Главная


 


Обновление:  25 ноября 2008 г.

 

 
Новости

Квантовая механика, язык и сознание 

В начале 2006 года ученым советом Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета было принято решение о создании научно-богословского центра междисциплинарных исследований. Возглавил центр настоятель университетского прихода церкви святых апостолов Петра и Павла, секретарь ученого совета Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат богословия, кандидат физико-математических наук, выпускник физического факультета СПбГУ протоиерей Кирилл Копейкин. 

Необходимость создания научно-богословского центра связана с тем, что на рубеже тысячелетий наука пришла к необходимости отказаться от привычного противопоставления познающего субъекта познаваемому объекту. Исследуя процесс квантовомеханического измерения, Иоганн фон Нейман показал, что полная формулировка законов квантовой механики невозможна без обращения к человеческому сознанию. Это означает, что привычное понятие об "объективной реальности, независимой от нашего сознания" оказалось поставлено под вопрос. В связи с этим вспоминаются слова одного из создателей квантовой механики Вольфганга Паули: "Не так уж маловажно то, что думают физики, ведь именно узость + идеала объективного мира, существующего в пространстве и времени по закону причинности + вызвала конфликт с духовными формами различных религий. 

И если само естествознание ломает эти узкие рамки - как оно это сделало в теории относительности и в еще большей мере способно сделать в квантовой теории, - то соотношение между естествознанием и тем содержанием, которое хотят охватить своими духовными формами религии, начинает выглядеть опять-таки иначе. + мы впервые начинаем понимать то обстоятельство, что представление о материальном объекте, якобы совершенно независимом от способа наблюдения этого объекта, является лишь абстрактной экстраполяцией, которая никакой действительности не соответствует. + В будущем + наука + будет не только терпимее к различным формам религии, но сможет, пожалуй, полнее рассматривая целое, обогатить и мир ценностей". 

Впрочем, остается нерешенным самый главный вопрос: "Как же собственно можно включить сознание наблюдателя?". Дело в том, что мы не знаем, что такое сознание. Но сознание обязательно предполагает возможность словесного отчета - как самоотчета, так и отчета перед другими. Поэтому можно сказать, что учет сознания может быть осуществлен посредством учета языка наблюдателя, превращающего события внешнего космоса в собственность нашего внутреннего мира. Фактически это уже происходит. Как отмечал один из творцов квантовой физики Вернер Гейзенберг, возникновение сформулированной в результате напряженных дискуссий "копенгагенской интерпретации" ознаменовало собою начало поворота от только лишь формально-логическго - "формульного" знания - к знанию гуманитарному - "языковому". Обсудить и осмыслить гуманитарную подоснову квантовой механики предполагается на ближайшем семинаре Научно-богословского центра междисциплинарных исследований "МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ: ЯЗЫК ПРИРОДЫ И ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА". 

Семинар состоится 16 мая в 17-30 на филологическом факультете СПбГУ. 

Дополнительная информация: www.slovo.iphil.ru


В Московском государственном институте международных отношений состоялся семинар «Единство русского общества — единство Русской Церкви» 

Студенческий семинар «Единство русского общества — единство Русской Церкви» состоялся 27 апреля в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО). Инициатором мероприятия стал институтский центр «Церковь и международные отношения» и редколлегия православного общественно-политического журнала молодежи России и русского зарубежья «Мы». 

Участники семинара — студенты разных факультетов МГИМО и МГУ, задались целью обсудить различные аспекты процесса воссоединения Русской Церкви накануне IV Всезарубежного собора, который пройдет в первой половине мая с.г. в Сан-Франциско. 

Для участия в обсуждении студенты пригласили экспертов — профессоров МГИМО Андрея Зубова и Валентина Печатнова, а также ответственного редактора газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина. Семинар вел студент МГИМО В. Базанов, выпускник Московской духовной семинарии.

В своих кратких докладах студенты анализировали причины разделения Церкви, препятствия на пути воссоединения и варианты их преодоления. 

Эксперты активно участвовали в обсуждении докладов. В заключение семинара студенты выслушали их резюме. Так, говоря о грядущем воссоединении, С. Чапнин отметил, что процесс диалога двух частей Русской Церкви позволяет им «поддерживать и обогащать друг друга». В перспективе это, безусловно, открывает возможности для новой проповеди, подчеркнул С. Чапнин.

Профессор Валентин Печатнов, читающий в МГИМО курс истории Церкви, выразил удовлетворение, что студенты небогословского вуза «всерьез задумались о единстве Русской Церкви», занялись изучением церковной истории, богословия, канонического права. 

Патриархия.ru/Благовест-инфо


Блаженнейший митрополит Владимир: «Чернобыльская трагедия должна стать вразумлением для будущих поколений…»  [ Интервью ]

26 апреля исполняется двадцать лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Пресс-служба Московской Патриархии републикует интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, помещенное на вэб-сайте Пресс-службы УПЦ незадолго до скорбной даты и посвященное трагическому юбилею.

— Ваше Блаженство, в этом году исполняется 20 лет со дня аварии на ЧАЭС. Насколько актуальны, по Вашему мнению, уроки Чернобыльской трагедии для современного общества?

— Двадцать лет назад человечество пережило одну из величайших экологических и техногенных катастроф, последствия которой ряд европейских стран и особенно страны СНГ — Белоруссия, Украина и Россия — ощущают до сегодняшнего дня. Эта проблема еще долго будет оставаться актуальной, потому что урон, нанесенный экологии наших стран, будет сказываться на многих последующих поколениях. Нельзя забывать и о социальных проблемах, вызванных Чернобыльской трагедией. Остро стоит вопрос об отселении людей из загрязненной территории, о социальных льготах для чернобыльцев. А тот факт, что вновь обсуждается вопрос построения ядерного могильника на территории ЧАЭС, говорит о том, что страшные уроки прошлого так нас ничему и не научили.

— Вы неоднократно посещали Чернобыльскую зону и саму станцию. Что Вас поразило больше всего?

— Необыкновенно красивая природа, которая даже после радиационного воздействия сохранила свою притягательность. При созерцании дивных красот чернобыльского края у меня щемит сердце от осознания того, что эти древние места человек не смог сохранить в первозданной чистоте. Эти земли, заселенные с VIII века и неразрывно связанные с историей нашего народа, хранят память о многих славных событиях. Здесь взросло не одно поколение славных героев времен Киевской Руси, многие поколения православных христиан возносили свои молитвы и хвалу Господу, Который щедро наградил эти края красотой и плодородностью. Об этом и о многом другом я думаю каждый раз, посещая зону отчуждения. 

Кроме того, в теплой атмосфере всегда проходит мое общение с персоналом станции, с прихожанами нашего Свято-Ильинского храма в Чернобыле. Когда я вижу искренние человеческие глаза, радушие и неподдельную радость при встрече, слышу многочисленные просьбы о молитвах, это вызывает во мне глубокие чувства и желание еще раз посетить землю нашей общей трагедии. 

— Какой он, сегодняшний чернобылец? Что Вы думаете о проживании нескольких сотен самоселов в зоне отчуждения?

— Слово «чернобылец» стало в наше время нарицательным, оно ассоциируется у большинства наших сограждан не только с человеческой трагедией, но и с доблестным самопожертвованием героев — ликвидаторов страшной аварии. Но, кроме персонала, обслуживающего станцию, в зоне отчуждения проживают люди, которые после выселения не прижились на новом месте и вернулись домой. В основном, это люди преклонного возраста. Хотя все понимают, что переселение людей на другую территорию всегда сопровождается болезненными последствиями, одобрять проживание в экологически больной зоне не следует. Однако мы должны не осуждать, а помогать им.

— Каждый год чернобыльцы пытаются приехать к родным могилам. Что делать тем, кто не имеет возможности попасть в Чернобыль в поминальные дни?

— Кто не имеет возможности попасть в Чернобыль в поминальные дни, может помолиться за упокой души своих близких в любом православном храме. Бог услышит вас повсюду! Поминать наших покойных братьев и сестер — святая обязанность каждого христианина, особенно сейчас, в дни Великого поста, в течение которого Православная Церковь неоднократно совершает поминовения усопших. 

— Чем вызвано такое пристальное внимание Украинской Православной Церкви к Чернобыльской трагедии?

— Церковь не стоит в стороне от народных бед, поскольку они касаются самым прямым образом ее паствы. Если мы заглянем в корень чернобыльской трагедии, то увидим, что в основе ее лежит антропогенная проблематика. Человек начал забывать свое истинное предназначение в мире и удаляться от Источника всех благ. Именно отсюда все проблемы. Техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые с каждым шагом развития человеческой цивилизации приобретают все более угрожающие, глобальные масштабы, на самом деле являются непосредственным отображением тех процессов, которые протекают в самом человеке, в его душе. Начинать преображение окружающей среды, природы человеку необходимо со своего внутреннего духовного мира. Семьдесят лет тоталитарных гонений на православие оставили нам в наследство не только духовную пустыню, которая молитвами святых и стараниями Матери Церкви начала оживать в последние десятилетия, но и целый комплекс социальных, нравственных, экологических и других проблем. Без глубокого духовного осмысления роли человека во вселенной их решение невозможно. 

— В зоне отчуждения священниками ведется пастырская деятельность. В чем ее специфика?

— Чернобыль — это незаживающая рана на теле нашего народа. Православная Церковь с особым чувством ответственности окормляет чернобыльцев. Церковь призвана осуществлять заповедь милосердия, любви и сострадания к ближним, поэтому она всецело со своим народом, с его бедами и скорбями. Как говорил премудрый Экклесиаст: «Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого — в доме веселия». Безусловно, в зоне отчуждения пастырское служение является актом особой христианской любви к пасомым. В Чернобыле действует Свято-Ильинский православный приход, который окормляет работников станции и более двухсот жителей-самоселов. Учитывая тот факт, что пастырь разделяет трудности жизни и скорби со своей паствой, живет ее чаяниями, заботами, проблемами, нужно отметить, что такое служение сопровождается немалой психологической нагрузкой, особой моральной ответственностью, определенными проблемами экономического и бытового характера. Настоятелю нашего чернобыльского храма отцу Николаю Якушину помогает и то, что он из местных, это его родная, кровная земля. Думаю, не нужно объяснять, в каком состоянии находится инфраструктура в зоне отчуждения. Но народ Божий нужно духовно окормлять повсюду, независимо от складывающейся жизненной ситуации. В этом, собственно, и состоит миссия Церкви. 

— Украинская Православная Церковь сотрудничает с чернобыльскими общественными организациями. Что оно дает для Церкви и чернобыльцев?

— Миссия Православной Церкви многополярна. Одним из ее аспектов является сотрудничество с общественными организациями. Церковь оказывает поддержку чернобыльцам, принимает участие в жизни многочисленных общин, пытается не только вникнуть в проблемы этих людей, но и оказать им посильную помощь. В Киеве давно открыт храм Входа Господня в Иерусалим, посвященный жертвам чернобыльской трагедии, в котором регулярно проводятся богослужения. Этот храм относится к Свято-Архангело-Михайловскому комплексу, возле которого, при непосредственном участии Украинской Православной Церкви, воздвигнут скорбный мемориал — символическая могила героев-ликвидаторов, которые в роковые часы и дни ценой жизни предотвратили глобальную катастрофу. Там же находятся книги с именами умерших чернобыльцев для вечного поминовения. По традиции, здесь начинаются ежегодные траурные мероприятия. В ночь на 26 апреля сюда приезжают ликвидаторы, вдовы погибших, зажигаются свечи, служится панихида, бьет чернобыльский колокол. А утром начинается церемония поминовения погибших героев и жертв катастрофы с участием первых лиц державы. 

Несколько лет назад в столице был возведен еще один «чернобыльский» храм — во имя святителя Феодосия Черниговского, который по праву считается покровителем людей, пострадавших от взрыва на ЧАЭС. По инициативе нашей Церкви почти во всех крупных городах Украины установлены памятные знаки, напоминающие людям о Чернобыльской трагедии. Это способствует привлечению внимания нашего общества не только к экологическим проблемам и опасности повторения таких катастроф, но и к бедственному положению людей, которые предотвратили более масштабные последствия аварии на ЧАЭС. Взаимодействие Церкви и чернобыльских организаций способствует решению многих вопросов, начиная от текущих проблем чернобыльцев и заканчивая глобальными вопросами экологической безопасности. 

— Ваше Блаженство, Вы благословили написание иконы «Чернобыльский Спас», которая стала святыней ликвидаторов и потерпевших. Она необычна по сюжету…

— Она была написана по инициативе «Союза Чернобыль Украины», крупнейшей общественной организации, объединяющей чернобыльцев. Икона является видимым выражением христианского единства. Через образ осуществляется мистическое единение в Боге всех, с верою и любовью притекающих к нему. Несомненным фактом является то, что икона «Чернобыльский Спас» придала особое духовное осмысление страшной чернобыльской трагедии и христианского подвига людей, не пожалевших своих собственных жизней ради всеобщего блага. Господь наш Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за друзей своих». Нужно отдать должное мужеству людей, которые исполнили свой общественный, а главное, христианский долг, осуществив в своей жизни самую главную и, наверное, самую тяжелую заповедь Господа — заповедь любви. Икона действительно немного необычна, но она ведь и посвящена особому трагическому событию в истории нашего народа. В ее центре находится обожженная радиацией сосна, по форме напоминающая крест, которая символизирует глубокую скорбь от выпавших на долю нашего народа испытаний. Но сюжет иконы в то же время оптимистичен, он дарит надежду на возрождение, об этом говорят и солнце, восходящее из-за саркофага на горизонте, и зеленеющая трава на переднем плане. 

— Готовит ли Украинская Православная Церковь проведение каких-либо мероприятий, посвященных трагическому юбилею?

— Традицией нашей Церкви стало проведение поминальных церковных мероприятий, посвященных страшной трагедии в Чернобыле. В этом году, по решению Синода УПЦ, в день 20-летия трагедии на ЧАЭС во всех православных храмах Украины будут совершены поминальные службы. Кроме того, Церковь примет участие в общественных панихидах, планируется проведение митингов-реквиемов, центром которых станут чернобыльские храмы Киева. 

— Недавно прошел крестный ход с иконой «Чернобыльский Спас». Как бы Вы прокомментировали это событие?

— Крестный ход, объявший собой всю страну, несомненно, способствовал духовному укреплению православных граждан Украины. То, что эту икону во всех уголках нашей родины встречало множество людей, говорит об объединяющем характере таких церковных событий. Каждый верующий смог приложиться к святыне, напоминающей всем нам о страшных последствиях человеческих попыток построить на земле рай без Бога.

— Одной из опасных болезней нашего общества является забвение ошибок прошлого. Как Вы считаете, сможет ли Чернобыльская трагедия стать тем страшным уроком, который послужит вразумлением для нынешних и будущих поколений?

— Мы на это надеемся и молимся Господу, чтобы он просветил светом истины всех своих недостойных чад, каковыми мы являемся. К сожалению, после этой катастрофы в нашем обществе не были сделаны соответствующие выводы, люди по-прежнему потребительски относятся к земле, на которой живут, забывая о колоссальной ответственности человека за врученный Богом дар жизни. Православная Церковь, осознавая свою ответственность за судьбы мира, глубоко обеспокоена проблемами, порожденными современной цивилизацией. Окружающая природа полностью вовлечена в жизнеобеспечение человека, и нарастающий экологический кризис вынуждает пересмотреть наши отношения с окружающим миром. До тех пор, пока человечество не научится мудро использовать данные Богом ресурсы природы и достижения цивилизации, оно не будет застраховано от подобных трагедий.

Интервью вел В.Чернышов

http://patriarhia.ru/ 


Петр Мамонов: Бегал, бегал, а тебе уже 55 Культовый рок-музыкант встретился с Богом 

Петр Мамонов Перед юбилейным концертом 25 апреля в Театре эстрады Петр Мамонов побеседовал с обозревателем газеты ВЗГЛЯД. И рассказал, что ничего такого особенного для юбилея делать не собирается. Просто выйдет на сцену – и дальше само собой все пойдет. 

- Кого вы сейчас слушаете? - Себя. На компактах. Интересно звучат. 

- Какие лучше – старые или новые?  - Новые. Слава Господи, новые. Потому что если старые лучше – сливай воду. Старые ненавижу просто. Ненавижу. Как я мог так жить, как я мог такие ориентиры… Ой… Последний альбом, который я раньше любил, вчера послушал – одни понты. Не разлюбил, а совсем перестал слушать. Все старье. Нельзя дважды в одну реку. 

- Мне жаль, что нельзя увидеть DVD со старыми концертами. - А знаешь, какую я программу сейчас делаю? С видеошоу, я буду такой на сцене… 

- Не осталось съемок 80-х годов?  - Все осталось. Но я гляжу, и мне все это неинтересно. Это такая ностальгия – как хорошо когда-то было на кухне. С двух до пяти продавалась водка! Я стоял с ночи, записывал номер на ладони… Дело не в водке, дело в ощущении. И поэтому все новое нужно, и никогда я старых песен не пою. Дух творит форму. Как живу, так и получается. Вот прожил три месяца. Книгу стихов написал, восемьдесят штук. И опять у меня молчок. А старое – не хочу. Значит, надо ждать, все будет. Душа не стареет совершенно. Меня тут назвали батей, я (делает характерный жест головой): «А что?» Я на самом деле батя. У меня старшему сыну 30 лет, между прочим. 

Удивительно… Меня постоянно мучает несоответствие задумки с тем, что получается. Чувствую, как я задумал вещь удивительную, божественную, вот такую (показывает руками), – и вот то, что я есть. И вот пропасть огромная. 

- С песнями так же? - С песнями поближе. Но тоже несоответствие все время мучает. Но там несоответствие другое. Там то, что хотел сказать, – не так сказал. А здесь – по жизни. А самое главное – это жизнь, а не петь что-то. 

- Это комплекс Дориана Грея? - Нет, это Христос. Христос великолепен и удивителен. Рядом с ним – бездна. И она повергает в такие состояния… Хочется залечь и сказать: «О Господи, прости меня!» Потому что никакого человека лучше я в своей жизни не знал. 

- Он ведь и не совсем человек. - Совсем. Вот он тут сейчас стоит на Небесах между Духом Святым и Отцом. Поэтому так важен момент воскресения, мы же плотью будем вознесены. Плотью, а не вообще абы как. И тайна такая в этом, что дальше разговаривать не о чем вообще. Какие песни? Шесть световых лет до ближайшей звезды. Вот настоящий масштаб человеческой личности! А не от «Новокузнецкой» до «Бибирева» проехать. А мы – вот где (показывает ноготь)! я – вот где! Пива выпить или не выпить? Пить или, может, не пить? 

- Деревенская жизнь труднее? Дрова колоть? - Это не те трудности, когда в день по сто раз хочется, а твердо знаешь, что нельзя. В деревне дрова колоть становится основной работой. А в городе всякие химеры – семью надо обеспечивать и прочая ерунда. И в городе затирается… Смотришь, а тебе уже полтинник. Я по улице Горького бегал, от Пушки до Трубы, от Пушки до Трубы. Глянь – а уже 45. И ничего не интересно – ни любимая жена, ни работа. Все, тупик. И вроде все в порядке – музыка… Ан нет, не выскочишь никуда. 

Никогда не надо бояться выкинуть все, что сделал. Заново записать. Опять выкинуть, опять заново записать. А в жизни-то так не получается. Чего-то наращиваешь, чего-то выбрасываешь. Идет нормальная жизнь. 

- Какие песни прозвучат в юбилейной программе? - Играть будем те песни, что мне нравятся. Из последних. Для актера самое главное – появиться. А петь или не петь… Появиться, встать в позу… Кто знает – это все. Кто не знает – уходит. В первые три минуты все уходят. Те, кто думает, что он в театр пришел. «Шоколадный Пушкин» – значит, про Пушкина, думают. Мои любимые зрители – те, кто из деревни приехал и между магазинами в театр забежал. Бывает, что они уходят. Или вдруг начинается гогот. Настоящий такой, деревенский. Просто ржут, и так им смешно. И ничего мне не надо больше. 

Как Юрий Владимирович. Я падаю под стул от смеха, когда вижу Никулина. От его приемов, раз и навсегда придуманных. От его почесывания пятки. Все, сливай воду. Вот какие они клоуны. А он почесал пятку – и мне смешно. Вот ушел он, и все бомжи на Цветном говорят: «Отец ушел». Потому что он то машину помыть, то троячок, то десяточку. До сих пор его помнят. Вот это – актер. Человек, который жил по-честному. Внутренняя планка была очень высокой, сейчас такое все реже и реже. 

На нас есть такая ответственность. И каждый день, что провел так-сяк, топором на тебе висит. А нам кажется, что вот куплю очередной домашний кинотеатр… И позову соседей, и такая жизнь начнется… Но купил, наступает новый день, а ничего не происходит. Надо опять деньги копить, на какой-нибудь «хаммер». Можно за такими занятиями жизнь проводить. А потом глядишь – ну и чего? 

Я себе такой мавзолей построил. Когда в деревню приехали, я дом 15 х 13 фундаментом заложил, пальцы гнул. И вот только теперь этот двухэтажный дом построили. Думаю: ну и чего? 600 квадратных метров камня. И что я, сумасшедший, чтобы в таком количестве камня жить? Детям всего этого не надо. «Было бы здоровье, остальное купим» – не надо. А одному мне, дураку такому, махина эдакая не нужна. Вот и трудности. Сами себе громоздим трудности. 

Мы снимали сейчас фильм с Сухоруковым на Белом море. Я ему поставил свой спектакль на DVD, он: «Чего это такое?» Я ему: «Ты смотри, если нравится – смотри, не нравится – выключи». Он мне: «Ничего не понимаю, но – нравится!» Он как актер все оценил. Не надо ничего понимать. Нравится или не нравится. 

В фильме Лунгина я играю старика. Он согрешил и возит тачку с углем. Играю святого человека. К батюшке пошел посоветоваться: «У меня жизнь такая грешная, а в кино надо играть почти святого». Он с меня все снял: «Петр, не сомневайтесь, это ваша работа, идите играйте!» А у меня уже голова заплелась восьмеркой… Так и пошел. С Виктором Иванычем встретились, с Дюжевым. И так мне неудобно – такие я клейма понаставлял, глядя в телевизор. Ты же такой альтернативный, глядя в телевизор, – а эти все там козлы. А Бог дал встречу – с одним, с другим. А человек настолько чище тебя, прекраснее… И думаешь, как же ты себе бельма забил собой, собой… 

Мы там с рыболовщиками сдружились, с мужиками этими. И вот он тебе слово скажет, и ты молчишь. Потому что ты начитанный такой, умный, а он такое одним словом скажет, о чем ты много лет думал и никак определиться не мог. 

Приехал домой, въехал в ворота, закрыл – и дома. Не просто в бетонном кубике, а на своей земле. В баню прошел, проверил, все ли нормально. В подвал спустился… Не то что копил деньги, и вот на Красное море поехал. Без толку все. Сиди на одном месте, прилипни к нему. Если в лужу не подливать воду, то лужа пересохнет и все лягушки в ней передохнут. «Не могу не пить!» – а ты не пей, и все! 

- Что концептуально поменялось для вас с того периода, когда писались песни вроде «Бутылки водки»? - Произошла встреча с Богом. 

- А что стало причиной? - Причиной стало существование Бога. Как это случилось – у каждого по-своему. Я припеваючи жил до 46 лет. Вообще мне это не надо было. Я думал, что буду вечно жить. Урод был натуральный. А как почувствовал? Да вот увидел, что есть нечто такое, что не может сравниться ни с пивом, ни с чем. А тебя любят, такого гнилого, ни за что. И прощают ни за что. Так удивительно. От людей я такого не видел, ни от кого. 

Надо примириться с собой, а потом идти к людям. А я иду со своими проблемами. Я до сих пор примириться не могу, что мне уже 55 лет, а я иду к людям со своими проблемами. Хочется показать хоть кусочек, что все у меня хорошо. А никак.  

http://www.vz.ru/culture/2006/4/24/31192.html


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу