Главная


 


Обновление:  25 ноября 2008 г.

 

 
Новости

Древний христианский монастырь, обнаруженный в горах под Самаркандом, преподносит археологам сенсации

Восточно-Согдийская археологическая экспедиция Академий наук Украины и Узбекистана, занимаясь раскопками раннесредневекового христианского монастыря в Ургутском районе Самаркандской области, открыла новый эпиграфический памятник - надписи монахов Церкви Востока на согдийском языке с использованием арамейской графики. В мире таких древних надписей на каменных сводах пещер единицы. Теперь их стало на два десятка больше. Старший научный сотрудник Академии Наук Украины, начальник экспедиции Алексей Савченко рассказывает нам о значимости этого научного открытия.

23 июня 2006 г., пятница, SMS –сообщения:

Сергей Ровенский - Алексею Савченко 10:35 "Мы нашли пещеру, здесь на стенах много надписей на каком-то древнем языке, даже иероглифы. Пещера маленькая, но ясно, что здесь давно кто-то жил".

Алексей Савченко - Сергею Ровенскому 10:39 "Этого не может быть. Попробуйте снять надписи телефонами и спускайтесь в лагерь".

- Я не поверил, - вспоминает Алексей. - Подумал, что он ошибся. Там могли быть просто какие-то закорючки, которые он принял за арамейскую графику. И я увидел их: большая часть выцарапана на стенах, некоторые, например, китайские иероглифы, начертаны краской. Да, это были именно те надписи, которые я искал одиннадцать лет.

Алексей Савченко – Геннадию Иванову 12:18 "Приказ по экспедиции. Освободить двух человек для приготовления тандыр-гушта из целого козленка. Ст. науч. сотруд. Иванова командировать за водкой, вином и пивом. Кто сегодня останется трезвым, будет уволен :))). А.Савченко".

- Почему там, в пещере, я ничего не почувствовал? Очень устал, осилив тяжелый подъем на сто метров вертикально вверх. Довольно забавно, что монахи выискивали такие места.

- Так в этой пещере сидел анахорет?

- Да, там сидел отшельник. Видно, так ему хотелось. Мало ему было монастырских обязанностей, он решил проявить еще большее рвение, и уединился. А может, это был кто-нибудь из праведников, впоследствии канонизированный. Он не выходил из пещеры, еду могли ему приносить. Внутренняя поверхность пещеры отполирована до зеркального блеска, вода туда не проникает. В пещеру можно попасть через небольшое отверстие, и только ногами вперед: если попытаться головой - упадешь вниз. Там небольшой иллюминатор, через который пробивается дневной свет. Отверстие смотрит на север, солнце в природную келью не заглядывает никогда, поэтому в ней не жарко. Келья размером с маленькую комнату, там можно вытянуться во весь рост и лежать.

- В Ургуте на каждом шагу можно набрести на какую-нибудь карстовую пещеру. Их там скопление.

- Но эта находка оказалась совершенно неожиданной. Мой друг, опытный альпинист Сергей Ровенский вместе с лаборантом экспедиции Михаилом Журавлевым поднялся в гору, случайно заглянул в одну из пещер, так и нашел. А мы с Ольгой (жена А.Савченко, архитектор экспедиции. - прим. авт.) обошли сотни пещер в двух ущельях, протопали в горах десятки километров. Эти изнурительные походы проходили на значительной высоте, целые дни мы были без пищи, без воды, заставляли себя раз за разом просматривать все пещеры. Но результата не было. А, оказывается, стоило только подняться вверх на пятьсот метров от нашего раскопа - и вот она, эта пещера.

- В чем сенсационность находки?

- В горной пещере были обнаружены христианские надписи на согдийском и сирийском языках, а одна надпись – с использованием китайских иероглифов, ее мог написать, например, паломник из Синьцзяна. Подобных надписей в мире почти нет, лишь один такой памятник известен с 1922 года, с информации о нем и начались мои поиски христианского монастыря в Ургуте.

Скалу с первыми надписями в тысяча девятьсот двадцать втором году случайно нашли студенты Туркестанского университета из Ташкента, которые были в Ургуте на этнографической практике. Ребята, увидев надписи в одной из пещер, подозвали своего руководителя - библиографа Бурова, работавшего в библиотеке. Буров рассмотрел письмена и смог хотя бы определить шрифт, так как он окончил классическую гимназию. Студенты решили сделать с надписей восковые оттиски, которые и привезли в Ташкентскую библиотеку.

Спустя время в Ташкент приехал В.В.Бартольд, будущий академик из Петрограда, который, увидев восковые оттиски надписей, отметил в отчете "О командировке в Средней Азии", что "...в районе Ургута найдены сирийские надписи...". После этого все стали думать, что В.Бартольд их и нашел, однако он в Ургуте ни разу не был, а надписи, я повторю, открыли студенты. Мной эти письмена были впервые опубликованы только в 1996 году. Тогда же я узнал, что в 1955 году ученики школы №2 Ургутского района пошли с пионервожатым в поход в горы, нашли там пещеру, в которой увидели какие-то надписи, книги и чьи-то кости. Собрав все, они послали их в Ташкент к ученому Парфенову, открывшему когда-то Тешик-Таш. Парфенов ответил им через районную газету "Юный ленинец", где в простых, понятных детям словах описал, что именно они нашли. Разъяснил, что обнаруженные книжки не так важны, это какой-то мулла спрятал от большевиков в пещере Кораны. Что и у костей нет археологической значимости. А вот надписи несли большую ценность: среди них были арамейские, новоарамейские, или сирийские, которые являлись литургическими языками Церкви Востока, где в быту между собой говорили по-согдийски.

Из участников того пионерского похода сегодня в живых остался Джаббор Рашидов. Ему около семидесяти лет, живет в Ургуте. В прошлом году мы с ним поехали в горы, добрались до определенного места, где он сказал: "Вот тут!" и показал на гору. У него, как у всякого горца, очень цепкая зрительная память. Рашидов мог не помнить, что было вчера, но то, что произошло в пятьдесят пятом году, он помнил великолепно, тем более что та находка была для него, мальчишки, потрясением: надписи, книги, кости...

Все в точности совпало. Поднявшись, мы действительно увидели большую пещеру, все своды которой были покрыты мумие. Когда мы расчистили слой, оказалось, что местные жители, добывая мумие, скалывали куски лечебного вещества вместе со слоем известняка. Так что там мы ничего не нашли. И я поставил крест на своих поисках пещеры и древних надписей.

- Найденный эпиграфический памятник - единственный в Центральной Азии?

- Да. В Киргизии наскальных христианских надписей нет, хотя там был монастырь, в Казахстане тоже нет. Их можно встретить только на Среднем и Ближнем Востоке, около монастырей северной Месопотамии. Но весь Северный Курдистан изучить невозможно: вертолет в горах не сможет сесть. Чтобы залезть в каждую пещеру, нужны тысячи людей. Так что такие находки можно сделать только случайно.

- Вы нашли христианский монастырь в Ургутских горах только два года назад, но шли к нему одиннадцать лет?

- Даже больше. Когда я был молод, в голову пришла "сумасшедшая идея": обнаружить археологический объект - христианский монастырь, который хотели найти три классика археологической науки - основоположник среднеазиатской археологии Вяткин, академики Бартольд и Массон. С юношеским нахальством я решил, что у меня это должно получиться. Сидел над книгами, прочитал массу источников, перерыл книжные фонды библиотек. А уж потом я объездил весь Ургутский район, вырыл много ям и шурфов. В итоге, на третий годя сказал себе: "Ну, вот и все. Надо смириться и понять, что найти монастырь не смогу". И через три дня место, где находится искомый мною объект, было найдено.

- Как это произошло?

- Местные жители строили там дорогу и бульдозером задели кусок тепа (возвышенности - прим. ред). То, что они увидели в его срезе, заставило их послать за нами мальчика, зная, что мы что-то ищем. Они остановили свою работу, чтобы не разрушить кусок. Прибыв на место, мы поняли: это то, что мы искали.

- Открытие монастыря было связано с мистикой? Хотя бы эта история с чинарой…

- Откуда вы об этом знаете?.. Есть в Ургуте местечко под названием Сулаймон-Тепе, но это не историческое название. Сулаймон - это простой человек, который после войны (Второй мировой - прим. автора) построил там дом, его помнят старожилы в кишлаке, а это место назвали Сулаймон-Тепе. Я пытался выяснить историческое название, но никто не помнил, как это дикое место называлось раньше.

О том, что это было действительно дикое место, где бродили дикие звери, свидетельствует коллекция кирпичей с отпечатками следов животных, которую мы собрали во время раскопок. Слепив кирпичи, перед тем, как засунуть их в печь, клали на солнце, чтобы они немного подсохли. А ночью тут появлялись звери и ходили по кирпичам. Свои следы оставили не просто волк, лисица, а снежный барс, дикобраз, медведь. Местечко начали осваивать только после войны: плодородная долина внизу уже была вся занята, и люди начали строить дома в горах.

И вот однажды один из аксакалов вечером накануне своего сто четвертого дня рождения прислал сына, чтобы сказать, что он вспомнил, как это место называлось в его детстве. В начале века оно называлось "Урус мачит" ("Русская мечеть"). Это отголосок переосмысленного значения: если христианская церковь, значит, "русская". Утром я пошел поблагодарить старика и узнал, что ночью он умер... 

На территории, где располагался монастырь, есть мазар, который называют "Чор чинор" ("Четыре чинары"). Это могила саманидского миссионера, ходжи Абу Талиба Самаста, который прибыл сюда, чтобы проповедовать ислам язычникам. В Самарканде функционировала мечеть ибн Кутейбы, а до гор ислам еще не дошел, и мусульманского миссионера убили, вот в этом месте. На его могиле бухарский эмир потом установил мемориальную доску, мазар существует до сих пор.

Там растут чинары, самой старой - свыше тысячи лет. Как только мы начали свою работу - забивать колышки, натягивать веревки, - к нам пришел местный дед Темурлан Халиков, которого в округе называют Темур-бобо. Очень интересный человек, заслуженный пчеловод Узбекистана, дипломированный специалист, который во время войны медом лечил эвакуированных людей из России, Украины, Белоруссии. Уникальный ургутский персонаж, умный старик с огромным чувством юмора, собиратель всяких легенд, преданий. У него есть зеленая тетрадка, которую мне потом передал, в ней вся история Ургута, как он ее помнит. Старик записывал все, что знал и видел. Но это было чуть позже, а пока, придя впервые, он хотел просто узнать, что же за экспедиция приехала, и что она собирается делать в его родном краю. Я ему вкратце рассказал о своих планах. Он внимательно выслушал, а потом сказал: "Иди сюда. Вот под этой чинарой ищи".

В прошлом году чинару пришлось срубить, потому что она мешала раскопкам, и прямо под стволом этого дерева неожиданно обнаружился алтарь с криптой. Археолог экспедиции Геннадий Петрович Иванов высказал предположение, что чинара росла именно здесь неспроста. Этой чинаре примерно 700 лет, что совпадает с верхней датой этого монастыря, который закончил свое существование при монголах. Обладая известной долей фантазии, можно предположить, что чинара была посажена для того, чтобы обозначить местонахождение обители христиан.

- Монастырь был разрушен или монахи просто ушли куда-то?

- У нас нет никаких археологических следов их гибели, там не было ни пожара, ни военных действий. Такое впечатление, что эти люди просто испарились, летающая тарелка унесла. Мы раскопали печь, в ней лежит горшок с едой. Он стоит в печи так, как будто человек отошел на пять минут.

- И нет человеческих костей?

- Нет ничего. Археологи по многим признакам могут узнать дату и способ разрушения. Но наш памятник в идеальном порядке, если его раскопать, то в нем можно жить. Куда ушли люди? Куда делись больные? Ведь в монастыре была лечебница, они даже делали хирургические операции...

- А кто были эти монахи, откуда они пришли, почему именно здесь основали свой монастырь? 

- Как пишут арабские летописцы, эти люди пришли сюда из Ирака. Мы думали, монастырь основан приблизительно в девятом веке нашей эры, но на прошлой неделе "вылез" археологический материал более раннего периода. Было найдено всего несколько предметов, но они точно относятся к седьмому веку. Трудно предположить, что это случайность, можно сказать с уверенностью, что в девятом веке этот монастырь уже существовал. И как только он начал функционировать, монахи стали ходить в горы и оставлять там знаки своего присутствия - надписи на их родных языках. Те, что нашли студенты в 1922-м году, на персидском, уйгурском, согдийском и сирийском языках. Это говорит о том, что монастырь был центром паломничества, а им мог быть только самый важный монастырь.

- Чем же определялись важность и солидность монастыря?

- Здесь, по-видимому, хранились мощи святого, или была чудотворная икона, которая исцеляет, творит чудеса. А возможно, жил святой отшельник, который лечил людей. Просто так из Уйгурии, или Восточного Туркестана, и из Персии так далеко в гости ходить не будут, у них есть свои монастыри, точно такие же. Раз они приходили в Ургут из дальних мест, значит, здесь было что-то необычное. Что? Пока мы не знаем, но на пути к разгадке. Этим и занимается Геннадий Петрович Иванов, сидя в крипте - яме под алтарем, в которую складывали ценности монастыря. В западной Европе это, как правило, мощи святого человека. Так вот, недавно Геннадий Петрович на глубине двух с половиной метров раскопал тоннель, который отходит от крипты. Он уже прошел три метра по этому подземному ходу и идет дальше. Возможно, в конце его будет какое-то помещение, в котором... пока я не хочу об этом говорить, это лишь наши предположения.

- Может ли открытие этого археологического памятника опровергнуть какие-либо устоявшиеся стереотипы?

- Опровергается только тезис об унитарной идеологии этого края. Здесь в согдийскую эпоху был плюрализм. Рядом с нашим памятником находится зороастрийский храм Джар-Тепе, неподалеку - еще не раскопанное тепе - храм языческой богини Аспан, которая могла быть покровительницей Ургута. Где-то еще должен быть буддийский монастырь. И естественно, мусульманские мечети. Все это существовало одновременно, и никто никому не мешал.

Город находился на перекрестке торговых путей, и никто не мешал людям верить в то, во что они хотят сами. Здесь были общины - армянская, китайская и другие. Все это толерантно сосуществовало, и никому не было дела до того, во что верит его сосед. Ведь недаром эти монахи пришли сюда из Ирака, из Северной Месопотамии, чтобы основать христианский монастырь, они же знали, что здесь мусульманское государство. Они шли с мыслью, что им никто и ничто не угрожает. А ушли далеко в горы для того, чтобы земля была ничьей и ее не надо было выкупать. Жилось им достаточно комфортно, и до тринадцатого века дожили они в полной гармонии с природой и окружающими людьми.

- Какова территория, архитектура у монастыря? Инфраструктура сохранилась?

- Монастырь находится на верхушке тепа, горная терраса площадью приблизительно двадцать пять на сто метров, такой вытянутый "язык" горы, с двух сторон которой - сай (горная речка). Монахи к тому же прорыли тоннель длиной в сто пятьдесят метров, чтобы забирать воду из сая через керамический водопровод, провели его прямо сюда в монастырские колодцы глубиной в тринадцать-пятнадцать метров. Отсюда они черпали воду, хотя сам сай проходит мимо.

Когда я приехал сюда, мечтал найти хотя бы кусочек архитектурного сооружения размером с журнальный стол. Если бы удалось найти, скажем, капитель колонны, что подтвердит наличие храма с развитым зодчеством, это уже было бы доказательством того, что в горах на такой высоте, кроме землянок и убогих жилищ, мог находиться настоящий храм с инфраструктурой.

Сейчас у нас здесь раскопано монументальное сооружение с развитой архитектурой, о котором я и не мечтал. Стены самого монастыря толстые, толщиной в два с половиной метра, с двойной кладкой, отчего становятся четырехметровыми, и все огорожено сырцовыми стенами. Такая монументальная архитектура была необходима как защита от селевых потоков и оползней, нередких в горах. Так что строить следовало фундаментально.

- Архитектура монастыря требует соблюдения канонов?

- Все нормы, свойственные монастырской архитектуре родины монахов - северной Месопотамии и Сирии, четко соблюдены. Сложность заключалась в том, что они переносили традиции каменного зодчества в пахсу, то есть из сырцового кирпича нужно было построить сооружение, которое монахи привыкли делать из камня. То, что это им удалось, говорит о профессионализме. Очевидно, среди них был архитектор. Сооружение строилось по генеральному плану с самого начала. В нем много тонких архитектурных деталей. На полу выложена керамическая плитка, тонкая, высокого качества, покрытая алебастром, на стенах зданий - фрагменты росписи, и мы теперь знаем, какие краски они использовали.

- Все начиналось с маленького шурфа, четырех рабочих и вас, Алексей. Сегодня монастырь раскрывается до таких масштабов, что на его раскопки потребуется много времени.

- Да, если этот объект переходит на следующую террасу, верхнюю, то это хорошо для науки, но я в своей жизни закончить это не успею. Кто-то будет работать дальше. Это был большой монастырь, как пишут арабские географы, здесь жили, возможно, сотни монахов, паломников. Кроме того, как правило, при монастыре живет много людей, которые не являются монахами, но помогают им или нанимаются на работу.

- Какие самые ценные находки удалось обнаружить в монастыре?

- Пожалуй, железный нательный крест. Его нашли на ступенях, которые ведут к алтарю. Это была первая христианская находка. А в прошлом году нам повезло - мы нашли целую серию крестообразных изображений на сосудах. Обнаружили печать мастера - гончара, который делал монастырскую посуду и ставил на нее печать с крестом, похожим на мальтийский. Есть изразец-оттиск, которым декорировали стену. Есть фрагмент ритуального блюда с оттиском креста, на котором подавали, по-видимому, просфоры для причастия.

- Монастырь будет открыт для ученых, туристов, возможно, приедут паломники?

- Конечно, для них и работаем. Хотелось бы сделать из него туристический центр, но еще надо что-то отреставрировать, что-то законсервировать, проложить к нему дорогу, чтобы могли ездить экскурсии. Но беда в другом: в прошлом году, когда мы открыли два алтаря и два нефа, все идеально расчистили, чисто "вылизали" все детали, замерили все, сфотографировали и... засыпали землей.

- ???

- Над монастырем нет крыши, памятник открыт всем ветрам. Чтобы дождь и снег не погубили раскопки, по методике полагается засыпать все землей. А чтобы засыпать триста квадратных метров, нужны средства, время, рабочие. У меня уже нет средств, чтобы вновь открывать этот памятник, я уже не занимаюсь эстетикой, презентацией. Но мы все зафиксировали на фотопленку. Сейчас общая панорама монастыря - это горы земли, как Афросиаб в его нынешнем виде.

- Разве одна крыша спасет монастырь?

- Ну, хотя бы для одного сезона. А потом можно использовать методику консервации: памятник заливается полимеросодержащим раствором типа жидкого стекла, и ему потом ничего не страшно.

- Это дорогостоящий раствор?

- Нельзя сказать, что он дорого стоит, но и таких денег у нас нет.

- Пытались убедить официальные структуры? Они понимают, что открыла экспедиция, понимают, что этот памятник надо сохранить?..

- ...Все документы у них есть, материалами тоже располагают. Кого и как я должен убеждать в важности находки?! Я свободно занимаюсь своим делом, и уже за это им "спасибо"...

- А Русская Православная Церковь сможет вам помочь в этом вопросе?

- "Наши" монахи являются с официальной точки зрения православной церкви инославными. Они, грубо говоря, - еретики, "несториане", верующие Церкви Востока. Это люди, которые были преданы анафеме на одном из Вселенских Соборов. Думаю, Московская Патриархия этими вопросами заниматься не будет.

- Вы третий сезон работаете на раскопках ургутского монастыря. Надеетесь еще на какие-нибудь открытия?

- Моя мечта - найти предметы, относящиеся к специфическим функциям монастыря Церкви Востока: медицинский инструментарий, библиотечные книги, школьные принадлежности. Хочу найти глиняные таблички для обучения грамоте - остраконы. Бумага появилась только в двенадцатом веке, и она дорогая, пергамент еще более дорог, поэтому никто не позволил бы школьнику учиться писать, портя пергамент и бумагу. Они использовали для этого керамику.

Такой остракон был найден в Пенджикенте (Таджикистан) и опубликован во французском научном журнале Le Musеon. Автор публикации пишет, что этот остракон не имеет отношения к Пенджикенту, там нет никакого христианского материала, скорее, он попал туда из того монастыря, о котором пишут средневековые арабы. Тогда еще никто не знал, что монастырь находится рядом, в Ургуте, и к нему ведет прямая дорога через ущелье.

Или хирургические предметы: они грабителям не нужны, это ведь не драгоценности. Когда монастырь опустел, его, безусловно, много раз грабили. А глиняные кусочки с закорючками или хирургический инструментарий - в хозяйстве предметы бесполезные, ими нельзя пахать, копать, сеять, жать... Или богослужебные книги. Для чего им они? Для растопки, что ли? А пергамент плохо горит. Поэтому есть надежда найти эти важные для истории предметы. Это мечта, но она не заоблачная, реальная.

- Получается, вы нашли свою Трою?

- Я крайне отрицательно отношусь к Шлиману, это авантюрист. Он не был ученым, и вошел в историю из-за шумной истории. Его на пьедестал подняли греки, которые боролись за свою независимость против османского владычества, и им было на руку, что нашли греческое поселение...

- Но выражение "найти свою Трою" употребляется и в переносном смысле...

-...(вздыхает, молчит) Ну, пожалуй. Вернее, нет. Надо бы еще один памятник найти, я его уже почти вычислил. Арабы пишут о двух христианских поселениях в Согдиане, одно - поблизости от Самарканда, этот наш монастырь и есть. Второе - в Сырдарьинской области. Третьего апреля я, наконец, понял, где именно.

- Алексей, кто работает в вашей экспедиции? Расскажите о них.

- Я благодарен судьбе, что она послала мне профессионала, изумительного, тончайшего археолога Геннадия Петровича Иванова. Он - один из лучших специалистов в этой стране и в мире. Впервые за долгие годы у меня появился компетентный помощник, который обладает большим полевым опытом. Он видит то, чего я не вижу, и подсказывает такие решения, до которых я вообще мог не додуматься.

У меня замечательный содиректор - Самариддин Мустафакулов, опытный антрополог, сейчас работает над поиском захоронений, должно же быть кладбище при монастыре. Находка захоронений была бы большим событием: по положению костей и погребальных деталей можно было еще что-то определить в истории развития монастыря.

Эти люди за символическную плату готовы разделить тяготы маленькой и довольно бедной экспедиции. И я им благодарен за то, что они рядом.

- Алексей, а что же все-таки писали отшельники на стенах? Выдержки из молитв, писаний, заветы потомкам?

- Нет, это были обычные "посетительские" надписи, типа " Здесь был Вася", только это было сирийское имя с титулом духовного лица. Это были предложения с примитивным синтаксисом. Они писали фразу "Хорошая погода" или "Снег идет". 

Вот так сидел себе человек в маленькой пещерке один-одинешенек, и нацарапал на стене "Снег идет"...

Альфия Харченко, Самарканд, Узбекистан

"ФЕРГАНА.РУ"

6 июля 2006 г.


Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Кирилл: "Настало время для диалога с сильными мира сего" 

Вчера в Москве Всемирный саммит религиозных лидеров принял итоговый документ и завершил работу. Форум был приурочен к встрече "большой восьмерки". Наш президент обещал донести до своих коллег выработанные в Москве рекомендации. В послании (о его содержании "Известия" подробно сообщили вчера) религиозные лидеры попытались дать ответы на такие острые вопросы современности, как борьба с терроризмом, защита прав человека, справедливое распределение богатств и охрана окружающей среды. Своим мнением об итогах конференции с обозревателем "Известий" Борисом Клином делится глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

- Владыко, не кажется ли вам, что принятый документ носит слишком общий характер?

- Если документ воспринимается как содержащий хорошо известные и бесспорные принципы, это величайшая победа саммита. На наш взгляд, мнение многих людей не совпадает с тем, что сегодня сказано в этом послании. Но оно свидетельствует об очень высоком уровне согласия мировых религиозных лидеров относительно ключевых проблем современности. 

- В послании осуждается терроризм. Но палестинцы, равно как и чеченские боевики, свои акции не считают террором. Есть религиозные лидеры, и мы это увидели на саммите, тоже не считающие их методы террористическими. Нормально ли это?

- На саммите произошло самое главное - терроризму отказано в использовании религиозной мотивации. Когда человек убивает себя и ближних и считает, что после этого он попадет в рай, то чем же самоубийцы мотивируют свои поступки, как не ссылками на веру? Никакими материальными благами невозможно компенсировать потерю жизни. Люди идут на смерть во имя защиты своих религиозных убеждений. Конечно, у представителей различных религий есть разное представление о том, что происходит на Ближнем Востоке и в России. И было бы невероятным предполагать, что, съехавшись в Москву на два дня, религиозные лидеры согласятся по всем проблемам. Но они сказали, что ни террор, ни агрессия, ни войны не могут иметь религиозную мотивацию. 

- В документе говорится о справедливом распределении богатств. Впрочем, и этот принцип каждый волен трактовать по-своему. Можно ли уточнить, например, какой процент ВВП должен идти на борьбу с бедностью? Или это не входит в сферу компетенции религиозных лидеров?

- Конечно, религиозные лидеры не могут со стопроцентной точностью сказать о том, какой процент ВВП должен идти на борьбу с бедностью. Есть страны, где ни один процент ВВП не может идти на борьбу с бедностью за пределами этих государств - так много у них своих проблем... Может ли Россия сегодня какой-то процент ВВП отдать на борьбу с бедностью в других странах при том, что за чертой бедности живет огромное число наших сограждан? Тема бедности остается в центре внимания мировых религиозных лидеров, и мы бы хотели, чтобы она была в центре внимания и мировых политических лидеров. 

Сегодня во многих странах природные ресурсы контролируют транснациональные корпорации. В послании указывается, что каждый народ имеет право на использование своих ресурсов. Страны должны иметь возможность развивать для этого технологии. Тема ресурсов связана с темой справедливых торговых отношений. У нас, россиян, много вопросов в связи с перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

- А поддерживаете ли вы вступление России в ВТО?

- Вступление в ВТО не должно быть самоцелью. Не стоит вступать только для того, чтобы выглядеть респектабельно в глазах западных партнеров. Как священник, я не могу сравнить все аргументы за и против, взвесить их. Для меня в сухом остатке должна быть явная экономическая польза.

- Одновременно с саммитом религиозных лидеров проходила встреча представителей неправительственных организаций, где тоже поднималась тема экологии. Некоторые ее участники настоятельно советовали президенту поставить вопрос о закрытии АЭС. Мог ли религиозный саммит сформулировать более конкретные предложения по охране окружающей среды?

- Саммит не ставил задачи давать рекомендации по развитию тех или иных типов энергетики. Он высказал серьезную озабоченность состоянием окружающей среды и истощением ресурсов. Чем будут жить последующие поколения - это самый главный вопрос для верующих. Что же касается ядерной энергетики, то тут есть сложности. Но нужно оставаться реалистами. Закрытие АЭС для таких стран, как Россия, Франция, Япония, невозможно. Необходимо содействовать научным разработкам, поиску новых видов энергетики, менее опасных для окружающей среды, чем ядерная. Но это вопрос будущего. 

- В документе говорится о защите нравственных ценностей и возможности получения гражданами знаний о своей религии в школах. Значит ли это, что в дискуссиях о введении основ православной культуры в школах РПЦ может опереться на мнение мировых религиозных лидеров?

- Совершенно верно. Но не только Русская православная церковь, но и исламская община, и другие. Церковь настаивала на преподавании основ православной культуры, но она никогда не исключала таких возможностей ни для мусульман, ни для иудеев, ни для католиков и протестантов... Нужно только найти правильный способ взаимодействия всех эти компонентов. Что же касается нравственной проблематики, то значение саммита в том, что он поддержал идеи, сформулированные на Х Всемирном Русском народном соборе. Сегодня идея прав человека и свобод в сочетании с нравственной ответственностью ясно выражена мировыми религиозными лидерами. По-другому и быть не могло: иного религии сказать не могут. Свобода ради греха и во имя греха?- это рабство. 

- Глава Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев предложил создать новый международный межрелигиозный орган для выработки рекомендаций политическим лидерам, где бы их за неподчинение предавали анафеме. Что вы об этом думаете?

- В отношении анафемы это его личная точка зрения. Но настало время диалога с сильными мира сего. Если бы тема религии вышла на первый план до потрясших весь мир терактов, то, может, их и не случилось бы. Диалог с властью должен вестись на основе базисных ценностей, и это помогло бы политикам действовать более реалистично, а религиозным деятелям - сохранить нравственное влияние не только на личность, но и на общество. А платформу для такого общения на международном уровне могла бы предложить ООН.  Борис Клин

"ИЗВЕСТИЯ"

6 июля 2006 г.


Патриарх Алексий II: "Грех - смертельное заболевание" 

3 по 5 июля в Москве проходил Всемирный саммит религиозных лидеров. В ходе его состоялась встреча главного редактора "Аргументов и фактов" Николая Зятькова с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

-Ваше Святейшество, каково значение для мировых процессов завершающегося сегодня Всемирного саммита религиозных лидеров?

- Нашу встречу я бы назвал весьма успешной. По уровню участия она стала одной из самых представительных межрелигиозных конференций за всю историю и самой представительной из когда-либо собиравшихся в Москве. В процессе диалога мы смогли вместе выявить нашу общую волю к миру, к разрешению конфликтов, к преодолению терроризма и экстремизма. Многие духовные лидеры говорили на саммите о том, что в современном мире, переживающем нравственный кризис, необходимо вернуться к нравственному просвещению и воспитанию.

Полагаю, что это не менее важно, чем соблюдение прав и свобод личности. Ведь без нравственного стержня человек не может использовать свою свободу так, чтобы это пошло на благо ему самому и его ближним. Надеюсь, что выводы саммита будут услышаны и властями разных государств, и их народами, а главное - верующими разных религий, которых мы призываем к миру. Человек, живущий с Богом, не бывает одинок

- Всё больше россиян приходят к Богу, паства православная разрастается...

Это отрадно! Но одновременно с этим люди читают бездуховные книги, смотрят фильмы, играют в азартные игры, пьянствуют... Как избежать соблазнов, как укрепить нравственные барьеры простому человеку?

- Человек состоит из бессмертной души, которая принадлежит миру духовному, и тела, относящегося к миру материальному. Когда возникает разнонаправленность влечений души и тела, между ними происходит конфликт. Удовлетворение физических потребностей наносит непоправимый ущерб потребностям духовным.

Чтобы избежать этого, главенствующим началом в человеке должна быть душа. Только раскрывая свои духовные силы, человек обретает полноту жизни, находит истину, красоту и счастье. Это достигается исполнением особого нравственного закона, который Творец вложил в человеческую природу. В каждом человеке есть индикатор этого закона - совесть. Однако на неё могут положительно или отрицательно влиять и культурная среда, и воспитание, и образование, и общественные стандарты. Чтобы сохранить нормы нравственного закона и оживотворить их высочайшими идеалами, Господь дал нам Священное Писание и Свою Церковь.

Соблазны всегда будут присутствовать в мире, но мы можем им противостоять. Человек, живущий с Богом, никогда не бывает одинок в борьбе с искушениями. Господь присутствует в нашей жизни и реально помогает каждому, кто сохраняет с Ним живую связь. Благодаря этому человек, несмотря ни на какие трудности, остаётся способным развивать свои духовные качества, уподобляться Богу и совершенствовать окружающий мир.

- Что такое грех в современном понятии? Изменилось ли что-либо со времён жизни Иисуса Христа и апостолов?

- Сегодня человек очень много слышит о грехе, но почти ничего о нём не знает. Современная массовая культура часто использует это слово не по назначению, и постепенно оно лишается истинного содержания. Грех сегодня подчас воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, а грешник, нарушая всё, что только можно нарушить, не только получает запретное удовольствие, но зарабатывает репутацию смелого и независимого человека.

Однако Церковь из своего опыта знает, что грех - это смертельное заболевание. Шестой Вселенский собор прямо определяет грех как болезнь души. Всякая болезнь причиняет страдание и, если не лечиться, разрушает человека и приводит к смерти.

Бог дал человеку свободу воли и никогда не отнимал её у него. Господь терпеливо ждёт, когда человеку надоест калечить себя грехами. Если мы видим разрушительность греха и обращаемся к Богу за помощью, Он с радостью исцеляет раны, которые мы наносим себе. Но даже Бог не может нас спасти вопреки нашей воле...

САМО ПО СЕБЕ БОГАТСТВО НЕ ГРЕХОВНО

- Жить в согласии с религиозными догматами, не совершать грехов в современном мире непросто. Вот, скажем, зарабатывать капитал, делать бизнес - это всегда сопряжено с такими грехами, как обман, стяжательство. Как же человеку всё же обрести истинную духовность, жить правильно?

- Не соглашусь с утверждением, что бизнес непременно связан с грехом. Достаточно вспомнить о святом Серафиме Вырицком, который занимался предпринимательством. В историю России вошли имена меценатов - Бахрушиных, Рябушинских, Морозовых и других, которые, обладая большими состояниями, прославились делами милосердия. Да и сегодня многие люди, наделённые богатством, помогают нуждающимся.

Полученную прибыль можно использовать по-разному. В Евангелии есть притча о богатом человеке, собравшем хороший урожай, который сказал сам себе: много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12. 19-21).

Церковь учит, что само по себе богатство не греховно, но только до тех пор, пока оно не мешает человеку совершенствоваться и служить ближним. Когда же получение земных благ превращается в самоцель, сопрягается с алчностью, с презрением к нуждам других, а люди в погоне за богатством теряют человеческий облик, то такой настрой, без сомнения, является греховным.

Напомню изречение святого Иоанна Златоуста: не уделять из своего имущества есть также похищение. Христианин, имеющий возможность помочь ближнему, не вправе пройти мимо человека, который терпит нужду и не может сам заработать себе на хлеб. Ведь Слово Божие увещевает нас: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20. 35); берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12. 15).

Конечно, многое в экономической сфере зависит от общества и государства, от того, какие условия созданы для предпринимательства, какие принимаются законы и как они исполняются. Однако любой человеческий закон несовершенен, поэтому очень важен нравственный климат в экономике. Искушения, соблазны всегда были в мире. Но мы должны бороться с грехом, и неслучайно Священное

Писание уподобляет христианскую жизнь воинскому служению (2 Кор. 10. 3; 2 Тим. 2. 3).

РАДУЙТЕСЬ С РАДУЮЩИМИСЯ И ПЛАЧЬТЕ С ПЛАЧУЩИМИ

- Сегодня для некоторых людей принадлежность к Православной Церкви стала едва ли не обязательным условием для успешной карьеры. Чиновники всех рангов регулярно светятся перед камерами в храмах во время христианских праздников, с гордостью рассказывают в интервью о своих духовниках. Но при этом раз за разом принимают антинародные законы, кто-то крадёт, кто-то сквернословит в Думе. Как вы относитесь к данной "моде"?

- Православие - это не следование изменчивой моде, но сокровенная жизнь во Христе. При этом путь к Богу у каждого свой. Нельзя быть заранее уверенным, что человек, называющий себя православным лишь потому, что так делают окружающие, никогда в действительности не придёт к настоящей духовной жизни.

Как правило, такой человек знает о вере очень немного, нередко "из третьих уст". Но когда он, пусть даже поначалу поверхностно, соприкасается с миром Православия, начинает посещать богослужения, общаться с верующими людьми, участвовать в церковной жизни, он получает возможность реальной духовной перемены.

Я знаю множество примеров прихода к глубочайшей вере через, казалось бы, случайные и внешние обстоятельства. Если же говорить о самой возможности узнать истинные намерения человека, называющего себя православным , то такая возможность у нас есть. Господь сказал: по плодам их узнаете их (Мф. 7. 20).

- В советское время цели Церкви были ясны: пережить коммунистический тоталитаризм, успокоив и обнадёжив тех, кто от веры не отвернулся. А что важно сейчас?

- Церковь неотделима от своего народа. Мы стремимся исполнять апостольский завет: радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12. 15), а значит, помогать людям переносить трудности, скорби и одновременно сорадоваться всему доброму, что имеет место в нашей жизни. Во всякое время, при любом политическом строе у Церкви одна цель - вечное спасение человека.

Государство и та часть общества, которая не принадлежит к Церкви, могут содействовать либо препятствовать этой миссии. При советской власти Русская православная церковь была существенно ущемлена в правах. Когда система государственного атеизма ушла в прошлое, перед нами встала задача возрождения церковной жизни во всём её многообразии. 

Сейчас, оглядываясь на последнее десятилетие прошлого века, нельзя не воздать должное самоотверженной стойкости наших людей. В те годы были восстановлены многие тысячи храмов, возобновлена жизнь многих сотен монастырей. 

Зримым воплощением духовного возрождения России явилось воссоздание храма Христа Спасителя. Некоторые тогда порицали нас: не лучше было бы раздать эти средства в детские дома, больницы и тюрьмы? На это я ответил: чем больше у нас будет храмов, тем меньше понадобится тюрем.

Распад исторически единого государства, экономические и социальные потрясения, политическая нестабильность - всё это легло тяжким бременем на плечи народа. Церковь, исполняя присущую ей миссию миротворчества, призывала к миру партии и политиков, принимала участие в разрешении политического кризиса в 1993 году, способствовала урегулированию межнациональных конфликтов. Понесённые в минувшем столетии испытания дают о себе знать и сегодня: демографический кризис, крайнее имущественное расслоение, пропаганда безнравственности - всё это вызывает серьёзные опасения за наше будущее.

Обращаясь к читателям "Аргументов и фактов", хочу всем вам, дорогие мои, напомнить самую важную заповедь Христа Спасителя, заповедь о любви: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; ...возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22. 37-40). Любовь к Богу невозможна без любви к ближнему - к каждому, кто нуждается в нашей заботе, нашем внимании, нашей помощи. Точно так же любовь к ближнему только тогда приобретает подлинную высоту и силу, только тогда простирается в вечность, если она связана с любовью к Богу.

Николай ЗЯТЬКОВ  "АИФ" 5 июля 2006 г.


В Православии - наша сила. 

Беседа настоятеля Александрo-Невского собора г. Новосибирска протоиерея Александра Новопашина с артистом Александром Песковым 

Справка: Александр Васильевич Песков - актер театра и кино, певец, окончил Школу-студию МХАТ им. В.И. Немировича - Данченко в 1987 г. 28 театральных работ; более 50 кино - и телеработ.

Фильмография актера: 

"Отряд" - 1984 Зеркало для героя - 1987 Ивин А. - 1990 Америкэн бой - 1992 Гладиатор по найму - 1993 Обет - 1993 Хаги-траггер - 1994 Поезд до Бруклина - 1995 Мусульманин - 1995 Крестоносец - 1995 Все то, о чем мы так долго мечтали - 1997 Тайный знак - 2001 Ледниковый период - 2002 Тайный знак. Возвращение хозяина - 2003 Огнеборцы - 2003 Сармат -2004 Княгиня Слуцкая - 2004 Слепой 2 - 2006 Прорыв - 2006 Псевдоним "Албанец" - 2006 и другие. 1990 г. кинофестиваль "Дебют" - приз за лучшую мужскую роль в фильме И.Черницкого "Ивин А."; 1992 г. кинофестиваль "Созвездие" - приз зрительских симпатий за главную роль в фильме И.Черницкого "Ивин А." 1995 г. международный кинофестиваль "Стожари" - приз за лучшую мужскую роль в фильме Б.Квашнева "Америкэн бой". 

- Во многих фильмах вы играете бесстрашных, самоотверженных, героических людей. Близки ли вам по духу ваши персонажи? 

- Я не могу сказать, что полностью отождествляю себя со своими персонажами. Однако независимо от желания, играя ту или иную характерную роль, я пытаюсь реализовать в себе те качества моих героев, которых мне, на мой взгляд, не хватает.

- Но среди ваших ролей, Александр, есть и отрицательные.

- Даже если мой герой отрицательный, все равно в нем, как творении Божием, всегда есть что-то положительное. Люди слабы и несовершенны, они всегда и во всем ищут оправдание своему поведению. Поэтому, к примеру, признаться в своих ошибках - это уже поступок, достойный уважения. Принять такое решение очень непросто. Это под силу только по-настоящему отважным, решительным людям, сильным личностям.

- Что же движет вами, когда вы соглашаетесь играть отрицательных персонажей? 

- Должен признаться, отец Александр, что отрицательные герои тоже мне интересны, прежде всего, как актеру. Главное, чтобы этот персонаж не являлся тупонаправленной прямолинейной машиной-убийцей. Актерам интересны такие роли, которые заставляют их заглянуть внутрь себя и отыскать в себе те душевные струнки, которые позволили бы наиболее полно, многопланово озвучить эмоциональное состояние героя. Есть фильмы, герои которых порядочны, честны, не допускают ошибок даже в мыслях. Они идут к намеченной цели, и в конечном счете - зло повержено, а добро торжествует. Но мы забываем о том, что людям свойственно поддаваться соблазнам и впадать в искушение. Поэтому мне было бы скучно играть такую роль.

- А какую роль вы хотели бы сыграть?

- Я хотел бы сыграть Наполеона. Этот, без сомнения, талантливый человек изначально отталкивался от благих идей, но, в конце концов, вместо того, чтобы стать созидателем, стал разрушителем. Как здесь не вспомнить известное выражение: "Благими намерениями выстлана дорога в ад"? Интересно было бы разобраться, что побудило Бонапарта встать на дорогу войны, как отражалась смена жизненных ориентиров в его душе?

- Согласны ли вы с тем, что большинство ваших ролей в той или иной степени патриотические? 

- В общем, - да. Здесь нужно исходить из того, что мы вкладываем в понятие "патриотизм". К сожалению, мы привыкли под патриотизмом понимать любовь к государству только как к землевладению или как политической структуре. А может ли, к примеру, человек любить Родину, которая его, безвинного, определила в ГУЛАГ? Оказывается, может. И движет им уже не преданность идее строительства коммунизма или к Сталину, а любовь к Святой Руси, народу, Отечеству - земле, на которой сохраняется вера отцов и, конечно, любовь к этому небу, к этим полям, к этим березкам в поле... Когда началась Великая Отечественная война, заключенные просились на фронт, зная, что их определят в штрафные роты - роты "смертников". Но они шли на это, потому что их Родине (не партии большевиков и не политическому строю!) угрожала опасность. Разве это не патриотизм?! Конечно, кто-то рассчитывал таким образом выйти из заключения, а там уж видно будет. Но верю, что таких было немного.

Но можно ли назвать патриотом человека, который не собирается погибать за Родину, а просто любит свой город, свою деревню и отдает все свои силы на то, чтобы они процветали? Думаю, что можно. В этом смысле, безусловно, можно назвать патриотом и комсомольца 30-х годов, самозабвенно любящего Сталина и живущего по заветам Ильича. Можно назвать патриотами и американцев, которые гордятся своей страной и вывешивают государственный флаг США, где только можно его вывесить. А если человек заступился за своего друга, с которым делил последнюю корку хлеба, с которым прошел огонь и воду?.. Патриотизм - это и соучастие в делах ближнего.

- В фильме "Офицеры" командир говорит рядовому: "Есть такая профессия - Родину защищать". А как вы думаете, можно ли работу актера в фильме о Родине, верности, героизме назвать патриотической работой? 

- Я думаю, что игра в таких фильмах, действительно, в какой-то мере является формой патриотизма. Актер должен сыграть так, чтобы у зрителя не просто глаза наполнились слезами, и он начал сжимать кулаки от праведного гнева, а чтобы он осознал, что Родину нужно не только любить, но и защищать, возможно, ценой собственной жизни. Не только наиболее полно раскрыть образ героя, но и задеть струнки патриотизма в душе каждого человека - в этом, конечно, тоже заключается работа актера.

- Один чиновник на вопрос корреспондента о патриотизме, ответил, что он - христианин, а, значит, и патриот. Вы, Александр, тоже христиан. Согласны ли вы с этим утверждением?  - Конечно, согласен. Кто-то может не согласиться: "Христианство говорит о Небесном Царстве, причем же здесь сугубо "земной" патриотизм? Но в том-то и дело, что патриотизм - изначально понятие духовное, не земное. Он зиждется на той любви, которая есть отражение Любви Божественной. Я уже говорил о том, что по земным меркам патриотизм может рассматриваться с самых разных позиций. Но истинный патриотизм - это тот патриотизм, о котором говорил святитель Филарет, митрополит Московский: "Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими". Ведь как учили наши предки: "тот, кто смиряется перед злом, сам уподобляется злу". И потом, настоящий патриотизм проявляется не только в экстремальных ситуациях (во время войны или каких-либо бедствий), но и в повседневности, выражаясь в активной жизненной позиции.

- Русский философ сказал, что православный патриотизм - это любовь к Отечеству без презрения к другим странам, православный национализм - это гордость за свою нацию при отсутствии унижения других наций. Но это возможно только в православном понимании. Вне Православия патриотизм и национализм превращаются в расизм, нацизм, геноцид, оккупацию. 

- Совершенно верно. Сказано: "Ищите же прежде Царство Божие и правды Его" (Мф. 6;33), а остальное приложится вам. "Царство Божие внутрь вас есть" (Лк. 17;21), но Его нужно найти! И если еще при земной жизни мы не найдем это Царствие, не построим Его в своем сердце, то мы и на земле не сможем ничего путного построить, и все наши попытки создать что-то стоящее на деле приведут к разрушению. - Именно поэтому православные общины и общественные православные организации начинают заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения в духе Православия. Увы, это иногда вызывает откровенные насмешки у "прогрессивно" настроенной части населения...

- Потому что в патриотическом воспитании сегодня нуждаются не столько дети и подростки, сколько сами взрослые. Мы забываем о том, что дети берут с нас пример. Мы можем говорить им очень правильные вещи, но если сами так не поступаем, то и наши дети будут вести себя соответствующим образом. Воспитывать нужно на собственном примере. А если мы ругаем страну, строй, правительство, смеемся над собственным народом, Бога не боимся, то чего же ждать от наших детей? 

Вот, кстати, насчет насмешек... Патриотическое воспитание в духе Православия есть христианское воспитание, которое "прогрессивные" люди никогда не примут. Хотя именно христианское воспитание создает внутри людей гармонию, благодаря чему и окружающий мир становится гармоничным. Важно понять, что именно духовность является основой патриотизма, а также и нравственности, ибо нравственность не бывает абстрактной, она зиждется на религиозной основе. К сожалению, серьезно патриотическим воспитанием у нас сейчас занимается только Церковь. Церковь пошла в народ, чтобы преобразить земной мир. И не нужно сковывать Ее движение, не нужно Ей мешать. - Как сказал Достоевский, Россия без Христа - это хаос и совокупление. Поэтому в годы испытаний народ всегда обращался к Богу. С Божией помощью мы выдержали монголо-татарское, немецкое, шведское, польское, французское, снова немецкое нашествия. В первые дни Великой Отечественной войны Сталин обратился к народу со словами не "товарищи", не "соотечественники", а "братья и сестры" и говорил не о "выдающихся" победах большевиков, а о блистательных победах РУССКОГО народа под командованием великих РУССКИХ полководцев, среди которых, как Солнце сияет святой благоверный и великий князь Александр Невский, кстати, и ваш небесный покровитель .

- И вот сейчас наш народ вновь начинает обретать Православие - тот духовный стрежень, который укрепляет его, делает великим и могучим. Это отлично понимают наши недруги. Они засылают к нам зарубежных миссионеров, чтобы расколоть людей по духовным признакам. Будет ли мир в семье, если отец семейства - член одной секты, мать - член другой, а детей затягивают к себе третьи? Нет, конечно. Так и в обществе. Без единого духовного стержня оно просто развалится. В Православии наша сила, в Православии наше спасение.

Н.М. Карамзин в своей знаменитой "Записке о Древней и Новой России" особо подчеркивал: "Дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости. Сей дух и вера спасли Россию во времена самозванцев; он есть не что иное, как привязанность нашему особенному, не что иное, как уважение к своему народному достоинству..." Он убеждал, что нам нечего стыдиться нашего высокого русского имени, что священное понятие "Святая Русь" должно быть постоянной нашей целью. Карамзин призывал перестать быть на побегушках у Запада, потому что, становясь "гражданами мира", мы перестаем быть гражданами России.

Сегодня, когда наш народ находится в состоянии мировоззренческой и моральной деградации, не настало ли время прислушаться к словам русского мыслителя? 

"РУССКАЯ ЛИНИЯ"

май 2006 г.


Мусульмане должны поддержать православных в военных вопросах 

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана Валиулла Якупов призвал мусульманскую общину страны с большим пониманием относиться к инициативам Русской православной церкви, в том числе в вопросе капелланов, сообщило в пятницу ИА "Интерфакс-Религия".

"На мой взгляд, главным препятствием для поддержки создания института военного духовенства у части мусульманских организаций является именно подозрительное отношение друг к другу, недоверие к православию, неизжитость прежних стереотипов", - заявил Валиулла Якупов на IV Всероссийских сборах военного духовенства в Калининграде.

Оздоровление же атмосферы межрелигиозного диалога "позволит идти на взаимные уступки", - подчеркнул он, добавив, что без доброжелательной позиции Московского патриархата России "трудно было обрести статус наблюдателя в Организации Исламская конференция". "За это мы благодарны священноначалию Русской православной церкви", - сказал первый зампред ДУМ Татарстана. Таких примеров, "иллюстрирующих принципиальную позицию Русской церкви по отношению к исламу", по его словам, можно привести множество.

"Таким же образом могли бы поступать и мусульманские священнослужители в непринципиальных для них вопросах, но очень важных для их совместного диалога. Для этого необходимы, повторяюсь, только интенсификация и оздоровление этого самого межрелигиозного диалога", - убежден В.Якупов.

При этом он отметил, что проблема учреждения института военного духовенства для мусульман не так остра, как для православных верующих, поскольку любой из военнослужащих, наиболее сведущий в шариате, "может предстать в коллективном намазе", более того, намаз необязательно проводить совместно, а пятничные намазы в условиях военной дислокации "носят необязательный, факультативный характер".

"Однако мы, мусульмане, в то же время вполне можем иметь военное духовенство, дореволюционный опыт об этом свидетельствует", - сказал В.Якупов.

IV учебно-методические сборы духовенства, взаимодействующего с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, проходят по благословению Патриарха московского и всея Руси Алексия II при содействии Министерства обороны России с 26 по 30 июня на базе Балтийского военно-морского института Калининграда. В сборах принимают участие священнослужители РПЦ, представители духовных управлений мусульман, Федерации еврейских общин России, буддийской традиционной сангхи России.

"ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ"

4 июля 2006 г.


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу