Слово Патриарха Алексия II на открытии XIV Рождественских образовательных чтений
Сегодня в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XIV Рождественских образовательных чтений,
которые начались с выступления Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, многоуважаемые представители власти и государственных структур, досточтимые
отцы, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую участников XIV Рождественских образовательных чтений и поздравляю с минувшими великими праздниками, к
которым приурочено проведение настоящего форума — Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним.
В этом году основная тема Чтений — соотношение и взаимодействие образовательных и церковных институтов в целях сохранения и
упрочения вековых традиций российского образования и получения наиболее продуктивных результатов проходящих в данной сфере
реформ.
Думаю, что все согласятся с тем, что духовно-нравственное возрождение нашей страны невозможно без развития соответствующей
системы народного образования, обеспечивающей свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию.
Православная Церковь рассматривает функцию образования не только в предоставлении человеку суммы знаний, соответствующей
его возрасту и интересам общества, но и в создании условий для духовного становления личности. В соответствии с этим под
образованием понимается непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цель которого - обеспечение связи
поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и
культурного развития, как отдельной личности, так и всего общества в целом.
Образование, как одна из функций общественного развития, определяет эффективное взаимодействие всех его составляющих.
Поэтому очевидно, что социальное партнерство религиозных организаций и государственных образовательных учреждений
востребовано сегодня, как никогда ранее, особенно при выработке ценностных ориентиров у подрастающих поколений.
На наш взгляд, христианские духовно-нравственные ценности, закладываемые в процессе образования, составляют фундамент
гармоничного развития личности и являются столь же неотъемлемым достоянием народов России, как и памятники материальной
культуры. Если государство признает в качестве национального достояния православные храмы, иконы, причем, оставляя эти
культовые сооружения и церковные святыни в своей собственности, возникает вопрос: почему в нашей стране до сих пор
отсутствует государственное и общественное признание ценности религиозного образования? Почему, как и в годы
государственного атеизма, мы встречаем столь активное противодействие преподаванию в школах предмета "Основы православной
культуры и этики", а дипломы выпускников богословских учебных заведений или ученые степени, полученные в духовных академиях,
по-прежнему не признаются государством?
Нам уже неоднократно приходилось говорить, выступая перед самыми высокими аудиториями, что, к сожалению, в существующей
законодательной базе Российской Федерации до сих пор практически полностью отсутствует правовое регулирование
негосударственного сектора образования, в том числе и религиозного. Как результат, в России, в отличие от большинства
европейских стран, не разработаны правовые основы государственного признания и поддержки религиозных образовательных
учреждений и преподавания основ знаний о религии в школе.
Кому-то покажется странным, что религиозные организации претендуют на государственную поддержку своих учебных заведений. Но
сегодня всем нам необходимо осознать, что сфера образования — это один из важнейших элементов становления гражданского
общества в России, а священнослужители и верующие граждане России — это его интегральная часть. И дело даже не в их числе,
хотя оно весьма велико, а в их праве, как граждан демократического государства, получать государственное и общественное
признание своей деятельности.
Мы глубоко убеждены, что наша общая забота о будущем нашего Отечества не может быть отделена от попечения о воспитании
подрастающего поколения, равно как и от вопросов подготовки высокообразованных, профессионально подготовленных специалистов,
обладающих мощным интеллектуальным потенциалом и способных достойно представлять российскую науку на международном уровне.
Апостол Павел, обращаясь с посланием к Солунским христианам, призывает их, испытывая все возможное, держаться исключительно
доброго (ср.: 1Фесс.5,21). Следуя этому мудрому не только в духовном, но и в житейском отношении совету, сегодня необходимо
с особой внимательностью рассмотреть и оценить процессы, происходящие в области образования и воспитания и выработать
наиболее эффективные методы взаимодействия школы и Церкви для решения наиболее острых вопросов современности.
Вполне очевидно, что прочная и целостная структура, каковой, без сомнения, призвана стать образовательно-воспитательная
система, не может быть выстроена на непрочном фундаменте, лишенном глубокой и взаимопроникающей связи с исторической,
культурной и духовной почвой, на которой возрастало величие российского народа.
Наиболее ярким отражением памяти наших современников о великих событиях прошлого стало торжественное празднование в
минувшем году ряда исторических юбилеев, явивших неразрывную внутреннюю связь многих поколений россиян и нашедшее живой
отклик у широкого круга общественности. Наиболее значимыми датами этого ряда стали юбилейные торжества в честь 60-летия
Победы в Великой Отечественной войне, 625-летия Куликовского сражения, 300-летия просвещения Камчатки светом Православия,
первое празднование Дня народного единства.
Масштаб и резонанс прошедших мероприятий с очевидностью продемонстрировал, что исторический опыт и героическое прошлого
нашего Отечества положительно воспринимаются молодым поколением россиян, и это должно послужить добрым основанием для
созидания нашего общего будущего.
В то же время, выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих необходимость перестройки системы ценностей
– это сегодня, пожалуй, наиболее сложная, но и наиболее важная задача. Она не достаточно осмыслена, и поэтому существенна
сама ее постановка, требующая критического анализа уже привычных и наработанных подходов.
При этом мы должны помнить, что наша страна уже проходила через соблазны построения "нового мира". Творцы светлого будущего
уже обещали нашему народу, что "мы наш новый мир построим", — всем нам хорошо известен печальный итог этого строительства.
Поэтому на очередном этапе своего исторического бытия мы ни в коем случае не должны повторять этих ошибок. Совершенно
очевидно, что нельзя найти или изобрести какие-то принципиально новые ценности бытия, отличные от тех, которые были положены
в основу плодотворного развития нашей страны с момента ее возникновения. В то же самое время обществу необходимо
проникнуться идеей духовного обновления жизни, к которому и призывает Православная Церковь.
Поэтому, когда мы говорим о возрождении православных традиций образования и воспитания, мы не должны понимать под этим
только восстановление исторически существовавших форм православного образования – таких, как воскресная школа, православная
гимназия, духовная семинария и академия и т.д. Сегодня нельзя понимать православное воспитание и образование только в узком
смысле и ограничивать эти понятия только специальным образованием – традиционным духовным или современным теологическим.
Необходимо признать, что в настоящее время главной задачей православного воспитания и образования является формирование
целостного христианского мировоззрения у подавляющего числа жителей страны.
Можно сказать, что в наше время традиционные социальные институты, такие, как семья, школа и религиозная община, уже
зачастую не оказывают решающего влияния на формирование мировоззрения людей, особенно молодого поколения. Огромное значение
для формирования системы ценностей современного информационного общества имеют средства массовой информации. Не учитывать
этого фактора нельзя, в противном случае все усилия изменить нравственную ситуацию в сфере образования и воспитания будут
сведены на нет. Сегодня необходимо всерьез поставить вопрос о том, чтобы деятельность СМИ соответствовала национальным
интересам России.
Поэтому когда мы говорим о возрождении традиций православного образования, мы должны иметь в виду не только дальнейшее
развитие исторически существовавших форм, о которых уже упоминалось выше, но и поиск новых форм адекватного свидетельства
духовно-нравственных ценностей Православия нынешнему поколению россиян. По сути дела, сегодня речь идет о формировании новых
традиций православного образования, использующих современные информационные технологии и учитывающих мировоззренческие
установки современных людей.
В наше время очень опасно и неэффективно идти по пути запретов, хотя в целях духовной безопасности государство и должно
налагать ограничения на показ фильмов и передач, пропагандирующих безнравственный образ жизни. Нам необходимо приучать
молодежь разбираться в разных мировоззренческих системах, представленных сегодня в обществе, и осознанно совершать выбор
духовных ценностей, укорененных в религиозном мировоззрении, традиционном для подавляющего большинства граждан нашей страны.
Неотъемлемой частью образовательного процесса, той средой, в которой он проходит, является семейное и общественное
воспитание. Если ребёнок в семье встречает к себе полное равнодушие, а за пределами школы его окружает мир, где в
общественном сознании отсутствуют нравственные христианские ценности земного бытия, такие как: "Не убий", "Не укради", "Не
прелюбодействуй", мы не достигнем желаемых результатов в духовно-нравственном становлении личности, а в молодёжной среде
будут привлекательными такие пороки, как жестокость, преступность, наркомания, половая распущенность.
Семья, школа и духовно-нравственное состояние общественной жизни – вот очевидные приоритеты для Государства и Церкви, поле
для активного нашего сотрудничества. На наш взгляд, сегодня как никогда важно спланировать и совместно осуществить
конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к социальному институту семьи,
ориентацию на традиционные духовно-нравственные ценности в сфере брачно-семейных отношений, создание в будущем устойчивой
многодетной семьи. В духовном образовании мы видим серьёзную государственную задачу подготовки будущих священнослужителей,
способных повлиять на нравственную атмосферу в приходской общине, а через неё в семье и обществе, способных быть духовными
лидерами для молодых людей.
Учебные заведения — государственные и церковные — это место, где будущие члены общества и Церкви получают образование и
воспитание. Но только тогда мы сумеем достигнуть желаемой стабильности и баланса сил в обществе, когда молодые люди,
обучающиеся в разных типах учебных заведений, в реальности не будут отделены друг от друга, а будут учащимися единой
национальной системы образования.
К сожалению, сегодня можно наблюдать тревожные тенденции, проявляющиеся в отчуждении определенной части наших сограждан от
духовных ценностей, традиционно присущих российскому народу и оказавших огромное влияние на формирование менталитета и всего
мироощущения наших соотечественников. Наиболее ярким проявлением этих тревожных симптомов является стремление некоторых
средств массовой информации и общественно значимых персон к внедрению в сознание наших современников одностороннего,
ущербного понимания фундаментальной характеристики российского государства, зафиксированной в Конституции и определяемой
термином "светскость". Несмотря на очевидную противоречивость атеистического толкования данного понятия, вступающего в
прямое противоречие с принципом свободы совести, зафиксированном в том же Основном законе, подобные тенденции продолжают
играть свою неблаговидную роль, формируя в обществе атмосферу социальной напряженности и становясь причиной
мировоззренческой и этнической нетерпимости.
Посеянный таким образом соблазн приносит свои горькие плоды. Несмотря на все усилия Церкви по приобщению молодого поколения
к духовно-нравственным основам нашей страны, Православие до сих пор лишено эффективных, действенных механизмов для
достижения положительных результатов в решении социально и культурно значимых задач.
Убеждён, что только консолидация усилий в деле просвещения станет залогом укрепления государства и стабильного
экономического роста страны, позволит каждому человеку и всему обществу обрести внутренний стержень, выстроить нравственную
систему ценностей, возвышающую человеческую жизнь ощущением причастности к Вечному.
Наряду с перечисленными выше проблемами, важнейшее значение имеют вопросы, требующие обсуждения в ходе работы Чтений на
пленарных заседаниях и отдельных конференциях, к которым, прежде всего, необходимо отнести вопросы соотношения роли школы,
семьи, общества и церкви в деле воспитания человека. Следует рассмотреть различные исторические аспекты становления
образования в православном пространстве, обсудить варианты взаимодействия церковных и общественных институтов на поприще
просвещения.
Особого внимания заслуживает проблема защиты жизни и здоровья подрастающего поколения, а также тема взаимоотношения Церкви
с такими областями жизни человека, как культура и наука.
Вместе с тем, необходимо самым пристальным образом рассмотреть вопрос о взаимодействии Церкви, Армии и иных силовых
структур. Деятельность духовенства в воинских подразделениях должна стать залогом ответственности, внутреннего мира и
взаимопонимания в армейских коллективах, дабы сама возможность повторения случаев, подобных тому, что произошло в
Челябинске, была совершенно исключена из жизни военнослужащих.
Надеюсь, что настоящий форум внесет достойный вклад в дело возрождения духовности в нашем Отечестве и по сложившейся за
последние годы традиции станет значительным событием в церковно-общественной жизни страны.
Желаю всем участникам Рождественских чтений помощи Божией и плодотворных трудов на благо церкви Христовой и наших народов.
Источник: "Патриархия.RU"
«Школа должна научить делать добро». Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на XIV Рождественских чтениях
30 января, в первый день работы XIV Рождественских образовательных чтений, управляющий делами Московской Патриархии
митрополит Калужский и Боровский Климент выступил с докладом в Государственном Кремлевском дворце.
Христианское понимание образования в формальном отношении соответствует общепринятому, согласно которому образование есть
формирование человеческой личности в процессе ее взросления, достижения совершеннолетия и социализации в соответствии с
определенным идеалом.
В содержательном отношении церковное понимание воспитания и образования во многом совпадает с педагогическим идеалом,
восходящим к античной традиции.
Согласно этому идеалу, подлинно образованный человек — это многосторонне развитая личность, имеющая устойчивые нравственные
ориентиры, способная к самообладанию, познанию, профессиональной самореализации и раскрытию своего творческого потенциала. В
то же время, это социально ответственный человек, видящий свою жизненную задачу не столько в достижении индивидуального
благосостояния, сколько в служении другим людям и обществу в целом.
В связи с этим, смысл образования Церковь видит в приобщении человека к высокой духовности, нравственности и культуре, что
является единством индивидуального и общественного. Воспитание и образование направлено на то, чтобы человек одновременно
стремился к внутренней гармонии и к гармоничному устройству общества. Поэтому образование охватывает как индивидуальную
нравственность (личные добродетели), так и социальную этику (включая правовое сознание и культуру общения). Оно имеет целью
овладение, как теоретическим мышлением, так и практическими, в том числе, профессиональными навыками.
В процессе образования человек приобщается к высшим достижениям национальной и мировой культуры: к философскому постижению
мира и его эстетическому выражению в литературе и искусстве, к пониманию истории и многообразия культурных традиций, к
результатам научного познания и технического прогресса.
Другими словами, образование есть приобщение к многовековой мудрости человеческой культуры и творчества,
духовно-нравственным традициям своего народа.
Особое значение, данное понимание образования получило на рубеже веков. Техногенные катастрофы, охватившие весь мир,
показали, что надо, прежде всего, воспитать человека — гражданина, который сумеет воспользоваться во благо всеми чудесами
технической мысли. Приходит понимание того, что если государство будет игнорировать духовное начало, которое несёт в себе
религия, и духовно-нравственную составляющую образования, то многое из задуманного может просто не реализоваться.
Возьмем любой процесс, начиная с развития экономики. Если в ней утрачены этические нормы хозяйствования и
предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не соответствует интересам государства и его народа. Если в
социальной сфере будет продолжаться упор на детские дома, как на форму существования беспризорных детей и сирот, а не будет
укрепляться семья, то очень многие социальные вопросы, связанные с защитой детства, защитой подростков, не будут решены.
Если библейская заповедь: "Чти отца твоего и мать твою" не станет нормой общественного сознания в стране, то старшее
поколение будет жить бедно, без заслуженного внимания и заботы. Если ребёнок с малолетства не воспримет высокий христианский
смысл заповеди "Не убий", то в утробе матери будут и дальше убивать зарождающуюся жизнь, а Россия все больше будет
погружаться в демографический кризис.
Не случайно Рождественские чтения проходят в период празднования Рождества Христова и Крещения Господня, что даёт нам
возможность особо понять, что главная ценность человеческой жизни — есть божественная жертвенная любовь к человеку во
Христе, не потворствующая греху, а помогающая избавиться от него.
В связи с этим, вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения как никогда актуальны. Ибо они
выполняли и выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым.
Эта задача не только современных поколений, она стояла и перед нашими отцами и дедами во все прежние века и тысячелетия.
Глубокая духовность русского образования с древних времён обусловливала его высокий нравственно-воспитательный характер,
способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры.
Вчитайтесь в источники русской литературы. В ней нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не способной очистить
нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений. И действительно, русская
литература вместе с её искусством представляет собой на протяжении многих столетий необыкновенную целостность, отражающую
единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением.
Странными, в связи с этим, кажутся происходящие в школах процессы, когда из учебных планов уходят дисциплины, связанные со
сферой нравственных норм, и с удивительной быстротой и лёгкостью вводятся предметы типа "Планирования семьи", разрушающие
личность ребёнка.
Школа занимает особое место в образовании и воспитании, как один из важнейших институтов формирования личности. Ведь в нее
приходит ребенок, а заканчивает уже достаточно взрослый, хотя и молодой, человек, с вполне определившейся системой ценностей
и жизненных установок, которые в дальнейшем редко изменяются кардинально. Школа и Церковь имеют общую задачу. Она состоит в
формировании личности человека, который наделен бессмертной душой и разумом. Школа в процессе обучения не только передает
учащемуся накопленные человечеством знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, но через
преподаваемые дисциплины формирует его внутренний мир. Церковь же видит свою задачу в духовном и нравственном становлении
личности.
Известно, что российская школа в настоящее время претерпевает серьезные изменения, и очень важно, чтобы результатом этих
изменений стало ее реальное усовершенствование. Я имею в виду не только рост качества образования, обеспечения компьютерами
школ и улучшение положения педагогов, повышение их социального статуса, но и усиление воспитательной роли школы. В связи с
этим перед нами стоит задача не столько критики современной системы образования, сколько поисков конкретных предложений и
мер по утверждению лучших традиций отечественной педагогики в российской школе XXI века.
Исторический опыт нашей страны таков, что на протяжении многих столетий образование было неотъемлемым делом Церкви .
Изначально все школы в Российском государстве были церковными, но и с появлением светских учебных заведений народное
образование обеспечивалось сетью церковно-приходских школ. Первой в России высшей школой была Славяно-греко-латинская
академия, которую (в 1686 г.) основали греческие ученые братья-монахи Иоаникий и Софроний Лихуды. Академия стала первым
научным центром и положила начало высшему образованию в стране. В ней обучались дети не только духовенства, но и
аристократов, приказного дьячества, купечества и простых людей. Из Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные
деятели русской культуры XVII-XVIII вв., в том числе и основоположник светской отечественной академической науки
ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов.
Вообще христианство как мировоззрение и Церковь, как институт явились колыбелью современной светской науки и образования.
Лишь со временем наука, изучающая сотворенный Богом мир, стала развиваться отдельно, независимо от богословия, изучающего
пути познания Бога. С тех пор светская наука ограничилась вопросом "как устроен мир?", в то время как Церковь и ее институты
дают ответ на вопросы "зачем этот мир устроен?" и "каковы в нем место и роль человека?". Те и другие познают законы Божии,
но одни – физические, химические, биологические, социальные и т. д., а Церковь — духовные и нравственные законы.
Основным принципом церковного образования является единство обучения и духовно-нравственного воспитания. Любая сфера
деятельности Церкви, в том числе и образовательная, имеет своей основной целью спасение человека через его
духовно-нравственное совершенствование. По словам Климента Александрийского, наш Педагог — Иисус Христос… у Которого любовь
выставляется принципом, а богоподобие — целью воспитания с обращением особого внимания на душу. Учительная направленность
христианства проистекает из заповеди Спасителя: идите, научите все народы (Мф. 28, 19). Тем более и в первую очередь надо
научить собственных детей знать Бога, любить Его и идти Его путем в Его Царство.
Из этих положений проистекают вековые традиции отечественной педагогики, которая всегда имела устремленность к идеалам
святости и высокий нравственный потенциал. Даже после отделения школы от Церкви и установления атеистической власти в нашей
стране процесс обучения неразрывно был связан с воспитанием высоких нравственных качеств. Педагогические взгляды Ушинского,
Макаренко, Сухомлинского — это звенья одной цепи российской педагогики, которые ставили во главу угла воспитание
самоотверженного и ответственного гражданина, патриота, готового на подвиг ради блага ближних, ради блага Отечества. Иначе
наш народ не смог бы победить в Великой Отечественной войне, не смог бы первым подняться в космос, не имел бы внутренних сил
после десятилетий атеистической пропаганды и богоборчества властей обратиться к вере отцов.
Сегодня Россия определяет для себя путь дальнейшего развития, и в этом процессе активно формируются новые цели и задачи
школы. Еще мыслители древности говорили о значении воспитания подрастающего поколения для общественной и государственной
жизни. Платон в своем "Государстве" рассматривал воспитание как могучее орудие в руках власти. Аристотель подчеркивал
зависимость между общим образованием и строем общества, его нравственными нормами, которое оказывает влияние на его будущее.
Действительно, сегодняшние дети будут строить свою частную и общественную жизнь, используя не только знания и умения,
полученные в школе, но и те нравственные принципы, духовные ценности и мировоззренческие представления, которые сформировали
их личность за время учебы.
На примере сегодняшней молодежи мы уже видим издержки воспитания начала 90-х годов прошлого столетия. В этот период дети
были практически предоставлены сами себе, поскольку взрослые были заняты политикой и установлением новых экономических
отношений. В то время в средствах массовой информации шла самая откровенная пропаганда порока, а обществом овладевала
коммерциализация всех сторон жизни. В результате молодой человек сегодня оценивает себя не как богоподобную личность, а как
вещь и готовится к тому, чтобы продавать себя как товар. Для этого он стремиться сделать себя не таким, какой он есть,
творческой личностью, а таким, каким он потребен работодателю. Для этого существует даже профессия имидж-мейкера, которая
помогает человеку казаться кем-то, и не быть самим сабой.
Современная школа также склонна смотреть на процесс обучения как на товарно-денежные отношения. Она относится к учащимся
как к капиталу, и от обучения их считает необходимым иметь проценты. Считается возможным ради получения гранта ввести в
школьную программу такие дисциплины, которые наносят явный вред духовно-нравственному и физическому здоровью детей. Упорное
нежелание признать необходимость духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе также является признаком
потребительского сознания и остатком советской идеологии в современной школе.
Церковь не может не беспокоить излишняя ориентация на западные системы образования, которая играет порой доминирующую роль
в реформах современной российской школы. И дело не только в том, что прагматизм и функциональный подход к образованию, когда
в учебный план ставятся те предметы, которые способны обеспечить хорошую карьеру или материальное благополучие, могут
губительно сказаться на общем образовательном уровне россиян. Дело в том, что бездуховность и отсутствие нравственного
подхода в процессе преподавания способны уничтожить наш народ. Мы очень боимся, что нас ограбят, но надо больше переживать
за то, чтобы нас не растлили духовно. Богатство можно снова накопить, а вот душу уже не восстановить в прежней чистоте.
Народное образование на Западе возникло в эпоху Реформации, поэтому оно изначально было пронизано секуляризмом. Такие
основоположники западной педагогики как Жан-Жак Руссо, Песталоцци, Дистервег выступали против религиозного воспитания в
школе. Они и их последователи имели своей целью воспитание человека для жизни на земле. "Жить — вот ремесло, которому я хочу
научить", — писал Руссо, определяя принципы своей педагогики. Под влиянием этих взглядов духовная составляющая была удалена
из школьной педагогики, в школах Западной Европы было отменено преподавание Закона Божия, и вскоре там распространился
практический материализм.
Сегодня западный мир сам признает себя духовной пустыней, где жизнь людей протекает лишь в материальном измерении, и
нравственные нормы диктуются личной выгодой. Несмотря на экономическое благополучие утрата христианской духовности порождает
в Западном мире все новые проблемы — и социальные, и политические, и личностные. Вследствие утраты евангельских норм жизни,
основанных на любви к Богу и ближнему, в западном мире широкое распространение получили эгоцентризм личности и атомарность
общества, на уровне которой полностью исчезает семья. Все это приводит к развитию массовых психических заболеваний от
неврозов до шизофрении и аутизма. Многие проблемы теперь вошли и в жизнь нашего общества. Назову только часть — наркомания,
распад семьи, демографический кризис, проявление национальной нетерпимости и экстремизма. Бездуховная школа, сугубо
материалистическое образование и нравственная индифферентность педагогического процесса будут только усугублять эти проблемы
и расширять их список.
Нормальная жизнь людей всегда базируется на историческом опыте, на прошлом народа. Опыт предыдущих поколений — и
положительный, и отрицательный — дан живущим сегодня как маяк в деле созидании будущего. Он позволяет увидеть в исторической
перспективе те непреходящие ценности, которые являются базисными для народа, и те шаги, которые подобно подводным рифам таят
в себе опасность разрушения и гибели. В этой связи отрадно появление нового праздника России, который мы впервые праздновали
4 ноября прошлого года. День Народного Единства объединяет не только всех живущих в нашей стране сегодня, но и соединяет нас
с теми, кто стоял у истоков Российского государства, раскрывает необходимость не только ратного, но и духовного подвига для
защиты Отечества. Этот праздник должен утвердить в нашем обществе идеалы верности своему уникальному историческому пути,
любви к Родине, единства и гражданской ответственности. Также и современная система образования призвана вносить в нашу
жизнь, в жизнь будущих граждан России духовные и культурные ценности нашего Отечества, выработанные сотнями предыдущих
поколений живших на этой земле.
Не так давно молодым поколением Церковь воспринималась лишь как система всевозможных запретов и ограничений. В то время как
Православие — это не свод запретов, а норма жизни. Знакомство молодого человека с Православием не должно сводиться к
запретам, молодежи необходимо показать красоту Православия, привести ее к осознанию того, что если и предпринимаются
ограничения, то не как самоцель, а ради достижения и хранения этой красоты. Ведь когда врач лечит пациента, то предписывает
ему ограничения не для того, чтобы лишить его жизни, а чтобы ее сохранить. Ликвидация духовной безграмотности будет
способствовать обретению смысла жизни молодыми людьми, разрешению их внутренних противоречий, что, в конечном итоге,
приведет к врачеванию социальных недугов. Например, человек, имеющий православное мировоззрение, не испытывает никакой
социальной ненависти или нетерпимости, в том числе религиозной или национальной. Вот почему сегодня важно сохранить тот
духовный стержень, который всегда присутствовал в образовании России.
Со стороны Церкви уже сделаны реальные шаги в этом направлении. Разработан курс "Основы православной культуры", который
дает возможность современным школьникам помимо приобретения знаний стать по-настоящему широко образованными людьми,
обогатить свой внутренний мир, познать духовные и нравственные законы и научиться строить свою жизнь на основе этих законов.
Дети должны знать, что преступником является не только убийца или вор, но и тот, кто нарушает и нравственный закон —
например, наркоман или лжец или человеконенавистник.
В ряде областей предмет "Основы православной культуры" уже введен в учебные программы средних школ. Но пока это возможно
только в отдельных регионах. Однако там, где живут православные граждане, предмет "Основы православной культуры" должен быть
введен в программу общеобразовательной школы независимо от частного мнения чиновников. Отсутствие предмета ОПК лишает детей
возможности изучить свою культуру, и в их сердцах находят отклик идеи, несовместимые с евангельскими принципами жизни.
Пользуясь тем, что на Рождественских чтениях присутствует Министр Образования и науки, хотелось бы обратиться к Вам,
уважаемый Андрей Александрович: "Не бойтесь того, что в школу придет священник или православный педагог. А бойтесь того, что
без света веры и добра, зажженного в сердце молодого человека, в центре его внимания окажутся такие асоциальные явления как
наркомания, табакокурение, алкоголизм, игромания, равнодушие. И к ним придет проповедник шовинизма и жестокости, если не в
школу, то через виртуальный мир в их душу". Ведь в современном мире молодого человека окружает столько пороков и так мало
любви. Преподавание Основ православной культуры должно стать социальным заказом, ибо этот предмет необходим для того, чтобы
негативные явления перестали распространяться в молодежной среде, чтобы наше общество получило надежду на будущее.
Пора понять, что Церковь обладает тем духовно-нравственным потенциалом, который необходим обществу для излечения своих ран,
но нам нужны действенные механизмы, обеспечивающие реальную эффективность приложения имеющегося потенциала к насущным
проблемам общества. Сегодня школа и Церковь должны объединить свои возможности, чтобы научить человека делать добро и
формировать его добрым. Целью школьного образования является умственное, нравственное и физическое совершенство учащихся.
Церковь имеет целью своего служения достижение духовного совершенства человека. В ходе реформы могут меняться формы и методы
достижения этой цели, но сама цель должна остаться неизменной.
Благодарю за внимание.
Патриархия.ru
|