Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
ПУТЯМИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
День третий
Продолжение.
Начало см.
№№3-4 (64-65),
5(66) за 2007
год
Сегодня мы
отправляемся в город Вифлеем, расположенный в восьми
километрах к югу от Иерусалима на двух холмах. Его название
в переводе с древнееврейского означает «Дом хлеба». Именно
он стал местом рождения Хлеба Жизни – Господа нашего Иисуса
Христа.
Вифлеем часто называли городом Давидовым: здесь родился
пророк и псалмопевец царь Давид, здесь же он был помазан на
царство пророком Самуилом. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева
Мария пришли сюда из Назарета во время переписи населения
всех провинций Римской империи, так как были из рода
Давидова.
За две тысячи лет, прошедших после Рождества Христова, кто
только не владел этим городом: римляне, византийцы, арабы,
крестоносцы, мамелюки, турки, англичане... Но при этом он
всегда оставался величайшей после Иерусалима святыней всего
христианского мира. Еще до недавнего времени его и населяли
преимущественного христиане, основавшие здесь около двух
десятков церквей, монастырей и почти столько же школ,
больниц, приютов и благотворительных учреждений,
принадлежащих различным конфессиям. Но сердце Вифлеема –
это, конечно же, Рождественская базилика.
Еще первые христиане воздвигли над Рождественским вертепом
небольшой храм, который был разрушен около 130 года римским
императором Адрианом, повелевшим соорудить вместо него храм
сирийско-финикийского бога Адониса и тем самым невольно
увековечившим место Рождества Христова. Поэтому, когда в
Палестину прибыла равноапостольная царица Елена, она смогла
легко отыскать священную пещеру. По ее повелению в 327 – 333
годах вертеп был очищен, благоукрашен, и над ним сооружен
небольшой храм. Два столетия спустя император Юстиниан
воздвиг здесь новую величественную базилику – единственный
храм в Палестине, сохранившийся в первозданности с VI века.
С трех сторон храма расположены монастыри: с юго-востока –
греко-православный, с севера – католический и с юга –
армянский.
Мусульмане, длительное время владевшие Палестиной, почитают
Иисуса Христа как пророка. Поэтому, разрушая Вифлеем, и
арабы, и турки-османы пощадили храм Рождества, хотя и
нанесли ему большой урон. Для защиты от частых вторжений
кочевников, имевших привычку заезжать внутрь на ослах и
лошадях, пришлось оставить только один вход, сделав его
узким и низким (высота – 120 см), что оказалось совсем не
лишним и для многочисленных современных туристов: им
приходится благоговейно склониться, чтобы войти в святилище.
Мы с другом
прошли внутрь храма и остановились у одной из колонн – нас
заинтересовали отверстия в ней. Оказывается, когда-то из нее
вылетел осиный рой, жаливший заехавших в храм на лошадях
персов.
Сама базилика имеет форму креста, три верхние оконечности
которого закруглены и составляют собственно соборный храм.
Нижняя же часть креста составляет как бы обширную паперть,
состоящую из длинной галереи, по обеим сторонам которой идут
два ряда мраморных колонн коринфского ордера. Потолок
галереи составлен из огромных кипарисовых и кедровых балок.
Главный алтарь, освященный в честь Рождества Христова,
принадлежит православным и
отделяется изящным арочным иконостасом. С южной стороны
алтаря устроен православный престол во имя Святителя
Николая; с северной – два престола: коптский и армянский.
Главная святыня храма Рождества Христова – святой вертеп,
находящийся под главным алтарем, куда ведут две лестницы,
устроенные по бокам алтаря. Сама пещера имеет 12 метров в
длину и 3 метра в ширину, там может поместиться за
богослужением не более 70 человек. Место Рождества Христова
помещается в углублении восточной стены вертепа, между
входными лестницами, оно обозначено серебряной звездой с
латинской надписью: «Hic de Virgine Maria Iesus Christus
natus est» («Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос»).
Ниша освещается 15-ю спускающимися со свода серебряными
лампадами. Над ней устроен престол, на котором поочередно
совершают богослужения православные и армяне. В нескольких
шагах к юго-западу три ступени ведут вниз к католическому
престолу, где, по преданию, находились ясли, в которые был
положен родившийся Богомладенец. Это
корытообразное углубление, высеченное в природном камне и
обложенное белым мрамором. Напротив святых яслей еще один
католический престол, посвященный трем волхвам, на котором
обычно и совершаются богослужения.
К вертепу
прилегает подземная галерея со многими другими пещерами:
пещера Иосифа, где праведник получил повеление от Ангела
бежать со Святым Семейством в Египет; за ней следует пещера,
где погребены многие из убиенных Иродом вифлеемских
младенцев.
К востоку от Вифлеема, возле селения Бейт Сахур, расположено
ныне окруженное стеной Поле Пастырей, на котором в
рождественскую ночь бедные пастухи сподобились услышать
ангельское славословие: Слава в вышних Богу. Здесь находится
древний греческий православный храм, а чуть поодаль от него
– современное здание францисканской церкви, построенной на
развалинах византийской базилики.
Дальше наш путь лежит в греческий женский монастырь во имя
преподобного Феодосия (Дейр-Дузи), основанный над пещерой,
где, по преданию,
отдыхали волхвы, пришедшие поклониться Младенцу Христу. По
традиции, паломников угощают кофе, и приветливые монахини
приглашают нас отдохнуть.
Кстати, именно в этой обители в 1173 году была похоронена
преподобная Евфросиния Полоцкая, прибывшая в Иерусалим на
поклонение христианским святыням и здесь скончавшаяся.
Позднее ее мощи были перевезены в Полоцк, но долгое время в
притворе монастырской церкви хранилась надгробная плита ее
могилы.
В настоящее время церковь находится не над Пещерой Волхвов,
а позади нее. Сама пещера, не имеющая дневного света, ныне
является подземным храмом, куда ведут несколько ступеней.
Гробницы заделаны в стены и замурованы, на них и по стенам
висят иконы и теплятся лампады.
Затем мы отправились в Хеврон – древнейший из городов,
упоминаемых в Священном Писании. Он расположен примерно в 40
км к югу от Иерусалима. Близ Хеврона Аврааму было явление
Бога в виде трех Ангелов, здесь жили его сын Исаак и внук
Иаков. Отсюда Иаков с сыновьями переселился на жительство к
своему сыну Иосифу в Египет, а после смерти тело его было
перевезено Иосифом из Египта в Хеврон.
Над гробницей патриархов святой царицей Еленой была
выстроена церковь, позже преобразованная в мечеть. В ней и
находится пещера, где помещаются гробницы Авраама и Сарры –
в особом отделении по правую сторону под сводами,
утвержденными на двух колоннах, а гробница Исаака – налево
под теми же сводами. Здесь же находится и гробница Иакова.
К западу от
города, в получасе ходьбы, лежит долина Мамврийская. Здесь,
на одном из высоких холмов, покрытых виноградниками,
расположен участок земли, который в 1868 году был куплен
начальником Русской духовной миссии архимандритом Антонином
(Капустиным). В центре участка растет знаменитый Мамврийский
Дуб. Под его ветвями пять с половиной тысяч лет тому назад
Господь Бог явился Аврааму в лице трех Ангелов. Как добрый
хозяин, Авраам предложил гостям отдохнуть под сенью Дуба,
приготовил с помощью жены своей Сарры угощение, «сам стоял
подле них под деревом» (Быт. 18, 8).
На участке у самого Дуба Мамврийского сооружен большой храм,
освященный во имя святых праотцев с приделом Святой
Живоначальной Троицы и Святителя Николая.
Активный паломнический день заканчивается, мы возвращаемся в
гостиницу. Вечером готовимся к ночной литургии в Храме Гроба
Господня. Она всегда совершается в ночь с субботы на
воскресенье, с 12 часов ночи до четырех часов утра.
После ужина исповедуемся и все вместе читаем молитвы. На
литургии, к нашей радости, служить выходят батюшки из нашей
группы. Церковный хор поет на двух языках – сначала на
греческом, затем на русском. Причастие совершается в
греческом православном приделе Воскресения Христова,
расположенном рядом с Пещерой Гроба Господня. Здесь
находится мраморная ваза, обозначающая символический
христианский центр земли.
Евгений СПИРКОВ
Продолжение следует
|