Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского

 ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


 Июль-август

17/30 июля День памяти великомученицы Марины (Маргариты)

Святая Марина родилась в Антиохии Писидийской (в Малой Азии, ныне Турции) в семье язычника-жреца. От своей кормилицы Марина узнала о христианской вере. В то время император Диоклетиан (284-305гг.) воздвиг гонение на христиан, так что многие из них вынуждены были скрываться в пещерах и пустынях. Когда Марине исполнилось двенадцать лет, она приняла крещение.
Как-то Марина пасла овец. Правитель той области, проезжая мимо пастбища, увидел ее и был очарован ее красотой. Он сделал ей предложение. Марина не скрывала, что она христианка. Тогда правитель отдал ее на попечение одной знатной женщине, надеясь, что та уговорит девушку отречься от Христа. Но Марина отказалась принести жертву идолам.
Тогда ее подвергли разным истязаниям. Благодать Божия исцелила святую от ран, но мучители не вразумились чудом. Во время пыток содрогнулась земля, с рук Марины спали оковы, над ее головой засиял необыкновенный свет, в котором кружилась голубица с золотым венцом в клюве. Пораженный народ стал славить Бога. Правитель приказал казнить Марину и тех, кто уверовал во Христа. В тот день вместе с ней обезглавили 15 тысяч человек.
Прославляя святых мучеников, Церковь читает в их память на литургии Евангелие, где Господь говорит: «Будьте мудры, как змии, и кротки, как голуби» (Мф. 10, 16). Христианская кротость, основанная на мудрости, различает, что полезно и что вредно для души, кого нужно, а кого нельзя слушать. И если мы будем идти этим путем, то будем подражать святым мученикам.

19 июля/ 1 августа День памяти преподобной Макрины Каппадокийской, сестры святителя Василия Великого

Воспитанная в строгом благочестии, святая Макрина дала обет девства и вместе со своей матерью преподобной Емилией (память 1/14 января) оставила мир и приняла иночество. На берегу реки Ирисы, в Понте, их трудами была устроена обитель, в которой под руководством преподобной Макрины воспитывались в правилах благочестия и подвизались многие знатные девы и вдовицы, посвятившие себя Господу.
Здесь святая все время проводила в молитве, трудах и пении псалмов. Ее целомудрие было так высоко, что, когда у нее образовался на груди нарост и необходимо было сделать операцию, преподобная не решилась обнажить свое тело, отказалась от операции и горячо молила Господа об исцелении. Молитва ее была услышана, и она получила исцеление. Еще при жизни своей святая Макрина сподобилась дара чудотворения. Скончалась она в 380 году.

19 июля/ 1 августа Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца (1903 г.)

После блаженной кончины старца в 1833 году память о нем бережно сохранялась в верующем народе. Безыскусные рассказы и предания о его жизни и духовных подвигах сохранили сестры Дивеевской обители, «сироты батюшки Серафима», а также пламенный его почитатель – «служка Божией Матери и Серафимов» Н. А. Мотовилов, записавший беседу с великим старцем о стяжании Святого Духа как главной цели христианской жизни.
Прославлению батюшки Серафима послужил и архимандрит, впоследствии митрополит, Серафим (Чичагов), в конце девятнадцатого столетия еще блестящий гвардейский полковник Леонид Чичагов, который составил знаменитую «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», преподнесенную им государю Николаю Александровичу. В годину страшных испытаний, предсказанную святым старцем, митрополит Серафим принял мученическую кончину от рук богоборцев и сам был прославлен Русской Церковью в лике святых.
«В 1895 году Преосвященным Владыкой Тамбовским было представлено в Святейший Синод произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима с верой просившим его помощи. Расследование это, начатое комиссией 3 (26) февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири. Всех случаев благодатной помощи по молитвам старца Серафима было обследовано комиссией 94, причем большая часть их была достаточно удостоверена надлежащими свидетельскими показаниями. Но указанное число случаев благодатной помощи по молитвам старца являлось далеко не соответствующим их действительному числу: в архиве Саровской обители, по свидетельству названной комиссии, сохраняются сотни писем от разных лиц с заявлениями о полученных ими благодеяниях чрез молитвенное обращение к старцу Серафиму. Святейший Синод поручил Преосвященному Тамбовскому предписать настоятелю Саровской пустыни собрать и записать сведения о наиболее замечательных случаях благодатной помощи по молитвам старца, не бывших доселе записанными, и на будущее время тщательно вести запись всех могущих быть новых чудесных знамений по молитвам отца Серафима...
В 1902 году, 19 июля (1 августа), в день рождения старца Серафима, Его Императорскому Величеству благоугодно было воспомянуть и молитвенные подвиги почившего, и всенародное к памяти его усердие, и выразить желание, дабы доведено было до конца начатое уже в Святейшем Синоде дело о прославлении благоговейного старца» (из Деяния о прославлении преподобного Серафима от 29 января (11 февраля) 1903 года).
Весь русский народ во главе с государем желал и ждал прославления святого угодника Божия, и 19 июля 1903 года оно состоялось в присутствии Царской Семьи, при огромном стечении народа. На торжества в Саров со всей России съехались около трехсот тысяч человек.
Сопровождалось оно неисчислимыми чудесами и исцелениями. Государь и великие князья вместе с архиереями несли раку со святыми мощами, и весь народ среди лета пел Пасху.

23 июля/ 5 августа Празднование Почаевской иконы Божией Матери

В конце XVI века греческий митрополит Неофит, проезжая в Москву через Волынь, остановился в имении помещицы Анны Ерофеевны Гойской.
В благодарность за долгое гостеприимство, а, скорее, вдохновленный Самой Царицей Небесной, Неофит благословил Гойскую древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, иконой, которую привез с собою из Константинополя.
У Анны Гойской был родной брат Филипп Козинский, слепой от рождения. Уверовав со временем в силу иконы, она убедила его обратиться с молитвой ко Пресвятой Богородице, став перед дарованным митрополитом Неофитом образом Ее, с прошением о даровании зрения. И действительно, как только со всем жаром сердца помолился он перед образом, глаза его тотчас отверзлись, и он обрел зрение и стал видеть, как будто и не был слепым.
После чуда, столь несомненного, происшедшего на виду у всех, Гойская не решилась держать икону у себя, а, собрав иноков и священников и множество православного народа, с крестным ходом и пением перенесла ее на гору Почаевскую и отдала ее на вечное хранение монахам, обитавшим в тамошних пещерах. Чудесное исцеление и последующее за ним торжественное перенесение иконы из имения Гойской к Почаевским насельникам произошло, вероятно, в первой половине 1597 года.
Со времени прозрения Филиппа Козинского и до настоящего времени сотни раз всенародно была засвидетельствована целительная сила, исходящая от чудотворного образа Почаевской Божией Матери. Каких только видов помощи не получали от нее люди! Не всуе называет ее однажды книга «Записей чудес Почаевских» – «скорбных матерен утешением».
Вот уже более четырехсот лет, как находится эта икона в Почаевской обители, оставаясь своего рода средоточием ее молитвенной жизни. Это не музейная реликвия, не памятник, удивляющий нас своей стариной и художественными достоинствами (хотя и они неоспоримы): когда подходишь к этому образу, все эти, по-своему важные, критерии перестают существовать. Далеко не на каждого изливаются чудеса, но каждому, кто обращается к Чудотворному образу с сердечной верой, и тайно, и явно подается помощь духовная, душевная или телесная. Пройдут еще, может быть, столетия, но мы веруем, что не оскудеет источаемая здесь целительная сила, как не перестанет притекать сюда поток богомольцев, исцеляемых и питаемых ею.
Каждый день в пять часов утра в Успенском храме, освещенном в предутреннем сумраке лишь одними лампадами, монастырской братией служится полунощница. После нее, при пении тропаря «Непроходимая Врата», чудотворный образ Матери Божией Почаевской медленно опускается и останавливается на уровне человеческого роста. Икона держится теперь на двух шелковых лентах: рядом с нею стоит иеромонах, называемый по традиции «киотным». Иноки, а вслед за ними и все присутствующие в храме, кто пришел на полунощницу, безмолвно и неторопливо подходят и прикладываются к чудотворному образу. Точно так же опускается он по субботам после соборного акафиста перед Почаевской иконой и по воскресным и праздничным дням после поздней литургии. У каждого из приходящих к нему есть всегда что-то, что можно выразить лишь молитвенным вздохом, для которого всегда не хватает слов. И потому тот момент, когда при первых словах молитвы Икона начинает медленно опускаться вниз, всегда полон какого-то затаенного и напряженного ожидания чуда. И, думается, что это ожидание никогда не обманывает, ибо чудо — это подлинная встреча с Ней с глазу на глаз.

24 июля/ 8 августа День памяти мученицы Христины

Родители святой Христины были язычниками, но по Божиему предусмотрению дали ей имя, которое предуказывало ее призвание стать христианкой. Желая сохранить ее девственницей, отец устроил особое помещение, поставил в нем идолов и приказал ей служить им. Живя в уединении, Христина часто любовалась звездным небом и, подобно великомученице Варваре, пришла к убеждению, что должен существовать единый Творец. Бог устроил так, что она познакомилась с христианами, которые рассказали ей о христианской вере, и она уверовала во Христа.
После этого святая Христина с негодованием сокрушила идолов в своем доме, за что по отцовскому повелению ее предали различным мучениям, после чего воины закололи мученицу пиками и мечами. Она пострадала за веру в 300 году. Память о святой Христине особенно чтится на Востоке.
Мученичество всегда воспринималось Церковью как свидетельство. Поэтому и греческое слово, которым с самого раннего времени обозначается мученический подвиг – «martyrion» – буквально означает «свиде
тельство». Это, прежде всего, свидетельство действием, поступком, но также свидетельство пророческим словом. Свидетельство мученического подвига многогранно. Мученики свидетельствовали перед своими братьями и сестрами во Христе о своей вере и напоминали им о силе Христовой и истинности Его обетований. Они также свидетельствовали перед внешним – в то время языческим – миром. Это было свидетельство о том, что Христос есть Сын Божий, который умер и воскрес и пребывает среди христиан в основанной Им Церкви.

27 июля/ 11 августа День памяти равноапостольного Климента, епископа Охридского

Святой Климент по происхождению был славянин, один из учеников равноапостольных Мефодия и Кирилла (память 11/ 24 мая). Он помогал святым братьям в деле просвещения славянского народа и в их борьбе за чистоту Православия в Моравии. После изгнания из Моравии славянские исповедники святые Ангеляр, Климент и Наум прибыли в Болгарию, где их встретили с почетом и просили ввести богослужение на славянском языке. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью.
Вскоре святой Ангеляр скончался, а святой Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице – области в юго-западной Македонии. В Восточной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Святой Климент еще в Моравии был в чине «стоявших на степени учителей».
В Болгарии он исполнял должность учителя до 893 года. Святой организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Общее количество его учеников было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек. В 893 году святой Климент был возведен в сан епископа Дремвицы, или Велицы, а его место занял святой Наум.
Святитель Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. Трудился святитель во славу Божию до глубокой старости, исполняя и епископское служение, и продолжая трудиться над переводами на славянский язык христианских книг. Он мирно отошел ко Господу в 916 году. Тело святителя было погребено в основанном им Охридском Пантелеимоновом монастыре.
Святитель Климент считается первым славянским писателем. Он не только продолжил переводческое дело, начатое святыми Кириллом и Мефодием, но и оставил свои писательские труды – первые образцы славянской духовной литературы.

30 июля/ 12 августа День памяти святого мученика Иоанна Воина

Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана Отступника (361-363 гг.). Наряду с другими воинами его посылали преследовать и убивать христиан. Оставаясь внешне гонителем, святой Иоанн на деле оказывал преследуемым христианам большую помощь: тех, которые были схвачены, освобождал, других предупреждал о грозящей им опасности, содействовал их побегу. Святой Иоанн был милосерден не только к христианам, но и ко всем бедствующим и требующим помощи: посещал больных, утешал скорбящих.
Когда Юлиан Отступник узнал о делах святого, то заключил его в темницу. В 363 году император был убит на войне с персами. Святой Иоанн вышел на свободу и посвятил свою жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Скончался он в глубокой старости, но год кончины его точно не известен.
Где именно был погребен святой Иоанн Воин, со временем забылось. Он явился во сне одной благочестивой женщине и указал место своего упокоения, которое постепенно стало известно во всем округе. Обретенные мощи святого были положены в церкви апостола Иоанна Богослова в Константинополе. Господь даровал им благодатную силу исцеления. По молитвам святого Иоанна получают утешение обиженные и скорбящие. В Русской Церкви Иоанн Воин свято чтится как великий помощник в скорбях и различных житейских обстояниях.

31июля/ 13 августа День памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним убиенных священномученика архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна

Священномученик Вениамин родился в 1873 году в семье сельского священника Олонецкой епархии Павла Казанского и супруги его Марии и получил во Святом Крещении имя Василий.
После октября 1917 года митрополит Петроградский, как и многие архипастыри и пастыри в те годы, активно участвовал в защите прав православного народа.
Насильственное изъятие церковных ценностей под предлогом помощи голодающим началось в Петрограде в марте 1922 года. В это же время деятельное участие в церковной жизни стали принимать «церковники» – так называли многочисленную группу активистов мирян, в основном из интеллигенции, у которых события революции вызвали большой религиозный подъем. В Петрограде возникло крупное Общество объединенных петроградских православных приходов, куда вошла большая часть всех приходов города. Председателем правления этого общества состоял профессор кафедры уголовного права Петроградского университета Юрий Петрович Новицкий.
В день ареста святитель Вениамин, вернувшись к себе в Александро-Невскую Лавру, застал в своих покоях следователя, многочисленных чекистов и стражу. Священномученику было объявлено, что против него и других лиц возбуждено дело о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Кроме митрополита к неправедному судилищу было привлечено большинство членов правления Общества православных приходов, настоятели церквей, некоторые клирики, профессора Духовной академии, Богословского института и университета, студенты и просто люди, схваченные во время уличных беспорядков при изъятии ценностей – всего 86 человек, большинство которых было взято под стражу.
Митрополит Вениамин и на скамье подсудимых оставался таким, каким был всегда: простым, спокойным, благостным. Он был центром всего процесса. На нем сосредоточивали внимание и враги, и безмерно любившие его верующие.
Другой замечательной личностью на суде был архимандрит Сергий, который жаждал пострадать за веру. Очевидцам процесса он напоминал мученика первых веков христианства, радостно торжествующего перед лицом изумленных палачей, в то время как митрополит являл образ древнего подвижника, благостного, спокойного, ушедшего от мира и полностью погруженного в созерцание и молитву.
Кроме них двоих, мученического венца сподобились Юрий Петрович Новицкий и Иван Михайлович Ковшаров.
В последнем слове священномученик сказал: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре – жизнь или смерть. Но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (при этом митрополит широко перекрестился) и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все...»
Профессор Ю. П. Новицкий указал, что привлечение его к делу объясняется лишь тем, что он состоял председателем Правления Общества объединенных православных приходов. В приписываемых ему деяниях он совершенно неповинен. Но если нужна в этом деле жертва, он готов без ропота встретить смерть, прося лишь о том, чтобы этим и ограничились и пощадили остальных привлеченных.
И. М. Ковшаров заявил, что знает, какая участь ждет его. Если на суде он давал объяснения в свою защиту, то только для того, чтобы закрепить в общественном сознании, что умирает невинным.
Сильное впечатление произвело последнее слово архимандрита Сергия. Он сказал, что монах, отрешившись от всех переживаний и треволнений внешнего мира, отдав себя целиком богомыслию и молитве, одной лишь слабой физической нитью остался привязан к сей жизни. «Неужели же, – сказал он, – трибунал думает, что разрыв и этой последней нити может быть для меня страшен. Делайте свое дело. Я жалею вас и молюсь о вас...»
В ночь на 31 июля четверо приговоренных были увезены из тюрьмы и расстреляны в нескольких верстах от Петрограда.
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых новомучеников: священномучеников митрополита Вениамина и архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна, установив совершать им память 31 июля – в день мученической кончины и в день Собора новомучеников и исповедников российских.

Ведущий рубрики Алексей ЗУБОВ

6/19 августа Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Земная жизнь Господа нашего подходила к концу. Близилось время Его крестных страданий. Спаситель видел, что ученики веруют в Него, как Сына Божия; на вопрос Иисуса Христа к ним: «Вы за Кого почитаете Меня?» – апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 15-16). Но, несмотря на это великое исповедание апостола Петра, ученики Спасителя все еще мечтали о земной славе, о земном величии, о земном царстве своего Учителя. Они ожидали того момента, когда Христос провозгласит Себя Царем на земле, и они займут в том царстве почетные места.
И когда Господь начал открывать им тайну ожидающих Его в Иерусалиме многих страданий и смерти, тот же апостол Петр начал горячо и решительно возражать Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет того с Тобою!»
Необходимо было перед грядущими испытаниями разрушить в учениках их земное представление о будущем Царстве Божием, утвердить в них веру в воплотившегося Сына Божия и показать, что поношения и крестную смерть Он принимает добровольно, «не по бессилию, но благоизволив быть сему для спасения мира».
И вот, повествует нам святое Евангелие, прошло после той беседы о грядущих страданиях всего шесть дней, и апостол Петр вместе с двумя другими апостолами, Иаковом и Иоанном, стал свидетелем славного Преображения Господня на горе Фавор.
Взяв Петра, Иоанна и Иакова, Господь взошел на гору помолиться. И когда Он молился, лик Его просиял, как солнце, ризы и одежды стали белы, как снег.
С преобразившимся Господом беседовали явившиеся Ему во славе два ветхозаветных праведника, давно оставившие землю – пророки Моисей и Илия. О чем они беседовали в такой велелепной славе? Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, об ожидающих Его там Кресте и смерти, о конце Его земной жизни.
Какое значение имело Преображение Господне для святых апостолов? Оно должно было уверить учеников, что Христу непременно надо было пострадать, быть распятым, умереть и уже потом воскреснуть и войти во славу Свою. Об этом яснее всего говорит кондак сегодняшнего праздника:
«На горе преобразился еси и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».
Преображение Господа должно было влить бодрость в сердца апостолов Петра, Иакова и Иоанна, которые должны были быть и во время предания и страданий Его, «да видевше чудеса Твоя, Господи, не устрашатся страданий Твоих».
Апостол Петр, в порыве восторга от сияния Фаворского света, воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть: если хочешь, сделаем здесь три кущи (палатки): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4). Не успел еще он договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако покрыло находившихся на горе, и из облака раздался чудный Божественный голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5).
Глас Божий был обращен непосредственно к апостолам. Он уверял их, что они поступили правильно, когда, оставив все дорогое, близкое себе – дом, занятия, родных – последовали за Спасителем.
Этот глас небесный обращается и ко всем нам, носящим имя Христово. Всем нам следует преображаться под яркими животворными лучами света Христова, всем следует строить свою жизнь по заветам Христа Спасителя, «Его слушать», как велит нам Божественный голос.
И не только слушать, не только внимать Его учению, но и творить волю Его, исполнять заповеди, данные Им. Он открыл нам цель и назначение нашей жизни, указал путь и дал средства для достижения этой цели. Потому, если соблазны мира, если собственные греховные страсти, если внушения людей злых и развращенных будут уклонять нас от завещанного Христом пути жизни, то вспомним слова Бога Отца: «Его слушайте!». Эти слова, как гром небесный, отрезвят наш ум, обратят наши мысли к Богу, удержат нас от худого дела.
Пусть же как можно чаще приходит нам на память это событие на Фаворе. Пусть на скрижалях нашего сердца навсегда запечатлеются и во глубинах нашей души всегда звучат эти Божественные слова: «Его слушайте». Аминь.

Протоиерей Иоанн КОЛОДИЙ




Яндекс.Метрика

На главную страницу