С его уходом окончательно закончился и ХХ
век: Русская земля приняла своего праведника. Александр
Солженицын обрел покой
На старом кладбище Донского монастыря 6 августа
похоронили Александра Солженицына. Пять лет назад он
письменно обратился к Алексию II с просьбой похоронить его
именно здесь: "По сердцу мне духовная, благоговейная и так
неразрывно связанная с Патриархом Тихоном обстановка
Донского монастыря". Просьба Александра Исаевича исполнена.
С утра к монастырю начали подходить сотни людей, они
заполняли собор и площадь перед ним. Каждый из них полагал
своим долгом попрощаться лично. Среди пришедших в Донской
монастырь был и президент Дмитрий Медведев - он специально
прервал свой краткий рабочий отпуск, который проводит с
семьей на Волге, и вернулся в Москву
Всю ночь гроб с телом Александра Исаевича простоял в
соборе, где до утра студенты Московской семинарии читали
заупокойную. К 9 утра в храме собрались родственники,
викарий патриарха архиепископ Орехово-Зуевский Алексий начал
литургию. На литургии присутствовал и президент, пришедший с
букетом бордовых роз и все время службы простоявший возле
гроба.
После панихиды, примерно в полдень, гроб - на плечах
почетного караула - понесли из собора к могиле, и люди,
сгрудившись на нешироких тропинках, пошли за ним. Среди них
было немало известных и при этом чрезвычайно разномастных:
мэр Москвы Юрий Лужков, глава ТПП Евгений Примаков,
президент РАН Юрий Осипов, актер Сергей Юрский, поэтесса
Белла Ахмадулина, режиссер и сценарист Станислав Говорухин,
писатель Эдуард Лимонов.
Могила совсем недалеко от собора - всего в сотне шагов,
прямо возле надгробия историка Василия Ключевского. Впервые
Солженицын заговорил о месте будущего упокоения шесть лет
назад. Как человек верующий, он заранее думал и об этом.
Говорят, Новодевичье кладбище ассоциировалось у него с
советским официозом, хотя там и похоронены люди, с которыми
он работал, Твардовский например. А вот Донской монастырь
был ему душевно близок. И он написал письмо Святейшему
патриарху - о том, как он хотел бы покоиться в тиши этого
монастыря, о связи этого места с патриархом Тихоном. Здесь
большевики держали его под домашним арестом, здесь он был
погребен, здесь сейчас находятся его мощи.
В августе 2003-го Алексий II ответил Солженицыну, выражая
надежду на то, что писатель еще долго будет продолжать свое
служение, свой подвиг и труд. Но, чтобы внести душевное
успокоение, Патриарх благословил закрепление участка на
кладбище Донского монастыря. Тогда же вместе с Натальей
Дмитриевной было выбрано место и были даны указания
наместнику монастыря.
...После краткой заупокойной службы, литии, без речей,
гроб опустили, раздались заставившие многих вздрогнуть
оружейные залпы: Солженицына, как ветерана Великой
Отечественной, хоронили с воинскими почестями. Вдова Наталья
Дмитриевна, сыновья, президент, а потом и все желающие
бросили в могилу по горсти земли...
К могиле понесли венки... Медведев возложил к холмику
букет цветов, перекрестился, после чего, попрощавшись с
вдовой и родственниками, покинул кладбище.
А люди продолжали нести и нести новые венки. Им уже не
хватало места у могилы, их стали выстраивать поблизости,
облокачивая на деревья. Разные были среди них - от
администрации президента, от спикера Госдумы Бориса
Грызлова, от Уполномоченного по правам человека в России
Владимира Лукина, от "Единой России" и даже от самых разных
коммерческих компаний. "Великому человеку земли русской" -
было написано на венке от Центра оперного пения Галины
Вишневской.
- Вот мне очень понравилось, что именно "русской" тут
написано, а не "российской", - объясняла одна бабушка,
разворачивая ленту. - Я ведь сама русская, а никакая не
российская.
Через час кладбище покинули родственники. К могиле
подходили простые люди, зажигали возле нее свечи,
крестились. И, прямо тут же, продолжали спорить:
- И ведь правильно расстреливали в 37-м году - чекистов
да предателей! - обращалась старушка к другой, облокотившись
на ограду могилы Ключевского. - Правильно!
Стоявшая рядом женщина возмутилась:
- У такой могилы что вы говорите?!
- Отойдите и не слушайте. Нет, мы сами отойдем, не стоит
в такой день ругаться...
Что тут сказать? Солженицын сказал что хотел, хоть и
доказал далеко не всем. А то, что не только президент, не
только Лукин или Юрский пришли проститься с ним в этот день,
но и вот эти старушки, - лишь подтверждает: он действительно
великий русский. "ИЗВЕСТИЯ" Юрий ПОЛИТОВ 6 августа 2008 г.
Обращение Патриарха Алексия II к участникам траурной
церемонии отпевания А.И.Солженицына>>> Ваше
Превосходительство, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич,
многоуважаемая Наталья Дмитриевна, всечестные отцы, дорогие
братья и сестры!
Сегодня Россия провожает в путь всея земли Александра
Исаевича Солженицына. Как и желал покойный, его отпевание и
похороны по Нашему благословению совершаются в Донском
монастыре - месте упокоения многих достойных сынов Церкви и
Отчества. Пять лет тому назад он письменно обратился к Нам с
этой просьбой, свидетельствуя: "По сердцу мне - духовная,
благоговейная - и так неразрывно связанная с Патриархом
Тихоном - обстановка Донского монастыря". Ныне его просьба
исполняется.
Александр Исаевич был наделен от Господа ярким самобытным
талантом, жизненным и творческим долголетием. В его судьбе и
литературном наследии отразилась вся нелегкая история нашей
страны минувшего XX века.
Выдающийся писатель и общественный деятель, он навсегда
останется в нашей памяти не только как правдивый и
бескомпромиссный служитель слова, но и как честный и
мужественный гражданин своего Отечества, снискавший глубокое
уважение и искреннюю любовь народа. Все беды и невзгоды
России, трудности и духовные поиски людей неизменно находили
отклик в его сердце.
Господь даровал ему силы и мужество нести на своих плечах
нелегкий крест стояния за истину, неустанно трудиться на
литературном поприще ради памяти тех, кто в лихолетье
минувшего века, страдая за веру и правду, не потерял
способности жить честно и по совести. И сегодня для него
утешением и надеждой звучат евангельские слова: "Блаженны
изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное" (Мф. 5.
10).
Вся жизнь покойного являет достойный пример служения
истине, верности своему призванию и предначертанной Богом
миссии. Он стремился делать все возможное, дабы люди узнали
правду о трагическом и, вместе с тем, героическом прошлом
нашей страны. Свидетельствуя об истине и страдая за нее, он
неуклонно следовал принятому для себя жизненному принципу:
одно слово правды весь мир перетянет. На этой убежденности и
приверженности правде зиждется его духовное завещание для
нынешнего и грядущих поколений.
Александр Исаевич возвышал свой голос в защиту свободы
слова, за сохранение русского языка и культуры, духовное и
нравственное возрождение, укрепление семьи и сбережение
народа. Многое он сделал и для того, чтобы религиозная
свобода стала не декларативным понятием, а реальным
достоянием духовной жизни российского народа.
В этот день скорби и печали Господь промыслительно
определил всем нам вознести сердечную и горячую молитву об
упокоении души и прощении всех вольных и невольных
прегрешений новопреставленного раба Своего.
Выражаю искреннее соболезнование Вам, Наталья Дмитриевна,
детям, внукам, родным и близким почившего. Осознаю,
насколько вам сейчас тяжело, и какую невосполнимую утрату
понесли все мы. Тайна смерти велика и непостижима. Но
Александр Исаевич с христианским достоинством и спокойствием
размышлял об этом, веруя, что смерть - это переход от
временного бытия к жизни вечной, к источнику всех благ Богу,
"ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших
в Иисусе Бог приведет с Ним" (1 Фес. 4. 13).
Мысленно даю последнее целование почившему и молюсь
Владыке жизни Господу нашему Иисусу Христу об упокоении в
обителях небесных новопреставленного раба Божия Александра.
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
+АЛЕКСИЙ, Патриарх Московский и всея Руси 6 августа 2008
г.
Опубликовано на официальном сайте РПЦ МП
Реабилитация наркозависимых: что «за кадром»?
Рекламные плакаты, объявления, листовки, обещающие
исцеление от наркомании, игромании, алкоголизма, — для
мегаполиса это явление хоть и грустное, но вполне обыденное.
При близком знакомстве с активистами реабилитационных
центров можно выяснить, что далеко не все организации
используют чисто научные, апробированные методики.
Сотрудники центров объясняют, что «лечат верой», и зачастую
представляются как неопротестанты — «русские христиане».
http://nevskiy.orthodoxy.ru/
Не дать душе раскумариться
В минувшую субботу в Оби приняли православное крещение
несколько десятков участников фонда «Преображение». http://nevskiy.orthodoxy.ru/
Forma
|