Образование и Православие


Новосибирский Епархиальный Вестник 

Содержание номера


Обновление: 

05 марта 2009 г.


 

 

 
Газета Новосибирской епархии Русской Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона 
Архиепископа Новосибирского и Бердского

По страницам православных изданий

 

Чудеса истинные и ложные

В конце 2007 года издательством Данилова ставропигиального мужского монастыря совместно с Экспертной рабочей группой по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной Богословской комиссии, выпущена книга «Чудеса истинные и ложные» (М.: Даниловский благовестник. 2007, 624 с., ил.). Издание сразу стало востребованным, поскольку даже сегодня, когда выходит огромное количество православной литературы, немногие книги могут соперничать с «Чудесами» по богословски аргументированной, строго научной, авторитетной подаче материала. Как сказано в аннотации, «впервые за последние годы предпринята попытка системно проанализировать поток сообщений о чудесах с точки зрения соответствия учению Православной Церкви. Книга заставляет задуматься о трезвомыслии, о критериях чуда, содержит анализ обольщений чудесами, советы по духовной безопасности».

Впрочем, ценность издания этим не ограничивается. Внимательное прочтение побуждает читателя увидеть, что называется, за деревьями лес: понять некоторые особенности сегодняшней духовной атмосферы, а также уловить определенную тенденцию в ряде разрозненных и не имеющих, на первый взгляд, между собой ничего общего событиях.

Ну что, к примеру, может быть общего у привидевшегося экзальтированной женщине «образа Божией Матери» с тягой некоторых к общению со старцами, или у желания побывать на отчитке - с мироточением икон? И, главное, какое все это имеет отношение к пропаганде «всенародного покаяния» и модной ныне теме «спасения Церкви»? Но в духовной жизни все взаимосвязано, и на нее тоже в определенной степени распространяется «закон сообщающихся сосудов»: если в одном месте чего-то «прибыло» - будь то пристрастие к чудесам или желание обличать «отступления от веры», - то в другом уголке души непременно «убудет» - смирения, терпения, любви, послушания.

Авторы издания приводят высказывание архимандрита Лазаря (Абашидзе) из его книги «О тайных недугах души»: «Великое бедствие, когда разгоряченные ревнители дерзают вмешиваться в дела церковные, когда они по влечению своего страстного сердца и воспаленного ума думают исправить то, что может быть исправлено лишь действием особенной благодати Божией, чрез посредство самых достойных, святых людей, которым ясно открыты судьбы Божии… Разум современных людей никак не желает удовлетвориться теми разъяснениями духовных истин, которые преподает православное учение, зато легко принимаются такие измышления и выдумки, чуждые учению христианскому, которые поражают своей фантастической нелепостью и отсутствием всякого здравого смысла» (стр. 368).

Почему же так происходит, где кроется причина того, что «внутрь Церкви прорываются явления стихийные, часто вовсе не церковные»?

Редактор издательства «Даниловский благовестник» Алла Добросоцких задает этот вопрос многим своим собеседникам – известным священнослужителям.

Секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Максим Максимов убежден: «Дело в том, что мы до сих пор переживаем последствия гонений от безбожной власти - они выразились не только и не столько в разрушенных храмах и оскверненных обителях (материальную базу Церкви восстановить можно быстрее, чем искалеченное духовное сознание). Самый тяжкий урон от гонений в том, что от народа были забраны те, о которых Господь сказал: «Вы - соль земли» - это мученики, доблестно свидетельствовавшие о вере. Эта соль удерживала мир от полного разложения. Почему время после гонений особо опасно? К сожалению, люди плохо понимают, что за прекращением гонений неизбежно начинаются сильные духовные искушения, появляется вакуум, который должен быть чем-то заполнен. И он заполняется. Язычество и мир, которые воевали против Церкви, как только гонения прекратились, начали подспудно разрушать Церковь изнутри. Величайшие святые, пострадавшие в первые три века христианства (например, Ириней Лионский, Поликарп Смирнский и другие), всеми силами стремились утвердить народ в правильной вере, сохранить Церковь и веру апостольскую от посягательств языческого гностицизма. Из истории мы знаем, что как только при императоре Константине прекратились гонения на христиан, широкой волной накатили ереси: арианство, несторианство, монофизитство. Казалось бы, ничего не мешало людям хранить верность Церкви, но внутри самой церковной среды постоянно возникали и возникают разделения и соблазны.

Нынче поражает всплеск мистических настроений, появившихся в обществе: от ничем не прикрытого человеконенавистнического сатанизма до новых харизматических движений, объявляющих начало «Третьего Завета» - с кощунством над Духом Святым, над Божией Матерью. Трансформируясь, мимикрируя, эти настроения проникают и в Церковь. <...>

К сожалению, у части православных утвердился ненормальный образ духовной жизни, для которого характерны тщательно скрываемые даже от самих себя тщеславие и гордость, взаимно питающие друг друга, из-за чего эти люди стремятся реализовать себя как религиозные лидеры, как учителя - всех, и священноначалия, и даже самой Церкви. Так появляется неподчинение священноначалию, рассуждения же о смирении и послушании становятся чисто внешними.

Такие люди если и вспоминают свою прошлую греховную жизнь - то больше для риторики, для показа своего смирения, без внутреннего покаяния: вот, мол, из какой бездны греха я вышел. Конечно, при таком устроении остается только один путь - революционный, в принципе чуждый Православию. Потому что смиряться перед Истиной, перед «бездушными синодалами», как пишется в некоторых лжеправославных изданиях вроде журнала «Воскрешающая Русь», газеты «Дух христианина», - они не желают. Ведь подчиняться Истине - это очень трудно. Но гораздо легче без всякого стеснения провозгласить, например, «анафему» всем, кто не согласен с их точкой зрения, приклеив им ярлык - «иконоборцы».

Очень соблазнительно - начать приписывать святым разные откровения. Это бывало неоднократно. Сколько ложных откровений приписано преподобному Серафиму Саровскому, преподобному Серафиму Вырицкому и многим подвижникам русской земли, авторитет которых непререкаем сам по себе. Но для «ревнителей» не по разуму не хватало самого главного: а что ж Матерь Божия, дескать, молчит?! Кому бы, как не Ей, вмешаться и разметать все это безбожное царство - «антихристово племя»? А дальше схема очень проста. Не нужно работать над своей душой, очищая ее от греха, - спасение обеспечит какой-нибудь «новый святой» или «новая икона». Явится, скажем, какая-нибудь «Воительница» - и спасет Россию. Все это накладывается на нездоровые эсхатологические настроения. Людям, которые заражены такими настроениями, кажется, что они живут на каком-то коренном изломе христианской эпохи, бытия мира (этого каждому неофиту всегда очень хочется), и поэтому нужно оказать влияние на этот процесс - например, разгадать тайну Второго Пришествия, быть может, даже оттянуть конец света или же приблизить, для этого конечно же изобличить всех «врагов Церкви». Вместо того чтобы молиться о единстве, они видят в других верующих своих врагов.

Подобный религиозный дальтонизм поразил очи многих людей. <…>

- В одном из околоцерковных листков довелось прочитать просто вздорные «aргyменты в защиту» Ченстоховской иконы: она, дескать, станет «заместительницей» иконы «Державная», потому что от той благодать защищать Россию отнимается и передается - Ченстоховской. И эта оккультная ненаучная фантастика выдается (и кем-то воспринимается) за православную истину!

- Благодать в представлении невежественных людей - это как некая риза, надетая на икону, или одежда, которую можно снять и передать кому-то, завещать по наследству.

После эпопеи с Ченстоховской была подобная эпопея с иконой «Призри на смирение». <…>

- …В селе Денежниково Раменского района Московской области был «освящен» храм в честь иконы Божией Матери «Воскрешающая Русь», строится «ставропигиальный» сектантский «монастырь». 3а этой деятельностью под маской Православия стоит некий «митрополит Рафаил», махровый оккультист, именующий себя rлавой «Православной Российской Церкви». Там же «подвизается» полковник Головков, со скандалом внедрявший «Воскрешающую Русь» во многие крестные ходы в нашей Церкви.

- Каждый православный должен в такой ситуации задуматься - могла ли быть воля Божия в появлении самочинной иконы, если люди, никакого отношения к Христовой Церкви не имеющие, с таким удовольствием приняли это изображение? Быть может, они и заказали его, и срежиссировали внедрение? У меня сложилось мнение, что это - опасная провокация Богородичного центра и других сектантов, направленная на подрыв Православия изнутри.

А разве не тревожно, что многие люди, называющие себя церковными, переняли именно сектантское устроение, чуждый нашей Церкви дух? Повторю, что многие «чудеса» появляются на почве непомерной гордыни у тех людей, которые считают, что они-то гораздо лучше прочих, что они-то уже очень даже к Богу приближены, на особом служении находятся. Ну, если Божия Матерь к ним каждый день является - тогда о чем говорить? Возникает стремление надмеваться количеством откровений. Так оккультизм начинает «воцерковляться».

Для людей же сомневающихся, маловерных это всегда большой соблазн, тем более, если, как им сказали, какой-то батюшка благословил, что-то старец одобрил, где-то икона «замироточила». При отсутствии нормального христианского стержня в человеке, при отсутствии навыка понимать, где зло, человек смотрит только на внешнее. Икона есть у целителя? Есть. Свечки есть? Есть. Батюшкино благословение вроде бы есть? Есть. Святая вода есть? Есть! В церковь отправляет? Да! Ну и так далее. Без конца и без края. То есть он видит лишь внешнюю атрибутику. А то, что «православная бугафория» является элементом надругательства над святыней, элементом кощунства, открывающим доступ в царство злых духов, - человеку, конечно, невдомек.

- А как оценить то, что нецерковное по сути явление проникло в Церковь, что это изображение («икона» «Воскрешающая Русь» - Ред.) активно используется православными мирянами, а то и отдельными священниками на крестных ходах или даже на богослужениях?

- Канонически это можно квалифицировать как церковные преступления. Это может повлечь серьезные прещения. Непозволительно вторгаться в церковную жизнь со своеволием. Здесь же - очевидное своеволие, навязывание самих себя всей Церкви.

Если люди не воспринимают Церковь как реальный корабль, в котором они спасаются, если они пришли «спасать» Церковь - они зашли в тупик!

Если этого не понять, то не избавишься от этой болезни. Конечно, как всякое предприятие, не от Бога начатое, почитание «Воскрешающей Руси» рано или поздно заглохнет. Но это не значит, что за ним не придет второе, пятое, десятое «судьбоносное» изображение. Уже появились псевдоиконы Матери Божией «Московская и всея Руси», «Воительница», «Дары дающая», «Приезерная». Богородичники, как помним, пообещали «Преображенную Святую Русь». В основе всех этих новоизмышлений - видения прельщенных, поврежденных людей.

В основе «раскрутки» их - провокации и бизнес. Пока у кого-то есть личный меркантильный интерес, «новые» иконы будут сыпаться как снег на голову. <…>

Бог дал нам не две церкви, а одну - Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Именно в ней, а не в какой-то околоцерковной группировке есть все средства для спасения.

Церковь, особенно в XX веке, явила такое количество святых и святынь, что нового ничего искать не надо, внешние «откровения» в принципе не имеют для нас никакого значения. Никуда не нужно ходить за тридевять земель для собственного спасения. Это важнейшее свойство Церкви - спасение находится всегда рядом с тобой. И все средства к спасению всегда рядом» (стр. 370—383).

Продолжая тему неслучайности шумихи, поднятой вокруг «новопридуманных икон», Алла Добросоцких в беседе с диаконом Андреем Кураевым отмечает профессионализм тех, кто стоит за всеми провокациями, направленными на подрыв Церкви изнутри.

«- Действительно, есть люди, заинтересованные, чтобы потянуть одеяло на себя. Если бы я однажды захотел, к примеру, придумать свою ересь и навязать ее Церкви - то сделать это было бы несложно, механизмы отработаны. Надо написать книжку, но подписать ее не своим именем, а именем какого-нибудь схиигумена, либо подать это в виде жития некоего неведомого до сей поры старца. Чего проще - выдумать персонаж, вставить в легенду несколько хороших святоотеческих мыслей, составить коллаж из слов Священного Писания (хорошая наживка для православных!). И потом добавить что-нибудь такое авторское, нагрузив книгу чудесами, - и проблем не будет. Манипулируя авторитетом Слова Божия, можно оправдать какую угодно еретическую мысль.

Приемы эти хорошо известны. Вот что еще во II веке говорил о них святитель Ириней Лионский: «Некоторые, отвергая истину, вводят ложные учения… Хитро подделанной благовидностью они обольщают ум неопытных и пленяют их, искажая изречения Господа и худо истолковывая то, что хорошо сказано… Ибо заблуждение не показывается одно само по себе, чтоб, явившись в своей наготе, не обличило само себя, но, хитро нарядившись в заманчивую одежду, достигает того, что по внешнему виду для неопытных кажется истиннее самой истины. О таких людях некто лучший меня сказал, что у них искусно подделанное под изумруд стекло предпочитается самому изумруду… Когда некому испытать и каким-нибудь способом обнаружить подделку, или когда будет смешана медь с серебром, кто из простых легко может распознать это?»

(В связи с этим нельзя не вспомнить многочисленные книжки одного из новосибирских псевдоправославных писателей, сфабрикованные по вышеописанному методу и содержащие в себе, помимо примеров многочисленных «чудес», высказывания откровенно еретического характера. Издаваемые тиражом в десятки тысяч экземпляров, они распространяются «энтузиастами» в людных местах и в некоторых храмах Новосибирской епархии «из-под полы», и это заставляет предположить, что автор также выполняет чей-то заказ по компрометации Русской Православной Церкви. – Ред.)

«В постсоветское время стало складываться убеждение, что православный - это тот, кто ненавидит все ереси, - продолжает диакон Андрей Кураев. - Совершенно неправильная установка. Православие - это любовь ко Христу, а не ненависть к ересям. Ну, а дальше начинается конкуренция: кто из православных всех православнее. Прошли те времена, когда церковная ортодоксия определялась замечательными словами преподобного Григория Синаита: «Чисто исповедовать Троицу в Боге и двоицу во Христе - в этом я вижу предел Православия». Эти слова стоит вспоминать, как только в душе поднимается полемический зуд. Сегодня ведь формируется какой-то совершенно новый катехизис, с новыми критериями православности. За таковые принимаются вопросы второстепенные и даже десятистепенные для жизни Церкви <…>.

- Некоторые богословы считают, что, судя по харизматическим настроениям, мы находимся в опасном периоде, что, если не придем к трезвомыслию, можем начать скатываться в экзальтированную веру, основанную на принятии всякого рода видений, как это случилось в свое время с католиками.

- <…> этот нарыв должен прорваться и весь гной выйти из Церкви. Пусть псевдоревнители создают свою «суперправославную» церковь, со своими «старцами» и «откровениями» - как произошло это в свое время с «Богородичным центром» Береславского. Но зато все будут знать, что это не Православие, а секточка, чем они, по сути, и являются. <…>

Когда эти болячки пройдут, историки будущего будут копаться в нашей нынешней макулатуре, хвататься за голову и думать: Боже, неужели с такой верой Русская Церковь вышла из периода гонений? Неужели это Церковь новомучеников? Неужели этому она научились за свой страшный ХХ век? А другие историки скажут: знаете, не надо стремиться отождеcrвлять эти брошюрки и голос Церкви, потому что были другие голоса в те годы.

Так что сейчас, обличая такие моды, мы работаем против своей личной и современной репутации, но тем самым заступаемся за честь Церкви» (стр. 528—553).

От редакции.

В дальнейшем мы продолжим публикации из сборника материалов, подготовленного издательством Данилова ставропигиального мужского монастыря совместно с Экспертной рабочей группой по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной Богословской комиссии (Чудеса истинные и ложные. М.: Даниловский благовестник. 2007, 624 с., ил.) на темы:

Всякое ли мироточение от Бога?

Современное «старчество» - что это за явление?

Ответ на эти и других вопросы читайте в следующих номерах «Новосибирского епархиального вестника».


Некоторые признаки духовного повреждения

Гнилое дерево, как известно, не дает доброго плода. Разумно будет не верить каким бы то ни было чудотворениям и чудесным явлениям, если вы встретитесь со следующими или подобными признаками:

- Если вам рассказывают или дают почитать литературу о видениях «ангелов», «Бога», «Матери Божией», «откровениях на мытарствах» или в иных сферах (все эти явления, по учению Святых Отцов, принимать нельзя). Таких «визионеров» можно узнать по возбужденному состоянию, по стремлению к «пророчествам». Среди них немало болезненных, истероидного типа женщин.

- Если привлекают обилием чудес. Чудо не может быть критерием веры и истины.

- Если предлагают отвезти иконы «на мироточение». Истинное чудо невозможно «размножить» по воле человека.

- Если пропагандируют самочинные иконы не прославленных Церковью людей, пусть даже «мироточащие». Это грех самочиния и неподчинения Церкви. Знайте, что сектантские и раскольнические издания очень любят «прославлять» такие лжеиконы.

- Если начинают почитать «хранителя» какой-то иконы. Такое человекоугодие греховно и опасно, вы можете стать повинным в разжигании гордыни, тщеславия «хранителя», часто малоцерковного человека.

- Если проявляют хвастовство или превозношение, стремление к созданию «новых молитв», самочинных акафистов.

- Если подозревают всех во вражде, в стремлении умалить их роль, обвиняют священников, не принимающих «чуда», не позволяют передавать иконы в храм, где за ними «не будут так ухаживать» или они там «перестанут мироточить». Никогда подлинные мироточения не прекращались, если икону приносили в церковь!

- Если у кого-то на дому самовольно помазывают маслом или другими веществами, истекающими от икон, не прошедших церковного освидетельствования (такая икона должна находиться только в храме).

- Если стремятся извлечь выгоду из иконы, находящейся в их распоряжении, либо от чудесных явлений, где бы они ни происходили.

- Если болезненно, с возмущением реагируют на простые естественные вопросы (например: «А как относится Ваш благочинный к этому явлению?»).

- Если противопоставляют себя священноначалию, действуют без благословения, либо ссылаются на благословения неких «старцев». Нелишне узнать: а кто благословил самого духовника давать подобные благословения? Никакой священник не имеет права дать благословение на то, что противно церковному учению.

- Если вам предлагают съездить в специально организованную поездку к «старцу», «блаженному», чтобы предсказать вашу жизнь, если говорят, что без «старцев» спастись сейчас нельзя.

- Если вас приглашают на непонятно кем организованные крестные ходы, о которых неизвестно священноначалию. Надо знать, что истинно церковный человек не пойдет самовольно крестными ходами по России.

- Если вас пытаются приобщить к «особому служению», к «спасению» России или Церкви.

Все, что от лукавого, то всегда вызывает нездоровое волнение, потерю трезвомыслия, нормальной оценки окружающей действительности.



Яндекс.Метрика

На главную страницу