Пресс-релиз XV Международных Рождественских образовательных
чтений
12 Января, 2007, 18:50:00
С 28 января по 3 февраля 2007 года под почетным
председательством Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II в Москве пройдут юбилейные ХV Международные
Рождественские образовательные чтения «Вера и образование:
общество, школа, семья в XXI веке».
Чтения проводит Московская Патриархия при участии
Министерства образования и науки РФ, Российской академии
наук, Российской академии образования, Московского
государственного университета им. М.В. Ломоносова и других
светских учреждений.
Святейший Патриарх Алексий наметил следующие цели и
задачи Чтений:
— консолидация общества на пути осознания им своей
культурной идентичности;
— осмысление стратегии воспитания подрастающего поколения и
молодежи в контексте процесса глобализации в XXI веке;
— содействие процессам восстановления российского
образования на принципах преемственности
культурно–исторических традиций государства;
— обмен опытом преподавания, инновационными образовательными
проектами, призванными совершенствовать совместный
педагогический опыт Церкви и общества в XXI веке;
— изучение опыта духовного воспитания нравственной личности
как основы становления российского общества и дальнейших
перспектив развития государства;
— координация усилий церковных, государственных и
общественных структур в деле воспитания и образования;
— утверждение духовно-нравственных ценностей в образовании
путем привлечения внимания российского общества к
духовно-нравственной составляющей воспитания;
— обсуждение проблемы подготовки и подбора педагогических
кадров;
— уяснение путей возрождения традиционной русской культуры в
XXI веке;
— осмысление проблемы согласования христианского
миропонимания и научной модели мира на современном этапе.
Рождественские образовательные чтения стали традицией в
духовной и интеллектуальной жизни России. Они являются
авторитетнейшим форумом научно-педагогической мысли. На
Чтениях православные педагоги и духовенство, занимающиеся
народным образованием, имеют возможность обменяться опытом
преподавания, инновационными образовательными проектами,
призванными совершенствовать опыт Церкви в ведении
религиозного образования, повышать духовный уровень
Российского образования.
В рамках Чтений пройдут многочисленные
конференции, секции и круглые столы по следующим
направлениям работы:
1. Православное воспитание и образование.
2. Школа в XXI веке.
3. Семья в век глобализации.
4. Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие.
5. Церковь и общество.
6. Церковь и культура.
7. Христианство и наука.
В рамках Чтений впервые состоятся Молодежные Рождественские
образовательные чтения.
Пятнадцатые Международные образовательные Рождественские
чтения начнутся в воскресенье 28 января Патриаршим
Богослужением в храме Христа Спасителя.
Торжественное открытие заседаний состоится в понедельник 29
января в 11.00 в Государственном Кремлевском Дворце.
Аккредитация журналистов проводится по тел./факсу 637-43-18
и эл. почте
press@patriarchia.ru.
СПИСОК КОНФЕРЕНЦИЙ, СЕКЦИЙ И КРУГЛЫХ
СТОЛОВ XV РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ
I направление: Православное воспитание и
образование
1.1 Пленарное заседание направления «Первоочередные
задачи РПЦ в области образования и воспитания»
1.1.1 Пастырский семинар «Формирование педагогической
позиции священника»
1.1.2 Круглый стол руководителей конференций и секции
направления I. Подготовка итогового доклада
1.2 Конференция «Задачи, принципы и организация
катехизической деятельности РПЦ» (обсуждение проекта
общецерковного документа)
1.2.1 Методический семинар «Подготовка церковных
педагогических кадров» (Богословско-педагогические,
катехизаторские курсы)
1.2.2 «Церковно-приходская (воскресная) школа как ведущая
форма катехизации на приходе». Педагогическая мастерская для
педагогов воскресных школ
1.2.3 Семинар «Практические вопросы катехизации»
1.3 Конференция «Воспитательная система школы» (совместно с
направлением II)
1.3.1 Круглый стол для руководителей образовательных
учреждений и представителей государственной власти «Роль и
место православных школ в современной системе образования»
1.3.2 Методические семинары для педагогов школ и других
образовательных учреждений (совместно с направлением II).
(Расписание работы восьми методических семинаров см. в
программе)
1.3.3 Круглый стол «Интернет-конкурс "Моя православная
Родина"»
1.3.4 Круглый стол руководителей и специалистов региональных
ИПКРО
1.3.5 Семинар «Психолого-педагогические аспекты
духовно-нравственного воспитания»
1.4 Конференция «Молодежь и православные молодежные движения
в системе образования и воспитания»
1.4.1 «Молодежная субкультура как фактор воспитания
молодежи»
1.4.2 «Физическая культура и спорт в духовном воспитании
молодежи в образовательных учреждениях»
1.4.3 «Церковь и профилактика антисоциального поведения»
1.4.4 «Этические аспекты психолого-педагогического
сопровождения детей “группы риска”»
1.4.5 «Военно-патриотическое воспитание молодежи»
1.5 Конференция «Воспитательная система ВУЗа». Круглый стол
«Выпускающие и межвузовские кафедры теологии – присутствие
Церкви в высшей школе»
1.6 Конференция «Региональные и муниципальные программы
духовно-нравственного воспитания. Корпоративные системы
воспитания»
1.7 Конференция-презентация программы «Духовно-нравственная
культура подрастающего поколения России (2006-2010 гг.)»
(совместно с направлением VI)
1.7.1 Круглый стол: «Высшая школа – подготовка
педагогических кадров для духовно-нравственного воспитания»
1.8 VII педагогические чтения им. С.А. Рачинского
1.9 «Классические языки в системе духовного образования»
1.10 Конференция «Церковно-славянский язык в системе
современного образования»
1.10.1 Методический семинар: «Духовно-нравственное значение
церковно-славянского языка в образовании и воспитании
современных школьников»
1.11 IV Всероссийская конференция «Развитие
духовно-нравственной основы образования в контексте
программы “Истоки”: взаимодействие семьи и школы»
1.12 Конференция «Глинские чтения»: «Основы русской
педагогики: традиции и современность»
II направление. Школа в XXI веке
2.1 Пленарное заседание направления II
2.2 «Вера как ценность в XXI веке: высшее образование в
постсекулярном обществе»
2.3 Дошкольное образование и воспитание в православной
традиции
2.4 Конференция «Основы православной культуры в системе
образования»
Пресс-конференция «Курс «Основы православной культуры» и
перспективы национального развития»
2.4.1 Семинар для учителей и руководителей образования
«Основы православной культуры в системе образования»
2.5 Конференция «Изучение православной культуры в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях»
2.6 «Современные возможности церковного школьного
образования»
2.7 «Духовно-нравственное воспитание в светской школе»
2.8 «Реформы образования: вера и духовно-нравственная среда
в современной школе»
2.9 «Сельская школа: проблемы и пути решения»
2.10 «Религиозные ценности и современная система
образования»
2.11 V Всероссийское совещание «Русская школа как система
воспитания и образования. Православные духовные ценности в
современной школе»
2.11.1 Семинар «Патриотическое воспитание дошкольников и
младших школьников средствами русского языка и отечественной
культуры»
2.11.2 Семинар «Пути активизации духовного, культурного,
педагогического потенциала современной русской школы»
2.11.3 «Русская культура в образовательной области
“Технология” (ООТ)».
2.11.4 Педагогические чтения «Современный взгляд на Русскую
школу как систему обучения и воспитания»
2.11.5 Научно-практический семинар «Возрождение традиций
русской православной культуры в социуме третьего
тысячелетия»
2.11.6 Семинар «Использование этнокультурного русского
компонента образования в процессе обучения и воспитания как
одного из факторов формирования гражданского самосознания
учащихся»
2.11.7 Семинар «Уроки добра и нравственности в
общеобразовательной школе».
2.11.8 Семинар «Духовно-нравственное воспитание на традициях
русской культуры».
2.11.9 Семинар «Формирование личности на
духовно-нравственных принципах Ф. М. Достоевского»
2.11.10 Семинар «Воспитание на ценностях русской
православной культуры в режиме устойчивого инновационного
развития».
2.11.11 «Семейно-родовая культура в современном образовании»
2.11.12 Итоговое заседание V Всероссийского совещания
«Русская школа как система воспитания и образования».
III направление. Семья в век глобализации
3.1 Конференция «Укрепление семьи – общецерковная задача»
(совместно с направлением I)
3.2 «Глобализация и общество». Круглый стол «Как защитить
семью в эпоху глобализации»
3.3 «Дети-инвалиды в семье, обществе, Церкви»
3.4 Конференция «Церковь, здравоохранение, демография и
будущее народа»
3.4.1 Круглый стол «Многодетная семья и православное
воспитание как духовно-нравственный фундамент будущего
России»
3.5 «Влияние искусства на состояние семьи»
3.6 Конференция «Развитие паломничества и туризма как важное
направление укрепления духовного и физического здоровья
семьи»
3.7 Конференция «Создание и сохранение семьи – основа
возрождения России»
IV направление. Пути Промысла Божия и
святоотеческое наследие
4.1 Пленарное заседание направления.
4.2 «Священное Писание и святоотеческое наследие в жизни
современного человека»
4.3 «Святоотеческое наследие и воспитание детей и юношества»
4.4 Конференция: «Новомученики и исповедники российские и их
духовное наследие»
4.5 Конференция «Церковные древности»
4.6 Конференция «Наследие Византии в современном мире»
4.7 Конференция «Православное краеведение и образование»
4.8 Конференция «Святоотеческое наследие в
научно-образовательном процессе в вузах России»
4.9 Конференция «Святоотеческое наследие и православная
антропология»
4.10 «Старый обряд в жизни РПЦ: прошлое и настоящее».
4.11 Конференция «Святоотеческое наследие в общественной
жизни, семье, государстве»
4.11.1 Круглый стол «Святоотеческое понимание материнства и
детства» (проводится совместно с направлением III)
4.12 Конференция «Преподобный Савва Сторожевский –
600-летнее служение
4.13 I Свято-Петровские Чтения, памяти святителя Петра,
митрополита Московского
4.14 Заключительное пленарное заседание
V направление. Церковь и общество
5.1 Конференция «Религиозный фактор в жизни современного
общества»
5.1.1 Круглый стол «Православное телевидение»
5.2 «Современные методы миссионерского служения (конкурс
миссионерских программ)»
5.3 Конференция «Церковь и медицина: от диалога к
партнерству»
5.4 Конференция «Церковь и армия
"Аспекты военной науки для армейского и морского
духовенства"»
5.4.1 Конференция «Учения "Южный щит 2006"»
5.4.2 Духовное просвещение в местах лишения свободы
5.5 Конференция «Новое в законодательстве о религиозных
организациях»
5.6 Круглый стол «Москва – Третий Рим»
5.7 «Информационные технологии, Интернет и мультимедиа на
службе Церкви»
5.7.1 «Возможности Интернета как средства религиозного
образования»
5.8 Конференция «Проблемы нравственности и российские СМИ»
5.9 Конференция «Современные проблемы православного
книгоиздания»
5.9.1 Конференция «Клуб православных журналистов»
5.10 Круглый стол «Проблемы вхождения иммигрантов в духовное
и культурное пространство России»
5.11 «Родительское общественное движение: защита семьи и
права на образование». Круглый стол «Формы и методы
деятельности родительских организаций в системе образования,
опыт работы со школой»
VI направление. Церковь и культура
Пленарное заседание направления. Заключительное заседание
направления.
6.1 Конференция «Православная Церковь и духовная культура»
6.2 «Православные основы традиционной народной культуры
России»
6.3 «Русский язык и литература в созидании отечественной
культуры»
6.4 Конференция «Церковное искусство (иконопись,
храмоздательство и реставрация храмов)»
6.4.1 Круглый стол «Церковное искусство и проблемы
современного православного образования»
6.5 «Возрождение традиций русского храмового зодчества»
6.6. «Духовно-нравственное воспитание музыкой (заседание
лаборатории хоровой педагогики Российского православного
института св. ап. Иоанна Богослова)»
6.7 Конференция: «Православная духовно-музыкальная культура
и ее роль в формировании личности»
6.7.1 Круглый стол регентов, дирижеров, композиторов и
музыковедов: «Пути развития православной музыки в XXI веке»
6.8 «Пути взаимодействия светской и церковной культуры
(театр - кино - массмедиа)»
6.8.1 Круглый стол «Актуализация роли театра, кино,
телевидения в возрождении морально-нравственных основ
бытия».
6.9 «Православное радио и телевидение. Итоги и перспективы.
15 лет радио «Радонеж»
6.10 «Православие. Воспитание. Театр».
6.11 «Пути взаимодействия светской и церковной культуры
(музеи – библиотеки – издательства)»
6.12 «Культура, общество и государство. Меценатство в деле
сохранения и приумно¬жения культурного достояния России»
6.13 «Культура и цивилизация. Воцерковление культуры и
проблемы культурологии»
6.14 «Православная Церковь и культура в информационном
обществе»
6.15 «Христианская культура и славянский мир»
VII направление: Христианство и наука
7.1 Конференция «Христианство и наука»
7.2 «Православное осмысление творения мiра»
7.3 Конференция «Наука в свете православного миропонимания»
7.4 Конференция Православного общества психологов
7.5 «Экология. Реальность и надежды»
7.6 Конференция «Научные и богословские проблемы
исследования Туринской Плащаницы»
7.7 Круглый стол «Богословские и научные проблемы описания
чудесных событий, происходящих в Русской Православной
Церкви»
7.8 «Агиология: агиография, аксиология, психология, история
и литература»
VIII направление. I Молодежные Чтения
«Вера и образование: молодежь в XXI веке»
8.1 Пленарное заседание направления
8.1.1 «Ценностные ориентации современной молодёжи»
8.1.2 «Молодёжь и историческая Россия»
8.1.3 «Социальные проблемы молодёжи»
8.1.4 «Молодёжь и семья»
8.1.5 «Молодёжь и современная культура»
8.1.6 «Молодёжь и мир Божий вокруг нас»
8.1.7 «Молодёжь и служение Отечеству»
9.1 Совещание-семинар руководителей
епархиальных Отделов религиозного образования и катехизации
Prokimen.Ru
К 410-летию со дня рождения свт. Петра
Могилы
Протоиерей Валентин Асмус
К оценке богословия святителя Петра Могилы, митрополита
Киевского
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=40036&p_comment=belief
"ФОМА": Первыми православие приняли
самураи.
Интервью с епископом ЯАПЦ Сендайским Серафимом
...в России Православие имеет тысячелетнюю историю, а в
Японию оно пришло сто сорок лет назад. В исторической
перспективе это очень маленький срок, Православие еще просто
не успело укорениться в нашей культуре, в сознании. Ведь в
Японии синтоистские и буддийские праздники (мацури) – это
часть даже не религиозной, а общественной жизни. А
исторически так сложилось, что общественное у японцев
выдвигается на первый план. Судите сами, насколько сложно в
такой обстановке выбиваться из общей массы. Быть белой
вороной – значит, подписать себе приговор. Ребенок в школе
не может не ходить на мацури – иначе он станет объектом
издевательств и травли со стороны сверстников...
– Владыка, в России, к сожалению, очень
мало знают о Православной Церкви в Японии, о ее особенностях
и истории. Расскажите, пожалуйста, с чего все началось?
– Христианство пришло в Японию в XVI веке. Это были
католические миссии. Они довольно широко распространились по
стране. Однако после этого Япония на триста лет оказалась
закрыта для иностранцев, практически никакого влияния извне
не было. И только в шестидесятые годы XIX века вновь
начались дипломатические визиты, произошло так называемое
"открытие страны". Возобновилось проникновение западной
культуры, и в стране снова появились христианские
проповедники – из Америки, Голландии, России… Именно тогда в
Японию приехал молодой священник, будущий святитель Японии
Николай. С его появления и начинается история японского
Православия.
В то время японцы не видели никакой разницы между
христианскими конфессиями: что Протестантизм, что
Католичество, что Православие – для них все было едино.
Сферы их влияния делились только по одному признаку –
географическому: каждая из них осваивала ту территорию, где
изначально осели проповедники. Так, Православие
распространилось в северных землях, а большинство
протестантских священников обосновались в Восточной Японии.
Как говорится, так уж исторически сложилось…
Проповедовали, конечно, все по-разному. Но главной
проблемой для всех было – объяснить простым японцам, Кто
такой Бог. Это до сих пор очень сложно, потому что самого
понятия Единый Бог в традиционной японской культуре никогда
не было. Поэтому важнейшей задачей христианской миссии в
Японии было перевести Библию на японский язык. И когда
святитель Николай приехал в Японию, перед ним тоже встал
вопрос перевода.
Он обратился к китайскому варианту. В Китай Православие
пришло несколько раньше, и Священное Писание там уже давно
было переведено. А поскольку у японского и китайского языков
есть общие черты, этот перевод оказался хорошим подспорьем.
Но даже наличие перевода не решает проблемы: как в устной
проповеди рассказывать японцам о Едином Боге, о Троице.
Думаю, и в России нецерковным людям это не так-то просто
объяснить, а ведь Россия – страна с тысячелетней
христианской историей, и под влиянием Православия
сформировалась вся ее культура и определилась история. Что
уж говорить о Японии…
Другой вопрос – как сами японцы воспринимают Православие?
Как веру, то есть то, что определяет их жизнь? Или как часть
культуры, пришедшей с Запада? К сожалению, второй вариант
встречается гораздо чаще. К тому же, Православие пришло к
нам из России и у многих ассоциируется именно с ней. А
каковы сейчас российско-японские отношения? Вот Вам и ответ,
почему Православие у нас менее популярно, чем, скажем,
Католицизм.
– И все-таки, почему Православие чаще
воспринимается в Японии как культурный феномен, а не как
вера?
– Есть несколько причин. Во-первых, широкое
распространение христианства началось у нас в XIX веке, в
эпоху Мейдзи, когда в Японию хлынула западная культура.
Естественно, и христианство было воспринято как элемент этой
культуры: особая литература, особый род живописи…
Подкреплялось такое восприятие и протестантскими
проповедниками, которые делали акцент именно на
морально-этической стороне христианства. Во-вторых, в самом
японском языке нет такого понятия – вера. Как, к примеру,
переводится на японский "Православие"? – "Сей-Кё", то есть
"правильное учение". Что, в общем-то, и понятно, ведь
традиционные для Японии религии, синтоизм и буддизм, – это,
прежде всего, именно учения, предписания, как жить, как
поступать в той или иной ситуации. В этих религиозных
традициях нет таких понятий как спасение души для вечной
жизни, личное общение с Богом, Бог-Личность и так далее. А
христиане верят в Воскресение Христово, принимают это
событие как факт и как возможность своего личного спасения.
Разница, как видите, огромна.
И тем не менее, в Японии есть немало людей, которые
принимают Христа всем сердцем, и Православие для них – это
именно вера, то, что меняет их жизнь. В эпоху Мэйдзи нашлись
те, кто услышали проповедь святителя Николая и последовали
за ним.
– Это были люди, находившиеся в глубоком
внутреннем поиске?
– Скорее, в глубоком внутреннем кризисе. Как ни странно,
это были самураи. Что представлял собой север Японии, тот же
Хакодате, когда туда приехал святитель Николай? Это было
место, где жили люди старой Японии, той Японии, которая
проиграла в революцию Мэйдзи, свергнувшую сегуна Токугава и
формально передавшую власть императору. Люди Токугава
оказались выброшенными на обочину жизни, как дворяне в
России после 1917 года. Это были образованные люди, с
самурайским типом мышления, то есть готовые жертвовать
собой, жить ради идеи. Но они потеряли положение в обществе,
состояние… А самое главное, то, ради чего жили: принципы и
идеалы, которым они служили, принадлежали той Японии,
которой больше не было. Что делать дальше, они не знали. Вот
в таком состоянии они отступали на север, спасаясь от
натиска новой эпохи.
Им очень хотелось что-то изменить в своей стране. Но они
нуждались в каком-то учении, идее, которая поддерживала бы
их в это тяжелое время. Тут-то и произошла их встреча со
святителем Николаем… Что это было: Промысел Божий или
случайность – назовите как угодно. Но именно эти люди стали
первыми, кто действительно услышал его проповедь о Христе. И
слова его попали на добрую почву. Один из его учеников,
Павел Савабе, став священником, говорил: чтобы изменить
что-то в своей стране, необходимо, прежде всего, изменить
себя. А что может изменить сердце человека, если не
Православие?
– Выходит, и среди самураев были воины
Христовы?
– Да, среди первых японских православных было много
самураев. Все они друг друга знали, были друзьями, поскольку
кодекс верности и дружбы для самурая – превыше всего. О
новой вере узнавали друг от друга быстро, и, доверяя друг
другу, с доверием относились и к ней. А еще, как мне
кажется, сыграло роль то, что Православие – вера соборная:
молитва в храме – общее дело всей Церкви, в ней молятся всем
миром, ощущая себя единой семьей. Это близко самурайскому
духу. Все это способствовало распространению Православия.
Потом самураи стали постепенно возвращаться в свои земли.
Многие были родом из Сендая, поэтому в этот город
Православие пришло довольно скоро. И стало быстро
распространяться среди родственников, друзей и знакомых этих
новообращенных. Хотя главная проблема: как объяснить простым
японцам, что такое Бог-Троица и Христос – Богочеловек,
Который своими страданиями победил смерть, – так и
оставалась нерешенной.
– А есть ли в Православии что-то близкое и
понятное сознанию японцев?
– Конечно, есть. Многие основные принципы: возлюби
ближнего своего, ударят по левой щеке – подставь и правую, –
издавна знакомы и понятны японцам. Если в западном мире в
центре вселенной стоит человек, его "я", и только потом его
отношения с другими, то в сознании японцев на первом месте
именно другие. То есть какие-то элементы православного
сознания в них заложены. Или взять то же поминовение
усопших. В Японии чтят память предков, и традиция служения
панихид, поминальных трапез была воспринята очень быстро. Но
есть в этом и оборотная сторона: для христиан главная цель
богослужения – это Причастие, единение с Богом, в Японии же
в одном ряду с ним стоит панихида – как дань уважения
предкам. И это проблема всех христианских конфессий.
Христианство в Японии зачастую воспринимается не целиком, а
лишь в той мере, в какой оно нам понятно и удобно, поскольку
соответствует нашим прежним убеждениям. Но это, как мне
кажется, проблема не столько самих верующих, сколько
духовенства. Нас очень мало, нас просто не хватает, чтобы
объяснить каждому желающему, что такое христианство и в чем
его суть.
– Но ведь есть же в Японии духовные школы,
катехизаторские курсы, есть, в конце концов, кафедры
богословия в университетах. Неужели этого мало?
– Одно дело – понять христианство как учение, как
академический предмет, усвоить его теорию и принципы и
решить для себя: это мне подходит, принимаю. И совсем другое
дело – принять его на уровне чувств, как веру, которой
пронизана вся жизнь, которая живет в сердце и меняет его.
Это качественно иной шаг.
До перевода в Сендай я служил в Воскресенском храме Токио
и часто наблюдал такую картину: люди посещают воскресную
школу год, два, три, четыре – уже понимая учение и принимая
его – и все равно не крестятся. Вот это для японцев очень
характерно. Среди наших ученых, занимающихся библеистикой,
практически нет христиан. Они воспринимают Библию как
литературу.
– Каким же образом, на Ваш взгляд, можно
объяснить современным японцам, что такое грех, спасение
души, вечная жизнь, – все то, что в Православии является
основополагающим, но не свойственно японскому сознанию?
– Это сложный вопрос. Проблема, как я уже говорил, в том,
что до сих пор христианство воспринимается в Японии как
религия западного мира, чуждая, импортированная. И изменить
это отношение до сих пор не удалось – число христиан всех
конфессий в Японии не превышает одного процента населения.
Кроме того, в современном мире совершенно отвыкли
учиться. Знания закладываются в компьютер, и если нужна
информация – надо просто нажать соответствующую кнопку. Мы
ищем готовые ответы на все вопросы, и многие их находят, тем
более что их в изобилии предлагают различные оккультные
секты. А удовлетворившись этими ответами, уже не нужно
совершенствоваться, стремиться стать лучше. Последние
двадцать-тридцать лет в Японии эта тенденция прослеживается
довольно четко: люди не хотят думать, не хотят расти.
Большинство жителей Японии считают себя буддистами. Но что
представляет собой их буддизм? Раз в год прийти в храм,
несколько минут помолиться, сходить на могилу родственников
– и все. Мало кто изучает буддизм как религию и выстраивает
свою жизнь в соответствии с его учением. И среди христиан, в
том числе православных, то же самое. Изменить свое сердце –
зачастую становится непосильной задачей, люди предпочитают
просто отказаться от веры, даже если понимают умом ее
правильность и необходимость. Ведь вера – это, прежде всего,
работа души... Чтобы воспитывать в себе веру, человек должен
думать, должен стремиться получить опыт общения с Богом. Он
реален, он доступен каждому. Мы обладаем немыслимой роскошью
– возможностью чувствовать Бога в повседневной жизни.
Господь вокруг нас! Но мы теряем способность осязать это
присутствие. Мы просто живем, не обращая на это внимания. И
зачастую просто не готовы к разговору о грехе, о вечной
жизни… Но думать и говорить об этом необходимо. И, прежде
всего, именно нам, пастырям. Мы должны быть внимательнее к
нашим прихожанам и к так называемым захожанам, особенно – к
тем, кто пришел в храм впервые. Меня не покидает мысль:
может, все дело в том, что мы, пастыри, делаем недостаточно.
В каком-то смысле сегодняшняя ситуация в Японии
напоминает раннехристианскую историю. Трудно было быть
христианином в Римской империи, трудно было проповедовать в
Греции… Вот и мы ведем свою проповедь среди язычников,
которым наша вера чужда, а необходимость спасения души –
неочевидна. Конечно, нас не бросают в клетки к тиграм, не
истязают – в этом смысле нам значительно проще. Но гораздо
сложнее находить способ свидетельствовать о Христе в
обыденной жизни, когда тебя никто не преследует, не
запрещает тебе молиться. Потому что остается единственный
способ свидетельства – искренняя любовь к ближним, и не в
романтическом порыве, а в повседневности. Согласитесь, это
не так-то просто.
– А есть среди Вашей паствы, среди
прихожан Вашего храма люди, которые глубоко восприняли
Православие?
– Есть разные примеры. Многие приходят, интересуются
церковной жизнью, службами, внимательно слушают проповеди,
ходят в церковь на протяжении полугода, года, наконец,
решаются – и принимают Крещение… Но после этого сразу
перестают ходить в храм. И это при том, что интерес их был
абсолютно искренним, и они действительно хотели стать
настоящими христианами... Но принятие Крещения в какой-то
момент стало их единственной целью. Вместо того чтобы стать
началом церковной жизни, оно сделалось для них окончанием
пути. Такой вот забег на короткую дистанцию. Среди тех, кто
пытается понять христианство как учение, как академическую
дисциплину, таких людей особенно много.
Но есть и другие примеры – и их немало – когда люди
действительно меняются. Просто времени прошло не так много.
Судите сами: в России Православие имеет тысячелетнюю
историю, а в Японию оно пришло сто сорок лет назад. В
исторической перспективе это очень маленький срок,
Православие еще просто не успело укорениться в нашей
культуре, в сознании. Ведь в Японии синтоистские и
буддийские праздники (мацури) – это часть даже не
религиозной, а общественной жизни. А исторически так
сложилось, что общественное у японцев выдвигается на первый
план. Судите сами, насколько сложно в такой обстановке
выбиваться из общей массы. Быть белой вороной – значит,
подписать себе приговор. Ребенок в школе не может не ходить
на мацури – иначе он станет объектом издевательств и травли
со стороны сверстников.
В то же время, если в России, Европе и Новом Свете
завершающий неделю воскресный день в сознании людей связан с
фактом Воскресения Христова, в Японии это просто – день
солнца. Поэтому для японца вовсе не очевидно, почему в этот
день лучше воздержаться от повседневной работы и посвятить
его духовному делу.
Я считаю, что перед Православием, перед христианством
вообще, стоит сейчас очень важная задача – стать
неотъемлемой частью японского общества, наполнить его жизнь
новым, еще не ведомым ему смыслом. И это огромная
ответственность для каждого христианина...
Алла Митрофанова,
"ФОМА", январь 2007 г.
"NIN" (Сербия): Сербы держатся и живут в
Косово и Метохии только благодаря сильному и стабильному
монашеству и священству.
Интервью главы православных сербов Косово епископа
Рашко-Призренского Артемия
Рашко-Призренская и Косовско-Метохийская Епархия Сербской
Православной Церкви имеет самое многочисленное монашество во
всей Сербской Церкви. Возрождние монашества началось с
приходом Епископа Артемия на кафедру Рашко-Призренского
Епископа.
- Сколько сегодня в Косово и Метохии
монахов и монахинь?
- В Епархии Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской
всего 25 монастырей. Из них семнадцать населенных, три
восстанавливающихся, пять разрушенных (надеемся, и они в
ближайшее время будут восстанавливаться и оживать).
Из населенных монастырей тринадцать находятся в Косово и
Метохии (семь мужских и пять женских), четрыре - в Рашкой
области (три мужских и один женский). Всего одинннадцать
мужских и шесть женских живых монастырей, которые населяют
185 монахов и монахинь, из них: монахов и послушников - 131
монахинь и послушниц - 54.
В Косово и Метохии всего 109 (71+38=109) А в Рашкой
области всего 76 (60+16=76).
Есть еще ставропигиальный монастырь Печка Патриарша,
находящийся под прямым управлением Его Светлости Патриарха
Сербского Г. Павла. В этом монастыре живут 18 монахинь.
- Где расположены самые большие монашеские
обители?
- В Косово и Метохии это монастырь Дечаны (29 монахов и
послушников) и монастырь Грачаница (22 монахини и
послушницы). В Рашкой области: монастырь Сопочаны (32 монаха
и послушника), монастырь Црна Река (21 монах и послушник) и
монастырь Кончул (16 монахинь и послушниц).
- Ваше Преосвященство, как Вы относитесь к
тому, что многие хотят вступить в монашество именно в
святынях Косово и Метохии, то есть в Епархии
Рашко-Призренской?
- Это, без сомнения, одно из чудес, которые Бог являет
нашему народу во время страданий. Одновременно, как
исполненые слова Священного Писания: "там где умножается
беззаконие, там изобилует и благодать Божия". Очевидно, что
в последнее время беззаконие (а тем самым, и страдание
сербского народа) умножается на территории Рашко-Призренской
Епархии, как в Косово и Метохии, так и в области Рашка.
Расцвет и развитие монашества в нашей Епархии в последнее
время (за последние тридцать лет), способствовал духовному
обновлению нашего народа, что дало ему силы выдержать
искушения и страдания, выпавшие на его долю за последние 7-8
лет.
Можно открыто сказать, что только благодаря сильному и
стабильному монашеству и священству в Косово и Метохии,
несмотря на небывалые погромы и геноцид (этнические чистки)
сербского народа за последние 8 лет, некоторая часть сербов
все-таки осталась в Косово и Метохии, держится и живет, хотя
и лишена всех существующих прав человека, начиная от права
на жизнь, свободу передвижения до права на охрану здоровья,
обучение детей и права на труд. Как и на протяжении многих
веков, сейчас, в это тяжелое время, когда наш народ остался
и без своего государства и без остальных национальный
институций, Сербская Православная Церковь продолжает
выполнять свою высокую миссию. В Косово и Метохии это
удается благодаря многочисленному монашеству и преданному
священству.
- Какова квалификационная структура
монашества в Рашко-Призренской Епархии?
- Более 90% нашего монашества - молодые и образованные
люди. Большинство из них завершили какую-либо среднюю школу,
а многие имеют высшее образование. Среди них есть врачи,
стоматологи, ветеринары, архитекторы, инженеры, экономисты,
теологи... Все они оставили мир, мирское звание, карьеру...и
стали монахами. Никому из них не мешает мирское образование,
с которым они пришли в монастырь. Напротив, наряду с
прилежным изучением монашеской жизни, послушанием,
рукоделием, многие из них поставили свои профессиональные
знания на службу монастырю и братии, а также и народу,
живущему в окрестностях монастырей.
- Какое имущество возвращено монастырям
Косова и Метохии и как Церковь может использовать это
имущество?
- Ничто. Монастырю Дечаны в 1997 году из почти 800
гектаров, отнятых коммунистическими властями после Второй
Мировой войны, дано в аренду (но не возвращено) 20 гектаров.
Сегодняшние временные косовские (албанские) институции
(Община Дечаны) оспаривают и эту землю. Все остальное (более
500 гектаров), что было отнято у церкви и далее не является
церковной собственностью. Но и то небольшое имущество, что
оставлено церквям и монастырям, практически не используется
из-за опасной ситуации, сложившейся в Косово и Метохии за
последние 8 лет. Это относится не только к имуществу самой
церкви, но к имуществу сербских домашних хозяйств, которое в
большинстве своем узурпировано, а та земля, что имеется у
народа, не может обрабатываться, так как многие убийства и
преступления против нашего народа совершаются именно во
время обрабатывания земли, начиная с массового убийства
крестьян в Старо Грацко 23 июля 1999 года и до сегодняшнего
времени.
- Сколько монахов, получивших монашеский
постриг в Епархии Рашко-Призренской оживляют монашеские
братства и сестринства в других Епархиях Сербской
Православной Церкви?
- Наши монахи рассеяны по миру от Австралии, Африки до
Северной Америки. Они есть и в Иерусалиме, и на Святой Горе,
и во многих Епархиях на территории Сербии (нишской, сремской,
жичской, браничевской...). Где-то самостоятельно ведут
монастыри, где-то служат как духовники и свещеннослужители.
И везде свою жизнь и труд, свой монашеский опыт, полученный
в наших монастырях в Косово и Метохии, используют во славу
Божию и на духовную пользу нашему народу. Мы ими гордимся и
благодарим Бога.
Монастырь Баньска в Косово возведен в 1316 году святым
королем Милутином. Величественный монастырь был одним из
наиболее престижных и больших монастырей в Сербии средних
веков. Его разрушили турки и, позднее, на остатках церкви
построили мечеть. Восстановление монастыря началось в 2004
году, и сразу же после нового открытия он стал духовным
центром сербов в Косово и Метохии.
- Что Вы, как монах и игумен монастыря
Баньска, думаете о том, что сербское монашество сегодня
более всего ширится именно там, где нашему народу и нашим
святыням более всего угрожают, на Косово и Метохии?
Игумен Симеон: Ответ на этот вопрос полностью мог быть
пронизан Евангелием. Ведь, как сказано в Священном Писании,
"сила Божия в немощи свершается", или, как говорил святой
Апостол Павел, "когда я слаб, тогда я силен". Это по
глубокому промыслу Божьему, в Косово и Метохии именно в этот
исторический момент, судобоносный для определения будущего
статуса и существования этого сербского края по отношению к
государству Сербия, созданы условия для непредвиденной и
неслыханной для современных исторических обстоятельств, в
которых уже долгое время живет сербская Церковь, экспансии
монашества в одной Епархии. ТОТ, кто невидимо и для нас
непостижимо управляет движением не только отдельных людей,
но и целых народов, и всей историей, подготовил основу для
того, чтобы в нужный момент в Косово и Метохии взрастал и
расцветал цвет Церкви и народа - его монашество.
Человеческий фактор, который позволил, или точнее
сказать, был открыт для такого разлива божеской милости,
замечаем в лике Его Преосвященства Епископа
Рашко-Призренского др Артемия. Он - тот маяк и магнит,
который притягивает к себе многих своей богоугодной жизнью,
силой своей веры, силой своей любви, красотой своей надежды.
Как игумен наполнивший запустелый монастырь Црна Река, а
затем как Архиерей наполнил Косовско-Метохийские монастыри,
большинство из которых были населены, в основном,
одним-двумя старыми монахами или монахинями, или
закрывались. И словно этого не было довольно, за пятнадцать
лет своего Архипастырствования Епархией Рашко-Призренский,
восстановил и оживил много пустовавших или давно разрушенных
монастырей. Святых Архангелов около Призрена, Баньска около
Звечана, Дубоки Поток около Зубиного Потока, Сочаница около
Лепосавича, Джурджеви Ступови около Нового Пазара... И вновь
основанные - Улие около Лепосавича, Врачево около Лешка...
Поскольку тот монашеский поток не мог разместится в уже
существующих и населенных монастырях, он разлился, начав
затоплять и те, которые давно опустели, привнося в них
дыхание истинной и вечной жизни.
Можно только со страхом предполагать какова бы была
судьба сербских святынь, сербского народа и всего Косово и
Метохии, если бы не произошло возрожения и расцвета
монашества. Ведь наши святыни до прихода Епископа Артемия на
трон Косовских Епископов медленно остывали и угасали. Кто бы
сохранил Высокие Дечаны, святых Архангелов, Гориоч...? Не
следует забывать и о том непонимании и препятствиях, с
которыми сталкивался Епископ Артемий в своем Архипастырском
труде, особенно, об интенсировавшейся в последнее время
ненависти албанцев из-за его трудов в национальном плане и
борьбе за сохранение Косово и Метохии в границах государства
Сербия. Но, это только подтверждает слова приведенные
вначале, что "сила Божия в немощи показывается", так же как
и то, что сила веры и мощь любви помогают людям совершать
невозможное.
СПИСОК МОНАСТЫРЕЙ РАШКО-ПРИЗРЕНСКОЙ И
КОСОВСКО-МЕТОХИЙСКОЙ ЕПАРХИИ В КОСОВО И МЕТОХИИ:
1. Високи Дечани (мужской, живут - 29 монахов и
послушников)
2. Св. Архангелов (мужской, живут - 8 монахов и послушников)
3. Зочиште (мужской, живут - 5 монахов и послушников)
4. Св. Иоанн, В. Хоча (мужской, живут - 3 монаха и
послушника)
5. Баска (мужской, живут - 7 монахов и послушников)
6. Дубоки Поток (мужской, живут - 7 монахов и послушников)
7. Сочаница (мужской, живут - 9 монахов и послушников)
8. Драганац (мужской, живут - 3 монаха и послушника)
9. Грачаница (женский, живут - 22 монахини и послушницы)
10. Гориоч (женский, живут - 5 монахинь и послушниц)
11. Девич (женский, живут - 7 монахинь и послушниц)
12. Соколица (женский, живут - 3 монахини и послушницы)
13. Св. Петка, Улие (женский, живет 1 монахиня)
14. Девине Воде (строится)
15. Св. Врачи, Лешак (строится)
ОБЛАСТЬ РАШКА:
1. Црна река (мужской, живет 21 монах и послушник)
2. Сопочани (мужской, живут 32 монаха и послушника)
3. Джурджеви Ступови (мужской, живет 7 монахов и
послушников)
4. Кончул (женский, живет 16 монахинь и послушниц)
5. Св. Варвары (восстанавливается)
Разрушено:
1. Убожац (Косовска Каменица)
2. Бинач (Косовска Витина)
3. Св. Марко (Кориша, Призрен) 4. Св. Троица (Мушутиште,
Призрен) 5. Долац (Клина)
Йован Янич,
"NIN"(перевод "Интерфакс-религия")
12 января 2007 г.
ЖИТЕЛИ
НОВОСИБИРСКА ЗАСТАВИЛИ СЕКТАНТОВ ПОКИНУТЬ ПОМЕЩЕНИЕ,
КОТОРОЕ ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ ИМИ ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ СВОЕГО УЧЕНИЯ ПОД
ВИДОМ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОМАНОВ
НОВОСИБИРСК. В понедельник 8 января руководитель
Новосибирского информационно-консультационного центра по
вопросам сектантства при соборе во имя святого благоверного
князя Александра Невского Олег Заев сообщил о благополучном
завершении инцидента между жителями одного из районов города
Новосибирска и сектой неопятидесятнического толка «Новое
поколение».
Противостояние начался в сентябре прошлого года, когда
руководитель вышеупомянутой секты снял частный дом, как
договаривались изначально, для троих совершенно здоровых
членов общины. Владельцы дома тогда и не подозревали, во что
выльются такие взаимоотношения. Посетив свои владения с
целью проверки состояния дома примерно через месяц, они
обнаружили, что их дом превратился в так называемый
реабилитационный центр для наркоманов. Число проживающих на
тот момент составило около 7 человек, а примерно еще через
месяц увеличилось до 11 человек.
Осознав себя обманутыми, они попробовали расторгнуть
договор, тем более что к выполнению условий договора
представители секты еще, по большому счету, и не приступали.
Однако, сектанты и не собирались съезжать, ловко манипулируя
сознанием домовладельцев на значимости их реабилитационного
центра для общества, угрозами Божественного наказания для
домовладельцев и укорами их несознательности.
Неизвестно, как долго бы продолжался инцидент, если бы
произошедшее трагическое событие не подключило к его решению
дополнительные силы.
«Примерно в середине ноября жители соседних домов
обратили внимание на выставленное окно в доме, в котором
разместились сектанты. Они незамедлительно позвонили
хозяевам, и те в свою очередь выяснили у руководства, что в
их доме скончался болевший до этого туберкулезом наркоман,
пролежавший там несколько дней. Окно было выставлено для
проветривания помещения после нехитрой обработки помещения
собственными силами сектантов», - рассказал корреспонденту
АНН Олег Заев.
«Естественно, что все эти события возмутили
общественность, - отметил Заев. - К нам поступило заявление
от уличного комитета, в котором живущие рядом с сектантским
реабилитационным центром жители просили о помощи. При
встрече с представителями уличного комитета выяснилось, что
в занимаемом сектантами доме уже давно наблюдаются
странности, которые выражались в истошных криках и воплях,
периодически доносившихся оттуда. И что смерть больного
туберкулезом наркомана лишь переполнила их чашу терпения».
Позже жители направили письмо главному врачу областной
санитарно-эпидемиологической службы, в котором они просили
провести надлежащую обработку занимаемого сектантами
помещения во избежание распространения туберкулезной
палочки. Требование домовладельцев на предмет предоставления
справки о причинах смерти умершего так до конца инцидента и
не было удовлетворено. Сотрудники центра по вопросам
сектантства направили к районному депутату письмо,
разъясняющее опасность укрепления неопятидесятнической секты
«Новое поколение» в данном регионе. Была также проведена
консультация с домовладельцами, ставшими заложниками
обстоятельств, поскольку отсутствие четкой позиции не давало
им возможности противостоять сектантам на моральном уровне.
«В результате совместных действий к радости
домовладельцев сектанты покинули арендуемое помещение, -
подвел черту в разговоре директор Новосибирского отделения
МОО «Центр религиозных исследований» настоятель собора во
имя святого благоверного князя Александра Невского
протоиерей Александр Новопашин. - Будем надеяться, что на
этом злоключения домовладельцев окончатся. Однако это вовсе
не означает, что сектанты оставят попытки основаться в
районе. Противопоставить этому можно лишь полную
информированность граждан и их единодушие в деле
противостояния деструктивным культам».
АНН/Седмица.Ru
|