Вопрос о проповеди на рок-концертах вызвал дискуссию на секции "Православие и молодежная субкультура"
В домовом храме МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках ХIV Международных Рождественских образовательных чтений прошла первая
часть секции "Православие и молодежная субкультура". В основном обсуждения строились вокруг необходимости проповеди на
рок-концертах. Факты доказывают, что направить подростков к Православию можно через их собственное восприятие жизни. "Нельзя
отнимать у молодежи то, что является для них важным",
- заметил отец Сергий (Рыбко). "Если мы хотим чего-нибудь добиться, то
должны научиться разговаривать с молодежью на их языке",
- поддержал игумена Сергия иерей Олег Стеняев.
Призвал к действиям и дьякон Андрей Кураев: "Рок-пьянство-наркотики-сатанизм... Кто, как не священник, прервет эту
цепочку?". Он также выразил предложение создания тех же дискотек для молодежи, но контролируемых, свободных от "травки" и
экстази. Отец Андрей отметил, что "ценности бывают различные, и Церковь
- благодать небесная, а музыка - душевная", и
выступал за присутствие священника на концертах, так как это идет на пользу молодежи. "У нас это, в отличие от запада,
воспринимают спокойно", - добавил дьякон Андрей Кураев.
Практически все участники секции заявили, что "сатанизм в роке
- исключительно частные случаи, и на концерты, как правило,
ходят обычные люди. Причем православные встречаются как среди зрителей, так и среди музыкантов". Отрицательное влияние
жестких ритмов на толпу - не типичное явление.
Музыкант, участник группы "Гроссмейстер", Тимур Ведерников
- яркий пример православного рокера, отметил, что "для верующих
людей необходимо организовывать различные мероприятия: фестивали, концерты. Показывая тем самым: "светлая" музыка
существует.
Иерей Максим Первозванский и протоиерей Максим Козлов высказали отрицательное отношение к идее проповеди на концертах:
"Рок-музыка - не дело священнослужителей, и уже совсем не монашеская задача". На что дьякон Андрей Кураев возразил: "Никто
не собирается приносить рок в храм и посылать монахов на концерты. Те, кому это удается,
- пускай работают, раз это идет на
благо молодежи".
"Если привязываться, то все, что угодно можно выставить в черном свете, а работать с молодыми людьми необходимо",
- подчеркнул игумен Сергий (Рыбко).
И хотя пока участники секции "Православие и молодежная субкультура" не пришли к единому мнению и не приняли никакого
решения, можно сделать предварительный вывод: в лице православных музыкантов и священнослужителей, наставляющих
рок-музыкантов на путь истины, рок нашел свое оправдание.
Православие.Ru
Создана всероссийская противосектантская ассоциация
В Москве состоялось совещание руководителей и сотрудников российских информационных и религиоведческих центров, изучающих
новые религиозные движения и секты. Участниками совещания было принято решение о создании Российской ассоциации центров
религиоведческих исследований (РАЦРИ). Президентом РАЦРИ избран профессор Александр Дворкин, вице-президентами
- протоиерей
Александр Новопашин, протоиерей Александр Шабанов, ответственным секретарем
- священник Лев Семенов.
Целью и задачами созданной Ассоциации являются планомерный мониторинг деятельности на территории России новых религиозных
движений и сект, аналитическая и исследовательская работа, оказание информационной и консультационной помощи и содействия
федеральным, региональным и муниципальным органам власти, общественным организациям, СМИ в вопросах, касающихся деятельности
различных религиозных объединений, в том числе, посредством издания собственных электронных и печатных СМИ, а также
проведение независимых религиоведческих экспертиз.
Седмица.Ru
Обращение участников XIII Международных Рождественских образовательных чтений к иерархам, клиру и мирянам Русской
Православной Церкви
Духовное просвещение и образование
- это важнейшая миссия Церкви, ибо, по слову Священного Писания, благовествование
Христово "есть сила Божия ко спасению всякому верующему" (Рим 1.16). Святые подвижники распространяли веру Христову
жизненным примером, руководствуясь словами апостола Павла: "Во всем показывай в себе образец добрых дел" (Тит 2.7).
Исполняли они и заповедь учительства среди всех народов (Мф 28.19). Сегодня мы должны следовать их примеру, осуществляя
учительное и миссионерское служение самыми разными способами: через систематическое образование, благовестие пастырей и
мирян, совершаемое в приходах и вне их: в различных аудиториях, через средства массовой информации, книгоиздательскую и
творческую деятельность.
Участники чтений - архипастыри, пастыри, миряне
- обращаются к своим собратьям по служению и церковной жизни.
1. Развитие и укрепление религиозного образования должно стать важнейшим приоритетом церковной жизни и деятельности.
Будущее нашей Церкви и наших народов во многом зависит от передачи молодым поколениям духовных традиций и православной веры.
Образовательная, воспитательная и просветительская деятельность должна иметь предпочтительное значение перед задачами,
которые были особенно насущны десять-пятнадцать лет назад, но сейчас в значительной степени выполнены: украшением храмов,
благоустройством приходских зданий, организацией монастырской жизни. Особенно это актуально для крупных городов.
2. Мы должны уделять больше внимания созданию и развитию православных общеобразовательных школ и детских садов. Для защиты
и поддержки православных школ со стороны Церкви назрела необходимость придать им особый церковный статус, отразив это в
Уставе Русской Православной Церкви. Уже более 15 лет существуют воскресные школы, и за эти годы они приобрели опыт работы.
Сегодня важен их переход на более высокий качественный уровень: воскресные школы должны стать более активными и деятельными,
искать новые пути и формы работы с молодежью.
3. Необходимо развивать единую внутрицерковную систему религиозного образования как основу для просветительской и
образовательной деятельности Церкви. С этой целью важно создавать штатные единицы ответственных за религиозное образование в
епархиях, благочиниях и крупных приходах. Образовательную сферу нельзя считать "довеском" к другим сторонам церковной
деятельности.
4. Насущной задачей Церкви сегодня является создание развитой православной педагогической среды, подготовка
квалифицированных специалистов в этой сфере. Совершенно недопустима организация научной, учебной и просветительской работы
на одном энтузиазме преподавателей, без сколько-нибудь значимого материального обеспечения. Невозможно создать систему
религиозного образования, не вкладывая в это значительных средств.
5. Верующие люди должны добиваться реализации их законного права на обучение своих детей в государственных и муниципальных
школах в соответствии с религиозными взглядами, исповедуемыми в их семьях. Нельзя соглашаться с тем, что детям навязывается
безрелигиозная картина мира как "единственно научная". Родители имеют право и должны требовать от общеобразовательной школы
обеспечить знакомство детей с основами православной культуры и духовности.
6. Родительские объединения и священнослужители, выступая от имени верующих, призваны добиваться введения преподавания в
общеобразовательных школах своего региона положительных знаний о Православии и православной культуре в рамках основной
образовательной программы. Для этого, в частности, необходимо подумать о создании православных родительских объединений.
Следует использовать опыт ряда регионов Российской Федерации, где в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях в течение ряда лет успешно преподается учебный предмет "Основы православной культуры".
7. Для нормального преподавания православной культуры в государственных школах необходимо развивать взаимодействие епархий
с государственными образовательными учреждениями и органами управления образованием в области подготовки педагогических
кадров, разработки содержания образования, его учебно-методического обеспечения. Необходимо наладить координацию
научно-педагогических и церковных структур, инициировать программы научно-педагогических исследований и экспериментов с
участием светских и церковных образовательных центров, возобновить деятельность Координационного совета по взаимодействию
между Министерством образования и науки и Церковью, а также развивать практику создания региональных церковно-светских
координационных советов по образованию.
8. Необходимо значительно усилить духовно-просветительную деятельность в приютах, детских домах, в армии, на флоте, в
местах заключения. Важно искать новые формы просветительской деятельности, привлекающие молодежь, в частности, детские
телевизионные программы, различные формы организации досуга и так далее. Необходимо создавать церковные центры поддержки
семьи, материнства и детства.
Мы призваны слагать наши труды в единое церковное дело, не допуская даже тени разобщенности и вредных для Церкви
состязаний. Пусть нашими усилиями духовно преобразятся новые поколения наших соотечественников. Верим: именно так будет
воссоздана Святая Русь.
Итоговые документы и доклады Рождественских Чтений 2006
Служба коммуникации ОВЦС МП
В споре с воинственным секуляризмом православные должны апеллировать к принципам либерализма, считает один их авторов
"Социальной концепции РПЦ"
Выступая на конференции "Религиозный фактор в современном обществе: опыт России и Европы", профессор МГИМО А.Б. Зубов
- один из авторов социальной концепции РПЦ
- затронул вопрос, чему могут научить российские православные Западную Европу.
По мнению выступавшего, православные России, прежде всего, должны воздерживаться от триумфализма и менторского тона.
Первый урок, который могут преподать Западу христиане России, считает А. Зубов, заключается в том, чтобы объяснить им, что
гонения безбожной власти стали наказанием за отступление от Бога. На Западе, продолжил Андрей Зубов, идею наказания за грех
общество вообще не воспринимает: так, например, приход к власти Гитлера принято считать "ошибкой выбора", ни в коей мере не
ставя это трагическое событие в зависимость от исторических грехов немецкого народа.
Второй урок, по мнению Зубова, мог бы заключаться в том, что российские христиане научили Запад жить в качестве "малого
стада". В современной России, пояснил профессор МГИМО, существует большое количество различных конфессий и религиозных
групп, значительное число россиян вообще нерелигиозны.
Поэтому, считает А.Б. Зубов, воздействовать на общество путем принятия законов, соответствующих тем или иным императивам
христианства, бесполезно: если Православная Церковь будет настаивать на принятии законов, запрещающих аборты и разводы, это
лишь настроит против нее значительную часть общества
- в нынешней ситуации Церковь должна просто "объявлять" о
несовместимости тех или иных обычаев с христианством.
Комментируя свой тезис по просьбе ведущего конференции епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана (Ашуркова), А.Б.
Зубов продолжил, что сегодня секуляризм западного общества становится агрессивным. Именно в этом контексте
- когда на смену
провозглашения права каждого человека быть таким как он есть, приходят требования в принудительном порядке заставить всё
общество признавать нормой гомосексуальные браки и т.д.
- христиане должны апеллировать к первоосновам либерализма, в
соответствии с которыми право отдельного человека на свободу не должно вести к насилию над другими людьми, придерживающимися
иного мнения, подчеркнул А. Зубов.
Радонеж
Союз православных граждан призывает бойкотировать бизнесменов, издающих сатанинскую и экстремистскую литературу
Союз православных граждан выразил солидарность с мусульманами, которые выступили против публикации карикатур на пророка
Мухаммеда, и призвал бойкотировать издателей экстремистской и оккультной литературы в России.
"Следует отметить, что проблема оскорбления чувств верующих по-прежнему актуальна и в нашей стране. Справедливый судебный
приговор устроителям выставки "Осторожно, религия!" несколько охладил буйные головы самых скандальных художников, чего, к
сожалению, нельзя сказать о скандальных писателях",
- говорится в заявлении Союза. Его авторы отмечают, что прилавки
российских магазинов продолжает заполнять сатанинская, оккультная, языческая и ваххабитская литература, "разжигающая
ненависть к христианству и другим традиционным религиям нашей страны".
"Данная литература выпускается конкретными издательствами на деньги конкретных людей. И эти люди должны подвергнуться
бойкоту со стороны здравомыслящих представителей деловой элиты",
- подчеркивается в документе.
В этой связи Союз православных граждан заявил о своей готовности предать огласке имена "спонсоров экстремистов и
террористов, среди которых есть и банкиры, и владельцы гостиниц, и, к сожалению, даже сенаторы".
Седмица.Ru
Святейший Патриарх Алексий II дал согласие на подготовку военных священников для окормления российской армии
"Руководство Минобороны РФ признательно Алексию II за его согласие организовать подготовку группы военных священников для
выполнения пастырского служения в войсках. Однако вопрос о введении института военного духовенства в армии и на флоте
требует тщательной проработки с учетом свободы вероисповедания военнослужащих и равноправия религиозных организаций в нашем
государстве", - сказал начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил РФ генерал-полковник Николай
Резник.
Генерал подчеркнул, что в настоящее время Главная военная прокуратура также приступила к практическому выполнению задач,
связанных с введением института военного духовенства в вооруженных силах РФ. "Речь идет о подготовке в Главной военной
прокуратуре законопроекта, касающегося введения института военных священников в Вооруженных силах РФ",
- уточнил Н.Резник.
Ранее главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Александр Савенков, выступая на заседании комитета Совета
Федерации, заявил, что "уже на этой неделе, к пятнице, ГВП представит законопроект о введении института военных священников
в вооруженных силах РФ". По его словам, в ГВП был изучен опыт зарубежных армий, где действует институт священников.
Первым официальным документом, закрепляющим нормы военно-церковных отношений в армии, стало совместное заявление Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и министра обороны России Павла Грачева, подписанное 2 марта 1994 года. В
соответствии с его положением был создан координационный комитет по взаимодействию между вооруженными силами и Русской
Православной Церковью.
В июне 2003 года на базе Рязанского института ВДВ состоялись первые трехдневные сборы священников, окормляющих армию. В них
приняли участие 124 священника из 37 епархий. Сборы убедительно показали, что пастырские служения среди военнослужащих
востребованы личным составом и осуществляются на плановой основе по согласованию между Церковью и Минобороны РФ.
Радонеж
Создано сообщество православных веб-разработчиков
Сообщество ставит перед собой задачи: подготовка и проведение ежегодной
интернет-секции международных Рождественских чтений; подготовка и проведение конференций, круглых столов, семинаров,
конкурсов и иных мероприятий, связанных с православным Интернетом; координация деятельности православных веб-разработчиков
посредством создания и поддержки специализированных технических форумов, почтовых рассылок и т.п.; создание совместных
интернет-проектов и сервисов, выработка общих подходов и стандартов работы православного Интернета; представление интересов
православного интернет-сообщества в церковных, государственных и иных структурах.
Официальный сайт Сообщества - www.orthonet.ru
Православие.Ru
В российский прокат выходит мультфильм "Князь Владимир", в основе сюжета которого
- житие Владимира Красное Солнышко,
крестителя Руси и объединителя славянских племен
Мультфильм обещает любопытный антураж: древняя Русь будет представлена в
ярких цветах, обилии праздников, ярмарок, кулачных боев, охоты и природы. По словам режиссера, это будет история о прозрении
князя Владимира. "Князь Владимир" -
первый мультфильм, получивший благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II.
Радонеж
Религия и школа. Чем меньше в стране детей, тем больше имеющих мнение о том, чему их учить
Религию в той или иной форме (включая этику) преподают детям в подавляющем большинстве ныне
существующих на земле стран, считающихся цивилизованными и нецивилизованными. По будням,
пятницам, субботам или воскресеньям дети земли имеют возможность
в зависимости от местного уклада узнать, в чем суть веры. Нигде это право ребенка и его семьи не оспаривается, включая
Францию, верную своим революционным традициям. Более того, в мире преподавание религии поддерживается
государством всеми силами. Россия – единственное пока исключение.
Пятнадцать лет общество, власть, педагоги и родители не могут договориться по этому вопросу. Вот уже все конфессии России,
президент, профильные министры, депутаты – все "за", хоть и с оговорками. Воз и ныне там.
Уже вроде бы договорились, что преподавать только добровольно, факультативно и по выбору. Но споры не утихают. А детей все
меньше. Их за пять последних лет убыло на 5 миллионов – на четверть. Не то чтобы они умерли – они не родились.
Мало кто помнит, что ежегодные Рождественские чтения 13 лет назад начинались как полуподпольный эмоциональный сход теток в
платках и дядек с бородами. Сегодня это многотысячный съезд, которому на несколько дней отдается Кремлевский дворец съездов
и куда приходят выступить министры.
Сегодня эти люди хотят, чтобы им разрешили преподавать своим детям религию. Им отвечают: хорошая идея, но надо подумать. И
третий год обещают написать учебник по истории религии (ну дали бы хоть какой-нибудь, и вообще - они сами уже все написали).
Патриарх удивляется, почему государство признает национальным достоянием храмы и иконы, но не признает ценности
преподавания православной культуры и этики. Патриарх говорит так, что его слово нельзя проигнорировать властям – и власти
кивают, обещают подумать. Потом разгорается обсуждение: как так, православные хотят навязать всем свое православие!
Никого из поборников чистоты светскости школьного образования не интересует, что протестанты, мусульмане, буддисты
худо-бедно, тихо и по-семейному эти вопросы уже решили. Там, у себя, в своих семьях, селах, городках они все, что надо,
преподают своим детям. Даже в Чечне, где половина школ снесена с лица земли, старики детей учат, как учили.
А вот детей больших городов не учат ничему. Они смотрят телевизор и видят пьяных родителей. Они идут в армию. И там их
калечат старослужащие. А потом они сами, становясь старослужащими, калечат других. Потом они возвращаются и калечат всех.
Вчера генеральный прокурор Владимир Устинов, в ведомстве которого устроены молельни и часовни, доложил на Рождественских
чтениях, что "сам полицейский появляется не из пробирки – он плоть от плоти представитель общества, в котором нет греха и
совести". И потребовал поставить "духовный заслон". Прокурор призывал "повернуть к пониманию духовной природы
правонарушений".
Глядишь, додумают наконец и определиться с преподаванием, коли за дело уже и прокуратура взялась?
Надежда Кеворкова
"ГАЗЕТА" 31 января 2006 г.
|