ВОЗВРАЩАТЬ ЛИ ИКОНЫ В ХРАМЫ? Аргументы
Церкви
Недавняя дискуссия церковных и светских СМИ
о возможности кратковременного перенесения иконы «Троица»
преподобного Андрея Рублева из Третьяковской галереи в
Троице-Сергиеву Лавру переросла в разговор на более обширную
тему: должны ли вообще православные иконы находиться в
музеях, а не в храмах?
Представители Православной Церкви в своих выступлениях
стремятся не занимать радикальных позиций по этому вопросу,
ведь речь идет не только о святынях, но и о довольно хрупких
и ценных произведениях искусства. Столь высокая температура
споров о ситуации с иконой письма преподобного Андрея —
скорее результат стремления некоторых СМИ к сенсационности,
чем отражение реальной позиции Церкви. А какова, собственно,
эта позиция?
Основные тезисы, которые выдвигают представители Церкви в
спорах по данному вопросу, по просьбе «Фомы» сформулировал
руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник
Владимир Вигилянский:
1. Нахождение православных икон в музеях является по
большей части следствием насильственного изъятия церковного
имущества, поэтапно осуществлявшегося в годы атеистической
власти. Музейные работники сегодня не несут никакой
ответственности ни за преступления богоборческой власти, ни
за принятые законы, не позволяющие вернуть иконы в храмы.
2. Распределение икон по музеям в годы советской власти
привело к тому, что жителю провинции, чтобы увидеть икону
местной иконописной школы, приходится отправляться в другой
город. Между тем в музейной экспозиции икона вырвана из
духовного и культурного контекста православного храма, в
котором ее содержание и исполнение подчинены единому
замыслу. Именно многолетнее выставление икон во внехрамовом
пространстве закрепило в общественном сознании тот факт, что
музей — нормальная среда для хранения икон.
3. Большинство икон, в том числе и особо почитаемые
Церковью, вообще не выставляются музеями и находятся в
запасниках. Таким образом, не только верующие, но и все
общество лишено возможности знакомиться с богатством русской
иконописной культуры во всей ее полноте.
4. Церковь не выступает за безоговорочное и повсеместное
возвращение икон в храмы, прекрасно осознавая важность
работы музейных специалистов по сохранению икон для всего
общества и по обеспечению доступа к ним посетителей музеев
независимо от их социального положения и вероисповедания.
5. Церковь готова в стенах православных храмов обеспечить
доступ к находящимся здесь иконам , представителям других
конфессий и неверующим людям.
6. Церковь не находится в конфронтации с музейным
сообществом по этому вопросу, она испытывает благодарность к
реставраторам, искусствоведам и музейным хранителям, которые
в годы гонений на Церковь многое сделали для сохранения
икон. Церковь готова решать конфликтные вопросы
цивилизованно и разными путями. Примером для многих музеев
является позиция руководства Третьяковской галереи, которое
на протяжение 14 лет выдает чудотворную Донскую икону Божией
Матери для молитв перед нею в Донском монастыре 1 сентября,
которое перенесло Владимирскую икону Божией Матери в домовый
храм при Третьяковской галерее, а на праздник Троицы
выставляет в том же храме оказавшуюся в центре споров икону
Троицы преподобного Андрея Рублева.
7. Святейший Патриарх неоднократно предлагал возродить
форму выставления и содержания икон, действовавшую до
революции, — создание «древлехранилищ», в которых могли бы
реализоваться как музейная, так и сакральная функция икон.
http://www.foma.ru/articles/1929/
|