Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ


 

Время разделения прошло

17 мая, в праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении и первое богослужение, совершенное совместно Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром, иерархами и клириками Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.
По прибытии в Храм Христа Спасителя Святейшего Патриарха Алексия и Митрополита Лавра были совершены молитвы на начало благого дела.
Затем секретари комиссии по переговорам об объединении РПЦЗ с Московским Патриархатом протоиерей Николай Балашов, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям, и протоиерей Александр Лебедев, настоятель Спасо-Преображенского собора в Лос-Анджелесе, огласили с солеи Храма Христа Спасителя тексты постановления Священного Синода Московского Патриархата и Архиерейского Синода РПЦЗ.
После оглашения постановлений протодиакон Владимир Назаркин зачитал текст Акта о каноническом общении.
Предстоятель Русской Православной Церкви и Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей на амвоне храма, где был установлен стол с подготовленными документами, подписали два экземпляра Акта, обменялись
папками с подписанными текстами, братским лобзанием, приветствуя друг друга словами: «Христос посреди нас — и есть, и будет».
После этого архидиакон Московского Патриархата возгласил многолетие членам Священного Синода Русской Православной Церкви и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Протодиакон РПЦЗ возгласил многолетие: «Богохранимей стране Российстей и чадам ея, во Отечествии и в рассеянии сущим, и всем православным христианам многая лета!».
Затем последовал обмен речами – Святейшего Патриарха Алексия, Митрополита Лавра и президента России В.В. Путина.

Святейший Патриарх Алексий II в своем слове, в частности, сказал:

– Ваше Превосходительство, многоуважаемый Президент России В.В. Путин!
Ваше Блаженство, Владыка митрополит Владимир,
Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Лавр,
Досточтимые архипастыри, дорогие пастыри, братья и сестры!
Радость озаряет наши сердца. Свершилось историческое событие, которого ждали долгие годы. Восстановлено единство Церкви Русской. Это торжество драгоценно для Церкви, собирающей воедино чад своих, драгоценно для всего народа нашего.
Преодолеваются церковные разделения – преодолевается и унаследованное со времен революции противостояние в обществе. Укрепляется Церковь – возрождается и наше Отечество.
Мы приступаем ныне к совершению Божественной литургии, таинству единства Тела Христова, таинству благодарения за бесчисленные благодеяния Божии, таинству жертвы, приносимой о всех и за вся. Помянем же отцов наших, живших в годы гонений на Родине и за ее пределами. Помолимся о богохранимом Отечестве нашем, чтобы оно расцветало, чтобы в мире созидалась жизнь нашей Церкви, которую Господь создал, и врата адовы не одолеют никогда.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр обратился ко всем присутствующим с приветственным словом:

– Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Ваше Превосходительство, Преосвященные архипастыри, возлюбленные отцы и чада Русской Православной Церкви.
Первыми словами, которые Христос сказал Своим ученикам по Воскресении, были слова: «Радуйтесь!» и «Мир вам!». В нынешний праздничный день мы слышим эти приветствия от Вознесшегося Господа, подающего нам радость единства, прославляющего нас Своим миром. Поздравляю всех с этой великой радостью!
Прежде всего, возношу благодарение Великому Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу, подавшему нам силу совершить это великое дело.
От имени моих спутников и от себя лично выражаю Вашему Святейшеству и Вашему Превосходительству наполняющую наши сердца чувство глубокой благодарности за любезное приглашение посетить Россию и Русскую Православную Церковь и за братское радушие и гостеприимство. Возношу свои молитвы Христу Всевышнему, дабы Он ниспослал Свою всесильную помощь и Небесное благословение на ваши ревностные труды во славу Святой Христовой Церкви и Русского народа.
В сей благословенный день и час нашего духовного общения хочу пожелать, чтобы узы братства обеих частей Русской Православной Церкви благотворно влияли на дальнейшее развитие и углубление нашего единства в совместном служении Богу и русскому народу в Отечестве и рассеянии сущему.

Президент России В.В. Путин, в свою очередь, отметил:

– Подписание Акта о каноническом общении знаменует собой не только восстановление единства Русской Православной Церкви, это – событие поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения.
Церковное разделение возникло в результате глубочайшего политического раскола самого российского общества, вследствие ожесточенного противоборства сторон, прежде всего, в гражданской среде.
И сейчас, спустя десятилетия разобщенности, можно утверждать: в этом политическом, церковно-политическом конфликте не было победителей. Зато проиграли все: и Церковь, и сами верующие, вынужденные жить в атмосфере отчужденности и взаимного недоверия. Проиграло российское общество в целом.
Возрождение церковного единства – это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», одной из духовных основ которого всегда была православная вера. Всюду – куда бы судьба ни забрасывала наших людей – первой их заботой было возведение храма.
И сейчас для очень многих соотечественников, живущих вдали от России, именно Церковь является подчас единственным островком Родины. Эта незримая связь помогает им сохранять национальную культуру и традиции, родной язык, ощущать свою сопричастность с делами Отечества.
В современном российском обществе, основанном на демократических принципах открытого и свободного вероисповедания, нет почвы для изжившей себя трагедии, для изжившего себя противостояния. И ярким свидетельством тому является тот факт, что подписание Акта проходит в Москве, в Храме Христа Спасителя. В Храме, ставшем зримым символом возрождения и процветания Русской Православной Церкви.
Мы осознали, что национальный подъем, развитие России невозможны без опоры на исторический и духовный опыт. И хорошо понимаем и ценим силу воздействия пастырского слова, которое объединяет народ России. И потому восстановление единства Церкви служит и нашим общим целям.
Искренне поздравляю вас и всех нас с этим действительно выдающимся, знаменательным событием.

После завершения церемонии подписания Акта о восстановлении канонического единства Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя.
Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви; Высокопреосвященнейший Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Лавр, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей; митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси; Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Кишиневский и всея Молдовы Владимир; Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии; Рижский и всея Латвии Александр; архиепископы Верейский Евгений; Корсунский Иннокентий; Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Саратовский и Вольский Лонгин, Якутский и Ленский Зосима, а также иерархи Русской Православной Церкви Заграницей: архиепископы Берлинский, Германский и Великобританский Марк; Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион; Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл.
За богослужением молились руководители Российского государства, иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, члены делегации РПЦЗ, представители Поместных Православных Церквей, государственные деятели дружественных государств.
За Божественной литургией было оглашено «Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с подписанием Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви».
На первой совместной Литургии воссоединенной Русской Церкви пел сводный хор певчих Московского Патриархата и РПЦЗ.
На торжественной службе присутствовали паломники из многих городов России и других стран, специально приехавшие в Москву разделить со священноначалием радость праздника, наместники и монашествующие российских монастырей, духовенство и верующие поместных Православных Церквей. Всего за богослужением молилось более 5 тысяч верующих.
На богослужении 17 мая прозвучали две молитвы, специально составленные для этого случая. В первой молитве испрашивается благословение Божие на сохранение церковного единства; второе молитвословие, прочитанное после Литургии, носит благодарственный характер.

Патриархия.Ru, Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата


К церемонии подписания Акта о каноническом общении были составлены специальные молитвы:

Молитва первая, пред подписанием Акта и служением Божественной литургии

Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, обещавый, яко врата адова не одолеют Церковь Твою, воззри убо на Церковь Русскую, в годину лютую скорби великия претерпевшую и сонмы мученик пред лицем Твоим явившую; и предстательством Пречистыя Твоея Матере, святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона, святых Царственных страстотерпцев и всех новомучеников и исповедников Российских соблюди ю невредиму и необориму и мирну.
Иже ко Отцу Небесному о ученицех Твоих молитву вознесый, да вси едини будут, призри милостивым оком на люди Твоя согрешившия и не соблюдшия воли Твоея, благослови благое намерение наше и дело единения Церкве к славе Твоей Сам соверши, утоли церковныя соблазны и разделения.
Давый нам заповедь Твою, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да от всех обид и нестроений избавимся, братолюбие же да царствует среди чад Церкве нашея, во Отечестве и разсеянии сущих.
Сподоби убо нас ныне внити во святая Твоя и принести Ти жертву безкровную, во еже соединенным быти во едино тело причастием Животворящаго Тела и Честныя Крови Твоея и славословити всем сердцем Твое неизреченное человеколюбие.
Благослови ны, Господи, благословением Твоим небесным, да оным осеняеми, в мире и единении поживем и тако обителей райских достигнем, идеже есть совершение веры, исполнение надежды и истинная любовь; и тамо с лики святых Твоих прославим Тебе, Господа и Пастыреначальника нашего, со Безначальным Твоим Отцем и Божественным Духом во веки веков. Аминь.

***
Молитва вторая, благодарственная по Божественной литургии

Господи Иисусе Христе Боже наш, благодатию Святаго Духа средостения разделений упразднивый и сподобивый нас пречестное и великолепое имя Твое единеми усты и единем сердцем возславити и купно Святых Твоих Таин причаститися; приими сию жертву словесную и благодарение наше, еже Тебе по силе приносим о Твоих благодеяниях, на Церкви Русской и народе нашем ныне явленных.
Твое обетование приемлюще, яко со ученики во вся дни до скончания века пребудеши, и никтоже ны от Твоея любве разлучити возможет, Тебе Благаго Примирителя нашего молим: утверди в нас страх Твой и друг ко другу любовь нелицемерну, да разумеют человецы яко ученицы есмы имуще любы между собою.
Церковь Русскую избави от всякаго злаго обстояния, мир и тишину нам даруя.
Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


АКТ о каноническом общении

Мы, смиренный Алексий Второй, Божией милостью Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными членами Священного Синода Русской Православной Церкви – Московского Патриархата, собравшимися на заседание Священного Синода 3 / 16 мая 2007 года в Москве, и смиренный Лавр, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, купно с Преосвященными Архиереями – членами Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, собравшимися на заседание 5 / 18 апреля 2007 года в Нью-Йорке, руководствуясь стремлением к восстановлению благословенного мира, богозаповеданной любви и братского единения в общем делании на ниве Божией всей Полноты Русской Православной Церкви и верных ее, в Отечестве и в рассеянии сущих, принимая во внимание исторически сложившееся устроение церковной жизни русского рассеяния вне пределов канонической территории Московского Патриархата, учитывая, что Русская Православная Церковь Заграницей осуществляет свое служение на территории многих государств,

– настоящим Актом утверждаем:

1. Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви.
2. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви.
3. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей.
4. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей избирается ее Архиерейским Собором. Избрание утверждается, в соответствии с нормами канонического права, Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.
5. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке.
6. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Русскую Православную Церковь Заграницей, принимаются ее Архиерейским Собором по согласованию с Патриархом Московским и всея
Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.
7. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.
8. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Представители клира и мирян Русской Православной Церкви Заграницей участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в установленном порядке.
9. Вышестоящей инстанцией церковной власти для Русской Православной Церкви Заграницей являются Поместный и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
10. Решения Священного Синода Русской Православной Церкви действуют в Русской Православной Церкви Заграницей с учетом особенностей, определяемых настоящим Актом, Положением о Русской Православной Церкви Заграницей и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение.
11. Апелляции на решения высшей церковно-судебной власти Русской Православной Церкви Заграницей подаются на имя Патриарха Московского и всея Руси.
12. Изменения, вносимые в Положение о Русской Православной Церкви Заграницей ее высшей законодательной властью, подлежат утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви в том случае, если таковые изменения имеют канонический характер.
13. Русская Православная Церковь Заграницей получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.
Настоящим Актом восстанавливается каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.
Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу.
Восстановление канонического общения послужит, Богу содействующу, укреплению единства Церкви Христовой и делу ее свидетельства в современном мире, способствуя исполнению воли Господней о том, «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11, 52).
Воздаем благодарение Всемилостивому Богу, Своею всесильною десницею направившему нас на путь к уврачеванию ран разделения и приведшему нас к вожделенному единству Русской Церкви на родине и за рубежом, во славу Его Святого Имени и на благо Его Святой Церкви и верных чад ее. Молитвами Святых
Новомучеников и Исповедников Российских Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам ее, во Отечестве и рассеянии сущим.

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
+ЛАВР, МИТРОПОЛИТ ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКИЙ И НЬЮ-ЙОРКСКИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
Во граде Москве в день Вознесения Господня 4 / 17 мая 2007 года

Приложение к Акту о каноническом общении

Акт о каноническом общении вступает в силу по утверждении его Священным Синодом Русской Православной Церкви, действующим на основании определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О взаимоотношениях с Русской Зарубежной Церковью» (Москва, 3–8 октября 2004 года), и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви, действующим на основании резолюции «Об Акте о каноническом общении» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (Сан-Франциско, 15–19 мая 2006 года).
1. В соответствии с Актом о каноническом общении, отдельные дополнения и изменения должны быть в установленном порядке внесены в главу VIII Устава Русской Православной Церкви («Самоуправляемые Церкви»), а также в Положение о Русской Зарубежной Церкви.
2. Действуя в духе церковной икономии, Священный Синод Русской Православной Церкви и Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви предусматривают пятилетний переходный период для полного урегулирования положения бывших приходов Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата посредством их вхождения в юрисдикцию местных правящих архиереев. До завершения этого срока таким приходам, не находящимся на территории Самоуправляемых Церквей, предоставляется возможность находиться под окормлением викария Патриарха Московского и всея Руси, которому, с благословения Патриарха, предоставляется также возможность принимать участие в работе Архиерейского Собора и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви по приглашению ее Первоиерарха.
3. В странах рассеяния, где существуют параллельные церковные структуры, а также на Святой Земле, с обеих сторон будут с подобающей пастырской осмотрительностью прилагаться все усилия для разрешения проблем, препятствующих успешному сотрудничеству и совместному свидетельству.

Журнал № 36 заседания священного синода русской православной Церкви от 16 мая 2007 г.

В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА
СЛУШАЛИ:
Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о результатах диалога с Русской Зарубежной Церковью.
СПРАВКА:
1 7-22 ноября 2003 года Россию посетила делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Берлинским и Германским Марком. 19 ноября 2003 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия прошли переговоры членов делегации с членами Священного Синода Русской Православной Церкви. При этом с обеих сторон была выражена готовность следовать по пути к церковному единству, опираясь на общее каноническое Предание и с уважением к церковно-административным реальностям, сложившимся в течение XX века.
Священный Синод Русской Православной Церкви (Журналы № 66 и 67 от 26 декабря 2003 года) вынес решение образовать комиссию по диалогу с Русской Зарубежной Церковью под председательством архиепископа Корсунского Иннокентия. В том же месяце комиссия по переговорам с Московским Патриархатом была учреждена и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви.
В мае 2004 года Россию посетила делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с Председателем Архиерейского Синода митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Члены делегации присутствовали на Патриарших богослужениях и посетили святыни Русской Православной Церкви. Под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия состоялись собеседования членов делегации Русской Зарубежной Церкви с делегацией Московского Патриархата. Комиссиям Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви было поручено выработать общее понимание следующих тем:

  • о принципах взаимоотношений Церкви и государства, соответствующих учению Церкви;
  • о соответствующих традиции Церкви принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями;
  • о статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви;
  • о канонических условиях для установления евхаристического общения.

С июня 2004 года по ноябрь 2006 года состоялось 8 совместных заседаний комиссий. В ходе заседаний были выработаны следующие документы:

  • Акт о каноническом общении;
  • Приложение к Акту о каноническом общении;
  • Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям;
  • Об отношениях Церкви и государства;
  • Комментарий к документу «Об отношениях Церкви и государства»;
  • О совместной работе комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви;
  • Об итогах совместной работы комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

Выработанные комиссиями документы, по мере их подготовки, были одобрены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о взаимоотношениях с Русской Православной Церковью Заграницей от 6 октября 2004 г.) и Священным Синодом Русской Православной Церкви (журналы № 41 от 17 августа 2004 г., № 68 от 1 октября 2004 г., № 33 от 20 апреля 2005 г., № 49 от 17 июля 2006 г., № 120 от 26 декабря 2006 г.).
Указанные документы были также одобрены постановлениями Архиерейского Собора и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 6 октября 2004 г. постановил: «По завершении работы Комиссий и двустороннего согласования подготовленных документов поручить Священному Синоду на основе суждений, имевших место на настоящем Соборе, совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство».
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Утвердить Акт о каноническом общении, которым восстанавливается единство внутри Поместной Русской Православной Церкви.
2. Определить, что Акт о каноническом общении вступает в силу после торжественного подписания Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Митрополитом Лавром в Храме Христа Спасителя в Москве, в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года.


Сотни тысяч паломников поклонились честной главе апостола Луки

Вечером 9 июня, в канун праздника Всех Святых, в земле Российской просиявших, который в этом году совпадает с Днем Интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Предстоятель возглавил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя и встречу ковчега с честной главой апостола и евангелиста Луки.

Его Святейшеству сослужил сонм архиереев Русской Православной Церкви. В начале утрени, при пении тропаря святому апостолу Луке, Святейший Патриарх Алексий в сопровождении сослужащих иерархов вышел на ступени западных врат Храма Христа Спасителя, к которым прибыл автомобиль, доставивший честную главу апостола и евангелиста Луки из аэропорта «Внуково».
Святыню, хранящуюся в русском Свято-Пантелеимонове монастыре на Афоне, доставила из аэропорта делегация во главе с митрополитом Ташкентским и Среднеазиатский Владимиром и председателем Попечительского совета Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного, президентом ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Ивановичем Якуниным. У западных врат Храма Христа Спасителя Владыка Владимир и В.И.Якунин передали Его Святейшеству ковчег с честной главой апостола Луки. Приняв святыню, Предстоятель Русской Православной Церкви внес ее в Храм и установил на центральном аналое.
Евангелист Лука почитаем не только как апостол Христа и автор одного из 4-х Евангелий, но и как великий иконописец. Ему приписывают первые изображения Богородицы и Спасителя. Происходил он из Антиохии Сирийской и с юности посвятил себя наукам. Но Господь уготовал ему стать врачевателем душ человеческих.
В числе 70 апостолов он был послан на первую проповедь о Царствии Небесном. Побывав в Ахайи, Ливии, Египте и Фиваиде, на 85-м году жизни в городе Фивы святой мученически окончил земной путь, став жертвой за грехи человеческие: был повешен язычниками на оливковом дереве.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия и при содействии Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного поклониться главе святого Луки смогли жители ряда городов России, Белоруссии и Украины.
100 тысяч человек поклонились мощам святого евангелиста Луки за 5 дней их пребывания в Санкт-Петербурге.
Многим приходилось стоять в очереди по 4-6 часов: не теряя времени, верующие читали вслух акафист святому. В некоторые дни живой поток людей начинался за пределами Александро-Невской Лавры, огибая монастырскую стену.
В Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Запорожье великой христианской святыне поклонились в июне более 620 тысяч верующих, еще 60 тысяч – в Красноярске. Мощи побывали также в Кемерово, Барнауле. После Волгограда святыню увидели верующие Элисты и Минска.
Мощи святого апостола и евангелиста Луки утром 29 июня были доставлены в Красноярск из Запорожья.
Святыню с молитвенным пением пронесли по улицам под колокольный звон всех городских храмов от часовни во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Свято-Покровский кафедральный собор. В крестном ходе приняли участие духовенство, хоругвеносцы от монастырей и храмов, мэр Красноярска П.И. Пимашков, представители административных структур города и края, а также сотни красноярцев и паломников со всех уголков региона и из других областей Восточной Сибири.
Первого июля ковчег со святыми мощами был доставлен в Кемерово.
После краткого молебна в здании аэропорта святыню доставили в Знаменский кафедральный собор.
Расположенный на одной из самых высоких точек города, собор был построен в первой половине 1990-х годов на пожертвования кузбассцев. Это один из самых больших храмов за Уралом, ему присвоен статус памятника архитектуры. В 1996 году Знаменский кафедральный собор освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
По словам представителя пресс-службы епархии, прибывшую святыню у Знаменского собора встретила почти тысяча прихожан. После этого епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх отслужил молебен.
В Барнауле мощам апостола Луки, выставленным в Покровском кафедральном соборе города, поклонилось около 70 тысяч верующих.
Паломники приезжали из самых отдаленных районов, а также из соседних областей – Новосибирской, Иркутской, Омской и с севера Казахстана. Мощам поклонились представители власти региона, военнослужащие, таможни, руководства ГУВД края, барнаульского дома-интерната ветеранов Великой Отечественной войны, врачи. В храм привозили группы инвалидов и больных.
Помимо мирян и духовенства Русской Православной Церкви, к главе апостола приложились также старообрядцы и члены армянской общины.
Очередь верующих, желающих на несколько секунд прикоснуться губами к реликвии, не прекращалась даже ночью. Люди стояли по 2,5 часа, причем некоторые становились в очередь повторно. Сотрудники милиции предпринимали все меры для охраны общественного порядка во время массового мероприятия. Как сообщили в пресс-службе ГУВД по краю, прилегающая территория к собору была заранее обследована на предмет обнаружения взрывных устройств.
В задачи милиционеров входила не только охрана порядка, но и оказание помощи в прохождении очереди к святыне, ограждении паломников от различного рода происшествий. К месту паломничества был организован подвоз воды и кваса.
И хотя никаких чудес в регионе по время пребывания мощей святого Луки не зарегистрировано, верующие истинно надеются на Божию милость. Для многих жаждущих и простое прикосновение к святыне принесло облегчение.
В целом, это событие для Алтайского края – уникальное. Священнослужители уже называют его эпохальным в истории региона.
5 июля ковчег с честной главой святого апостола и евангелиста Луки прибыл в Волгоград.
Возле храма во имя святого Иоанна Предтечи святыню встретил Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман.
Только в ходе молебна мощам святого апостола Луки смогли поклонится около 65 тысяч верующих. В Волгоград прибыли также паломники из Ростова-на-Дону, Астрахани, Саратова, Воронежа, Тольятти. Специально для них около храма установили палатки.
7 июля мощи святого апостола и евангелиста Луки прибыли в Элисту.
«Наш город вошел в десятку тех городов СНГ, которым посчастливилось принимать у себя эту великую христианскую святыню», – сообщили в пресс-службе Элистинско-Калмыцкой епархии. В аэропорту ковчег встретили архиепископ Зосима и глава республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов. За 23 часа пребывания святыни в Казанском кафедральном соборе ей поклонились около 60 тысяч человек, в том числе паломники из Ставрополя, Ростова-на-Дону, Краснодара, близлежащих городов и поселков.
8 июля под звон колоколов тысячи верующих встречали святого апостола и евангелиста Луку на территории прихода будущего конкафедрального собора Минска во имя иконы «Всех скорбящих радосте».
Во время пребывания мощей (честной главы) святого апостола и евангелиста Луки в Минске святыне поклонились 220 тысяч паломников, в том числе из Литвы, Латвии и Польши.
Поклонение святыне сопровождалось несколькими явными исцелениями от тяжелых заболеваний. Об этом сообщил иерей Олег Шульгин, клирик прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», на территории которого находится реликвия. В частности, по его словам, у приложившейся к мощам женщины выздоровел от катаракты глаз, которым она до этого не могла ничего видеть.
12 июля состоялись торжественные проводы святыни.
Был совершен торжественный молебен, который возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. В торжестве приняло участие все духовенство Минска. После этого честная глава святого апостола и евангелиста Луки отбыла в Национальный аэропорт «Минск», откуда самолетом она была доставлена в греческий город Салоники и далее – на Святую Гору Афон, к месту своего постоянного пребывания в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Другая часть мощей святого Луки находится в храме города Падуя (Италия). Делегацию возглавлял президент ФАП, сенатор Сергей Щеблыгин и митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.
По словам представителя ФАП, особенно тепло встречали мощи в Сибири, где храмов и православных святынь намного меньше, чем в центральном регионе. В Красноярск, преодолевая тысячи километров, приезжали паломники из Дудинки, Иркутска, Минусинска и других отдаленных уголков края.
Главе апостола поклонялись не только православные, но и католики, униаты, буддисты, представители Армянской апостольской церкви. В храмах было особенно много женщин, поскольку им закрыт доступ на Афон, где постоянно хранится святыня.
В числе паломников были отмечены президент Украины Виктор Ющенко, российский губернатор Аман Тулеев и глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов, мэры городов, руководители законодательных собраний, министерств и ведомств.
По свидетельствам священнослужителей разных епархий, принесение мощей апостола Луки сопровождалось чудесными явлениями, исцелениями.
Мощи апостола Луки издавна прославились фактами чудотворных исцелений. Это объясняют тем, что апостол в земной жизни был врачом. Поэтому к молитвенной помощи этого святого часто обращаются верующие медики. А так как святой Лука, кроме того, автор одного из Евангелий, к нему принято обращаться с просьбой об укреплении в вере себя и своих близких.

Православие.Ru, Интерфакс, ИА REGNUM, РИА Новости, информационный сайт «Вести-Северный Кавказ»


В Иркутском государственном университете будет открыт факультет теологии

Выступая на заседание совета по социально-духовному образованию школьников и студентов Иркутской области, ректор Иркутского государственного университета Александр Смирнов сообщил, что в ближайшее время в этом прославленном российском вузе будет открыт факультет теологии.
Студенты смогут получить образование по специальностям «Религиоведение» и «Политология», передает агентство «Телеинформ». В настоящее время учебной частью готовится пакет документов, необходимых для получения лицензии на открытие факультета.
К подготовке специалистов по религиоведению и политологии университет приступит уже в этом году. Сейчас при участии департамента образования Иркутской области и Иркутской епархии ведется набор студентов.
Обучение будет вестись на базе двух кафедр – философии и отечественной истории.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru


Русская Православная Церковь призывает общество поддерживать высокую культуру слова

В Московском Патриархате выражают обеспокоенность засоренностью русского языка уличной лексикой и заимствованиями и призывают возрождать высокие примеры отечественной языковой культуры.
– Очень часто с телеэкранов, особенно из фильмов, журналов, газет, некоторых романов мы можем почерпнуть только уличную лексику, подчас вульгарную, оскверненную матерными словами, – сказал журналистам заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, это заставляет юное поколение воспринимать низкий язык как норму, как нечто, что является планкой культуры языка.
Отец Всеволод также считает, что сегодня существует негативная тенденция увеличения количества заимствованных слов.
– Иногда это необходимо, но вовсе не всегда нужно заимствовать слова из того или иного языка. Мы являемся нацией достаточно умной и культурной, поэтому необходимо, чтобы наш язык был правильным, красивым, укоренным в наших традициях, возвышенным, – отметил священник. И ради этого, по его мнению, нужно работать всем – Церкви, государству, обществу, СМИ.
По словам протоиерея Всеволода Чаплина, в течение многих веков Русская Православная Церковь была хранительницей языка, и сегодня она ощущает свою ответственность за то, чтобы наш язык был красивым, отличался высокой культурой слова.

Интерфакс-Религия


Благоверные князь Петр и княгиня Феврония – святые покровители брака

Этот праздник до сих пор не получил официального статуса всероссийского, но в народе он успел стать любимым. 8 июля в муромский Свято-Троицкий женский монастырь, где покоится святая чета – Петр и Феврония Муромские, – приехали тысячи людей поклониться их мощам и помолиться: семейные – о благополучии и согласии в доме, а незамужние и неженатые – об обретении второй половины.

Начало этой традиции было положено в 1992 году, когда власти города Мурома приняли решение совместить День города с днем прославления благоверной четы. Это решение поддержала и Церковь.
Нынешнее торжество получилось, как никогда, массовым. В древний город на Оке приехали паломники из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Рязани, Владимира и других малых и больших городов России. Ни Троицкий храм, ни монастырская площадь не смогли вместить всех желающих послушать праздничную службу, так что ее пришлось транслировать и на городской площади перед стенами обители. А завершилось моление массовым крестным ходом.
Была у праздника и художественная часть – выступление знаменитого мужского фольклорного ансамбля «Муром». Но, пожалуй, изюминкой стало открытие сквера Семьи, Любви и Примирения. Его разбили на площади Крестьянина, между женским Свято-Троицким и мужским Свято-Благовещенским монастырями на живописной поляне в окружении берез.
Отступления от проекта, который меньше двух месяцев назад выдвинула инициативная группа жителей Мурома, пожалуй, не было. Желающие смогли пройтись по аллее Любви, посидеть на скамейке Примирения, постоять под деревом Желаний и просто отдохнуть, созерцая рукотворную красоту.
По словам настоятельницы Свято-Троицкого женского монастыря матушки Тавифы, подобный сквер она хотела создать на этом месте еще 5 лет назад, но не получила поддержки властей. По ее замыслу, в сквере должна была разместиться открытая с трех сторон белокаменная часовня с иконой святых, вырезанной из камня. Проект сооружения, выполненный епархиальным архитектором, до сих пор хранится в архиве настоятельницы. Этот план-максимум теперь намерены осуществить более удачливые общественники.

Православие.Ru


Начальник новосибирской школы милиции награжден патриаршим орденом

По представлению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона начальник Новосибирской специальной средней школы милиции МВД России полковник милиции Виктор Бровкин награжден орденом святого благоверного князя Димитрия Донского, III степени за вклад в духовно-нравственное воспитание курсантов.
Патриаршую награду полковнику Виктору Бровкину торжественно вручили в день празднования 50-летия НССШМ. За большой вклад в духовно-нравственное воспитание курсантов школы Благословенными Архиерейскими Грамотами были награждены еще восемь офицеров школы.
– Мы молимся о вас, Бог вам в помощь! – сказал по вручении наград настоятель Александро-Невского собора, руководитель Новосибирского отделения МОО «Центр религиоведческих исследований», эксперт аналитической группы АНН протоиерей Александр Новопашин.
С поздравлениями к преподавателям школы и курсантам обратились губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, представители мэрии, депутаты областного и городского советов.
За время своего существования школа подготовила свыше 25 тысяч специалистов для органов УВД Сибирского и других регионов страны. Ее выпускники достойно выполняют свои служебные обязанности, принимая самое активное участие в обеспечении общественного порядка и других мероприятиях, проводимых УВД города и области. Многие из них стали генералами милиции, тысячи награждены боевыми наградами.
(Репортаж об освящении часовни во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, возведенной на территории НССШМ МВД России, читайте на стр. 19)

Корр. АНН Дмитрий Кокоулин, Новосибирск


КСТАТИ

В Омской области штрафуют за сквернословие

Губернатор Омской области Леонид Полежаев объявил в регионе борьбу со сквернословием и «засильем иностранных слов и выражений в рекламной продукции», подписав соответствующее распоряжение.
Таким образом, Омская область стала вторым субъектом федерации, в которой жителей штрафуют за использование нецензурной лексики - аналогичная борьба ведется с 18 марта 2005 года в Белгородской области. Там было принято распоряжение регионального правительства «Об утверждении плана областных мероприятий, направленных на искоренение сквернословия среди населения Белгородской области на 2005-2008 годы». Тогда только за первую половину 2006 года сотрудники правоохранительных органов Белгородской области составили 14 тысяч протоколов по факту употребления жителями Белгородчины нецензурных слов и выражений.
В своем распоряжении губернатор Омской области отметил, что «несмотря на статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, продолжается засилье иностранных слов и выражений, вызванное коммерциализацией общества и влиянием псевдокультуры, что особенно характерно для рекламной продукции. Кроме того, все большие масштабы приобретает засорение русского языка бранными словами, сквернословием, которые распространяются в молодежной среде, быту, трудовых коллективах, средствах массовой информации».
В связи с таким положением дел Полежаев поручил своим подчиненным «разработать и обеспечить исполнение мероприятий, направленных на поддержку русского языка, профилактику сквернословия и противодействие засилью иностранных слов и выражений в рекламной продукции», а также разъяснять населению степень административной ответственности, предусмотренной законодательством РФ в отношении использования нецензурной брани.

Lenta.Ru/Седмица.Ru





Яндекс.Метрика

На главную страницу