Главная


 


Обновление:  25 ноября 2008 г.

 

 
Новости

"Мы были не просто певчими...". Заметки неравнодушного о церковном пении

Слушая недавно лекцию А.И.Осипова, посвященную теме миссионерства, я обратила особое внимание на его обеспокоенность по поводу состояния церковного пения. Он укорял православных людей в том, что мы придаем огромное значение таким внешним вещам как принятие или не принятие ИНН и совсем не задумываемся над внутренними проблемами Церкви.

Могу с горестью признаться, что мне самой и моим близким не раз приходилось сменять один приход на другой из-за появления так называемого "помпезного" или "итальянского" пения на смену обиходного. И думалось тогда, что неспособность молиться под сотрясающий стены храма хор является моей личной проблемой. Ведь стоят же прочие люди в церкви, а после службы восхищаются мастерством исполнения песнопений. Когда же я пыталась обсуждать этот вопрос с теми или иными православными, одобряющими "итальянский" стиль церковного пения, то слышала в ответ упрек: "Ну, о чем Вы говорите! Это же не монастырь! Мы мирские люди и нуждаемся в торжественных и воодушевляющих службах!". После таких слов во мне укоренилась убежденность, что есть люди, которые молятся под тихое и умиротворенное пение, а есть те, которым необходим "воодушевляющий" хор. И те, и другие спасаются.

Слова А.И.Осипова подействовали на меня отрезвляюще. "Итальянская" манера - это все-таки проблема нашей Церкви, а не один из вариантов церковного пения. И мне хотелось бы обратиться к православным братьям и сестрам с призывом обсудить эту тему и каждому на своем приходе поднять этот вопрос на приходском совете.

Говоря откровенно, я всегда настороженно относилась к статьям церковного порядка, написанным женщинами, учитывая горестный опыт наших излишне напористых активисток, самочинно прославляющих некоторых известных людей как святых и составляющих им акафистные службы. Но данная тема касается меня непосредственно, так как я с детства пою в церковном хоре. Потому мне хотелось бы поделиться своим опытом и переживаниями по этому поводу.

Я имею музыкальное образование, и потому для меня не составляет огромного труда пение по нотам и с листа. Но вот петь особенно замысловатое песнопение и молиться при этом представляется для меня практически невозможным. Когда же голосовые темы (басовые, теноровые, альтовые и сопрано) расходятся так, что текст у каждого голоса не совпадает по времени, то в такой момент, я полагаю, никому в храме не может быть особенно молитвенно. Ведь совершенно непонятно, что поют замечательные "певцы".

Однажды я была в одной деревенской церкви, где народ (а храм был полон) пел всю службу вместе с хором. Вот это была действительно "воодушевляющая" служба. И хотя песнопения были самыми что ни есть простыми, более красивого пения мне не приходилось слышать. Некоторые могут возразить, что если петь все время одно и тоже, то это может скоро надоесть. Но у нас сейчас есть огромный запас самых различных монастырских распевов, греческих, сербских и т.д. Я уверяю вас, что все они очень мелодичны, но самое главное в них то, что во время их пения женским голосам не приходится вопить во всю глотку на высоких нотах, а бедным прихожанам вздрагивать от неожиданности. В наше время технологий мы обладаем прекрасной возможностью пользоваться Интернетом как источником нот для церковного пения (для этого существуют православные сайты).

И в заключении приведу один пример из моей личной практики. Одни мои знакомые попросили меня петь на их венчании. Памятуя о своем не слишком юном возрасте, они устроили все очень просто (хор состоял из меня и матушки священника, который их венчал). Мы решили петь на два голоса обиходным вариантом. И как же хорошо прошло Таинство. Мы были не просто певчими, а сотаинниками наших брата и сестры во Христе в этот важнейший в их жизни момент. Поя простым напевом, мы имели возможность вдумываться в каждое слово церковного текста. По окончании службы все мы: молодожены, батюшка, певчие, родные светились одинаковою радостью. И я вспомнила, как обычно после пения "итальянским" стилем на венчаниях я облегченно вздыхала, что все закончилось, я не ошиблась в нотах, удачно спела ту или иную тему. Но даже не задумывалась, что не участвовала в службе как таковой.

Я прошу простить меня, если некоторые слова моего воззвания вызовут у кого-то смущение. Я писала "от избытка сердца".

Раба Божия Тавифа  Свято-Троицкая церковь Ванкувер. Канада

"РУССКАЯ ЛИНИЯ"


"ПРАВОСЛАВНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ": Восток и Запад: ужели разделился Христос? Об отпадении большой ветви Западной Церкви от благодатного ствола вселенского древа святого Православия  

16 июля 1054 года (ст. ст.) римские легаты во главе с кардиналом Гумбертом положили на престол храма св. Софии письменное отлучение константинопольского патриарха Михаила Керуллария и его единомышленников. Эта дата стала одной из главных вех окончательного разделения Западной и Восточной частей до тех пор единой Вселенской Церкви. Это событие стало не началом, а уже плодом, результатом, созревшим в глубинах церковной жизни, и пути Запада и Востока после этой даты еще стремительнее удаляются друг от друга. Многие историки и богословы говорят о "великом расколе", "разделении", но это, строго говоря, неточные термины. Правильнее говорить об отпадении большой ветви Западной Церкви от благодатного ствола вселенского древа святого Православия. По крайней мере, таково единогласное мнение не просто носящих имя "богословов", а истинных боголюбцев - мужей, угодивших Богу и достигших святости. Высказывания святых отцов, авторитет которых для нас является наивысшим среди всех кем-либо высказанных суждений, звучат зачастую настолько строго, что многие предпочитают их и не вспоминать.

В наше время, по слову патриарха Сергия (Страгородского), "в культурном христианском обществе не принято ставить вопрос об истинной Церкви". Это считается плохим тоном, особенно на Западе, т. к. такая постановка вопроса может кого-то обидеть или оскорбить. В связи с этим и стал популярен так называемый "широкий взгляд", как его называет патриарх Сергий, согласно которому "земные перегородки до неба не достигают". А раз эти перегородки возникли с земли, то все церковные разделения представляются тогда просто плодом человеческого греха, властолюбия, стремления к наживе, власти, авторитету. В целом, делается такой вывод, что надо быть просто хорошим христианином, независимо от того, в какой конфессии, в какой Церкви ты пребываешь. Православный ты, католик или протестант - всё равно спасёшься, старайся только жить по Евангелию. Но, как отмечает владыка Сергий, хотя такая "широта" очень удобна и успокоительна, подлинно церковные люди не могут удовлетвориться такими рассуждениями. Он говорит, что под этой "широтой" человек церковный чувствует некое безразличие к вере, равнодушие даже к самому вопросу о спасении души. Достаточно обратиться к истории Вселенских Соборов и наследию святых отцов древности, чтобы понять, что на самом деле самосознание Церкви периода Вселенских Соборов гораздо ближе к строгому взгляду, когда Церковь действительно считает только себя Церковью Христовой и только свои таинства благодатными, в полном смысле этого слова. Такова позиция патриарха Сергия, одного из самых известных и авторитетных богословов ХХ века, обобщившего опыт древней Церкви.

Таким образом, "разделение" должно быть истолковано не просто как плод культурных, исторических и политических обстоятельств, а как глубинная трагедия, как отпадение от жизни в Духе Святом. Сербский святой ХХ века святитель Николай (Велемирович) неоднократно подчёркивает, что основное различие между Восточной и Западной церквами после схизмы 1054 года состоит именно "в различном понимании Евангелия Христова". Если на Западе Евангелие уже давно стали понимать сначала просто как теорию, а позже - как одну из теорий Бытия, то на Востоке оно было воспринято как подвиг и как практика, как жизнь. Поэтому на Западе богословие, по большому счёту, выродилось в философию, исключительно теоретическую науку, а на Востоке как само христианство, так и христианская догматика, являются всё-таки практической наукой, наукой о жизни во Христе. "На Западе этого не поняли или об этом забыли, но об этом знали апостолы и подвижники, преемники апостолов Восточной Церкви, и поэтому каждый догмат стремились не просто осознать, понять логически, а претворить его в жизнь". Таково суждение святого, знавшего об инославии не понаслышке, а проведшего в университетах Европы всю свою молодость.

Среди русских святых наиболее мягко к католикам относился святитель Филарет Московский, но и он называл римско-католическую церковь "веткой надломившейся, полуживой". У него есть даже такое высказывание: "Как на востоке солнце восходит, точно так же в Восточной Церкви солнце веры сияет, а на Западе истина веры заходит и меркнет в желании земного владычества, потому что земное владычество слишком помрачило умы западных христиан".

Вот именно в этом и есть корень всех заблуждений Запада и самого греха против Церкви - греха нарушения ее единства. Св. Григорий Палама в свое время, обличая римско-католиков, говорил, что дело в первую очередь даже не в том, сколько и какие изменения внесены ими в вероучение, а в самом факте нарушения соборного единства через одностороннее изменение общего Символа веры. Чрезмерное возвышение авторитета папы не только над простыми верующими, но и над всем телом Церкви, попытки насадить его власть любыми средствами по всему миру всегда были главной практической чертой определявшей богословие и церковную политику Рима. Желание доказать авторитет папы заставило принять и богословское "новаторство" филиокве и защищать его, обвиняя православных в ереси. Как прекрасно охарактеризовал события 1054 г. прот. А. Шмеман: "Можно упрекать греков в мелочности и частичной утрате вселенского сознания, но всё это ещё не может разделить Церковь по существу. Папизм же сам отлучает от себя всех несогласных с ним, и именно папство является настоящей причиной разделения Церкви. Что бы ни делали греки, папы всё равно отлучили бы от себя Восток".

Конечно, нам нельзя забывать, что и среди западных христиан всегда находились простые и верные Богу души, которые святитель Николай, просветитель Японии, назвал "безсознательно православными". Инстинктивно избегая догматических тонкостей вероучения протестантизма и католицизма, они, в основном, с усердием исполняли то, что их религия давала им хорошего и действительно Божьего. Свт. Николай говорит: "Я относился к ним с добрым чувством и, даже, в продолжение восьми лет живя в городе, где были и католики и протестанты и где не было ни одного католического или лютеранского священника, я с любовью исполнял все требы, которые мог исполнять без нарушения наших церковных правил".

Сохраняя разумную ревность о чистоте веры и единстве Церкви, мы должны учиться у святых и терпению и снисходительности. Вспомним пример милосердия к языческому жрецу из жития преп. Макария Великого. Мудрость и деликатность преподобного обратили озлобленного человека в христианина. Как-то преподобный Силуан Афонский встретил одного миссионера, который обвинял в богохульстве инославных. В разговоре с ним преподобный пояснил, что если начинать с хуления веры другого человека, то заранее обречешь свою проповедь на провал. Нужно начать с того, что в их вероисповедании есть хорошего и правильного, а с чем нельзя согласиться - объяснить позже. Необходимо такую беседу вести в мирном духе, без раздражения, которое бывает у людей неразумных, страдающих ревностью "не по разуму".

К сожалению, столетия, прошедшие с ХI века, только увеличили пропасть между Востоком и Западом. И хотя политические шаги по снятию взаимных анафем и были сделаны на II Ватиканском соборе со стороны Рима и Константинополя, но реальная картина остается иной. Преподаватель православной духовной семинарии в Бруклине протоиерей Георгий Драгаш отмечал недавно, что инославное христианство на сегодняшний день в большей или меньшей степени изменило все основы христианского богословия так, что оно еще дальше отошло от позиций Православия. Живые проявления православного богословия - Библия, Догматика Символ Веры и Литургия - три столпа веры, переданные нам как целостное нерушимое ядро, не подлежащее никаким изменениям, оказались предметами недопустимых манипуляций. И именно эти основы сейчас следует защищать сильнее, чем когда-либо ранее перед лицом инославия, которое изменило их подлинный нормативный характер и авторитет и, в результате, впало в серьезный кризис. Это ясно видно в так называемом историко-критическом подходе к Библии, предлагаемом инославным христианством, которое прямо противопоставляет себя "духовному" или "догматическому" подходу Православных Отцов Церкви. В качестве поразительных примеров обновления Литургии о. Георгий упомянул вынесение при римско-католической литургии алтаря в неф. Или новую практику, когда священник, отправляющий церковную службу, смотрит на предстоящих людей, как если бы он делал священное приношение им, а не Богу. Или даже вход в алтарь мирян с тем, чтобы взять Святые Дары и преподать Дары священнослужителям. Богословие современного инославия прот. Георгий характеризует не иначе как нео-несторианское.

Инославные, в отличие от православных, не имеют четкого различия между Церковью и миром. Это приводит к тому, что мирской дух управляет инославным христианством и определяет его жизнь, образ мыслей, его богословие. Инославное христианство не бросает вызова современному миру. Силы современных секулярных процессов, кажется, совсем подчинили инославное христианство недопустимому и чуждому влиянию. Это прямо противоречит предостережению апостола: "И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим.12:2).

Слово "Церковь" встречается в тексте Священного Писания Нового Завета 110 раз! В то же время слово "христианство" не встречается ни разу. Почему же это важно? Потому, что христиане с самого начала были именно Церковью. Это было не просто какое-то учение, которое принёс Христос, а именно общение верующих, их вполне осязаемое единство. В Деяниях апостольских мы видим, насколько община первых христиан была действительно сплочённой. Так, например, сказано, что никто из посторонних не смел к ним присоединиться (Деян. 5:13).

Рассуждая о путях инославия и о Православии, будем помнить, дорогой читатель, что кроме догматических нарушений нас от Бога удаляет и нравственная нечистота, которая оказывается чаще всего причиной первых. Замечательный богослов ХХ века В.Н. Лосский, рассуждая на эту тему, говорит, что внутри Православной Церкви существует ещё более узкий круг. Это круг святых, которые достигли полного и действительного единения с Богом, потому что не всякий православный, находящийся в Церкви, по-настоящему имеет единство с Богом, Он ссылается на преп. Максима Исповедника: "Святой Дух во всех людях без исключения присутствует, как хранитель и оживотворитель, т.е. поддерживает жизнь во всей вселенной. Что же касается христиан, Святой Дух присутствует в каждом из них, делая их сынами Божьими. Но как податель мудрости присутствует Он не во всех христианах, но только в благоразумных, т.е. тех, которые своими трудами и борениями для Бога стали достойны обоживающего вселения Духа Святаго, ибо все, не исполняющие волю Божию, имеют сердце неразумное".

Иеромонахи Мефодий и Кирилл (Зинковские), преподаватели СПбДА, канд. богословия

"ПРАВОСЛАВНЫЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"


На очередном заседание Священного Синода от 17 июля 2006 г. в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского члены Синода благословили открытие в Новосибирской епархии мужского монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших в городе Черепаново Новосибирской области.

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru

Очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви по традиции открылось 17 июля в Троице-Сергиевой Лавре, в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского. Члены Синода рассмотрят наиболее значимые события церковной и общественной жизни и обсудят важнейшие проблемы, стоящие перед Церковью.

Заседание Синода проходит под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В нынешнем заседании принимают участие постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополиты Киевский и всея Украины Владимир, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей, Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Также на заседание приглашены архиереи, ранее избранные для участия в летней сессии Синода: архиепископы Пензенский и Кузнецкий Филарет, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Новогрудский и Лидский Гурий, Барнаульский и Алтайский Максим,Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

Перед началом заседания Его Святейшество поздравил Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира с 40-летием архиерейской хиротонии, а митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия — с прошедшим днем тезоименитства.

Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2006 г.

ЖУРНАЛ № 61

СЛУШАЛИ:
5. Прошение Преосвященного Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона о благословении на открытие мужского монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших в городе Черепаново Новосибирской области и о назначении иеромонаха Кирилла (Скакальского) наместником обители.

ПОСТАНОВИЛИ:

1) Благословить открытие мужского монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших в городе Черепаново Новосибирской области.

2) Назначить иеромонаха Кирилла (Скакальского) наместником мужского монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших г. Черепаново Новосибирской области.

АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Члены Священного Синода:

МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР

МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ ВЛАДИМИР

МИТРОПОЛИТ МИНСКИЙ И СЛУЦКИЙ, ПАТРИАРШИЙ ЭКЗАРХ ВСЕЯ БЕЛАРУСИ ФИЛАРЕТ

МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ ЮВЕНАЛИЙ

МИТРОПОЛИТ СМОЛЕНСКИЙ И КАЛИНИНГРАДСКИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ КИРИЛЛ

МИТРОПОЛИТ КИШИНЕВСКИЙ И ВСЕЯ МОЛДОВЫ ВЛАДИМИР

АРХИЕПИСКОП ПЕНЗЕНСКИЙ И КУЗНЕЦКИЙ ФИЛАРЕТ

АРХИЕПИСКОП ЯРОСЛАВСКИЙ И РОСТОВСКИЙ КИРИЛЛ

ЕПИСКОП ТАМБОВСКСКИЙ И МИЧУРИНСКИЙ ФЕОДОСИЙ

ЕПИСКОП БАРНАУЛЬСКИЙ И АЛТАЙСКИЙ МАКСИМ

ЕПИСКОП НОВОГРУДСКИЙ И ЛИДСКИЙ ГУРИЙ

УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ МИТРОПОЛИТ КАЛУЖСКИЙ И БОРОВСКИЙ КЛИМЕНТ

 Седмица.Ru


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу