Газета Новосибирской епархии
Русской Православной Церкви
издается
по благословению
Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа
Новосибирского и Бердского
|
МОЛОДЕЖНЫЕ СТРАНИЦЫ
Мы вместе идем по дороге в Храм
Самое
известное место встречи православной молодежи Новосибирска –
Вознесенский кафедральный собор. Но в городе есть еще один
храм, в котором собираются молодые люди. Встречи в храме в
честь иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая» на улице
Народной, 75, возникли немного позднее встреч в Вознесенском
соборе, да и людей там пока не так много. Но сейчас это
единственный из рядовых храмов, в котором проводятся
православные молодежные встречи.
В 2002 году священник Димитрий Сальников предложил
настоятелю собора протоиерею Андрею Федорову организовать
при храме молодежные встречи, наподобие тех, что проводились
им в Куйбышеве. На его призыв вначале откликнулось всего 3
человека, но первая встреча все-таки состоялась. А через
несколько недель, благодаря активной работе молодежи и
священников, пришло значительно больше молодых людей,
прихожан этого храма.
Первые встречи проходили в нижнем храме, который освящен во
имя святого Иоанна Русского, но вскоре он перестал вмещать в
себя всех желающих пообщаться. Сейчас ребята встречаются в
помещении детской воскресной школы, которое находится на
территории церкви.
В первый год за чаепитием отец Димитрий беседовал с
молодежью на определенную тему. Затем ребята выдвинули новую
идею: приглашать в гости священников и интересных людей из
других храмов. Первым из них стал протоиерей Александр
Реморов. Каждый гость приезжал со своей темой для беседы,
рассказывал о том, что ему близко. Это могли быть не только
священники или известные своей деятельностью в Церкви
прихожане, но и молодежь из других приходов.
Много встреч
было посвящено культуре. Например, ребята затронули такие
темы как «Духовные основы современной культуры», «Находится
ли современная культура в кризисе?», «Христианский взгляд на
культуру постмодернизма». Было несколько
музыкально-поэтических вечеров, молодые люди даже собрались
за круглым столом, чтобы обсудить тему «Христиане и
современная музыка». Но особенно много проводилось именно
духовных бесед, касающихся нашей повседневной жизни: «О
Таинстве исповеди и покаянии», «Мы и современное
богослужение», «Человек в посте», «О молитве». Было
несколько особенно интересных встреч, на которых
обсуждались, например, нравственные уроки академика
Лихачева, темы «Христиане и толерантность», «Святые отцы и
современность», «Гоголь и Православие». Особенно всем
запомнилась ролевая игра «Судебные слушания по поводу
законности преподавания основ православной культуры в школе»
и обсуждения на тему современной моды.
Со временем часть обязанностей по организации встреч
молодежь взяла на себя. Ребята стали сами проявлять
инициативу, самостоятельно готовить материалы, приглашать
гостей и делиться своими знаниями с друзьями.
Большинство православных молодых людей начали приводить на
встречи своих неверующих друзей, некоторые из которых
заинтересовывались и потом приходили сюда снова. Именно
здесь многие из них впервые открыли Евангелие и услышали
слово Божие.
Постепенно сформировалась традиция: один раз в месяц на
встречах смотреть фильм, а затем обсуждать его. Наибольший
интерес вызвали «Сталкер» и «Миссия», а перед новым, 2007-м
годом небольшой компанией посмотрели кинофильм «Остров». На
праздник святых Жен Мироносиц ребята прослушали видеолекцию
диакона Андрея Кураева «Женщина в Церкви».
С августа 2006 года духовником молодежных встреч является
иерей Владимир Стеблев. Он всегда присутствует на них. А
организатором их сегодня является Алексей Широких, один из
трех молодых людей, впервые пришедших на встречи в октябре
2002 года.
Ребята сдружились настолько крепко, что общения лишь по
воскресеньям им стало уже недостаточно. Они стали
встречаться на природе, вместе кататься на лыжах и коньках.
Организованной группой совершили паломничество по храмам и
монастырям Кемеровской области и съездили в Коченево в гости
к местной молодежи. Но особенно важно молитвенное общение,
поэтому участники встреч стараются вместе посещать
богослужения и причащаться Святых Христовых Тайн.
Один из активистов, Алексей Широких, в 2005 году принял
участие в работе летнего общероссийского православного
молодежного лагеря «Феодоровский городок». Он вспоминал, как
в один из вечеров в лагере состоялась миссионерская игра,
целью которой было научить православных общаться с
невоцерковленной молодежью. Она была организованная для
того, чтобы молодые лидеры сумели затем провести подобную
игру в своих епархиях. На первый взгляд вопросы казались
довольно банальными, но ответить на них грамотно смог не
каждый.
Например, среди них были такие:
- Что же плохого в том, что я выражаюсь по матушке?
Понимаешь, есть люди, которые без мата тебя не поймут. Хотя
может быть это и грех, не знаю.
- Знаешь, я не пойму, почему попы ездят на дорогих
иномарках? На какие деньги они их покупают?
- Слушай, а почему Церковь запрещает отношения до брака?
Если мы друг друга любим, что в этом плохого?
- У меня тяжело болел брат. Мы все за нее молились, свечки
ставили, но это ему не помогло, он умер. Почему?
- Не пойму, зачем каждое воскресенье ходить на службу? Ведь
можно и дома молиться. Да и дел много по выходным бывает.
- Была в храме и услышала, как один священник очень грубо
разговаривал с бабушкой. Меня это очень смутило. Почему в
Церкви бывают такие грубые люди?
-Я - мусульманин,правда, в мечеть хожу очень редко. Мне
кажется, мы верим в одного Бога, просто вы выросли в русской
семье и потому православные, а я в татарской и потому
мусульманин. Могло быть и наоборот. Главное - верить в Бога
и делать добрые дела, а кто ты - православный или
мусульманин - это уже не так важно.
Мнение Алексея ШИРОКИХ: - Молодежные встречи - это
одна, весьма эффективная форма миссионерской работы, наряду
с детской воскресной школой, гимназией, проповедью
священника в учебном заведении. Большинство организационных
вопросов решается самими молодежными активистами, поэтому
проведение встреч не загружает священнослужителей нашего
храма. К слову, участники встреч всегда могут оказать
посильную помощь приходу. Они посещают реабилитационный
центр «Берегиня», но самое главное, что такое неформальное
общение молодых людей между собой помогает им и их пока еще
невоцерковленным друзьям не только прийти в храм, но и
остаться в нем.
Томские заметки
ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО СИБИРИ
«Здравствуй, это звонит Алексей. Ты едешь в Томск?» –
с этого лаконичного вопроса началось мое путешествие.
Пятнадцать человек откликнулись на призыв нашего бессменного
организатора, Алексея Морозова, поехать в начале февраля
2007 года на выходные в гости к томской православной
молодежи. Совсем недавно, перед Рождественским постом,
томичи были у нас, участвовали в традиционной викторине, а
теперь с ответным визитом едем мы – участники православных
молодежных встреч при Вознесенском кафедральном соборе и
Новосибирском государственном университете, в общем –
православная молодежь Новосибирска.
На томском
автовокзале нас уже встречают, обнимаемся со старыми
друзьями, знакомимся с новыми, интересуемся делами. Денис и
Вадим (студенты семинарии, организаторы нашего паломничества
со стороны томичей) проводят нас по центральному проспекту и
набережной, показывая и рассказывая о местных
достопримечательностях. С нами еще несколько семинаристов и
ребята из томского клуба православной молодежи. Мы, конечно,
фотографируемся, интересуемся разными зданиями и
памятниками, приближаемся к семинарии, где нас ждет вкусный
обед.
После обеда едем на гору Каштак – Томскую Голгофу, как ее
здесь называют. На горе возвышается Поклонный крест,
посвященный жертвам репрессий. Он был воздвигнут на этом
месте в 2003 году, и теперь напоминает о минувших кровавых
событиях. В скором времени здесь будет стоять храм в честь
новомучеников и исповедников Российских. Рядом с горой –
овраг, который стал братской могилой для расстрелянных
новомучеников. Среди пострадавших – мученица Татиана
Томская, помогавшая едой и одеждой заключенным знаменитого
«Тюремного замка». В этой же братской могиле почивают мощи
священномученика Ювеналия, архиепископа Рязанского,
сосланного в Томск и расстрелянного в 1937 году.
У креста пропели молебен святым новомученикам. Неподалеку
находится святой источник с названием «Божия роса». Сто лет
назад над родником возвышалась деревянная часовня. Когда к
власти пришли большевики, часовню превратили в пятистенок -
дом на двух хозяев. Со временем дом развалился, а родник был
полностью засыпан гравием. В 2003 году над ключом была
выстроена новая, очень красивая и интересная по архитектуре
часовня.
Напившись сладкой воды из родника, возвращаемся на
набережную, и, миновав несколько переулков, оказываемся у
красивейшего белокаменного храма, залитого бледно-розовым
светом заходящего солнца. Величественный храм в честь иконы
Пресвятой Богородицы «Знамение» является памятником
архитектуры. На этом месте с 1703 года стояла деревянная
церковь, а нынешняя, каменная, была построена в 1810 году. В
начале 20-х годов здание церкви было национализировано, но
богослужения продолжались. В 1935 году церковь закрыли, а на
следующий год снесли купол и колокольню, отдав церковное
здание под зернохранилище. В 70-е годы здесь были гараж и
лодочная станция. В 1992 году развалины храма возвратили
Православной Церкви и он был восстановлен.
В храме три придела: главный – Знаменский, левый – в честь
святителя Николая Чудотворца, а правый – в честь
преподобного Серафима Саровского, точно так же, как и в
Вознесенском соборе Новосибирска. К сожалению, времени у нас
совсем мало, ведь на вечернюю службу мы должны попасть в
Богоявленский собор, что стоит на центральной площади. Нашим
провожатым опаздывать нельзя – они служат иподиаконами у
Владыки Ростислава, архиепископа Томского и Асиновского.
Быстрым шагом
направляемся к Богоявленскому собору. Уже слышен колокольный
звон, прихожане не спеша крестятся и заходят в церковь.
Начинается служба. Два хора – мужской семинарский и
смешанный поют антифонно, что создает особую атмосферу.
Усталые после такого насыщенного дня, все вместе идем к
старому зданию семинарии, где нам предстоит разместиться на
ночлег. У нас еще остаются силы петь песни под гитару, пить
чай, общаться, обмениваться адресами и телефонами. К
одиннадцати часам вечера гости покидают нашу «келью», мы
читаем вечернее правило и - отбой.
Просыпаемся от разнообразного пиликанья будильников, все
вместе молимся. На Литургию идем в Казанский храм
Богородице-Алексеевского мужского монастыря. Морозное утро
бодрит. Приближаемся к собору. Он стоит на пригорке, от
этого выглядит особенно величественно и вызывает какой-то
особенный трепет.
Собор имеет три престола: главный - в честь Казанской иконы
Божией Матери, левый - в честь святых мучеников Флора и
Лавра, правый - в честь Алексия человека Божьего (потому и
называется монастырь Богородице-Алексеевским, по названиям
приделов). Между Алексеевским алтарем и главным – деревянная
рака с мощами праведного Феодора Томского. Со всей России
приезжают паломники в Томск, чтобы помолиться у мощей
праведного старца.
На службе много молящихся. Братский хор поет знаменным
распевом. Какая проникновенность в каждом слове, в каждой
мелодической строке! Служба идет спокойно, неторопливо,
сразу видно – монастырь. Иконы, написаны в рублевском стиле
(Владыка Ростислав выбрал именно этот стиль для большинства
томских храмов). Иконы в сочетании со знаменным пением
придают службе особый, архаичный дух.
Литургия прошла на одном дыхании. Покинув своды собора, мы
двинулись к семинарии, где нас ожидал обед и викторина,
организованная нашими томскими друзьями. Всего в игре
участвовало пять команд: три томские и две наши,
новосибирские. Вопросы были подобраны очень интересно и
разносторонне: раскрывали знание Священного Писания,
церковного Устава, да и просто проверяли умение логически
мыслить. Многие вопросы касались жития старца Феодора, а
также других сибирских святых.
Победила
дружба: первое место разделили томская и новосибирская
команды. Наша вторая команда заняла четвертое место. Хозяева
подарили нам большую икону старца Феодора и январский выпуск
журнала «Фома». Соборно накрываем на стол, готовим чаепитие.
На столах – блюда с разными сладостями и вкусностями. Новые
знакомства, дружеское общение…
Вечером возвращаемся в Богородице-Алексеевский монастырь на
молебен у мощей праведного старца Феодора. Несмотря на
небольшое различие новосибирских и томских распевов, спелись
мы удачно. Раку специально для нас открыли, и прикладывались
мы к самим святым мощам. И так было благостно и светло на
душе, что не хотелось покидать это святое место.
Но время бежит, стрелки часов приближаются ко времени
отправления нашей маршрутной «Газели». Прямо на улице у
вокзала мы поем «Многая лета». Томичи признаются, что еще
никогда никого так не провожали. Вот уже водитель приглашает
занимать места. Последние слова благодарности, сверкание
фотовспышек, рукопожатия. Трогаемся… До новых встреч с
томскими друзьями!
Елена БЕЗМЕНОВА Фото автора и Я. СТАРКОВА
|