Газета Новосибирской епархии Русской
Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского
|
МОЛОДЕЖНЫЕ СТРАНИЦЫ
Что нового у друзей
C
14 по 22 мая в Томске проходили Кирилло-Мефодиевские чтения,
которые являются главным образовательным мероприятием
Томской епархии. В рамках Чтений прошел региональный форум
православных молодежных объединений. В нем приняли участие
представители Новосибирска, Омска, Барнаула и Павлодара,
благодаря чему форум назвался международным. Организатор
встречи семинарист Денис Мелентьев подготовил несколько
интересных мероприятий, о двух из них хотелось бы рассказать
подробнее.
Петербург на связи
Томичи приготовили своим гостям оригинальный подарок –
Интернет-конференцию с молодежью Санкт-Петербурга. Около
двух часов мы общались с представителями межвузовской
ассоциации «Покров» и председателем Отдела по делам молодежи
Санкт-Пеетрбургской епархии священником Артемием Скрипкиным.
Интернет-конференция была организована в доме Шишкова. Мы
сидели за круглым столом в специально оборудованной комнате,
напротив каждого стоял микрофон, а сбоку висел большой
экран, на котором можно было видеть собеседников. Питерцы
расположились в библиотеке университета имени Герцена. Во
время разговора операторы давали крупный план человека,
который вел рассказ, или общий план – когда мы слушали
выступления молодежи Санкт-Петербурга.
Наш разговор начался со знакомства. Вначале представился
каждый из нас и рассказал немного о работе с молодежью в
своей епархии. Затем разговор продолжили студенты питерских
вузов. Еще в 2001 году они создали межвузовскую ассоциацию
«Покров».
«Вначале это была инициатива преподавателей, а затем вся
работа стала проводится с подачи молодежи», - рассказывал
председатель студенческого совета ассоциации «Покров»
Владимир Гуренов.
Сейчас в ассоциации 36 вузов, в основном
Санкт-Петербургские, а также три университета Рязани, один -
Воронежа и Уральский институт бизнеса.
В Петербурге деятельность студенческой ассоциации
сконцентрировалась в педагогическом университете имени
Герцена, Военно-космической академии имени Можайского, а
также семинарии и Духовной академии. Владимир обозначил
основные направления деятельности ассоциации. В первую
очередь, это информационная работа и проведение
научно-практических конференций. Силами активистов издаются
«Покровские листки», работает сайт и идет общение на сайте
Вконтакте.ру в группе ассоциации.
Проводится очень много досуговых мероприятий. Для
малоцерковных людей организуются культурно-просветительские
поездки по России. За три года более 3 тысяч студентов из 25
вузов объехали 30 городов северо-западной части страны и
побывали в Великом Новгороде, Москве, Рязани, Старой Ладоге,
Выборге, Старой Руссе, в городах Архангельской области.
Особенно популярны студенческие балы, которые проводятся
силами студентов творческих вузов – для них это возможность
применить получаемые знания на практике. Эти балы заявлены
как светские мероприятия, но приурочены всегда к
православным праздникам. Традиционные даты балов: 15 октября
– в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 25 января
– в день памяти святой мученицы Татианы. Также вузы
ассоциации участвуют в организации епархиальных
художественных выставок.
Курсант Военно-космической академии имени Можайского
Никита Затеев рассказал о жизни православных студентов этого
вуза:
- В 2002 году в нашей академии была открыта молельная
комната, и с этого же времени мы начали возрождение храма во
имя святых равноапостольных царя Константина и матери его
царицы Елены, который был освящен 160 лет назад. В 2006 году
был создан Круг духовно-нравственного возрождения
«Верность», участники которого занимаются социальной
работой. Наша цель – возрождение духовных и культурных
традиций российской армии, русского воинства, обеспечение
национальной безопасности.
Курсанты проводят большую работу в деле церковного
просвещения и общественного служения, разрабатывают
культурные программы и организуют туристические походы. В
молельной комнате академии ежедневно читается акафист святым
равноапостольным царю Константину и царице Елене; собрана
большая библиотека православных книг и фильмов, издается
газета «Фавор». Курсанты также трудятся на кладбище:
восстанавливают могилы юнкеров царского Павловского военного
училища.
(Томичи в ответ на рассказ петербуржцев поделились
проблемой студентов главного вуза области – ТГУ. Когда-то
при нем был храм в честь Казанской иконы Божией Матери,
сейчас на этом месте обустроен актовый зал. Студенты
собирали подписи за возвращение помещения, но диалог с
руководством вуза не состоялся. При ТГУ существует
православная община, которая и занимается этими вопросами.
Год назад студенты начали издание молодежного журнала
«Сретение», в мае 2008 года вышел второй номер.)
С 2005 года питерские студенты занимаются социальной
работой, в основном, в детских домах города и области. Также
ребята помогают детям-инвалидам и матерям-одиночкам.
Сейчас в Санкт-Петербурге более 15 храмов при вузах, в
епархии есть благочиние по взаимодействию с ректорами и
учеными советами вузов. «Большая проблема в том, что в храмы
при вузах студенты почти не ходят, - рассказывал отец
Артемий. – Молодежь считает, что открытие храма при родном
университете ничего не изменит. Возможно, что молодые люди
просто не «замотивированы» на религию. Поэтому мы должны
просвещать их через образование, а это очень сложно. Открыть
студенческий храм непросто, так как все зависит от личных
отношений архиерея и ректора. Если ректору храм не нужен,
нужно искать контакт на другом уровне».
В Петербурге достаточно хорошо развита православная
журналистика, и молодежные СМИ занимают в ней значимое
место. В епархиальных изданиях всегда есть материалы о жизни
молодежи. В православной студии Пятого канала
Санкт-Петербурга ведутся съемки передачи о жизни молодежи
епархии.
СМИ – от слова смирение…
В рамках Кирилло-Мефодиевских чтений 14 мая 2008 года
прошла конференция на тему «Церковь и СМИ: пути
взаимодействия».
Одним
из ее инициаторов и организаторов был преподаватель
факультета журналистики Томского государственного
университета Илья Мясников. Во время своих лекций и
семинарских занятий он часто говорит со студентами о
нравственности и православной вере. Поэтому не случайно на
конференции большинство присутствующих были студенты журфака
ТГУ.
По словам Ильи Юрьевича, студентов волнуют в основном два
вопроса: как сделать так, чтобы Бог помогал мне здесь и
сейчас? И - что православного есть в журналистике? Если
студент православный, возникает немного другой вопрос: можно
ли, будучи верующему, работать в светских СМИ? Игумен Силуан
(Вьюров), наместник Богородице-Алексиевского монастыря,
постарался ответить на эти вопросы.
- Паства должна получать пользу и от светских, и от
церковных средств массовой информации. Сейчас СМИ –
отдельный институт, а это неприемлемо ни для Церкви, ни для
граждан.
Далее игумен говорил о том, что Православие – это ядро
всей человеческой жизни, и никакая деятельность не может
препятствовать образу жизни верующего человека. Но
православный журналист никогда не будет подходить к своей
деятельности механически. Его работа – это искание своего, а
не чужого, девиз – не навредить, а принести пользу ближнему.
Нужно помнить, что Православие дает не ущербный взгляд, а
полноту картины жизни. Подход верующего человека к труду
конструктивен.
Выступление игумена Силуана дополнил Артем Еремин,
заместитель главного редактора журнала «Наследник»:
- Православный журналист каждую информацию пропускает через
себя, осмысливает, тут не должно быть простого
пересказывания. Нужно помнить, что люди имеют право нас не
слушать, и это пресса существует для общества, а не общество
для прессы. Потому журналисту необходимо помнить, что он
отвечает за свои материалы перед людьми, а главное – перед
Богом.
Отец Силуан добавил, что в журналистике обязательно
должно быть смирение. Но смирение, скорее, не в современном
понимании этого слова. Раньше слово «смирение» писалось
через «ять» (смЕрение), то есть от слова «мера». Именно
чувство меры и стремление найти золотую середину должно
присутствовать в современной журналистике.
«У православного издания должна быть
душа»
- в этом убежден Артем ЕРЕМИН, заместитель
главного редактора молодежного православного журнала
«Наследник», с 1997 года издающегося при Новоспасском
мужском монастыре в Москве. В июле этого года он побывал в
редакции «НЕВ» и мы, естественно, не могли не попросить его
поделиться секретами популярности журнала «Наследник» и не
задать вопросов, касающихся организации молодежных изданий.
- Многие молодые люди в епархиях и на общероссийском
уровне пытаются издавать молодежные журналы или газеты, но,
чаще всего, их хватает лишь на несколько номеров. Как вам в
редакции удается сохранять жизнеспособность своего детища?
-
Журнал «Наследник», как говорят французы, прошел путь
айсберга, потому что перед ним шесть или семь лет было
нерегулярное, любительское издание православной юношеской
газеты. Самоценным продуктом она почти так и не стала, хотя
и была в конце своей деятельности отмечена Святейшим
Патриархом, что, собственно и послужило ее преобразованию из
гусеницы в бабочку. И эта деятельность закалила в первую
очередь главного редактора - священника Максима
Первозванского, потому что человек шесть лет вел одну линию,
создавая малотиражную, не очень красивую, не очень широко
распространенную газету. Кто-то же должен быть человеком,
который никогда не меняет своего настроения, своей позиции,
не опускает руки ни в какой ситуации. Я не участвовал в
выпуске газеты, не могу сказать, как это было, но думаю, что
было тяжело, потому что косвенно я участвовал в жизни многих
православных изданий. Действительно, обычно речь идет о
всплеске энтузиазма, который продолжается максимум год, а
потом под налетом текучки гаснет.
- Как произошел переход от газеты к журналу?
Благодаря конкурсу «Обретенное поколение». В 2003 году
отцу Максиму, как духовнику организации «Молодая Русь»,
вручили премию конкурса, и одновременно на этом же форуме
православная юношеская газета была отмечена в числе шести
лучших не просто молодежных, а всех православных СМИ. Это
резко изменило отношение к ней окружающих.
Безусловно, сотрудники редакции изначально трудились не
за деньги, для многих это было вторым или третьим местом
работы. Но теперь можно сказать, что кого-то из них журнал
«кормит», и труд в нем стал их основной деятельностью.
Правда, это произошло только с третьего года выпуска, не
раньше.
Полтора года мы выходили в черно-белом формате, на
скрепке, без склейки, сравнительно небольшого объема, потому
что не могли его, этот объем, заполнить. Если б нам сразу
помогли выпускать журнал того объема, который мы делаем
сейчас, тогда мы бы забили его всякой ерундой, потому что
просто сил не хватало. Надо с самого начала ставить скромные
задачи, но зато потом постоянно предъявлять к себе
повышенные требования, не останавливаться на этом первом
уровне, подниматься, но медленно. И, кроме того, нужно
постоянно искать не только читательскую, но и пишущую
аудиторию.
Ни для кого не секрет, что есть закрытые издания,
особенно это видно в Православии, - их создает и пишет в них
определенный коллектив людей, они никого к себе не пускают,
и им вначале хорошо друг с другом. Но через год-два им
становится очень скучно вместе, и это понятно – запас
творческих идей исчерпан, они высказались.
Необходимо с самого начала озаботиться привлечением
людей, которые о вашем издании даже не знают, а не то что
они рвутся, а их не пускают. Нужно пойти и начать их искать,
кропотливо подбирать себе новых сотрудников, чем моложе, тем
лучше, но в то же время не любых, а таких, чтобы они стали
вашими единомышленниками. Допускать их к соучастию, а не
просто говорить: «Пойди, сделай это, потом приходи через
неделю, ты нам больше не нужен». Вот тогда образуется
коллектив, который сам начинает генерировать инициативы, и у
него уже жизнь совершенно другая. Человек едет в отпуск,
берет с собой пачку журналов, распространяет их бесплатно,
ищет новые каналы, куда-то заходит. И делает так не потому
что ему это поручили, нет, ему этот поиск даже не оплачивают
специально, просто потому, что ему интересно, он связывает
себя, свое становление со своим изданием.
- Какова цель вашего журнала?
- Наша цель – поддержка и развитие традиционной русской
культуры и особенно ее православной составляющей.
- Почему вы издаете именно молодежный журнал?
- Культура творится постоянно, у молодых больше сил.
Конечно, они должны прислушиваться к старшим, оглядываться
на них. Но основная, черновая, можно сказать, работа в
культуре всегда принадлежит молодым людям. Наша задача –
«раскрутить», в хорошем смысле этого слова, людей, которые
считают себя приверженцами русской классической культуры, во
всех ее отраслях. Например, мы публиковали материал девушки
о моде – и это тоже культура. Наша «гиперцель» – создать
поле традиционной культуры, но эта цель достижима только
целями нескольких СМИ.
Мы очень кропотливо отслеживаем какие-то иностранные
слова. Язык не обязательно должен быть славянским, но
все-таки мы стараемся, по возможности, переводить
современные термины, находить для них какую-то замену.
Потому что это – культурное убийство, предательство своего
языка.
Есть у нас и миссионерская цель. Мы полагаем, что
культурный человек в России, если он развивается в рамках
классической культуры, не может не прийти в Православие. Это
настолько органичные вещи. То есть для него открытие веры
станет совершенствованием собственного творчества. И это
станет важной творческой, профессиональной задачей: ему не
нужно будет специальной уделять время для того, чтобы
знакомиться с Православием. Наш проект рассчитан на людей
воцерковляющихся через культуру и, с другой стороны,
стремящихся как-то культурно оформить свою церковную жизнь.
- Сейчас, на ваш взгляд, что востребованнее: издания о
молодежи или для молодежи?
- Если честно, молодежный журнал «Наследник» на самом
деле - альманах по жанру. Но если бы мы его так называли,
кто бы его взял в «Розпечати»? Молодежи нужен журнал, а не
издание для совместного семейного чтения. Использовать
какие-то популярные бренды – допустимый прием, чтобы
пробиться к читателям, но совершенно необязательно им
соответствовать. Автор работает в стиле бард-рок, а у него
авторская песня. Концепция – вот это вещь важная, без нее
плохо. Но когда она начинает людей сковывать, особенно на
первом этапе, это ужасно. Можно начать со сбора материала и
посмотреть, что набралось, что из этого можно сделать, а не
как это втиснуть в вашу концепцию. Издание должно родить
концепцию.
Гламурная, глянцевая, журналистика построена на
стандарте, но догонять ее нелепо – этого никогда не
получится, а если и получится, то у тех, кто догонял, будет
полное внутреннее перерождение. Если мы стараемся догнать
конкурента, мы всегда проиграем. Нужно стараться быть на
уровне своих целей. Нужно не бояться быть оригинальным. Вот
- журнал «Отрок» (Украина) – шедевр! Издание без макета, но
они рисуют каждую полосу! Каждый журнал рисуется заново.
- Какие православные молодежные издания вам еще хотелось
бы отметить?
- Журнал «Нескучный сад» занимается организаций досуга и
свободного времени для человека, семьи. Это журнал для уже
церковных людей. На его площадке встречаются, общаются, это
в каком-то смысле коллективный организатор.
У нас в журнале нет новостей и репортажей. Во-первых, мы
выходим редко – 6 раз в год, во-вторых, мы стараемся
выпускать номера так, чтобы они читались и через год.
Материалы могут быть привязаны к событиям, но, в основном,
не к современным. Событие может быть старым, но для многих
людей оно является новостью, и в этом смысле новости есть и
у нас. Но новости не хронологические и не «горящие».
Большинство изданий очень крепко по своему содержанию
связаны со своим кругом и оказывается, что они не интересны
людям, которые к этому кругу не принадлежат. Эти СМИ
фактически становятся корпоративными. Поэтому православный
Интернет развивается более динамично. Например, у него нет
расходов на распространение, и поэтому новинки, в основном,
становятся известны через Интернет.
- Что вы думаете о епархиальной прессе?
- Коммуникация налажена очень плохо. Региональные СМИ не
доходят в Москву и нигде там не продаются, а московские,
если и доходят, остаются в пределах храмов, и тоже почти не
известны.
- В Новосибирске молодежь одного из храмов попыталась
начать издавать свой журнал, вышел один номер на Пасху этого
года. Опыт был неудачным, но ребята вместе с настоятелем
храма стараются подготовить второй номер. Как вы относитесь
к таким начинаниям молодежи?
- Хуже всего, когда такого типа вещи делаются
бессознательно. Но культурный порыв всегда нужно
приветствовать, особенно в наше время, когда тяга к
потреблению гораздо больше, чем тяга к производству вообще
чего-то, тем более самостоятельной культурной продукции. То,
что один раз это произошло неудачно, может быть, и хорошо.
Главное, чтобы эти проекты не останавливались. Но только
если их делает человек действительно талантливый. Если же он
издал один номер и полгода с ним бегает и всем показывает
себя на обложке – это уже мертвый проект. Должен быть
принцип – издал себя, ищи другого и дай ему часть своей
работы. Не издателя должны упрашивать опубликовать материалы
кого-то, а сам издатель должен искать себе людей. Тогда этот
проект будет жить. А обычно творческий запас у молодых
быстро иссякает. Должен быть среди молодежи взрослый
человек, который направляет их не только на самовыражение,
но и на поиск.
- По-вашему мнению, с чего надо начинать выпуск газеты
или журнала?
- Нужно постоянно собираться, обсуждать уже имеющееся,
подмечать то, что нравится, и то, что вы могли бы, как вам
кажется, сделать иначе. На этом пути возможны два варианта
развития: написать в то издание, которое вы обсудили и
сообщить ваше мнение или, если по силам, издать что-то свое.
После этого должен появиться человек или группа, которые
будут постоянно всех дергать и заставлять работать. У
православного издания обязательно должна быть душа, и лучше
всего, чтобы этой душой был священник. Не обязательно
пожилой, но авторитетный человек. Важно, чтобы он постоянно
думал о редакции, молился о ней. Сразу нужно придумывать
какие-то акции, быть открытым к общению с читателями. Надо
стоять лицом к людям не только затем, чтобы другим
рассказывать о себе. Такую газету или журнал никогда не
бросят. Издание должно стать площадкой для общения. Любая
субкультурная тусовка не замирает потому, что в нее может
прийти каждый, там рады новому человеку. Нужно постоянно
искать людей, которых можно было бы публиковать, причем в
Интернете нужно искать в последнюю очередь. Надо научиться
преодолеть отчаяние, которое возникнет при выпуске второго и
третьего номеров. А главное, нужно с уважением относиться
друг к другу и ради дела уметь и уступить.
|