Издательский Совет проводит III конкурс
"Просвещение через книгу"
Конкурс проводится с целью объединения
усилий церковных и светских издательств по выявлению изданий
и программ, соответствующих высоким нравственным идеалам
духовного просвещения и патриотического воспитания, а также
привлечения общественного внимания и издательского интереса
к воспитанию подрастающих поколений в духе истинных
христианских ценностей.
К участию в конкурсе принимаются издания на русском
языке, вышедшие в свет в период с 1 октября 2007 года по 15
сентября 2008 года.
Для участия в конкурсе необходимо до 15 сентября 2008
года выслать заявку установленной формы и пять экземпляров
изданий по адресу: г. Москва, ул. Погодинская, д.2 стр.2,
Издательский Совет РПЦ.
Объявление итогов конкурса и награждение победителей
состоится на церемонии торжественного закрытия ежегодной
церковно-общественной выставки-форума "Православная Русь - к
Дню народного единства" в ноябре 2008 года в Москве в ЦВЗ
"Манеж".
Победитель в каждой номинации будет награжден дипломом
лауреата, денежной премией и памятным подарком.
Книги, предоставленные на конкурс "Просвещение через
книгу", примут участие в благотворительной акции.
Издательский Совет РПЦ
Колокола Данилова монастыря после
80-летнего перерыва вновь зазвучали в России
Хор Даниловских колоколов впервые зазвучал
7 сентября в России спустя почти 80 лет перерыва. Торжества
в честь их прибытия из США после вынужденной "эмиграции"
состоялись на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга. 17
исторических благовестов, проделав долгий путь из Америки
через океан, доставлены сюда из морского порта северной
столицы.
Встречу национальной реликвии предварила Божественная
литургия в Исаакиевском соборе, которую возглавил митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Крестный ход вышел
из храма к смонтированной на площади временной звоннице.
По словам владыки Владимира, возвращение колоколов -
свидетельство "наступившей в России после многих лет
официального атеизма религиозной свободы". Такого же мнения
придерживаются вице-губернатор города Виктор Лобко,
отметивший, что "много лет назад колокола провожали без
почестей, зато с почестями встречают".
Маршрут возвращения национальной реликвии на родную землю
практически повторил путь, которым ее в 1930 году вывозили
за пределы России. Тогда один из немногих сохранившихся в
мире тяжеловесных колокольных ансамблей был продан в США:
это спасло национальное достояние от переплавки после
закрытия советскими властями Свято-Данилова монастыря.
Приобретенные промышленником Чарльзом Крейном по цене бронзы
ее колокола долгие годы украшали башню Гарвардского
университета.
Впервые попытки вернуть в Россию уникальный ансамбль
колоколов были предприняты в середине 1980-х. После
переговоров с Гарвардским университетом, организованных
патриархом Алексием II и фондом "Связь времен", а также
после подписания в марте 2007 года соглашения о возвращении
в Россию 18 старинных колоколов в Воронеже под руководством
Общества церковных звонарей были отлиты их точные копии. При
этом было решено передать в дар Гарварду еще два колокола.
Они не будут являться частью ансамбля университета.
Звонница основанной в XIII веке обители была самой
известной в Москве после кремлевской. По качеству звучания
набор Даниловских колоколов считается лучшим в мире из
сохранившихся до нашего времени. Самый тяжелый благовест
весит 12 тонн, а самый старый был подарен обители в XVI веке
царем Федором Иоанновичем. После возвращения колоколов на
родину в Гарварде остались их точные копии, отлитые на
воронежском заводе "Вера".
Из Санкт-Петербурга колокола начали путь по России - их
погрузили на специальный транспорт и отправили через
Новгород и Тверь в Москву.
В Даниловом монастыре пройдет торжественная церемония
освящения исторической звонницы и передача колоколов
обители, после чего состоится первый звон в монастыре во все
доставленные колокола.
Первый из 18 колоколов исторической звонницы
Свято-Данилова монастыря был доставлен в сентябре 2007 года
из Нью-Йорка в Москву.
ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru/Интерфакс-Религия
В Голландии вышла в свет монография
архимандрита Кирилла (Говоруна)
Международное академическое издательство "Брилль"
выпустило в свет монографию председателя Отдела внешних
церковных связей Украинской Православной Церкви архимандрита
Кирилла (Говоруна) "Will, action and Freedom. Christological
Controversies in the Seventh Century" ("Воля, действие и
свобода. Христологические споры в седьмом веке").
Книга вышла в серии "Средневековое Средиземноморье" ("The
Medieval Mediterranean") в качестве ее семьдесят седьмого
выпуска. В основу издания положена докторская диссертация
архимандрита Кирилла, защищенная в Даремском университете
(Великобритания) в 2004 году. Работа была выполнена под
руководством профессора Эндрю Лаута (Andrew Louth).
Книга представляет собой исследование христологических
диспутов седьмого века, развернувшихся на территории
Западной и Восточной Римской империи. Исследователи развития
христологической доктрины, как правило, останавливаются на
начале седьмого века, поэтому целью автора книги было более
глубокое изучение богословских процессов, ставших следствием
полемики вокруг Четвертого Вселенского (Халкидонского)
Собора и наследия святого Кирилла Александрийского в седьмом
веке. Духовенство православной миссии на Гаити просит
молитвенной поддержки для христиан, пострадавших от ураганов
"Густав" и "Ханна"
"Ураганы "Густав" и "Ханна", обрушившиеся на многие
районы страны, вызвали на Гаити настоящую катастрофу.
Значительный ущерб нанесен и православным общинам. Наши
братья просят молитв о своей стране, о всех православных
христианах на Гаити и о всех христианах острова".
К настоящему моменту жертвами наводнений, вызванных
тропическим штормом "Ханна", стали более 500 жителей Гаити.
Об этом заявили накануне представители Офиса по координации
гуманитарных проблем ООН, действующем в этой карибской
стране.
По мнению представителей организации, количество жертв
стихии нельзя считать окончательным, так как до сих пор не
поступила информация о последствиях стихии из всех северных
районов Гаити, в наибольшей степени пострадавших от
наводнений. Наземная и телефонная связь с ними до сих пор
прервана в результате того, что ливни сильно повредили
инфраструктуру республики, которая считается самой бедной в
Западном полушарии.
По официальным данным, стихия полностью разрушила более 3
тысяч жилищ, еще 14,3 тысячи домов оказались поврежденными.
По подсчетам гуманитарных организаций, в Гаити более 650
тысяч человек нуждаются в срочной помощи. Власти
предпринимают усилия для доставки продовольствия в
пострадавшие от стихии районы, однако это зачастую
оказывается невозможным из-за того, что бурные потоки воды
разрушили дороги.
По данным Офиса ООН, 9 из 10 регионов Гаити сильно
пострадали от стихийных бедствий за последние две недели.
Десятки тысяч человек остались без крова в результате того,
что бурные потоки воды разрушили их жилища. Больше других
подвергся разрушительному воздействию стихии портовый город
Гонаив на северо-западе страны, где около 200 тысяч человек
нуждаются в срочной гуманитарной помощи.
Патриархия.Ru
Прокуратура РФ передаст часть останков
детей Царской семьи в екатеринбургский Храм-на-Крови
Об этом заявил начальник свердловского
областного бюро судмедэкспертизы Николай Неволин.
"Точка зрения следователя Владимира Соловьева официально
озвучена, и, думаю, она совпадает с мнением прокуратуры.
Фрагменты будут переданы на хранение в храм", - сказал Н.
Неволин.
По его словам, часть останков, наверное, для
"виртуального воссоединения" Царской семьи Романовых будет
передана в Санкт-Петербург, где в настоящее время хранятся
останки первого захоронения.
Ранее губернатор Свердловской области Эдуард Россель
заявил о желании возвести на территории храма стелу со
срезами всех костных останков, принадлежащих членам Царской
семьи.
В сентябре текущего года ученым удалось выделить ДНК из
крови Царя-мученика Николая Второго, обнаруженной на
хранящейся в Эрмитаже рубашке.
Останки членов расстрелянной большевиками в ночь на 17
июля 1918 года в Екатеринбурге Царской семьи были найдены в
двух захоронениях. Первое из них обнаружили в 1991 году в
урочище Ганина Яма, второе - 29 июля 2007 года недалеко от
первого в районе старой Коптяковской дороги под
Екатеринбургом.
Исследования останков из первого захоронения подтвердили
их принадлежность Романовым. Генетическая экспертиза
подтвердила и то, что останки из второго захоронения также
принадлежат детям последнего российского императора Николая
II - Великой княжне Марии и цесаревичу Алексию.
РИА Новости/Седмица.Ru
В Свято-Даниловом монастыре открылась
конференция, посвященная 25-летию возрождения обители
Свято-Данилов монастырь - древнейшая
обитель столицы, основанная в XIII в. св. князем Даниилом
Московским, сыном Александра Невского, основателем
московской княжеской династии. В 1930 г. монастырь был
закрыт, а в 1983 г. "первый на Москве" был возвращен Русской
Православной Церкви тоже первым. По благословению Святейшего
Патриарха Пимена началось его восстановление, которое
возглавил будущий Предстоятель Русской Православной Церкви,
тогда - митрополит Таллинский и Эстонский Алексий.
Патриаршее приветствие к участникам конференции зачитал
архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов). В нем
говорится об особой роли Данилова монастыря в истории
России, отмечается, что обитель была восстановлена трудами
всей Русской Церкви, содержатся личные воспоминания о
возрождении разрушенного монастыря.
"Считаю, что благодаря молитвам св. князя Даниила обитель
сейчас состоялась как монастырь", - таков главный итог
25-летия монашеской жизни в возрожденной обители и основной
вывод доклада архимандрита Алексия. Рассказывая о
современной жизни монастыря, он упомянул, что сейчас в
обители подвизаются 70 насельников, среди них есть старцы и
схимники. Хозяйство Данилова монастыря развивается на земле
двух подворий - в Подмосковье и Рязанской области, и везде
"кипит трудовая жизнь, братия трудится, как пчелки".
Монастырь ведет активную издательскую и просветительскую
деятельность, работая с детьми, молодежью, в армии, на
флоте.
Эмоциональное, яркое выступление первого наместника
Данилова монастыря в период его восстановления, тогда -
архимандрита, а ныне - архиепископа Владимирского и
Суздальского Евлогия (Смирнова) свидетельствовало о том, как
дороги ему воспоминания 80-х гг., когда в кратчайшие сроки
надо было возродить обитель к празднованию тысячелетия
Крещения Руси. "Тогда, в 1983 г., мы не знали, с чего начать
- было разрушено все, что только могло быть разрушено.
Теперь монастырь не узнать!", - сказал выступавший. Он
вспомнил, что Патриарху Пимену в 1983 г. власти предложили
выбрать один из четырех московских монастырей, и он настоял
на передаче именно Свято-Даниловского, хотя его и
отговаривали: в древних стенах размещался детский приемник
(по словам архиепископа Евлогия, фактически "детская
тюрьма"), обитель окружал неприглядный промышленный район.
Тем не менее, Патриарх "выбрал лучшее", он "сердцем болел за
Данилов" - и "все зажглись": акт передачи Данилова монастыря
Церкви вызвал большой резонанс в СССР и зарубежом, а на
восстановление обители жертвовала "вся Россия".
Важным и долгожданным событием, приуроченным к юбилею
возрождения обители, является возвращение из Америки
даниловских колоколов. В России сохранилось только три
полных набора колоколов, не пострадавших в годы советской
власти. Даниловские колокола, которые уже прибыли из США в
Россию, являются четвертым уникальным сохранившимся набором,
а по музыкальным свойствам и по масштабу - вторым после
знаменитых колоколов Ростова Великого. Об этом рассказал на
конференции куратор проекта возвращения из Гарварда
даниловских колоколов иеродиакон Роман. Он подробно осветил
историю переговоров с американской стороной, которая
началась еще в 1985 г., и отметил, что этот многолетний
процесс привел к развитию культурного диалога Данилова
монастыря с Гарвардом. Так, перед снятием колоколов с
колокольни Гарвардского университета там был устроен
колокольный фестиваль, в котором приняли участие звонари из
России, а делегация студентов из Гарварда посетила
Свято-Данилов монастырь, где американцы знакомились с
русской традицией колокольного звона. Отец Роман рассказал о
церемонии встречи даниловских колоколов на родной земле: 10
сентября они будут доставлены на площадь Серпуховской
заставы, где их встретит крестный ход из Данилова монастыря,
а 12 сентября произойдет их освящение и официальная передача
монастырю.
Далее выступили ученые: сотрудник Российского
государственного архива древних актов (РГАДА) Светлана
Долгова рассказала о составе архивного фонда Данилова
монастыря и проанализировала социальное происхождение
насельников обители в XVIII-XIX вв. Археолог Леонид Беляев,
который с 1983 г. ведет на территории Данилова монастыря
раскопки, представил краткий обзор новых археологических
находок. Он, в частности, говорил об обнаружении следов
городища 1 тысячелетия до н.э. на месте обители, а также о
раннем славянском селище, которое ученый датирует X и даже
концом IX в. Особое внимание в докладе было уделено важной
находке 2007 г. - обретению погребения архиепископа Никифора
(Феoтокиса) (1800). О том, как проходила идентификация
останков этого подвижника, подвизавшегося в Даниловом
монастыре, рассказал судмедэксперт, доктор медицинских наук
Сергей Звягин.
Далее слово получили представители недавно образованного
"Даниловского общества любителей духовного искусства и
культурного наследия". Его председатель Марина Коростелева
говорила о задачах общества, главной из которых является
сохранение и приумножение культурных и духовных богатств,
относящихся к "корневой системе" русской культуры.
Руководитель французского отделения "Даниловского общества",
президент Ассоциации мастеров прикладного искусства Франции
Жан Клод Гийемо выступил с докладом о влиянии традиций на
развитие современного прикладного искусства.
Завершился первый день конференции торжественным актом:
от имени "Даниловского общества" Жан Клод Гийемо передал в
дар музею Данилова монастыря подлинные Императорские
штандарты, с которыми в 1901 году в Париже встречали
императора Николая II во время его визита во Францию. Этот
акт осуществляется в рамках работы "Даниловского общества"
по возвращению в Россию исторических и православных святынь,
он считается "одним из знаковых событий, подтверждающих
благорасположение французов и россиян друг к другу, что
особенно важно в наши дни в связи с миротворческими
процессами, возглавляемыми Францией", отмечается в
пресс-релизе.
Конференция продолжила свою работу 5 сентября.
Благовест-инфо/Седмица.Ru
В Сан-Франциско прошло заседание
Архиерейского Синода РПЦЗ
С 4 по 6 сентября в епархиальном доме
святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско состоялось
заседание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.
В работе заседания, прошедшего под председательством
Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона, приняли участие:
Марк, архиепископ Берлинский и Германский; Кирилл,
архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский -
секретарь Синода; Гавриил, епископ Монреальский и Канадский;
Михаил, епископ Женевский и Западно-Европейский; Иоанн,
епископ Каракасский, управляющий приходами Русской
Зарубежной Церкви в Южной Америке. В последний день работы
Архиерейского Синода в заседании участвовал епископ
Кливлендский Петр, управляющий Чикагской и
Средне-Американской епархией.
Открывая заседание, председатель приветствовал
Преосвященных архипастырей и, особенно, Преосвященного
епископа Иоанна, который впервые принял участие в работе
Архиерейского Синода. Председатель выразил благодарность
архиепископу Кириллу за оказанный Преосвященным членам
Архиерейского Синода теплый прием.
Утвердив журнал предыдущего заседания и приняв повестку,
члены Архиерейского Синода выслушали доклад Первоиерарха о
церковной жизни. Наиболее важным событием церковной жизни
митрополит Иларион назвал Архиерейский Собор Русской
Православной Церкви, прошедший в Москве в конце июня. Далее,
председатель сообщил о хиротонии епископа Каракасского
Иоанна, в которой, помимо председателя Архиерейского Синода,
участвовали епископы Ирийский Даниил и Кливлендский Петр. По
окончании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
председатель направился в Австралию, где возглавил работу
очередного церковно-певческого съезда, в котором приняли
участие певчие хора московского Данилова монастыря. Затем
председатель посетил приходы Австралийско-Новозеландской
епархии с десницей преподобномученицы Елизаветы.
Затем были выслушаны доклады архиепископа Марка о
положении дел в Русской духовной миссии на Святой Земле и
епископа Гавриила о работе двухсторонней комиссии по делам
Покровской церкви в Оттаве.
Выслушав письменный рапорт протоиерея Андрея Соммер,
Архиерейский Синод определил включить в Синодальную комиссию
по работе с молодежью протоиерея Илью Лимбергера и иерея
Бориса Хендерсон.
Обсудив вопрос о времени и месте совершения архиерейских
хиротоний избранных и утвержденных кандидатов во епископы,
Архиерейский Синод вынес следующее постановление:
Совершить хиротонию архимандрита Георгия (Шейфер) во
епископа Мейфильдского в воскресенье 7 декабря, а накануне -
чин наречения, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле;
По пострижении в монашество и возведении в сан
архимандрита совершить хиротонию протоиерея Иоанна Шо 10
декабря, в престольный праздник Знаменского синодального
собора в Нью-Йорке, а накануне - чин наречения.
Обсуждая вопросы, связанные с новыми послушаниями
епископа Каракасского Иоанна, председатель Архиерейского
Синода предложил Его Преосвященству совершить с ним
архипастырскую поездку по приходам Южной Америки с
делегацией Русской Православной Церкви и хором Сретенского
мужского монастыря. Таким образом, у епископа Иоанна будет
возможность ознакомиться с положением дел в приходах Русской
Зарубежной Церкви в Южной Америке.
Архиерейский Синод определил настоятеля Свято-Троицкого
монастыря в Джорданвилле архимандрита Луку ректором
Свято-Троицкой духовной семинарии, а протодиакона Владимира
Цурикова - деканом.
Рассмотрев прошение митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия, председателя Комиссии по канонизации святых при
Священном Синоде Московского Патриархата, Архиерейский Синод
предложил включить в эту комиссию протоиерея Андрея Папкова,
ключаря Покровского кафедрального собора в г. Чикаго,
насельника Свято-Троицкого монастыря монаха Вениамина (Гомартели)
и Бернарда Ле Каро.
Выслушав предложение предстоятеля Русской Зарубежной
Церкви о создании при Архиерейском Синоде Отдела по
миссионерскому служению, Архиерейский Синод постановил
принять предложение и назначить председателем
новообразованного отдела священника Серафима Бела, клирика
Западно-Американской епархии.
Обсудив содержание письма архиепископа Львовского и
Галицкого Августина, адресованное митрополиту Илариону, по
поводу научной конференции, посвященной
историко-богословскому и культурологическому наследию
протопресвитера Гавриила Костельника, Архиерейский Синод
постановил направить архиепископа Марка на эту конференцию,
которая пройдет 19-20 сентября во Львове.
Рассмотрев прошение епископа Кливлендского Петра,
Архиерейский Синод постановил утвердить расширенную
программу заочной пастырской школы Чикагской и
Средне-Американской епархии. Епископ Петр также доложил
Архиерейскому Синоду о программе предстоящего официального
визита возглавляемой им делегации Русской Зарубежной Церкви
в Православную Церковь Чешских Земель и Словакии.
Протоиерей Александр Лебедев, секретарь по
межправославным отношениям, доложил Архиерейскому Синоду о
встречах митрополита Илариона с архиепископом Димитрием,
главой Греческой Архиепископии в США, и митрополитом
Филиппом, главой самоуправляемой Архиепископии Антиохийской
Православной Церкви в США.
Выслушав рапорт протоиерея Михаила Бойкова, Архиерейский
Синод определил последнего секретарем Первоиерарха Русской
Зарубежной Церкви по делам Австралийско-Новозеландской
епархии.
В субботу 6 сентября, по предложению председателя и
секретаря, Архиерейский Синод определил протоиерея Серафима
Ган управляющим делами канцелярии Архиерейского Синода и
секретарем Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. П. Дерби
призывается к работе в канцелярии Архиерейского Синода в
качестве консультанта управляющего делами.
В тот же день митрополит Иларион и члены Архиерейского
Синода приняли участие в наречении архимандрита Феодосия во
епископа Сиэтлийского, викария Западно-Американской епархии.
Следующее заседание Архиерейского Синода состоится 8-9
декабря 2008 года.
Официальный сайт РПЦЗ/Патриархия.Ru
"Лев Толстой: "Убрать мое тело без
заклинаний и молитв"
В 1901 году Святейший Синод принял
Определение, в котором был зафиксирован факт "отпадения" от
Церкви Льва Толстого. В храмах не провозглашали ему анафемы
- просто документ был опубликован в газетах. Потом появился
ответ Толстого, в котором он прямо признавал, что от Церкви
отрекся, а ее учение называл ложным. Несмотря на это, уже
более 100 лет в России находятся люди, требующие
"реабилитации" Толстого и удивляющиеся, почему на могиле
писателя нет креста.
Собственно говоря, суть разногласий между Толстым и
Церковью писатель сформулировал гораздо подробнее и яснее в
своем ответе Синоду, чем обер-прокурор Победоносцев в самом
Определении. В своем письме Толстой не раз подчеркивает:
"То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной,
это совершенно справедливо". Собственно говоря, одного этого
признания достаточно, чтобы понять - он себя не считал
членом Церкви. Его не отлучали. Он "отпал", как и сказано в
определении Синода. Но Толстой этим не ограничился.
В ответе на решение Синода он прямо заявил, что отвергает
"непонятную Троицу", "не имеющую смысла басню о падении
первого человека" и "кощунственную историю о Боге,
родившемся от девы, искупляющем род человеческий". Учение
Церкви он называет "коварной и вредной ложью, собранием
самых грубых суеверий и колдовства, скрывающих смысл
христианского учения". Колдовством Толстой считал молитвы и
церковные Таинства: "чтобы ребенок, если умрет, пошел в рай,
нужно успеть помазать его маслом и выкупать с произнесением
известных слов, чтобы был успех в деле или спокойное житье в
новом доме, для того, чтобы хорошо родился хлеб,
прекратилась засуха, для того, чтобы путешествие было
благополучно, для того, чтобы излечиться от болезни, для
того, чтобы облегчилось положение умершего на том свете, для
всего этого и тысячи других обстоятельств есть известные
заклинания, которые в известном месте и за известные
приношения произносит священник".
В романе "Воскресение" Толстой ядовито описал Таинство
Евхаристии. По мнению некоторых историков, именно это стало
последней каплей, переполнившей чашу терпения Синода. Но
писатель не высказывает ни малейшего сожаления по этому
поводу: "Кощунство не в том, чтобы назвать перегородку -
перегородкой, а не иконостасом, и чашку - чашкой, а не
потиром и т.п., а ужаснейшее, не перестающее, возмутительное
кощунство - в том, что люди, пользуясь всеми возможными
средствами обмана и гипнотизации, - уверяют детей и
простодушный народ, что если нарезать известным способом и
при произнесении известных слов кусочки хлеба и положить их
в вино, то в кусочки эти входит бог; и что тот, во имя кого
живого вынется кусочек, тот будет здоров; во имя же кого
умершего вынется такой кусочек, то тому на том свете будет
лучше; и что тот, кто съест этот кусочек, в того войдет сам
бог".
И наконец, тем, кто возмущается отсутствием креста на
могиле Толстого, писатель сам дал ответ: "Я действительно
отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в
завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не
допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело
убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв,
как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не
мешала живым".
Все это, однако, не помешало потомкам и почитателям
Толстого в 2001 и в 2006 годах - к 100-летию и 105-летию со
дня отлучения - обращаться к Церкви с призывом "пересмотреть
свое отношение". Русская православная церковь давала ясный и
однозначный ответ: человек может отказаться от своих
заблуждений и вернуться через покаяние в лоно Церкви, но ни
родственники, ни сочувствующие не могут это сделать за него.
Диакон Андрей Кураев считает, что в нашей стране привыкли к
посмертным реабилитациям, но в данном случае решение Синода
может быть пересмотрено лишь тогда, когда будут представлены
доказательства, что Толстой отказался от своих взглядов и
примирился с Церковью: "Даже если он это сделал в последние
минуты жизни". А что касается литературных дарований
Толстого, то и сто лет назад Синод признавал, что Толстой -
"известный всему миру писатель", но посвятил "данный ему от
Бога талант на распространение в народе учений, противных
Христу и Церкви".
Борис КЛИН, "Известия". 8 сентября 2008
г.
К 2011 году в Тольятти откроется
Поволжский православный институт на 1000 студентов
"В наших планах - построить комплекс за три
года, то есть к 2011-му... В 2010 году мы бы очень хотели
попробовать открыть подготовительные курсы, чтобы 2011-й
стал бы годом полноценного функционирования Поволжского
православного института", - сказал в интервью
"Интерфакс-Религия" ректор будущего вуза, заведующий
межвузовской кафедрой теологии, доктор философских наук
протоиерей Димитрий Лескин.
По его словам, на начальном этапе будут набраны группы на
теологический, гуманитарный факультеты и факультет искусств.
В будущем руководство института надеется ввести
специализации по педагогике, журналистике, философии и
политологии.
Строительство института началось в апреле этого года в
одном из центральных районов Тольятти на площадке в один
гектар. Шестиэтажное здание, рассчитанное на обучение тысячи
студентов, будет включать в себя храм, колокольню, часовню,
актовый зал, около 150 учебных аудиторий, библиотеку с
читальным залом, трапезную почти на 300 человек.
Поволжский православный институт станет крупнейшим в
России светским богословским учебным заведением после
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
и Российского православного университета апостола Иоанна
Богослова.
Интерфакс-Религия
Во всех вузах Кемерова открылись
молельные комнаты
Молельные комнаты в честь покровительницы
российского студенчества - святой Татьяны - открыты в
сентябре во всех семи вузах Кемерова.
Такое решение приняли губернатор Кузбасса Аман Тулеев и
епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, сообщает
пресс-служба местной епархии.
Губернатор и правящий архиерей "сочли необходимым
удовлетворить просьбы многих кузбасских студентов об
открытии в своих вузах маленькой домовой церкви", отмечают в
епархии.
Во всех молельных комнатах руководством вузов произведен
косметический ремонт, имеются столик и шкаф для
богослужебных книг, по периметру четырех стен развешаны
иконы двунадесятых праздников с двумя лампадами.
По благословению епископа Аристарха духовным окормлением
всех семи молельных комнат города займется выпускник
Санкт-Петербургской духовной академии священник Андрей
Мояренко.
Интерфакс-Религия
"Святой Троице" Андрея Рублева смогут
поклониться верующие в Троице-Сергиевой лавре
Знаменитая икона Святой Троицы Андрея
Рублева будет временно передана для поклонения верующих из
Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. В среду 10
сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий
II и министр культуры РФ Александр Авдеев обсудили
возможность временного экспонирования иконы в
Троице-Сергиевой Лавре для поклонения верующих. "Это важное
событие, которое мы будем тщательно готовить с патриархией",
- сказал министр культуры РФ Александр Авдеев в среду
журналистам в Москве после встречи с патриархом Московским и
всея Руси Алексием II.
В ходе встречи патриарх Алексий отметил, что "икона
(Святой Троицы - "ИФ") должна посетить Троицкий собор лавры,
для которого она была написана". роица" входит в список
мирового наследия ЮНЕСКО, поэтому главное - спокойно и
взвешенно подойти к вопросу сохранения памятников и провести
консультации специалистов", - сказала главный хранитель
галереи Екатерина Селезнева. По ее словам, икона очень
хрупка, так как в начале ХХ века были проведены первые и не
очень удачные реставрационные опыты. Впрочем, Селезнева
отметила, что "в эпоху высоких технологий и при особом
подходе" перевозить икону из музея, где она хранится в
специальной витрине, можно.
В настоящее время в специальных климатических киотах,
изготовленных с применением космических технологий,
экспонируются две иконы из собрания ГТГ. Как рассказала
хранитель, подобные "рамы" под наблюдением специалистов из
музея и с завода-изготовителя обеспечивают защиту икон от
перепадов влажности и температуры, малейшие колебания
которых могут быть губительны для досок, на которых они
написаны.
Одна из икон - Владимирской Божьей Матери - постоянно
находится в музее-храме святителя Николая в Толмачах. Другая
- Донской Божьей Матери - выдается в Донской монастырь на
несколько дней во время храмового праздника.
"В любом случае, вопрос о выдаче иконы "Троицы" не
рассматривается Третьяковской галереей, это решает
Минкультуры, а мы, в свою очередь, можем дать свои
рекомендации о возможности перемещения памятника", -
заключила Селезнева.
РИА "Новости"/Седмица.Ru
В Крымском университете культуры,
искусств и туризма прошли первые лекции цикла "Основы
православной культуры"
В Крымском университете культуры, искусств
и туризма в Симферополе прошли первые лекции цикла "Основы
православной культуры".
В течение учебного года студенты пяти групп II-IV курсов,
обучающиеся по специальности "Музейное дело и охрана
памятников истории и культуры" и "Библиотечное дело", будут
иметь уникальную возможность получить знания, которые не
только расширят их кругозор, но и пригодятся им в
профессиональной деятельности.
В прошлом учебном году активисты Объединения православной
молодежи Крыма, работающего по благословению правящего
архиерея митрополита Лазаря в Симферопольской епархии УПЦ,
организовали в университете культуры лекторий по основам
православной культуры Крыма. В его основу был положен курс,
разработанный в епархии. Актуальные вопросы, связанные с
историей и современной жизнью Православной Церкви
обсуждались на студенческой конференции.
С 2007-2008 учебного года новый предмет включен в
расписание. Лекции по ОПК будут проводиться и для
студентов-заочников.
Пресс-служба Украинской Православной Церкви/Седмица.Ru
Почти час над Тверью летал самолет с иконой Божией Матери "Неупиваемая
Чаша", перед которой молятся для избавления от пьянства
В небе над древней столицей Верхневолжья состоялся
четвертый "крестный лет", который благословил архиепископ
Тверской и Кашинский Виктор.
Перед полетом на аэродроме "Змеево" владыка Виктор
окропил самолет святой водой, осенил участников "крестного
лета" иконой. Ее сопровождали и. о. главы города Олег
Кудряшов, настоятель строящегося собора в честь иконы Божией
Матери "Неупиваемая Чаша" протоиерей Павел Сорочинский,
представители Тверского товарищества трезвенников,
журналисты.
"Крестный лет, несет в себе огромную молитвенную помощь и
поддержку тем, кто страдает алкоголизмом и наркозависимостью.
Эта икона - чудотворная сила всем тем, кто просит ее о
помощи", - сказал архиепископ Виктор.
Тверская епархия активно борется с пьянством, которое,
как здесь считают, "недуг не только телесный, это болезнь
души человеческой, а без веры, без поддержки Церкви до конца
она не может быть преодолена".
Утром в микрорайоне "Южный" прошла церемония закладки
"именных кирпичей" в стены строящегося 37-метрового собора в
честь иконы Божией Матери "Неупиваемя Чаша". Здесь по
субботам проводятся водосвятные молебны. По воскресеньям
читается акафист Божией Матери "Неупиваемая Чаша". При храме
планируется открыть реабилитационный центр.
"После того как человек получит медицинскую реабилитацию,
мы хотим наделить его душевной силой, чтобы он, вернувшись в
семью, понимал: второй раз ему падать нельзя. Бог может
помочь, но ты и сам прояви это желание", - подчеркнул
протоиерей Павел Сорочинский.
В 2006 году восьмой Большой Волжский Крестный ход
начавшийся у истока Волги, прошел по муниципальным
образованиям Тверской области, под девизом "Церковь вместе с
властью, предпринимателями и всем обществом - за трезвость".
ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru
Новый Первоиерарх Православной Церкви в
Америке будет избран в ноябре
"Священный Архиерейский Синод Православной Церкви в
Америке, в ходе телеконференции в четверг 11 сентября 2008
года, постановил, что на предстоящем XV Всеамериканском
Соборе в Питтсбурге, штат Пенсильвания, состоится избрание
Митрополита всея Америки и Канады. Выборы пройдут в первый
день работы Собора", - говорится в сообщении Синода,
опубликованном на официальном сайте ПЦА. О деталях
предстоящих выборов будет сообщено дополнительно. XV
Всеамериканский Собор пройдет в отеле Hilton Pittsburgh с 10
по 13 ноября 2008 года.
Патриархия.Ru/Седмица.Ru
Диакон Кураев считает "вечно грустные
глаза" многих прихожан признаком "православного
бескультурья"
Профессор Московской духовной академии
диакон Андрей Кураев напомнил верующим с "вечно грустными
глазами", что православие основано на радости.
"То, что сегодня у слишком многих наших прихожан вечно
грустные глаза, - это признак православного бескультурья.
Глаза бассет-хаунда - есть такая милая собачка с
грустными... глазами - не являются необходимым атрибутом
православного христианина", - сказал отец Андрей, выступая в
эфире программы, посвященной основам православной культуры,
на телеканале "Спас".
Новый цикл передач на эту тему ведет известный журналист
Дмитрий Дибров.
Диакон А.Кураев привел слова апостола Ерма о том, что
"молитва печального человека до Бога не доходит".
По убеждению отца Андрея, "быть православным - это
радостно", и даже покаяние - это радость.
"Пост - когда худеет тело на пять килограмм, ваше тело
вам благодарно, а если душа похудела на полтора греха - ой,
как она рада! Ой, как душа после хорошей исповеди вылетает и
из тела, и из храма, и как, напротив, бывает трудно
заставить себя согрешить после хорошо проведенной исповеди!"
- добавил он.
Интерфакс-Религия В Петербурге появилась социальная
интернет-сеть для православных В российском Интернете
создана социальная сеть для православных "Соборное дело".
Структурно она повторяет общеизвестный сайт Vkontakte.ru,
однако, по словам авторов проекта, которыми стали
петербургские веб-разработчики, сеть рассчитана на
православных христиан, сообщает Санкт-Петербургская епархия.
По словам авторов проекта, к созданию собственного сайта
их подвигли недостатки нынешних социальных сетей. "В
большинстве из них воля невоцерковленного руководства не
позволяет сообществу развиваться в направлении, желаемом для
православных христиан, интересы которых не исчерпываются
поиском одноклассников и однокурсников", - сообщают
создатели "Соборного дела".
В отличие от других социальных сетей на сайте есть
духовная цензура со стороны авторитетных священнослужителей
в отношении размещаемых материалов. Кроме того, расширены
возможности поиска. В частности, у пользователя будет
возможность отыскать не только тех, кто учился с ним в
классе, но и тех, кто ходил с ним в один приход, имеет
одного духовного отца, ездил в паломнические поездки.
Проект "Соборное дело" удостоился благословения
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
Интерфакс-Религия
|