И УМРЕТ АПРЕЛЬ, И РОДИТСЯ ВНОВЬ, И ПРИДЕТ УЖЕ НАВСЕГДА
Он стал
символом целого поколения,
выразителем его мыслей и
настроений. Отсюда - полные
залы и даже стадионы на
каждом концерте. Его песня
"Мы ждем перемен" стала
своего рода гимном молодежи
восьмидесятых - девяностых.
А ведь написана она в те
времена, когда на перемены
не надеялись даже самые
смелые оптимисты... Однако в
его творчестве есть и такие
песни, которые вполне можно
рассматривать как притчи,
сквозь которые Светом Тихим
сияет нам вера Христова.
Пасхальная
радость
В светлые апрельские дни
Святой Пасхи человечество
испытывает необыкновенную,
неземную радость от события,
которое стало основой и
сутью христианства, -
Воскресения Христова. Пасха
- это дарованная нам победа
над смертью. В Воскресении
Христовом возвещается нам
конец наказания, отпущение
грехов, освящение,
искупление, усыновление и
наследия Небес: Бог на земле
- человек на Небе; все в
соединении. Отныне диавол
посрамлен и смерть связана,
рай открыт и воскресла
великая надежда на будущее.
"Мы росли в
душной атмосфере:"
Немало написано и спето о
месяце апреле, но одна песня
отобразила в себе такие
чаяния, которые близки почти
каждой человеческой душе.
Поэт, певец, композитор
Виктор Цой - один из
немногих музыкантов, чьи
песни навевали и навевают
искреннюю надежду, которая
заключалась в поиске Истины.
Как пишет бывший приверженец
движения хиппи из поколения
тех, кто родился в Советском
Союзе в 1960-е годы, ныне
священнослужитель игумен
Сергий Рыбко: "Мы росли в
душной атмосфере
социалистических строек,
пролеткульта, пятилеток и
комсомольских собраний, и
перед нами разворачивались
только два пути: первый -
покривив совестью
расхваливать "мудрую роль
партии", продвигаясь по
комсомольской, партийной или
производственной лестнице,
второй - пить. О Боге мы не
знали. Лгать и пить не
хотели, поэтому начали
протестовать и выразили свой
протест через музыку. В
отличие от западного
социального протеста, где
религия не была гонима, наш
протест, который выражался в
поиске, имел духовную
направленность".
Люди с таким образом мыслей
никак не вписывались в
советскую действительность,
точно так же, как туда не
вписывалось христианство. Но
были те, с кем всегда
пребывала надежда на
грядущее торжество Истины:
несколько тысяч молодых
людей, интеллектуалов,
философов, музыкантов, и
среди них - Виктор Цой. Его
песню "Апрель" по праву
можно назвать христианской,
хотя автор ее строк
сознательно мог и не
вкладывать религиозный смысл
в слова песни. Но мы знаем,
что в некоторых православных
храмах России, в том числе в
Успенском соборе Московского
Кремля, на стенах храма
существуют фрески с
изображением античных
философов Платона и Сократа,
которые по сути своей не
могли быть сознательными
христианами, но чьи труды
неоднократно использовались
при составлении и изложении
христианского вероучения.
Так и Виктор Цой мог
подспудно выражать свою
надежду на приход Апреля,
который "приведет за собой
весну и рассеет серых туч
войска".
Над землей -
мороз,
Что не тронь - все лед,
Лишь во сне моем поет
капель.
А снег идет стеной,
А снег идет весь день,
А за той
стеной стоит апрель.
"Цепи ада
облекли меня:"
Все люди,
начиная от грехопадения
Адама и на протяжении всего
ветхозаветного периода,
испытывали необычайную
скорбь и уныние по поводу
потерянного блаженства в
загробном бытии. В песни об
этом говорится: "Над землей
- мороз, что не тронь - все
лед".
И священные писатели
говорили об этом же: "До
основания гор я нисшел,
земля своими запорами навек
заградила меня; Но Ты,
Господи Боже мой, изведешь
душу мою из ада" (Иона 2:7).
"Цепи ада облекли меня, и
сети смерти опутали меня"
(Ос 13:14). Так, изливая
свою печаль, говорили
ветхозаветные праведники, но
надежда на спасение души
своей из ада преисподнего
жила в них: "Ибо Ты не
оставишь души моей во аде и
не дашь святому твоему
увидеть тление" (Пс 16:10)
Автор же песни выразил это
словами: "Лишь во сне моем
поет капель".
Нам кажется, что это было
так давно и настроения того
времени никак не касаются
нас. Это большое
заблуждение. Ветхозаветный
взгляд на жизнь основывался
на отрицании воскресения
(только праведные люди имели
упование), а это непременно
сказывалось на их поступках
и образе жизни. К примеру,
отрицая суд Божий после
смерти, воздаяние за добро и
зло, человек при жизни
заменил суд местью - злом за
зло. Изрядно приевшийся
современный жизненный
принцип "возьми от жизни
все" как раз и зарождается
на этой ветхозаветной почве
бессмыслицы, уныния, пустоты
и безверия: ешь, пей,
веселись, потому как один
раз живем. Так ветхий и
новый человек оказываются
поражены одной язвой
пустоты, внутреннего
оцепенения, душевной зимы.
Но люди чувствуют, что под
снегом и льдом - живая
земля, и во сне многих
зазвучала капель надежды на
обновленную жизнь.
А снег идет
стеной,
А снег идет весь день,
А за той
стеной стоит Апрель.
Преодолеть
завесу
"А снег идет
стеной:" И вот, когда
ощущаешь глубоко-глубоко в
себе жизнь, все-таки очень
трудно преодолеть стену
снегопада из ненавистных
туч, которые застят от нас
солнце и посыпают колючим
снегом, который сбивает с
пути. Снег - символ наветов,
искушений и страстей,
посылаемых от врага рода
человеческого - диавола. И
снег идет весь день - всю
нашу жизнь. Недаром Ф.М.
Достоевский говорил о сердце
как о поле битвы, где диавол
борется с Богом. Но
преодолев эту мрачную
завесу, мы встречаем
Воскресшего Христа: "А за
той стеной стоит Апрель".
"Он придет и приведет за
собой весну". Как весна -
символ жизни, так и приход
Христа означает конец
суровой зимы зла и безверия:
всё, ад посрамлен, рухнули
ледяные оковы греха, не
дающие человеку приблизиться
к Богу, и легионы бесовские
бегут от Лица Воскресшего
Спасителя, "и рассеет серых
туч войска".
И вот наконец мы можем
заглянуть в Его глаза, а "на
нас из глаз Его посмотрит
тоска". Это тоска -
сожаление о том, что и после
Христовой победы над смертью
и грехом многие люди не
открывают Господу дверей
своего сердца ("Се стою у
двери и стучу. Если кто
услышит голос Мой и отворит
дверь, войду к нему и буду
вечерять с ним, и он со
Мною" - Откр 3:20), не хотят
принять в себя Благодать
Божию. Пророк Исаия по этому
поводу писал: "Народ сей
ослепил глаза свои и
окаменил сердце свое, да не
видят глазами и не уразумеют
сердцем, и не обратятся,
чтобы Я исцелил их" (Ис
6:9-10). И по сей день живет
в наших сердцах хладность и
бездейственность, а ведь
врата Рая открыты всем -и
те, чьи "откроются двери
домов", обретут радость от
встречи с Господом.
"Да ты садись, а то в ногах
правды нет". Там уже не
будет ветхозаветного страха,
но воссияет Божественный
Свет любви. "А когда мы все
посмотрим в глаза Его, То
увидим в тех глазах Солнца
свет". И Священное Писание
свидетельствует нам об этом:
"Ибо Господь Бог есть солнце
и щит. Господь дает
благодать и славу" (Пс
83:12). "Я свет, пришел в
мир, чтобы всякий верующий в
Меня не оставался во тьме"
(Ин 12:46).
Страдания
Христовы
"На теле ран не счесть,
нелегки шаги". По
человеческой своей природе
Христос претерпевал страшные
муки, тяжелыми шагами неся
Крест на израненном и
изувеченном теле к месту
казни. Пророк Исайя так
говорит об этом: "Он взял на
Себя немощи наши и понес
наши болезни: Он изъязвлен
был за грехи наша и мучим за
беззакония наша; наказание
мира нашего было на Нем, и
ранами его Мы исцелились" (Ис
53:4-7).
Но "лишь в груди горит
звезда": при таком
измученном физическом
состоянии Его Божественное
естество животворит
человеческую природу, Оно
выше всей этой физической
боли, и Звезда эта не
меркнет, а горит все ярче и
ярче по мере приближения к
Победе. Да, Господь страдал,
умер за нас, но Он и
воскрес, чтобы вечно
царствовать.
Далее в песне идут слова: "И
умрет Апрель, и родится
вновь". Человек в течение
своей жизни испытывает три
формы рождения - телом в
мир, духом в крещении и
через смерть в вечность.
Первым, Кто преодолел смерть
и вошел в вечность
победителем, был Господь наш
Иисус Христос.
Время вечной
весны
"И придет уже
навсегда", и тогда настанет
время вечной весны, когда
Господь явит себя не в
немощи, а в полной славе, и,
смывая обломки льда сомнений
с человеческой души, бурным
потоком ринется в наш мир
Вечная Жизнь.
В повседневном густом и
непроглядном снегопаде зла,
пороков и страстей наша душа
дезориентирована. Ей тяжело
найти путь, ведущий к
Истине. Несмотря на духовную
непогоду мы все-таки должны
идти вперед, пусть и
блуждая, но с Божией помощью
мы придем к цели. И как
Господь Своими пречистыми
руками взял на Себя крест
наших страданий и грехов и
пошел на гору Голгофу, так и
наше сердце всем своим
существом должно устремиться
за Ним сквозь непогоду и
преграды, ведь за ними стоит
тот самый Апрель.
Как некогда Спаситель
пострадал, умер, сошел во ад
и воскрес, так и мы теперь
сострадаем, соумираем Ему,
сходим с Ним во ад и,
главное, совоскресаем с Ним.
Воскресение Христа - это
дарованная нам победа. Пасха
- это не просто праздник,
это суть христианства.
Пасхальные события - основа
христианской проповеди. Само
пришествие в мир Слова
означает суд, состоящий в
том, что те, кто от света,
принимают Свет, устремляются
к Нему и освящаются, а те,
чьи дела злы, любят более
тьму и ненавидят Его (Ин
3:19-21). И это разделение -
на все времена.
P.S.
А песня, конечно же,
останется только песней, но
те, кому дано от Господа,
увидят в ней нечто большее:
Над землей -
мороз, что не тронь - все
лед,
Лишь во сне моем поет
капель.
А снег идет стеной, а снег
идет весь день,
А за той
стеной стоит Апрель.
А Он придет и
приведет за собой весну,
И рассеет серых туч войска.
А когда мы все посмотрим в
глаза Его,
На нас из глаз Его посмотрит
тоска.
И откроются двери домов,
Да ты садись, а то в ногах
правды нет.
А когда мы все посмотрим в
глаза Его,
То увидим в
тех глазах Солнца свет.
На теле ран
не счесть, нелегки шаги,
Лишь в груди горит звезда.
И умрет Апрель, и родиться
вновь,
И придет уже
навсегда.
В. Цой.
"Апрель"
Диакон Константин Киосев