Главная


В раздел


Обновление: 
25 ноября 2008 г.

 

 
Православная культура

"Ради сохранения единого образовательного и территориального пространства России". Открытое письмо Бородиной А.В. президенту России В. В. Путину в защиту курса ОПК

Уважаемый Владимир Владимирович!

Как отмечает российская общественность, нетерпимость некоторых чиновников системы образования к традиционным религиозным убеждениям русского народа стала неиссякаемым источником разрушительных для отечественного образования и культуры актов и постоянной причиной национально-конфессиональной напряжённости.

Нетолерантная, провокационная деятельность руководителей Министерства образования и науки обрела в ряде последовательных действий против курса "Основы православной культуры" форму особо ожесточённой вражды с традиционными убеждениями, конституционными и международными правами граждан России на национальную культуру, язык, религиозные убеждения и получение образования и воспитания в соответствии со своими убеждениями.

Более десяти лет на основе российского законодательства и международного права по вопросам свободы совести и религиозных убеждений, прав человека на родной язык, культуру, образование и воспитание детей я разрабатываю культурологический курс для светских общеобразовательных учреждений "Основы православной культуры" (программа А. В. Бородиной "История религиозной культуры"). Курс, согласно авторскому замыслу и результатам апробации, призван решать многие важнейшие образовательные и общественно-политические задачи: повышение качества гуманитарного образования (русский язык, литература, история, искусства, мировая художественна культура, безопасность жизнедеятельности), духовно-нравственное воспитание, творческое интеллектуальное и художественно-эстетическое и общекультурное развитие, успешная социализация в отечественной культуре, профилактика национальных и религиозных конфликтов, сохранение единого культурно-образовательного и территориального пространства России.

Учебно-методическое обеспечение названной программы включает около 30 пособий разного назначения: учебные пособия и рабочие тетради для учащихся, пособия для учителей, лекции, демонстрационный материал.

Пособия, представленные в Федеральный экспертный совет, успешно прошли экспертизу и получили соответствующие грифы. Пособия также проходили, получив высокую оценку, региональную экспертизу и апробацию в школах различного типа в России и за рубежом. Все пособия представляют собой единую систему историко-культурологического образования.

К справедливому возмущению российской общественности, назначенное Вами руководство Министерства образования и науки, попирая демократические основы конституционного строя, использует своё должностное положение не в целях создания условия для успешного выполнения социального заказа на курс "Основы православной культуры", а исключительно для борьбы с ним и для разжигания национально-конфессиональных конфликтов.

Перечислю конкретные шаги Министерства в этом направлении:

1. Была сделана попытка заменить название курса "Основы православной культуры", которое отражает суть и научную концепцию (исторические основы, особенности веры и понимания православной культуры) на что, собственно и начал формироваться заказ социума, на другое название "Православная культура" (Письмо от 22.10.2002).

2. Это письмо носило двойственный и провокационный характер: не зарегистрированное в Минюсте, оно как бы рекомендовало (оказывается, всего лишь ознакомиться с материалами!), но не обеспечивало права на изучение. Таким образом, само письмо несло в себе социальный конфликт изначально.

3. Министерство образования и науки в течение последних лет не информирует регионы о наличии грифов Минобрнауки на пособия А. В. Бородиной, о степени разработанности курса, о положительном опыте преподавания, но продолжает нагнетать обстановку, распространяя на сайте Министерства всякие некорректные высказывания нетолерантных "деятелей", не имеющих отношения к области культуры вообще и проявляющих нетерпимость к православной культуре.

4. Министерство образования и науки ликвидировало совет, который ранее проводил экспертизы пособий по данному курсу и присваивал грифы, вместе с тем продолжает требовать наличия грифов (принцип политики Министерства: требовать то, что само обязано делать, но не делает).

5. Министерство образования и науки не оказывало и не оказывает ни малейшей организационной и финансовой помощи для издания и распространения пособий по курсу ОПК, тем самым продолжая накалять социальные конфликты на местах, усугубляя положение другими формами разрушения отечественных традиций в области образования и культуры (ЕГЭ, сокращение ценностно значимого содержания в программах по базовым дисциплинам, включение в программы низкопробной и далёкой от отечественных традиций литературы, искажение исторических фактов и т. д.).

6. Расходование (в течение нескольких лет!) бюджетных средств на организацию коллективной работы по написанию и изданию учебного пособия по альтернативному курсу "История религий мира", который, по мнению российской общественности, в отличие от нашего курса, представляет собой организованную средствами государственного образования насильственную смену ментальности народа и агрессивную форму борьбы с демократическими основами государства и образования, а также является провокацией национально-конфессиональных конфликтов.

7. Лоббирование в федеральный компонент альтернативного, методически не выстроенного, не апробированного курса "История религий мира" с единственным пособием, содержание которого не принимается российской общественностью. Это вновь продемонстрировало нетерпимость чиновников к российским национальным и духовным традициям, к демократическим основам государства и вызвало взрыв возмущения общественности. Общественность волнует ещё и другое: если авторы учебника не включили в содержание все без исключения религиозные традиции народов России, ущемив интересы малых народов, значит, заложили в него ещё одну бомбу. Объяснить критерии отбора религий для изучения в России можно только заказом на борьбу с православием, разжигание национально-религиозных конфликтов и оказание содействия экстремизму.

Разрушительная и опасная для России во всех отношениях политика Министерства образования и науки требует Вашего, уважаемый Владимир Владимирович, немедленного вмешательства. Тем более что решение проблемы просто. Оптимальным выходом из создавшейся ситуации может стать срочное введение в федеральный компонент историко-культурологического курса по программе "История религиозной культуры" (А. В. Бородина), в рамках которого родился первый учебник и собственно курс с названием "Основы православной культуры" и одновременно возможно ознакомление с религиями мира. Программа предусматривает систематическое, последовательное, методически грамотно выстроенное освоение требуемого обществом содержания, то есть основ православной культуры, позднее в основной школе, после 6 раздела, то есть не раньше 7 класса, изучается история христианства (начиная с раннего христианства и до современности рассматриваются все направления в христианстве), затем (в старшей школе) - школьники знакомятся с др евними религиями и конфессиональной картиной мира.

Для прекращения глубокого социального конфликта и начала вывода российского образования из кризиса ПРОШУ Вас как президента, которому народ мог бы верить:

1. Ввести в федеральный компонент историко-культурологическую программу А. В. Бородиной "История религиозной культуры". Это позволит сохранить единое образовательное, культурное и территориальное пространство России, повысит качество базового гуманитарного образования и будет способствовать формированию традиционных ценностей при соблюдении принципа светскости образования.

2. Взять под личный контроль выполнение социального заказа на изучение курса "Основы православной культуры" в рамках программы А. В. Бородиной "История религиозной культуры" и создание условий для обеспечения качества обучения по данной программе (подготовка кадров, помощь в издании и распространении пособий).

3. При этом важным демократическим актом было бы предоставление регионам права разрабатывать региональные краеведческие курсы по их желанию, в соответствии с региональным социальным (национально-конфессиональным) заказом (не вместо единой программы "История религиозной культуры", включая "Основы православной культуры", а в дополнение и расширение общероссийского федерального курса!).

Уважаемый Владимир Владимирович! С некоторой надеждой народ встречает Ваши последние инициативы по решению демографической проблемы и по защите русского языка как национального достояния и важнейшего фактора единения народа. Позвольте выразить Вам и свою признательность за то, что Ваша личная ответственная позиция в вопросах культуры становится некоторым авторитетным сдерживающим явлением для ненавистников русской культуры и русского языка, проводников политики разделения России. Со своей стороны и от лица большого коллектива соратников хочу выразить готовность содействовать Вашим начинаниям в данном направлении, чтобы они не ограничивались лозунгами, фестивалями, рекламой, бюджетными затратами, но принесли конкретные результаты по сохранению и распространению русского языка, единства нации, духовному и физическому здоровью. Уверенна, что в России не уничтожены и никогда не будут уничтожены духовно-нравственные, в том числе и миротворческие, ресурсы для того, чтобы сделать благополучным проживание всех народов России, чтобы вернуть детям великий государственный русский язык (к сожалению, сегодня школьники общаются на нецензурном языке и не умеют грамотно писать), чтобы родители перестали бояться рожать детей не только в связи с финансовой поддержкой, а будучи уверенными, что их дети не станут жертвой наркобизнеса, порнобизнеса или фашистов-медиков. Хочется, чтобы и школа и семья воспитывали и развивали не просто единицу населения, а личность, ценностно ориентированную, способную к творческой реализации, к созданию семьи, служению Родине.

Огромный ресурс для этого заложен в нашем курсе, на пути которого более десяти лет стоят человеконенавистнические силы. Однако они не учитывают духовного фактора и не понимают, что, какие бы административные и финансовые ресурсы не привлекались, затяжная борьба лишь будет обнаруживать подлинное лицо должностных лиц и заказчиков их политики. Даже если наверху управления окажутся все ненавистники России, её вселенскую миссию будет осуществлять народ. Как это уже было в истории. России не может быть без её духовности. И России не может не быть. От Вас же, уважаемый Владимир Владимирович, зависит сейчас многое - разумное решение проблемы, соединение духовно-нравственной мощи нации и административных ресурсов. И хочется надеяться, что Вы сделаете всё возможное для благополучия России.

Алла Валентиновна Бородина, автор и разработчик курсов "Основы православной культуры" и "История религиозной культуры, к. культурологии, член Союза писателей России, лауреат Международного конкурса детской и юношеской литературы им. А. Н. Толстого, кавалер ордена Прп. Сергия Радонежского РПЦ, глав. ред. изд-ва "ОПК", координатор движения "Народный собор", президент Фонда "ОПК"

"Русская линия" 22 июня 2006 г.


Зампред комитета Госдумы по международным делам считает преступным лишение школьников возможности изучать ОПК

Незнание православной культуры как основы исторического прошлого России лишает страну будущего, считает зампред комитета Госдумы по международным делам, доктор исторических Наталия Нарочницкая, сообщает "Интерфакс-Религия" со ссылкой на "Труд".

"Преподавание "Основ православной культуры" совершенно не противоречит законодательству. Наоборот - преступно отрывать своих граждан от той религиозно-философской картины мира, которая двигала всеми предыдущими поколениями русских людей", - заявила Н.Нарочницкая в опубликованном в четверг интервью газете "Труд".

Без этого, по мнению депутата, "нет будущего у России".

Подлинной основой гражданской и политической свободы, считает Н.Нарочницкая, может стать именно религиозная вера, наделяющая человека "внутренней силой и свободой от того, что происходит вокруг".

И так же, как верующий человек не разделяет "себя в Церкви и себя в жизни", Церковь, по ее словам, не может "перестать быть Церковью и отделиться от общества", ведь в этом случае она "просто не будет выполнять свою непосредственную задачу связи человека с Богом и миссию по утверждению истины".

"Поэтому глас религиозной совести, конечно, должен звучать во всех областях жизни. И это совершенно не противоречит конституционному отделению Церкви от государства", - полагает депутат.

"Интерфакс-Религия"


В школах России не будет религиозного образования, сообщил министр образования и науки РФ

В общеобразовательных российских школах не будет вводиться религиозное образование, сообщил 25 июня министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По его словам, религиозного образования в светских школах не может быть по Конституции, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на "Русскую службу новостей".

"Оно может быть в воскресных школах, оно может быть в духовных школах и семинариях", - сказал министр в прямом эфире "Русской службы новостей".

При этом, в образовательном процессе в той или иной мере будут присутствовать курсы, связанные с историей, культурой тех или иных религий, отметил Фурсенко. По его мнению, сложность заключается в том, каким образом эти курсы должны подаваться и как они должны называться.

"Это по-прежнему, является предметом дискуссий", - заметил Фурсенко.

"Если мы говорим о курсе "История мировых религий", то абсолютно ясно, что он должен быть разделен, ведь в нем будет изучаться достаточно большой курс истории и культуры православия, затем - культура и история ислама", - сказал министр.

Он также отметил, что историю и культуру религий нужно преподавать всем.

РИА "Новости"


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу