Закончен процесс оцифровки коллекций архивных фондов Свято-Троицкой духовной
семинарии Русской Православной Церкви Заграницей
В 2007 году Гуверовский институт США получил грант от Национального фонда
развития гуманитарных наук для восемнадцатимесячного проекта по обработке и
микрофильмированию ряда значительных коллекций архивных фондов Свято-Троицкой
духовной семинарии РПЦЗ. Основной целью проекта является сохранение материалов и
обеспечение свободного доступа для исследователей к микрофильмам коллекций в
читальных залах Гуверовского института и Свято-Троицкой духовной семинарии,
поскольку ранее большая часть материалов была недоступна для внешних
исследователей.
Достижением этого проекта стала полная обработка материалов, включая
сохранение, создание справочно-поискового аппарата, каталогизация и
микрофильмирование двадцати девяти коллекций, охватывающих 274 коробки архивных
материалов.
Грант Национального фонда развития гуманитарных наук был дополнен вкладами
Гуверовского института в форме материалов, рабочей силы и обучения. Джон
Рейзиан, директор Гуверовского института, исполнял обязанности руководителя
проекта. Ричард Суса, Линда Бернард, и Анатолий Шмелев из Гуверовского института
также приняли участие и оказали поддержку в проведении проекта. От лица
Свято-Троицкой духовной семинарии необходимую поддержку для завершения проекта в
положенные сроки оказали Михаил Херрик, библиотекарь славянских фондов, и Сергей
Якубов, сотрудник архива, наряду с другими добровольцами. Архивариусом проекта
был Владимир Цуриков.
Среди коллекций, микрофильмированных в рамках данного проекта, наибольшей
является коллекция Владимира Конкордовича Абданк-Коссовского. Из 60 коробок
коллекции 56 были микрофильмированы. Данная коллекция состоит, главным образом,
из материалов, собранных и организованных Абданк-Коссовским для выставки
«Зарубежная Русь», которую он регулярно проводил в Париже, где проживал. Большей
частью приклеенные на картон и организованные в хронологическом порядке от 1916
до 1962 гг., эти выставочные экспонаты включают фотографии, переписку,
документы, удостоверяющие личность, афиши и другие памятные вещи, образующие
летопись жизни русской диаспоры.
Другой коллекцией документов, возникшей во Франции, является архив Русской
средней школы в Париже, которая действовала с 1920 по 1961 гг. и дипломировала
за это время больше, чем 1200 выпускников. Школа первоначально была открыта при
поддержке Российского консульства в 1920 г. Будучи основным образовательный
центром, Русская средняя школа в Париже принимала прошения от детей русских
эмигрантов из разных слоев общества, среди которых были великий князь Владимир
Кириллович, Тихон Николаевич Куликовский, Николай Зернов и другие. Фонд содержит
личные дела, финансовые документы, учебные планы и другие документы.
Несколько коллекций посвящены истории донских казаков и их деятельности в
эмиграции. Среди этих коллекций архив генерала С.В. Денисова и генерала И.А.
Полякова, а также архив атамана Донских казаков и писателя генерала Петра
Николаевича Краснова. Большинство произведений Краснова в эмиграции освещают
события, приведшие к русской революции, а также и саму революцию с ее
последствиями. Помимо этого, Краснов является автором труда по истории Донского
казачества. Его сочинения были переведены и изданы на английском, немецком и
других языках.
Архив Свято-Троицкой семинарии хранит документы различных военных организаций
и обществ ветеранов. В данный проект были включены документы Суворовского
кадетского корпуса, Объединения чинов Корниловкого ударного полка и РОВС
(Русский Обще-Воинский Союз). Последняя коллекция особенно ценна тем, что
является дополнением к коллекциям РОВС, находящимся в других хранилищах, таких
как Бахметевский архив при Колумбийском университете, а также в некоторых
частных коллекциях. Помимо организационной переписки, циркуляров, приказов и
отчетов, эта коллекция содержит приблизительно 20000 учетных карточек с личной
информацией членов организации с 1920-х гг.
Важной стороной истории русской диаспоры является роль и деятельность Русской
Православной Церкви. Ее деятельность в Соединенных Штатах и роль в жизни
эмигрантов хорошо представлены в документах нескольких важных деятелей. Среди
них архиепископ Аполлинарий (Кошевой) занимает центральное место. Его служение
на кафедре Северной Америки и Канады было сопряжено со сложными юрисдикционными
конфликтами и влиятельными движениями внутри Русского Православия на
североамериканском континенте. Его переписка, а также несколько других коллекций
известных деятелей церковной истории и богословия являются ценным
первоисточником для церковных историков в их исследовательской работе.
Наиболее видным деятелем церковной науки, чья коллекция вошла в данный
проект, является Владислав Альбионович Маевский, церковный историк и богослов. К
его сочинениям относятся труды по истории Восточной Православной Церкви конца
XIX-го — начала XX-го, особенно касательно Русского Православия, Афонской Горы,
и Православной Церкви в Соединенных Штатах. Его материалы содержат важные
документы, касающиеся истории Православной Церкви в Соединенных Штатах,
отраженной в собранной переписке церковных иерархов Русской Православной Церкви
в Америке и Русской Православной Церкви Заграницей, протоколах соборов,
посланиях и других документах по этой теме.
Специалисты по истории науки несомненно заинтересуются документами
Константина Львовича Захарченко, русского эмигранта и аэронавигационного
инженера. За время своей инженерной деятельности Захарченко был вовлечен в
моделирование и разработку ряда самолетов, авиационных компонентов, реактивных
снарядов, а также форсажной камеры для реактивного двигателя, вертолета
McDonnell ZHJD-1 с двойным двигателем и крылатой ракеты ZAUM-N-Z.
Как для литературоведов, так и для историков будет интересна коллекция
рукописей. Сорок работ, включенных в эту коллекцию, принадлежат перу различных
политических эмигрантов. Среди рукописей можно найти художественные
произведения, исторические очерки и воспоминания. Помимо того личные письма
известного писателя русской эмиграции И.С. Шмелева, собранные в коллекции Раисы
Земмеринг, дадут уникальную возможность взглянуть на жизнь Шмелева в эмиграции.
Исходя из этого краткого обзора микрофильмированных коллекций, становится
очевидным, что эти материалы предлагают важные, ранее недоступные первоисточники
для исследования русской истории, а также жизни эмигрантов, обосновавшихся в
Соединенных Штатах. Данные материалы по достоинству привлекут академический
интерес исследователей русской и церковной истории, и также истории русской
диаспоры, позволяя заново пересмотреть академическую полемику в этих областях.
Микрофильмирование этих коллекций и организация справочно-поискового аппарата
к ним стали возможны благодаря щедрому гранту Национального фонда развития
гуманитарных наук и вкладу Гуверовского института и Свято-Троицкой духовной
семинарии. Микрофильмы данных коллекций доступны в читальных залах архивов
Гуверовского института и Свято-Троицкой духовной семинарии. Оригинальные
материалы хранятся в архиве Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле,
Нью-Йорк. Запросы на публикацию материалов должны направляться в архив
Свято-Троицкой Семинарии по адресу электронной почты: info@hts.edu
За дополнительной информацией можно обращаться к Владимиру Цурикову,
архивариусу проекта.
"Свято-Троицкая духовная семинария/Патриархия.ru"
Библиотека ПСТГУ начала работу по оцифровке библиотечных каталогов
Библиотека ПСТГУ одной из первых среди духовных школ, входящих в состав
Учебного комитета Русской Православной Церкви, начала работу по переводу
традиционных библиотечных каталогов на бумажных носителях в электронный вид.
В качестве программного обеспечения для этого используется современная
многофункциональная автоматизированная библиотечно-информационная система ИРБИС
(разработка ГПНТБ, Москва).
Целью создания электронного каталога было стремление дать читателям
возможность осуществлять многоаспектный поиск в фондах Библиотеки ПСТГУ и
открыть им свободный доступ к ее информационным ресурсам.
Электронный каталог Библиотеки ПСТГУ содержит библиографические описания
книг, брошюр, периодических изданий, авторефератов, диссертаций, материалов
конференций, поступлений художественной литературы, аудио-, видеоматериалов,
компакт-дисков. Библиографическое описание учитывает особенности составления
полей лиц духовного звания. Стандартный поиск в электронном каталоге возможен по
автору, заглавию, ключевому слову. Кроме того, пользователи могут осуществлять
расширенный и профессиональный поиск, а также поиск по словарю не только на
русском, но и на любом другом языке.
"Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru"
Президент Белоруссии поддержал идею выдачи кандидатам и докторам богословия
дипломов государственного образца
В пятницу 27 марта в зимнем саду Дома милосердия Всехсвятского прихода
состоялась традиционная встреча членов Синода Белорусской Православной Церкви с
президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
На встрече был поднят вопрос об уравнивании в правах ученых степеней и званий
духовных и светских вузов. Хотя Министерство труда и соцзащиты республики
положительно решило вопрос с кандидатскими и докторскими доплатами
преподавателям, имеющим богословское образование, кандидатам и докторам
богословия пока отказывают в выдаче дипломов государственного образца, ссылаясь
на то, что процедуры присвоения ученых степеней и званий в духовных и светских
вузах различны, сообщает сайт Президента Белоруссии.
Президент поддержал идею выдачи кандидатам и докторам богословия дипломов
государственного образца. «Я не совсем понимаю, почему мы не можем решить этот
вопрос, приравняв эти дипломы, — сказал глава государства. — У нас в светском
образовании сегодня расплодилось столько липовых кандидатов, многие из которых,
скорее всего, не дотягивают до уровня богословов, защищающих диссертации».
Александр Лукашенко считает необходимым, чтобы Высшая аттестационная комиссия
(ВАК) выработала систему оценки богословских диссертаций. «А если в ВАКе нет
соответствующих специалистов, чтобы оценивать эти работы — давайте пригласим
туда соответствующих экспертов, в том числе, возможно, из России и других
стран», — предложил президент.
"Патриархия.ru"
Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю
200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя
В год празднования 200-летия со дня рождения всемирно известного русского
мыслителя, писателя и драматурга Николая Васильевича Гоголя обращаюсь ко всем,
кому дорога его память. Сегодня в разных странах проходят литературные вечера,
конференции и памятные мероприятия, приуроченные к знаменательному юбилею. То,
что 2009 год официально объявлен ЮНЕСКО Годом Гоголя, красноречиво
свидетельствует о непреходящем значении его творчества для мировой культуры.
Во времена духовного кризиса, когда размываются нравственные понятия, а вера
сталкивается со множеством вызовов, произведения Гоголя ярко и убедительно
свидетельствуют о евангельской истине. Знаток человеческой души, Гоголь открыто
и прямо говорит о том, что человек становится личностью только тогда, когда он
пребывает в общении с Богом. Изобличая душевные пороки и духовную слепоту,
писатель в то же время призывает человека к покаянию и очищению, взывает к его
лучшим сторонам и побуждает к нравственному самосовершенствованию.
Особую заботу Гоголь проявлял о судьбе народа, в лоне которого он родился и
состоялся как личность. С чувством тревоги и надежды задавая вопрос: «Кто, зная
все силы и свойства, и всю глубину нашей природы, мог бы устремить на высокую
жизнь русского человека?», — Николай Васильевич со своей стороны сделал очень
многое, чтобы вдохновить своих соотечественников на жизнь в соответствии с
христианскими идеалами.
Сегодня, пытаясь отыскать свое место в глобальном мире, народы исторической
Руси задаются вопросами «кто мы?» и «как нам жить?». Великий писатель Руси ясно
определил их принадлежность к православному миру. В этом состоит его понимание
подлинного патриотизма и любви к ближнему. Н.В. Гоголь воспевает единство и
самобытность православной цивилизации, и вместе с тем, говорит о ее
общечеловеческом значении.
Николай Васильевич принадлежит всему русскому миру, как народам исторической
России, так и ее чадам, находящимся в рассеянии. Проведя детство и юность в
украинской глубинке, а зрелые годы в центральной России, Н.В. Гоголь всегда
считал себя частью Великой Руси, о судьбе и назначении которой много и серьезно
размышлял на страницах своих произведений. Будем всегда помнить его слова о
любви к Родине: «Не полюбивши России, не полюбить Вам своих братьев, а не
полюбивши своих братьев, не возгореться Вам любовью к Богу, а не возгоревшись
любовью к Богу, не спастись Вам».
Нет на пространстве Руси человека, который не был бы хоть в какой-то степени
знаком с творчеством Н.В. Гоголя. Дети замирают перед очарованием «Вечеров на
хуторе близ Диканьки», молодые люди восхищаются храбростью и сопереживают
тяжести мучительного нравственного выбора Тараса Бульбы, взрослые читатели
стараются сквозь слышимый смех различить «невидимые миру слезы» «Ревизора» и
«Мертвых душ». Каждый человек в любом возрасте находит пищу для ума и сердца в
правдивой и искренней прозе любимого писателя.
Гораздо меньше людей знакомо с тем мировоззрением, в рамках которого
рождалось оригинальное творчество Н.В. Гоголя. Его наблюдения и размышления над
человеческой природой основывались на серьезном знании и опыте следования
православной святоотеческой традиции. Сам Н.В. Гоголь, всю жизнь остававшийся
человеком глубоко верующим, несомненно придавал духовному измерению своей жизни
и творчества первостепенное значение. В своих трудах, особенно в «Размышлениях о
Божественной Литургии» и в «Выбранных местах из переписки с друзьями», он
выступал в качестве последовательного защитника веры и проповедника христианских
идеалов. Помышляя о монашестве, Н.В. Гоголь и в миру старался вести жизнь
аскетическую. Не имея ни семьи, ни постоянного места жительства, ни больших
сбережений, он вверял свою судьбу воле Божией и умер Великим постом,
соборовавшись и причастившись Святых Христовых Таин.
К сожалению, посмертная судьба Н.В. Гоголя оказалась не менее сложной, чем
его жизненный путь. Общество конца XIX века, образованное и «прогрессивно
мыслящее», неоднозначно воспринимало литературные и религиозно-философские опыты
писателя. Не находили понимания такие взгляды и в богоборческое время. Тогда же
была вскрыта могила Гоголя, а его останки перезахоронены. Вместо черного камня
«голгофы» над местом захоронения был воздвигнут новый монумент «великому
русскому художнику слова от советского правительства».
Отношение к самой личности Н.В. Гоголя претерпевало порой неожиданные
метаморфозы – его объявляли то религиозным фанатиком, то сумасшедшим, то
самоубийцей. И современное общество еще во многом далеко от понимания подлинного
значения творческого наследия Н.В. Гоголя.
Наш долг перед памятью великого русского писателя сегодня состоит не только в
восстановлении его могилы в Даниловом монастыре, но и в возвращении людям его
творчества, отражающего силу духа личности Гоголя.
Да упокоит Господь душу раба Божия Николая в селениях праведных, и память его
да будет в род и род.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Пресс-служба Московской Патриархии
"Патриархия.ru"
Протоиерей Александр Новопашин: «Я предпочитаю тяжелую атлетику»
Интервью для
журнала "Гладиатор"
Протоиерей Александр Новопашин, настоятель собора св. Александра Невского,
относится к людям, которых «видать за версту» даже в «штатской» одежде. Сила,
которая прямо «топорщится» изнутри, какой-то особенный, очень приметный дух,
сразу располагают. Именно поэтому, встретив его на «Сибирской ярмарке» среди
членов жюри выставки «СпортСиб», я решила обязательно продолжить разговор в
интервью.
Слушая настоятеля, на его примере и примере людей, о которых он говорит, в
очередной раз убеждаюсь, что люди успешные предпочитают активный образ жизни.
Они просто имеют власть над собственным телом, не идя на поводу у лени и
слабости, и предпочитают держать себя в форме.
— Вот народный артист России Владимир Зельдин — настоятель показывает свой
фотоархив с фестиваля «Киношок», куда его уже традиционно приглашают. — Ему 92
года, он каждый день делает пробежку, обязательно каждое утро продолжительное
время плавает, старательно «держит форму». Актеры Сергей Маховиков, Александр
Песков — мы с ними почти одногодки, а как выглядят, тоже обязательно занимаются
спортом, ходят в тренажерный зал. Я хорошо знаком с Сосо Джачвлиани
вице-президентом Федерации армреслинга Грузии - он глубоко православный человек,
потрясающий спортсмен.
В нашем сознании церковнослужитель как-то отгорожен от «мира людей», беседа с
протоиереем о спорте для вас нечто странное? Помню, я в детстве услышала, как
кто-то из взрослых рассказывал, что встретил священника, обутого в кроссовки — я
была очень удивлена…
- Мало кому известно, что, например, Патриарх Московский и всея Руси Алексий
II любил с юных лет мотогонки, и даже имел юношеский разряд по гребле. - Говорит
настоятель мощным, поставленным голосом. - Многие смотрят по ТВ утреннюю
проповедь Высокопреосвященнейшего митрополита Кирилла. А ведь он является
кавалером Золотого ордена Международной Федерации самбо.
Многие священники занимаются различными видами спорта, только среди моих
знакомых есть такие, которые занимаются каратэ, дзюдо, джиу-джитсу, я вот
предпочитаю тяжелую атлетику. С восьмого класса люблю штангу, три раза в неделю
обязательно хожу в спортзал, где с некоторыми нашими священниками и прихожанами
мы занимаемся спортом в меру своих сил.
Более того, у нас в городе есть несколько секций, занятия в которых ведут
православные инструктора, но там занимаются в основном по стилю Алексея
Алексеевича Кадочникова, да я и сам увлекался этим стилем. Алексей Алексеевич,
кстати, венчался в нашем храме, приезжал специально с супругой, мы с ним
дружим...
Я, кстати, являюсь членом попечительского совета спортивного клуба боевых
искусств «Сибирский Барс», который входит в Сибирскую и Московскую Ассоциации
джиу-джитсу. Отец Константин, ключарь нашего собора имеет первый разряд по самбо
и дзюдо. Трое из его пяти сыновей успешно занимаются вольной борьбой. Другой
батюшка регулярно посещает тренировки по хоккею. В общем, вы видите, что
противоречий здесь нет — быть верующим и заниматься спортом.
Еще в 190 году знаменитый учитель первохристианской церкви Климент
Александрийский писал, цитирую:
«Борьба же, нами дозволяемая, должна проводиться не ради какого-нибудь
суетного состязания, а для вызова испарины на теле; и не с бахвальством своей
ловкостью должно приступать к ней... а в интересах столь необходимого и столь
полезного здоровья». И хотя святой Климент говорит здесь о борьбе, данная мысль
справедлива и по отношению к другим видам спорта. Просто, когда это превращается
в состязание ради первенства, в фанатизм, человек может переступать через голову
ближних и, чтобы этого не случилось, конечно, нужна крайняя осмотрительность. Не
жизнь для спорта, а спорт для жизни, а когда что-то начинает порабощать и
становится для нас идолом, — это уже опасно.
Крайности во всем вредны.
Все должно быть разумным. Ведь всякая чрезмерность и страстные увлечения
уводят человека от духовного развития.
Есть в Русской Православной Церкви святой — святитель Николай Касаткин, он,
будучи архиереем на японской кафедре, благословлял семинаристов приезжать из
России в Японию для изучения дзюдо с целью дальнейшего преподавания этого вида
спорта в России.
Церковь не отрицает того, что молодой человек должен уметь за себя постоять.
И если православный юноша желает заниматься в спортивной секции, где его научат
защитить себя, своих родных, друзей от людей, которые понимают только силу, в
этом нет ничего плохого. В подтверждение такой «спортивной политики», Церковь
стала даже открывать при приходах соответствующие секции. Так, например, в одной
из башен Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в Сергиевом Посаде, открылся
подростковый клуб самбо. В Новосибирской епархии действуют несколько
военно-патриотических юношеских летних лагерей.
- С апреля начнется очередной призыв, а молодежь от армии бежит, и не только
в нашей стране… что ж, сила сейчас не у всех в почете.
- Поговорим о нашей стране. Я в свое время отслужил в Советской Армии
положенные два года. Господь учит нас: «Нет больше той любви, как если кто
положит душу свою за друзей своих». Ведь, что бы мы ни говорили, но все
нуждаются в защите, а «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в
безопасности его имение» сказано в 11-й главе Евангелия от Луки.
Православие не является пацифистской организацией, напротив, Православная
Церковь призывает защищать Родину, в том числе и с оружием в руках. Но сейчас
немало ребят заявляют, что не хотят учиться стрелять и вообще держать в руках
оружия, но свой долг перед Родиной они якобы согласны исполнить и служить
альтернативно, т. е. помогать в больницах и т. д.
Часто это юноши, имеющие некоторые убеждения, но не православные. Они стоят
на определенных пацифистских позициях, на не причинении вреда другому человеку,
но при этом не уклоняются от исполнения своего долга перед обществом, можно еще
признать этот подход нравственно оправданным. Но только в том случае, если за
всеми красивыми словами не стоит трусость, либо поиски другого более легкого
пути. Нередко такой человек склонен скрывать внутренние свои побуждения в
красочной обертке, на самом деле не отражающей его суть. Поэтому каждый,
требующий альтернативной службы, честно переспросил бы себя: ну, так все же, я
на самом деле не хочу стрелять из автомата, или мне хочется оказаться в более
легкой ситуации?
Кого-то, конечно, пугает и такое явление как «дедовщина», но больше по
рассказам отслуживших в армии. Но этот вопрос уже к тем, кто должен наблюдать за
соблюдением дисциплины в вооруженных силах.
Ольга Салий
"nevskiy.orthodoxy.ru"
Протоиерей Вячеслав Пушкарев о взрыве ленинского истукана в Петербурге…
Нельзя забывать библейский факт, что мы не просто христиане, мы антиязычники
– борцы со всяким проявлением этого способа служения дьяволу. И потому мы не
должны просто жить рядом с истуканами, ради которых были принесены в жертву
почти сто миллионов лучших русских людей – наших родственников. Мы не должны
молчать. Все памятники мятежникам, преступникам, человекоубийцам и, тем более,
их вождю, Ленину, должны быть снесены!
Взрыв ленинского истукана в сердце Санкт-Петербурга прогремел как набат,
призывающий русский народ избавиться от всяческих рецидивов
человеконенавистнического времени восьмидесятилетнего большевистско-языческого
ига. Каждому христианскому антиязычнику пришла повестка встать в строй духовных
борцов с тянущим нас ко дну ада наследием безбожного язычества.
Не согласен только с избранным методом борьбы. Понятно, что вы поступили по
Ветхому Закону, который говорит: «…разбейте истуканы богов их, и истребите имя
их от места того» [Втор.12:3]. Но сейчас мы живем в Новом Завете, и методы нашей
борьбы заключены более в словах проповедей и молитв. Такое бомбометательство мы
уже видели в прошлой нашей горькой истории, и пользы оно нам не принесло. Тем не
менее, хочется сказать авторам взрыва слова благодарности. Спасибо Вам! И вместе
с тем мы настойчиво просим вас отказаться от подобных методов. Это не наши, не
христианские методы. Не стоит уподобляться язычникам и самому Ленину. Великий
князь русский Владимир, когда сносил языческие истуканы, все же еще оставался
отчасти человеком, по ментальности, ветхозаветным, да и время тогда, в
идеологическом смысле, было значительно проще. Люди мыслили просто: «Да-да!
Нет-нет!». Теперь же подобные акты справедливости могут вернуть нас во времена
братоубийственной розни. Да не будет этого!
Время сейчас критическое, и виноваты в нем не В. В. Путин с Д. А. Медведевым,
а именно губительное наследие Ленина – человекоубийцы, цареубийцы. Именно он,
став ультра-сектантом от марксизма, бандитским образом напал с оружием в руках
на наше христианское самосознание, воспользовался его добротой, любовью к
ближним и всепрощением для того, чтобы его же совершенно уничтожить и водворить
во всем мире антихристову модель жизни без Иисуса Христа. Именно он заложил
экономические мины под нашу страну, желая уничтожить ее самобытность. Удалось
ему это? Нет! Значит, Ленин был совершенно не прав, и потому вердикт истории для
него уже прозвучал. Ленин должен уйти совсем! Ленин должен уйти из наших сердец
и из нашего поля зрения! Не было в нем ничего хорошего! Он был предтеча
Антихриста.
Нельзя забывать библейский факт, что мы не просто христиане, мы антиязычники
– борцы со всяким проявлением этого способа служения дьяволу. И потому мы не
должны просто жить рядом с истуканами, ради которых были принесены в жертву
почти сто миллионов лучших русских людей – наших родственников. Мы не должны
молчать. Все памятники мятежникам, преступникам, человекоубийцам и, тем более,
их вождю, Ленину, должны быть снесены! Но сделано это должно быть законным
образом, то есть через суды и через СМИ. Кто-то способный должен подать иск в
суд на Ленина за истребление своих личных родственников, и, наверное, первыми
это должны сделать члены семьи Царственного Дома Романовых. Ленин должен быть
официально (пусть и заочно) осужден за мятеж и свержение законной власти, за
убийства невинных людей, за голод и разруху. Только взрывать, пожалуйста, больше
ничего не нужно!
Мы не должны оставаться тютями – матютями. Ленин должен быть низвергнут с
пьедестала Русской истории как преступник, и весь ореол его революционной
«святости» мы должны смыть добрым, но обоюдоострым словом Иисуса Христа, а еще –
нашей активной христианской жизненной позицией.
Протоиерей Вячеслав Пушкарев, заведующий миссионерским отделом Иркутской
епархии,
специально для «Русской линии»
ОТЕЦ СЕРГИЙ (РЫБКО): ОТ ПАМЯТНИКОВ ЛЕНИНУ ПОРА ИЗБАВЛЯТЬСЯ
Игумен Сергий (Рыбко). Фото «Огонек»Известный православный миссионер игумен
Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на
Лазаревском кладбище, в связи со взрывом памятника Ленину в Санкт-Петербурге дал
интервью корреспонденту Regions.ru.
Добрый день, отец Сергий, каково ваше мнение по поводу событий в Петербурге,
где взорван памятник Ленину?
Я только надеюсь, что, может, найдутся ещё нормальные русские люди, которые
смогут сделать что-то подобное. А что господин Зюганов обидится, так это не
страшно. Хватит на них смотреть - вон, Европа уже страдает от избытка
толерантности. Нужно же, наконец, внятно сказать, что добро есть добро, а зло
есть зло. То, что связано с Лениным и с коммунизмом вообще, для меня как
русского человека - несомненное зло. Чем раньше это зло будет искоренено во всех
его видах, символах, памятниках и так далее, тем скорее Россия начнет обращаться
к тем корням и истокам, на которых она стояла тысячу лет и была великой
державой.
Действия взорвавших памятник - агрессивны. Может все же не стоит прибегать
именно к таким мерам?
Как говорил Федор Михайлович Достоевский - любая революция не стоит того,
чтобы плакал хоть один ребенок. Но я думаю, что в данной ситуации никто и не
плачет.
А что до обид , то у меня же никто не спрашивает, обижен я или нет в тех или
иных случаях. К примеру, когда проходили дни российской культуры в Индии, туда
поехали предприниматели, хоры, балалайки, но ни один наш священник туда не
ездил. Когда проходят сейчас дни индийской культуры, в числе прочих приезжают
индийские гуру, учителя йоги. Мне это обидно. Лекции и семинары о православии в
Индии, выходит, невозможны, а индийские проповедники в рамках культурного
события могут здесь делать, что хотят. Такого рода толерантность я не понимаю.
То же касается и коммунизма. Хорошо, что в последнее время стали, хоть и
робко, появляться фильмы о белом движении, - к примеру, «Адмирал», в котором на
фоне общей необъективности в нормальном русле показал Колчак, и замечательный
фильм «Господа офицеры: Спасти императора». Но сколько накопилось литературы,
которая просто порочит честь русского офицера, русского солдата, - да взять те
же произведения Пикуля.
У толерантности есть границы. Ленина пора выбрасывать. Я благословляю людей,
которые это сделали и, повторюсь, надеюсь, что найдутся люди, которые смогут
сделать что-то подобное еще где-нибудь России. Ведь в любом городе, даже в
маленьком городке, мы непременно увидим улицу Ленина, и везде стоит этот идол.
Мне как русскому человеку неприятно его видеть, у самого руки чешутся отбить
что-нибудь или хотя бы облить краской.
С надеждой, что восстанавливать памятники Ленину никто уже не станет?
Ещё Святейший патриарх Алексий II говорил о событиях путча так: «Я вижу, что
коммунистическая идеология в России никогда не будет уже главенствующей». Если
кто-то хочет видеть коммунизм - пускай живут в своих коммунистических
резервациях, российское общество это позволяет. Но навязывать нам свою идеологию
с этими символами – это несправедливо, нетолерантно, недемократично. Почему
улица, площадь, закоулок Ленина есть в любом городе, есть такие названия, как
коммунистический тупик, а нет улицы Колчака, улицы императора Николая II? У меня
храм на улице Советской армии - мне это неприятно. Надо, чтобы он стоял на улице
хотя бы российской армии, а лучше - белой армии.
Вы думаете, решение о сносе памятников следовало бы оформить каким-то указом?
Да, это следовало бы сделать, и это вполне можно было бы сделать, но, мне
кажется, наши руководители порой излишне толерантны, - или слишком боятся. Время
для такого указа назрело - можно даже провести референдум, чтобы в этом
убедиться. В нашем прошлом было много черного и грязного, и очень многое из
этого связано с коммунизмом. Страна же была практически уничтожена и до сих пор
лежит в руинах. Этот режим нужно изобличить, чтобы неповадно было нашим
потомкам. Особенно сейчас, когда в связи с экономическим кризисом уже опять
начинают почитывать «Капитал» Карла Маркса и прочую дребедень, которая ничего
никогда не решала.
"ИА Русские новости"
|