Синод Русской Зарубежной Церкви
окончательно утвердил Акт о каноническом общении с
Московским Патриархатом
Архиерейский Синод РПЦЗ, завершивший
трехдневное заседание 20 апреля, принял текст
окончательного определения об утверждении Акта о
каноническом общении между Русской Православной Церковью
Заграницей и Московским Патриархатом. Данное определение
Синода будет оглашено на торжественной церемонии подписания
Акта в храме Христа Спасителя 17 мая.
Синод также принял решение направить в Москву для участия
в торжествах подписания Акта официальную делегацию РПЦЗ во
главе с ее первоиерархом митрополитом Лавром и одобрил
программу предстоящих празднований.
Во всех храмах Зарубежной Церкви по решению Синода до
времени подписания Акта на каждом богослужении теперь будет
возглашаться особая молитва о том, чтобы Бог благословил
"благое намерение" митрополита Лавра "со спутники его" и дал
им "дух премудрости и разума", чтобы совершить дело
"устроения единства святыя Церкве Российския", а также
устроил им "скорое и безбедное по воздуху превождение и
благополучное восвояси возвращение".
Особое благословение Синода было преподано регенту Петру
Фекуле и певчим сводного хора Русской Зарубежной Церкви,
который будет участвовать в совместных богослужениях,
связанных с подписанием в Москве Акта о каноническом
общении.
Были приняты и другие решения, связанные с предстоящим
восстановлением канонического общения РПЦЗ с Церковью в
Отечестве. Так, признаны находящимися в священном сане два
священника РПЦЗ, ранее перешедшие в Московский Патриархат и
лишенные сана Зарубежной Церковью, а один священник
освобожден от наложенного на него по этой же причине
запрещения в священнослужении. В прошлом месяце Синод
Московского Патриархата принял аналогичные решения в
отношении некоторых священнослужителей Русской Православной
Церкви, самовольно перешедших ранее в РПЦЗ.
Архиерейский Синод также принял "Обращение
к боголюбивой пастве", в котором призвал верующих
провести "светлые дни, ведущие нас к восстановлению мира и
единства в поместной Русской Православной Церкви", в добрых
делах и молитвах о том, чтобы предстоящий визит делегации
РПЦЗ в Москву "прошел благополучно, с пользой для всей
Русской Православной Церкви".
Вместе с тем члены Синода "вновь и вновь" подтвердили,
что возглавляемая ими РПЦЗ "не намерена отступать от
заповеданного нашими отцами пути, изменяя что-либо в своем
полном неприятии каких-либо ложных учений наподобие
"экуменизма". По мнению заграничных архиереев, теперь они
получат возможность "оказать посильную помощь" православному
народу и "предостеречь его от всякого рода "либеральных" и
"синкретических" истолкований".
Результаты закончившегося 20 апреля заседания
Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в основном
завершают подготовку к историческому событию восстановления
церковного единства, заявил секретарь комиссии Московского
Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью
протоиерей Николай Балашов.
"В Москве удовлетворены тем, что Синод РПЦЗ подтвердил
состав высокой делегации Зарубежной Церкви, которая в мае
примет участие в торжествах воссоединения, и окончательно
одобрил Акт о каноническом общении в его заключительной
редакции, как и прочие договоренности комиссий, выработанные
в ходе восьми рабочих заседаний на протяжении 2004-2006
годов, а также итоги переговоров, состоявшихся в Москве в
январе 2007 года с делегацией РПЦЗ", - сказал отец Николай.
На вопрос о том, остаются ли еще неурегулированные
вопросы, которые предстоит разрешить до 17 мая,
представитель Отдела внешних церковных связей ответил, что
нужно окончательно урегулировать проблемы, связанные со
статусом нескольких священнослужителей, а также положением
приходов Зарубежной Церкви на канонической территории
Московского Патриархата, в том числе на Украине. По словам
отца Николая, "есть основания надеяться на их благополучное
разрешение".
Между тем в сообщении, опубликованном официальным сайтом
РПЦЗ по итогам Синода, ничего не говорится о решениях по
вопросу о Таврической и Одесской епархии Зарубежной Церкви,
главе которой, епископу Агафангелу (Пашковскому), на
расширенном заседании Синода РПЦЗ в декабре прошлого года
было вменено в обязанность "немедленно восстановить в своей
епархии поминовение первоиерарха" (митрополита Лавра), а
также был предоставлен трехмесячный срок для "урегулирования
положения клириков его епархии".
В Отделе внешних церковных связей отказались
комментировать эту тему, сославшись на "продолжающиеся
консультации", которые проходят "в духе взаимопонимания".
Осенью прошлого года епископ Агафангел резко осудил
решения Архиерейского Cинода РПЦЗ о предстоящем
воссоединении с "пребывающей в расколе Московской
Патриархией", как говорилось в заявлении прошедшего под его
председательством чрезвычайного епархиального собрания. На
этом основании в епархии было прекращено поминание в
церковных молитвах митрополита Лавра как главы РПЦЗ.
В заявлении, опубликованном в октябре 2006 года, епископ
Агафангел утверждал: "Я не признаю подписанного Синодом
документа об утверждении Акта о каноническом общении".
В январе епископ Агафангел заявил в своем рождественском
послании, что время для единства с Московским Патриархатом
настанет только тогда, когда "мы увидим, что эта часть
Церкви в полноте своей верит, думает и живет, как мы", а
пока в ней продолжается "узурпация власти священноначалием",
потому что Церковью управляют архиереи, а "народ и
духовенство отсечены от церковного управления".
В конце прошлого года часть духовенства епархии,
возглавляемой епископом Агафангелом, перешла в
новообразованную "Российскую православную церковь", которую
возглавляет бывший иерей Западноамериканской епархии РПЦЗ
Антоний Орлов, провозгласивший себя "митрополитом Московским
и Всероссийским, Лос-Анджелесским и Всезарубежным".
Радонеж, Патриархия.Ru
Власти Эстонии демонтировали памятник
Воину-Освободителю
Власти Эстонии демонтировали памятник Воину-Освободителю,
стоявший на площади Тынисмяги в центре Таллинна. В массовых
беспорядках, произошедших в Таллинне в четверг после того,
как стало известно о начале раскопок на месте захоронения
останков советских воинов у Бронзового солдата, принимали
участие около 2 тысяч человек. Для разгона демонстрантов
полиция применила водометы и слезоточивый газ. Один человек
погиб, 44 ранены.
"По-моему, это новое варварство, а вовсе не
восстановление исторической справедливости", - заявил
секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП
протоиерей Михаил Дудко. При этом, отметил он, речь идет о
"борьбе с мертвыми - борьбой не просто с уже ушедшими
людьми, но теми, кто пожертвовал своей жизнью в священной
войне во время борьбы с человеконенавистнической идеологией
фашизма". "Это люди, которые, по слову Евангелия, отдали
души свои за други своя. И мы из Евангелия знаем, что больше
той любви нет в этом мире", - подчеркнул священник.
Православная Церковь, напомнил отец Михаил, призывает
"уважать ушедших от нас людей, тем более павших на полях
битвы".
Радонеж, Патриархия.Ru
Профессор МДА диакон Андрей Кураев
скептически настроен в отношении будущего России с учетом
демографической ситуации в стране
"России осталось 50-60 лет. Мы стремительно вымираем.
Страна, в которой мальчишки не хотят быть солдатами, а
девочки матерями, не может существовать", - сказал отец
Андрей. Высказывая отношение к эвтаназии, отец Андрей
отметил, что оно "резко отрицательное". "В нашей стране с
вечным квартирным вопросом детки смогут убедить родителей в
необходимости эвтаназии. Эвтаназию должны делать врачи. Но
они дают клятву Гиппократа, и эвтаназия - нарушение этой
клятвы. Смерть - это таинство. Мы не все о ней знаем. По
этой причине все религии в мире - против эвтаназии", -
заявил отец Андрей.
Радонеж
С 1 сентября в школах Москвы введут
факультативный курс "Религии мира"
Первый урок в новом учебном году в столичных школах будет
посвящен 860-летию Москвы, а программу дополнят новыми
факультативами и увеличат количество часов обучения
иностранным языкам. Как сообщила глава столичного
департамента образования Любовь Кезина, "в новом учебном
году вместо двух часов иностранные языки будут преподаваться
три часа, а для старшеклассников будет введен факультативный
урок "Религии мира". "Учебник по этому предмету уже
выпущен", - сказала она, уточнив, что учебник для 10-11
классов подготовлен авторами Академии образования и
Института истории Академии образования. "Он согласован со
всеми конфессиями, учтены замечания всех представителей
религий", - сказала Кезина. Она уточнила, что все учителя,
которые будут вести этот факультатив, уже прошли подготовку,
однако по договоренности с Академией летом будут проведены
дополнительные курсы обучения педагогов.
"Помимо этого, с 1 сентября 2007 года в московских школах
будут внедряться нормы ГТО", - сообщила Кезина.
По ее данным, городские власти выделят 15 грантов в
области науки и технологии по 1 млн. рублей для
образовательных учреждений столицы, 394 московских учителя
"за профессионализм" получат от правительства города премии
в размере 100 тыс. рублей.
Седмица.Ru
Открылся первый в Рунете сайт о вреде
колдовства
20 апреля в Сети появился первый русскоязычный сайт
"Любовный приворот и его последствия", цель которого -
предупреждение об опасности желающих обратиться к привороту
и другим магическим услугам, а также - оказать помощь тем,
кто уже пострадал от подобного рода "услуг".
Сайт размещен на домене zagovor.ru, где раньше
располагался колдовской сайт. Запоминающийся домен был
выигран на аукционе в соперничестве с поставщиками
магических услуг.
Сегодня число сайтов, предлагающих различные магические
услуги, исчисляется в Рунете сотнями. И все они находят свою
клиентуру, т.к. число ищущих этих услуг огромно. Самая
популярная из них - любовный приворот. Последствия
разрушительны - несчастные судьбы, физические и психические
болезни, самоубийства, бесовская одержимость. На новом сайте
приведено множество таких примеров из жизни, а также
помещены статьи психологов и священнослужителей, объясняющих
духовную суть приворота и рекомендации по борьбе с его
последствиями.
Zagovor.ru
- дочерний проект известного православного
сайта perejit.ru, который помогает пережить трагедию развода
и расставания. На сайте приведен список организаций, которые
помогают жертвам оккультизма. На сегодня этот список очень
мал, в сравнении с масштабами бедствия. Авторы сайта
приглашают к сотрудничеству всех имеющих отношения к данной
теме.
Седмица.Ru
Мощи св. апостола Андрея Первозванного
прибыли в Санкт-Петербург
Мощи святого апостола Андрея Первозванного, по
благословению митрополита Одесского и Измаильского
Агафангела, были спецрейсом доставлены из Одессы в
Санкт-Петербург. Спустя двадцать минут после прибытия,
святыня, в сопровождении милицейского эскорта, была
доставлена в храм святых апостолов Петра и Павла.
В своей речи епископ Белгород-Днестровский Алексий,
викарий Одесской епархии, сказал, что "прибытие мощей
знаменует собой единение двух городов: Северной Пальмиры и
Пальмиры Южной". Как известно, в основание Санкт-Петербурга
заложена частица мощей святого апостола Андрея
Первозванного.
Православная святыня хранится в специально сделанном
ковчеге в виде храма, украшенном эмалью и драгоценными
камнями. В ковчеге, имеющем форму стопы, проделано
отверстие, позволяющее увидеть мощи и приложиться к ним.
Святой Апостол Андрей Первозванный - один из наиболее
почитаемых святых у православных Украины и России. Как
сообщили СМИ Санкт-Петербурга, возле святых мощей апостола
зафиксировано три случая исцелений.
Седмица.Ru
Дети религиозных родителей лучше себя
ведут и приспосабливаются к окружающему миру, чем их
сверстники, считают американские социологи
Они опросили преподавателей и родителей более 16 тысяч
детей, в основном первоклассников, чтобы выяснить, как часто
малыши чувствуют себя несчастными, и насколько успешно они
взаимодействуют со своими одноклассниками. Исследователи
сравнили эти данные с тем, как часто родители говорят с
детьми о вере, или спорят о религии в доме. Дети, родители
которых регулярно посещают церковь и беседуют с малышами о
религии, лучше владеют собой, имеют более развитые
социальные навыки и способности к обучению, чем их
сверстники из нерелигиозных семей.
Православие.Ru
16 мая в Москве пройдет I Всероссийский
форум многодетных и приемных семей
Девиз Форума: "Много деток - хорошо!". Участники Форума:
свыше 500 представителей сообществ многодетных семей из
более чем 60 субъектов РФ, известные политические и
общественные деятели, выступающие в поддержку многодетных
семей и поддерживающие идею проведения Форума. Место
проведения Форума: Суворовская пл., д. 2 (Культурный центр
Вооруженных Сил РФ, Краснознаменный зал). Контакты
организаторов: т./ф.(495) 670-48-52, e-mail:
rusforum@mail.ru
26 мая в 15 регионах России православная общественность
намерена провести митинги, шествия и пикеты в поддержку
включения "Основ православной культуры" в федеральный
образовательный компонент.
В Москве акция в поддержку "ОПК" пройдет 26 мая на
Славянской площади в 14:00.
Принят к рассмотрению новый иск
антидарвинистов к Министерству образования и науки РФ
Принят к рассмотрению новый иск антидарвинистов к
Министерству образования и науки РФ, в котором они требуют
исключить из школьного учебника биологии слова, оскорбляющие
чувства верующих.
Рассмотрение иска состоится в Санкт-Петербурге 29 мая,
сообщил адвокат Константин Романов. К неприемлемым для
верующих словам, по мнению истцов Марии и Кирилла Шрайберов,
относятся "мифы", "легенды", "сказки" и "нелепости". Их
употребляют по отношению к событиям Священной Истории,
описанной в Библии, авторы учебника для 10-11-х классов
издательства "Дрофа" за 2004 год. Истцы просят Минобрнауки
внести поправки в этот учебник.
Как пояснил Романов, подача нового заявления была
продиктована постановлением об отклонении предыдущего иска
против безальтернативного преподавания теории Дарвина в
российских школах. Истцы получили текст постановления только
через два месяца после решения суда.
Вместе с тем они с удовлетворением отметили, что суд
согласился с их мнением о неуместности использования
названных слов в отношении к религиозным учениям. Суд при
этом сослался на "признаваемое государством на уровне
федерального законодательства уважение к религии вообще и к
Христианству в частности".
Интересы несовершеннолетней Марии, оставившей учебу из-за
нежелания изучать антихристианскую теорию, по-прежнему будет
представлять ее отец Кирилл Шрайбер. Сама бывшая школьница
сейчас находится в Санкт-Петербурге, но в мае намерена вновь
уехать в Доминиканскую Республику, где участвует в проекте
строительства "русской деревни".
Седмица.Ru
ЧИСЛО РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИЗУЧАЮЩИХ
РЕЛИГИЮ, ВЫРОСЛО ЗА ГОД НА 15-18%
Москва, 24 апреля 2007 г.
За последний учебный год количество российских
школьников, изучающих историю и культуру религий, выросло на
15-18%, согласно данным специального мониторинга комиссии
Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы
совести, поступившим 24 апреля в "Интерфакс".
В настоящее время, по данным Общественной палаты,
предметы о религии в России изучают около 700-800 тыс.
школьников. В преподавании этих курсов занято не менее 20-30
тыс. учителей.
Подавляющее большинство учащихся государственных и
муниципальных общеобразовательных учреждений - около 500-600
тыс. - изучает различные курсы православной культуры. Курсы
исламской культуры изучает ориентировочно 150-200 тыс.
школьников, курсы философско-религиоведческого содержания -
50 тыс., курсы по истории и культуре иудаизма - 10 тыс.,
буддизма - 10 тыс., традиционных религий малочисленных
народов Севера - 10 тыс. учащихся.
Практически во всех регионах, где учебные курсы о религии
изучают от 5000 и более школьников, основная часть
приходится на курсы религиозной культуры, традиционной для
этих мест: православия, ислама или буддизма. При этом
изучение философско-религиоведческих курсов вообще не
фиксируется либо охватывает лишь несколько школ в регионе с
числом обучающихся несколько сот школьников.
В среднем соотношение распространенности курсов
религиозной культуры и курсов философского религиоведения
составляет примерно 10 : 1.
Мониторинг Общественной палаты "Обеспечение свободы
совести и вероисповедания учащихся в государственной и
муниципальной системе общего образования" подготовлен по
результатам информации, полученной из 72 субъектов РФ.
http://www.pravoslavie.ru/news/070424151013
В Свято-Даниловом монастыре прошел
круглый стол на тему «Семья в современной Церкви»
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексия Патриарший центр духовного развития детей и
молодежи в 2006/2007 году проводит серию
церковно-общественных круглых столов и пастырских совещаний,
посвященных актуальным вопросам современной церковной жизни
и пастырской практики. Круглые столы привлекают повышенное
внимание церковной общественности, вызывают широкий
резонанс, как в церковной жизни Москвы, так и во многих
епархиях Русской Православной Церкви.
26 апреля в Доме наместника Московского Свято-Данилова
монастыря прошел круглый стол на тему «Семья в современной
Церкви», посвященный таким актуальным вопросам, как
богословское осмысление семейной жизни, церковная и
литургическая жизнь семьи, пастырское окормление семьи,
место семьи в церковной общине. К участию в круглом столе по
традиции были приглашены известные и авторитетные
священнослужители г. Москвы, сотрудники Синодальных отделов,
известные церковно-общественные деятели.
В пастырском совещании приняли участие председатель
Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами
и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата
протоиерей Димитрий Смирнов, секретарь Отдела внешних
церковных связей по межправославным отношениям протоиерей
Николай Балашов, руководитель Патриаршего центра духовного
развития детей и молодежи игумен Иоасаф (Полуянов),
профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член
Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей
Георгий Митрофанов, настоятель храма Живоначальной Троицы в
Хохловском переулке протоиерей Алексий Уминский, директор
Школы молодежного служения игумен Петр (Мещеринов).
Участники круглого стола признали высокую значимость
обсуждения поднятых на совещании проблем и высказали
пожелания и в будущем продолжить традицию проведения таких
встреч.
А днем ранее состоялось вручение свидетельств группе
выпускников Школы молодежного служения по направлению
«Духовные основы семьи и воспитания детей». Занятия
проходили в Патриаршем центре духовного развития детей и
молодежи с октября 2006 года по апрель 2007 года один раз в
неделю.
Пресс-служба ПЦДРДМ/Патриархия.ru http://patriarhia.ru/db/text/232801.html
Благочестивых мироносиц память
совершающе, и всех ученик Твоих, в светлом Твоем востании,
воспеваем Тя Христе.
Канон женам-мироносицам, песнь 5
Богоматерь с младенцем. Вышитая икона. (Карлаг, автор –
Д.М. Рогальская). Творчество и быт ГУЛАГа Вот уже две тысячи
лет для православных христиан жены-мироносицы являют собою
пример подлинных христианских добродетелей верности и любви.
Один из православных священников-богословов XX века
как-то на проповеди сказал: «Как часто в жизни религиозной
наблюдаем мы обстановку смерти, страданий и погребения
Спасителя. Ведь Христос ежечасно распинается в мире.
Скрывает Божественный лик Свой за завесою страданий и
испытаний, чтобы почувствовал Его любовь человек, чтобы эта
Христова любовь раскрылась бы в страданиях человеческих. И
как мало здесь подобных святым мироносицам. Как трудно
представляется человеку сохранить полную верность Господу и
Спасителю своему в минуты постигающих его испытаний… А вот
здесь-то именно и открывается истинная христианская
верность».
Действительно, как часто сейчас можно услышать, что
невыносимо трудно порою бывает сохранить не то что совесть,
достоинство или честь, а простую нелицемерную верность
Христу и Его заповедям. Но нельзя сказать, что сохранить
верность эту в современном мире невозможно. Это было и будет
возможно всегда, и мы знаем множество примеров тому, как
простые люди, такие же, как мы, невзирая ни на какие
обстоятельства, хранили верность Христу до конца своей
жизни, как печатью запечатлевая эту верность мученической
смертью.
Так, в 1930-е годы многие их наших соотечественниц, как
поется в 9-й песне канона новомученикам и исповедникам
Российским, «мужественно последовали за Христом, возложив на
себя исполнение служения мироносиц, терпя страдания за имя
Его, верно служа отцам, мужьям и братьям нашим, принявшим
мучения ради Христа».
27 июня 1930 года Сталин, выступая на XVI съезде ВКП(б) с
политическим отчетом ЦК, сказал: «Репрессии в области
социалистического строительства являются необходимым
элементом наступления». Спустя четыре года на XVII съезде
партии был объявлен курс на «искоренение пережитков
капитализма в сознании людей». Теперь главную роль на себя
должна была взять система принудительного труда, так долго
разрабатываемая и на деле так «мало» еще применяемая.
Как ядовитый, смертельно опасный дым, в воздухе уже
витала идея, провозглашавшая: «Социализм – превыше всего, во
имя его победы все дозволено». Именно тогда на смену морали,
нравственности, дружелюбию пришли разнузданность и
похабщина, ненависть и недоверие ко всем окружающим. Лагеря,
расстрелы, раскулачивание отнюдь не были тайной для любого
советского гражданина той эпохи. Об этом знали, но боялись
говорить. Сомневались в правомерности всего этого, но тут же
отбрасывали свои «мелкие» человеческие сомнения, боясь
повторить участь уже осужденных.
Советской властью с неутомимостью и зверским азартом
проводились одна за другой крупномасштабные операции по
выявлению и уничтожению «врагов социализма». Тогда-то
начальники карательных органов и предложили организовать
исправительно-трудовые лагеря не только для изменников
родины, но и для членов их семей. Стали появляться, помимо
уже существующих «мужских» лагерей, лагеря для жен
«изменников родины».
Всего в Союзе насчитывалось четыре собственно женских
лагеря: Акмолинский лагерь в Казахстане, Темляковский
лагерь, располагавшийся в 40 км от г. Горького,
Джангижирский лагерь, находившийся в 100 км от г. Фрунзе и
Темниковский лагерь в Потьме. Самым «знаменитым» был
Акмолинский лагерь жен изменников родины, или АЛЖИР, как
иронически прозвали его отбывающие там наказание женщины. В
документах он именовался исправительно-трудовым лагерем
«Р-17».
«P-17» официально стал числиться как Акмолинское
отделение Карагандинского исправительно-трудового лагеря
лишь с 29 декабря 1939 года, а до того времени он фактически
был зависим непосредственно от Москвы, являясь
самостоятельной единицей. Вообще свою историю отделение
ведет с 26-го поселка трудпоселений, на базе которого и было
создано.
Сюда, в поселок № 26, в 1932 году привезли переселенцев
из Белоруссии, а в 1933 году – из Крыма, Украины и Молдавии.
Спустя некоторое время, в 1936 году, здесь началось
строительство бараков и формирование детской колонии. Но уже
в августе 1937 года переселенцы были выселены в другие
спецпоселки.
Через некоторое время земля, на которой еще не высохли
горькие и кровавые слезы спецпереселенцев, была снова
орошена слезами теперь уже «алжирок».
Обобщенный портрет «изменника родины» нарисовать
невозможно, хотя советская власть прилагала немалые усилия к
тому, чтобы обезличить тех, кто попадал в лагеря. Так было и
в АЛЖИРе. Туда попадали женщины разных национальностей,
социального положения и профессий. Экономист, врач,
зоотехник, музыкант, педагог, продавец, химик – наиболее
часто встречающиеся профессии узниц АЛЖИРа. Но были и такие,
кто не имел профессии к моменту ареста: в их личной карточке
осужденного в графе «специальность» было записано: «не
имеет» или «без специальности».
Работать в невыносимых условиях на самой грязной и
изматывающей работе приходилось не только не получившим
профессию, но и тем женщинам, у которых было гуманитарное,
музыкальное и иное образование, не нужное никому в лагерных
условиях.
В лагере среди прочих выделялись женщины, которые не были
женами «изменников родины» и не являлись членами их семей.
Но особо жестокое к ним отношение со стороны надзирателей и
начальства предписывалось указами и распоряжениями сверху.
Что же это были за женщины и чем они так не угодили
советской власти?
Они не были революционерками, стремившимися к смене
режима. Они не воровали деньги из государственной казны для
своих нужд, не занимались порчей государственного имущества.
Но эти и многие другие преступления против власти и
отечества инкриминировались им в вину. Потому что это были
женщины, готовые отказаться от всего, кроме самого для них
главного – православной веры!
Сказать при всех о том, что ты верующий православный
человек, в то время было равносильно тому, чтобы прилюдно
объявить себя сумасшедшим. Но отношение к последним было в
тысячи раз лояльней, чем к христианам, мусульманам и вообще
верующим людям.
«Религия – опиум для народа» – лозунг, известный многим
людям старшего поколения. Прикрываясь именно этим лозунгом,
грабили и взрывали храмы, ссылали и расстреливали
священников, монахов и мирян. Были и в АЛЖИРе женщины, не
пожелавшие отречься от веры во Христа и тем обрекшие себя на
лагерное заключение.
Много православных страдало в лагерных узах. Некоторые из
них, живя в тяжелейших условиях, озлобились на власть, не
сохранили любовь к ближнему, впали в грех осуждения. Но все
же многие до последней минуты своей жизни хранили веру,
надежду и любовь.
Новомученики за веру и исповедники прославлены ныне
Русской Православной Церковью в лике святых. Среди них и 12
узниц Акмолинского женского лагеря. 12 женщин твердой веры,
помня слова Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и
гнать и всячески неправедно злословить за Меня», безропотно
претерпели лагерные муки и со смирением склонили свои главы
в час смертный. Вот их имена.
Евдокия Прохоровна Андрианова. Монахиня. Родилась в с.
Губино Виноградского района Московской области. В 1932 г.
была осуждена тройкой ПП ОГПУ МО по ст. 58-10 и приговорена
к 3 годам лишения свободы. Срок наказания отбыла. После
освобождения работала уборщицей в школе с. Губино. С 1937 г.
не работала по состоянию здоровья. 7 октября 1937 г. вновь
арестована и 21 ноября 1937 г. осуждена тройкой НКВД по
Московской области на 8 лет лишения свободы за то, что
«среди местных колхозников вела к/р (то есть
контрреволюционную) сектантскую деятельность, направленную
против мероприятий соввласти». Поступила в КАРЛАГ с
московским этапом 20 декабря 1937 г. Находилась в
Акмолинском отделении КАРЛАГА (АЛЖИР). В АЛЖИРе арестована в
1942 г.
Анна Антоновна Водоланова. Родилась в 1890 г. в
Кадиевском районе Донецкой области в крестьянской семье, в
1935 г. осуждена по ст. 58-10 УК на 6 лет
исправительно-трудовых лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
Акилина Степановна Дубовская. Родилась в 1892 г. в
Старобельском районе Минской области в крестьянской семье,
работала в индивидуальном хозяйстве; в 1937 г. осуждена по
ст. 58-10 на 10 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
Наталия Федоровна Копытина. Родилась в 1885 г. в
Трубетчинском районе Рязанской области в крестьянской семье,
работала в индивидуальном хозяйстве; в 1937 г. осуждена по
ст. 58-10 на 8 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
Александра Михайловна Смолякова. Родилась в 1880 г. в
Лебединском районе Рязанской области; в 1939 г. осуждена по
ст. 58-10 на 10 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
Ирина Лаврентьевна Гуменюк. Родилась в 1885 г. в
Фельшинском районе Каменец-Подольской области в крестьянской
семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г.
осуждена по ст. 127 на 8 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
Ксения Михайловна Радунь. Родилась в 1875 г. в
Демитревском районе Черниговской области в крестьянской
семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г.
осуждена по ст. 127 на 5 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
Марфа Ивановна Дударенко. Родилась в 1885 г. в Зинковском
районе Полтавской области в крестьянской семье; в 1939 г.
осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 3 года лагерей; срок отбывала
в АЛЖИРе.
Домна Ефимовна Василькова. Родилась в 1887 г. в
Минаковском районе Подольской области в крестьянской семье,
работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г. осуждена по
ст. 58-10 на 3 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
Татьяна Игнатьевна Кушнир. Родилась в 1889 г. в
Вобровицком районе Черниговской области в крестьянской
семье, работала в индивидуальном хозяйстве; осуждена по ст.
58-10 ч. 1 на 2 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
Наталия Семеновна Карих. Староста церкви. Родилась в 1885
г. в с. Романово Лебедянского уезда Тамбовской губернии,
работала в индивидуальном хозяйстве; 30 декабря 1937 г.
осуждена тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области по ст.
58-10 ч. 1 на 8 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе.
Иустина Матвеевна Меланич. Родилась в 1887 г. в
Тупиченском районе Черниговской области в крестьянской
семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г.
осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 2 года лагерей; срок отбывала
в АЛЖИРе.
20 апреля 1942 года судебной коллегией по уголовным делам
Карагандинского облсуда в Акмолинском отделении КАРЛАГА
монахиня Евдокия Прохоровна Андрианова и еще 10 женщин были
приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор
приведен в исполнение. Иустина Матвеевна Меланич приговорена
к 10 годам лишения свободы с поглощением срока предыдущего
приговора.
Карагандинская земля недаром была названа Святейшим
Патриархом Алексием во время его визита в 1997 году в город
Караганду «распростертым антиминсом, содержащим в себе мощи
новомучеников». А сколько еще таких «антиминсов»?
Вместе со смертью мученика заканчивается лишь его земная
жизнь и начинается жизнь вечная со Христом в Царствии
Небесном. Апостол Павел в Послании к филиппийцам писал: «Для
меня жизнь – Христос и смерть – приобретение» (Флп. 1, 21).
Таким именно приобретением стала для акмолинских узниц их
мученическая кончина.
Для современного поколения девочек, девушек и женщин
подвиг акмолинских мучениц должен стать примером веры и
любви ко Христу, из которого они черпали бы силы для
исполнения своего жизненного подвига.
Юрий Кищук Караганда http://www.pravoslavie.ru/put/070420143002
О КУРСЕ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ».
ЗАМЕТКИ ШКОЛЬНИЦЫ
О введении в программу общеобразовательных школ нового
предмета «Основы православной культуры» (ОПК) можно услышать
разные мнения, доводы и предположения. Спорят взрослые.
Однако мне кажется, что мнение тех, кому адресован этот
курс, тоже должно быть выслушано. Так что бы могла сказать о
курсе «Основы православной культуры» я, ученица 11-го класса
школы № 26 г. Москвы?
Состав классов Класс общеобразовательной школы обычно
включает в себя:
– несколько православных верующих воцерковленных детей
(ходят на службы, участвуют в таинствах, посещают воскресную
школу);
– немного больше православных верующих невоцерковленных
детей;
– основная часть – те, кому вопросы православной и любой
другой культуры совершенно безразличны.
О загруженности школьника и обязательности предмета ОПК
Разными ответственными людьми неоднократно отмечалось, что
нагрузка в школах сейчас чрезвычайно высока. Постоянно
приходится слышать (особенно от тех детей, которые
действительно стараются хорошо учиться) о том, что резерва
времени, резерва умственного, физического совершенно не
осталось. Если старая программа увеличится еще на один
предмет, то непонятно, как при этом можно будет учиться
качественно и без ущерба для здоровья.
Может быть, факультатив… Предмет ОПК мог бы быть введен в
виде факультатива. Но, учитывая состав классов и
существующую сейчас нагрузку, нетрудно предположить, что
факультативные занятия посещать практически никто не будет.
Два-три воцерковленных человека, наверное, все-таки будут
приходить из уважения к предмету и к благословению
Святейшего Патриарха. Хотя для них в этом нет особой
необходимости, так как они, как правило, посещают воскресные
школы.
Резерв времени для обязательного курса ОПК Появляется
вопрос: нельзя ли обеспечить возможность изучать детям ОПК
за счет изменения школьной программы или изъятия из нее
определенного ряда сведений?
Можно ведь, наверное, не обязывать детей, живущих в
стране, уже 1000 лет православной, изучать в обязательном
порядке все остальные религии мира, с которыми
интересующиеся могли бы познакомиться факультативно.
Можно, наверное, еще убрать многое странное и даже
смущающее, что приходится встречать в курсе истории в
программе общеобразовательной школы.
Когда в 5-м классе мы изучали историю Древнего мира, мне
пришлось читать в выданном школой учебнике, что Господь
Иисус Христос был просто «бродячим проповедником».
Знаю, что дети, которые изучают этот же предмет сейчас, в
рабочей тетради по курсу «История Древнего мира» (автор –
Георгий Израилевич Годер) не найдут вообще ничего об Иисусе
Христе. Зато там находится много сведений о египетских
богах, множество подробностей из истории Ветхого Завета.
Например, детям полагается знать про Самсона и Далилу, про
Моисея и царя Давида… Чтобы решить кроссворд «Израильское
царство», имеющийся в этой тетради, нужно знать первого
правителя Израильского царства, имя «подкупленной
филистимлянами красавицы, предавшей своего
возлюбленного-израильтянина», имя царя Израиля, «пришедшего
к власти после гибели Саула и его сыновей» и многое-многое
другое…
История России изучается у нас с 6-го класса. Изучение
каждого исторического периода включает в себя сведения о
выдающихся военачальниках, научных открытиях, о наиболее
известных художниках, скульпторах, композиторах и об их
произведениях.
И здесь многое кажется весьма странным. Выдающийся
полководец А.В. Суворов, как известно, был очень верующим
человеком, но об этом в учебнике ничего не сказано, как и о
М.В. Ломоносове. Там, где рассказывается про адмирала Ф.Ф.
Ушакова, даже не упомянуто, что он прославлен Церковью в
лике святых. А про государя-императора Николая II, также
прославленного в лике святых, сказано следующее: «Ему были
присущи “византийское лукавство”, неискренность и упрямство»
(см.: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М., 2006).
Историю Древнего мира школьники изучают в 5-м классе и…
еще раз в 10-м.
В 6-м классе изучается Средневековье. Оно же –
повторяется в 10-м классе. Конечно, в 10-м классе мы
получаем сведения, дополненные многими интересными
подробностями. Например, из учебника «Россия и мир» для
10-го класса можно узнать, что композитор Штраус-сын в числе
шестнадцати своих оперетт создал и такие, как «Цыганский
барон» и «Летучая мышь».
Мне кажется, содержимое учебников истории нужно
пересмотреть, чтобы у нас, школьников, была возможность
изучать историю Отечества вместе с его православной
культурой.
Если все-таки факультатив… Если предмет ОПК окажется
все-таки факультативом и найдутся желающие его посещать, то
это будут скорее всего ученики младших классов (по желанию
родителей) или старшеклассники, которым будут интересны
такие, например, вопросы:
– действительно ли в Православии можно научиться не
отвечать злом на зло, не иметь неприязни к явно
несправедливому учителю или к наглому однокласснику;
– как быть, когда изъедает зависть и жадность;
– почему в православных храмах часами стоят;
– что дает иногда священник многим людям из одной
ложечки;
– зачем надо поститься;
– какая разница между браком венчанным и невенчанным…
Я много лет ходила в воскресную школу и видела, что даже
там далеко не каждый преподаватель может справиться с
детьми.
Помню такой случай: в одной воскресной школе, где очень
старались помочь детям, два мальчика (родители хотели, чтобы
они ходили туда) на интересных уроках играли в карты,
закрываясь книгой «Закон Божий».
Я знаю одного человека, который точно мог бы справиться с
такой ситуацией. Этот человек занимается катехизацией около
20 лет, имеет два высших образования, одно из которых –
богословское (Свято-Тихоновский университет). Работал он не
только в школах с детьми, но и в зонах с заключенными.
А если преподаватель не такой? Не получится ли опять
глумление и «бисер перед…»?..
Кривошеева Елена http://www.pravoslavie.ru/polemika/070424130856
В Голландии создан новый Ноев ковчег
В субботу, 28 апреля, впервые за 4 000 лет, открылись
массивные центральные двери Ноева ковчега, что привлекло
внимание множества людей.
Конечно, это только репродукция библейского ковчега,
построенная креационистом из Голландии Джоаном Хьюберсом (Johan
Huibers), который таким образом доказывает, что полностью
доверяет тому, что написано в Библии.
В соответствии со старыми библейскими измерениями, размер
ковчега Джоана достигает 150 локтей (0.5 м) в длину, 30
локтей в высоту и 20 локтей в ширину. Это две третьих длины
футбольного поля, а в высоту – трехэтажное здание.
Посетителей встречают чучела жирафов слонов, львов,
крокодилов, зебр, бизонов и других животных, сделанные в
натуральную величину.
"Дизайн сделан моей женой, Бианкой, - сказал Хьюберс. –
Она на самом деле вообще не хотела, чтобы я это делал, но
потом сказала: если ты собираешься в любом случае сделать
этот проект, он должен выглядеть вот так".
Хьюберс построил ковчег из кедра и сосны – библейские
ученые до сих пор спорят о том, из какого дерева Ной строил
свой ковчег. В основном, Хьюберс делал работу своими
собственными руками, используя современные технологии.
Иногда ему помогал сын Рой. Строительство началось в 2005
году.
В день открытия посетители были под большим впечатлением.
"Это невозможно представить, - сказала Мари Луиз Старосяк
(Mary Louise Starosciak), которая приехала сюда на выходные
с мужем и случайно увидела ковчег. – Я знала историю Ноя, но
не представляла, что ковчег был таким большим".
На самом деле ковчег, описанный в Библии, в пять раз
больше ковчега, который построил Джоан. Тем не менее, в
ковчеге Джоана есть место для кинотеатра в 50 мест, где дети
могут посмотреть фильм "Фантазия", который рассказывает
историю Ноя.
Бытие говорит, что во время потопа на протяжении года в
ковчеге Ной держал семь пар домашний животных и по паре всех
других, кроме того там находились его жена, три сына и их
жены.
Логически понятно, почему этот проект был рожден в
Голландии – эта страна находится под постоянной угрозой
потопов. Луи Поппема (Lois Poppema), приехавшая из
Калифорнии, США, сказала, что Нидерланды – самое правильное
место для ковчега.
"Несколько недель назад мы услышали по новостям, что
Голландия будет затоплена из-за того, что уровень моря
поднимается, сказала она. – Я не думаю, что человек, который
это делал, ожидал, что глобальное потепление станет такой
важной проблемой на сегодняшний день. И вдруг иметь ковчег
посреди Голландии будет очень важно".
Хьюберс надеется, что этот проект обновит интерес в
христианстве в Голландии, где за последние 50 лет очень
сильно упала посещаемость церквей. Он также планирует
посетить основные города в Бельгии и Германии.
30 апреля 2007 г.
|