Слово Патриаршего Местоблюстителя
митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла перед
отпеванием почившего Патриарха Алексия в храме Христа
Спасителя
Ваше Святейшество и Блаженство!
Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич,
Президент Российской Федерации!
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович,
премьер-министр Российской Федерации!
Господа Президенты, министры, высокие
представители общественности, дорогие отцы, братья и сестры!
Мы проводим в путь всея земли Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия. Когда хоронят человека,
обычно, вспоминая жизнь, говорят о хорошем. Когда я подумал,
что же мне следует сказать хорошего о Святейшем, то
почувствовал некую неуверенность, потому что вся его жизнь
была наполнена добрыми делами. А в добрых делах открывается
нам Бог. Когда мы делаем доброе дело - это Бог творит нашими
руками. Когда мы делаем дурное дело - это диавол работает
вместе с нами.
Святейший сотворил множество добрых дел и, может быть,
сейчас надо сказать о самом главном - о том, что непременно
войдет в историю. Святейший принял Церковь, ослабленную
десятилетиями гонений и притеснений; он принял Церковь,
которая неспособна была раскрыть весь свой духовный
потенциал, чтобы обратить слово жизни ко всему народу. Она
была в изоляции. Подобно больному человеку, который долгое
время лежал в кровати и которому потом предложили встать,
Церковь наша, вставая, была слаба. Но в то же самое время
огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну, и
слабая Русская Церковь должна была принять на себя эти
вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести веру. И
сегодня Святейший, предстоя лицу Божию, может сказать, что
он оставил другую Церковь.
Это больше не немощная, не слабая Церковь. У нас больше
не дрожат руки и ноги, потому что Церковь вместе со своим
народом. Потому что духовное проросло сквозь материальное.
Потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды
Его не может быть и человеческой правды. Святейший понимал,
что Русская Православная Церковь - единственная, кто
сохраняет традиции, память и ценности Святой Руси.
Святейший всегда с уважением относился к суверенитету
государств, возникших на пространстве исторической Руси. Он
понимал, что эти разделения не могут разделить единую
систему ценностей, которые возникли с опорой на Православие
и впитали в себя исторический опыт многонационального
народа. Святейший понимал, что эти ценности Святой Руси с ее
доминантой святости, красоты и чистоты жизни являются мощным
столпом современной человеческой цивилизации, и потому он
оберегал единство Церкви Святой Руси, несмотря на все
вызовы, испытания и трудности. И сегодня мы все вместе -
наследники Киевской купели Крещения - окружаем гроб нашего
духовного отца и почившего Предстоятеля.
Святейший много положил сил, чтобы появились тысячи и
тысячи храмов и монастырей, чтобы возродилась духовная
жизнь, чтобы наладился диалог Церкви и общества, той самой
Церкви, которая десятилетиями находилась в изоляции и в
некоем социальном гетто. Как нелегко было вступить в этот
новый диалог и с властью, и с обществом! Как непросто было
показать духовную красоту и силу той традиции, которая всех
нас воспитала - не только православных, но и людей других
религий и конфессий, и людей неверующих, потому что все мы
формировались в той системе нравственных ценностей, которую
сохранила на протяжении тысячелетия Русская Православная
Церковь!
Святейший Патриарх много заботился о том, чтобы
сложнейшие процессы, потрясшие жизнь некогда единого
Отечества, разъединившие его на суверенные государства, не
разрушили народную жизнь. Именно поэтому он даже в самые
сложные моменты политической конфронтации призывал к
единству, к согласию, к миру. И как многие не понимали этих
призывов! Одни снисходительно улыбались, другие говорили об
отсталости Церкви, у которой нет другого - современного -
языка. Но он говорил языком вечности. Он понимал, что только
любовью можно объединить людей, что никакие конфликты в
конце концов не решают главной задачи - созидания единства и
согласия. Этот опыт любви он почерпнул не со стороны - это
исходило из его жизни. Он внутри имел этот опыт, и те, кто
трудился рядом с ним, знали, что он старался всегда любовью,
миром, спокойствием соединять людей.
А если задать сложный, но очень важный в данном случае
вопрос: а что означает любовь? А как можно любить дальнего
человека? Как можно любить врага? Как можно любить того, кто
очень далек от тебя, того, кого ты не знаешь? Человеческий
разум цепенеет перед этим вопросом и не может найти
логического ответа. Но есть один ответ - это Господь наш
Иисус Христос. Он нам дал этот ответ. Он пришел, чтобы
спасти мир, явившись не в силе и власти, не в блеске и
человеческом могуществе. Он пришел слабым и беззащитным и
сказал, что любовью человек спасается. И Он показал, что это
означает - Он ради любви взошел на Крест и отдал Самого
Себя. Тайна человеческой любви - в способности отдавать себя
людям.
Честно исполняя свой долг, выходя за рамки служебных
предписаний, не считаясь со временем и силами, невзирая на
здоровье и настроение, невзирая на то, что о тебе говорят и
что о тебе пишут, - делать до конца дело, к которому ты
призван, отдавать себя и через эту отдачу являть пример
любви. И в ответ на это жертвенное служение, на эту отдачу
самого себя каждый человек обретает встречный импульс
огромной духовной силы, встречное движение, тяготение,
которое и формирует единство человеческой семьи,
человеческого общества.
Святейший не грозной силой и властью, не ударом посоха о
землю формировал это единство Церкви Святой Руси, а через
нее - и единство исторической России, при всем уважении к
сложившимся политическим реальностям. Он формировал это
единство подвигом своего служения. И все мы являемся
свидетелями этого.
Сегодня никого не заставишь выйти на улицу, особенно в
плохую погоду. Но когда десятки тысяч людей идут, чтобы
поклониться великому гробу Предстоятеля Церкви Русской, они
идут потому, что им велит сердце. А сердце велит потому, что
он людям отдавал свое сердце. Вот в этом - и все
христианство, и вся тайна спасения. Если мы отдаем себя, мы
принимаем взамен, мы устрояем великую сеть человеческой
солидарности, духовной поддержки, взаимной помощи, единства.
И только так можно уберечь семью от распада, мужа и жену -
от развода; только так можно сохранить детей вместе с
родителями, сохранить трудовые коллективы, общественные
организации, общество, страну и - давайте взглянем дальше -
всю человеческую цивилизацию. Святейший был человеком не
национального, но планетарного масштаба. И свое великое
служение он простирал далеко за пределы нашего Отечества.
Принося венки ко гробу Святейшего, принесем ему самый
главный венок - нашу искреннюю, сердечную молитву, нашу
готовность идти дальше таким же путем, каким шел он, никого
не вздыбливая конфликтами и враждой, не пытаясь утверждать
власть силой, но открывать наши сердца людям, чтобы в ответ
на любовь, по примеру Христа Спасителя, создавалась
единственно прочная и реальная связь между людьми; чтобы
торжествовала любовь, а вместе с ней - мир, процветание и
благополучие.
Царство Небесное Великому Господину и отцу нашему
Алексию, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.
Вечная молитвенная ему память. И ныне совершим заупокойное
богослужение. Нас здесь много тысяч, но мы - капля от того
народа, который сегодня вместе с нами совершает это
заупокойное богослужение. И верим, что этот огненный столп
всенародной молитвы достигнет Престола Божия, и Господь
преклонит милость Свою к почившему новопреставленному рабу
Своему Святейшему Патриарху Алексию. Аминь.
Источник: Пресс-служба Московской
патриархии
|