Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
посвященный 100-летию со дня рождения академика Д.С.
Лихачева
БИОГРАФИЯ
Дмитрий Сергеевич Лихачев
(биографический очерк)
1906–1999 |
Детство
Детство
Д.С. Лихачева пришлось на ту короткую, но блестящую пору в
истории русской культуры, которую принято называть
Серебряным веком. Родители Д.С. Лихачева не принадлежали к
литературной или артистической среде (его отец был инженером),
тем не менее, эта эпоха затронула и их семейство. Большим
увлечением родителей Лихачева был балет. Ежегодно, несмотря
на недостаток в средствах, они старались снять квартиру как
можно ближе к Мариинскому театру, покупали два балетных
абонемента в ложу третьего яруса и не пропускали почти ни
одного представления. Вместе с родителями с четырехлетнего
возраста театр посещал и маленький Дмитрий. Летом семья
отправлялась на дачу в Куоккалу. Здесь отдыхали многие
представители артистического и литературного мира Петербурга.
На дорожках местного парка можно было встретить И.Е. Репина,
К.И. Чуковского, Ф.И. Шаляпина, Вс. Мейерхольда, М. Горького,
Л. Андреева и других писателей, художников, артистов,
музыкантов. Некоторые из них выступали в любительском дачном
театре с чтением стихов, воспоминаний. «Люди искусства стали
для нас всех если не знакомыми, то легко узнаваемыми,
близкими, встречаемыми», — рассказывает Д.С. Лихачев.
В 1914 г., через месяц после начала Первой мировой войны,
Митя Лихачев пошел в школу. Сначала он учился в Гимназии
Человеколюбивого Общества (1914–1915), потом — в Гимназии и
реальном училище К.И. Мая (1915–1917), и наконец, — в школе
им. Л. Лентовской (1918–1923). Уже перешагнув
восьмидесятилетний рубеж жизни, Д.С. Лихачев напишет: «…человека
создает средняя школа, высшая дает специальность». Те
учебные заведения, в которых он учился в детстве,
действительно, «создавали человека». Особенно большое
влияние на мальчика оказала учеба в школе Лентовской.
Несмотря на тяготы революционного времени и на значительные
материальные трудности (здание школы не отапливалось,
поэтому зимой дети сидели в пальто и в варежках поверх
перчаток), в школе удалось создать особую атмосферу
сотрудничества учителей и учеников. Среди преподавателей
было много талантливых педагогов. В школе действовали кружки,
на заседания которых приходили не только школьники и учителя,
но и известные ученые и литераторы. Д.С. Лихачеву особенно
нравилось участвовать в кружках литературы и философии. В
это время мальчик начинает серьезно размышлять над
мировоззренческими вопросами и даже продумывает собственную
философскую систему (в духе увлекавших его тогда А. Бергсона
и Н.О. Лосского). Он окончательно решает стать филологом и,
невзирая на советы родителей избрать более доходную
профессию инженера, в 1923 г. поступает на
этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных
наук Петроградского университета.
Университет
Несмотря на начавшиеся уже репрессии против интеллигенции,
1920-е годы были временем расцвета гуманитарных наук в
России. Д.С. Лихачев имел все основания говорить: «Ленинградский
университет в 1920-е годы по гуманитарным наукам был лучшим
университетом в мире. Такой профессуры, какой обладал тогда
Ленинградский университет, не было ни в одном университете
ни до того времени, ни после». Среди преподавателей было
много выдающихся ученых. Достаточно назвать имена В.М.
Жирмунского, Л.В. Щербы, Д.И. Абрамовича (у него Д.С.
Лихачев писал дипломную работу по повестям о патриархе
Никоне) и др.
Лекции, занятия в архивах и библиотеках, бесконечные
разговоры на мировоззренческие темы в длинном
университетском коридоре, посещение публичных выступлений и
диспутов, философских кружков — все это увлекало, духовно и
интеллектуально обогащало юношу. «Все кругом было интересно
до чрезвычайности <…> единственное, в чем я испытывал острый
недостаток, — это во времени», — вспоминает Дмитрий
Сергеевич.
Но эта культурно и интеллектуально насыщенная жизнь
разворачивалась на все более и более мрачневшем общественном
фоне. Усиливались преследования старой интеллигенции. Люди
приучались жить в ожидании ареста. Не прекращались гонения
на Церковь. Именно о них Д.С. Лихачев вспоминает с особой
болью: «Молодость всегда вспоминаешь добром. Но есть у меня,
да и у других моих товарищей по школе, университету и
кружкам нечто, что вспоминать больно, что жалит мою память и
что было самым тяжелым в мои молодые годы. Это разрушение
России и русской Церкви, происходившее на наших глазах с
убийственной жестокостью и не оставлявшее, казалось, никаких
надежд на возрождение».
Однако гонения на Церковь, вопреки желанию властей,
приводили не к уменьшению, а к усилению религиозности. В те
годы, когда, по словам Д.С. Лихачева, «церкви закрывались и
осквернялись, богослужения прерывались подъезжавшими к
церквам грузовиками с игравшими на них духовыми оркестрами
или самодеятельными хорами комсомольцев», в храмы пошла
образованная молодежь. Литературно-философские кружки, во
множестве существовавшие до 1927 г. в Ленинграде, стали
приобретать преимущественно религиозно-философский или
богословский характер. Д.С. Лихачев в двадцатые годы посещал
один из них — кружок под названием Хельфернак («Художественно-литературная,
философская и научная академия»), заседания проходили на
квартире школьного преподавателя Лихачева И.М. Андреевского.
1 августа 1927 г. кружок по решению участников был
преобразован в Братство святого Серафима Саровского. Кроме
того, Д.С. Лихачев участвовал и в другом кружке, —
Космической Академии Наук. Деятельность этой шуточной
академии, состоявшая из написания и обсуждения полусерьезных
научных докладов, прогулок в Царское Село и дружеских
розыгрышей, привлекла внимание властей, и члены ее были
арестованы. Вслед за тем были арестованы и участники
Братства святого Серафима Саровского (следствие по обоим
кружкам было объединено в одно дело). День ареста — 8
февраля 1928 г. — стал началом новой страницы в жизни Д.С.
Лихачева. После полугодового следствия он был приговорен к
пяти годам лагерей. Через несколько месяцев после окончания
Ленинградского университета (1927 г.) его отправили на
Соловки, которые Лихачев назовет своим «вторым, и главным,
университетом».
Соловки
Соловецкий монастырь, основанный преподобными Зосимой и
Савватием в XIII в., в 1922 г. был закрыт и превращен в
Соловецкий лагерь особого назначения. Он стал местом, где
отбывали срок тысячи заключенных (на начало 1930-х годов их
численность доходила до 650 тыс., из них 80% составляли так
называемые «политические» и «контрреволюционеры»).
Навсегда Д.С. Лихачеву запомнился тот день, когда их этап
выгрузили из вагонов на пересыльном пункте в Кеми.
Истеричные вопли конвоиров, крики принимавшего этап
Белоозерова: «Здесь власть не советская, а соловецкая»,
приказ всей уставшей и продрогшей на ветру колонне
заключенных бегать вокруг столба, высоко поднимая ноги, —
все это казалось настолько фантастическим в своей нелепой
реальности, что Д.С. Лихачев не выдержал и рассмеялся. «Смеяться
потом будем», — с угрозой закричал на него Белоозеров.
Действительно, в соловецкой жизни было мало смешного. Д.С.
Лихачев испытал ее тяготы сполна. Он работал пильщиком,
грузчиком, электромонтером, коровником, «вридлом» (вридло –
временно исполняющий должность лошади, так на Соловках
называли заключенных, которых впрягали в телеги и сани
вместо лошадей), жил в бараке, где по ночам тела скрывались
под ровным слоем копошащихся вшей, умирал от тифа. Перенести
все это помогала молитва, поддержка друзей. Благодаря помощи
епископа Виктора (Островидова) и протоиерея Николая
Пискановского, ставшего на Соловках духовным отцом Д.С.
Лихачева и его товарищей по Братству святого Серафима
Саровского, будущему ученому удалось уйти с изнурительных
общих работ в Криминологический кабинет, занимавшийся
организацией детской колонии. На новой работе он получил
возможность много сделать для спасения «вшивок» — подростков,
проигравших с себя в карты всю одежду, живших в бараках под
нарами и обреченных на голодную смерть. В Криминологическом
кабинете Лихачев общался со многими замечательными людьми,
из которых особенно сильное впечатление на него произвел
известный религиозный философ А.А. Мейер.
На Соловках же произошел случай, имевший большие
последствия для внутреннего самосознания Д.С. Лихачева. В
конце ноября 1928 г. в лагере начались массовые расстрелы.
Лихачев, находившийся на свидании с родителями, узнав, что
за ним приходили, не стал возвращаться в барак и всю ночь
просидел за поленницей, прислушиваясь к выстрелам. События
той страшной ночи произвели переворот в его душе. Позже он
напишет: «Я понял следующее: каждый день — подарок Бога. Мне
нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще
лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не
надо бояться ничего на свете. И еще — так как расстрел и в
этот раз производился для острастки, то как я потом узнал:
было расстреляно какое-то ровное число: не то триста, не то
четыреста человек, вместе с последовавшими вскоре. Ясно, что
вместо меня был „взят“ кто-то другой. И жить мне надо за
двоих. Чтобы перед тем, которого взяли за меня, не было
стыдно!»
В 1931 г. Д.С. Лихачева переводят с Соловков на
Беломоро-Балтийский канал, а 8 августа 1932 г. он
освобождается из заключения и возвращается в Ленинград.
Заканчивается та эпоха в его биографии, о которой он в 1966
г. сказал: «Пребывание на Соловках было для меня самым
значительным периодом жизни».
Пушкинский Дом
Вернувшись в родной город, Д.С. Лихачев долго не мог
устроиться на работу: мешала судимость. Здоровье его было
подорвано Соловками. Открылась желудочная язва, болезнь
сопровождалась сильными кровотечениями, месяцами Лихачев
лежал в больнице. Наконец, ему удалось поступить научным
корректором в издательство Академии Наук.
В
это время он много читает, возвращается к научной
деятельности. В 1935 г. Д.С. Лихачев женился на Зинаиде
Александровне Макаровой, а в 1937 г. у них родились две
девочки — близнецы Вера и Людмила. В 1938 г. Д.С. Лихачев
поступил на работу в Институт русской литературы (Пушкинский
дом) АН СССР, где 11 июня 1941 г. защитил диссертацию на
степень кандидата филологических наук по теме «Новгородские
летописные своды XII века».
Через одиннадцать дней после защиты началась Великая
Отечественная война. По состоянию здоровья Д.С. Лихачев не
был призван на фронт и до июня 1942 г. оставался в блокадном
Ленинграде. Он вспоминает, как проходил день в их семье. С
утра топили книгами буржуйку, потом вместе с детьми молились,
готовили скудную пищу (толченые кости, вываренные на много
раз, суп из столярного клея и т.п.). Уже в шесть часов
вечера ложились, стараясь накидать на себя как можно больше
всего теплого. Немного читали при свете коптилки и долго не
могли уснуть из-за мыслей о еде и пронизывающего тело
внутреннего холода. Поразительно, что в такой обстановке Д.С.
Лихачев не оставлял занятий наукой. Пережив тяжелейшую
блокадную зиму, весной 1942 г. он начал собирать материалы
по поэтике древнерусской литературы и подготовил (в
соавторстве с М.А. Тихановой) исследование «Оборона
древнерусских городов». Эта вышедшая в 1942 г. книга стала
первой книгой, изданной Д.С. Лихачевым.
После войны Д.С. Лихачев активно занимается наукой. В
1945–1946 гг. выходят в свет его книги «Национальное
самосознание Древней Руси», «Новгород Великий», «Культура
Руси эпохи образования русского национального государства».
В 1947 г. он защищает докторскую диссертацию «Очерки по
истории литературных форм летописания XI–XVI веков». Ученик
и сотрудник Д.С. Лихачева О.В. Творогов пишет: «Свой научный
путь Д.С. Лихачев начал несколько необычно — не с серий
статей по частным вопросам и мелких публикаций, а с
обобщающих трудов: в 1945–1947 гг. вышли одна за другой три
книги, охватившие историю русской литературы и культуры за
несколько веков. <...> В этих книгах появилась характерная
для многих работ Лихачева черта — стремление рассматривать
литературу в ее теснейших связях с другими областями
культуры — просвещением, наукой, изобразительным искусством,
фольклором, народными представлениями и верованиями. Этот
широкий подход позволил молодому ученому сразу же подняться
к тем высотам научных обобщений, которые являются
преддверием концепционных открытий». В 1950 г. Д.С. Лихачев
подготовил к изданию в серии «Литературные памятники» два
важнейших произведения древнерусской литературы — «Повесть
временных лет» и «Слово о полку Игореве». В 1953 г. он
избирается членом-корреспондентом Академии Наук СССР, а в
1970 г. — действительным членом Академии Наук СССР. Он
становится одним из самых авторитетных в мире славистов.
Наиболее значительные его труды: «Человек в литературе
Древней Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева
и Епифания Премудрого» (1962), «Текстология» (1962), «Поэтика
древнерусской литературы» (1967), «Эпохи и стили» (1973), «Великое
наследие» (1975).
Д.С.
Лихачев не только сам занимался исследованием древнерусской
литературы, но и смог собрать и организовать научные силы
для ее изучения. С 1954 г. до конца жизни он являлся
заведующим Сектором (с 1986 г. — Отделом) древнерусской
литературы Пушкинского дома, который стал главным научным
центром страны по этой тематике. Ученый очень много сделал и
для популяризации древнерусской литературы, для того, чтобы
семь веков ее истории стали известны широкому кругу
читателей. По его инициативе и под его руководством была
издана серия «Памятники литературы Древней Руси»,
удостоенная Государственной премии Российской Федерации в
1993 г. «Всего в 12 книгах серии опубликовано около 300
произведений (не считая стихов, составивших последний том).
Переводы и обстоятельные комментарии сделали памятники
средневековой литературы доступными для любого
читателя-неспециалиста. Издание „Памятников“ позволило
убедительно опровергнуть еще бытующее представление о
бедности и однообразии русской средневековой литературы», —
пишет О.В. Творогов.
В 1980–1990-х годах особенно громко звучал голос Д.С.
Лихачева-публициста. В своих статьях, интервью, выступлениях
он поднимал такие темы, как охрана памятников культуры,
экология культурного пространства, историческая память как
нравственная категория и др. Много сил он отдавал работе в
созданном по его инициативе Советском (с 1991 г. —
Российском) фонде культуры. Духовный авторитет Д.С. Лихачева
был так велик, что его справедливо называли «совестью нации».
В 1998 г. ученый был награжден орденом Апостола Андрея
Первозванного «За веру и верность Отечеству» за вклад в
развитие отечественной культуры. Он стал первым кавалером
ордена Апостола Андрея Первозванного после восстановления в
России этой высшей награды.
Скончался Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 г.
Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием,
изучение которого поможет хранить духовные традиции русской
культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.
Священник Димитрий Долгушин,
к.филолог.н.
|