"Восходит на
гору Фаворскую Владыка"
|
|
|
|
|
|
|
Преображение Господне.
Греция, XVI в.
|
|
19 августа Христова Церковь воспоминает
евангельское событие Преображения Господа нашего Иисуса
Христа
О первом предсказании Страстей и Преображении
Епископ Кассиан Безобразов
Воспитание учеников не было закончено исповеданием их
убеждения в мессианском достоинстве Учителя. Исповедание, к
которому привело воспитание, ставило перед Воспитателем
новую задачу. Запретивши разглашение Его мессианства,
Господь открыл им тайну мессианского служения, как тайну
Мессии страдающего (Мф. 16:20-28, Мк. 8:30-9:1, Лк.
9:21-27). О предстоящих Ему страданиях Господь говорил не
только в Иерусалиме, но и в Галилее в Беседе о Хлебе
Животном, в Капернаумской синагоге после насыщения пяти
тысяч (Ин. 6, ср. особенно стт. 51-57). Принятие в снедь
плоти и крови Сына Человеческого предполагает Его смерть и в
смерти – отделение крови от плоти. Но Беседа о Хлебе
Животном, сказанная в присутствии народа, превышала, как мы
видели, разумение и учеников. После исповедания Петра
Господь уже прямо и одним ученикам говорит о страданиях
Мессии, о Его отвержении вождями народа, о Его убиении, о
Его воскресения в третий день. Мысль о страданиях Мессии,
хотя и могла быть возведена к Ветхому Завету (ср. Ис. 53),
тем не менее, находилась в полном противоречии с ходячим
представлением о Мессии, как земном царе, и ученики были
бессильны ее вместить. Непереносимость этой мысли для
учеников наилучшим образом свидетельствуется прекословием
Петра. Только что исповедовавший в лице Учителя обетованного
Мессию, Петр не хочет и слышать о Его страдании. Не
исключена возможность, что в словах Христовых он увидел
проявление слабости, человеческого изнеможения перед
огромностью задачи, и думал поддержать Учителя. Но мысль
Петра, в оценке Господа, – не о Божьем, а о человеческом.
Господь называет Петра сатаною (Мф. 16:23, Мк. 8:33). Можно
думать, что Петр в своем прекословии, как и в мессианском
исповедании, выражал мнение Двенадцати. Отсюда новая задача
воспитания вытекала с принудительною силою. Иисус есть
Мессия. Это уже знали ученики. Но путь Мессии есть путь
страдания. Этого они не знали и, пока еще, не могли
вместить. Новая задача воспитания имела значение
практическое. В последовании за Господом путь учеников есть
тоже путь страдания. Страдание учеников выражается в словах
Христовых образом крестоношения (Мф. 16:24, Мк. 8:34, Лк.
9:24). Распятие на кресте было обычною римскою казнью. По
свидетельству современных историков, в дни восстаний,
подавлявшихся римлянами с беспощадною строгостью, дерева не
хватало для крестов. Осужденный на смерть нес крест на своих
плечах. Образ крестоношения есть образ насильственной
смерти, к которой будет приводить учеников последование за
Христом. Образ был взят из жизни и к Голгофе прямого
отношения не имел. Всю свою значительность он приобрел для
учеников и неизгладимо запечатлелся в их памяти в свете
страстей Христовых. Путь страдания приводит к славе. Мессия
есть Царь, но Его воцарение, Его вхождение в славу,
обусловлено страданием. В словах Христовых слава есть слава
воскресения. Путь учеников получает свое завершение в
пришествии Христовом во славе, когда Сын Человеческий
постыдится тех, кто постыдятся Его. Предостережение
предполагает обетование. Для того, кто не постыдится,
последование за Христом есть путь в славу. Стяжание славы в
эсхатологическом свершении, в жизни будущего века,
предвосхищается и на земле. Загадочное слово о «некоторых из
стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят
Царствие Божие» (Лк. 9:27, ср. Мф. 16:28, Мк. 9:1), слово,
которым наш отрывок кончается у всех трех синоптиков, и за
которым следует повествование о Преображении, многие
толкователи, в древности и в наше время, относили к
Преображению. Но Преображение, которое было явлено через
несколько дней трем ближайшим ученикам, застало в живых и
остальных. В той общей форме, какую это обетование имеет в
лучших списках Лк. (см. выше), оно получает смысл в
сопоставлении с словом Христовым о Царстве Божием «внутрь
вас» в том же Лк. (17:21) и с утешением – уже в жизни
здешней – учеников, все оставивших в последовании за
Господом (Лк. 18: 28-30 и парлл.). Царство Божие в этом
смысле есть посюстороннее предвосхищение грядущей полноты,
мы бы сказали: предвосхищение Царства в Церкви, как его
земном аспекте.
|
|
|
|
|
|
|
Преображение. Худ. А.Иванов,
1850 г.
|
|
Но, если слово Христово Лк. 9:27 и паралл. и
не имеет, в предложенном толковании, прямого отношения к
Преображению, тем не менее, нельзя не отметить, что у всех
трех синоптиков повествование о Преображении (Лк. 9:28-36,
Мк. 9:2-13, Мф. 17:1-13) непосредственно следует за
мессианским исповеданием, откровением Мессии страдающего и
призывом к последованию. Преображение Господне, в контексте
Евангелия, есть также явление Мессии. По времени
Преображение относится к тому же историческому моменту. Оно
имело место, по Мф. и Мк., дней через шесть, по Лк. –
приблизительно через восемь дней после призыва к
последованию, которым заканчивается предыдущий отрывок.
Возможно, что Лука приближенным исчислением времени
намеренно исправлял указание своих предшественников, которое
могло ввести в заблуждение видимою точностью. Во всяком
случае, промежуток времени – небольшой, и смысл явления, как
его уразумели ученики и запечатлели в Евангелии,
определяется объективно – историческим моментом.
Исторический момент был момент явления Мессии.
Место Преображения в Евангелии не указано. Мы знаем только,
что оно совершилось на горе. В Церкви утвердилось мнение,
что эта гора была Фавор. Это мнение в настоящее время
вызывает возражения ученых. Фавор представляет собою
небольшую возвышенность, находящуюся в южной Галилее. В
новозаветную эпоху на вершине Фавора была крепость, что
делало место неблагоприятным для уединения. В противовес
традиционной топографии, мнение ученых склоняется в наши
дни, в пользу Ермона. Ермон, при большой высоте (ср.
«высокая гора»: Мф. 17:1, Мк. 9:2), создававшей
благоприятные условия для полного уединения, расположен к
северу от Галилеи. Область Кесарии Филипповой, где ученики
исповедали Учителя Мессию, лежит у подножия Ермона.
Приурочение Преображения к Ермону отвечает и хронологии
события: последующее прохождение Господа через Галилею (Мк.
9:30) естественно понимать, накануне пути в Иерусалим, как
прохождение с севера на юг, не от Фавора к Ермону, а от
Ермона к Фавору. Предлагаемая топография не есть единственно
возможная. Она тоже не свободна от возражений. Но
совокупность данных обеспечивает ей несомненные преимущества
перед традиционным пониманием.
|
|
|
|
|
|
|
Вид на Ермон со стороны Сирии.
Фото - А. Гагина
|
|
Преображение, как явление Мессии, было
явлением Его во славе. Светоносная слава была видима в
блистании света, в белых ризах, в осенении облака. Облако,
упоминаемое у всех трех синоптиков, есть облако славы,
наполнявшее скинию (Исх. 40:34 слл.) и храм (3 Царств 8:10
слл.) и являвшее присутствие Божие. Слава Преображения
свидетельствуется не одними только положительными
указаниями, – она оттеняется и отрицательно, повествованием
об исцелении бесноватого отрока под горою Преображения,
которое, опять-таки у всех трех синоптиков, непосредственно
связано с рассказом о Преображении (Лк. 9:37-43, Мк.
9:14-29, Мф. 17:14-20 . Величайшее явление славы Божией на
горе, предельное уничижение человека – в одержании нечистой
силою – под горою. Контраст получил запечатление и в
искусстве: достаточно вспомнить картину Рафаэля.
Но, если Преображение и было явлением славы, то ударение в
Преображении не на славе, а на страстях. Увидя Господа в
славе и с Ним Моисея и Илию, Петр выражает пожелание
построить три кущи: одну – для Господа, другие две – для
Моисея и Илии. Евангелист Марк, писавший со слов Петра, дает
оценку этого пожелания, надо думать, восходящую к самому
Петру: «он не знал, что сказать, потому что они были в
страхе» (9:6). Эту оценку мы встречаем и у Луки (9:33),
которому Мк. было знакомо. Оценка показывает неуместность
пожелания. Смысл пожелания заключался в удержании
Преображения. Слава Преображения была явлением Царства.
Ученики думали, что Царство уже наступило. Они рассчитывали
остаться в Царстве вместе с Господом и вместе с Моисеем и
Илиею, представителями Ветхого Завета: закона и пророков.
Ответ на пожелание пришел из облака славы. Как в Иорданском
Богоявлении, Отец свидетельствовал о Сыне. Но с
свидетельством было связано и повеление: «Его слушайте» (у
всех трех синоптиков; с особым ударением на «Его» – Лк.
9:35). Ученики думали о наступлении Царства. Глас Отца
направлял их мысль к учению Сына. Учение Сына перед
Преображением было учение о Мессии страдающем и о
последовании учеников в страдании. Гласом Отца закончилось
Преображение. Но и до того Моисей и Илия, явившиеся во
славе, говорили с Господом «об исходе Его, который Ему
надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31 без параллелей в
Мф. и Мк.). А, спускаясь с горы, Господь связал учеников
молчанием до Своего воскресения из мертвых. Воскресение из
мертвых предполагает страдание и смерть, и Господь не
упустил случая это еще раз подчеркнуть (Мф. 7:9-13. Мк.
9:9-13, ср. Лк. 9:43-45).
Сказанным определяется смысл Преображения, как явления славы
в предварении Страстей. Он возвращает нас к откровению
Мессии у Кесарии Филипповой. Мысль – та же: путь Мессии есть
путь страстей. Страсти приводят к славе. Но ударение – на
Страстях. Это понимание закрепилось и в церковном сознании.
В кондаке Преображения Церковь воспевает: «на горе
преобразился еси, и яко же вмещаху ученицы Твои, славу Твою,
Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание
уразумеют вольное».
Преображение Господа перед учениками – тремя ближайшими,
наиболее способными уразуметь его смысл – продолжало дело их
воспитания. Случай с бесноватым отроком под горою
Преображения показал, насколько оно было нужно. Ученики,
остававшиеся у подножья горы, не могли изгнать беса по
недостатку веры (Мф. 17:19-22 и паралл., ср., особенно, Мк.
9:23, в любой форме текста, а также Лк. 9:40-41). Была ли
она сильнее у тех троих, которые вместе с Ним были на горе?
Воспитание продолжалось и дальше (ср. Мк. 9:9-32).
(Из книги: Христос и первое христианское поколение.
Часть I. Евангельская история)
|
|
|
|
|
|
|
Преображение. Худ. А. Егоров,
1823-1824 гг.]
|
|
Праздник Преображения Господня
Архиепископ Сергий (Спасский)
Местно в Палестине праздник Преображения Господня
литургически отмечается, вероятно, начиная с IV века, со
времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма,
посвященного этому событию.
Слово св. Ефрема Сирина на сей день подвергается сомнению
(см. Фесслера об Ефремe Сирине). О словах свт.Иоанна
Златоустого на Преображение, коих у Фабриция (№ 242. ed.
Harles) показано три, равно и о слове свт.Кирилла
Александрийского патрологи не говорят, но признаются
подлинными слова на сей праздник свт.Прокла, Патриарха
Константинопольского († 446) и епископа Василия
Селевкийского († ок. 459). Таким образом, свидетельства о
сем празднике на востоке приходятся на время не позднee V
века.
Все Богослужебные памятники восточные, дошедшие до нас от
начала VIII века, – именно Евангелие праздничное 715 года,
стихиры и каноны прпп. Космы и Иоанна Дамаскина и многие
другие говорят о всеобщем праздновании Преображения Господня
в VIII и последующих веках. На Западe с XV века папою
Каллистом (с .1457 г.) он сделан всеобщим праздником.
Впрочем он встречается в некоторых древних мартирологах
западных и издревле торжественно на Западe совершался в
некоторых церквах, например, во Франции в Typе, в Испании
при св. Ильдефонсе в VII веке.
О горе Фаворe, как месте Преображения Господа,
свидетельствуют блж.Иероним и свт.Кирилл Иepyсалимский (Огласительные
беседы, 12. 16). Разные мнения о горах Преображения смотрите
Евангелида и Энциклопедию Герцога (Т. XV, 599). У Дукакиса
пишется, что Преображение было в феврале, то есть, незадолго
до страдания Христова (на основании Мф 16, 21), но ради
Четыредесятницы празднуется в августе.
В недавнее время явилось предположение, что праздник
Преображения Господня 6 августа армянокаппадокийского
происхождения и установлен в Армении в противовес языческому
празднику роз в честь Астхик ( Христ. Чт., 1893 г., Ч. II.
стр. 644.). Сомнительно, чтобы Армения в этом деле дала тон
всему христианскому миру.
Согласно церковному уставу, в день праздника Преображения в
конце Литургии совершается освещение винограда, яблок и
прочих фруктовых и овощных плодов нового урожая, часть
которого, по обычаю, жертвуется храму и неимущим братьям и
сестрам по вере. Тем самым мы приносим Богу благодарение за
все проделанные труды и результаты этих трудов, в
осуществлении которых Он помогал нам и благословлял нас и
окружающий нас мир.
(Из книги: Полный месяцеслов Востока., Т. III. М. 1997.
С. 313)
|
|
|
|
|
|
|
Вид с горы Табор (Фавор),
Израиль
|
|
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Поучение на Преображение Господне
Святая Церковь празднует ныне - и мы с нею торжествуем -
пресветлый праздник Преображения Господня на горе Фаворской
и прославления нашего человеческого естества в лице Господа
Иисуса Христа. Повторю русскою речью евангелие или
всерадостное благовестие Матфея о нынешнем дне, повествующее
о событии преображения. - "В то время, взял Иисус Петра,
Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую
одних. И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как
солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. И вот
явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр
сказал Иисусу: Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь,
сделаем здесь три кущи. Тебе одну, и Моисею одну, и одну
Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их, и
се, глас из облака глаголющий: сей есть Сын Мой
возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И
услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но
Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте, и не
бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме
одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил
им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын
человеческий не воскреснет из мертвых" (Матф. 17, 1-9).
Здесь конец евангельской повести.
И так преображение Господа Иисуса Христа состояло в том, что
во время молитвы Его на Фаворской горе, как дополняет это
сказание другой евангелист, лицо Его вдруг просияло, как
солнце, и одежды Его сделались белы, как снег (Луки 9, 29).
В это время явились ученикам древний пророк и законодатель
еврейского народа Моисей и пророк Илия, взятый некогда живым
на небо на колеснице огненной и на конях огненных; явились
они в славе, т.е. в небесном свете и беседовали с Господом о
наступающих страданиях и о крестной смерти Его в Иерусалиме,
как дополняет это сказание евангелист Лука. Для чего Господь
показал Апостолам небесную славу Свою, светлость Божества
Своего на столько, на сколько они могли вместить, не больше,
- потому что иначе они не остались бы в живых? Не может
человек увидеть лица Моего, говорил Бог в Ветхом завете
Моисею, и остаться живым (Мр. 9, 3) - Для того, чтобы и еще
и еще, после бесчисленных чудес, показать им очевиднейшим
образом Божество Свое и Свое единосущие со Отцем, дабы они
не поколебались в вере во время страданий Его и смерти, но
разумели и понимали, что он страдал и умирал добровольно, за
грехи мира - и с дерзновением проповедали о Нем людям, что
Он истинно единородный Сын Божий, вечный, Творец мира
видимого и невидимого, или ангельского. Для чего явились
пророки, Моисей, живший ранее Иисуса Христа за полторы
тысячи лет, и Илия - почти за тысячу лет? и для чего в
славе? - Явились для засвидетельствования апостолам, что
Иисус Христос есть предсказанный издревле пророками,
истинный Мессия, Спаситель мира, обладающий живыми и
мертвыми и для вразумления учеников в настоятельной нужде
страданий и смерти Его для искупления мира. Явились в славе
для того, чтобы уверить учеников, что их ожидает за подвиги
на земле такая же, или еще большая слава, как учеников и
друзей Христовых. - Пророки беседовали с Господом о страшных
страданиях Господа за нас в Иерусалиме; а Петр, не ведавший,
что говорит, хотел наслаждаться блаженством на Фаворе в
присутствии Господа: хорошо нам здесь быть, говорит,
Господи, сделаем три кущи, т.е. палатки из зеленых ветвей -
Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. Нет, Петр апостол, не
место и не время тебе тут блаженствовать; а настоит тебе
претерпеть тяжкие страдания и смерть поноснейшую. Разве ты
не слышал, о чем говорили Моисей и Илия с Господом во время
преображения Его? Не о блаженстве, а о страдании и смерти,
которые надлежало претерпеть Ему. Но сам Петр не знал, как
сказано, от великой радости и счастия, что говорил. Надо
было вразумить свыше его и прочих учеников, и еще не кончил
Петр слов своих, как с неба послышался глас: сей есть Сын
Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Матф.
17, 5); т.е. не следуйте тому, что вам нравится, приятно, а
слушайте Его, Сына Моего возлюбленного. - А Он что говорил
еще так недавно? - Если кто хочет идти за Мною, отвергнись
себя, и возми крест свой, и следуй за Мною (Луки 9, 23). Вот
в чем надобно слушаться Его.
И нам, братия и сестры, не должно искать на земле радостей и
блаженства; здесь не место и не время для блаженства, а
место и время для слезного покаяния и скорбей очистительных.
Блаженство будет там, на небе, во веки бесконечные для всех
истинно веровавших и подвизавшихся здесь.
Ученики испугались гласа Божия, потому что были еще
несовершенны и земны. Господь отъял от них страх
прикосновением Своим и словом: не бойтесь. Открыв глаза, они
увидели одного Господа и уже в обыкновенном виде. При
схождении с горы Он не позволил им сказывать народу о этом
видении дотоле, пока Он не воскреснет из мертвых; почему? -
Потому что Господу надлежало пострадать и умереть для
спасения мира и нас с вами, братия, и Он не хотел, чтобы
прежде страданий и окончания дела искупления прославляли Его
божественную славу, и чтобы нам дать пример смирения, чтобы
и мы не искали у людей славы, а - у Бога.
И так, братия и сестры, не будем на земле искать радостей и
блаженства, или суетной славы, а будем непрестанно
изменяться на лучшее покаянием глубоким и нелицемерным,
твердым и непрестанным и усердным деланием добрых дел, -
будем с терпением и упованием переносить посылаемые скорби,
напасти, страдания. - Если будем так жить, то настанет и для
нас чудное преображение, когда Господь преобразит смиренное
тело наше так, что оно будет сообразно славному телу Иисуса
Христа (Филип. 3, 21), как говорит писание. Это будет после
всеобщего воскресения мертвых. Аминь.
Источник:
сайт домового храма СПБГу
Вышла в свет новая книга профессора А.И.
Осипова
20 августа 2008 г. Книга «Как же можно беспрестанно
молиться...» выпущена Издательским Советом Русской
Православной Церкви. Ее автор ― профессор Московской
духовной академии Алексей Ильич Осипов. А.И. Осипов,
сравнивая практику молитвы Иисусовой по трудам святителя
Игнатия (Брянчанинова) и книге «Откровенные рассказы
Странника», перечисляет общие требования к правильной
молитве, обращает внимание при этом на особые условия для
того христианина, который становится на путь молитвенного
подвига.
Несоблюдение этих условий, предупреждает он, делает
молитву подвижника в лучшем случае бесплодной, но большей
частью ― средством его глубокого повреждения. Сама по себе
молитва, а тем более ее внешний признак «частость»,
недостаточны без исполнения заповедей Христовых и покаяния в
случае их нарушения.
Патриархия.ru
В Московском Патриархате напоминают, что
Грузия сохранила свою государственность благодаря русским
воинам
20 августа 2008 г. В Русской Православной Церкви
напоминают Грузии о том, что когда-то Россия спасла эту
страну от порабощения, и призывают к примирению. "Мне
кажется, пришла пора напомнить правительству Грузии и его
народу то, что Россия сделала для этой страны. Некогда
Грузия просилась в состав России, чтобы не быть
уничтоженной, порабощенной Турцией. И только благодаря
поддержке, защите нашей империи, пролитой тогда русскими
воинами крови, они смогли сохранить свою государственность,
остаться единым народом", - пишет глава Отдела Московского
патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами
протоиерей Димитрий Смирнов в статье, которую публикует в
среду газета "Аргументы и факты".
Однако, продолжил он, "к сожалению, пока Грузия
одурманена пропагандистскими речами Саакашвили".
Давая оценку военной агрессии Грузии в Южной Осетии,
священник заявил, что "геноцид испытывал народ, который
давно вошел в состав Российской империи, и именно это
толкнуло страну, русских, православных к оказанию помощи
Осетии".
"Сегодня мы лишь несем потери: людские, материальные, да
даже моральные. И помощь наша - исключительно жертвенное
служение брату. Жаль только, что о родственных чувствах
забыл еще один исторически и духовно близкий нам народ", -
говорится в статье.
По словам отца Димитрия, сегодня "главная задача, стоящая
перед братскими народами Осетии, Грузии и России, -
переступить через произошедший кошмар, отринуть чужие
неблаготворные влияния и примириться". И здесь, как отметил
он, роль Церкви - главная.
Священник указал на то, что духовенство с самого начала
молилось об умиротворении.
"Вообще священники в трудные периоды всегда устремляются
к своей пастве - чтобы утешить ее и поддержать. Именно
присутствие духовенства не дает солдатам на войне
окончательно озвереть и не начать мстить, увидев погибших
детей. Священник всегда напомнит: "Если на вас напали дикие
волки, то надо отразить атаку, но вовсе не следует
истреблять всех волков", - пишет автор.
Интерфакс-Религия
|