Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
Приложение, посвященное образовательным учреждениям
Новосибирской епархии
Архиепископ Новосибирский и Бердский ТИХОН
Духовно-нравственное воспитание — актуальная задача российской школы
Слово на открытии VII съезда работников образования
Новосибирской области (27 августа 2007 г.)
Глубокоуважаемый
Виктор Александрович!
Уважаемые
участники областного съезда работников образования!
Перед российской школой стоят важные задачи. Но самой
главной из них является задача духовно-нравственного
воспитания.
Последние
пятнадцать лет российской истории наглядно показали
бесперспективность школы, отказавшейся от воспитания,
превратившейся в «супермаркет знаний». «Знание — сила», но
куда будет направлена эта сила — на созидание или на
разрушение, зависит от духовно-нравственного состояния
человека. Давая знания, школа должна вкладывать в сердце
ребенка и идеалы добра. Только тогда он сможет применить эти
знания на пользу, а не во вред себе и ближнему.
Без духовно-нравственного воспитания подрастающего
поколения невозможно поступательное развитие страны.
«Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать
масштабные национальные задачи, когда у него есть общая
система нравственных ориентиров, когда в стране хранят
уважение к родному языку, к самобытной культуре и к
самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к
каждой странице нашей отечественной истории», — отметил
в своем Послании Федеральному Собранию президент России В.В.
Путин.
Готовясь к новому учебному году, мы должны задуматься о
том, каково духовно-нравственное состояние нашего общества,
молодежи, и о том, что мы можем сделать для улучшения
ситуации. Конечно, в духовно-нравственном состоянии
современной российской молодежи не всё благополучно. Скажу
лишь об одном, может быть, наиболее тревожном явлении —
нравственном релятивизме (многообразии).
В современном мире размываются границы добра и зла,
теряется ощущение непреложности нравственного закона.
Современная массовая культура навязывает в качестве нормы
то, что совсем недавно считалось болезнью или преступлением.
Пропагандируется криминальная «романтика», эгоистическое
стяжательство, различные виды блуда, насилие и другие
пороки. В результате они начинают восприниматься как
«вариант нормы». Человек оказывается духовно
дезориентирован, а в качестве путеводной звезды на жизненном
пути массовая культура предлагает ему, конечно, не
нравственные ценности, а принцип удовлетворения своих
прихотей — «бери от жизни всё». Она стремится превратить
человека в потребителя и вовсе устранить из его
существования нравственное измерение.
В конце XIX — начале XX вв. в психиатрии существовал
термин «нравственное помешательство». Словарь Брокгауза и
Эфрона давал ему такое определение: «Под выражением
нравственное помешательство разумеют состояние,
характеризуемое недостаточным развитием или полным
отсутствием нравственного чувства в зависимости от
болезненной психической организации». После революции
1917 г. понятие «нравственного помешательства» исчезло из
медицинского лексикона, но не исчезло само явление. Сейчас
мы являемся свидетелями, можно сказать, эпидемии
«нравственного помешательства», от которой страдают, прежде
всего, дети. Ее следствия — рост детской преступности,
наркомании, алкоголизма, игромании. Чем, как не
«нравственным помешательством», «полным отсутствием
нравственного чувства», можно объяснить волну изощренной
детской жестокости.
Защитники нравственного релятивизма, дальнейшего
размывания нравственных норм обычно оправдывают свою позицию
защитой прав человека и называют себя гуманистами. Но на
самом деле этот путь приводит к обесцениванию человеческой
личности, к «обесчеловечиванию» современной цивилизации.
Известный общественный деятель и философ XIX в. Юрий
Федорович Самарин (1819–1876) писал: «Ценность, которую
человек придает своей личности, измеряется не тем, чего он
требует для себя, а тем, чего он требует от себя».
Современная массовая культура учит от себя не требовать
ничего, зато для себя требовать всё. В результате человек
нивелируется до уровня прагматического, утилитарного
потребителя, желающего одного — соблюсти свой интерес — и
потерявшего способность относиться к чему-либо бескорыстно,
способность служить другому. В Евангелии есть слова,
предостерегающие человека от такой метаморфозы: Какая польза
человеку, если он приобретет все окружающее, а душе своей
повредит? (Мф. 16, 26).
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения —
это обширное поле для соработничества между Новосибирской
Епархией, Департаментом образования Новосибирской области и
Главным управлением образования мэрии г. Новосибирска.
Родной язык — это хранилище сокровищ национальной
культуры, исторической памяти, народной мудрости.
Несомненно, изучение истории русского языка, развитие
культуры речи является важнейшим средством
духовно-нравственного воспитания.
Отрадно отметить, что весной 2007 года в Новосибирском
институте повышения квалификации и переподготовки работников
образования было издано подготовленное Епархией учебное
пособие «Родное слово».
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения —
это задача, которую можно решить только совместными усилиями
государства, школы, Церкви, семьи и общества. Работа над ней
должна объединить всех людей доброй воли. Тогда у нашей
страны будет достойное будущее, тогда XXI век будет для
России таким, каким хотел его видеть Д.С. Лихачев, чьими
словами я позволю себе закончить свое выступление.
В статье «О национальном характере русских» Дмитрий
Сергеевич писал: «Я мыслю себе XXI в. как век развития
гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей,
закладывающей свободу выбора профессии и применения
творческих сил. Образование, подчиненное задачам воспитания,
разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства
собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в
преступность, возрождение репутации человека как чего-то
высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение
совестливости и понятия честности — вот в общих чертах то,
что нам нужно в XXI в.» 1.
Д.С.Лихачев. О национальном характере русских./
Из истории русской гуманистической мысли. Хрестоматия для
учащихся старших классов.– М.: Просвещение, 1993. С. 280.
|