Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ
«У духовного творчества неиссякаемый
источник, потому что за этим стоит САМ БОГ»
С 21 по 23 ноября 2006 года, в дни празднования памяти
святителя Митрофана Воронежского, проводился IV Воронежский
международный фестиваль духовной авторской песни «Ковчег», в
котором принял участие студент заочного отделения НСМПБИ
Сергей Феденков. Новая песня «Дочери мудрости» принесла ему
Гран-при фестиваля. Впервые удостоенный такой высокой
награды, автор и исполнитель духовных песен отметил, что ему
было особенно радостно получить ее на родине архиепископа
Новосибирского и Бердского Тихона.
Сегодня
автор и исполнитель православных песен из Куйбышева Сергей
Владимирович ФЕДЕНКОВ – гость нашей рубрики.
– Сергей Владимирович, расскажите, с чего все началось?
– Я занимаюсь авторской песней с давних пор, еще со времени
моей учебы в пединституте. Там я начал писать стихи, и
потом, когда после его окончания переехал в Куйбышев, также
не бросал этого занятия.
В Церковь я пришел в 2000 году, 7 мая первый раз
причастился. Как и у многих, у меня было желание что-то
изменить в своей жизни, и она стала меняться. Вскоре я стал
руководителем клуба авторской песни «Гамаюн» в нашем Дворце
культуры и творческого объединения «Истоки». Потом решил
поступить в Новосибирский Свято-Макарьевский Православный
Богословский институт.
В 2002 году, когда я приехал на первую сессию, ректор
института протоиерей Александр Реморов показал мне вызов из
Воронежской епархии на фестиваль духовной авторской песни,
который организует замечательный бард, хорошо известный в
Воронеже, Сергей Гребенников. Это Господь, увидев мою жажду
творческого самовыражения, послал мне такой дар. На том
фестивале я исполнил песню «Выпал снег».
Ты видишь, снег идет,
Ты видишь, выпал снег
На небесах любовь
ломает белый хлеб.
И светел каждый взгляд,
И души на уют
Как голуби летят
и белый хлеб клюют...
С этой песней был связан первый успех, что оказалось
немаловажным и для Богословского института, и для нашей
епархии, и для Дворца культуры, в котором я работал.
Тогда на фестивале я познакомился с исполнителями из
Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга, и они пригласили
меня на свой Александро-Невский фестиваль. Хотя на нем я
заслужил только благодарность, но песни мои там понравились.
Они были посвящены царской семье.
Вообще, мое обращение к Богу произошло после того, как я
прочитал биографии членов этой семьи. Для меня это было
потрясением, потому что все, к чему каждый человек стремится
– красота, уют, покой, радость и любовь, и чистота – все
есть в ней. Я написал несколько гимнов: «Солдат Его
Величества», потом «Господин полковник», каждой царевне и
самому маленькому – Алексею написал по песне. В Петербурге
все это нашло большой отклик, и меня стали приглашать на
такие мероприятия.
С 30 июля по 4 августа прошлого года я принимал участие в
III Международном молодежном фестивале – акции «Небо
славян», который организуют отделы по делам молодежи
Витебской и Смоленской епархий Русской Православной Церкви,
Международное общественное движение «Славянский Молодежный
Союз» при поддержке управления культуры Витебского
горисполкома и Межпарламентской ассамблеи государств –
участников СНГ. Здесь я занял второе место.
О Славянском Молодежном Союзе, думаю, надо сказать особо.
Его поддерживает наместник Свято-Троицкой Александро-Невской
Лавры архимандрит Назарий (Лавриненко). Члены этого Союза
очень заинтересованы в том, чтобы православная авторская
песня пошла в народ. Они серьезно работают над этим.
Например, на Грушинском фестивале, который считается
вершиной всех фестивалей авторской песни, вот уже пятый год
СМС организует свой православный лагерь.
Тогда, после Петербурга, я вначале попал на «Грушу».
Посмотрел, как там, побился, но, к сожалению, дошел только
до второго тура, а там их три. Того профессионализма,
который здесь требуется, три года назад у меня еще не было.
Сейчас я не скажу, что вполне готов, но, думаю, биться за
наших можно. Но меня разочаровал Грушинский фестиваль, я
понял необходимость организовывать отдельный православный
лагерь с православными певцами. Потому что сам Валерий
Грушин исполнил долг христианина: «Нет больше той любви, как
если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Ему было всего 23 года, когда он спас из реки двух девочек,
а сам погиб. И первое время это был именно тот фестиваль,
где говорили о Боге. Пусть иносказательно, пусть тогда его
участники не умели петь, не умели играть, но это был
разговор о том, чего хотелось русской душе. Только поэтому
авторская песня завоевала такую огромную популярность.
В тот раз я, конечно, пошел на финал. Это было очень
красиво: склон горы, на котором собралось тридцать тысяч
человек (а в целом, в фестивале принимают участие около
двухсот тысяч). Вначале, когда прозвучали песни Визбора,
Окуджавы, Высоцкого, было очень интересно. А потом стали
выступать дипломанты… Вы не подумайте, я не из зависти так
говорю: они все очень подкованные люди, здорово владеющие
гитарой, у них прекрасно поставлены голоса, но то, что они
пели, меня глубоко разочаровало. Я бы назвал это «эстрадой
номер два». Голая попса, если юмор, то пошлый, много
сальностей, много каких-то «панамских островов» вместо
серьезного слова.
Авторская песня сейчас как бы утратила свое дыхание, многие
говорят, что она умерла. И я думаю, что вот как раз наша
вера, православная, и может дать ей второе дыхание. Она
должна присутствовать в культуре. Это не то чтобы борьба
против эстрады, а просто необходимость для русской души.
Ведь посмотрите, во что превратились светские фестивали, в
отличие от православных: это просто грандиозная гулянка, на
которой любят петь.
Да, есть немало людей талантливых, неиспорченных, много
романтически настроенных. Но главной движущей силой здесь
стало обычное веселье, за которым кроется грех.
Другое дело – православный фестиваль, там иной дух, иное
отношение друг к другу, больше братской любви, и песни
соответствующей тематики. Очень важно пропагандировать такую
авторскую песню. Это здорово, когда собирается большая
публика и есть люди, которые могут представить ей хорошие
песни. Я считаю, что сейчас необходимо участвовать в
фестивалях. Конечно, мне радостно, что удается добиваться
успеха. Не скажу, что там серьезный профессиональный уровень
– обычный, как и на многих фестивалях авторской песни, но
там очень много талантливых людей, за которыми, я считаю,
будущее. Они поют о главном, и у их творчества неиссякаемый
источник, потому что за этим стоит Сам Бог.
– Вы упомянули о своем участии в Международном молодежном
фестивале «Небо славян», проходившем в Белоруссии…
– На Витебском фестивале авторская песня – лишь один из его
аспектов. Еще проводятся прыжки с парашютом, здесь же
собираются казаки – в общем, все делается для того, чтобы
привлечь молодежь. Кроме того, обязательно проводятся
паломничества. Кстати, характерная черта фестивалей духовной
авторской песни: обязательно проходят богослужения, крестные
ходы – то есть народу не дают расслабляться в каком-то
веселье. Наоборот, он в духовном отношении подтягивается.
Белорусский фестиваль проводился три дня в молодежном
православном лагере «Дружба», а в последний день – в самом
Витебске, на сцене «Славянского базара». К нам часто
подходили люди и говорили:
– Как хорошо, что вы здесь выступаете! Только что
«Славянский базар» прошел, так здесь совсем другая
обстановка, и нам это очень нравится.
То есть люди видят в «Небе славян» альтернативу даже таким
высокопрофессиональным мероприятиям как «Славянский базар».
В прошлом году я попал в финал этого фестиваля, да потом еще
два раза выходил на сцену, заняв первое место в номинации
«Поэт» со стихотворением о великорусском характере
«Иван-дурак». И потом еще занял второе место в номинации
«Автор-исполнитель» с песней «Первый учитель». Белорусской
молодежи понравилась также песня «Зоя Космодемьянская», где
она изображена святой. Все-таки не будь у нас к тому времени
почти тысячелетней православной культуры, не будь она в
корне, в самом характере русском, мы бы не выиграли войну с
немцами. И подвиг Зои Космодемьянской, конечно, это тоже то,
о чем говорит Христос: «Нет больше той любви…». Меня,
конечно, порадовала реакция публики на эту песню. Мы шли
потом крестным ходом до Смоленска, и я был вынужден на
каждой остановке исполнять «Зою Космодемьянскую». И если
молодым людям сегодня нравится этот образ, значит, много
неправды говорят про современную молодежь.
Вообще, я считаю, для православного человека напряженная
литургическая жизнь и паломничество очень важны. Это то, что
питает душу, в хорошем смысле. Потому что даже если ты
пишешь о житейских вещах, то уже делаешь это с правильной
точки зрения, от всего сердца.
В Белоруссии мы ездили в Полоцк, к преподобной Евфросинии
Полоцкой. То, что я там испытал, это что-то неописуемое.
Говорят, с этого места благодать не уходит. Бывает, кого-то
она посещает, кого-то нет, а здесь благодать – как в
Иерусалиме на Гробе Господнем. Этого нельзя передать
словами, можно только низко поклониться белорусской земле и
самой святой Евфросинии. Я написал о ней песню, но сам
недоволен, попытаюсь еще как-то это выразить.
– В каких фестивалях вам еще довелось участвовать?
– В прошлом году произошло интересное событие: в
Санкт-Петербурге состоялся Первый Международный фестиваль
современной православной духовной песни «Невские купола». На
него пригласили всех лауреатов фестивалей православной
авторской песни, проходивших за последние пять лет. Это
мероприятие проводилось на Светлой седмице в
Александро-Невской Лавре. Ух, я и наслушался, и насмотрелся
там! Атмосфера была просто изумительная. Три дня шла
конкурсная программа, а финальная часть фестиваля проходила
во дворце возле Финляндского вокзала. К радости моей, чести
и нашего города, и нашей епархии, я дошел до самого финала.
Было всего пять лауреатов, и я получил это звание в
номинации «Лучший автор текста» за песню «Солдат Его
Величества». Потом меня пригласили выступить по
петербургскому радио, и там я спел «Дети войны» и песни о
царской семье.
Наверное, царственные страстотерпцы слышат, что я каждый
день репетирую, поэтому я сподобился в дни их гибели, в
середине июля, побывать в Екатеринбурге и принять участие в
проходившем там фестивале православной культуры «Царские
дни». Самое главное мероприятие его – это всенощное бдение и
Божественная литургия в ночь с 16 на 17 июля, проходившие в
Храме-на-крови, построенном на месте бывшего Ипатьевского
дома. Его нижний придел находится на том самом месте, где
расстреляли царскую семью.
Это была настоящая пасхальная ночь, с одним отличием: в три
часа ночи, когда на Пасху народ уже начинает расходиться,
здесь он все прибывал и прибывал. Было тысяч двадцать миру,
в нижнем и верхнем приделах храма негде было яблоку упасть,
и вокруг храма народу было огромное количество.
Перед началом богослужения в конференц-зале самого храма мне
предоставили возможность провести небольшой тридцатиминутный
концерт, где я пел о царской семье. Для меня было радостно
видеть, как люди откликаются. Голос тогда у меня был плохо
поставлен, но, видно, сами слова заставляли слушателей
принимать эти песни. В Куйбышеве они редко звучат, там к ним
другое отношение, а сюда люди пришли с покаянным чувством.
Причем были не только екатеринбуржцы. Я встретил паломников
из Новосибирска, Петербурга, других городов, мало того,
познакомился также с семьями из Аргентины и Парижа. Для меня
происходящее было настоящим откровением. Двадцать тысяч
людей – и при этом видно, что они пришли не просто так, они
пришли сюда поклониться и попросить прощения…
Когда закончилось богослужение, Владыка Викентий взял
огромную икону с Животворящим Крестом и пошел во главе
крестного хода к Ганиной яме. Представляете, с пяти часов
утра вся эта грандиозная процессия шла двадцать один
километр. Когда мы вышли, был туман, а в конце пути уже
светило солнце. На месте Ганиной Ямы сейчас комплекс
монастырских храмов, а само это скорбное место все зеленое,
обсажено великолепными белыми лилиями.
– Пока вы учились в Новосибирском Православном богословском
институте, три раза в год вам доводилось выступать на
различных фестивалях и неизменно добиваться успеха.
– Да, и дай Бог, чтобы в дальнейшем мои песни сослужили
добрую службу в нашей общественной и церковной жизни,
привлекли внимание молодежи к духовной авторской песне.
Конечно, я очень благодарен нашему Владыке Тихону, ректору
института протоиерею Александру Реморову, неизменно
поддерживавшему меня все эти годы, и настоятелю прихода в
честь Рождества Иоанна Предтечи священнику Вадиму Перминову,
который оказывал и продолжает оказывать мне большую помощь.
Отдельная благодарность протоиерею Димитрию Сальникову,
руководителю епархиального Отдела культуры, который курирует
мою деятельность. Он организатор от Бога и очень
обаятельный, мудрый человек.
Источником моего творчества сейчас становятся эти поездки,
учеба в Богословском институте и пребывание в Церкви. Чем
чаще я хожу на Литургию, чем дальше учусь, тем больше для
меня открывается, я бы сказал, тематическая бездна для
творчества. Об этом сейчас в обществе почему-то не поется, а
раньше и говорилось, и пелось, и рисовалось. Это и было, в
принципе, русской культурой.
– Сергей Владимирович, мы желаем вам дальнейших творческих
успехов и новых побед на фестивалях. Спасибо вам за ваши
замечательные песни.
– Во славу Божию.
Беседовала Галина ПЫРХ
С. Феденков. Тексты песен
ДЕТИ ВОЙНЫ
Сердцу ласково
шепчет река,
Душу ласково
греют поля,
Словно мамы
любимой рука
Приласкала меня.
Вижу я, как в
туман за рекой
Вновь уходит
солдат дорогой,
Он на свете
единственный мог
Говорить мне:
«Сынок».
Постаревшие дети
войны,
Мы идем на
вокзалы сквозь сны.
На перроне под
боем часов
Ждем отцов,
пацаны.
В сердце раненном
бьется всю жизнь
Крик отчаянный:
«Папка, вернись!
Вместе с мамой
побудь хоть полдня,
Трудно ей без
тебя.
И меня подними,
обними,
Тяжело без
отцовской любви».
Не поверил я
смерти твоей,
До сих пор жду
вестей.
Я давно не
согласен с войной,
Ты полвека со
мной, как живой,
Каждый шаг твой в
последнем бою
Повторю.
Вот, отбив уже
сотню атак,
Ты опять
поднимаешь солдат
И идешь без
патронов вперед,
Как в полет.
А в глазах твоих
мама и я,
А у нас –
похоронка твоя,
Но не может
поверить семья,
До сих пор ждем
тебя.
Постаревшие дети
войны,
Мы идем на
вокзалы сквозь сны,
На перронах под
боем часов
Ждем отцов,
пацаны.
Завтра будет еще
эшелон,
Я, седой, выхожу
на перрон,
Не поверил я
смерти твоей,
До сих пор жду
вестей.
ИВАН-ДУРАК
Почему колпак
дурацкий
Заслужил такой
почет?
Потому что в
русской сказке
Самый главный –
дурачок.
А в России, ах, в
России
Горемыку-мужика
То поили, то
морили,
То рядили в
дурака.
Обзывали
тунеядцем,
Грели плетками
бока,
Но, как прежде, жжет их зависть,
Мучит злоба и тоска,
Ведь красавицы влюблялись
Лишь в Ивана-Дурака.
Хоть и жил он Бога ради,
Сроду чести не просил,
Но по делу и по стати
Был царем всея Руси.
А когда на Русь, ребята,
Приходила вражья рать,
А он шептал: «Простите, братцы,
Ваня с видом
виноватым
Не ругайте дурака!»
И от мыслей
виноватых
Был в работе зол
и лих.
За двоих он ел,
ребята,
А пахал за
шестерых.
асцвела моя
Россия
Райским садом на
века,
Потому что много
силы
У Ивана-Дурака.
А Иван ходил в
заплатах
И, смущаясь,
прятал взгляд,
Все такой же
виноватый,
Как и сотни лет
назад.
Кто судил его,
ребята,
Кто его за
дурость бил,
Тот, ребята, жил
богато,
Сытно ел и сладко
пил.
Собирался
воевать.
Прижимал к груди
детишек,
Целовал свою
жену,
И, крестясь, в
строю братишек
Шел без страха на
войну.
Бил врага, а если
надо,
По приказу шел на
смерть,
Чтоб со вздохом
виноватым
За Россию
умереть.
Много их, душой
красивых,
И поныне в
дураках
Велика моя
Россия,
Как и прежде
велика!
Дуракам дороже
злата
Медный крестик на
груди.
Эта присказка,
ребята,
сказка будет
впереди.
Зоя Космодемьянская
Мучили Зою ночью,
Били со злобой
волчьей,
Черной морозной
ночью
Жизнь
превратилась в жуть.
Зоя всю ночь
молчала.
Боль за нее
кричала.
Кровь украшала
алым,
Словно невесту в
путь.
И босиком по
снегу
Зою вели со
смехом.
Это была потеха,
Грязным фашистам
пир.
Девочка, класс
десятый
Черные автоматы,
Только вчера,
ребята,
Зою весь класс
любил.
Даже свои, как
звери -
С ненавистью
глядели.
Но, не боясь
метели,
Словно кругом
весна,
В легкой ночной
рубашке,
Белой, как цвет
ромашки,
Легче весенней
пташки
Зоя над снегом
шла.
Виселица пустая,
Ангелов в небе
стая,
Вот и взошла
святая
Как и Господь, на
крест.
Только когда
споткнулась,
В крике любовь
взметнулась:
е раздевайте
юность!
Не убивайте
честь!
Припев:
Красота и юность
под конвоем, Зоя,
И лицо у мира
слишком злое, Зоя,
Этот мир не стоит
твоей крови, Зоя,
но иначе не живут
герои.
ДОЧЕРИ
МУДРОСТИ
Судьи судили,
мучители мучили,
Лили невинную кровь.
Долго пытали вас, дочери Мудрости,
Вера, Надежда, Любовь.
Веру от зверя не скроешь в объятиях,
Слышаться стоны и плач,
И на глазах у беспомощной матери
Веру терзает палач.
Ставит условия силой и грубостью
Мир, предлагающий кров:
Жить, но без Господа, дочери Мудрости,
Вера, Надежда, Любовь.
Нет у надежды ни права, ни голоса
В мире потушенных свеч.
Люди Надежду раздели и бросили
Прямо в горящую печь.
Ждут палачи отречения
Верных, чья вера чиста.
Кончатся ваши мученья –
Только предайте Христа.
Это не в сказке, а в яви,
Это не краска, а кровь.
Здесь, на земле, убивали
Веру, Надежду, Любовь.
А над Любовью глумились неистово,
Били до хруста костей.
Мудрость сумела без низости выстрадать
Муки своих дочерей.
Но озаряла их Сила небесная,
Радовал Горний покров,
Верила Вера, Надежда надеялась,
Кротко любила Любовь.
И обезглавили радостных мучениц,
И приняла их земля.
Мама над ними не билась, не мучилась –
Просто молилась три дня.
А на заре опустилась на холмики,
Словно легла отдыхать,
Чтобы в раю своих деточек родненьких
После разлуки обнять.
Мир не дается без боли,
Без клеветы –
чистота.
Мудрость поможет
с любовью
Мучиться ради
Христа.
Дай же нам,
Господи, силы,
Мудрости дай нам
покров,
Чтоб не терять до
могилы
Веру, Надежду,
Любовь.
4/ 17 июля
– День памяти страстотерпцев царя Николая, царицы
Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы,
Марии и Анастасии
НАСТЕНЬКА
Самая веселая,
самая смешливая,
Озорная, милая, словно огонек.
Как же победила ты смерть непобедимую?
Эту тайну скрыла ты в имени своем.
Настя, Настенька, дочка папина!
Смех веселый всех
оглушил.
Не смеши так
маменьку,
Не смеши так
братика,
Будь серьезнее,
Не смеши.
Как смеялась молодость!
Юность как
забавилась!
Колокольчик радостный в детском сердце жил.
Не хотелось Господу, чтобы ты состарилась,
Смех твой на семнадцати Он остановил.
Настя, больно как! – пули жгучие,
Но еще больней –
ржавый штык.
Не дразни их
стонами – палачи измучились,
Будь серьезнее –
Не дыши.
Тучи небо застили, и давно не видно нам,
Как живешь ты, милая, у себя в раю?
Ты прости нас, Настенька, что тебя мы выдали,
Предали невинную молодость твою.
Настя, Настенька, все мы каемся…
Чтобы больше зла не свершить,
Про папаню с маменькой,
Про сестренок с братиком
В сердце кровью нам
Напиши.
13 сентября 2005 г.
ГОСПОДИН
ПОЛКОВНИК
Мы с вами,
господин полковник!
Век плена
досчитал до ста.
Как розы, красные
оковы
Спадают под ноги
Христа.
Мы с вами,
господин полковник,
Забытой правды
пробил час.
Благословите нас
на подвиг,
За вашу кровь
простите нас.
Мы с вами,
господин полковник,
Ваш сын ведет нас
на парад,
Наследник
благородной крови,
Прекрасный
маленький солдат.
Идет парад в
первопрестольной!
Как струны, руки
вдоль бедра,
Проходим в звоне
колокольном,
Равняя строй на
купола.
За вами, господин
полковник,
За честь, за
правду, за престол,
Чтоб каждый
повторил ваш подвиг,
За Русь распятый
со Христом.
Мы встретимся,
конечно, завтра,
Ну а сегодня
пробил час.
Императрица
Александра,
За вашу кровь
простите нас.
И в платьях белых
на балконе
Бросают нам цветы
любви
Точь-в-точь
такие, как в альбоме,
Четыре юные
княжны.
Мы, от любви
зардевшись, встанем,
Расправим плечи,
пробил час.
Мария, Ольга,
Настя, Таня,
а вашу кровь
простите нас.
Марш, марш на
подвиг новым строем,
Никто не повернет
назад.
Воскресший в
звании героя,
Веди нас,
маленький солдат.
СОЛДАТ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА
Идет война, за боем бой,
Я не считаю их
количества.
Ведь я – обычный
рядовой,
Простой солдат
Его Величества.
Шинель, фуражка, сапоги,
Нательный крест
от всякой нечисти;
Еще – Устав, а в
нем: не лги,
Не предавай,
служи Отечеству.
Что делать мне? Мы в западне,
Пришло антихриста
владычество.
Я мог бы думать о
себе,
Но я – солдат Его
Величества.
Не предавай, не предавай!
Иди за ним
дорогой адовой.
Всего одна дорога
в рай –
Пробита верными
солдатами.
А здесь награда мне одна,
И, я не лгу, –
другой не хочется:
Чуть-чуть
послушать у окна,
О чем мечтают их
высочества.
И посмотреть глазком одним,
Когда в саду
играет маленький,
Красивый, словно
херувим,
Больной малыш,
любимец маменькин.
И встать в слезах под образа,
Когда затишье
между битвами,
И Богородице в
глаза
Смотреть с
горячими молитвами.
Молить ее в огне свечи
Спасти Россию от
язычества,
Чтоб не посмели
палачи
Нарушить сон Его
Величества.
Россия, бедная, в огне!
Кругом антихриста
владычество.
Но командир мой –
на коне,
И я – солдат Его
Величества.
2003г.
ПРИНЦЕССА ОЛЬГА
Я не гусар, не генерал,
Не князь, не
дворянин,
Не легендарный
капитан –
Простой
христианин.
Я клятву чести не давал,
Не шел на смерть
в бою,
И, как герой, не
умирал
За родину свою.
Я дел великих не творил,
Не покорял весь
свет,
И петь принцессе
о любви
Я не достоин,
нет.
Но я пою ей про любовь
В наивный час
зари,
Ведь ей при жизни
этих слов
Никто не говорил.
Ее не воспевал в саду
Придворный юный
бард
И с белой розой
на мосту
Не ждал
кавалергард.
Ее желанный визави,
Голубоглазый
принц,
Не признавался ей
в любви
Среди цветов и
птиц.
И с нежным трепетом она
Не слушала его.
Не дожила, не
дожила
До счастья
своего.
За чистоту и доброту
Воздал ей Бог
Отец:
Ее наивную мечту
Достойный ждал
венец.
Не честь, не слава, не престол,
Не долгожданный
принц –
Окно, решетка,
коридор
Да дюжина убийц.
В глухом краю глухой подвал
В глухой-глухой
ночи,
Где в жуткий час
кровавый бал
Справляют палачи.
Но как вина, как стыд и страх,
Как вера и любовь,
Зажглась в потерянных сердцах
Ее святая кровь.
Принцесса Ольга, ты так недолго
Цвела у батюшки в саду.
Как ландыш тонкий, принцесса Ольга,
Дарила миру
красоту…
Август 2004 г.
НАШ ХРАМ
Посвящается 100-летию храма в честь Рождества Иоанна
Предтечи города Куйбышева
Наш храм
родной, надежды свет,
Души воскресшей
знамя.
Сто долгих,
трудных, горьких лет
Он прожил вместе
с нами.
Сквозь старый
Каинск век назад
На вечные мученья
Этапы гнал
московский тракт
По улицам
осенним.
Шли тяжко, увязая
в грязь,
Но, подходя к
собору,
Молились, истово
крестясь,
Разбойники и
воры.
И светом били
купола
В тяжелый мрак
покоев,
Где одиноко
умирал
Купец богатый,
Шкроев.
Шептал жене купец
Иван
В конце пути
земного:
«Поставить нужно
новый храм
В честь моего
святого».
И умирая,
повторял,
В тоске сердечной
тая:
«Поставь, родная,
новый храм,
Спаси меня,
родная!»
Жена всем сердцем приняла
Его завет предсмертный
И все, что было, отдала
На радость людям бедным.
И встала церковь над рекой
В семь куполов сияя,
Всем, претерпевшим скорбь и боль,
Спасенье возвещая.
Когда Макарий освятил
Чудесную обитель,
Ее с небес благословил
Сам Иоанн Креститель.
Увы, недолго благовест
Пел небесам осанну.
Пришлось с народом тяжкий крест
Нести святому храму.
Случилась страшная беда,
В набат пробило время,
Народ отрекся от Христа,
Поверил лести зверя.
И кровь невинных залила
Места любви и веры,
И полетели купола
Под ноги изуверов.
Храм замолчал, тая печаль,
Скрывая скорбь и стоны,
Когда плевали на алтарь,
Плясали на иконах.
Но и тогда, закрыт и нем,
Поруганный, убогий,
Всем существом забытых стен
Он говорил о Боге.
Устала ненависть, сошла,
Как лед, водой в могилы.
Одна любовь не умерла,
Не потеряла силы.
Вздохнул наш храм и поднял крест
Среди снегов безверья.
И вновь заплакал благовест
О светлом воскресении.
Открыла церковь навсегда
Как сердце, людям двери.
Жива – и адовы врата
Ее не одолели.
И снова храм, как херувим,
Вознес молитвы к Богу,
И мы воскресли вместе с ним,
Нашли свою дорогу.
2003 г.
|