Авторитетные православные священники
высказали свое мнение о том, нужно ли каяться в грехах
большевиков
МОСКВА. Выступая на дебатах накануне 90-летней годовщины
Октябрьской революции лидер "Справедливой России" Сергей
Миронов призвал представителей КПРФ покаяться за
коллективизацию и репрессии, которые проводили их
предшественники, фактически подхватив известный лозунг
Валерии Новодворской.
В истории нашей страны было много страшных страниц, и
призывы к покаянию можно обратить не только к коммунистам,
но и к тем, кто несет ответственность за обнищание народа и
разгул преступности и коррупции в 90-е годы.
"Не приведут ли они к очередному национальному унижению,
к утрате россиянами гордости за свою великую страну? Нужно
ли национальное покаяние и каким оно должно быть?" - такие
вопросы REGIONS.RU/ "Новости Федерации" задали ряду
православных священнослужителей.
"Коммунисты призывают к покаянию либералов, либералы -
коммунистов, а все вместе призывают к покаянию народ", -
иронизирует священник Владимир Вигилянский, руководитель
пресс-службы Московского Патриархата.
"Все эти абстрактные призывы я как православный
священнослужитель не воспринимаю. Общего покаяния не бывает,
можно говорить лишь о совокупности личных покаяний. Покаяние
- это церковное таинство, это часть взаимоотношений человека
с Богом. Покаяние необходимо для личного спасения каждого
человека. А каяться за других - не православный метод и не
православный подход", - подчеркнул он.
"А нации не нужно ни самовосхваление, ни самоуничижение.
Она просто должна помнить о своих ошибках, знать их - это
залог нормального будущего. А пытаться забыть о былых
преступлениях и пороках значит творить будущее с
червоточиной", - заключил он.
"Всенародное покаяние в преступлениях коммунизма - просто
глупость и ерунда. Тот, кто выставляет такие требования,
просто не знает, что такое покаяние", - считает настоятель
храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий
Смирнов. "Каяться должен тот, кто виноват. Почему
сегодняшний человек, хотя бы и коммунист, оказывается
виновен в том, что произошло 90 лет назад? Призывы ко
всенародному покаянию - просто какой-то отвлекающий маневр,
и нам навязывают очередное шоу. Каяться нужно в том, что мы
творим сейчас: в пьянстве, воровстве, в убийствах
нерожденных детей, во взяточничестве. Покаяние предполагает
отказ от того, что делаешь сейчас. А унизили мы себя и так
сверх всякой меры", - подытожил отец Димитрий.
"Покаяние" по-гречески "метанойя", то есть "изменение
ума", "перемена образа мыслей"- напомнил священник Сергий
Звонарев, сотрудник сектора "Церковь и общество" при Отделе
внешних церковных связей Московского Патриархата.
"Нужно осознать и внятно назвать злом и грехом то зло и
те грехи по отношению к конкретным людям и обществу в целом,
которые совершались при коммунистах. Нужно сделать выводы из
этого осознания, - что нельзя оправдывать преступления, что
нельзя возвращать преступный режим. Это и будет общественным
покаянием, "метанойей" - изменение образа мыслей, мыслей
общества в целом. А каяться каждый должен сам за себя - у
каждого на совести своих грехов хватит, чужие на себя брать
незачем", - подчеркнул священник.
" В русском народе духовные основы жизни укоренены в
православии и немыслимы без покаяния", - согласился
протоиерей Александр Кузин, зав. сектором отдела
религиозного образования и катехизации Московской
патриархии. - "Но каждый должен каяться в своих грехах и по
велению своей совести - а не в грехах, совершенных тем
"узким кругом", который "страшно далек от народа".
"Настоящее всенародное покаяние - это непрерывный
процесс, который происходит в Церкви, в нем участвует
церковный народ, то есть люди, приносящие покаяние. А
национальное самоунижение и самооплевывание - это не
покаяние. Наш народ, по мнению старцев, и так потерпел
наказание - и многомиллионные жертвы в войнах, и голод, и
другие бедствия", - напомнил отец Александр.
REGIONS.RU/Седмица.Ru
Епископ Егорьевский Марк обвинил в
корпоративном сговоре авторов законопроекта о детских
приютах
МОСКВА. Рассмотренные Госдумой поправки к законопроекту
"Об опеке и попечительстве", предполагающие устройство
детей, оставшихся без попечения родителей, только в
государственные приюты, означают стремление государства
монополизировать право на опеку над такими детьми, считают в
Русской Православной Церкви.
"Налицо корпоративный сговор тех, кто лоббирует этот
закон, их боязнь, как бы существующие положительные примеры
частных приютов не выявили бы неэффективность существующей
государственной системы", - заявил 9 ноября заместитель
председателя Отдела внешних церковных связей Московского
Патриархата епископ Егорьевский Марк.
По его мнению, в данном случае "налицо попытка
бюрократического аппарата, который вовлечен в эту систему,
монополизировать детей" - по той причине, что
государственная система детских социальных учреждений и
приютов, "к сожалению, показала свою полную
неэффективность".
"Различные частные, в том числе церковные, проекты
детских приютов являют собой пример эффективности и на
порядок отличаются от аналогичных госучреждений. Они гораздо
более эффективно управляются, существуют на гораздо меньшие
средства, а главное - люди в них активно встраиваются в
общество", - отметил владыка Марк.
В связи с этим, по его словам, "крайне странно выглядит
такая попытка сохранить монополию на детей" со стороны
государства.
Представитель Русской Православной Церкви считает
необходимым в данном случае учредить "антимонопольную
комиссию" для противодействия такой монопольной политике,
попыткам насадить "неэффективную систему".
Он согласился с недавним заявлением Правозащитного центра
Всемирного русского народного собора, в котором, в
частности, отмечалось, что "негосударственным приютам
объявлена настоящая война, которая ведется во всех сферах -
от попыток закрытия приютов по надуманным обвинениям (как в
случае с подмосковным православным приютом "Никита") до
подобных законодательных инициатив".
"Можно говорить о попытках такой борьбы с детскими
приютами, потому что это некоторая, я бы сказал, в дурном
смысле корпоративная солидарность, которая тянет нас не к
свету, а к тьме", - отметил владыка Марк.
В то же время он выразил надежду, что возникшая
конфликтная ситуация вокруг детских приютов будет
преодолена.
Интерфакс-Религия/Седмица.Ru
Института военного духовенства нет в
трех странах: России, Северной Корее и Китае, заявляет
председатель Синодального отдела по связям с вооруженными
силами
МОСКВА. Председатель Синодального отдела по связям с
вооруженными силами и правоохранительными органами
протоиерей Дмитрий Смирнов прокомментировал ситуацию с
присутствием духовенства в армии и возможностью учреждения
государственного института военных капелланов.
"В последнее время никаких изменений нет. У нас имперское
сознание - и пока президент не скажет, ничего не будет", -
убежден священник.
Вместе с тем, он констатировал, что фактически "военное
духовенство уже состоялось", причем больше священников, чем
есть, Церковь "поставить под ружье" сейчас не может.
"Существуют две тысячи священников, которые трудятся в
частях, в том числе в горячих точках. И государству это
ничего не стоит", - отметил представитель Московского
Патриархата.
По его словам, институт военных капелланов существует в
большинстве европейских стран. "Он есть в Армении, в Грузии
начинается этот процесс.
Даже в непобедимой эстонской армии, где нет личного
состава (только резервисты), есть военное духовенство во
главе с генералом", - сказал Смирнов.
"Есть три страны, в которых нет института военного
духовенства - это Россия, Северная Корея и Китай", -
заключил представитель Русской Православной Церкви.
РИА Новости /Седмица.Ru
Мультфильм "Моя любовь" признан лучшей
христианской картиной года
МОСКВА. Жюри 12-го международного фестиваля кино, теле- и
радиопрограмм "Радонеж-2007" признало лучшей христианской
картиной года анимационный фильм лауреата премии "Оскар"
Александра Петрова "Моя любовь", снятый по одноименному
произведению Ивана Шмелева. Об этом президент фестиваля,
гендиректор радио "Радонеж" Евгений Никифоров сообщил в
четверг на пресс-конференции в РИА Новости.
"Этот фильм признан лучшим вне конкурса, который пройдет
12-17 ноября. Мы ежегодно называем лучшую христианскую
картину. В 2004 году это был фильм Мэла Гибсона "Страсти
Христовы", в 2005 - сериал Леонида Эйдлина "Спас под
березами", в прошлом году - "Остров" Павла Лунгина", -
сказал Никифоров.
По представлению "Радонежа" создателя мультфильма "Моя
любовь" уже принял Патриарх Московский и всея Руси Алексий
Второй, давший высокую оценку творчеству Александра Петрова.
Ранее Петров получил престижнейшую премию американской
киноакадемии за ленту "Старик и море".
Фаворитами фестиваля "Радонеж-2007" называются также
фильм Ираклия Квирикадзе "Святой Георгий", авторская работа
настоятеля Сретенского монастыря Москвы архимандрита Тихона
(Шевкунова) "Псково-Печерская обитель" и 5-серийный цикл
"Паломничество в Вечный город", снятый кинокомпанией
"Православная энциклопедия" и уже демонстрировавшийся
российским телевидением.
Всего на фестиваль в этом году было прислано 160 работ из
разных регионов России, а также Черногории, Грузии, Украины,
Белоруссии, Эстонии и других стран. Отборочная комиссия
выделила 30 картин, которые будут участвовать в конкурсе.
"Преимущественно, это неигровое кино. Жанры очень
разнообразны, есть даже фильм в жанре видео-арт, с Куликова
поля. Есть документальные мелодрамы, расследования,
трагедии, есть фильмы-проповеди", - сообщил директор
фестиваля, член жюри кинорежиссер Георгий Давиташвили.
Представитель службы документальных фильмов телеканала
"Россия" Юлия Хомякова с уверенностью заявила, что будущее
именно за документальным кино, которое в 21 веке будет
интереснее и популярнее игрового.
В жюри фестиваля вошли главный редактор издательства
"Большая российская энциклопедия", руководитель
Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей
Кравец, известный кинокритик Софья Сваровская.
Конкурсный показ фильмов-претендентов будет проходить в
этом году в Ярославле (в ноябре) и в Москве (в декабре).
Победителей объявят 15 ноября в ярославском театре Волкова -
старейшем академическом театре России.
Для лауреатов предусмотрены семь премий - в виде
серебряных медалей с изображением преподобного Сергия
Радонежского.
По словам Никифорова, "70% средств на проведение
фестиваля - это внутренние ресурсы Русской православной
церкви", остальное - помощь благотворителей.
"Церковный амвон - это недостаточная трибуна для
проповеди для нашего народа. Количество духовенства в стране
в результате репрессии в 20-х, 30-х и 60-х годах прошлого
века сократилось в 20 раз. Церкви нужен голос. Телевидение
пока - самый мощный голос, значит, мы должны это
использовать", - заключил председатель Синодального отдела
по связям с вооруженными силами и правоохранительными
органами протоиерей Дмитрий Смирнов.
РИА Новости/Седмица.Ru
Путин указывает на важность
духовно-нравственного воспитания россиян
МОСКВА. Президент РФ Владимир Путин заявил о
необходимости приведения законов в соответствие с
нравственными ценностями.
"Надо добиться того, чтобы наши морально-нравственные
ценности и законы в основе своей полностью совпадали. Когда
мы добьемся такого положения, при котором никто не может
сказать, что закон является ненравственным, тогда можно
будет сказать, что мы создали абсолютно все условия для
эффективного и быстрого развития нашего общества и
государства", - сказал В.Путин на встрече с лидерами
мусульман России.
Президент подчеркнул, что вековое сосуществование в
России различных религий "породило абсолютно новую культуру
взаимоотношений между различными народами и конфессиями,
которая является внутренней пружиной развития России как
великой, могущественной державы".
Он также отметил заслуги лидеров мусульман страны.
"Я знаю, как самоотверженно работают руководители
мусульманских конфессий и как бесстрашно они действуют в
борьбе за интересы мусульман и всех народов Российской
Федерации. Многие из мусульманских лидеров заплатили за это
своей собственной жизнью, и мы об этом не должны забывать",
- сказал глава государства.
ИНТЕРФАКС-Религия /Седмица.Ru
В Симферополе пройдет церковно-научная
конференция «Актуальные проблемы гнойной хирургии» в честь
130-летия святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
СИМФЕРОПОЛЬ. 15 ноября по благословению Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита
Киевского и всея Украины Владимира, митрополита
Симферопольского и Крымского Лазаря в Крымском
государственном медицинском университете будет проводиться
Международная церковно-научная конференция «Актуальные
проблемы гнойной хирургии», посвященная 130-летию со дня
рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа
Симферопольского и Крымского, профессора медицины. В
конференции примут участие духовенство, научные работники,
врачи, богословы, представители различных общественных
организаций и средств массовой информации Украины, России,
Греции и Австрии.
Как сообщает пресс-служба Симферопольской и Крымской
епархии, после торжественного молебна, который состоится на
площади перед строящимся университетским храмом во имя
святителя Луки, участники конференции совершат возложение
цветов на мемориальную доску архиепископа Симферопольского и
Крымского на здании учебного корпуса Крымского
государственного медицинского университета им.
Георгиевского.
На пленарных заседаниях будут заслушаны доклады
митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря; президента
Национального медико-хирургического центра им. Пирогова,
академика Российской академии медицинских наук Ю.Л.Шевченко
(Москва), игумена Спасо-Преображенского мужского монастыря
архимандрита Нектария (Антонопулоса) (г. Фивы, Греция),
председателя Общества православных врачей Санкт-Петербурга,
ЛОР-хирурга, кандидата медицинских наук протоиерея Сергия
Филимонова (Санкт-Петербург); доцента лабораторной медицины
Медицинского факультета Венского университета, доктора
медицинских и химических наук, магистра православного
богословия протоиерея Александра Лапина (Австрия); главного
хирурга Национального медико-хирургического центра им.
Пирогова, доктора медицинских наук Ю.М.Стойко (Москва) и
другие. По окончании работы конференции будет принят
итоговый документ.
13 ноября в в Симферопольской и Крымской епархии пройдет
пресс-конференция по предстоящей Международной конференции
«Актуальные вопросы гнойной хирургии», на которой участники
конференции ответят на вопросы журналистов.
Благовест-инфо/Седмица.Ru
Археологи, ведущие раскопки Десятиной
церкви в Киеве, склоняются признать останки, обнаруженные в
1939 г., мощами св. княгини Ольги
КИЕВ. Десятинная церковь, где завершаются сегодня
археологические раскопки — первый каменный храм Киевской
Руси. Она была построена русскими и византийскими мастерами
в 988—996 годах в честь Пресвятой Богородицы. Князь Владимир
выделил ей десятую часть своих доходов — отсюда и название.
Иконы, сосуды, кресты были привезены из Корсуня (Херсонес).
Десятинную церковь сожгли во время татаро-монгольского
нашествия в 1240 году. Затем ее несколько раз отстраивали (в
1635,1758 и 1848 годах), пока окончательно не уничтожили в
30-х годах прошлого века.
"В X веке Десятинная церковь была одной из самых больших
в христианском мире, - рассказывает Олег Иоаннисян, доктор
исторических наук, специалист по древнерусской архитектуре.
- Ее длина составляла 44 метра, ширина - 30. Она была не
намного меньше, чем, например, сохранившийся собор Св. Софии
в Стамбуле (Константинополе). Это еще раз свидетельствует о
том, что Киев в ту пору превратился в третий по значению и
богатству город в Европе; больше и богаче его был только
Константинополь, который насчитывал миллион с лишним
жителей.
Интересными находками этого сезона,- сообщил ученый, -
стали не только роскошный перстень, который сейчас
реставрируют, кольца и монеты, но и, кроме того, две плинфы
(кирпича) времен строительства храма с нацарапанными на них
буквами "c" и "Н" - получившими статус самой древней
рукописной славянской надписи из когда-либо найденных на
территории Киева.
Что касается гроба с телом княгини Ольги... Еще в 1939
году экспедиция ленинградского ученого Михаила Каргера
обнаружила тайники. В тайниках лежали останки людей, в том
числе женский скелет с золотыми украшениями.
Сегодня мы близки к тому, чтобы подтвердить - это
захоронение княгини Ольги."
Загадочная фигура княгини во все века была предметом
внимания историков и...литераторов. Ольга встала во главе
дружинников и мстила за убитого древлянами мужа - князя
Игоря, именно она управляла Русью и во времена малолетства
сына Святослава, и во время его бесчисленных походов. Без
сильного характера и воли этого сделать было нельзя.
Интернет-издание ХайВей/Седмица.Ru
Криминалисты установили имя священника
из Белоруссии, расстрелянного в 1937 г. в Воронеже
ВОРОНЕЖ. Среди перезахороненных в конце октября 336 жертв
сталинских репрессий вблизи пос. Дубовка на северо-восточной
окраине Воронежа, оказался священник, чье имя удалось
установить. Об этом сообщил председатель Воронежской
региональной организации историко-просветительского общества
"Мемориал" Вячеслав Битюцкий
Мемориальный некрополь жертв сталинизма на месте тайных
захоронений НКВД под Воронежем начал формироваться в начале
1990-х после того, как в соответствии с рассказами местных
жителей-очевидцев "странностей", происходивших в этих местах
в 1937-38 гг., были проведены первые эксгумации. Тогда же
было принято решение об их перезахоронении в том же месте.
Впоследствии территория получила статус мемориальной зоны.
На сегодня здесь эксгумированы и перезахоронены останки 1654
человек. По оценкам историков, в земле воронежской Дубовки
лежат от 8 до 10 тыс. тел. Расчеты строятся на анализе
рассекреченных Воронежским управлением ФСБ уголовных дел
того времени и статистических отчётах сотрудников НКВД о
произведённых расстрелах. Задача воронежского "Мемориала"
перезахоронить по-человечески останки всех, тех, чьи тела
были сброшены в общие ямы на окраине города.
Во время последней эксгумации останков на месте полигона,
где в 1937-1938 гг. сотрудники НКВД тайно хоронили своих
жертв (которых расстреливали в подвале здания областного
управления НКВД, прозванного в народе "серым домом" из-за
цвета стен строения в стиле конструктивизма) поисковики
обнаружили среди человеческих костей кошелёк. В нём оказался
небольшой листочек бумаги, по словам Вячеслава Битюцкого,
размером со спичечный коробок. Криминалистам с
использованием специальных методов удалось прочитать еле
заметные глазом буквы. Листком оказался фрагмент протокола
обыска гражданина Духовского Ивана Александровича 50 лет от
роду, бывшего священника, уроженца Слуцкого уезда Минской
губернии.
Как удалось установить воронежским мемориальцам по
материалам уголовного дела, Иван Духовский приехал в Воронеж
в августе 1937 г. и устроился на работу портным в артель
инвалидов. В уголовном деле сохранился его паспорт, однако
почему-то без фотографии. Уже в ноябре бывшего священника
арестовали, а 17 декабря, по приговору "тройки" (статья 58-й
УК РСФСР) его расстреляли. С точки зрения тогдашнего права
бывший священник (пастырскую биографию которого проследить
по воронежским документам невозможно, при этом хорошо
известно, что к тому времени практически все церкви в СССР
были уже закрыты властями) считался
антисоветчиком-рецедивистом. В материалах уголовного дела
фигурируют два предыдущих его ареста за антисоветские
высказывания, когда он ещё жил в Белоруссии. Иван Духовский
сомневался в целях, которые декларировало советское
государство, - по его словам, ему не удалось построить
обещанный "рай на земле", - он критически высказывался о
советских порядках, говорил о бедственно м положении рабочих
в стране поб едившего социализма.
Количество трупов, обнаруженных в яме, где нашли кошелёк
с полуистлевшим листком, исследователи сравнили с протоколом
о захоронении. Захоронение датируется тем же днём, что и
расстрельный список, в котором значится имя Ивана Духовского.
По словам В. Битюцкого, у исследователей нет сомнений в
том, что тело обладателя клочка бумаги находилось в той же
расстрельной яме. Руководитель Воронежского мемориала назвал
обнаружения такого ценного свидетельства "чудом", поскольку
почти за 2 десятка лет раскопок на местах захоронений жертв
1937-1938 гг. в Воронежской области и эксгумирования
останков более полутора тысяч человек, это всего вторая
находка, указывающая конкретно имя жертвы "большого
террора".
Вместе с тем, клочок бумаги с именем жертвы – не первая
находка в воронежской Дубовке, свидетельствующая о том, что
здесь покоится прах представителей духовенства и
монашествующих. Ранее в другой расстрельной яме поисковики
находили даже наперсный крест. О применении "высшей меры
наказания" в отношении представителей Церкви и рядовых
верующих свидетельствуют и материалы воронежских уголовных
дел, относящиеся к 1937-38 гг.
Теоретически ещё может быть жив младший из троих детей
Ивана Духовского, родившийся в 1925 г. Семья бывшего
священника, на момент его ареста и расстрела в Воронеже,
проживала в Белоруссии.
Благовест-инф/Седмица.Ru
|