Сообщение Священного Синода
Русской Православной Церкви по
поводу перехода к системе
электронной идентификации людей
Священным Синодом Русской
Православной Церкви было
направлено Обращение к органам
власти стран Содружества
Независимых Государств и Балтии.
Причиной принятия обращения
стали возникшие среди части
верующих опасения, связанные с
электронной идентификацией
граждан, созданием и объединением
электронных баз личных данных, а
также начавшейся или планируемой
в некоторых странах выдачей новых
удостоверений личности, которые
содержат электронную информацию
о природных свойствах
человеческого тела -
биометрические данные.
Сознавая
необходимость заботы об
общественной и государственной
безопасности, борьбы с
преступностью и особенно
терроризмом, Священный Синод с
пониманием относится к заботе
власть предержащих о должной
организации учета населения,
полагая, что нет ничего
греховного в самом факте учета
граждан государством. Испокон
веков взаимоотношения между
людьми и народами начинались с
решения вопроса, заданного
Иисусом Навином архистратигу
Михаилу у Иерихона: "Наш ли ты,
или из неприятелей наших?" (Иис.
Нав. 5.13). Одно из первых в истории
мероприятий по исчислению народа
было совершено по прямому Божию
повелению: "Исчислите все
общество сынов Израилевых по
родам их, по семействам их, по
числу имен" (Числ. 1.2). Божия
Матерь и святой праведный Иосиф
подчинились законному требованию
власти и приняли участие в
переписи населения Римской
империи в Вифлееме.
Нет ничего
греховного и в использовании для
учета граждан, для обеспечения
безопасности человека и общества
последних технических достижений,
в том числе электронных средств,
лишь развивающих уже привычные
методы. Так, описания и
изображения человеческого лица и
тела использовались в целях
безопасности еще в древние века.
Совершенствование способов их
записи не несет в себе ничего
принципиально нового. Однако,
вместе с рядом технических
преимуществ, создание и
объединение массивов личной
информации, а также развитие
электронных средств опознания
личности таит в себе немало
опасностей.
Возрастает
зависимость человека от
неизбежных технических сбоев,
ошибок, халатности персонала или
вмешательства злоумышленников.
Не исключена возможность
централизованного сбора сведений
о частной жизни граждан и об их
убеждениях. Это создает угрозу
правам и свободе личности, делает
возможным тотальный контроль за
жизнью человека, в том числе за
его мировоззрением. Такое
развитие событий усиливает
опасность предвзятого отношения
к человеку на основании его
религиозных, политических или
иных взглядов.
Данная опасность
приобретает весьма реальные
очертания в момент, когда в
национальном и международном
праве закрепляются идеи
нравственного и
мировоззренческого релятивизма.
Для православных христиан,
верующих нашей Церкви, перенесшей
в XX столетии невиданные по
масштабу и жестокости гонения за
исповедание имени Христова,
крайне дорога возможность жить
согласно нормам веры. В связи с
этим Священноначалие Русской
Православной Церкви ведет
небезуспешный диалог с власть
имущими по данному кругу вопросов,
информируя церковный народ о ходе
и результатах такого диалога. Во
многих вопросах власти уже пошли
навстречу пожеланиям верующих.
Весьма важно, чтобы и впредь все
предпринимаемые в этой
деликатной сфере меры
проводились гласно, под строгим
общественным контролем.
Обратившись к властям стран, в
которых преимущественно
проживает паства Русской
Православной Церкви, Священный
Синод выразил ряд пожеланий,
удовлетворение которых могло бы
снять имеющуюся озабоченность и
не подвергать испытаниям
традиционную для православных
христиан лояльность по отношению
к гражданским установлениям. В
частности, отмечена опасность
сбора и хранения данных о частной
жизни людей, особенно об их
религиозном и политическом
выборе, здоровье, круге общения,
путешествиях и тому подобном.
Видится неоправданным
дистанционное опознание человека
без его ведома, особенно в местах,
где он не обязан представляться.
Каждый человек должен знать,
какая именно информация о нем
содержится в "электронном
досье", и иметь возможность
исключать из него сведения,
потерявшие актуальность.
Перечень собираемых и хранимых
данных, по мнению Церкви,
следовало бы ясно определить и
сделать общеизвестным.
Представляется важным, чтобы
разработка электронных систем
идентификации и учета граждан
велась гласно, под общественным
контролем, с четким объяснением
ее мотивировки, а также с
раскрытием значения используемых
символов. Видится необходимым
ясно и исчерпывающе определить
список инстанций, имеющих доступ
к базам данных, а также принять
меры к защите персональной
информации, усилив
ответственность за ее незаконное
использование.
Средства
опознания человека не должны
вредить его здоровью, унижать его
честь и достоинство. Видятся
неприемлемыми такие
разновидности подобных средств,
которые были бы неотделимы от
человеческого тела. Нельзя в
системах учета присваивать людям
некий номер, который будет
использоваться вместо имени.
Подобно номеру паспорта, учетные
номера могут относиться не к
личности, а к документу или к
записи в базе данных.
Наконец - и
это главное, - недопустимо, чтобы
люди, по разным причинам
отказывающиеся от участия в новой
индентификационной системе, были
оттеснены на обочину жизни,
существенно поражены в правах,
подвергнуты дискриминации при
приеме на работу, распределении
социальной помощи и так далее. Для
таких граждан должна быть
предусмотрена альтернатива,
позволяющая полноценно жить в
обществе, не препятствующая
осуществлению их прав и свобод,
пользованию законными льготами
независимо от тех или иных форм
идентификации личности.
Православные христиане
призываются помнить, что принятие
или непринятие новых документов,
в том числе содержащих
электронную информацию о
природных свойствах
человеческого тела, не должно
быть поводом для осуждения одних
христиан другими, для сеяния
смуты и раскола в Церкви.
Тысячелетний опыт жизни во Христе
свидетельствует, что Господь
оберегает внутреннюю свободу
христианина, в каких бы условиях
тот ни находился, ибо "Господь
есть Дух; а где Дух Господень, там
свобода" (2 Кор. 3.17). 17 октября 2005
г. http://www.sedmitza.ru
Потомок Романовых
принц Кентский посетил родовую
святыню – Ипатьевский монастырь
в Костроме
С
однодневным частным визитом в
Кострому во время турне по России
14 октября приехал потомок Дома
Романовых принц Майкл Кентский (Великобритания)
с супругой. Гости посетили
Ипатьевский монастырь - колыбель
Дома Романовых, где их встречал
архиепископ Костромской и
Галичский Александр. Об этом
сообщили в Костромской епархии.
Визит носил личный характер и не
афишировался. Принц по одной из
ветвей своей богатой родословной
является праправнуком Николая I.
Посетить святые для Романовых
места он посчитал своим долгом.
Принц Майкл Кентский уже приезжал
в Кострому в прошлом году во время
международного автопробега на
раритетном "Бентли". В
нынешний визит он поклонился
Феодоровской чудотворной иконе
Божьей Матери, которой был
благословлен на царствие в 1613
году Михаил Романов, осмотрел
Ипатьевский монастырь, где
посетил Троицкий собор и
Романовские палаты.
ИА REGNUM/Седмица.Ru
|