17 мая 2007
Свершилось историческое событие - подписан Акт о
каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской
Зарубежной Церковью
Когда церемония подписания завершилась, Его
Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II сказал Первоиерарху Русской зарубежной Церкви
митрополиту Лавру фразу, которой священники обмениваются в
алтаре перед причастием: «Христос посреди нас». Так этот
важный документ был скреплен ещё и словами высших иерархов.
Теперь Зарубежная церковь не является автокефальной, то
есть полностью самостоятельной. Она признала, что
является частью Русской поместной Церкви, поэтому
решения её Священного синода будут утверждаться
Патриархом Московским, его имя будет упоминаться за
богослужением.
Епископы Зарубежной церкви будут полноправными
участниками Соборов епископов Русской церкви. Это не
подчинение Зарубежной церкви Московскому патриархату,
как может показаться неискушённому человеку, а усиление
её влияния на Московский патриархат. И такое влияние
обогатит Русскую Православную Церковь. Таким образом,
преодолено главное разделение Русской Церкви, которая
через своё воссоединение показывает пример нации,
обществу и государству. Ведь сегодня русские — самый
большой разделенный народ в мире, а Россия — самая
большая страна мира, пребывающая разделённой и
встречающая внешние препятствия своему воссоединению.
Русская церковь, восстановив своё единство, создала
прецедент и показала всем мирянам - пастухам и кесарям -
пример духа, воли и действия, преодолевших бешеное
сопротивление лиц и сил, ненавидящих Русскую церковь и
Россию.
В ответном слове митрополит Восточно-Американский и
Нью-Йоркский Лавр отметил великое значение
восстановления единства в Поместной Русской Православной
Церкви. «Нынешний день, - сказал он, - утверждает эту
истину и дарует нам радость единства. Ваше Святейшество,
поздравляю Вас с этим великим событием, благодарю Бога,
давшего нам силы для его свершения».
Затем состоялось первое совместное богослужение -
праздничная Божественная литургия, за которой Святейшему
Патриарху Алексию сослужили иерархи Московского
Патриархата. За литургией молились архиереи,
возглавляющие епархии Московского Патриархата в дальнем
зарубежье – митрополит Аргентинский и Южноамериканский
Платон, архиепископ Керченский Анатолий, архиепископ
Берлинский и Германский Феофан, епископ Каширский Иов,
епископ Зарайский Меркурий, епископ Богородский Елисей,
а также митрополит Варненский и Великопреславский
Кирилл (Болгарская Православная Церковь).
Украшением богослужения стали праздничные песнопения,
исполненные сводным хором Московской Духовной академии и
семинарии и Троице-Сергиевой Лавры под управлением
архимандрита Матфея (Мормыля) и сводным хором Зарубежной
Церкви под управлением Петра Федулы. В течение всей
Божественной литургии Царские врата оставались
открытыми, как на Пасху.
На Великом входе Его Святейшество помянул, по обычаю,
Предстоятелей Поместных Православных Церквей, а затем
членов Священного Синода Русской Православной Церкви и
Архиерейского Синода Зарубежной Церкви.
Затем митрополит Лавр возгласил: «Великого Господина и
Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московского и
всея Руси и Свято-Троицкия Сергиевы Лавры
Священноархимандрита да помянет Господь Бог во Царствии
Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».
По запричастном стихе было оглашено послание Святейшего
Патриарха архипастырям, пастырям, монашествующим и всем
верным чадам Русской Православной Церкви в связи с
подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной
Русской Православной Церкви.
Как отмечается в послании, радость празднования светлого
праздника Вознесения Господня усугубляется переживанием
происходящего в эти дни судьбоносного события в жизни
Русской Православной Церкви – восстановления полного
единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной
Церкви.
«Явленное единство есть знак великой милости Божией к
нашей Церкви и нашему народу, пережившему в двадцатом
столетии один из самых трагических периодов в своей
истории… Вслед за политической катастрофой России на
долгие годы была прервана связь между Церковью в
Отечестве и частью русского рассеяния, и этот разрыв
болезненно переживался церковным сознанием.
Восстановление утраченного единства оказалось трудным и
долгим делом, потребовавшим многих усилий каждой из
сторон, – отмечает Его Святейшество. – В дарованное
Богом благоприятное время Церковь в Отечестве духовно
осмыслила опыт пройденного ею крестного пути, итоги
которого стали неотъемлемой частью хранимого Церковью
предания. В то же время и чада Зарубежной Церкви
получили возможность увидеть и должным образом оценить
признаки духовного возрождения, отмечаемые на Родине.
Нынешним нашим воссоединением в духе братской любви
символически поставлена последняя точка в драматической
истории гражданской войны».
«Отныне Русская Православная Церковь за границей,
сохраняя сложившееся в ней самоуправление, пребудет
неотъемлемой частью единой Поместной Русской
Православной Церкви, соединенной в общении и единстве со
всей полнотой Вселенского Православия. Возрадуемся же о
нашем единении, – говорится в послании. – Будем помнить
уроки вразумления Божия и крепко беречь связующий нас
союз любви. Будем хранить в чистоте веру нашу
православную и отвращаться от соблазнов окружающего нас
суетного мира. Да утвердит Господь святую Свою Церковь и
сохранит ее необориму от всех расколов и нестроений во
веки веков».
На молитвенную память о состоявшемся событии Святейший
Патриарх Алексий подарил членам официальной делегации
РПЦЗ в архиерейском сане памятные панагии, а священникам
– кресты.
По завершении богослужения Святейший Патриарх Алексий
обратился к присутствовавшим в храме с
Первосвятительским словом. «Русская Церковь, пройдя
сквозь горнило гонений и сораспявшись Христу, победила
разделение, – сказал, в частности, Предстоятель Русской
Православной Церкви. – Сегодня радуется и ликует сонм
Новомучеников и Исповедников Российских – плод красный
спасительного сеяния Господа нашего, взирая на чад
Русской Церкви, вновь объединенных вокруг Патриаршего
престола святителей Московских. Мы торжественно
провозгласили единство нашей Церкви и в полноте его
осуществили, единеми усты и единем сердцем
прославив и воспев пречестное и великолепое имя Божие,
вместе вкусив от единой Истиной Трапезы – Святой
Евхаристии. И теперь, мысленно устремляясь к грядущей
Пятидесятнице, мы уже ныне с особым чувством исповедуем:
днесь благодать Святаго Духа нас собра».
Выступая на церемонии подписания Акта о
каноническом общении Московского патриархата с
Русской православной церковью за рубежом Президент
России Владимир Путин сказал:
Ваше Святейшество,
Ваше Высокопреосвященство,
Подписание «Акта о каноническом общении»
знаменует собой не только восстановление единства
Русской православной церкви. Это событие – поистине
всенародного, исторического масштаба и огромного
нравственного значения.
Церковное разделение возникло в результате
глубочайшего политического раскола самого
российского общества. Вследствие ожесточенного
противоборства сторон, прежде всего, в гражданской
среде.
И сейчас, спустя десятилетия разобщенности, можно
утверждать: в этом политическом,
церковно-политическом конфликте не было победителей.
Зато проиграли все: и церковь, и сами верующие,
вынужденные жить в атмосфере отчужденности и
взаимного недоверия. Проиграло российское общество в
целом.
Возрождение церковного единства – это важнейшее
условие для восстановления утраченного единства
всего «русского мира», одной из духовной основ
которого всегда была православная вера. Всюду – куда
бы судьба ни забрасывала наших людей – первой их
заботой было возведение храма.
И сейчас для очень многих соотечественников,
живущих вдали от России, именно церковь является
подчас единственным «островком» Родины. Эта незримая
связь помогает им сохранять национальную культуру и
традиции, родной язык, ощущать свою сопричастность с
делами Отечества.
В современном российском обществе, основанном на
демократических принципах открытого и свободного
вероисповедания, нет почвы для изжившей себя
трагедии, для изжившего себя противостояния. И ярким
свидетельством тому является тот факт, что
подписание Акта проходит в Москве, в Храме Христа
Спасителя. В Храме, ставшем зримым символом
возрождения и процветания Русской православной
церкви.
Мы осознали, что национальный подъем, развитие
России невозможны без опоры на исторический и
духовный опыт. И хорошо понимаем и ценим силу
воздействия пастырского слова, которое объединяет
народ России. И потому восстановление единства
церкви служит и нашим общим целям.
Искренне поздравляю вас и всех нас с этим
действительно выдающимся, знаменательным событием
На молитвенную память о состоявшемся торжестве
митрополит Восточно-Американнский и Нью-Йорский Лавр
подарил Святейшему Патриарху список
Курской-Коренной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
Его Святейшество в качестве ответного дара передал
набор евхаристических сосудов. Участникам,
гостям, представителям СМИ вручалась памятная
медаль ПОДПИСАНИЕ АКТА О КАНОНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ,
отчеканенная на Московском монетном дворе по заказу
общественного движения «Россия Православная».
В 18.00 часов началась пресс-конференция в гостинице
«Даниловская» с участием архиепископов Берлинского и
Германского Марка и Сиднейского и
Австралийско-Новозеландского Илариона.
В последующие дни делегация Зарубежной Церкви
намерена посещать святыни Отечества.
Важные события состоятся на Курской земле. 21 мая
митрополит Лавр совершит всенощное бдение в
сослужении архиепископа Курского и Рыльского Германа
и схимитрополита Ювеналия в Знаменском соборе г.
Курска.
22 мая, в день праздника перенесения мощей
святителя и чудотворца Николая,
Высокопреосвященнейший Владыка примет участие в
служении Божественной литургии в Курской Коренной
Пустыни. Там в знак общественной благодарности «За
усердные труды по воссоединению Русской Зарубежной
Церкви с Русской Православной Церковью московского
Патриархата» Митрополиту Лавру будет преподнесен
Золотой орден "За жертвенное служение".
Церемонию награждения первоиерарха Русской
Зарубежной Церкви проведут представители
общероссийского общественного движения "Россия
Православная" во главе с ее лидером Александром
Ивановичем Буркиным. Орден вручается по
благословению Святейшего Патриарха Алексия II и
является высшей наградой движения.
Ранее этой наградой были удостоены: Его Святейшество
Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ
II; Митрополит С.-Петербуржский и Ладожский –
ВЛАДИМИР; Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший
Экзарх всея Белоруссии ФИЛАРЕТ; Председатель
Верховного Суда РФ В.М.ЛЕБЕДЕВ; Президент Чувашской
республики, член Государственного Совета РФ –
Н.В.ФЕДОРОВ; Полномочный представитель Президента
РФ в ЦФО - Г.С. ПОЛТАВЧЕНКО; Президент РАН – Ю.С
ОСИПОВ; Министр сельского хозяйства РФ А.В.ГОРДЕЕВ.
История вопроса: Зарубежная русская
церковь — это часть Русской церкви, которая временно
отделилась от церковного центра в Москве, пока он
был зависим от большевиков. Зарубежная церковь,
находясь в эмиграции, не позволила подчинить себя ни
нацистам, ни затем американским властям,
представители которых пытались помешать
воссоединению с Церковью на Родине.
Зарубежная русская церковь кричала на весь мир об
уничтожении Церкви большевиками и прославила в 1983
г. новомучеников и исповедников российских. Это -
подвиг правды, ведь в это время Церковь в России
находилась под ярмом, с заткнутым ртом. Русская
Церковь отстаивала по всему миру честь и достоинство
русского народа, когда те, кто готовил и осуществил
расчленение России, поддерживали украинских и прочих
сепаратистов, принимали закон «О порабощенных
нациях» (Конгресс США).
Зарубежная Русская Церковь неустанно повторяла,
что русский народ является первой и главной жертвой
коммунизма, и что именно большевики расчленили
Россию, создав «самостийные» Украину, Белоруссию,
Казахстан, отдав им и Прибалтике исконные русские
земли. Зарубежная Русская Церковь сохранила наследие
белой русской эмиграции, к ней принадлежали такие ее
столпы, как Иван Ильин и Иван Солоневич. Вместе с
Зарубежной Церковью возвращается и здоровый, а не
суррогатный русский патриотизм, чистый, белый, без
красных и коричневых пятен, преодолевающий главную
беду русской политики, - когда те, кто говорит, что
любит Россию, отрицают свободу, а те, кто говорит,
что любит свободу, не любит Россию.
Еще одно следствие воссоединения русского
Православия – это становление воссоединенной Русской
Православной Церкви как мощной и духовно, и
организационно силы, как субъекта религиозного
действия мирового значения. Такая высокая
субъектность Русской Церкви значительно поднимает
геополитическое значение России, делает её местом,
где принимаются решения в такой важнейшей сфере
человеческого бытия, как сфера духовная. В контексте
воссоединения все разговоры о кризисе и
нестабильности в Русской церкви являются намеренной
дезинформацией, попыткой сорвать диалог Церкви,
общества и государства. Все разговоры о чистоте
Православия в единой Русской Церкви закрыты, ибо эта
чистота никем и ничем не нарушена: обе части единой
Русской церкви согласились, что любое общение с
инославием имеет одну цель – возвращение
заблуждающихся и отпадших в лоно единственно
истинной Православной церкви. Воссоединение даст
мощнейший импульс к проповеди Православия на Западе,
где её ждут. После кощунственного «рукоположения» в
епископальной церкви США гомосексуалиста в «епископа
Содомского» взоры всех здравомыслящих христиан
Запада не могут не быть обращены к православию.
Воссоединение Русской церкви раз и навсегда
закрывает вопрос о легитимности Русской православной
церкви. Теперь все попытки устроить церковный раскол,
все игры в «альтернативное православие» обречены —
единая Русская Церковь сильна, крепка, несокрушима.
Всё, что вне её — это раскол и не имеет отношения к
православию.
Воссоединение Русской церкви — это повод поднять
знамя России как страны и народа с великим будущим,
а не только со славным прошлым, вернуть русским
исторический оптимизм, волю к историческому
творчеству и ответственность за него, понимаемую как
сверхличный, сверхценный религиозный долг.
Как уже сообщалось ранее, примечательно, что торжественное
подписание Акта о каноническом общении двух ветвей
Русской православной церкви совпало с десятилетием
Всероссийского общественного движения «Россия
Православная», созданного в 1997 г. по благословению
Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Девиз
Движения – «Вера без дела мертва». Со всех регионов
России правящие иерархи, губернаторы, представители
всех ветвей власти, военачальники, общественные
организации прислали в наш адрес приветственные
адреса. С 10-летием Движение поздравил Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Служба коммуникации ООД «Россия
Православная»
Долгишев Виктор Петрович + 7
(495) 203-2705; 8-915-291-1331
http://ricolor.org/news/?read_news_id=467
|