Газета Новосибирской епархии Русской
Православной Церкви
издается по благословению Высокопреосвященнейшего
Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского
|
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
Летние православные военно-полевые сборы |
Читателям
«Епархиального вестника», вероятно, нет нужды подробно
рассказывать о деятельности Православных
военно-патриотических сборов «Сибирская застава», проводимых
приходом во имя святой Евфросинии Полоцкой, Центром
военно-патриотического воспитания «Сигнал» и новосибирским
казачеством. Мы неоднократно рассказывали вам о прошедших
летних сборах, о проведении осеннего и зимнего сезонов
«Сибирской заставы» (см.
№ 3—4 за 2007
г.). В приближающемся летнем сезоне 2007 года «Застава»
вновь готова собрать детей, подростков и молодежь для
интереснейшего и полезного времяпрепровождения.
«Сибирская застава» – военно-патриотические сборы. Конечно,
не все наши дети пойдут в армию, но воспитание мужества
нужно христианину обязательно. Есть в «Заставе» основной
«костяк», но ведь приводят мамы и бабушки таких, что аж
плачут потом горючими слезами: «Я не хочу быть мужчиной! Я
хочу быть дизайнером...» А ведь еще в крещении каждого из
нас нарекли «новоизбранным воином Христа Бога нашего».
Протоиерей Валентин Бирюков так и говорит: «Нам всем надо
быть сегодня солдатиками...» Как же не хватает сегодняшним
прихожанам этого воинского духа в борьбе со грехом! Беда
сегодняшнего времени в том, что воспитанием детей как в
школе, так и дома занимаются женщины. И в Церкви (что уж
греха таить) большинство наших прихожан сегодня – женщины.
Отсюда и воспитание (даже христианское) сегодня – чересчур
не мужественное. Вот и не имеет современный человек мужества
бороться со страстями и соблазнами.
А в лагере «Сибирская застава» курсантов встречает четкий
порядок, нравственные нормы, дисциплина, есть даже своя
система наказания. После окончания сезона некоторые дети
откровенно говорят воспитателям: «Да уж... Родители вам,
пожалуй, теперь спасибо скажут». Подросток учится заново
радоваться родительским заботам о себе и плодам своих
трудов.
В «Заставе» нет телевизора и дискотек, но спустя два-три дня
ребята уже вовсю пляшут кадрили. Парни носят преимущественно
«кумуфляж» и «берцы». И девушки находят свое место в
«Заставе». Им,
пожалуй, подчас там даже интереснее, чем парням. К ним
требование одно – никаких коротеньких юбок и шорт. Вначале
это вызывает, как минимум, недоумение, но вскоре некоторые
из них, глядя на своих подруг в русских сарафанах, начинают
целыми днями преследовать директора лагеря, буквально требуя
у него «такое же платье».
Помимо командного состава, инструкторов, медработника,
поваров, значительную нагрузку по работе лагеря несут сами
курсанты. Каждый день назначается суточный наряд: на кухню,
на хозработы, на охрану лагеря.
Здесь
сформировался удивительный для непосвященных людей обычай: в
завершении дня совершается хорошо известный в Церкви Чин
прощения – после вечерней молитвы все, начиная со старших и
заканчивая самым младшими, просят прощения друг у друга за
нанесенные, вольные или не вольные, обиды. Видимо, само
возникновение этого обряда говорит о том, насколько лагерь
приблизился к решению задачи формирования особого,
православного воинского духа.
Присутствие священника, конечно, не ограничивается только
организацией молитвенного правила, ведь главной задачей
преподавания основ воинской православной культуры в лагере
является передача ребятам духовных основ воинского
мировоззрения, сформированного на протяжении более чем
тысячелетней истории нашего государства. Российское воинство
и казачество опытным путем выработали особое воинское
религиозное мировоззрение. А стать полноценным христианином
можно только тогда, когда будешь готов сражаться со своими
страстями, слабостями, бороться с самим собой – за себя
же...
«СИБИРСКАЯ ЗАСТАВА - 2007»
В 2007 году сборы «Сибирская застава» будут проводиться с 1
по 22 июля.
В основу деятельности «Сибирской заставы» в этом году, как и
прежде, будет положен принцип сочетания военных дисциплин и
духовно-нравственного воспитания. Целью работы «Заставы»
станет формирование личности гражданина и патриота на основе
традиционной воинской культуры и духовного наследия нашего
народа. Мы надеемся, как и в прошлом году, проводить занятия
с использованием боевой бронетехники, макетов и оригиналов
оружия, широко использовать «пейнбол». Ожидаем приезда
гостей – автора книги «Все о казачестве» иеродиакона Андрея
Гнеденко из Троице-Сергиевой Лавры, артистов Иркутского
театра народной драмы (руководитель Михаил Корнев),
ветеранов боевых действий и других.
Для желающих участвовать в продолжении освоения
Умревинского острога, Старо-Ельцовская станица проводит
отдельную площадку на его территории. Казаки будут
заниматься строительством стен острога, благоустройством
территории и установленной в сезоне 2005 года часовни Спаса.
В учебно-воспитательную программу сборов входят:
1. Блок военных дисциплин:
– основы тактики разведывательных подразделений спецназа;
– основы разведки подразделений спецназа;
– общая физическая подготовка;
– огневая подготовка;
– основы высотной (горной) подготовки;
– военная топография и ориентирование на местности;
– рукопашный бой;
– основы выживания в экстремальных условиях;
– строевая подготовка;
– военно-медицинская подготовка;
2. Блок духовно-нравственного воспитания:
– основы православной культуры;
– история России и Российской армии;
3. Блок народной культуры:
– народный костюм; – народный танец; – культура и быт;
Кроме того, для девушек программа будет дополнена:
– обучение народным промыслам;
– ведению домашнего быта (домострой) на основе русских
народных традиций.
Учебно-тренировочные занятия проводят опытные
инструкторы, офицеры запаса, ветераны спецподразделений
силовых структур.
Учебные программы оканчиваются зачетами и соревнованиями по
отдельным дисциплинам, а также комплексно в виде военных
игр.
Задачи, которые будут решаться в процессе работы «Заставы»,
включают в себя не только организацию летнего досуга
подростков, но и:
– пропаганду методик традиционного воинского воспитания,
духовно-нравственное воспитание подростков,
– обучение необходимым знаниям, умениям, навыкам для
выживания в экстремальных природных условиях,
– воспитание у подростков любви к своей Родине, родному
краю,
– пропаганду и воспитание в подростках стремления к
здоровому образу жизни,
– допризывную подготовку к службе в Вооруженных силах
России.
Отрадно отметить, что подготовка, полученная курсантами
«Заставы», позволяет им (при желании) рассчитывать на службу
в элитных частях российской армии. Так, двое курсантов «За-
ставы-2006» уже успешно проходят срочную военную службу в
подразделениях спецназа.
Участники сборов должны иметь при себе
– снаряжение, одежду и экипировку, согласно требованиям,
– свидетельство о рождении или паспорт,
– медицинский полис ОМС,
– медицинскую справку о состоянии здоровья,
– страховку или вакцинацию от клещевого энцефалита.
Мы приглашаем в «Сибирскую заставу» парней и девушек с 8 до
20 лет. Тем юношам, которым, возможно, предстоит служба в
армии, уделим особое внимание. Таковым в дальнейшем
постараемся помочь попасть на службу в части со славными
боевыми традициями и духовно окормляемые православным
священством.
Подробности о работе «Сибирской заставы» можно получить на
сайте http://efrosinia.ru. Там же размещена форма
предварительной записи, список необходимых вещей, образец
заявления и прочая документация.
Заявления можно подать в приход святой Евфросинии Полоцкой (МЖК
«Восточный», ул. Лазурная) или в ЦВПВ «Сигнал» (ул.Спартака, 8/6, через переходной мостик от собора
св. благ. князя Александра Невского). Контактные телефоны:
(8 383)223-99-63, 279-18-11, 8 913-901-6965, 8 913-911-8981.
Предлагаем поторопится с выбором – сборы рассчитаны только
на 100 человек.
Председатель
Попечительского совета
«Сибирской заставы»,
священник Димитрий
ПОЛУШИН
Список снаряжения, экипировки и формы одежды
курсантов летних православных военно-полевых сборов
«Сибирская застава – 2007»
1. повседневная форма одежды (камуфляж)
2. рабочая форма одежды (камуфляж)
3. спортивный костюм ветрозащитный
4. костюм спортивный теплый
5. куртка демисезонная (желательно, с капюшоном)
6. дождевик (полиэтиленовый)
7. 3-4 футболки
8. смена нательного белья (3-4 комплекта)
9. армейская обувь (ботинки или сапоги)
10. спортивная обувь (кроссовки, кеды)
11. тапочки или сланцы
12. носки х/б (4-5 пар)
13. носки шерстяные (2 пары)
14. купальный комплект
15. перчатки х/б (10 пар)
16. спальный мешок или теплое одеяло
17. комплект постельного белья
18. средства личной гигиены
19. туалетная бумага
20. репиленты (от комаров и клещей)
21. фонарик
22. спички в герметичной упаковке (3 коробка)
23. сухое горючее (1 упаковка)
24. нож перочинный
25. блокнот (тетрадь), ручка, карандаш
26. компас
27. плащ-палатка (по возможности)
28. котелок армейский
29. фляжка армейская
Церковь и
армия
Там без веры не прожить…
На
войне атеистов нет – эту истину могут подтвердить ветераны
всех войн – от Великой Отечественной до афганской и
чеченской. Сегодня в Церкви можно встретить участников боев
во Вьетнаме, Эфиопии, Йемене, Анголе – отовсюду, куда
советская империя посылала своих бойцов. Но даже и тогда, в
СССР, солдаты в минуты страшной опасности, осознавали вдруг
проснувшуюся в себе веру. Мне как-то рассказывал ветеран,
прошедший Афганистан, о том, как к нему пришла вера, пришла
там, на войне… Эта история, из тех, которых, к сожалению,
ТАМ случается много.
Небольшую досмотровую группу высадили с «вертушек» с задачей
перехватить незначительный караван. Но… караван обернулся
огромной бандгруппой моджахедов, в горах резко испортилась
погода, эвакуация группы оказалась невозможной и ее от
неминуемой гибели отделяла только ночь. А ночью туман оголил
верхушку горы, на которой находился мой собеседник, и он
лежал и смотрел в невероятно звездное небо.
– Вся моя жизнь тогда прошла передо мной, – говорил он мне,
– я вспомнил всех, кого обидел, перед кем лукавил, вспомнил
все, чего не сделал, но обещал… Вспомнил все свои грехи. А
надо мной простиралось это звездное небо и я – под ним…
Наверное, я молился, как сумел. Как же мне было обидно, что
я поздно понял, как никчемно прожил свою жизнь…
Утром погода резко пошла на поправку и наши сумели в
последний момент спасти группу. Не все помнят свои клятвы и
обещания после войны, но там без веры не прожить.
Война в Чечне поразительным образом позволила поруганной,
преданной, казалось бы, забвению вере не только проснуться,
но и проявиться в сердцах многих – от рядовых до генералов.
Об этом читаешь в мемуарах полководцев, об этом узнаешь из
разговоров с бойцами, офицерами, генералами. И радостно
бывает от того, что видишь: ты нужен этим людям. Людям, у
которых такая святая профессия – Родину защищать.
Благо, что сегодня верующий военнослужащий не должен
лукавить и ошибаться – пусть и в малом числе, но
присутствуют сегодня священники в военных частях. Священники
нашей епархии, сотрудники епархиального Отдела по связям с
Вооруженными Силами и правоохранительными органами, не раз
бывали в Чечне – и в первую, и во вторую кампанию, и
сегодня, когда, как говорят официально, активная фаза боевых
действий уже завершилась.
Так и в феврале 2007 года, уже в который раз, состоялась эта
командировка в Северо-Кавказский военный округ. Поездка было
совершена вместе с личным составом военной части, следующим
на смену. Была собрана «гуманитарка» (витамины, носки,
зубная паста, шампунь, карамельки), церковная и
художественная литература, DVD-диски с хорошими русскими
фильмами (и итальянскими комедиями), иконы, нательные
крестики. Еще в поезде – беседы с солдатами и офицерами,
раздача книг – читали, приходили и просили еще.
День простояли вагоны в Астрахани, и мы пошли с офицерами в
город. Поехали в Астраханский Кремль, как думали –
посмотреть музей Стеньки Разина, а оказалось, что сейчас в
Кремле – действующие Успенский собор и надвратная Никольская
церковь. Приложились к мощам угодников Божиих, приняли
окропление святой водой. Местный батюшка с удовольствием
провел по храму, рассказал об удивительной истории этого
величественного собора, показал святыни – мощи святителей
Иосифа (он обличал в измене вора – Стеньку Разина, за что и
был им умучен), Феодосия, обличавшего в свое время
Лжедмитрия, Герасима (он прославлен и в лике Собора
Сибирских святых). На стене, напротив раки с мощами
святителя Герасима – икона новомученика воина Евгения
(Родионова).
Вечером в вагоне слышал «краем уха», как офицеры
рассказывали своим товарищам, «какую экскурсию нам батюшка
организовал»…
Еще через сутки – уже Дагестан, там нас ождали броне-Уралы и
БТРы, на которых доставили прямо в место дислокации отряда
спецназначения «Ермак».
Очень повезло с погодой. Это у нас в феврале сугробы по
пояс, а тут + 16 по Цельсию, солнце, а снег – только на
вершинах и в лощинах. Но что интересно – хитрые чеченские
деревья и не думают распускать свои почки, ждут настоящей
весны. Курорт, правда – в окружении колючей проволоки, ДОТов
с часовыми и растяжек.
В самом Ножай-Юрте – крещение солдат и офицеров, молебен в
благословение «На брань против супостатов», раздача книг,
иконок, беседы. Освятил все место расположения – и жилые
палатки, и штаб, склад, технику, оружие. Приходили и соседи
– из других частей, служил и у них.
С собой в поездку пригласил крестника, казака
Старо-Ельцовской станицы, Михаила Кобцева. Он и на гитаре
играет (провели концерт), и фотограф-профессионал. В каждой
группе – своя баня, в палатках – газовые печки, спутниковые
антенны. Русский солдат умеет устраиваться в любом, самом
неприспособленном, месте с удивительным порядком и
необходимым комфортом.
Быстро пролетели три дня, отслужившие свою смену торопятся
домой. Воины - «краповики», элита спецназа внутренних войск,
фотографируются вместе, видят меня, и: «Батюшка, иди к нам!»
Эта фотография, по правде, стала самой большой для меня
наградой...
Вновь по пыльной дороге – в Кизыл-Юрт, Астрахань, Волгоград
– домой, в Сибирь.
На вокзале меня встречал мой друг, тот самый «афганец». И он
когда-то так же возвращался «из-за речки», с афганской
войны, домой. Когда же мы все наконец-то возвратимся с этой
долгой войны…
Священник Димитрий ПОЛУШИН,
настоятель прихода во имя святой
Евфросинии Полоцкой
|