Рок-музыкант и актер Петр Мамонов: «Я закинул на чердак Тарковского»
Отметив недавно на сцене свое 55-летие, сельский затворник Петр Николаевич МАМОНОВ снова замелькал в кинокадре. Один из
самых народных, экзотичных, самобытных персонажей российской культуры стал главным героем минувшего сочинского фестиваля
"Кинотавр". Поводом для приезда "русской народной галлюцинации" из своей родной деревни в гламурный Сочи послужил фильм
Павла Лунгина "Остров". "Остров", как и каждый фильм с Мамоновым, стал событием, и тем более ярким, что все мамоновские
роли обозначают перемены в его внутренней жизни. Об этом и зашел наш разговор.
– Говорят, что вы стали другим человеком. Почему?
- Когда мне стукнуло 45 лет, я совершенно потерял интерес к жизни. Вроде все есть – жена у меня любимая, дети прекрасные,
родители хорошие, работа замечательная, свободное время, полная независимость, все меня любят и я их люблю. И вдруг уперся
в то, что мне незачем стало жить. А у меня есть двоюродный брат – строитель. Как раз тогда он строил поселочек людям,
которых уважал. Лёне Филатову и другим. И брат сказал мне: "Петь, возьми участочек". А я всю жизнь в городе – зачем мне
участок? Он говорит: "Ты хоть приедь, посмотри". Я приехал, увидел эту неописуемую красоту, эти сосны, речечку и говорю:
"Вот, я здесь и останусь".
Первые два года жил один, потому что условия были трудные. Жена и дети бывали наездами. И вот помню я один зимний вечер,
темный, длинный, когда я вдруг осознал, что утратил. Без ложной скромности скажу, что человек я развитый и неглупый,
поэтому пить из-за этого не стал. А стал думать, для чего вообще жить, для чего мне эти отпущенные 70 или сколько там лет
жизни. А прапрадед мой был протоиереем собора Василия Блаженного. Дай, думаю, куплю молитвословчик – посмотрю, о чем они
там молятся. Читал поначалу с ужасом и с неким удивлением. Даже стал отмечать молитвы, с которыми я согласен и с которыми
не согласен. Уже не помню, почему – что-то мне казалось очень высокопарным или не подходило в тот момент моему сердцу.
Потом это все прошло, и я понял: все, что мне надо, все там есть. Стал в храм ходить. Деревенские спрашивают: "Ты че,
Петро, в церковь зачастил?", а я им: "Ты пивко любишь попить, с мужиками в пивной целый день простоять?" – "Люблю" – "А я в
церковь люблю ходить". Это было начало, а настоящая встреча с Богом произошла не так давно, года полтора назад. Я не мог
выбраться из одного греха. Никак не мог. И вот утром на Сретение встал и вдруг почувствовал, что Господь залил мое сердце
любовью и обезоружил меня. И все прошло. Исаак Сирин говорил: "Бог наш – это любовь, это океан любви". И причина
Боговоплощения и крестной смерти – только любовь к человечеству, а все остальное вторично.
– Контрольный вопрос: не верующих в него Бог тоже любит?
– Один священник сказал: "Богу неважно, что вы в Него не верите, главное, что Он в вас верит". Бог верит в человека, он
надеется на нас. Мы ему нужны, потому что любовь – это чувство с обеих сторон. Ему нужна наша любовь. Вы, как я понимаю,
атеист, я верующий, но при этом мы остаемся нормальными, уважающими, слушающими и пытающимися понять друг друга людьми. С
одной стороны, никто никого за уши в церковь не тащит, с другой – никто ни от кого не требует отказаться от Бога.
– Я не знаю, есть ли Бог, и придерживаюсь двойственного принципа: "Мыслить следует в основном так, как будто Бога нет, а
поступать так, как будто он есть". Мне кажется, что у России вообще довольно сложные отношения с Богом.
– Непростые. До 1917 года у нас была настолько богатая и сытая жизнь, что человек забыл Бога. Господь посмотрел на это и
сказал: "Ах, я вам не нужен, получите Ленина и Сталина". А когда мы перестали им поклоняться, дал нам все блага. Я в
провинции живу и совершенно не разделяю распространенного взгляда, что все плохо и все воруют. Народ заинтересован в
работе, бросает пить. До 10 часов вечера трудятся на своей земле. Домики все покрыты, во дворе по два автомобиля. Я маме в
Москву из наших магазинов вожу местные продукты – нарофоминские, обнинские. И молоко, и сметану, и колбасу – у нас все
дешевле. Вот стада племенные из Голландии привезли. Как не радоваться? Или вот про молодежь всякое говорят, а встречаюсь с
молодыми людьми и вижу, что им не нужна ни порнуха, ни уродская реклама. В прошлом году я снимался у Сергея Лобана в
"Пыли". Ему 24 года, он сделал картину на свои деньги, ни у кого не просил – заработал, снимая хирургические операции. Так
вот, это на поверхности пыль плавает, а в глубине – чистая вода. Это когда входит в троллейбус пьяный хам, то кажется, что
ехать нельзя. А остальные сорок сидят и тихо едут. Вот мы с вами сидели в Сочи в фестивальной роскоши, а люди встали в 7
утра и пошли на работу. Я депутат от этих людей.
– В конце 80-х вы были рокером, и мне очень нравились "Звуки Му". У вас был собственный сценический образ – такого
юродивого "протестанта". А недавно я посмотрел фильм Марины Любаковой, где вы и ваши коллеги отрекаетесь от своего
прошлого, как будто занимались чем-то нечестивым и ужасным.
– Я к своему прошлому действительно плохо отношусь. Потому что вел тогда скотоподобный образ жизни. А музыка – это просто
талант, который мне Бог дал. Все говорят: Пушкин, Пушкин… А покажите мне мать, которая хотела бы, чтобы ее сын прожил жизнь
так, как прожил ее Пушкин. Гением своим, что от Бога, он хорошо распорядился. А вот жизнью…
– Вы полагаете, что образ жизни и творчество можно разделить? Я вот не уверен, что если бы Пушкин вел жизнь праведника, то
остался бы в истории как великий поэт?
– Я вам маленькую притчу расскажу. Когда Господь наш въезжал в Иерусалим на ослице и все кричали: "Осанна" и кидали цветы
под ноги ослице, она была в полной уверенности, что славят ее. Мой талант – это Господь на мне, осле, восседает. И все это
прорывалось сквозь мое личное, похабное отношение к жизни, сквозь мою пьянку, сквозь мой задранный нос, сквозь
самоощущение, что я король, что я гений, что я главный, что я все знаю, что я все понял. Вот какой я был человек и поэтому
свои старые песни просто ненавижу. Я никогда не создавал образов на сцене, это был искренний крик о том, что у меня в душе.
Теперь я слушаю эти песни и вижу с ужасом, как я жил, о чем думал, о чем пел. Сплошная порнография, водка и так далее.
Можно, конечно, сказать: "антигерой", "отрицательное обаяние"... Я – всего лишь приемник. Если приемник "Грюндиг", то прием
чище. Я должен чистить себя, чтобы чище воспринимать дары, которые Господь дает. Когда я был зашорен, то все, что шло через
меня, волей-неволей зацепляло болотистую тину, которой я был переполнен. И хоть это было талантливо, это было страшно. Это
не путь. Это было только разрушение. Отрицание той жизни. Может быть, в тот момент и надо было так действовать. Потому что
жили мы страшно.
– Многие тоскуют по этой страшной жизни.
– Это понятно. В тюрьме по-своему здорово жить. Потому что тебя кормят, поят, поднимают, строят, гонят на работу – делай и
ни о чем не думай. Отсюда весь этот вой о старом времени. А я всегда был бунтарски настроен и выл против этого времени. Это
был правильный вой, но загрязненный моей личной жизнью.
– Если бы он не имел отношения к вашей личной жизни, это бы так не действовало. И вы бы не стали тем Мамоновым, который
вызывал у нас такой драйв.
– Никто не знает, что бы было с нами, если бы мы не пили столько водки, не меняли бы так женщин и не делали бы столько
глупостей. Может, я пятьсот своих лучших произведений втоптал в пьянку…
– Если бы вы тогда обратились к Богу, то создали бы ансамбль духовных песнопений, от которого бы скулы сводило оскоминой…
– Митрополит Антоний пишет, что если верующий художник начинает сочинять произведения о своей вере, то, как правило,
выходит фальшивка. Не надо ничего сочинять, надо положиться на свою художественную интуицию, и тогда чистота, достигнутая в
вере, будет в твоих произведениях. Вот начало одного из моих последних стихотворений: "Сердце чистое-чистое / Высоко-высоко
/ Мысли быстрые-быстрые / И снега далеко". Это написал тот же человек, который пел: "Муха – источник заразы" и "Люля
кебаб"? Я реально вижу, что во мне изменилось.
– Честно говоря, про мух мне нравится больше.
– Что кому нравится, это дело вкуса. Искусство – это не первый план нашей жизни. Первый план – это отношения между людьми.
Любовь – не вздохи на скамейке, не прогулки при Луне и не восхищение друг другом. Это умение нести тяготы другого человека.
Даже если он тебе неприятен, ты сделай ему хорошее, переступи через себя. Подними лежащего, не думай, что это пьянь
валяется. Может, у него с сердцем плохо. И даже если пьян, подними, посади на бордюрчик. У нас ошибочное мнение, что
христианство – это хождение в церковь и молитвы. Как говорит мой любимый отец, Дмитрий Смирнов, некоторые из нас, ходящие
по сорок лет в церковь и читающие все молитвы, очень удивятся, когда встанут перед райскими дверьми и оттуда услышат голос:
отойдите, не знаю вас. Христианство – это вымыть лишний раз посуду.
– В фильме Павла Лунгина "Остров", где вы играете не очень послушного послушника, мне очень понравилась
церковно-славянская речь в вашем исполнении. Просто музыка.
– Да, это потрясающая вещь. В древнеславянском языке не было ни одного хулительного или ругательного слова. Не было в них
потребности. Значит, не было хамства.
– Я где-то прочел, что вот-де Лунгин снимает молящегося человека, да еще крупным планом, а ведь это так же гадко, как
подглядывать в бане…
– Это серьезный вопрос. Сейчас я отношусь к кино, как к чистому развлечению. Я закинул на чердак всех Бергманов и всех
Тарковских, которые сами ничего не понимали и нас, зрителей, грузили своим непониманием. Я смотрю французское кино 50-х
годов, гангстерские триллеры. Очень честные фильмы. Сюжеты такие увлекательные, что на два часа от всего отключаешься. Но
все преступники, которых ты успел полюбить, в конце обязательно погибают. Зло наказывается. Так что эти фильмы странным
образом несут положительный заряд. Поэтому у меня большое сомнение относительно нашего фильма. В этом ли назначение кино?
Мы ведь проповедуем, ненавязчиво, но все-таки проповедуем. Не дай Бог было сделать православную агитку. Мы просто
попытались дать людям, которые с семи утра на работе, какие-то поручни и костылики, чтобы им было легче жить. А как
показывать православие без молитвенного состояния?
– Вы не боитесь из артиста превратиться в проповедника?
– Я с вами делюсь своим сердечным опытом. Ко мне приходил один человек и говорил: "Я хочу познать Бога, откройте мне
Бога". Я ему ответил: "Предположим, я бы мог это сделать, но готовы ли вы отказаться от той жизни, которой живете, и начать
жить новую жизнь? Или вы мечтаете о Боге только как о добавочной награде?" Он был человек честный и сказал: "Да, я хотел
бы, чтобы Бог вошел в мою жизнь, не нарушая того порядка, который я установил". А так не получится. Если мы его принимаем,
то придется менять свою жизнь.
– Вы сказали, что христианство никому ничего не навязывает. А церковь? По-моему, она стала прибегать к устрашению. Вот
была в Сахаровском центре выставка "Осторожно, религия!". Двусмысленное название, провокационные экспонаты. Такой,
например: как бы икона с вырезом вместо лица, а напротив – фотоаппарат. Люди, которые называли себя православными,
разгромили выставку, якобы по своей инициативе, а на деле – по наущению какого-то священника, и не понесли наказания.
Вместо них суд оштрафовал одного из организаторов выставки.
[%6297%]– Экспонат, по-моему, кощунственный, но погром – не христианский акт. Зло на зло – не ответ. Зло побеждается
только добром. Вообще, что такое зло? Тьма – это отсутствие света, зло – отсутствие добра. У него нет своей сущности.
Попробуйте внести в комнату свечу и закрыть свет тьмой. Вы можете только погасить свечу. Меня возмущают и голые жопы на
экране, и игровые автоматы в продовольственных магазинах. Но противостоять этому надо своей жизнью. А не разрушением этого.
– У дьявола тоже нет сущности?
– Что такое ангелы? Хрусталики, в которых нет никакой тьмы и которые играют всеми гранями, потому что в них преломляется
свет. Ангелы, славя Бога, восходят день ото дня все ближе и ближе к нему. А что такое бесы? Это ангелы, которые
остановились и тут же стали мутнеть. Так же и люди. Остановок на достигнутом не бывает. Если ты остановился на удобной
ступенечке, твой лифт сразу поехал вниз. Гордость – самый страшный грех, от которого все идут остальные. Тщеславие,
многоглаголание, чем я грешен очень сильно. Но празднословие празднословию рознь. Когда я говорю и общаюсь с журналистами,
чтобы через них до людей дошли такие вещи, я правомочно болтлив. Как сказал один старец афонский, "лучше я с Богом поговорю
о тебе, чем с тобой о Боге".
– Хорошая формулировка, хотя, видит Бог, вы со мной только о нем и говорите. Ваш герой в фильме несколько иной. Отчасти
святой, отчасти юродивый, отчасти провокатор, отчасти бес. Чем и интересен. Так?
– Нет, немножко не так. Что такое подвиг юродивого? Самый высший подвиг в христианстве, когда человек обрекает себя на
полное поношение, полный позор, чтобы, не дай Бог, кто-нибудь не увидел в нем святость. Вот Василий Блаженный бегал голым –
зачем? Бесы в него вселились? Нет. Чтобы ему все говорили – ты самый мерзкий, ты самый грязный. По нашей вере это благо,
это дает смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. То, что вы называете провокациями, он совершает не со
зла, а для вразумления, для того, чтобы люди очухались. Вот он перед приходом отца-эконома мажет дверную ручку дегтем,
потому что тот загордился своим положением, или поджигает матрас настоятеля, чтобы вывести его из состояния полной
благостности, которую так блестяще сыграл Виктор Иваныч Сухоруков.
– На взгляд атеиста, вы в своем нынешнем состоянии тоже производите благостное впечатление…
– Это вам кажется. Я нахожусь в состоянии непрестанного удивления перед Господом, который меня все терпит, и все дает, и
ждет от меня, и ждет, и потихоньку мое сердце открывается и открывается. Знаете, как раньше описывали зарождение жемчуга?
Это когда устрица открывается и на нее падает лучик света. Максимум, чего я пока достиг, – что иногда я чувствую себя такой
вот устрицей. А будет ли жемчуг – Бог весть…
СПРАВКА
Петр МАМОНОВ родился 14 апреля 1951 года в Подмосковье. В 1979 году окончил Московский полиграфический техникум. В
1979–1982 годах учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. Работал печатником в типографии
"Красный пролетарий". В 1984–1990 годах – руководитель и вокалист группы "Звуки Му". В 1991–1995 годах работает над
проектом "Мамонов и Алексей". Сотрудничает с Театром имени Станиславского. Театральные работы: "Лысый брюнет" (1991),
"Полковнику никто не пишет" (1995), "Есть ли жизнь на Марсе?" (1997, моноспектакль). В кино дебютировал в 1986 году в
короткометражном фильме "Хау ду ю ду". Сыграл в фильмах "Игла" (1988), "Такси-блюз" (1990), "Аnna Karamazoff" и "Нога"
(1991), "Терра инкогнита" и "Время печали еще не пришло" (1995).
Виктор Матизен "НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ" 30 июня 2006 г.
Книжная страда. Семейное чтение как совместная душевная работа
Ученик, входя в библиотеку:
– У вас есть "Прочитанная летом книга"?
Мне по ней сочинение задали.
На дворе июль. Ваш ребенок, с грехом пополам закончивший очередной учебный год и твердо обещавший вам взяться за книги,
чтобы исправиться, опять целыми днями пропадает во дворе или на речке. Когда погода портится, его можно найти на чердаке, в
спортзале, в гараже, в компьютерном клубе, одним словом, он занят чем угодно, кроме чтения. Список литературы на лето давно
потерян, а немногие добытые по нему книги пылятся в портфеле или на столе. "Еще есть время. Успею", – каждый вечер твердит
ваше чадо не столько вам, сколько самому себе. Дети ведь не меньше родителей боятся расплаты. И скорой – осенней, когда
учитель литературы на первом же классном часе, а потом на родительском собрании не преминет объявить, что хотя все в классе
читали довольно мало, но именно ваш не прочел вообще ничего. И далекой – вузовской, когда "не читал" будет звучать, как "не
сдал", и, следовательно, "не поступил".
Этот страх не прекращается и зимою, но с наступлением очередных каникул все повторяется вновь. Не особо влюбленный в
литературу сосед вашего ребенка по парте терпеливо продирается сквозь нее, чтобы "сдать все, как положено", и со временем
войти в "приличное общество". А ваш ребенок бежит от книг, чувствуя, даже зная, что бегство от них чревато и карьерным
провалом, и низким социальным положением, и потерей связи с культурным кругом вашей семьи.
Все ваши надежды обмануты? Но ведь у вас в распоряжении еще почти два месяца. Половины лета вполне хватит, чтобы
переломить ход событий. Надо только правильно распределить роли, понять кому, как и зачем следует меняться.
"С тех пор, как я поселился в Земледелке, мать стала ежедневно читать мне вслух, она прочла мне многое из Пушкина, из
Гоголя и взялась за "Детские годы Багрова внука". Это сочинение Аксакова всецело меня захватило. Главного героя звали, как
и меня, Сережей, и все, что о нем писал автор, было мне близко, понятно и дорого. Тот Сережа любил свою мать, любил лес,
реку, цветы, любил гулять один и читать... Все его чувства и переживания, казалось, принадлежали и мне, разве только к
уженью рыбы я был более или менее равнодушен. Чтение этой книги совпало с первой ранней весной, которую я проводил в
деревне. Мальчика Сережу занимали распускающиеся почки, молодые листья на деревьях. И я наблюдал, как лес меняет окраску.
Мальчик Сережа узнал, что такое проталины. И я смотрел на бурые пятна освобожденной от снега земли на буграх. Мальчик
Сережа увидел первых бабочек и совершенно обалдевший от расцветающей вокруг него природы с азартом стал их ловить и
коллекционировать. Увидел первых бабочек и я. Моя мать пошла со мной к местному учителю биологии Детерсу. Он встретил нас
очень любезно, снабдил меня всем необходимым для ловли и показал нам 20 ящиков – свою замечательную коллекцию. С той весны
бабочки заняли особое место в моей жизни. С той весны я всей душой полюбил природу и до сегодняшнего дня чувствую себя
спокойным и счастливым, когда ухожу один в лес, в луга, на реку... А научили меня любить природу моя мать и книга
Аксакова".
Можно, конечно, утверждать, что не всем так посчастливилось в детстве, как будущему инженеру, а потом и детскому писателю
Сергею Михайловичу Голицыну. Такое количество удачных сочетаний книги и реальности, окружавшей ее десятилетнего читателя, и
вправду встретишь нечасто. Время, в котором происходит действие, имена ребенка и главного героя (и их оставшаяся за кадром
дворянская родовитость), их любовь к природе, их поддержанное взрослыми увлечение – все это удивительно и непринужденно
сплелось, ненавязчиво сформировав у ребенка ту самую "положительную мотивацию к познанию окружающего мира с помощью книги",
над которой иные современные педагоги бьются годами. Одним словом, Сереже Голицыну крупно повезло.
Повезло? Но ведь он не сам попросил мать читать ему вслух. Не сам выбрал книжку про детство дворянина Сережи. Не сам нашел
место, с которого началось чтение (глава "Первая весна в деревне" у Аксакова идет 18-й по счету!). Не сам догадался сходить
за сачком к биологу. Скорее всего, без тактичного взрослого содействия не были бы проведены и многие параллели между
книжным описанием и состоянием окружающей живой природы. И самое главное: стал бы ребенок слушать даже самую интересную
книжку, если бы она не казалась интересной его матери, то есть взрослому, любовь и доверие к авторитету которого в тот
момент были безграничны?
Однако и мать вела себя более чем разумно. Выбирая книжку, она не руководствовалась лишь собственным вкусом или, напротив,
лишь соображениями наглядности и "полезности". Она не увлеклась каким-то одним видимым сходством сюжета с реальностью,
вроде имени главного героя (автора этих строк на таком основании несколько лет пытались растрогать рассказами типа "Тема и
Жучка" или "Хитренький Артемка") или его дворянского происхождения. Она не стала навязывать ребенку абсолютно все увлечения
понравившегося ему героя и не пошла с ним, к примеру, на речку, поняв, что он "равнодушен к уженью". Наконец, наладив
глубокий контакт сына с книгой, она в какой-то момент "отпустила" его, дав ему возможность самому погружаться в
художественный текст и извлекать оттуда то, что он считал интересным и важным для себя.
Если же рассмотреть описанную Голицыным ситуацию, отступив от его воспоминаний еще на шаг, то можно увидеть, что ее
сознательное выстраивание – лишь одно звено в цепочке последовательных воспитательных действий. Перед нами не бесхитростный
материнский порыв, не единичный педагогический эксперимент, но эпизод непрестанного и кропотливого труда. Работы,
формирующей и развивающей не только любовь ребенка к чтению, но и его культурный уровень и вкус, а также интерес к
окружающему миру, наблюдательность, склонность к анализу и другие самые разные свойства личности. В ходе такой работы
взрослому часто приходится терпеть поражения и отступать. Так поначалу произошло и с Голицыной. Прочитанные вслух Пушкин и
Гоголь (воспитание любви именно к этим классикам, вероятно, и было первоначальной целью чтения) в ту весну оказались
практически не востребованы ее ребенком. Но взрослый умело превратил свое поражение в победу. Ведь найденная им, в конце
концов, интересная для ребенка книга навсегда осветила своим светом не только "первую весну в деревне", но и прочитанные
вместе с ней классические тексты. Они, хотя и не так ярко, тоже вошли в память ребенка, не как что-то обязательное, а как
нечто прекрасное. Эти детские впечатления наверняка были закреплены и развиты впоследствии, когда маленький Сережа дорос до
Пушкина, а потом и до Льва Толстого.
"То лето было очень дождливое, – вспоминает Голицын четырнадцатый год своей жизни. – Погода зачастую не давала возможности
купаться и играть. Моя мать читала вслух сестре Маше и мне "Войну и мир". Мы слушали чтение, не шелохнувшись, с широко
раскрытыми глазами. И теперь, когда я вспоминаю о жизни в Знаменском, прежде всего мне приходит на ум то наслаждение,
которое я испытывал от каждой страницы великой книги, от переживаний за судьбу каждого ее героя, наконец, просто от
интонаций голоса матери".
Нынешние подростки тоже проходят "Войну и мир" в 14–15 лет и тоже обязаны прочесть роман летом. Жаль, что мало кто из
родителей готов прийти им на помощь. Многие наши читательницы могут возразить, что их сегодняшнюю нервную и суматошную
жизнь в семье, где женщина вынуждена работать, чтобы хоть прокормить детей, нельзя даже сравнивать с дворянской усадебной
идиллией начала ХХ века. Довод, в принципе, верный. Но в данном случае он не срабатывает. Княгиня Анна Голицына, урожденная
Лопухина, прививала любовь к русской классической литературе своим шестерым детям в самом неподходящем для этого месте – в
революционном Подмосковье. Первый приведенный отрывок из воспоминаний ее сына Сергея (он был четвертым по счету ребенком в
семье) относится к весне 1919 года, второй – к лету 1923-го.
Выгнанная из дому, ограбленная, голодающая, постоянно находящаяся под угрозой политических репрессий семья Голицыных нашла
в себе силу не только выжить, но и сохранить родовую честь, продолжив русскую культурную традицию. В этом, безусловно,
можно видеть заслугу всех взрослых членов семьи. Но роль и влияние матери, являвшейся душой этого княжеского дома, сложно
переоценить. Во многом благодаря неприметным воспитательным усилиям таких женщин русская культура сохранилась не только в
годы революции, но и после Великой Отечественной войны. Нынешнее время, возможно, не менее трудное, но что мешает
современной семье, современной женщине пережить его так же стойко? Что стоит между сегодняшней русской семьей и русской
классикой? И можно ли, воспользовавшись опытом прошлого, преодолеть эту пропасть?
Причины, затрудняющие тягу современного ребенка к серьезной книге, многообразны. Их перечисление здесь может не только
отнять у нас время, но и лишит нас последних сил, которые все же было бы разумнее потратить не на сетования, а на
конкретную созидательную работу, подобную той, что проделала в начале ХХ века Анна Голицына. Важно с самого начала понять,
что это работа, а не игра. Поэтому взрослый, желающий приобщить своего ребенка к миру русской классической литературы,
неминуемо будет испытывать определенные трудности и приносить определенные жертвы. Пусть вас согреет мысль, что эти же
трудности и лишения в неявном виде ваш ребенок до сих пор был вынужден переносить в одиночку. Если у вас, порой, нет сил
выключить телевизор или оторваться от компьютера, то насколько это труднее сделать ему. Может быть, именно поэтому он до
сих пор и не пробился к чтению, что его собственного напряжения воли не хватало на эти подвиги. Никто близкий не
сопровождал его на этом пути, все только требовали и бранили. Одним словом, чтобы добиться успеха, вы неизбежно должны на
какое-то время лишить себя части привычных удовольствий.
Первой жертвой должно стать затраченное на ребенка время. Теперь это его время, даже если он сам поначалу хотел бы
провести его по иному. Почувствовав, что вы, прежде всего, хотите быть с ним, а уж потом решать ту или иную воспитательную
задачу, он, скорее всего, с пониманием отнесется и к вашей нужде. Ведь это вы хотите, чтобы он начал читать. Не ставите ему
ультиматум, а просите и обещаете свою помощь. Разумеется, просьбу не обязательно озвучивать буквально, достаточно
соответствующего внутреннего настроя, на который дети обычно более отзывчивы. Только тогда вы сможете ему помочь.
Артемий Ермаков "ПРАВОСЛАВИЕ.RU" 10 июля 2006 г.
|