырь в Москве) или если религиозная
организация сама просит передать имущество не в собственность, а в безвозмездное
пользование.
В этой связи важно отметить, что у религиозных организаций
фактически не будет стимула к получению имущества религиозного назначения в
собственность, поскольку законопроект не решает вопрос государственного
финансирования реставрационных работ на объектах культурного наследия
религиозного назначения, находящихся в собственности религиозных организаций. Из
государственного бюджета финансируются лишь работы, осуществляемые на тех
памятниках истории и культуры, которые находятся в безвозмездном пользовании
религиозных организаций. К сожалению, законопроект не содержит норм, способных
изменить эту ситуацию.
— Следует ли из Ваших слов, что данный законопроект в
чем-то осложняет процесс возвращения религиозным организациям их имущества?
— Да, можно сказать, что в ряде случаев нормы законопроекта
действительно ухудшают положение религиозных организаций в имущественной сфере
по сравнению с ныне существующим.
— Не могли бы Вы привести примеры таких норм?
— Например, блокируется безвозмездная передача религиозным
организациям имущества религиозного назначения, входящего в состав Музейного
фонда РФ и Архивного фонда РФ. В статье 1 законопроекта говорится, что указанный
порядок определяется законодательством о Музейном фонде РФ, а также
законодательством об архивном деле. Однако данное законодательство не содержит
норм, регулирующих порядок (особенности) безвозмездной передачи религиозным
организациям соответствующего имущества. Между тем с принятием законопроекта
пункты 11-13 постановления Правительства РФ от 30.06.01 № 490, определяющие
вышеуказанный порядок, утратят силу.
Затем, согласно п. 3 ст. 1 Концепции законопроекта
«исчерпывающий перечень документов, необходимых для передачи имущества
религиозного назначения, будет установлен Правительством Российской Федерации».
Однако проект соответствующего постановления Правительства на рассмотрение не
представлен. Поэтому у традиционных конфессий нет абсолютной уверенности в том,
что процедура передачи имущества религиозного назначения не усложнится по
сравнению с ныне существующей.
Согласно законопроекту государственное и муниципальное имущество
религиозного назначения, принадлежащее религиозным организациям на праве
безвозмездного пользования, подлежит безвозмездной передаче в собственность в
упрощенном порядке (п. 3 ст. 5). Однако особенности данного порядка в
законопроекте не определены.
Содержащееся в ст. 2 законопроекта правовое определение
имущества религиозного назначения не охватывает всю совокупность объектов,
подлежащих передаче. В частности, в состав данного имущества не включены
объекты, предназначенные для осуществления и обеспечения паломничества,
монастырской жизнедеятельности, обучения религии. Не определены в законопроекте
особенности передачи религиозным организациям имущества благотворительного
назначения, а также культовых имущественных комплексов.
Таким образом, подавляющее большинство объектов недвижимости,
принадлежавших религиозным организациям в дореволюционный период и
предназначенных для осуществления и обеспечения их жизнедеятельности, остались
за рамками законопроекта.
http://patriarhia.ru/db/text/568609.html