Глава Пресс-службы Московской Патриархии
прокомментировал письмо академиков Гинзбурга и Алферова
Русская Православная Церковь признает достижения науки,
противостоит тоталитарному мышлению и стремится к
консолидации общества, заявил руководитель Пресс-службы
Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский,
комментируя открытое письмо руководству РФ десяти академиков
РАН, обеспокоенных "клерикализацией российского общества".
Письмо, опубликованное и процитированное на днях рядом
СМИ, но отсутствующее на официальном сайте РАН, озаглавлено:
"Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?". В
документе говорится о том, что Церковь якобы пытается
"подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из
образования "материалистическое видение мира", подменить
знания, накопленные наукой, верой".
Авторы обращения просят государственное руководство не
допустить включения "Теологии" в перечень научных
специальностей Высшей аттестационной комиссии, а также
преподавания "Основ православной культуры" в
общеобразовательной школе.
"Разве можно так презрительно относиться к другим
конфессиям? Не напоминает ли это православный шовинизм? В
конце концов, неплохо было бы церковным иерархам задуматься,
куда ведет такая политика: к консолидации страны или к ее
развалу?", - советуют академики, в их числе лауреаты
Нобелевской премии Виталий Гинзбург и Жорес Алферов.
"Боюсь, что авторы письма, утверждающие, что Церковь
способствует развалу страны, останутся изгоями. В
общественном мнении Церковь пользуется наибольшим доверием
благодаря тому, что играет консолидирующую и умиротворяющую
роль, противостоит агрессии и тоталитарному мышлению", -
сказал отец Владимир Вигилянский.
Заявление академиков о войне Церкви с наукой, по его
словам, "не соответствует действительности". "Русская
Православная Церковь и в прошлом признавала и ценила науку,
и в настоящем признает и ценит ее, поскольку изначально
Церковь основана на поисках и утверждении истины", - отметил
отец Владимир.
По его словам, Святейший Патриарх Алексий является
почетным профессором РАН, а "огромное количество деятелей
науки, академиков сотрудничают с Церковью, в том числе
президент РАН Юрий Осипов".
"Война атеистов с Церковью прячется за достижения науки,
между тем как в мире есть множество верующих ученых, в
деятельности которых вера никак не противоречит знанию", -
добавил собеседник агентства.
Священник Владимир Вигилянский ответил также на выпады
академиков в адрес научной специальности "Теология" и
преподавания "Основ православной культуры".
"Не считать теологию наукой - с этим невозможно
согласиться, поскольку во всех университетских центрах мира
она признана наукой, в том числе и в тех государствах, где
отношение к религии жесткое, например, во Франции. Это все
равно, что воевать с ветряными мельницами", - сказал глава
пресс-службы Московской Патриархии.
"Авторы письма говорят, что наука "оперирует фактами,
логикой, доказательствами". Но гуманитарные науки
(философия, филология, литературоведение и другие) не
подчиняются законам физики и математики, оперируя
абстрактными величинами. Инструмент теологии тот же самый,
что и философии", - подчеркнул отец Владимир.
Утверждение академиков, что "под видом "Основ
православной культуры" нам пытаются ввести (и вновь в обход
Конституции) "Закон Божий", собеседник агентства назвал
"недобросовестным". "Церковь никогда не говорила, что это
"Закон Божий", и что он должен быть обязателен для всех
учеников", - пояснил отец Владимир.
По его оценкам, во всем содержании письма чувствуется
"дух прошлых десятилетий". Он проявляется в том, что
"представленные академики", как отметил священник, "не
приемлют никакого инакомыслия и считают любое мировоззрение,
не соответствующее их мировоззрению, враждебным". В истории
"антирелигиозная деятельность их единомышленников", напомнил
представитель Русской Церкви, кончилась "кровавой бойней и
уничтожением целых пластов культуры, архитектуры,
образовательных и издательских центров".
Священнослужитель подверг критике и саму форму
выступления ученых (письмо), от которой, по его словам,
также "веет духом прошлых десятилетий". "Это жалоба к
начальству, чтобы приняли меры. До революции это называли
"апелляция к городовому". Но мы живем в совершенно другом
времени, когда формируется гражданское общество и выражение
своих взглядов имеет другие формы", - заключил отец
Владимир.
"Я не удивлюсь, что это (письмо академиков - ред.) может
быть политическим заказом определенного министерства - не
допустить, чтобы люди и наше общество узнали бы собственную
культуру", - сказал руководитель пресс-службы МП.
Известный обозреватель Михаил Леонтьев поддержал
священника в его мысли о "политической подоплеке" письма
академиков, подчеркнув, что о многих вещах он может
позволить себе говорить более открыто, чем отец Владимир,
имеющий официальную должность, наделенную "большей
ответственностью".
"Есть, безусловно, очень большая и серьезная политическая
тусовка, институционально представленная министерством
образования. Ведь крик о том, что Церковь идет в школу,
возник на основе системного противодействия министерства
образования курсу "Основ православной культуры", - заявил
М.Леонтьев.
При этом, по его словам, все проводимые в настоящее время
министерством реформы в сфере образования стратегически
направлены на создание "следующего поколения, с которым нам
вообще не о чем будет разговаривать - оно будет лишено как
национальной идентичности, так и каких-либо культурных
кодов".
Патриархия.Ru, Православие.Ru
А. Солженицын считает передовыми и
мудрыми инициативы Русской Православной Церкви в
общественной и экономической жизни
Знаменитый писатель Александр Солженицын считает, что
Церкви в современной России за удивительно короткий срок
удалось занять самостоятельную и независимую от властей
позицию. "Надо удивляться, как за короткие годы, прошедшие
со времен тотальной подчиненности Церкви коммунистическому
государству, ей удалось обрести достаточно независимую
позицию", - сказал А.Солженицын в интервью журналу
"Шпигель".
Он не согласился с журналистом, заявившим, что Церковь в
России "вновь превращается в государственную", и призвал его
"не забывать, какие страшные человеческие потери несла
Русская Православная Церковь почти весь XX век", подчеркнув,
что "она только-только встает на ноги". "А молодое
послесоветское государство только-только учится уважать в
Церкви самостоятельный и независимый организм. Социальная
доктрина Русской Православной Церкви идет гораздо дальше,
чем программы правительства", - считает писатель.
А.Солженицын также высоко оценил деятельность
председателя Отдела внешних церковных связей Московского
Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского
Кирилла, назвав его "виднейшим выразителем церковной
позиции". "А в последнее время митрополит Кирилл...
настойчиво призывает, например, изменить систему
налогообложения, уж совсем не в унисон с правительством, и
делает это публично, на центральных телеканалах", -
подчеркнул писатель.
Отвечая на вопрос о своих религиозных убеждениях,
А.Солженицын назвал веру "основой и укрепой личной жизни
человека" и признался, что уже давно не испытывает никакого
страха перед смертью. "Вот в юности надо мной реяла ранняя
смерть моего отца (в 27 лет), и я боялся умереть прежде, чем
осуществлю свои литературные замыслы. Но уже между моими 30
и 40 годами я обрел самое спокойное отношение к смерти.
Ощущаю ее как естественную, но вовсе не конечную веху
существования личности", - сказал писатель.
http://www.radonezh.ru/all/gazeta/?ID=2366
Радонеж "Написано кровью": интервью
Александра Солженицына журналу "Шпигель".
Греческие власти постановили разрешить
женщинам доступ в монастырь Зигу - древнейшую афонскую
обитель
Данное решение не означает, что будет отменен аватон
(особый режим доступа на полуостров Афон), который строго
запрещает вход женщинам и даже самкам животных. Считается,
что этот запрет соблюдается в монашеской республике на
протяжении более чем тысячи лет. Несколько лет назад
греческие власти негативно отреагировали на резолюцию
Европарламента, призывавшую разрешить женщинам посещать
Святую гору Афон в рамках соблюдения равенства между полами.
Однако монастырь Зигу может стать исключением из правил,
поскольку находится примерно в сорока метрах вне официальной
границы Афона, которую запрещено переступать женщинам.
Монастырь расположен в 2 км от города Урануполиса, откуда
начинают путь на Афон паломники, и легко доступен для
посещения.
Византийский монастырь Зигу, один из старейших на Афоне,
впервые упоминается в хрониках под 942 годом нашей эры.
Монастырь продолжал свое существование до конца XII века. До
наших дней дошли крепостные стены монастыря с одиннадцатью
башнями, а также развалины собора, построенного в начале XI
века. В настоящее время в монастыре идут обширные раскопки,
которые проводит Министерство культуры Греции.
Самым известным в истории насельником монастыря Зигу был
преподобный Афанасий Афонит, который в середине Х века
основал и самый известный сейчас монастырь Афона - Великую
Лавру.
С запретом восходить на Афон женщинам связана следующая
легенда. В начале V века Палакидия, дочь византийского
императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Константинополь,
пожелала поселить Святую Гору и в особенности один
монастырь, построенный на средства ее отца. Как только
Плакидия приблизилась к входу в храм, она услышала голос
Богородицы, исходивший от иконы в стенной нише. Голос
приказал Плакидии удалиться, если она считает себя
добродетельной христианкой и не хочет своим присутствием
вводить в искушение монахов. Потрясенная царевна удалилась,
а вход с тех пор запрещен для женщин и даже для домашних
животных женского пола. По народным поверьям, даже птицы не
вьют на Афоне гнезд и не выводят птенцов, подчиняясь воле
Богоматери.
Седмица.Ru
Святую Софию в Стамбуле предлагают вновь
сделать православным храмом
Возвращения первоначального статуса церкви Святой Софии в
Стамбуле, превращенной в XX веке в музей, добивается
международная группа активистов. "Мы считаем, что в
настоящее время святость этого места нарушается. Святая
София всегда была церковью, в ней не может существовать ни
мечеть, ни музей", - сказал глава группы "Совет по
освобождению Святой Софии", ветеран американской политики
Крис Спиру. Споры о статусе шедевра византийской архитектуры
ведутся не первое десятилетие.
Святая София была построена в VI веке нашей эры как
церковь, в середине XV века была превращена
завоевателями-турками в мечеть, а в ХХ веке стала музеем.
Пока что главным результатом деятельности Спиру в защиту
церковного статуса Святой Софии стали слушания по этому
вопросу в Совете по правам человека при Конгрессе США. Эти
слушания проходят в Конгрессе с июня этого года и, как
рассчитывает Спиру, должны привести к резолюции,
поддерживающей его требования.
"Если власти превратили святую церковь во что-то другое и
нарушили права верующих, они рано или поздно будут осуждены
общественным мнением", - считает Спиру. На его взгляд,
Святая София - "матерь-церковь" для всех христиан, и именно
поэтому там следует возобновить службы. Он также
рассчитывает, что и мусульмане Турции могут принять такой
вариант, поскольку ислам разрешает верующим молиться в
христианских храмах.
Спиру подчеркивает свою независимость от интересов
Православной Церкви. Он настаивает, что вопрос о статусе
Святой Софии - это вопрос прав человека, а не только
церковной или политической жизни.
Патриархия.Ru
Согласно данным недавнего
интернет-опроса, большинство жителей Испании считают
профессии футболиста и священника самыми полезными для
здоровья
Так, около половины опрошенных (49,5%) считают профессию
футболиста самой привлекательной с точки зрения здорового
образа жизни, который она предусматривает. Профессии
священника и чиновника идут следом, правда, с большим
отрывом - 11,2% и 10% соответственно.
Седмица.Ru
В Тюмени откроют памятник митрополиту
Сибирскому и Тобольсклму Филофею (Лещинскому) - просветителю
Сибири
Автором памятника является екатеринбургский скульптор Лев
Лузаков. Сам памятник представляет собой композицию, в
центре которой - фигура Филофея с крестом в руках. К
миссионеру тянется народ - представители разных
национальностей: казак, ханты и манси.
Седмица.Ru
В сентябре в екатеринбургских
общеобразовательных школах будет создано 20
экспериментальных площадок по введению предмета "Духовная
культура Урала".
Площадки создаются в рамках соглашения о сотрудничестве
между Екатеринбургской епархией и Министерством общего и
профессионального образования Свердловской области.
Опытно-поисковой работой по введению в средних школах
предмета "Духовная культура Урала" руководит совет по
взаимодействию, возглавляемый архиепископом Екатеринбургским
и Верхотурским Викентием и министром общего и
профессионального образования Валерием Нестеровым. Создана
рабочая группа по разработке учебников по курсу "Духовная
культура Урала". Комплект, состоящий из нескольких книг,
будет рассчитан на школьников с 5-го по 11-й классы.
Патриархия.Ru
Прокуратура Подмосковья признала
незаконным запрет на передачу детей под опеку в православные
приюты
Прокуратура Московской области признала незаконной
директиву областного министерства образования, в которой
говорилось о недопустимости передачи ребенка под опеку с его
фактическим проживанием вместе с опекуном в учреждениях при
храме.
В официальном ответе за подписью заместителя прокурора
области Михаила Можаева на депутатский запрос Дмитрия
Савельева говорится, что данное утверждение "не основано на
положениях действующего законодательства, так как запрет
допускать в качестве опекунов и попечителей
несовершеннолетних лиц, проживающих в учреждениях, созданных
религиозными объединениями, не предусмотрен ч.3 ст.146 и ч.1
ст.127 Семейного кодекса Российской Федерации".
"Таким образом, впервые за многие годы взаимодействия
общества и власти активная гражданская позиция православной
общественности, деятелей науки и культуры, представителей
СМИ позволила не на словах, а на деле защитить права сирот и
остановить наступление на православные приюты", - заявил по
этому поводу директор подмосковной Свято-Алексеевской
гимназии Максим Лесков.
По его словам, произошедшее стало "хорошей школой
публичного диалога с властью, адекватного, цивилизованного
ответа на чиновничий беспредел и некомпетентность в рамках
правового поля и в строгом соответствии с действующим
законодательством".
Ранее сообщалось, что в марте этого года подмосковное
министерство образования своим письмом в подведомственные
учреждения ввело запрет на передачу детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в православные общины.
Данное письмо, по словам М. Лескова, "фактически было
воспринято на местном уровне как директива, имеющая целью
административный запрет деятельности негосударственных
православных образовательных учреждений для детей-сирот".
По его мнению, выпущенный подмосковными чиновниками
документ мог привести к череде "гонений" и принудительных
закрытий православных приютов.
Православие.Ru
|